Как стать незаменимым сотрудником

Обновлено: 18.05.2024

Советы желающим построить карьеру от владельца бизнеса. Я лично очень глубоко уважаю людей, которые нацелены на карьерный рост, а не на открытие своего дела.

Начну с того, что на самом деле незаменимых нет =) А еще с того что я лично очень глубоко уважаю людей, которые нацелены на карьерный рост, а не на открытие своего дела.

На мой взгляд достичь высот в работе по найму зачастую гораздо сложнее, чем просто открыть ИП и заработать на "купи-продай". Когда ты работаешь сам на себя, тебя никто не оценивает. Ты сразу ДИРЕКТОР. И твоя основная задача - решиться, рискнуть, начать и далее нанять людей, которые смогут сделать все за тебя. Если ты строишь карьеру - тебя постоянно подвергают проверкам, аттестациям на профпригодность. Права совершить ошибку у тебя зачастую нет даже в мелочах, иначе ты рискуешь утратить доверие руководства и твой рост может значительно замедлиться. Поэтому очень часто, если человек зарабатывает по найму больше, чем предприниматель средней руки, то это значит, что он гораздо более профессионален, нежели тот самый предприниматель. А профессионализм - это то, за что я всегда буду уважать человека. В любом деле.

Так что же нужно сделать, чтобы построить карьеру? Рекомендации ниже - это не только лично мое мнение, но и мнение многих моих клиентов, других владельцев бизнеса, с которыми мне посчастливилось работать.

Прыжки зайца Если в вашем резюме максимальный срок работы в одной компании составляет не более 2-ух лет, а сам список бывших работодателей превышает 6-7 мест - ваши шансы на карьерный рост в текущей компании снижаются. Руководитель, который знает, что сотрудник не держится на одном месте больше двух лет сто раз подумает, прежде чем назначать его на ответственную руководящую должность.


Требования по заработной плате Это совершенно нормально, что вы хотите зарабатывать больше. Но нет ничего хуже, чем сотрудник, который все время ноет про свою з.п. и постоянно просит ее поднять. Будьте ценным сотрудником, чтобы руководителю было стыдно платить вам столько, сколько он платит сейчас, и поверьте, адекватный руководитель, как только будет возможность, увеличит вашу зарплату. (А с неадекватными лучше не работать). Но лучше всего, если вы попросите привязать заработную плату к результатам работы. Причем как можно сильнее. Пусть у вас будет минимальный оклад, но значительная оплата за результат работы. Результатом может быть объем выполненной работы, качество работы, отсутствие претензий к работе, результат от работы и т.д. Либо целый спектр показателей. Также предлагайте помощь в новых проектах, просите дополнительную работу при условии дополнительной оплаты. Тогда вы напрямую будете влиять на свою заработную плату и просить о ее повышении не придется. А если уж просить о повышении - то о повышении оплаты за тот самый результат, в случае, если считаете, что данный результат стал более качественным или стал приносить больше пользы. Такой подход покажет, что вы нацелены на результат, а это то, что нужно для кандидата на руководящий пост.

Инициатива Хорошие исполнители всегда ценятся. Но для продвижения по карьерной лестнице нужно не только отлично и точно исполнять поручения, но также проявлять инициативу. Тут есть нюансы. Инициатива - это не только умение принять решение в нестандартной ситуации, или предложить это решение руководству, но и готовность полностью взять на себя ответственность за результаты этой инициативы. Даже если за свою инициативу вам в итоге "влетит" от руководителя. А еще необходимо умение отказаться от своей инициативы и довериться решению руководителя, если ваша аргументация его не убедила. При этом сохранять задор и мотивацию продолжать проявлять инициативу в будущем.

Преданность Нет ценнее сотрудника, которого невозможно переманить. Чем дольше сотрудник работает в одной компании, даже если его окружают заманчивые предложения, тем больше шансов, что именно этого сотрудника повысят. Особенно если руководитель понимает, что на данный момент в принципе сотрудника есть чем приманить, и он достоин этого. Узнав, что вас пытались переманить, но не смогли, руководитель конечно не побежит повышать вам заработную плату, т.к. как минимум тогда каждый встречный поперечный сотрудник начнет сочинять сказки о том, как его звали в Гугл. Но поверьте, руководитель в этот момент подумает, а хочет ли он вас терять, тем более вот такого преданного, и сделает выводы, которые в перспективе пойдут вам на пользу. Опять же, если в "голодный год" вы не сбежите, "как крыса с корабля", это также будет плюсом к дальнейшему успеху в данной компании. Выбирайте, чего хотите, быстрых денег здесь и сейчас, или роста и бОльших перспектив, и денег в будущем. Такой же выбор делают бизнесмены, которые решают, хотят ли они "срубить денег" сейчас, минимизировав любые расходы или хотят "срубить" в разы больше, инвестировав сейчас большую часть своей прибыли в развитие бизнеса.

Эмоции Вы можете быть сумасшедшим профи в своем деле, но если при этом переходите на крик, плачете, обижаетесь, дуетесь, нервничаете - и все это на виду у руководства, можете поставить большой крест на карьерных высотах до той поры, пока не проведете работу над собой. А это возможно, поверьте, да и сам факт того, что вы стараетесь и признаете свои минусы - уже будет на 80% смягчением вашей эмоциональности в глазах начальства.

Развитие Хотите более высокую должность? Вырастите сами! Если вы не открыты для обучения, нервно относитесь к повышению квалификации, не читаете книг - спешу вас огорчить, шансы на повышение тают на глазах. Кстати, если даже вы не стремитесь построить карьеру и вам комфортно на вашем рабочем месте, в текущей должности - это может стать проблемой. Во-первых, учиться все равно нужно, хотя бы в рамках специальности. Во-вторых, грамотный руководитель всегда рад желанию сотрудников расти по карьерной лестнице, если только из-за этого желания и отсутствия роста сотрудник не увольняется через 3 года работы. Грамотный руководитель всегда берет сотрудника с той мыслью, что в случае необходимости у него будут "запасные варианты" на руководящий пост.


Командный дух Если вы "идете по головам" для достижения своих целей, есть риск, что об этом рано или поздно узнает руководство, и вы рискуете вылететь со своего поста с треском, да еще и получить негативные отклики. Но если вы разделяете работу и личное, если готовы поддержать своих коллег в трудную минуту, с радостью участвуете в совместных проектах и без проблем взаимодействуете - это будет плюсом при повышении.

Педантичность Рождаете гениальные идеи? Пышете энергией и делаете тысячу дел за день? Тянете на себе сто проектов? При этом делаете опечатки и грамматические ошибки в словах, а при передаче важной информации клиенту отправляете не тот файл? Забываете о важной задаче от начальства? Боритесь со своими минусами, иначе эти, казалось бы, мелочи, могут сильно замедлить ваш рост. Хороший управленец, начальник, исполнительный директор - либо должен быть в меру педантичен, внимателен к мелочам, либо уметь выстроить свою работу так, чтобы его минусы не рождали проблем и вовремя корректировались (коллегами, чек-листами и пр.). Причем вы должны быть даже более педантичны и внимательны, чем ваш руководитель, ведь именно в мелочах он на вас надеется даже больше, чем в серьезных вопросах, которые он, в любом случае пропустит через себя, проконтролирует. А копаться в мелочах и перепроверять за сотрудником - хуже нет для любого начальника.

Системность Вы человек-сторук и полкомпании держится на вас? Все работает, но КАК никто не знает? Опытный владелец бизнеса знает - люди, которые работают хорошо, но не системно - бомба с замедленным действием. Поэтому у вас должна быть четкость во всем, что делаете. Должны быть понятные алгоритмы, планы. Чтобы в любой момент по требованию руководства вы могли рассказать ему, как делаете ту или иную задачу. Чтобы в любой момент, когда руководитель захочет вас повысить и передать вашу текущую работу другому сотруднику - вы смогли бы это сделать быстро, передав своему "приемнику" подробные и понятные инструкции.

Тайм-менеджмент Повторюсь, работать с неадекватным руководителем не стоит. А вот адекватный руководитель всегда понимает, что постоянная занятость, задержки на работе и работа на выходных - гроша, ломанного не стоит. Потому что все, что нужно такому руководителю - это результат. Если вы даете этот результат без затрат дополнительного рабочего времени - значит вы лучше, чем тот, кто дает такой же результат покрывшись синими пятнами и ночуя за ноутбуком. Учитесь управлению временем, учитесь большей эффективности, это полезно и в работе, и в жизни в целом.

Незаменимый работник

Когда отпуск — только мечта

А что будет, если я уволюсь с этой работы? Прекратит ли свое существование организация, где я сейчас работаю и где на мне все держится?

Ну и как? Каков ваш ответ? Правильно. Даже если вы являетесь владельцем бизнеса, ваша организация просто изменит производственный процесс. А увольнение же рядового сотрудника, который сам себя считает незаменимым, пройдет почти незамеченным.

Кстати, настоящая формула Кока-Колы является коммерческой тайной, известной лишь трем основным руководителям компании. Это все своеобразная страховка от неожиданностей жизни.

Незаменимый работник

Я незаменим!

Хотите узнать, являетесь ли вы незаменимым работником? Напишите заявление на отпуск и реально отправьтесь отдыхать. По возвращению обратите внимание на то, как радушно вас приветствуют коллеги и руководство. А если ваш телефон не умолкал и во время отпуска, вы однозначно незаменимый работник. Этот путь самый простой. Есть и другой, довольно рискованный.
Рискованный в том, что есть риск остаться без работы. Ведь руководитель может проанализировать вашу деятельность и сделать вывод, что вы не такой уж и незаменимый работник, коим себя считаете. Но к этому способу есть смысл прибегнуть тем лицам, которые являются разноплановыми и не узкоспециализированными специалистами. Поговорите с руководителем об увеличении зарплаты. Если повысят, значит, вас ценят.

К незаменимым работникам руководитель всегда относит тех, от кого напрямую зависит финансовый успех компании. Тех, кто работает на слаженную организацию основных бизнес-процессов.

Конечно, можно просто работать больше других, успешно брать на себя дополнительные обязанности. Стать трудоголиком без выходных и отпуска. Тогда совсем скоро круг вашей ответственности выйдет за рамки должностной инструкции. Вы станете незаменимым работником. Ведь чтобы вас заменить, нужно будет нанять несколько человек. Но стоит ли этот способ стоит здоровья, которое на него ушло? Вопрос риторический.

Незаменимый работник: Визитная карточка

Именно здесь собственную незаменимость можно сделать уникальной. Такой, что даже в условиях кризиса, аврала, форс-мажора вы сохраните свою должность и востребованность на рынке труда. Стоит с первого дня работы, особенно если вы только приступили в должность на новом месте работы, становиться разноплановым специалистом, а не незаменимым работником узкой специализации. Превратитесь в специалиста не только своего дела. Научитесь и вспомогательной, параллельной профессии к вашей основной.

Как стать этим самым незаменимым сотрудником:

Например, вы журналист. Что происходит с вашим материалом после написания? Его читают литературный редактор, корректор. Его верстает и подбирает к материалу фотографии дизайнер. А теперь представьте ценность журналиста, который не только материал написать умеет, но и освоил остальные из перечисленных профессий. Или же, наоборот, вы дизайнер, который прекрасно владеет словом.
А еще лучше несколькими иностранными языками. Понятно?

На самом деле пространство для самосовершенствования на любой работе является безграничным и ограничивается только нашими собственными установками.

Но случается и так, что вертикального роста в вашей организации ну просто нет. Тогда что? Самосовершенствоваться не нужно? И незаменимым при желании становиться не стоит? Тупик? Отнюдь. Горизонтальная карьера в любой организации является безграничной. И остановится она только там, где этого захотите вы.

Правила незаменимости в команде

Незаменимость имеет свои признаки. Вспомните, к кому чаще обращаются при решении производственных вопросов, а чья должность становится ненужной в условиях кризиса. Если к вам обращаются, значит, именно вы играете ключевую роль и именно вы нужны организации.

И это может касаться не только исполнения обязанностей. Например, незаменимым способно стать лицо, которое сумеет сплотить коллектив, заставить остальных не опаздывать и контролировать производственный процесс. Такой человек окажется действительно незаменимым, даже если он и не является руководителем.

Незаменимый работник


Ведь существует четыре основных типа работников, и в успешной команде они должны быть представлены все.

  1. Во-первых, это лидер, т.е. человек целеустремленный, умеющий настраивать других на успех, знает, чего хочет.
  2. Во-вторых, творческий работник, который не позволит лидеру зайти очень далеко в своих планах или свернуть в сторону. Этот человек генерирует гениальные идеи (или просто хорошие) и способен свернуть горы, чтобы выполнить задание.
  3. В-третьих, системные работники, благодаря которым поддерживаются хорошие отношения в коллективе. Например, лицо, угощает коллег печеньем или делает всем кофе. Именно такие люди удерживают команду сплетением человеческих отношений.
  4. Четвертый тип работника — тот, благодаря которому вовремя выполняются задачи. ЭТИ люди настойчивые, упорные, дисциплинированы в работе.

Каждый имеет свою цену

А в коллективе, который останется, со временем образуется совсем другая корпоративная культура. И сама компания может стать другой.

Набрать новых людей, научить их — это все упущенное время и деньги. А еще неизвестность. Ведь неизвестно, как потом эти люди проявят себя в работе. Придется все делать самому. Поэтому грамотный руководитель держит руку на пульсе и ценит незаменимых. Как? Или введением доплаты к зарплате, свободного рабочего графика или же регулярного корпоративного обучения и индивидуального плана развития. Такое наблюдается тогда, когда ценность работника для компании выше, чем ценность компании для определенного работника.

О минусах незаменимости

В большинстве случаев остальному коллективу приходится мириться с тем, что, например, Тарас опоздал вчера, сегодня, опоздает завтра. Ведь только он один знает, как сверстать журнал или продать место под рекламу. А вот как долго с этим будет мириться руководство… Каждому, кто считает себя незаменимым, стоит помнить: руководителю гораздо проще взять на работу сотрудника, которого хоть и нужно подучить, но который не создает никаких проблем, не так ли?

:)

А вы — незаменимый работник?

Читайте также: