Как рассчитать зарплату руководителя бюджетного учреждения

Обновлено: 11.05.2024

Одна из самых затратных статей бюджета любой организации — фонд оплаты труда. В связи с этим анализ ФОТ позволяет выявить резервы снижения расходов, оптимизировать затраты организации. По результатам анализа фонда оплаты труда корректируют ставки, оклады и расценки, исправляют ошибки, допущенные в начислении заработной платы работникам. Как провести такой анализ, рассмотрим в статье.

СТРУКТУРА ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В состав фонда оплаты труда бюджетной организации включают:

  • прямую оплату труда по установленным окладам за отработанное время по бюджетной деятельности и выполненные работы, оказанные услуги по предпринимательской деятельности;
  • стимулирующие и компенсационные выплаты;
  • выплаты за непрерывный стаж;
  • выплаты за труд в опасных условиях;
  • выплаты за вредность;
  • премии;
  • единовременные поощрительные выплаты;
  • доплату за работу в праздничные дни;
  • надбавки за сверхурочную работу;
  • надбавки за ночную работу;
  • выплаты сотрудникам, принятым по совместительству, оформленным по договорам;
  • гонорары за разовые услуги, консультации;
  • выплаты за непроработанное время, если согласно действующему трудовому законодательству за работником сохраняется зарплата.

КАК АНАЛИЗИРОВАТЬ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников бюджетных учреждений устанавливаются:

  • коллективным договором;
  • нормативными правовыми актами;
  • трудовыми соглашениями;
  • Положением об оплате труда.

Фонд оплаты труда анализа можно анализировать по алгоритму:

Этап 1. Проверяем соответствие фактического фонда оплаты труда запланированному, устанавливаем причины отклонений.

Этап 2. Определяем абсолютное и относительное отклонение по фонду оплаты труда.

Этап 3. Оцениваем соотношение темпа роста средней заработной платы и производительности труда.

Основные источники информации для анализа расходов на оплату труда:

  • данные бухгалтерского учета;
  • оперативно-технические отчеты организации;
  • данные отдела кадров, отдела труда и заработной платы.

Рассмотрим, что нужно делать на каждом этапе.

ПРОВЕРЯЕМ СООТВЕТСТВИЕ ФАКТИЧЕСКОГО ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ЗАПЛАНИРОВАННОМУ, УСТАНАВЛИВАЕМ ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ

По видам начислений

Проанализируем и сопоставим фактический фонд оплаты труда по видам начислений с плановыми показателями и определим причины отклонений. Для этого сформируем свод начисленной заработной платы (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение фактических показателей с плановыми по видам начислений за первый квартал 2021 г., руб.

Вид начислений

План

Факт

Отклонение (перерасход +/экономия –)

162 Дополнительный отпуск

157 Персональная надбавка

170 Средний заработок за неотработанное время

280 Больничный лист за 3 дня

199 Районный коэффициент

115 За работу в праздничные дни

Вознаграждение по гражданско-правовым договорам

Из таблицы 1 следует, что по организации получилась экономия фонда оплаты труда в сумме 62 852,71 руб.

Сопоставление плановых назначений и фактически начисленных показателей говорит о том, что оплата по окладам составила экономию в размере 64 785,04 руб. за счет ушедших в декрет сотрудников (вакантные ставки). Эта причина повлияла и на снижение доплат за квалификационную категорию (экономия — 11 069,88 руб.) и стаж (экономия — 12 771,10 руб.).

Экономия получилась по основному отпуску (2262,69 руб.) и дополнительному отпуску (1240,10 руб.).

Фактические начисления среднего заработка за неотработанное время создали перерасход на 43 470 руб. Причина в том, что в плане не предусмотрели учебу сотрудницы по повышению квалификации.

Запланированный фонд оплаты по договорам гражданско-правового характера соответствует фактическому исполнению.

В целом за первый квартал 2021 г. получилась небольшая экономия. Тем не менее из сложившихся позиций по начислениям нужно выяснить причины отклонений по экономии и перерасходу, учесть их при последующем планировании или скорректировать план до конца финансового года.

По каждому сотруднику

Анализировать ФОТ целесообразно не только по видам начислений, но и отдельно по каждому сотруднику. Выявив ошибки, корректируют ставки, оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты.

Сделаем анализ ФОТ по сотруднику организации Крылову О. П. и выясним причины перерасхода. Обратимся к табл. 2.

Таблица 2. ФОТ сотрудника Крылова О. П., руб.

Наименование составной части зарплаты

Фактически начислено

Размер начисленной зарплаты, который должен быть по плану

При установлении системы оплаты труда в федеральных государственных учреждений необходимо учитывать положения Постановления Правительства РФ № 583 [1] (далее – Положение № 583). С 31.01.2014 вступило в силу Постановление № 20 [2] , которое внесло изменения в указанное положение.

В связи с этим в статье рассмотрим новшества, которые касаются особенностей установления системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений.

Постановление Правительства РФ № 583 в силу внесенных изменений распространяется не только на федеральные бюджетные и казенные учреждения, но и на федеральные автономные учреждения. Кроме этого, теперь соответствующее положение не распространяется не только на гражданский персонал воинских частей, федеральных учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ № 583 и иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, но и на работников федеральных государственных учреждений, в которых нормативными правовыми актами Правительства РФ определен иной порядок установления систем оплаты труда.

Что нового в установлении системы оплаты труда?

Согласно п. 2 Положения № 583 системы оплаты труда работников федеральных учреждений устанавливаются с учетом:

  • Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
  • Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
  • государственных гарантий по оплате труда;
  • перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822;
  • перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждениях. В настоящее время такой перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818;
  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действуют Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11;
  • мнения представительного органа работников.

Кроме этого, Постановлением № 20 в Положение № 583 внесен новый п. 2 (1), согласно которому:

  • системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Минтрудом. Отметим, что указанные примерные положения носят рекомендательный характер для указанных типов учреждений;
  • системы оплаты труда работников федеральных казенных учреждений устанавливаются положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, по согласованию с Минтрудом. Указанные положения носят для федеральных казенных учреждений обязательный характер.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплаты компенсационного характера устанавливаются, как и раньше, руководителем, но в соответствии с нормами об оплате труда, содержащимися в п. 2 (1) Положения № 583. Помните, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы должны быть установлены на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления конкретной профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Что же касается выплат компенсационного характера, они должны быть установлены к окладам (должностным окладам), ставкам зарплаты работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

В силу п. 5 Положения № 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются также согласно п. 2 (1) данного положения коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений.

Установление оплаты труда руководителю учреждения.

В соответствии с п. 6 Положения № 583 заработная плата руководителей федеральных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений устанавливаются на 10 – 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Согласно внесенным в п. 9 Положения № 583 изменениям условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением № 329 [3] .

Должностной оклад руководителя.

Согласно дополнениям в п. 6 Положения № 583 теперь при определении размера оклада руководителя федерального органа необходимо учитывать зависимость от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения.

Выплаты компенсационного характера руководителю.

Что касается данных выплат, они, как и раньше, устанавливаются для руководителей федеральных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

Выплаты стимулирующего характера руководителю.

Пункт 9 Положения № 583, которым установлены некоторые особенности назначения стимулирующих выплат руководителю учреждения, был также изменен Постановлением № 20.

Кто устанавливает выплаты стимулирующего характера руководителю? Рукодителям федеральных государственных учреждений такие выплаты устанавливают учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения. Руководителям федеральных учреждений – главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством РФ.

Какие особенности учитывать при установлении выплат стимулирующего характера? Необходимо учитывать показатели эффективности работы руководителя. При этом в качестве показателя эффективности работы руководителя федерального учреждения по решению федерального государственного органа, федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, а в отношении руководителя федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета по решению Правительства РФ может быть установлен рост средней заработной платы работников федерального учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями Правительства РФ.

При этом соотношение средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, формируемых за счет всех финансовых источников, рассчитывается за календарный год. Определение размера средней заработной платы осуществляется в соответствии с методикой, используемой при определении средней зарплаты для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.

Также отметим, что п. 9 Положения № 583 установлен предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников этих учреждений. Итак, предельный уровень этого соотношения в федеральных бюджетных и казенных учреждениях устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. При этом предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней заработной платы работников этого учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя учреждения, включенного в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ, кроме федеральных учреждений, указанных в п. 10 (1) Положения № 583: для федеральных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, размер предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя федерального учреждения и средней заработной платы работников этого учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение, в отношении руководителя указанного учреждения, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р.

Руководителю федерального учреждения выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа), федерального учреждения – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.

Классификация персонала учреждения.

Согласно изменениям в п. 7 Положения № 583 персонал федерального учреждения делится на:

  • основной – работники федерального учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом федерального учреждения целей деятельности этого учреждения, а также их непосредственные руководители;
  • вспомогательный – работники федеральных учреждений, со­здающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом этого учреждения целей его деятельности, включая обслуживание зданий и оборудования;
  • административно-управленческий – работники федерального учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности федерального учреждения.

При этом согласно изменениям п. 10 (2) Положения № 583 федеральные государственные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных учреждений, и федеральные учреждения – главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, могут устанавливать предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда подведомственных федеральных учреждений (не более 40%), а также перечень должностей, относимых к административно-управленческому и вспомогательному персоналу этих учреждений.

Формирование фонда оплаты труда.

Согласно изменениям п. 11 Положения № 583 скорректировано следующее:

  • фонд оплаты труда работников федерального автономного и бюджетного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке этим учреждениям из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности;
  • фонд оплаты труда работников федерального казенного учреждения формируется исходя из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций такого учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств в части оплаты труда работников учреждения.

В заключение отметим, что с учетом внесенных изменений в Положение № 583 теперь оно распространяется на все типы учреждений. Это значит, что при установлении оплаты труда необходимо руководствоваться не только общими нормами трудового законодательства, но и особенностями, предусмотренными данным положением.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

При оформлении сотрудника на новом месте работы между работодателем и работником устанавливается определенная схема оплаты труда, обязательной частью которой в львиной доле случаев является должностной оклад.

О том, для чего нужен должностной оклад, по какому принципу он рассчитывается и можно ли его изменить, мы сегодня и поговорим.

Коэффициенты для исчисления должностных окладов

Согласно трудовому законодательству должностным окладом является фиксированная сумма оплаты трудовой деятельности за исполнение собственных должностных обязанностей. Должностной оклад не может включать в себя социальные, стимулирующие или компенсационные выплаты.

Трудовой Кодекс РФ определяет базовый должностной оклад как ставку заработной платы работника государственной или муниципальной организации, осуществляющего профессиональную деятельность рабочего или служащего без учета дополнительных выплат.

Таким образом, минимальный размер заработной платы, установленный на уровне государства, положен в основу установления размеров должностных окладов сотрудников.

Оклад любого работника напрямую зависит от множества факторов, среди которых:

  • рабочая нагрузка;
  • профильное образование;
  • квалификация;
  • стаж работы.

Внимание! Должностной оклад – это фиксированная сумма оплаты труда, устанавливаемая в зависимости от занимаемой сотрудником должности, квалификации, профильного образования и стажа работы на данном предприятии.

Размер оплаты трудовой деятельности служащих устанавливается с опорой на схемы должностных окладов, которые разрабатываются на уровне организации или целой отрасли:

  1. Отраслевые схемы используются для определения окладов сотрудников организаций, финансируемых из бюджетных источников.
  2. Схемы окладов, утвержденные на уровне фирм, финансируемых за счет собственных средств, принимают форму штатного расписания с указанием номенклатуры должностей специалистов и соответствующими размерами окладов.

Установление минимальной и максимальной планки оплаты труда позволяет определять размеры окладов сотрудников в индивидуальном порядке, опираясь на их квалификацию, опыт работы, объем выполняемых работ и деловые качества.

Уровень профессионализма и специалистов, и рабочих определяется с помощью градации на категории, благодаря чему осуществляется дифференциация окладов сотрудников. Большинству организаций характерна трехступенчатая градация.

Согласно трудовому законодательству, положение об оплате труда может предусматривать установление персонального повышающего коэффициента:

  • по занимаемой должности;
  • за выслугу лет (подробнее об этом).

В случае установления повышающего коэффициента, размер предстоящих выплат определяется путем математического умножения размера оклада на коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент может быть назначен с учетом:

  • профессиональной подготовки;
  • сложности выполняемых работ;
  • степени ответственности сотрудника.

Решение о надбавке принимается руководителем предприятия в отношении каждого работника индивидуально.
Коэффициент за выслугу лет может быть установлен сотрудникам в зависимости от общего профессионального стажа на данном предприятии.

Вопрос: Является ли невыплата премии нарушением трудового законодательства, если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада и премии?
Посмотреть ответ

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Уникальный приказ об изменении (повышении) должностного оклада

ВАЖНО! Образец приказа о повышении должностного оклада работника от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Изменение оклада сотрудника может быть инициировано служебной запиской с указанием причин изменения оклада. Если окладная часть впоследствии будет уменьшена, то пожелания линейного руководителя учитываться не будут.

Причинами увеличения окладной части может стать:

  • систематическое перевыполнение плана;
  • повышение квалификации;
  • успешно пройденная аттестация;
  • большой опыт работы.

Кроме того, повышение должностного оклада может быть инициировано в результате изменения служебных обязанностей.

Для того чтобы поднять вопрос о повышении оклада:

  1. Руководитель работника должен предоставить вышестоящему начальству служебную записку с информацией о причинах увеличения оклада своему подчиненному.
  2. Впоследствии документ должен быть согласован с уполномоченным лицом или директором организации.
  3. После того, как увеличение оклада будет одобрено, сотрудник отдела кадров должен подготовить уникальный приказ о корректировке окладной части заработной платы сотрудника, а также о внесении корректировок в штатное расписание.
  4. Кроме того, все изменения должны быть отображены и в трудовом договоре. Для этого необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое в дальнейшем будет подписано обеими сторонами.
  5. В случае достижения договоренности любого рода, составляется уникальный приказ об изменении должностного оклада и допсоглашение к трудовому контракту.

Вопрос: В трудовом договоре работнику установлен неполный рабочий день (4 часа). Вправе ли он требовать выплаты полной суммы должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием, если именно эта сумма указана в его трудовом договоре?
Посмотреть ответ

Так как данный приказ не имеет утвержденной на законодательном уровне формы, любое учреждение вправе составить его в произвольном формате на фирменном бланке предприятия. При этом крайне важно, чтобы приказ отражал следующие данные:

  • сведения о предприятии;
  • реквизиты приказа;
  • город или населенный пункт, где был составлен приказ;
  • дату составления документа;
  • изменения в условиях трудовой деятельности;
  • аргументацию необходимости изменения должностного оклада;
  • подписи сторон.

Таким образом, окончательный вариант приказа об изменении оклада должностному лицу будет выглядеть примерно следующим образом:

ПРИКАЗ № (номер приказа)

о повышении оклада (имя сотрудника в дательном падеже)

В связи с (причина повышения оклада, например: улучшение качественных показателей/ изменение штатного расписания/ расширение функционала) ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить (должность и ФИО сотрудника) должностной оклад в размере (новая сумма оклада цифрами и прописью) рублей с (дата изменения оклада).
  2. Главному бухгалтеру (ФИО бухгалтера) обеспечить своевременные выплаты указанного в пункте 1 настоящего приказа оклада и других сумм, рассчитываемых исходя из него, а также проконтролировать корректность оформления всех кадровых документов.
  3. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) внести изменения в штатное расписание (дата и номер штатного расписания), установив оклад по должности (наименование должности) в размере (сумма нового оклада).
  4. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору (дата и номер трудового договора сотрудника) с (ФИО сотрудника) об установлении оклада в размере (сумма нового оклада) с (дата изменения оклада).
  5. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) ознакомить с настоящим приказом (ФИО сотрудника)под роспись.

Основание: (наименование, дата и номер документа, инициировавшего повышение оклада, например: докладная записка руководителя отдела/ приказ о внесении изменений в штатное расписание)

Генеральный директор (наименование компании) (ФИО)_______________(подпись) __

С приказом ознакомлен(а) (ФИО главного бухгалтера)_________________ (подпись) __
С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника отдела кадров)___________ (подпись) __
С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника)____________________________(подпись) __

Изменения в условиях оплаты профессиональной деятельности вступят в силу сразу же после подписания документов обеими сторонами.

Главное помнить, что как бы ни менялись условия оплаты трудовой деятельности, в случае достижения какой-либо договоренности, между сторонами должен быть составлен приказ и допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда. Без этой документации изменение окладной части будет считаться недействительным.

Рекомендации по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений

Фонд оплаты и система оплаты труда бюджетников

Ежегодно, согласно п. 28 Рекомендаций, фонд оплаты труда формируется исходя из:
•размеров субсидий, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств;
•объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Система оплаты труда должна быть зафиксирована в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах учреждений (например, в положениях об оплате труда, о стимулирующих и компенсационных выплатах, о премировании работников и т. д.).
Также в перечисленных локальных актах прописывают и сами размеры окладов и выплат, условия их предоставления.
В частности, оплата труда работников, согласно ст. 129 ТК РФ, включает:
•базовые (должностные) оклады;
•вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
•компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
•стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В Рекомендациях предлагается использовать базовые (муниципальные) тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, которые предложены в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных организаций.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы выполняют функцию минимальных гарантий при оплате труда работников бюджетных учреждений.

Базовые нормативные документы и принципы

В соответствии с Рекомендациями и Положением при разработке и изменении новых систем оплаты труда необходимо учитывать:
•Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
•Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
•профессиональные квалификационные группы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
•перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера;
•примерные положения об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями;
•мнение представительного органа работников.
Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:
а) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
б) достигнутого уровня оплаты труда;
в) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
г) повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
д) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
е) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;
ж) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
з) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Оплата труда и выплаты стимулирующего характера руководящему персоналу

Повышение зарплаты с 1 октября 2021 года коснулось чиновников, военнослужащих и других силовиков — денежное довольствие выросло на 3,7%. Дополнительно разработали документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Прошло очередное повышение заработной платы бюджетникам в 2021 году — с 01.10.2021 на 3,7% выросли оклады:

  • у государственных чиновников;
  • прокуроров;
  • военнослужащих;
  • сотрудников полиции;
  • сотрудников ФСИН;
  • пожарных;
  • таможенников;
  • сотрудников федеральной фельдъегерской связи;
  • сотрудников бюджетных организаций, не упомянутых в майских указах Владимира Путина.

Медикам и педагогам и другим сотрудникам, которых включили в майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2021 году, индексацию провели раньше — 01.01.2021, поэтому прибавку в октябре они не получили.

Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Но повышение окладов госслужащим в 2021 году или с 1 января этим законопроектом не предусмотрено. Поправки вступят в силу с 01.01.2022 после их утверждения парламентом и подписания президентом.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Индексация окладов с 01.10.2021 и в 2022-2023 годах

  • в 2022 году — на 6,1%;
  • в 2022 году — на 6,5%;
  • в 2023 году — на 6,3%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила, кому прибавят зарплату с 1 октября 2021 года, — тем, кто не попал под действие президентского указа на 3,7%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными приказом Минобрнауки России № 73н от 13.12.2018.

С 01.09.2020 постановлением правительства РФ № 448 от 04.04.2020 ведены доплаты учителям, осуществляющим классное руководство, в размере 5000 рублей. Они продолжат действовать весь 2022 год.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение ЗП бюджетникам в 2021 году, пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5-10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

Кто такие госслужащие и бюджетники

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ

Читайте также: