Как сделать запись в трудовой книжке о закрытии ип

Обновлено: 01.05.2024

Дарья Черепанова

Если вы решили приостановить бизнес, выгоднее закрыть ИП, чтобы не платить страховые взносы. Вы всегда можете вновь стать предпринимателем — процедура довольно проста. Затраты на закрытие и повторную регистрацию ИП не превышают 1 000 рублей. А один месяц бизнеса обходится в два раза дороже из-за страховых взносов. В статье — пошаговая инструкция о том, как закрыть ИП.

Шаг 1: увольте сотрудников

Заранее сообщите сотрудникам об увольнении. Закон не называет конкретных сроков: они могут быть любыми, если не определены трудовым договором. Принято предупреждать сотрудника об увольнении за два месяца, но если сделать это позже, неприятных последствий не будет.

Чтобы оформить увольнение:

Шаг 2: сообщите в службу занятости

За две недели до увольнения работников сообщите об этом в службу занятости. Специального бланка для уведомления нет, поэтому оформите его в произвольной письменной форме. Укажите должность, специальность и квалификационные требования к работникам, условия оплаты их труда.

Если не сообщить о предстоящем увольнении, могут оштрафовать от 300 до 500 рублей.

Шаг 3: сдайте отчётность и заплатите взносы за сотрудников

До подачи заявления о ликвидации ИП вам предстоит отчитаться за сотрудников и сдать:

  • расчёт по страховым взносам в налоговую
  • отчёт по взносам на травматизм в фонд социального страхования
  • СЗВ-М и СЗВ-стаж в пенсионный фонд

В течение 15 дней после сдачи отчётов заплатите страховые взносы за сотрудников.

У отчёта 6-НДФЛ сроки не меняются: отчитайтесь до 30 апреля, 31 июля, 31 октября, 1 апреля — то есть по итогам периода, в котором вы снялись с учёта. Например, вы закрыли ИП в мае 2021 года, значит, 6-НДФЛ нужно сдать до 31 июля. Но, конечно, можно раньше.

Шаг 4: снимитесь с учета в ФСС

После увольнения всех сотрудников в ФСС нужно предоставить:

— Копии документов, которые подтверждают, что трудовые отношения прекратились: копию соглашения о расторжении договора или копию приказа об увольнении. Причём не по всем уволенным сотрудникам, а только по последнему уволенному.

Если никогда не нанимали сотрудников, подавать заявление в ФСС не нужно.

Шаг 5: снимите с учёта кассу

Другой вариант — ничего не делать. После закрытия ИП, налоговая сама снимет с учёта кассу.

Шаг 6: подайте документы в налоговую

Оплачивать госпошлину не нужно, если подаете заявление через сайт налоговой или МФЦ.

Способы подать заявление:

Шаг 7: заплатите страховые взносы за ИП

Заплатите страховые взносы в течение 15 дней после закрытия ИП.

На практике налоговая может попросить заплатить взносы заранее. Это незаконно, смело ссылайтесь на п.5 ст.432 Налогового кодекса.

Посчитайте страховые взносы с начала года или с даты регистрации ИП в этом году до дня ликвидации ИП включительно.

Они считаются так:

  • Фиксированная часть уменьшится пропорционально дням существования ИП — посчитайте её в калькуляторе взносов.
  • 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей вы посчитаете и заплатите как обычно.

Важно: законом прямо не запрещено уменьшать налог на взносы, оплаченные после закрытия ИП, но на практике с этим возникает много споров.

Самый безопасный вариант: рассчитать примерную сумму страховых взносов и заплатить её до подачи документов о закрытии ИП. А как узнаете точную дату ликвидации — доплатить оставшиеся взносы. В декларации по УСН включить взносы, оплаченные до снятия ИП с учёта.

Ещё один хороший вариант: предварительно уточнить в вашей налоговой, какой позиции придерживаются они. На практике мнения расходятся часто.

Эльба уменьшит налог на взносы, оплаченные и после закрытия ИП, потому что прямого запрета в законе мы не находим.

Шаг 8: заплатите налоги и сдайте декларацию

Если вы на УСН

Заплатите налог и сдайте декларацию до 25 числа месяца, следующего за закрытием ИП. Закрыв ИП 17 мая 2021 года, отчитайтесь за 2021 год до 25 июня.

Помните, что долги перед государством не исчезают вместе с ликвидацией ИП. Поэтому налоги и взносы в любом случае придётся заплатить.

Если вы на патентной системе

Налоговая пересчитает стоимость патента с учётом неиспользованных дней. Срок патента в этом случае — с даты начала действия патента до дня закрытия ИП включительно. Пересчитанную сумму налога можно уточнить в налоговой или посмотреть в личном кабинете ИП.

Предположим, фотограф приобрёл патент на 2021 год за 6448 ₽. Из-за коронакризиса бизнес пришлось временно закрыть. По ЕГРИП дата прекращения регистрации ИП — 31 марта. Тогда стоимость патента составит 1603 ₽ (91 день действия патента / 366 дней в году × 6448 ₽).

Подавать заявление о прекращении деятельности по патенту не нужно. Для пересчёта достаточно заявления о закрытии ИП.

Если после пересчёта стоимости патента образовалась переплата, её можно вернуть. Если получилась недоплата, то остаток нужно заплатить в течение 20 дней после того, как закрыли ИП.

Шаг 9: закройте банковский счёт для бизнеса

Такая обязанность не установлена в законе, но мы рекомендуем это сделать. Сообщать налоговой о закрытии счёта не нужно.

Шаг 10: сохраните документы

Даже если вы перестали быть ИП, налоговая может проверить документы за предыдущие три года. Поэтому сохраняйте акты, накладные, договоры, платёжки, КУДиР и другие документы минимум 4 года.

После закрытия ИП вы можете вернуться к бизнесу в любой момент — зарегистрировать ООО или вновь стать индивидуальным предпринимателем.

Кто может помочь с документами

Есть сервис Документовед — он здорово помогает подготовить документы для закрытия ИП. Правда, для отправки документов онлайн придётся выпустить подпись на носителе или воспользоваться вариантами, о которых мы рассказывали на пятом шаге.

Как закрыть ИП в Эльбе

Эльба поможет сдать декларацию по УСН и посчитает страховые взносы после закрытия ИП.


Статья актуальна на 15.05.2017


Ликвидация предприятия ведет к полному прекращению его деятельности. Вследствие этого трудовые договоры с сотрудниками расторгаются. В этой статье мы приведем пошаговую инструкцию и расскажем, в каком порядке происходит увольнение в связи с ликвидацией организации.

Обратимся к законодательству

Согласно п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут в связи с ликвидацией предприятия. В этом случае трудовые договора расторгаются абсолютно со всеми работниками, включая беременных женщин, одиноких матерей, ветеранов и представителей других групп, пользующихся дополнительными трудовыми гарантиями. Процедура расторжения трудовых отношений с работниками в случае ликвидации предприятия состоит из нескольких шагов, которые мы рассмотрим далее.

Ликвидация предприятия, порядок действий увольнения сотрудников

Шаг 1. Принимаем решение о ликвидации компании

Самостоятельно решение о ликвидации компании принимает только единственный учредитель. Если в ней несколько учредителей, то решение о ликвидации принимается на общем собрании. Решение считается принятым, если за него проголосовали все участники общества. После оформления решения о ликвидации компании все полномочия по взаимодействию с трудящимися переходят к специально сформированной ликвидационной комиссии. Именно она будет управлять фирмой вплоть до момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении существования последней.

Шаг 2. Уведомляем профсоюз

Если на предприятии есть профсоюз, этот орган следует известить о принятом решении. Для этого минимум за три месяца до предстоящей ликвидации предприятия в профсоюз направляется соответствующее уведомление.

Шаг 3. Уведомляем трудящихся


Если происходит ликвидация организации, увольнение начинается с того, что им вручается уведомление об увольнении. Согласно ч. 2 ст. 180 ТК РФ, работодатель обязан предупредить трудящихся о неприятном событии под подпись не менее чем за 2 месяца. Это правило действует в отношении всех сотрудников.

Однако при заключении с гражданином срочного трудового договора на срок до 2 месяцев направление письменного предупреждения происходит за 3 дня до даты сокращения. При договоре на выполнение сезонных работ направление письменного предупреждения происходит за 7 дней.

Документ составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется сотруднику, а второй, на котором последний расписался и указал дату, — остается у нанимателя. Со следующего дня начинается отсчет двухмесячного срока.

Если сотрудник отказывается подписывать документ, работодатель должен составить об этом специальный акт. Акт подписывают представители работодателя и любой другой работник. В этом случае течение двухмесячного срока начинается со дня, следующего за днем составления акта.

По истечении двух месяцев после вручения уведомления работодатель вправе издать приказ об увольнении работника ликвидируемого предприятия. Приказ издается по форме № Т-8.

После того, как работник под подпись ознакомится с приказом, в его трудовую книжку вносится запись о прекращении трудового договора на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Шаг 4. Сообщаем в службу занятости населения о ликвидации фирмы

Не позднее 2 месяцев до даты увольнения специалист, отвечающий за кадровое делопроизводство, готовит и направляет письменное уведомление в территориальное подразделение службы занятости. Согласно Письму Роструда от 26.09.2016 N ТЗ/5624-6-1 уведомление можно оформить в свободной форме, но можно воспользоваться формой (Приложение 2), утв. Постановлением Правительства от 5 февраля 1993 г. N 99.

Шаг 5. Увольняем сотрудников, пожелавших уйти раньше

Далее разрываются контракты с работниками, изъявившими желание уйти из фирмы до истечения 2-месячного срока с момента уведомления. Для этого сотрудник должен обратиться к работодателю с соответствующим заявлением. Такое увольнение — право работодателя, но реализуется оно только при согласии работника.

Работодатель должен выплатить сотруднику денежную компенсацию. Она рассчитывается исходя из его среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до окончания действия 2-месячного срока между уведомлением и датой предстоящего увольнения.

Шаг 6. Увольняем остальных работников

По истечении 2-месячного срока с момента уведомления оформляется единый приказ об увольнении всех работников или отдельные приказы (форма Т-8) — в соответствии с планом-графиком увольнений. С приказом каждый увольняемый сотрудник знакомится под роспись.

Кадровик вносит данные о прекращении рабочих отношений в личную карточку сотрудника и в трудовую книжку. Запись в этом случае будет выглядеть следующим образом:

"Уволен в связи с ликвидацией организации, пункт 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации".

В последний трудовой день работнику выдают на руки трудовую книжку, справку о заработке за последние 2 года и иные документы, связанные с работой. Также в день увольнения сотрудники получают финансовый расчет.

Много вопросов вызывает увольнение беременной при ликвидации организации. Как известно, государство предоставляет будущим матерям и женщинам, воспитывающим малышей, гарантии. В частности, уволить такого работника наниматель по собственной инициативе не имеет права. Но случай с ликвидацией предприятия является исключением, поскольку нет организации — нет и рабочего места. При ликвидации фирмы будущую маму увольняют на общих основаниях. Это значит, что она не имеет никаких назначенных государством льгот и дополнительных компенсаций. Увольнение декретницы в связи с ликвидацией предприятия происходит в том же порядке.

Шаг 7. Оформляем выплаты сотрудникам

Согласно ст. 140 ТК РФ, в последний трудовой день работники ликвидируемого предприятия должны получить:

- заработную плату за фактически отработанные дни;

- компенсацию за неиспользованный отпуск;

- выходное пособие, равное зарплате без учета премий и надбавок (ст. 178 ТК РФ).

Но на этом взаимоотношения сотрудников с работодателем не заканчиваются — в соответствии со статьей 178 ТК РФ выходное пособие выплачивается уволенным работникам еще 2 месяца. Эта гарантия предусмотрена для материальной поддержки уволенных работников до их трудоустройства. Те, кому удастся найти новую работу раньше, с этого момента право на пособие утрачивают.

Срок получения выходного пособия может быть продлен еще на месяц, в случае если бывший сотрудник ликвидируемой фирмы не позднее чем через 2 недели после увольнения обратился в службу занятости, но за отведенные 2 месяца не смог трудоустроиться.

Шаг 8. Предоставляем сведения в военкомат и в ФССП


При наличии в организации работников, в отношении которых действуют исполнительные документы, данные об их увольнении незамедлительно, во избежание штрафа, направляются в территориальное подразделение ФССП, где ведется исполнительное производство. А исполнительные документы подлежат возврату.

Чтобы получить больше информации по этой теме, смотрите вебинар "Увольняем работника: по собственному желанию и без".

Елена Космакова

Для закрытия ИП не нужны уважительные причины: в любое время предприниматель может прекратить деятельность в таком статусе. Для этого потребуется привести в порядок документы, сделать необходимые платежи, а после этого обратиться в ФНС для регистрации прекращения деятельности. Часть действий предприниматель должен совершить до закрытия ИП, остальные шаги можно проделать после закрытия.

Если вы закрываете ИП с помощью фирмы-представителя, вы экономите время, если хотите закрыть ИП самостоятельно — экономите деньги.

Пошаговая инструкция по закрытию ИП в 2021 году

Действия ИП отличаются в зависимости от того, выплачивал ли он вознаграждения физлицам. Придется навести порядок в документах по сотрудникам, если вы хотя бы раз выступали страхователем:

  • у вас есть или были наемные работники, с которыми заключены трудовые договоры;
  • вы заключали с физлицами гражданско-правовые договоры и выплачивали вознаграждение, по которому начислялись страховые взносы.

Если ничего подобного не случалось за время вашей работы в статусе ИП, спокойно пропускайте первый шаг в нашей инструкции.

Шаг 1. Решить вопрос с работниками и фондами

Приготовьтесь к увольнению всех сотрудников, в том числе отпускников, болеющих, беременных и несовершеннолетних. Предупредите их об увольнении письменно в произвольной форме под подпись. Сделайте это за две недели до увольнения, если в трудовом договоре не прописан другой срок.

Составьте приказы об увольнении и записку-расчет. Выплатите сотрудникам зарплату и компенсации за неиспользованный отпуск. Выдайте сотрудникам документы:

  • трудовые книжки с записью об увольнении на основании п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса;
  • справку о заработке за текущий и два предыдущих года;
  • справку 2-НДФЛ за текущий год.

Уплатите страховые взносы и сдайте отчетность по уволенным сотрудникам:

  • РСВ и 6-НДФЛ в налоговую;
  • СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД в Пенсионный фонд;
  • 4-ФСС в Соцстрах.

В течение 15 дней после сдачи отчетов заплатите страховые взносы за сотрудников, которые вы насчитали в РСВ и 4 — ФСС. После увольнения последнего работника, обратитесь в ФСС с заявлением о снятии с учета в качестве работодателя. К нему приложите копии штатного расписания и приказов об увольнении сотрудников.

В Пенсионном фонде можете взять справку о том, что вы предоставили все сведения по сотрудникам.

Шаг 2. Снять онлайн-кассу с учета

Если вы работали с онлайн-кассой, подайте в налоговую заявление по форме КНД 1110062 и приложите к нему отчет о закрытии фискального накопителя. Это можно сделать лично в налоговой, в кабинете налогоплательщика на сайте ФНС или на сайте вашего оператора фискальных данных.

В течение 10 рабочих дней после подачи заявления в бумажном или электронном виде кассу снимут с учета, а вы сможете получить карточку по форме КНД 1110065 с подтверждением этого факта.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Шаг 3. Уплатить госпошлину

В 2021 году госпошлина за закрытие ИП составляет 160 рублей. Ее надо платить, только если подаете документы на бумаге. Реквизиты для оплаты узнайте в отделении ФНС по месту регистрации. Также вы можете сформировать квитанцию для банка или оплатить пошлину безналичным расчетом с помощью сервиса для уплаты госпошлины ФНС.

Подтвердить оплату можно платежным поручением или банковской квитанцией.

Как закрыть ИП. Пошаговая инструкция

Шаг 4. Подать документы в ФНС

Для прекращения регистрации ИП подайте в налоговую квитанцию об уплате госпошлины и заполненное заявление по форме № Р26001 о прекращении деятельности в статусе ИП. В 2020 году форма обновилась, теперь бланк и правила заполнения можной найти в приказе утвержденной ФНС от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@. Заявление заполните на компьютере и распечатайте, либо сделайте это вручную черной ручкой печатными буквами. Также можете приложить справку из ПФР об отсутствии долгов по отчетам, но это необязательно: налоговая сама сделает запрос в фонд.

Подайте документы в налоговую по месту жительства. Это можно сделать одним из способов:

В течение 5 рабочих дней с момента получения документов налоговая наведет о вас справки у ПФР и закроет ИП. После этого можете получить уведомление о снятии с учета и выписку из ЕГРИП. При подаче документов через МФЦ срок увеличивается до 10 дней.

Шаг 5. Уплатить страховые взносы

В течение 15 дней с момента внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности уплатите взносы “за себя” на пенсионное и медицинское страхование. Рассчитайте сумму пропорционально отработанным в году месяцам и дням или воспользуйтесь нашим бесплатным калькулятором для расчета взносов.

Кроме фиксированных взносов заплатите 1% пенсионный взнос от сумму, превышающей 300 000 рублей дохода в году.

Если вы снялись с учета и не заплатили взносы, фонды все равно взыщут их с вас как с физлица.

Шаг 6. Cдать отчетность и заплатить налоги

Срок подачи налоговых отчетов и сумма налога зависят от налогового режима, на котором вы работали.

УСН: подайте декларацию и заплатите налог не позднее 25 числа в месяц, следующий за месяцем закрытия ИП. Отличие от ежегодной декларации по упрощенке одно: на титульном листе поставьте код налогового периода 50.

ПСН: подайте заявление по форме 26.5-4 на перерасчет патента до его завершения. Переплату можно вернуть или зачесть в пользу других налогов. Если вы не подадите заявление, налоговая будет ожидать патентные платежи до окончания действия патента. При неуплате вас переведут на ОСН с момента начала налогового периода, на который выдан патент, доначислят налог и будут ждать отчетность по ОСН.

ОСН: подайте 3-НДФЛ и декларацию по НДС. 3-НДФЛ подайте в течение 5 дней после закрытия ИП, налог уплатите в течение 15 дней. Декларацию по НДС подайте в течение 25 дней после завершения квартала, в котором вы закрыли ИП. Налог уплатите в эти же сроки или разделите на три части и платите в течение трех месяцев до 25 числа.

Шаг 7. Закрыть расчетный счет

После уплаты всех обязательных платежей можно закрыть счета. Заполните в банке заявление, остальное он сделает сам. Часто банки принимают такие заявления в свободной форме в чате техподдержки. Налоговую и фонды о закрытии счета уведомлять не нужно, если он не открыт за рубежом.

Шаг 8. Храните документы

Налоговые документы и КУДиР храните 5 лет после закрытия ИП. Квитанции и платежки по страховым взносам — 6 лет. Документы по сотрудникам — 50 лет.

Если вы закрываете ИП, но открываете ООО, рассмотрите онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата, отчетность через интернет и 3 месяца бесплатной работы для всех новых ООО!

При закрытии ИП есть стандартные шаги по прекращению деятельности: оплата пошлины, заявление, сдача декларации. Но в некоторых случаях налоговая откажет в прекращении регистрации, пока предприниматель не уладит вопросы с Пенсионным фондом или не оформит заявление о прекращении деятельности по всем правилам. Мы составили инструкцию, как закрыть ИП в 2020, чтобы не получить отказ.


Разъяснение Роструда о ведении трудовых книжек

Ответы формируются согласно Вашим запросам:


В указанном вами примере: запись под номером 2 следует сделать:

– графа 1 – порядковый номер записи;
– графа 2 – дата внесения записи;
– графа 3 – сделана правильно (должность… переименована в…)
– графа 4 – приказ №… от… (в данном случае приказ работодателя, а не министерства).

Работодатель должен издать свой приказ во исполнение Указания или приказа Министерства.

Из пункта 27 Правил следует, что исправления в трудовую книжку должен вносить тот работодатель, который допустил ошибку. Но в то же время новый работодатель также может внести исправительную запись на основании официального документа прежнего работодателя. Такими документами могут быть заверенные прежним работодателем копии приказов о приеме и увольнении работника.

Если организация, которая сделала неправильную запись, реорганизована или ликвидирована, исправление должен сделать правопреемник, а в случае ликвидации организации — работодатель по новому месту работы на основании соответствующего документа (например, справки из архива) (п. 27 Правил).

При увольнении все записи, внесенные в трудовую книжку сотрудника за время его работы у работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью организации (кадровой службы) и подписью самого работника (п. 35 Правил). Работник ставит подпись рядом с подписью работодателя или на следующей строке.

3. Если в трудовой книжке перепутаны порядковые номера записей, нужно ли это исправлять и как правильно это сделать? (аналогично предыдущему вопросу)





В них предусмотрено, что если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадают с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа данному гражданину устанавливается на основании свидетельства о браке, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке – в зависимости от того, какие данные и вследствие каких обстоятельств не совпадают.

5. Правомерно ли записи в трудовой книжке заверять не печатью самой организации, а печатью отдела кадров (канцелярии) учреждения?

Работодатель в данном случае – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. У юридического лица существуют различные печати (канцелярия, кадры, финансы и т.д.) Если лицо, уполномоченное заверять трудовую книжку – секретарь или кадровик, следовательно и печать они могут ставить соответствующую своей должности. Она все равно является печатью работодателя.

6. Считается ли ошибкой, если в трудовой книжке имеются расхождения в записях о приеме на работу (с 25 сентября 1968 г.) и об издании соответствующего приказа (17 ноября 1968 г.)?


На основании ст. 68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении, а также о награждении, произведенном работодателем, вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения, и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).


В случае ликвидации организации соответствующую запись должен внести работодатель по новому месту работы на основании соответствующего документа (решения о ликвидации предприятия, приказа или справки из архива). Если после ликвидации предприятия работник больше нигде не работал и не работает, то ему необходимо обратиться в суд для принятия соответствующего решения.

8. Организация реорганизуется в форме присоединения к другой организации, становясь ее филиалом. Работники присоединяемой организации становятся работниками филиала присоединяющей организации. Как следует оформить трудовые отношения с данными работниками? Подлежат ли они увольнению из присоединяемой организации или можно оформить их перевод на работу в присоединяющей организации?

«Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Увольнение возможно только при отказе работника от продолжения работы в связи со сменой собственника либо изменением подведомственности. В случае изменения подведомственности в трудовой книжке делается соответствующая запись – (Предприятие… переименовано в. ).


Ошибкой это не считается, если при увольнении работника в его трудовой книжке после подписи работодателя проставлена печать указанного предприятия.


Роструд в своем письме от 28.08.2008 № 0807-1. ответил на такой вопрос следующее. «Вопросы, связанные с порядком ведения и хранения трудовых книжек, регулируются Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 (далее – Правила ведения и хранения трудовых книжек) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69 (далее – Инструкция).

В соответствии с пунктом 2.2 Инструкции первую страницу (титульный лист) трудовой книжки подписывает лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, после чего ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой впервые заполнялась трудовая книжка.

В то же время полагаем, что отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки при условии, что все записи о трудовой деятельности внесены правильно, не является автоматически основанием для признания трудовой книжки недействительной.

В случае, если печать организации отсутствует и местонахождение организации неизвестно, с нашей точки зрения, работнику для избежания в дальнейшем каких-либо конфликтных ситуаций следует обратиться в архив города, в котором находилась организация, и запросить копию приказа о приеме на работу или другие документы, подтверждающие факт существования данной организации, либо в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта работы в организации, где должна была быть поставлена печать (факта, имеющего юридическое значение). При этом работодатель, в случае обращения к нему, полагаем, должен оказать необходимую помощь.

Таким образом, для целей пенсионного обеспечения после указанного периода времени первичным является наличие сведений индивидуального персонифицированного учета.

В соответствии с п. 6 названных Правил в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации, если имеются документы, оформленные ответствующим образом, подтверждающие период работы до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то в общем трудовом и страховом стаже могут быть учтены периоды работы по этим документам.

Читайте также: