Как сделать дополнительное соглашение к трудовому договору в 1с

Обновлено: 21.05.2024

Новый МРОТ — какие изменения потребуются

Зарплата сотрудника за полностью отработанный месяц не может быть меньше МРОТ (ст. 133 ТК РФ). Это значит, что она может состоять:

  • из оклада, равного или большего МРОТ;
  • из оклада и премий, в сумме не менее МРОТ.

Если зарплата работника состоит только из оклада, меньшего нового МРОТ, она должна вырасти и стать равной этому МРОТ или выше. Поскольку размер зарплаты всегда фиксируется в трудовом договоре и штатном расписании, то ее увеличение, пусть и обусловленное нормами закона, должно найти отражение в указанных локальных документах.

Новый размер МРОТ в России (13 890 рублей) утвержден Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.2022. Рассмотрим, как привести трудовой договор и штатку в соответствие указанному закону, если зарплата работника — чистый оклад.

Доплата до МРОТ: пошаговая инструкция

При увеличении МРОТ нужно в срок до вступления в силу нового значения (в данном случае, до 01.01.2022 года):

  1. Издать приказ об утверждении нового штатного расписания с новым окладом работника, соответствующим новой минимальной оплате труда.

Приказ должен содержать положение об отмене старой штатки с определенной даты (оптимально — о ее отмене в день вступления закона о новом МРОТ в силу, то есть, с 01.01.2022 года).

Смотрите образец приказа о внесении изменений в штатное расписание в связи с увеличением МРОТ в материалах Консультант Плюс (доступ бесплатный).

  1. Заключить с работником дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора.

В тексте соглашения:

  • в новой редакции прописывается пункт трудового договора, устанавливающий размер оклада;
  • фиксируется, когда вступает в силу соответствующая редакция указанного пункта (т. е. день вступления в силу закона о новом МРОТ — 01.01.2022 года).

Смотрите образец допсоглашения к трудовому договору об изменении зарплаты в связи с повышением МРОТ (доступ бесплатный).

Важно правильно исчислить зарплату, основанную на окладе в размере МРОТ в том случае, если работник в расчетном месяце трудится в ночные смены и праздничные дни. Такие переработки не входят в МРОТ.

Ниже перечислены доплаты, которые входят в состав зарплаты, но не включаются в МРОТ:

Выплата

Основание

Штраф за выплату заработной платы ниже МРОТ

За выплату зарплаты ниже МРОТ (при отсутствии уголовно наказуемого деяния) установлена ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа:

  • 10 000 – 20 000 руб. — для должностных лиц;
  • 1 000 – 5 000 руб. — для ИП;
  • 30 000 – 50 000 руб. — для юрлиц.

При повторных нарушениях штраф налагается по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • 20 000 – 30 000 руб. или дисквалификации на срок от года до трех — для должностных лиц;
  • 10 000 – 30 000 руб. — для ИП;
  • 50 000 – 100 000 руб. — для юрлиц.

Если в нарушении есть уголовный состав, наказание гораздо серьезнее — штраф до 500 000 рублей, принудительные работы или даже лишение свободы (ст. 145.1 УК РФ).

Отвечаем на основные вопросы

Нужно ли вносить изменения в локальную нормативку, если работник получает больше МРОТ с учетом премии?

Зарплата за полностью отработанный месяц не может быть меньше МРОТ. Если оклад ниже МРОТ, а оклад вместе с премией — выше, нарушений не будет.

Необходимо внести изменения в штатное расписание и трудовые договоры с работниками, которым увеличивается оклад.

Суды против включения в МРОТ:
- районного коэффициента;
- процентной надбавки;
- доплаты за совмещение профессий (должностей);
- доплата за сверхурочную работу;
- доплаты за работу в ночное время;
- доплаты за работу в выходные и праздничные дни.


Внешняя печатная форма трудового договора для документа 1С ЗУП 3 "ПриемНаРаботу" формирующегося на основе шаблона Word. (протестировано на Зарплата и управление персоналом, редакция 3.1 (3.1.8.112). Работает на веб-клиенте. 26-05-2019 Добавлена внешняя печатная форма печати дополнительного соглашения к трудовому договору для документа "КадровыйПеревод" .

Предлагаю вашему вниманию внешнюю печатную форму трудового договора, формируемого из произвольно настраиваемого шаблона на основе файла Word. Вы сможете скачать собственно файл внешней обработки и пример шаблона договора.

Шаблон из себя представляет обыкновенный документ Word с привычными уже параметрическими вставками вида: [НаименованиеПараметраПодстановки]

Добавляете внешнюю обработку в систему "Дополнительные отчеты и обработки". Подсистема "Печать" добавит у документа "ПриемНаРаботу" дополнительную печатную форму "Трудовой договор (Word Шаблон)", все стандартно.

Вызывая эту печатную форму у конкретного документа, откроется следующее окно


Добавление строки, после ввода наименования шаблона предложит выбрать собственно файл шаблона, после загрузки которого в поле с "Состояние" пропишется "Шаблон загружен" (в противном случае "Загрузите шаблон"). Собственно, после того как шаблон загружен, двойной клик по состоянию "Шаблон загружен" вызывает процедуру формирования файла трудового договора.

Можно воспользоваться так же кнопками: - открыть загруженный шаблон как он есть, - загрузить в текущую строку таблицы шаблонов новый шаблон (перезалить исправленную версию, например), - сохранить текущий шаблон в файл, - сформировать трудовой договор на основе текущего шаблона.

Галочка "Выделять для проверки" по умолчанию стоит - действие ее таково, что те места сформированного документа, в которых параметры шаблона были заменены конкретными значениями будут выделены желтым цветом. Сделано для удобства, чтобы кадровик смог бегло просмотреть критичные места в договоре, а потом распечатать "на чистовую" сняв галочку проверки.


После формирования документа, производится его проверка на оставшиеся в тексте конструкции [ПараметрПодстановки] - они выделяются красным цветом



В этом примере, как-то так случилось, что в шаблоне документа есть параметр [ТрудовойДоговорНомер], но в списке параметров для подстановки в обработке такой параметр отсутствует.

Так же обрабатывается ситуация, когда параметр для подстановки есть и в шаблоне, и в обработке, но само значение, которое должно быть подставлено пустое (например не до конца заполнен сам документ ПриемНаРаботу, и некоторые параметры подстановки оказались пустыми).


Теперь собственно про список параметров подстановки. Параметры и уже вычисленные значения можно посмотреть раскрыв свертываемую группу "Больше информации" (наверно как-то по другому потом ее назову).


слева наименования параметров, которые в тексте word шаблона вы при его подготовке обрамляете в квадратные скобочки: [ТрудовойДоговорНомер].

За формирования списка этих параметров отвечает функция в модуле формы: ДанныеДляПечатиТрудовогоДоговора. Вы можете ее переписать с нуля и создать свой список параметров. Я же ее честно украл в типовой конфигурации 1С ЗУП 3.1 и добавил пару параметров.

ВНИМАНИЕ. Сохранение списка шаблонов происходит при закрытии окна обработки (см. вопрос ниже).

При первом использовании, когда список шаблонов пользователя пуст, подтягивается из макета пример Word шаблона, чтобы можно было протестировать.

В итоге, в обработке сделано так, что если отрытие COM Объекта Word возможно, то все делается через него, если нет - то волшебным образом процедурами и функциями на сервере ковыряемся в формате .docx и получаем тот же самый результат. Через COM Объект удобнее то, что, например, когда открывается сформированный документ, то это новый еще не сохраненный документ и вы можете распечатать и не сохранить его на диск, тогда как через парсинг XML файлов .docx формата обязательно результат сохраняется на диск, а уж потом открывается (если конечно Word установлен), с помощью ЗапуститьПриложение (которое и на веб клиенте работает).

В скриншоте этого нет - добавлена галочка "Формировать на сервере в любом случае (парсинг .docx)" - которая прогоняет подстановку значений параметров шаблона не через COM Объект, а как описано выше, через парсинг *.docx формата, даже если открытие COM Объекта возможно.

P.P.S.

Сохранение списка шаблонов (со сути сохранение настроек обработки) у меня происходит в элементе справочника "ДополнительныеОтчетыИОбработки" (в подсистеме дополнительных отчетов и обработок эта возможность предусмотрена, см. код), а значит нужно обладать правами на добавление и изменение этого справочника. Это наверно не очень хорошо. Поэтому подскажите где почитать - как грамотно организовать сохранение шаблонов у пользователя (явно это будет какое-то ХранилищеНастроек) - нужно хранить соответствие- где ключ - наименование шаблона, а значение - структура, в которой одно из свойств это двоичные данные из word файла шаблона. Может где написано про это простым и понятным языком и с конкретными примерами. Заранее спасибо.

P.P.P.S.

Если на Win компе не установлен Word, то можно сопоставить файл .docx с WordPad, который входит в стандартные приложения windows, и хоть мы обрабатываем .docx парсингом, процедура ЗапуститьПриложение откроет .docx файл в WordPad-е и даже сработает выделение текста цветом. Не знаю какие ограничения есть в этом варианте, но с простыми шаблонами точно все на ура.

26-05-2019 Добавлена внешняя печатная форма печати дополнительного соглашения для документа "КадровыйПеревод" .

Все аналогично, небольшая адаптация для печати дополнительных соглашений в очень ограниченных случаях - никакой универсальности и т.д.

По сути, она создана для того, чтобы облегчить создания печатных ДС для случаев, когда изменен оклад, изменены или должность или подразделение, изменены и оклад и должность или подразделение. Добавлен лишь параметр [ДСДата] (дата дополнительного соглашения, с которого начинаются кадровые изменения), параметры связанные с окладом, подразделением и должностью берутся конечно же из кадрового перевода.

"Внутри" обработки пример шаблона, когда изменен только оклад.

Нужно, в модуле формы обработки скорректировать код процедур ЗагрузитьФайлСДискаВХранилищеНаКлиенте и ЗагрузитьИзФайлаПослеВыбораФайла следующим образом (просто удалите эти процедуры и замените на то что видите ниже):

Марина Крицкая

Трудовой договор — основной документ, регламентирующий отношения между работником и работодателем. Когда в них что-то меняется, это должно находить отражение в договоре. Однако внести изменения в трудовой договор не так просто.

Трудовой договор предполагает четкую структуру и конкретное содержание. О том, каким должно быть это содержание, говорится в ст. 57 ТК РФ.

Содержание включает обязательные для включения в текст трудового договора сведения (о работнике, работодателе, самом договоре), обязательные условия и дополнительные условия.

Для работодателя важно, чтобы в конкретном договоре были отражены все обязательные сведения и условия. Что касается дополнительных условий, то они могут быть любыми, но при этом не снижать гарантии работника.

Чтобы убедиться в соответствии содержания трудового договора нормам Трудового кодекса, нужно:

  • Проверить, все ли обязательные сведения и условия включены в содержание договора.

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ, к обязательным сведениям относятся: ФИО работника; наименование компании; сведения о документах, удостоверяющих личность; ИНН работодателя; сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями (ст. 20 ТК РФ четко определяет, кто может выступать таким представителем); место и дата заключения трудового договора.

Обязательные условия тоже определены в ст. 57 ТК РФ. Это место работы, трудовая функция, дата начала работы, условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, гарантии и компенсации и др.

  • Если оказалось, что какие-то сведения отсутствуют, то нужно дополнить трудовой договор, руководствуясь ч. 3 ст. 57 ТК РФ.

Сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора — с помощью ручки, на любом свободном пространстве. Никакие дополнительные соглашения при этом составлять не нужно.

Что делать, если в трудовом договоре меняются сведения

Работодатели нередко путают обязательные сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 57 ТК РФ, с условиями трудового договора.

В случае, если необходимо изменить сведения, то прежде всего нужно исходить из того, какие именно сведения меняются. Например, если это информация о работодателе, то нет никаких норм, обязывающих в течение какого-то времени или сразу вносить изменения о таких сведениях в трудовой договор.

Нет конкретных рекомендаций о том, как именно вносить изменения в сведения о работодателе. Некоторые это делают через дополнительные соглашения. Но лучше в сам текст договора внести недостающую информацию. Хотя если сотрудников в компании очень много, то логичнее выпустить приложение к трудовому договору.

Если меняются ФИО или паспортные данные работника и сам работник пишет заявление о том, чтобы эти сведения были внесены в трудовой договор, то вы должны выполнить его просьбу. Вот так выглядит Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении фамилии работника.

Как ошибаются работодатели, когда меняют условия трудового договора

На самом деле ошибок и вопросов при внесении изменений в трудовой договор гораздо больше, чем 10. Но есть наиболее распространенные случаи, которые требуют внимания.

1. Усложняют задачу, забывая о том, что все условия можно менять по соглашению сторон.

Соглашение сторон — это первый вариант, который нужно выбирать. При этом, конечно, важны согласие работника (ст. 72 ТК РФ) и наличие факта, что изменение не ухудшает положение работника по сравнению с предусмотренным законодательством.

Не нужно уведомлять работника за 2 месяца. Подготовьте проект дополнительного соглашения к трудовому договору.

2. Забывают об оформлении документов, фиксирующих изменения.

Главный документ, вносящий изменения, — это дополнительное соглашение к трудовому договору. Все остальные документы вроде письменного предложения работникам или письменного заявления от работника — опциональные документы. Важно и то, что не требуется никакого уведомления за 2 месяца.

3. Меняют условие о трудовой функции, что в результате ухудшает положение работника.

Условие о трудовой функции работника можно менять только по соглашению сторон. Ст. 60 ТК РФ прямо запрещает требовать от сотрудника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

Работодатели уверены в том, что при изменении условия трудового договора по инициативе работодателя самое главное — предупредить работника за 2 месяца и предложить ему вакантные должности.

Но на самом деле изменить условия трудового договора по ст. 74 ТК РФ намного сложнее.

Важно оформить приказ по основной деятельности, и в этом приказе четко зафиксировать причины организационного и технологического характера, которые спровоцировали изменения. Это сделать не так просто, так как на практике такие причины часто субъективны.

Суды, как правило, к причинам организационного характера относят реорганизацию и новый отчет о спецоценке, который фиксирует изменившиеся условия труда в результате проведения СОУТ.

Также у работодателя должна быть аргументация, доказывающая, почему он не может сохранить прежние условия.

Только после того, как четко сформулированы причины, собрана аргументация, можно приниматься к составлению формы уведомления работника за 2 месяца.

5. Неправильно составляют уведомление работника об изменении условий трудового договора.

В форме уведомления прописывается, какие условия трудового договора будут меняться и какие причины тому способствуют. И общими словами в данном случае обойтись нельзя.

6. Фантазируют, на какую должность, в случае перевода, работник согласится, а от какой откажется.

Когда изменение происходит по инициативе работодателя, работникам обязательно предлагаются вакантные должности. Но иногда работодатели неправильно трактуют эту норму Трудового кодекса.

Как уточняется в ст. 74 ТК РФ, компания должна предлагать не только вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, но и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.

Многие работодатели задаются вопросом, должны ли они сохранить за работником его зарплату по той должности, на которой ему придется работать в новых условиях. На самом деле не должны.

Вы можете уведомить об изменении условий трудового договора руководителя отдела продаж и предложить ему вакансию курьера. И вы не должны думать о том, что руководитель не пойдет на эту должность. Ваша задача — просто выполнить требования законодательства. А требования таковы, что вы обязаны предложить работнику все имеющиеся в компании вакантные должности, которые соответствуют состоянию его здоровья.

7. Нарушают порядок изменения условий по ст. 74 КТ РФ.

Сначала издается приказ, где четко и подробно прописано обоснование, почему меняются условия трудового договора и какие именно. В этом же приказе рекомендуется объяснить, почему вы не можете оставить прежние условия.

Далее вы за 2 месяца знакомите работника с уведомлением в письменной форме под роспись.

После этого наступает момент, когда нужно в письменной форме предложить вакантные должности. Лучше, если в этом предложении будут не просто представлены названия должностей, но и требования к квалификации, ожидания по зарплате. Более полная информация даст возможность работнику принять взвешенное решение.

Если работник соглашается, то вы оформляете дополнительное соглашение о переводе.

Если работник отказывается или у работодателя нет вакантных должностей, то трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

8. Забывают о выплате в случае увольнения по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Должна быть произведена выплата двухнедельного среднего заработка.

9. Путают перемещение и перевод в связи с изменением условий трудового договора.

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

Определение перевода содержится в ст. 72.1 ТК РФ. Оно подразумевает:

  • изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя;
  • перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

Также работодатели иногда под переводом подразумевают изменение ставки, что тоже неправильно (это изменение режима рабочего времени).

Иногда, когда совместительство становится основным, некоторые работодатели ошибочно относят это к переводу.

10. Неправильно оформляют временный перевод.

Для этого нужно дополнительное соглашение к трудовому договору. Заявление можно брать, а можно и не брать. Помимо допсоглашения нужно выпустить приказ о переводе.

Временный перевод по общим правилам возможен на срок до 1 года. Но если это ситуация на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, тогда перевод нужно заключать не на 1 год, а до выхода на работу отсутствующего работника.

При временном переводе записи в трудовую книжку и в личную карточку работника не вносятся.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Михаил Кобрин

За время работы сотрудника в организации могут поменяться некоторые условия, и тогда прежний договор перестает соответствовать реальности. Приходится изменять текст договора, и сделать это можно только при согласии работодателя и работника (ст. 72 ТК РФ). Изменение договора в одностороннем порядке будет нарушением закона.

Какие пункты договора можно менять

В трудовом договоре есть обязательные (ст. 57.2-3 ТК РФ) и дополнительные (ст. 57.4-5 ТК РФ) условия. Дополнительным соглашением можно менять те и другие.

К обязательным условиям относятся:

К дополнительным условиям трудового договора относятся:

  • уточнения по поводу места работы и рабочего места;
  • испытательный срок;
  • неразглашение служебной или коммерческой тайны;
  • отработка определенного срока после обучения, которое проводится за счет работодателя;
  • допстрахование сотрудника;
  • улучшение жилищных условий сотрудника и его семьи.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Почему заключают допсоглашение, а не новый трудовой договор

Когда меняются условия работы, не заключайте новый ТД, а составьте дополнительное соглашение к нему. Объяснение простое: чтобы заключить новый ТД, придется разорвать старый, а это повлечет прерывание стажа работника, фактически увольнение и новое принятие на работу, внесение записей в кадровые документы и трудовую книжку.

Поэтому закон предлагает работодателям составлять допсоглашения, которые становятся неотъемлемой частью текущего трудового договора. Их может быть несколько. Ответственность за нарушение допсоглашения для обеих сторон — такая же, как при нарушении ТД.

Дополнительное соглашение к трудовому договору

Как заключить дополнительное соглашение

Для смены условий трудового договора работодатель и работник составляют письменное соглашение. Типовой формы для него нет, а значит его составляют в произвольном виде.

  • название и номер документа;
  • дату и номер трудового договора, к которому пишется допсоглашение;
  • дату и место заключения допсоглашения.

В основной части документа укажите:

  • название фирмы-работодателя;
  • должность и ФИО руководителя;
  • должность, ФИО и паспортные данные сотрудника.

После этого внесите по пунктам запланированные изменения. Если речь идет о зарплате, пропишите ее цифрами и прописью.

Обычно одно допсоглашение вносит изменение по одному-двум пунктам основного договора, отменяя прошлую редакцию и вводя новую. Можно увеличить или уменьшить число пунктов ТД или изменить их содержание.

  • При внесении новых пунктов пропишите их подробно.
  • При отмене некоторых пунктов процитируйте их в старой редакции.
  • При изменении текста пунктов пропишите в допсоглашении старую и новую редакции.

Далее пропишите, что не затронутая в допсоглашении часть ТД остается без изменений. Назовите дату, с которой соглашение начинает действовать, и укажите, что стороны пришли к соглашению добровольно. Если одна из сторон хочет прикрепить к соглашению некоторые документы, внесите их в документ в виде отдельного пункта и приложите к нему.

Допсоглашение становится частью трудового договора, поэтому оно составляется и подписывается в двух экземплярах: один для работодателя, второй для сотрудника.

Если в вашей компании есть журнал учета допсоглашений к ТД, внесите в него запись о выдаче сотруднику его экземпляра. Подпись работника в журнале не нужна: она уже будет стоять в дополнительном соглашении.

Какие особые меры принять перед заключением допсоглашения

Есть ситуации, когда перед заключением допсоглашения придется учесть некоторые ограничения. Они перечислены в ТК РФ:

  • перевод работника в другую местность (ст. 72.1);
  • перевод работника на другую должность по медпоказаниям (ст. 73);
  • временный перевод работника на другую работу (ст. 72.2);
  • реорганизация (ст. 75);
  • изменение условий труда (ст. 74).

О части этих изменений работодатель предупреждает работника под подпись за определенный срок, и только при согласии работника заключает допсоглашение.

Ведите кадровый, налоговый и бухгалтерский учет в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис подходит для малого бизнеса, избавляет от авралов и рутины. Первые две недели работы бесплатны.

Иногда приходится вносить изменения в трудовой договор с сотрудником. Повышение в должности, перевод в другой филиал, изменение оклада, изменение названия фирмы — только некоторые причины. В каких случаях заключается допсоглашение, есть ли универсальный образец и как выпустить этот документ, расскажем в нашей статье.

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные

Поговорим о видах удержаний из заработной платы, очередности и ограничениях их размера. Также из материала вы узнаете про типы доходов, из которых удержания не производятся.

Читайте также: