Как школа влияет на выбор профессии

Обновлено: 26.07.2024

Пожалуй, ключевая составляющая интересов, заработка, будущего окружения на годы вперед и многого другого. Речь идет о деле всей жизни. Как же определиться с выбором профессии для ребенка?

Что влияет на выбор профессии?

Сначала предлагаю определиться с факторами, от которых может зависеть выбор школьника:

Таланты, способности, наклонности и интересы

Ставить это во главу угла, когда определяешься с выбором профессии, совершенно правильно.

Востребованность профессии

Финансовые перспективы

Точно не стоит ставить величину будущего заработка в приоритет. Но и вовсе пренебрегать этим тоже не нужно.

Это три самых важных момента, которые нужно учитывать, когда помогаешь ребенку определиться с выбором профессии. Но сколько же времени и сил нужно, чтобы охватить их все и не ошибиться! А ведь ошибка может стоить очень дорого.

Так, интересы и вкусы ребенка, особенно в подростковом возрасте, сильно меняются. Сегодня ему нравится спорт, а завтра он хочет писать книги или изучать природу. Или сначала ему нравилось писать программы, а теперь надоело. И самый распространенный вариант — когда ребенок вовсе не знает, чего хочет. Во всех этих случаях родители могут навязать ему какую-то специальность, которая кажется перспективной именно им. И их можно понять — ребенка надо научить чему-то, чтобы он мог зарабатывать себе на жизнь.

Но ценой такого жесткого решения часто может стать несчастье детей. Если ребенку не будет интересно учиться, он просто бросит вуз или колледж. А это — прямой путь к безработице, депрессии и другим проблемам. Так стоит ли давить на ребенка и делать выбор за него?

Советы близких и рекомендации родных

Как помочь ребенку определиться с выбором профессии? 4 совета

1. Начните с выявления талантов и интересов

Даже тем, кому они кажутся очевидными, советую не пропускать этот пункт — упражнение может выявить новые неожиданные стороны или лучше раскроет имеющиеся.

2. Воспользуйтесь перечнем направлений

Используя список того, что ваш ребенок любит, попробуйте представить, в каком направлении он смог бы это применить. Далее можно брать отдельные специальности и проецировать полученную информацию на них:

  • профессии, связанные с точными науками: физика, химия, математика;
  • творческие профессии: фотограф, дизайнер, реставратор, композитор;
  • социально-гуманитарная направленность: это и профессии в сфере туризма, и политические, и философские, и многие другие;
  • гуманитарные: педагог, журналист, лингвист;
  • военно-спортивные профессии: военные и полицейские, тренеры;
  • IT и digital направленность: от создания программ до продвижения сайтов.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Больше узнавайте о привлекающих ребенка профессиях и погружайте его в рабочую среду. Можно подписаться на блогеров, которые ведут странички на тему своей профессии, подробно освещая свои рабочие будни:

Есть и YouTube-каналы, рассказывающие о специальностях в совершенно разных сферах:

Подводные камни, рутина и самые интересные моменты, наблюдение за самим процессом работы — все это позволит ребенку глубже погрузиться в профессию и понять, привлекает ли она его / ее или нет.

4. Пусть ребенок больше общается со знакомыми взрослыми и студентами

Их надо расспрашивать о работе / учебе. Люди всегда охотно рассказывают о себе и своей деятельности, а заодно могут в красках поведать и о племяннике-моряке, знакомом-стоматологе и т.д.

Не надо бояться ошибок при выборе профессии

Из этой статистики можно сделать вывод, что угадать с профессией, по крайней мере, очень непросто. И не всегда стоит воспринимать учебу, которая не нравится ребенку, как ошибку (за исключением тех случаев, когда ребенок четко понимает, что хочет перепоступить на другой конкретный факультет). Ведь получение любого образования — это определенная общая база знаний, которая, как минимум, развивает мозг и, как максимум, дает глубокие знания в определенной сфере и важное в наше время умение обучаться.

Мой личный опыт

Конечно, было бы намного проще, если бы я прошла профориентационный тест перед тем, как поступать в вуз. Это дало бы мне возможность лучше понимать себя — а значит, лучше понимать, почему я поступаю именно на филфак, а не на какой-то другой факультет. Ведь мы все более осознанно относимся к тому, что делаем, когда осознаем, зачем это делаем. По сути, профориентационные тесты ровно для этого и нужны — ребенок узнаёт не только сферу, в которой может развиваться, но и свои перспективы в ней. Согласитесь, очень классно в 12-13 лет понять, каких высот ты можешь достигнуть, если начнешь усердно работать именно сейчас?

Профориентация в MAXIMUM Education поможет ребенку увидеть не одну, а несколько перспективных сфер. Наши эксперты расскажут ему о том, какое интересное и увлекательное будущее его ждет, и объяснят, какие шаги для этого нужно сделать: отличная учеба, экзамены, вуз или колледж. И за все это вы не заплатите ни-че-го. Приходите на нашу бесплатную профориентацию и подарите вашему ребенку шанс на счастливую и увлекательную жизнь!

Маркетинговое исследование показало, что в своем мнении относительно влияния образования на выбор профессии опрошенные разделились примерно поровну. Опрос проводился компанией MAR Consult в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре среди 970 респондентов в возрасте от 25 до 45 лет.


По специальности не работает около половины горожан (52%).


Половина жителей крупных городов, работающих по специальности - это очень большая доля, особенно учитывая нижеперечисленные причины.

Среди наиболее распространенных причин, по которым горожане не работают по специальности: низкий уровень заработной платы (29%), низкий спрос на полученную специальность (15%), низкая привлекательность полученной специальности для самого специалиста (9%).

Причина Доля
Низкий уровень заработной платы / невыгодно 29%
Нет работы / не взяли на работу 15%
Не нравится профессия / не моё 9%
В декрете 7%
Нет возможности / так сложились обстоятельства 5%
Домохозяйка / безработный 4%
Нет опыта 4%
Сократили в период кризиса 4%
Заканчиваю ВУЗ / сейчас прохожу переквалификацию 3%
Проблемы со здоровьем 2%
Нет возможности самореализации 2%
Работаю в другой отрасли / нашел другую работу 2%
Специальность нужна была только для высшего образования 2%
Не могу совмещать с воспитанием детей 1%
Имею собственный бизнес 1%
Много закрылось предприятий и заводов 1%
Прекрасно осваиваю новые профессии 1%
Сезонная работа 1%
Не знаю 2%

Ксения Маркова, руководитель Исследовательского департамента компании MAR Consult считает: "После выпуска из ВУЗов желающих работать по специальности ждет основное препятствие - ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке столь высока, что трудоустроиться практически невозможно). Человек вынужден искать работу не по специальности".

Что интересно, среди тех кто работает по специальности большинство придерживается мнения, что образование является решающим фактором при выборе профессии, и наоборот, среди неработающих по специальности больше половины тех, кто считает, что образование на выбор профессии не влияет.


"Профиль образования далеко не всегда определяет профессиональный выбор человека. - Комментирует К. Маркова. - Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, к моменту поступления в ВУЗ у многих выпускников школ отсутствует четкое представление о том, чем именно им хотелось бы заниматься. Выбирая специальность, человек не всегда до конца понимает ее суть и не представляет себе работу по специальности (часто это касается "престижных", "модных" специальностей). Нередко на выборе той или иной специальности настаивают родители. По факту так и получается - окончив ВУЗ, человек понимает, что выбрал "не то".

Во-вторых, даже при наличии к моменту поступлении в ВУЗ сформировавшегося представления о желаемой специальности, отнюдь не всегда есть возможность поступить именно в этот ВУЗ / именно на этот факультет. В итоге человек идет туда, куда ему позволяет поступить его уровень знаний, либо материальные возможности.

И в заключение, высшее образование является одним из обязательных требований к соискателям практически на любой работе, связанной с умственным трудом. Высшее образование нужно в принципе, а уж какое именно, для некоторых вопрос второстепенный. Данная категория людей, как правило, выбирает ВУЗы и факультеты, на которые поступить проще всего и никогда не трудоустраивается по специальности".

как выбрать профессию

Выбор профессии влияет на всю дальнейшую жизнь. Задуматься о нем стоит уже в юности: чем старше человек, тем сложнее ему начинать все с нуля. Какие факторы могут повлиять на решение подростка и как не допустить ошибку?

Хочу выбрать профессию: почему это так важно?

Работа, к которой лежит душа – стимул к саморазвитию и карьерному росту, а главное, одно из условий человеческого счастья. Невозможно чувствовать себя счастливым и востребованным, занимаясь нелюбимым делом.

В то же время выбор будущей профессии – один из самых сложных в жизни, поэтому требует особого внимания. Мир стремительно меняется, и нельзя гарантировать, что занятие, которое понравилось ребенку, через 15-20 лет обеспечит ему стабильную денежную работу. Однако основы для самоопределения закладываются именно в школе.

По этой причине Министерство образования уже давно подумывает ввести дополнительный урок по профориентации. И это не лишено смысла: в России около 70% выпускников вузов не работают по полученной специальности. Вероятнее всего, это означает, что в юности многие подходят к ее выбору недостаточно ответственно.

Плюсы раннего выбора профессии

Осознав, чему хочет посвятить себя в будущем, подросток потеряет гораздо меньше времени и сможет приступить к углубленному изучению предметов, которые пригодятся ему для поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение.

Школьник, настроенный на достижение конкретного результата (поступление на желаемую специальность), будет с энтузиазмом готовиться к экзаменам – и у него, вероятно, все получится. А ученик, у которого нет мотивации, будет лениться и выполнять задания спустя рукава.

В юности жизнь дарит больше возможностей для обстоятельного выбора будущей профессии. Разнообразие уроков позволяет подростку осознать, к чему он склоняется больше (во взрослой жизни каждый день пробовать себя в пяти-шести разных делах, скорее всего, уже не получится). Во многих школах формируют профильные классы – таким образом, дети уже в 11-12 лет делают первый шаг к самоопределению.

Старшеклассников регулярно приглашают на образовательные выставки, где знакомят с предложениями различных учебных заведений города и предлагают пройти бесплатные тесты на профориентацию.

как выбрать профессию если не знаешь чего хочешь

Основные проблемы при выборе профессии

Мнение друзей. Старшеклассники часто решают поступать в вуз за компанию с приятелями. Чужому мнению особенно подвержены люди со стереотипным мышлением. Однако выбор профессии без учета своих индивидуальных особенностей – тупиковый путь.

Склонности и темперамент. Объективное представление о своих способностях подросток может получить не только на уроках, но и с помощью специальных исследований, тестирований.

Информированность о профессии. Подросток с большей вероятностью выберет специальность, о которой хорошо осведомлен. Поэтому старшим важно позаботиться о том, чтобы знания школьника о профессиях не оказались искаженными или неполными – тогда его не будет ждать разочарование. Например, ребенку, который хочет стать актером, важно рассказать, что за легкостью выступления на сцене стоят месяцы тяжелого труда.

Важно учитывать и особенности психики. Холерику больше подойдут активные занятия, сангвиник хорош в организаторской деятельности, меланхолику ближе творчество, флегматику – неторопливая, планомерная работа.

Как правильно выбрать профессию: основные советы

Справка: В 2018 году, по данным Министерства просвещения, около 22% абитуриентов решили изучать науки об обществе, 15,6% – инженерию и технологии, еще 15,5% – математику и естественные науки. Гуманитарным наукам отдали предпочтение 11%, медицину выбрали 10,9%.

На первом месте в топе самых востребованных профессий:

программисты и в принципе работники IT-сферы;

инженеры и иные производственные специальности;

специалисты банковской сферы;

медицинские специалисты (врачи).

Определите, чем вам нравится заниматься, и развивайтесь в этом направлении всеми возможными способами (дополнительные занятия, чтение обучающей литературы, курсы).

Прислушивайтесь к мнению окружающих, но не верьте им слепо: ваша судьба должна быть в ваших руках. При этом на месте окружающих не обязательно должны быть родители, пусть это и самые близкие люди. Определиться с выбором помогут, к примеру, учителя, близкие друзья, другие родственники. Очень часто на выбор профессии влияют публичные персоны и разные влиятельные личности.

Выясните, кто больше всего востребован на рынке труда. Если вы уже знаете, какие специальности вам ближе, это поможет сделать четкий выбор (например, журналисту найти работу проще, чем филологу, при этом обе специальности – для гуманитариев).

Соберите данные об учебных заведениях: условиях поступления, длительности обучения, дисциплинах. Ознакомьтесь с отзывами выпускников.

Выбрать будущую профессию можно на специальных курсах профессиональной ориентации, либо сделать это самостоятельно. В любом случае необходимо взвесить все свои сильные и слабые стороны и, исходя из полученных результатов, двигаться в нужном направлении.

Что влияет на выбор будущей профессии: основные факторы, формула профессий

Когда понимаешь механизмы, которые оказывают влияние на выбор профессии, то и сделать такой выбор становиться чуть проще.

На нашем телеграм-канале собрана полезнейшая информация по профориентации. А на другом канале вы найдете выгодные предложения и полезные акции, которые помогут продержаться студенту на плаву.

А сейчас расскажем вам, какие основные факторы влияют на выбор профессии.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Мы уже рассказывали, как тип темперамента и характер влияют на выбор профессии. Сегодня поговорим о более независимых категориях.

На выбор профессии оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы выбора

К внешним социальным факторам выбора профессии относят:

  1. Престиж. Является одним из основных мотивов выбора профессии. Недостаток в том, что на волне тренда может возникнуть переизбыток специалистов. Это негативно скажется на рынке труда в выбранной сфере.
  2. Востребованность. Спрос рождает предложение. Переизбыток предложений сделает профессию менее востребованной. Нельзя забывать и об актуальности: профессии, популярные 10 лет назад, сегодня уже не так востребованы, и наоборот. Поэтому стоит прислушиваться к прогнозам специалистов.
  3. Зарплата. Этот фактор не играет решающей роди при выборе профессии, потому что размер зарплаты зависит от должности, а не от профессии. Высокая заработная плата используется лишь как отражение степени риска. В некоторых случаях на старте может быть высокая зарплатная ставка, но она не будет существенно расти со временем.
  4. Реальные возможности получить работу. Сюда включают возможности поступления на данную специальность, наличие материальных условий.
  5. Мнения и желания близких. Чаще всего речь идет именно о родителях. Данный мотив очень неоднозначный. С одной стороны, взрослые обладают определенным жизненным опытом, которого нет у абитуриента. А с другой – они не обязательно хорошо разбираются в современном рынке труда, его структуре и динамике. Поэтому окончательный выбор должен быть все же за учащимся, который объективно учитывает всю информацию, но принимает решение сам.

Внутренние факторы выбора

Здесь речь идет о возможностях, способностях и интересах самого абитуриента.

Хорошо, когда выбранная профессия совпадает по всем внутренним факторам. Но чаще случается, что выпускник должен чем-то жертвовать. Тогда как выбрать чем? Ведь все аргументы весомые, и расставить приоритеты довольно сложно.

  1. Возможности. В ряде профессий есть строгие ограничения по состоянию здоровья (аллергики не смогут стать химиками, а люди с больным сердцем – летчиками). Некоторые профессии требуют быстрой реакции, слуха, развитых вкусовых рецепторов – все это проверяется специальной аппаратурой, а несоответствие легко выявить. Возможности проявляются на начальном этапе отбора.
  2. Способностивыявляются уже в процессе обучения. Очевидно, что программирование будет плохо даваться человеку, который плохо понимает математику, а актерское мастерство – человеку без видимых актерских талантов. Исключения редки.
  3. Интересытоже важно учитывать при выборе профессии. Соблюдение интересов и комфортные условия гарантируют гармоничное развитие личности и ее общий уровень удовлетворенности. Тому, кто интересуется техникой, едва ли будут интересны артистическая или политическая деятельность. А тот, кто любит поспать подольше, не будет в восторге от графика с 8.00 до 17.00.

Классификация профессий

Нужно учитывать не только внешние и внутренние факторы выбора профессии, но и классификацию, чтобы хорошо ориентироваться во всех предложениях и максимально сузить сферу поиска. Для этого обратимся к типологии Климова:

Типы профессий (по предмету труда) Группы профессий (по условиям труда) Отделы профессий (по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответственность Теоретические

То есть можно разделить все профессии по типу взаимодействия и по предмету труда на:

Есть разные психологические тесты, которые помогут человеку выявить его способности и задатки, если он не может их найти самостоятельно.

По другой классификации для верного выбора профессии нужно обратиться к типологии личности Голланда, согласно которой в человеке всегда будет один доминирующий тип, но при использовании стратегии 2-х и больше типов человек может приспособиться к условиям.

Вот как выглядит типология личности Голланда:

Тип личности Содержание деятельности
реалистический Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами
исследовательский Ориентация на поиск
артистичный Ориентация на эмоциональное проявление, самопрезентацию
социальный Ориентация на взаимодействие с людьми
предпринимательский Ориентация на влияние на людей
конвенционный Ориентация на манипулирование данными, информацией

Формула профессии

Формула профессии – это краткое описание главных ее характеристик. Ее важно знать, чтобы правильно и максимально точно отбирать и развивать специалистов.

Есть 4 основные характеристики профессии:

  1. Предмет труда – то, с чем работает специалист: человек – Ч, природа – П, художественный образ – Х, техника – Т, знаковые системы – З.
  2. Цель труда – то, что делает специалист с предметом труда: гностическое (познавательное) – Г, преобразовательное – П, изыскательное – И.
  3. Средства труда – то, чем специалист воздействует на предмет труда: ручные – Р, механические – М, автоматические – А, электронные – Э, функциональные (возможности и функции организма – голос, например) – Ф, теоретические (интеллектуальные) – Т.
  4. Условия труда: бытовой микроклимат – Б, открытый воздух – О, необычные – Н, экстремальные – Э.

Давайте рассмотрим пример применения формулы. Допустим, профессию кассира-операциониста можно описать в ней следующим образом:

Надеемся, что эта информация поможет вам приблизить конечную цель и сделать правильный выбор на основе мотивационных факторов выбора процессии. Ну а получать знания по выбранному направлению поможет сервис студенческой помощи.

Читайте также: