Как стать научным сотрудником

Обновлено: 30.06.2024


В первую очередь, чтобы построить карьеру, необходимо четко для себя понимать, чего именно вы хотите добиться, и при этом реалистично оценивать свои возможности. Как правило, во время собеседования соискатель на вопрос, кем он видит себя через пять лет, теряется и не может дать аргументированный ответ. Напрасно.

Для того чтобы добиться успеха, карьерный путь нужно планировать на несколько лет вперед. Тщательно анализируйте ваши успехи. Отмечайте, чему удалось научиться, а какие скилы вам еще предстоит развить для дальнейшего роста в вашей профессиональной области. Не стоит в пассивном ожидании надеяться, что руководитель вас заметит и сам предложит повышение или увеличит оклад.

Проявляйте инициативу и информируйте руководство о своих успехах сами. Начав переговоры с начальником, четко сформулируйте, в чем состоят ваши достижения и заслуги перед компанией, уделив внимание деталям. Если вы видите нишу, которую могли бы занять, скажите об этом напрямую. Несмотря на то, что практически каждый работник мечтает о карьерном росте, далеко не всем удается быстро продвинуться по карьерной лестнице. Нередко происходит так, что новички продвигаются намного быстрее, чем сотрудники с многолетним опытом. Это зависит от набора личностных качеств каждого человека.

Инициативность

Стоит отметить, что инициатива приемлема только в рамках ваших служебных обязанностей. Предложения по улучшению работы компании в целом останутся без внимания или могут вызвать негативную реакцию со стороны руководства.

Начните с малого. Всегда есть незакрытые вопросы, которые находятся в подвешенном состоянии либо им не уделяется должного внимания из-за нехватки рабочих рук. Советуем сделать упор именно на них: упорядочить, усовершенствовать, определить поэтапный график выполнения, помочь найти ресурсы внутри компании. Такой подход поможет вам заявить о себе.

Обязательно согласуйте с руководителем способ решения задачи и приступайте к ее выполнению. Проявив инициативу, успешно разобравшись пусть даже с незначительными задачами, вы докажете, что на вас можно положиться и вы готовы к более серьезным поручениям.

Профессионализм

Для того чтобы занять высокую должность, необходимо продемонстрировать владение соответствующими навыками. Специалист должен хорошо разбираться в своем деле. Профессионализм в работе — это совокупность высокого уровня ответственности сотрудника и его трудолюбия. Как правило, любознательный и трудолюбивый сотрудник, который стремится к изучению всего нового, быстро продвигается по карьерной лестнице.

Вовлеченность в рабочий процесс

Обращайте внимание на все нововведения и изменения в развитии вашего подразделения. Вероятно, ваша компания планирует внедрение уникальных методик, корпоративных инструкций или нового программного обеспечения. Ваша приоритетная задача — быть максимально погруженным в корпоративный процесс. Для вас это уникальная возможность проявить себя в качестве гибкого и незаменимого сотрудника.

Как правило, коллеги, которые уже не один год работают в вашем отделе, воспринимают все новое как бессмысленную нагрузку, не имеющую прямого отношения к их привычному функционалу. Проявляйте инициативу и берите на себя ответственность за участие в новых проектах, смело предлагайте идеи, которые помогут даже в незначительных деталях улучшить рабочий процесс компании. Таким образом у вас появится шанс выделиться и продвинуться на несколько шагов вперед.

Грамотное планирование

Один из главных принципов профессионального роста — оптимальное распределение времени и личных ресурсов. Сотрудники, владеющие искусством тайм-менеджмента, способны планировать свой рабочий день, распределяя выполнение задач в зависимости от степени их важности. Это полезное качество для любого руководителя — от отдела до всего предприятия. При этом важно отводить время на отдых. Хороший сотрудник знает, что непрерывная работа в конце концов перестанет приносить качественный результат.

Стремление к личностному росту

Для успешного продвижения по карьерной лестнице человеку необходимо обладать высоким профессионализмом, регулярно оттачивая навыки и повышая квалификацию путем посещения различных курсов и тренингов. Если у вас есть стремление к самосовершенствованию и развитию, вы будете полезны компании и станете востребованным специалистом.

Для справки


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы


Наставничество помогает расти в карьере, строить прочные отношения с окружающими и получать удовлетворение от жизни ментору и подопечному. Разбираемся, как работает менторинг, где найти наставника и как им стать

Кто такой ментор и зачем он нужен

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Кто и зачем становится ментором, сколько они получают

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

  • Коуч. Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.

Фото:Nik MacMillan / Unsplash

  • Тренер. Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.
  • Фасилитатор. Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.

Обязанности ментора и менти

Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:

Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.

  • предлагает свою экспертизу и время;
  • фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
  • поддерживает менти словами и действиями;
  • терпеливо и внимательно слушает;
  • дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
  • советует без конкретного алгоритма действий;
  • предлагает поддержку со стороны;
  • хранит договоренности и секреты;
  • уважает время подопечного;
  • открыт, честен, надежен и заботлив.

Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.

  • формулирует цели обучения;
  • выделяет время и силы на свое развитие;
  • открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
  • готовится к каждой встрече;
  • задает вопросы;
  • запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
  • объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
  • уважает и благодарит ментора;
  • готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
  • не разглашает договоренности;
  • уважает время наставника.

Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:

Как работает менторинг — четыре фазы наставничества

Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.


Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.

1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.

Фото:Pexels

2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.

Запись встречи рэпера Diddy со своим наставником — миллиардером Реем Далио. Посмотрите, как ментор дает советы, а подопечный делится мыслями и страхами

На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.

Как стать ментором: необходимые навыки

Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

В модели Филлипс-Джонс для ментора и менти свой набор специальных навыков. Например, ментору нужно уметь управлять рисками и давать честную обратную связь, а менти — быстро учиться и проявлять инициативу

Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.

1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.

Чтобы научиться активно слушать:

  • давайте развернутые ответы и комментарии;
  • не перебивайте наставника;
  • используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
  • интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
  • обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.

Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.

2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.

Чтобы стать надежным:

  • не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
  • выделяйте достаточно времени на встречи;
  • выполняйте свои обещания;
  • уважайте наставников, подопечных и их границы;
  • признавайте и исправляйте свои ошибки;
  • вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;

3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.

Чтобы научиться поощрению:

Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.

Фото:You X Ventures / Unsplash

4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.

Фото:Jo Szczepanska / Unsplash

Чтобы использовать этот навык:

  • узнайте, что для вас важно;
  • определите свои сильные и слабые стороны;
  • выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
  • поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
  • точно опишите ваши способности в текущей ситуации.

Как найти ментора

Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.

Фото:@miguel_photo / unsplash

Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.

Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.

Чтобы менторинг прошел успешно

Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги

    , Брэд Джонсон и Чарльз Ридли , Джон Максвелл . Уильям Странк-младший и Элвин Брукс Уайт , Роджер Фишер и Уильям Ури , Микаэль Крогерус и Роман Чеппелер

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Что такое диссертация и как ее написать?

Кто такой научный сотрудник?

Научный сотрудник – это ученый, осуществляющий научную деятельность (проведение экспериментов и т.д.) в высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах или предприятиях. На эту должность имеют право претендовать лица с высшим профессиональным образованием и ученой степенью (кандидат/доктор наук).

Категории научных сотрудников, их функциональные обязанности

Существует 6 категорий научных сотрудников – это стажер-исследователь, младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший, ведущий, главный научные сотрудники.

Стажер-исследователь

Стажер-исследователь

Эта категория исследователей считается низшей квалификационной должностью научных работников. Претенденты без законченного высшего образования не рассматриваются.

Основные функциональные обязанности:

  • выполнение испытаний, наблюдений, экспериментов, относящихся к предмету исследования под строгим руководством ведущего исполнителя;
  • реализация технического обеспечения для полноценного проведения исследования;
  • выполнение иных поручений руководства подразделения по организации процесса проведения требуемых экспериментов.

Младший научный сотрудник

Данная квалификационная категория – это переходная ступень между стажером-исследователем и научным сотрудником.

Какие должностные обязанности выдвигаются этим работникам?

  1. Выполнение измерений, наблюдений, составление их описаний, формулировка выводов в соответствии с утвержденной методикой проведения исследования.
  2. Составление отчетов, соответствующих теме работы.
  3. Непосредственное участие при процессе внедрения результатов разработок, полученных в ходе проделанных экспериментов.

Научный сотрудник

Должность является связующим звеном между младшим и старшим научным работником.

  • разработка, ведение исследований по отдельным этапам рассматриваемой темы с ответственным исполнителем и без него;
  • сбор, обработка, анализ соответствующей научно-технической информации;
  • участие во внедрении полученных итогов проделанных экспериментов.

Старший научный сотрудник

Работники этого квалификационного уровня находятся между обычным научным и ведущим научным сотрудников.

Что входит в должностные обязанности?

  1. Руководство одной или несколькими группами лиц, занимающихся исследованием, проработкой соответствующих направлений исследований.
  2. Разработка методических рекомендаций, планов проведения требуемых экспериментов.
  3. Самостоятельное проведение сложных исследовательских работ в качестве ответственного исполнителя.
  4. Организация переквалификации/переподготовки научных кадров.
  5. Практическое внедрение полученных результатов исследований.

Ведущий научный сотрудник

Указанная должность расположена между старшим и главным научным работником.

Функциональные обязанности, требования, выдвигаемые к специалисту:

  • научное руководство над проведением экспериментов, исследований по ряду проблем изучаемой отрасли;
  • курирование группы сотрудников по отдельным темам/заданиям, необходимым для поиска решения поставленного вопроса;
  • разработка/доработка научно-технических решений по сложным направлениям рассматриваемого объекта исследования;
  • координация действий/функций помощников/соисполнителей при проведениях требуемых работ;
  • обоснование выбранных направлений новых исследований, разработка методологической базы для их корректного выполнения, внесение аргументированных предложений и т.д.;
  • определение практической реализации, сферы применения полученных результатов экспериментов.

Главный научный сотрудник

Высшая квалификационная должность научных работников, назначающаяся без факта руководства над обособленными структурными подразделениями общеобразовательной организации/предприятия.

Что требуется от специалиста?

  1. Научное руководство по разработке исследований над важными научными проблемами прикладного/фундаментального характера.
  2. Формулировка/разработка новых направлений научных исследований в соответствующей отрасли знаний.
  3. Непосредственное участие в формировании плана работ над решением поставленного вопроса.
  4. Обобщение полученных итогов проведенных экспериментов (проведение экспертизы, практическое внедрение результатов и т.д.)

Как стать научным сотрудником?

Претенденты на вакантные должности научного работника отбираются на конкурсной основе после объективного анализа критериев их деятельности. После периодической аттестации на соответствие занимаемой должности, есть два варианта: дисквалификация специалиста или перевод на другое место работы.

К отбору на должность младшего научного сотрудника допускаются лица с законченным высшим образованием (специалитет, магистратура, аспирантура), научным стажем от 1 года. Научный стаж необязателен, если соискатель опубликовал ряд научных работ в формате журнальных статей, докладов и т.д.

Претендовать на должность научного сотрудника имеют право лица с кандидатской ученой степенью. В случае отсутствия степени, необходим научный стаж от пяти лет, наличие публикаций в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК.

Для претендентов на должность ведущего научного сотрудника выдвигаются следующие требования:

  • степень доктора наук с научным стажем от пяти лет;
  • наличие опубликованных статей в журналах/монографий с присвоением индекса ISBN;
  • степень кандидата наук с научным стажем от десяти лет (рекомендуемое количество опубликованных научных статей – от 10 шт).

Главным научным сотрудником могут стать лица с докторской ученой степенью и званием профессора. Обязательное условие – регулярная публикация научных статей в авторитетных научных изданиях международного уровня, включенных в список ВАК.


В первую очередь, чтобы построить карьеру, необходимо четко для себя понимать, чего именно вы хотите добиться, и при этом реалистично оценивать свои возможности. Как правило, во время собеседования соискатель на вопрос, кем он видит себя через пять лет, теряется и не может дать аргументированный ответ. Напрасно.

Для того чтобы добиться успеха, карьерный путь нужно планировать на несколько лет вперед. Тщательно анализируйте ваши успехи. Отмечайте, чему удалось научиться, а какие скилы вам еще предстоит развить для дальнейшего роста в вашей профессиональной области. Не стоит в пассивном ожидании надеяться, что руководитель вас заметит и сам предложит повышение или увеличит оклад.

Проявляйте инициативу и информируйте руководство о своих успехах сами. Начав переговоры с начальником, четко сформулируйте, в чем состоят ваши достижения и заслуги перед компанией, уделив внимание деталям. Если вы видите нишу, которую могли бы занять, скажите об этом напрямую. Несмотря на то, что практически каждый работник мечтает о карьерном росте, далеко не всем удается быстро продвинуться по карьерной лестнице. Нередко происходит так, что новички продвигаются намного быстрее, чем сотрудники с многолетним опытом. Это зависит от набора личностных качеств каждого человека.

Инициативность

Стоит отметить, что инициатива приемлема только в рамках ваших служебных обязанностей. Предложения по улучшению работы компании в целом останутся без внимания или могут вызвать негативную реакцию со стороны руководства.

Начните с малого. Всегда есть незакрытые вопросы, которые находятся в подвешенном состоянии либо им не уделяется должного внимания из-за нехватки рабочих рук. Советуем сделать упор именно на них: упорядочить, усовершенствовать, определить поэтапный график выполнения, помочь найти ресурсы внутри компании. Такой подход поможет вам заявить о себе.

Обязательно согласуйте с руководителем способ решения задачи и приступайте к ее выполнению. Проявив инициативу, успешно разобравшись пусть даже с незначительными задачами, вы докажете, что на вас можно положиться и вы готовы к более серьезным поручениям.

Профессионализм

Для того чтобы занять высокую должность, необходимо продемонстрировать владение соответствующими навыками. Специалист должен хорошо разбираться в своем деле. Профессионализм в работе — это совокупность высокого уровня ответственности сотрудника и его трудолюбия. Как правило, любознательный и трудолюбивый сотрудник, который стремится к изучению всего нового, быстро продвигается по карьерной лестнице.

Вовлеченность в рабочий процесс

Обращайте внимание на все нововведения и изменения в развитии вашего подразделения. Вероятно, ваша компания планирует внедрение уникальных методик, корпоративных инструкций или нового программного обеспечения. Ваша приоритетная задача — быть максимально погруженным в корпоративный процесс. Для вас это уникальная возможность проявить себя в качестве гибкого и незаменимого сотрудника.

Как правило, коллеги, которые уже не один год работают в вашем отделе, воспринимают все новое как бессмысленную нагрузку, не имеющую прямого отношения к их привычному функционалу. Проявляйте инициативу и берите на себя ответственность за участие в новых проектах, смело предлагайте идеи, которые помогут даже в незначительных деталях улучшить рабочий процесс компании. Таким образом у вас появится шанс выделиться и продвинуться на несколько шагов вперед.

Грамотное планирование

Один из главных принципов профессионального роста — оптимальное распределение времени и личных ресурсов. Сотрудники, владеющие искусством тайм-менеджмента, способны планировать свой рабочий день, распределяя выполнение задач в зависимости от степени их важности. Это полезное качество для любого руководителя — от отдела до всего предприятия. При этом важно отводить время на отдых. Хороший сотрудник знает, что непрерывная работа в конце концов перестанет приносить качественный результат.

Стремление к личностному росту

Для успешного продвижения по карьерной лестнице человеку необходимо обладать высоким профессионализмом, регулярно оттачивая навыки и повышая квалификацию путем посещения различных курсов и тренингов. Если у вас есть стремление к самосовершенствованию и развитию, вы будете полезны компании и станете востребованным специалистом.

Для справки


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Читайте также: