Как работают регистраторы в росреестре

Обновлено: 10.05.2024

Пожалуйста! Продаем квартиру в Москве, покупатель настаивает на оформлении сделки через регистратора (который отнесет документы в рег. палату и все зарегистрирует), покупатель сам оплачивает услуги регистратора. Я с этим никогда не сталкивался, скажите, пожалуйста, не опасно ли выписывать на регистратора доверенность и передавать ему оригиналы документов? Или это нормальная практика? Риэлтор говорит, что сами мы подать документы в рег. палату не можем, а через МФЦ сделка будет регистрироваться дольше, что не устраивает покупателя.

Ответы на вопрос:

Можете самостоятельно оформить. Заключить или нет с ним договор - ваше право (ст. 421 ГК РФ). Доверенность нужно будет внимательно читать которую будете ему выдавать.

Для регистрации перехода права собственности необходимо обратиться в Управление Росреестра. Вам потребуются следующие документы:

1. Договор. Он составляется в простой письменной форме и не требует нотариального удостоверения (ст. 434 ГК РФ).

2. Квитанция об оплате госпошлины.

3. Паспорта, т.е. документы удостоверяющие личность той и другой стороны договора

4. В случае, если имущество приобретено в браке (не по договору дарения, наследованию или в порядке приватизации) требуется также согласие супруги, той стороны которая передает имущество (ст. 34-36 СК РФ).

Никакого регистратора не может быть вне Росреестра согласно ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним":

"На должность государственных регистраторов назначаются работники органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, - граждане Российской Федерации, прошедшие специальные курсы, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие либо:

высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее чем три года или опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем два года;

иное высшее образование и опыт работы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не менее чем три года".

Потому лично идите в Росреестр для сдачи документов.

А риэлтора сдавайте в полицию за ложь с непонятными целями (Вас кинуть хочет?).

Андрей Вы можете сделать это сами. Вам понадобиться:

Пакет документов для продажи квартиры:

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя: паспорт; временное удостоверение личности по форме № 2П (для утративших паспорт); удостоверение личности или военный билет военнослужащего; общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Россию граждан России, постоянно проживающих заграницей); паспорт моряка; удостоверение беженца, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем.

2. Если за Вас будет действовать другое лицо, то необходима доверенность на него (оформляется у нотариуса).

3. Правоустанавливающий документ на объект недвижимости (при отсутствии регистрации дополнительно представляется копия):

- договор купли-продажи (дарения, мены);

- свидетельство о праве на наследство;

- иной документ, подтверждающий право собственности.

4. Справка о лицах (c ксерокопией), имеющих право пользования жилым помещением (выписка из домовой книги, берется в паспортном столе) (действительна в течение месяца) (не требуется при дарении жилых помещений).

5. Договор, подлежащий регистрации / 3 экз./. – о нем мы расскажем далее более подробно - на 4 этапе.

6. В случае продажи (мены) доли в праве общей собственности (или комнат в коммунальной квартире) постороннему лицу, от сособственника требуется отказ от права преимущественной покупки (нотариально заверенный или оформленный в Управлении) с копией. (есть также другие способы, о них пойдет далее речь).

7. Если отчуждаемое помещение находится в собственности несовершеннолетних, ограниченно дееспособных или недееспособных лиц или в квартире (доме) проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного помещения, либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника представляется согласие органа опеки и попечительства (c копией).

8. Технический или кадастровый паспорт на квартиру (кадастровый паспорт является частью технического паспорта), данные паспорта должны быть не старше 5 лет. Продлевать их очень просто, проходите в территориальное БТИ по месту нахождения квартиры, и там продляете его.

9. Проект предварительного договора купли-продажи квартиры.

10. Справку об уплате жилищно-коммунальных услуг и отсутствия задолженности.

11. Справку из психиатрического диспансера, что не состоите на учете. (необходима только для покупателя, в сделке она никак не участвовала. Обратите внимание на ст. 429 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с данной статьей… по предварительному договору купли-продажи квартиры стороны обязуются заключить в будущем договор (основной) о передаче имущества на условиях, предусмотренных предварительным договором. Предварительный договор купли-продажи квартиры заключается в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.


До 2017 года существовали две разрозненные системы учета недвижимости в каждом из субъектов: государственный кадастр недвижимости и государственный реестр прав, а также еще сотни сопутствующих информационных сервисов, направленных на оказание услуг гражданам или бизнесу. Вся система недвижимости в России была децентрализована.

Человек для получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, например, на свой жилой дом, должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В упрощенном виде это составляло 8 шагов и 20 рабочих дней ожидания. Каждое заявление (на кадастровый учет и на государственную регистрацию) рассматривалось разными организациями, и в каждой из них приходилось выполнять похожие действия — ввод сведений, проверка представленных документов, направление межведомственных запросов, принятие решения, внесение сведений и формирование документов. А если было необходимо зарегистрировать право на объект недвижимости в другом регионе — то приходилось физически ехать по месту его нахождения для подачи заявлений на бумаге.

Виктория Абрамченко

Время перемен

Для нормальной работы нового закона была необходима новая информационная система — ФГИС ЕГРН. Она должна была объединить Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Но самой системы не существовало.

За пару месяцев до этого Росреестр возглавила статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Виктория Абрамченко. Перед ней стояла задача — с нуля сформировать единую информационную систему. Кроме того, было необходимо решить задачу по созданию центра IT-компетенций внутри ведомства, а не отдавать поддержку и внедрение систем внешним операторам и поставщикам.


Объединить системы

Еще одно масштабное изменение на рынке недвижимости в момент прихода Виктории Абрамченко — новый закон о проведении кадастровой оценки. С 2017 года кадастровую оценку недвижимости для последующих расчетов налогов на квартиры, дома, дачи и гаражи физлиц начали проводить не рыночные оценщики, а государственные. Для этого в каждом регионе страны создавались специальные госучреждения (ГБУ). И для проведения оценки по новым правилам также требовались новые информационные системы, которые смогли бы предоставлять исходные данные об объектах недвижимости и их параметрах, чтобы избежать ошибок, и оценка для граждан была корректна.


Работа сделана


Новые возможности

Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволяет создавать новые цифровые сервисы, в том числе, для отраслевых специалистов и бизнеса. Например, направление в электронном виде на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).

Как уточняют застройщики, с помощью сервиса электронного взаимодействия с Росреестром на все процедурные вопросы при оформлении сделки тратится не более 20-25 минут. Для заключения договора с застройщиком клиенту нужно просто оформить цифровую подпись, получить СМС с кодом доступа, ввести код в специальную форму на сайте Росреестра, и все документы уйдут на регистрацию.

Благодаря объединенной системе появляется возможность запускать массовые онлайн-сервисы — например, по выдаче выписок из ЕГРН, который заработал на сайте Кадастровой палаты. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает три дня, а при переходе на новую систему оно занимает от 30 секунд до нескольких минут. Пользователи могут оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.

Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.

Другие задачи

До 2020 года Росреестр входил в структуру Минэкономиразвития, а Виктория Абрамченко совмещала должность руководителя службы и заместителя министра экономического развития. Ответственной за создание отраслевого законодательства в сфере земельных отношений и оборота недвижимости выступала объединенная команда министерства и Росреестра. В портфеле команды под руководством Абрамченко было свыше 30 законопроектов

В январе 2020 года президент подчинил Росреестр напрямую правительству, с полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений.

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев в рамках компетенции Росреестра обращение сообщает.

Прежде всего, отмечаем, что:

в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не уполномочен разъяснять и толковать законодательство Российской Федерации;

согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, осуществляет Минстрой России;

письма Росреестра не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, в настоящем письме высказано только мнение Управления по поставленному в обращении вопросу.

созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений;

в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частью 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК).

При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 23 Закона N 217-ФЗ предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.

Параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК.

сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);

предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 36 ГрК объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) Правительством Российской Федерации утверждается перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Обязательными для применения являются национальные стандарты и своды правил, включенные в такой перечень, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ).

Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985, при этом строительные нормы и правила "СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", свод правил "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*", предусматривающие отступы от построек до границ садового земельного участка не менее 3 м, в данный перечень не включены; согласно приказу Росстандарта от 02.04.2020 N 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" свод правил "СП 53.13330.2019 Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" применяется исключительно на добровольной основе.

Также отмечаем, что на основании пунктов 3, 4, части 2 статьи 29.1, части 1 статьи 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ):

кадастровый инженер обязан отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы: содержат недостоверные сведения, по форме и (или) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их издания и в месте их издания;

кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований Закона N 221-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Дополнительно сообщаем, что:

решение об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных для осуществления осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов;

Росреестр в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе принимать решения о законности (незаконности) решений, принятых государственными регистраторами прав, отменять (приостанавливать) их, давать указания своим территориальным органам о принятии каких-либо решений по конкретным делам, а также давать оценку действиям (бездействиям) государственного регистратора прав при осуществлении правовой экспертизы в территориальных органах Росреестра;

вышеназванные решения о приостановлении могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом N 221-ФЗ порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом N 221-ФЗ порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальных органах (далее - Апелляционная комиссия); обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в Апелляционную комиссию (часть 1 статьи 26.1 Закона N 221-ФЗ).

Электронная регистрация сделок с недвижимостью

С каждым годом электронные сделки с недвижимостью становятся все популярнее. Люди стали больше ценить свое время и поэтому возможность дистанционного оформления документов актуальна как никогда раньше. В этой статье мы расскажем о том, что такое электронная регистрация недвижимости, о ее преимуществах и ответим на самые популярные вопросы об этой услуге.

Что такое электронные сделки с недвижимостью?

Любые сделки с недвижимостью (например, купля-продажа или дарение), при которых меняется состав собственников, подлежат регистрации в Росреестре.

Раньше единственным способом зарегистрировать право собственности было личное обращение в офис МФЦ или территориальное подразделение Росреестра.

Теперь для этих целей граждане также могут воспользоваться современными цифровыми сервисами для удаленной подачи документов. Проведение таких сделок ничем не отличается от проходящих в офисах МФЦ, с той разницей, что все этапы регистрации проходят дистанционно (без физического присутствия), при условии наличия у клиента электронной подписи.

Что такое электронная подпись?

При совершении электронных сделок обязательно требуется усиленная квалифицированная электронная подпись или сокращенно УКЭП. Она обладает такой же юридической силой, что и собственноручная подпись гражданина.

Оформить электронную подпись можно обратившись лично в удостоверяющий центр, или к уполномоченному представителю удостоверяющего центра, которым может быть сотрудник банка или, в случае покупки недвижимости на первичном рынке жилья, сотрудник компании-застройщика.

Эти сотрудники обладают правом осуществлять идентификацию и направлять запрос на выпуск УКЭП на основании заключенного договора с удостоверяющим центром. Следовательно, при обращении в банк или к застройщику будет проведена необходимая идентификация (удостоверение) личности, а информацию передадут в удостоверяющий центр, для выпуска УКЭП.

Какие преимущества можно получить при использовании электронной сделки с недвижимостью?

В процессе получения услуги всегда важны удобство, простота и скорость исполнения. Электронная регистрация доказала свою эффективность и выгоду для всех участников сделки, предоставляя возможность подать заявление из любой точки мира в любое удобное время.

Также стоит отметить, что некоторые банки могут предоставлять скидку к процентной ставке по ипотечному кредиту (размер скидки составляет до 0,3 процентных пункта) при использовании электронной регистрации. А Росреестр предоставляет скидку на госпошлину при регистрации права собственности на недвижимое имущество в электронном виде для физических лиц.

  • Выпуск УКЭП для участников сделки
  • Безопасное подписание документов и подачу документов в Росреестр
  • Отслеживание статусов рассмотрения заявления
  • Консультация и помощь персонального менеджера

После того, как вы подобрали подходящую квартиру в новом доме, вы можете дистанционно провести сделку без повторного посещения офиса застройщика.

  1. Обратитесь к застройщику для определения подходящей вам квартиры и согласуйте условия дистанционной сделки
  2. Предоставьте сотруднику застройщика паспорт для проведения процедуры идентификации. После чего подпишите заявление на выпуск УКЭП
  3. Установите на смартфон или планшет бесплатное приложение myDSS
  4. Застройщик подготовит нужный комплект документов и направит вам для подписания. Вы получите push-уведомление о готовности УКЭП на свой смартфон или планшет (куда было установлено приложение myDSS) и сможете подписать документы
  5. Застройщик увидит подписанные документы со стороны покупателя, подпишет их со стороны застройщика и направит в Росреестр на регистрацию сделки
  6. Уведомления по статусам регистрации вы будете получать по электронной почте с официального адреса Росреестра

Росреестр направит документы, подтверждающие факт регистрации сделки со штампом и подписью регистратора.

Читайте также: