Как устроиться на работу по паспорту

Обновлено: 16.05.2024

При приеме на работу наниматель обязан потребовать документы, необходимые для заключения трудового договора . Перечень таких документов установлен законодательством :

1) документ, удостоверяющий личность. Им, в частности, является :

— паспорт гражданина Республики Беларусь;

— вид на жительство в Республике Беларусь;

2) документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу) . К личным документам воинского учета военнообязанных относятся :

— временное удостоверение (взамен военного билета);

— удостоверение об отсрочке от призыва по мобилизации и в военное время (при зачислении военнообязанных на специальный воинский учет);

3) трудовая книжка (за исключением лиц, впервые поступающих на работу, и совместителей).

На заметку
Запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству (приеме на работу, заключении трудового договора (контракта)) производится нанимателем по желанию работника по месту его основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству. Таким документом может быть :
— справка о месте работы, службы и занимаемой должности;
— копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству;

4) документ об образовании или документ об обучении , подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

5) направление на работу в счет брони (для отдельных категорий работников). Законодательством определены категории лиц, для которых местными исполнительными и распорядительными органами организациям устанавливается броня приема на работу .

На заметку
Порядок установления брони для приема на работу определен Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.2006 N 1595. Конкретный размер брони для некоторых организаций утверждается ежегодно местными исполнительными и распорядительными органами;

6) индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ) (для инвалидов).

Обратите внимание!
Признание лица инвалидом осуществляется медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК). Заключение МРЭК об условиях и характере труда, показанных инвалидам, является обязательным для нанимателей . ИПРИ выдаются комиссиями по результатам медико-социальной экспертизы. Форма ИПРИ утверждена постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.07.2011 N 65;

7) декларация о доходах и имуществе. Категории лиц, которые должны представлять декларацию о доходах и имуществе при приеме (назначении) на должность, определяются в соответствии с законодательством ;

8) страховое свидетельство (кроме лиц, впервые поступающих на работу).

На заметку
Если свидетельство социального страхования утеряно, наниматель может принять работника и без предъявления последнего. Однако такое свидетельство необходимо будет восстановить;

9) медицинская справка о состоянии здоровья;

10) другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Прием на работу без перечисленных выше документов не допускается . Лицо, поступающее на работу, обязано предъявить их нанимателю .

Одновременно следует отметить, что некоторые из указанных документов представляются всеми без исключения лицами, устраивающимися на работу (к примеру, документ, удостоверяющий личность). Необходимость представления других зависит от определенных обстоятельств (например, ИПРИ, декларация о доходах).

Обратите внимание!
Запрещается при заключении трудового договора требовать документы, не предусмотренные законодательством .

Вместе с тем в некоторых случаях после представления вышеуказанных документов может быть выявлено несовпадение данных в некоторых из них.

Пример
Гражданка после вступления в брак сменила фамилию. Однако документы не поменяла. При поступлении на работу она предъявила паспорт и диплом, в которых указаны разные фамилии.

В связи с изложенным наниматель вправе потребовать у лица, принимаемого на работу, представления дополнительных документов, например:

— свидетельства о заключении брака;

— свидетельства о расторжении брака.

На заметку
Наниматель вправе при приеме на работу работника запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы . Такая характеристика должна быть выдана ему предыдущими нанимателями работника в течение пяти календарных дней со дня получения соответствующего запроса. Отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристики влечет привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей .

Заявление о приеме на работу не отнесено к документам, которые гражданин при трудоустройстве обязан представить нанимателю. Однако на практике наниматель просит поступающее на работу лицо его написать. Отметим, что согласно законодательству заявление о приеме на работу включается в личное дело работника . В связи с этим такая просьба нанимателя представляется вполне обоснованной.

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора с некоторыми категориями лиц

При приеме на работу лиц от 16 до 18 лет никаких дополнительных документов не требуется . Что касается лиц от 14 до 16 лет, то в данном случае необходимо предъявление письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) . Форма такого согласия законодательством не закреплена. Согласие может быть выражено как в отдельном документе, так и в виде надписи:

— на заявлении о приеме на работу;

— трудовом договоре, заключаемом с несовершеннолетним.

При этом должностному лицу нанимателя, осуществляющему прием на работу, необходимо затребовать документ, удостоверяющий личность родителя (усыновителя, попечителя), а у попечителя дополнительно — документ о назначении попечительства.

При приеме на работу по совместительству к другому нанимателю (внешнее совместительство) работник обязан предъявить следующие документы :

— документ, удостоверяющий личность;

— при приеме на работу, требующую специальных знаний, — документ об образовании или документ об обучении;

— при приеме на тяжелую работу или работу с вредными и (или) опасными условиями труда — справку о характере и условиях труда по основному месту работы.

Полагаем, необходимо также предъявить:

— при необходимости медицинскую справку о состоянии здоровья.

Последствия приема на работу без представления необходимых документов

Прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора, влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин. При повторном совершении в течение года после наложения административного взыскания того же правонарушения размер штрафа возрастает до десяти базовых величин .

На заметку
Размер базовой величины составляет 23 руб. .

Работник, принятый без представления установленных законодательством документов, может быть впоследствии уволен в связи с нарушением установленных правил приема на работу .

Трудовые мигранты востребованы во многих сферах малого бизнеса: от курьерских служб до ресторанов высокой кухни. Иностранцев ценят за высокую квалификацию, а в некоторых случаях — за более низкие требования к зарплате. Но за неправильное трудоустройство зарубежного специалиста государство может оштрафовать. Рассказываем, как оформить иностранца на работу и не потерять деньги.

Три варианта устроить иностранца на работу

Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.

Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.

Трудоустройство иностранных граждан в России регулируют четыре основных закона:

Упрощённый порядок трудоустройства иностранцев

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Работа по патенту

Некоторым иностранцам для трудоустройства нужно предоставить патент. Это документ, который даёт право работать в России. Оформляет его МВД на срок до 12 месяцев. Получить патент могут иностранцы, которым не требуется виза для въезда в Россию. Это жители Азербайджана, Украины, Узбекистана, Македонии, ЮАР, Перу, Аргентины и других стран из списка на Консульском информационном портале.


Как получить патент

Чтобы получить патент, иностранец должен соблюсти следующие условия:

На оформление патента даётся месяц с момента въезда в страну. За это время потребуется:

  • Подтвердить знания русского языка, истории и законодательства России. Пройти экзамен можно в одном из 13 утверждённых институтов и университетов, например в Московском государственном университете или Санкт-Петербургском государственном университете либо в партнёрских организациях вузов.
  • Пройти медосмотр.
  • Сдать отпечатки пальцев.
  • Оплатить подоходный налог (НДФЛ) за один месяц действия патента.
  • Оформить полис добровольного медицинского страхования (ДМС) на весь период работы в России или договор о предоставлении платных медицинских услуг.
  • Подготовить пакет документов: заявление на выдачу патента, удостоверение личности и его нотариально заверенный перевод, миграционную карту, медицинский полис, результаты медкомиссии и экзаменов, фотографии. Все документы направляются в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России или МФЦ.

Если иностранный гражданин подаёт заявку с опозданием (позже чем через 30 дней после въезда в страну), он дополнительно направляет в МВД квитанцию об оплате штрафа — 10–15 тысяч ₽.

Патент выдаётся в течение десяти рабочих дней. После этого у иностранца есть два месяца, чтобы заключить трудовой договор с работодателем и передать его копию в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД. Это можно сделать лично либо заказным письмом.

Трудоустройство иностранца по разрешению на работу

Сложнее всего нанять иностранцев, если им для въезда в Россию нужна виза — например, граждан США, Германии, Франции. В этом случае процедура предполагает следующие три шага.

Шаг 1.

Компания получает разрешение на наём сотрудника-иностранца. Его выдает территориальный отдел по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД России.

Чтобы получить разрешение, работодателю нужно:

  • составить заявление, указав в нём информацию об иностранце, которого планируется трудоустроить;
  • оплатить госпошлину с расчётного счёта компании или ИП. Она составляет 10 тысяч ₽ за каждого иностранца;
  • подать заявление и квитанцию в миграционную службу МВД. Это можно сделать лично, по почте или через сайт Госуслуг.

Заявление рассматривается месяц.

Шаг 2.

Компания получает приглашение для иностранного сотрудника. Для этого нужно предоставить в МВД следующие документы:

  • ходатайство по форме, утверждённой приказом МВД России;
  • копию паспорта будущего работника;
  • гарантийные письма, где работодатель обязуется предоставить иностранному сотруднику материальное, медицинское и жилищное обеспечение;
  • квитанцию об оплате госпошлины — 800 ₽.

МВД рассматривает документы 20 дней и после этого выдаёт компании приглашение для иностранного сотрудника. С ним иностранец может оформить визу в консульстве РФ за рубежом.

Шаг 3.

По прибытии в Россию сотрудник получает разрешение на работу в МВД. Оно выдаётся на срок до трёх лет. Для этого соискатель должен подать в МВД следующие документы:

  • заявление по форме, утверждённой Приказом МВД №637 от 14.08.2017;
  • медсправку об отсутствии у иностранца ВИЧ и инфекционных заболеваний;
  • фото соискателя и копию его паспорта.

Потребуется также оплатить госпошлину — 3500 ₽. Заявку рассмотрят за 15 рабочих дней.

Шаг 4.

После этого компания может заключить со специалистом трудовой договор.

Памятка

Какие документы нужны для заключения трудового договора с иностранным сотрудником.

1. Общие документы для всех иностранных сотрудников

    по месту пребывания;
  • ИНН — его можно получить в районном отделении налоговой по паспорту и временной регистрации,
  • медицинский полис или договор на обслуживание с медицинской организацией — его заключает работодатель,
  • СНИЛС — если у сотрудника его нет, то оформляет работодатель.

2. Различающиеся документы, которые зависят от гражданства сотрудника

Договор составляется на русском языке, но его можно продублировать на родном языке работника.

За что компания может получить штраф

Имя иностранца в трудовом договоре и разрешении на работу или патенте должны совпадать. Иначе в МВД расценят несоответствие как нелегальный наём человека на работу. Размер штрафа за такое нарушение достигает 1 миллиона ₽.

Патент и разрешение на работу действуют только в одном регионе — для работы, например, и в Москве, и в Московской области придётся оформлять документы дважды.


Проверка кандидатов при приеме на работу — важнейший этап при заключении трудового договора между работодателем и работником. Работодателю важно нанять ответственного и грамотного специалиста, а для работника проверка — повод продемонстрировать свои положительные качества, а также знак того, что компания серьезно подходит к выбору сотрудников.

Что такое проверка при приеме на работу

Проверка при приеме на работу — комплекс мер по всесторонней оценке как моральных, так и профессиональных качеств соискателя.

При приеме на работу организации используют такие методы проверки, как:

  • Формальная проверка документов. Включает сверку данных, предоставленных о себе соискателем, с подтверждающими документами, проверку подлинности предъявленных документов. Не секрет, что диплом престижного вуза, к примеру, можно не только получить после нескольких лет обучения, но и купить в переходе метро.
  • Тестирование. Хороший способ для массовой проверки личных и профессиональных качеств большого количества людей. Результаты тестирования обрабатываются быстро, и с их помощью можно составить представление о каждом кандидате. Такая проверка эффективна в сочетании с последующим собеседованием с каждым кандидатом.

РАЗБОР судебного решения от КонсультантПлюс:
Компания предложила соискателю вакантной должности выполнить тестовое задание. Кандидат согласился. Однако в приеме на работу ему было отказано. Специалист обратился в суд с требованием оплатить ему потраченное время на выполнение задания.
Как развивался спор, к какому выводу пришли арбитры и как компании защитить себя от подобных претензий соискателей читайте в К+. Пробный доступ к К+ бесплатен.

Важно! При трудоустройстве в органы полиции, таможни, образовательные учреждения, ФСБ, службу судебных приставов кандидат обязан представить справку об отсутствии судимости, поскольку ч. 1 ст. 65 ТК РФ устанавливает запрет для лиц с судимостью на работу в данных организациях.

Проверкой кандидатов перед заключением договора чаще всего занимается кадровая служба организации совместно со службой безопасности.

Проверка службой безопасности при приеме на работу

Служба безопасности — структурное подразделение организации, которое обязано не допускать нанесения морального или экономического ущерба имуществу компании. Причем не только извне, но и внутри, осуществляя контроль за деятельностью работников. Преступление проще предотвратить, чем ликвидировать его последствия, поэтому служба безопасности активно участвует в проверке кандидатов при трудоустройстве.

Какие действия предпринимает служба безопасности при проверке соискателей? Прежде всего, проверяет подлинность всех предъявленных документов и достоверность указанной информации. Например, чтобы проверить диплом о высшем образовании соискателя, достаточно сделать запрос в соответствующий вуз.

Помимо представленных кандидатом сведений, служба безопасности собирает дополнительные данные о кандидате, чтобы свести к минимуму риск нанесения им ущерба после трудоустройства. Службу безопасности интересует информация о:

  • Судимости и наличии административных правонарушений. Много штрафов от ГИБДД — признак того, что сотрудника не стоит брать на должность водителя.
  • Предыдущих местах работы. При этом важны не только причины увольнения, ведь в трудовой книжке может стоять запись об увольнении по собственному желанию, однако в приватной беседе предыдущий работодатель может пожаловаться на некомпетентность работника или даже мелкие проступки. Служба безопасности проверяет род деятельности предыдущего работодателя и наличие у кандидата связей с конкурирующими компаниями.
  • Медицинских заболеваниях и зависимости от спиртного или наркотиков.
  • Кредитной истории. Большое количество кредитов, тем более просроченных, — признак того, что соискателю не стоит доверять работу с материальными ценностями.
  • Семье работника. Даже если сам работник кристально чист и честен, его близкие родственники могут представлять опосредованную угрозу компании: ради родителей с неблагоприятной кредитной историей или сына, попавшего в дурную компанию и совершившего правонарушение, работник может и сам преступить закон.

Важно! Отказать в приеме на работу человеку с судимостью вы имеете право, только если в отношении вашей компании законодательно утвержден запрет на работу людей с судимостью (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В остальных случаях согласно п. 6 ст. 86 УК РФ и ст. 64 ТК РФ погашенная судимость не является препятствием для трудоустройства.

Для проверки служба безопасности должна использовать открытые источники информации, но, как правило, руководители компаний предпочитают набирать в службу безопасности бывших сотрудников силовых ведомств, которые получают сведения о будущих работниках по своим неофициальным каналам. Открытая информация из соцсетей также рассматривается службой безопасности в качестве дополнения к психологическому портрету кандидата.

Длительность проверки регламентирует руководство фирмы — в зависимости от уровня вакантной должности. Проверка кандидата на должность топ-менеджера компании может длиться несколько месяцев.

Информацию о результатах проверки служба безопасности оформляет в виде докладной записки руководителю. На основании этого документа и информации отдела кадров или кадрового агентства руководство принимает решение о приеме кандидата на работу или отказе.

Как правило, новичку устанавливается испытательный срок, в том числе для того, чтобы служба безопасности могла проверить сотрудника непосредственно на рабочем месте или иметь дополнительное время для более тщательной проверки.

Итоги

Очень важно посвятить проверке соискателей на ту или иную должность как можно больше времени до начала совместной деятельности. Проще отсеять неподходящих людей на этапе собеседования, чем нанять их, ввести в курс дела и обнаружить личную несовместимость или профессиональную непригодность. И чем крупнее фирма или ответственнее должность, тем большие затраты понесет компания, взяв на работу сотрудника, которого спустя пару недель придется уволить.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Проверка кандидатов при приеме на работу — важнейший этап при заключении трудового договора между работодателем и работником. Работодателю важно нанять ответственного и грамотного специалиста, а для работника проверка — повод продемонстрировать свои положительные качества, а также знак того, что компания серьезно подходит к выбору сотрудников.

Что такое проверка при приеме на работу

Проверка при приеме на работу — комплекс мер по всесторонней оценке как моральных, так и профессиональных качеств соискателя.

При приеме на работу организации используют такие методы проверки, как:

  • Формальная проверка документов. Включает сверку данных, предоставленных о себе соискателем, с подтверждающими документами, проверку подлинности предъявленных документов. Не секрет, что диплом престижного вуза, к примеру, можно не только получить после нескольких лет обучения, но и купить в переходе метро.
  • Тестирование. Хороший способ для массовой проверки личных и профессиональных качеств большого количества людей. Результаты тестирования обрабатываются быстро, и с их помощью можно составить представление о каждом кандидате. Такая проверка эффективна в сочетании с последующим собеседованием с каждым кандидатом.

РАЗБОР судебного решения от КонсультантПлюс:
Компания предложила соискателю вакантной должности выполнить тестовое задание. Кандидат согласился. Однако в приеме на работу ему было отказано. Специалист обратился в суд с требованием оплатить ему потраченное время на выполнение задания.
Как развивался спор, к какому выводу пришли арбитры и как компании защитить себя от подобных претензий соискателей читайте в К+. Пробный доступ к К+ бесплатен.

Важно! При трудоустройстве в органы полиции, таможни, образовательные учреждения, ФСБ, службу судебных приставов кандидат обязан представить справку об отсутствии судимости, поскольку ч. 1 ст. 65 ТК РФ устанавливает запрет для лиц с судимостью на работу в данных организациях.

Проверкой кандидатов перед заключением договора чаще всего занимается кадровая служба организации совместно со службой безопасности.

Проверка службой безопасности при приеме на работу

Служба безопасности — структурное подразделение организации, которое обязано не допускать нанесения морального или экономического ущерба имуществу компании. Причем не только извне, но и внутри, осуществляя контроль за деятельностью работников. Преступление проще предотвратить, чем ликвидировать его последствия, поэтому служба безопасности активно участвует в проверке кандидатов при трудоустройстве.

Какие действия предпринимает служба безопасности при проверке соискателей? Прежде всего, проверяет подлинность всех предъявленных документов и достоверность указанной информации. Например, чтобы проверить диплом о высшем образовании соискателя, достаточно сделать запрос в соответствующий вуз.

Помимо представленных кандидатом сведений, служба безопасности собирает дополнительные данные о кандидате, чтобы свести к минимуму риск нанесения им ущерба после трудоустройства. Службу безопасности интересует информация о:

  • Судимости и наличии административных правонарушений. Много штрафов от ГИБДД — признак того, что сотрудника не стоит брать на должность водителя.
  • Предыдущих местах работы. При этом важны не только причины увольнения, ведь в трудовой книжке может стоять запись об увольнении по собственному желанию, однако в приватной беседе предыдущий работодатель может пожаловаться на некомпетентность работника или даже мелкие проступки. Служба безопасности проверяет род деятельности предыдущего работодателя и наличие у кандидата связей с конкурирующими компаниями.
  • Медицинских заболеваниях и зависимости от спиртного или наркотиков.
  • Кредитной истории. Большое количество кредитов, тем более просроченных, — признак того, что соискателю не стоит доверять работу с материальными ценностями.
  • Семье работника. Даже если сам работник кристально чист и честен, его близкие родственники могут представлять опосредованную угрозу компании: ради родителей с неблагоприятной кредитной историей или сына, попавшего в дурную компанию и совершившего правонарушение, работник может и сам преступить закон.

Важно! Отказать в приеме на работу человеку с судимостью вы имеете право, только если в отношении вашей компании законодательно утвержден запрет на работу людей с судимостью (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В остальных случаях согласно п. 6 ст. 86 УК РФ и ст. 64 ТК РФ погашенная судимость не является препятствием для трудоустройства.

Для проверки служба безопасности должна использовать открытые источники информации, но, как правило, руководители компаний предпочитают набирать в службу безопасности бывших сотрудников силовых ведомств, которые получают сведения о будущих работниках по своим неофициальным каналам. Открытая информация из соцсетей также рассматривается службой безопасности в качестве дополнения к психологическому портрету кандидата.

Длительность проверки регламентирует руководство фирмы — в зависимости от уровня вакантной должности. Проверка кандидата на должность топ-менеджера компании может длиться несколько месяцев.

Информацию о результатах проверки служба безопасности оформляет в виде докладной записки руководителю. На основании этого документа и информации отдела кадров или кадрового агентства руководство принимает решение о приеме кандидата на работу или отказе.

Как правило, новичку устанавливается испытательный срок, в том числе для того, чтобы служба безопасности могла проверить сотрудника непосредственно на рабочем месте или иметь дополнительное время для более тщательной проверки.

Итоги

Очень важно посвятить проверке соискателей на ту или иную должность как можно больше времени до начала совместной деятельности. Проще отсеять неподходящих людей на этапе собеседования, чем нанять их, ввести в курс дела и обнаружить личную несовместимость или профессиональную непригодность. И чем крупнее фирма или ответственнее должность, тем большие затраты понесет компания, взяв на работу сотрудника, которого спустя пару недель придется уволить.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: