Как работать с поталью в листах

Обновлено: 16.05.2024

Золочение – процесс нанесения на предмет тонкого слоя золота или его имитации. Существуют два вида золочения – сусальным золотом и поталью.

СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО И ПОТАЛЬ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?


СУСАЛЬНОЕ ЗОЛОТО

Сусальное золото - натуральное золото в форме тончайших листов, которые уложены в книжки. Классическое сусальное золото 960-й пробы, но так же бывают и другие разновидности. Листы 960-й пробы имеют теплый желтый цвет самородного золота, именно такие золотые листы начали применяться еще в Древней Руси. Правила производства сусального золота 960-й пробы закреплены ГОСТ 6902-75.

Сусальное золото подходит для использования практически на любых поверхностях (дерево, стекло, керамика, мрамор, фарфор, металл, гипс, холст, красочный слой и др.), и является единственным подходящим материалом для золочения крупных объектов, таких как купола, статуи и т.п. Сусальное золото можно использовать для золочения предметов внутри и снаружи помещения, оно не окисляется и не темнеет.

ПОТАЛЬ

Поталь - имитация сусального золота в виде листов золотистой фольги, этот материал не содержит драгоценных металлов. Для непрофессионала поталь неотличима от сусального золота, при том, что её стоимость гораздо ниже. Обычно поталь получают из сплава меди и цинка, или алюминия. В обращении и по внешнему виду она напоминает сусальное золото. Поталь продается в виде листов, хлопьев и роликов.

Поверхности, которые подходят для нанесения потали: дерево, стекло, керамика, фарфор, металл, картон, гипс, холст, красочный слой и др. Поталь применяется только для объектов внутри помещения, со временем она темнеет и окисляется даже под покрытием.


Также существуют сусальное серебро, серебряная и медная поталь.



МЕТОДЫ ЗОЛОЧЕНИЯ


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Профессиональные методы золочения имеют индивидуальные нюансы, которые зависят от поверхности, на которую требуются нанести позолоту и личного опыта мастера. Однако в обобщенном виде их делят на:

Используется для золочения предметов внутри помещения, в основном - деревянных изделий. Чаще всего применяется при золочении икон.


Применяется для позолоты предметов как внутри помещения, так и подверженных атмосферному влиянию. Чаще всего используется для позолоты резьбы и реставрации. Подходит для любых поверхностей.

Клеевой основой служит масляный клей — мордан.

МЕТОД ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ


Золочение “на смесях”

Для любителей сегодня существуют облегченные способы. Клеем в этих методах служат готовые смеси (на водной основе, на спиртовой основе). Перед нанесением смеси надо покрыть основу любым грунтом, а затем отполировать поверхность. После чего наносят смесь в один или два тонких слоя. Когда смесь станет слегка липкой, приступают к наложению листов золота/потали.



СРЕДСТВА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗОЛОЧЕНИЯ


Грунтовки


Пастообразный клей-грунт

Комбинированная смесь для любительского золочения, сочетает в себе свойства грунта и клея, поэтому при его использовании поверхность не требуется предварительно грунтовать. Как правило, используется для потали. Подходит для использования на любых абсорбирующих и не абсорбирующих поверхностях. Часто используется для трафаретной техники.

Болюс представляет собой специальный состав для грунтовки поверхностей перед золочением и максимального выравнивания поверхности. Используется для профессионального золочения. Болюс выпускается в различных цветах, что помогает подобрать его под цвет золота/потали. После нанесения болюса поверхности дают просохнуть несколько часов.

Грунт, который чаще всего используется для подготовки к окраске или золочению деревянных изделий и оштукатуренных поверхностей.

Гидратированный сульфат кальция, который отличается особой тонкостью зерна, благодаря чему обладает исключительной пластичностью и мягкостью в работе.


Клей

Смеси для любителей

Такие смеси обычно используются при работе с поталью.


Клей на водной основе (водно-акриловый)

Также его называют молочком для золочения. Клеящий состав на водной основе, применяется только для работы внутри помещений. Не подходит для поверхностей, которые плохо впитывают воду - стекло, камень, металл. Этот клей хорошо подойдет начинающим, так как он прост в применении, не пахнет и разводится водой до нужной консистенции. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, как правило, достигает технологической липкости через 15-20 минут и остается пригодным для работы в течение 1 часа.


Клей на спиртовой основе

Применяется только для внутренних работ. Рекомендуется для водоотталкивающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.п.), а также для вертикальных поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность, достигает технологической липкости через 30 минут и остается пригодным для работы в течение 3 часов.


Профессиональный мордан, применяется как для внутренних, так и для наружных работ. Подходит для любых типов поверхностей. Клей наносится плоской кистью на подготовленную поверхность. Время, через которое он достигает технологической липкости зависит от его типа: медленно сохнущий - 12 часов, быстросохнущий - 1,5 часа. Медленно сохнущий мордан остается пригодным для работы в течение 24 часов, быстросохнущий – в течение 1,5 часов.
Разбавляется уайт-спиритом.


Кроликовый (кроличий) клей

Для особых техник и реставрационных работ. Клей животного происхождения, выпускается в гранулах для удобства хранения. Используется для создания клеящей основы под листы сусального золота или потали. Для приготовления клея надо развести клей на водяной бане (100г гранулированного клея на 1 литр воды) и профильтровать при помощи тонкой сетки. Приступать к золочению можно через несколько часов после нанесения клея.

Желатин, как правило, продаётся в виде хлопьев, которые перед использованием необходимо замочить в воде в течение примерно 24 часов перед использованием. После размягчения необходимо окончательно растворить клей на водяной бане. В отличие от других клеев, при разведении водой он незначительно увеличивается в объёме. Желатин используется для наклеивания сусального золота на болюс.


Состаривание


Делает блеск золота более темным и тусклым. Используется для придания изделиям состаренного вида. После высыхания, через 12-24 часа, битумный лак закрепляется шеллачным лаком.


Пастообразный битум - плотное, вязкое вещество темно-коричневого цвета. Имеет те же свойства что и обычный битум. Ложится практически на любую поверхность. Высыхает через 12-24 часов. Рекомендуется покрытие лаком для предотвращения вытирания.


Используется для придания состаренного вида декорируемым предметам, и в технике золочения. Наносится на любой вид основы. После высыхания требует закрепления финишным лаком.



Финишное покрытие

Лак Мекка - защитный лак, наносится на позолоченные предметы для защиты от старения и воздействия окружающей среды. Выпускается двух типов: бесцветный и цвета золота. Второй лак используется, если нужно затемнить тон золота или придать золотистый оттенок серебру.

Лак Цапун (лак Цапон) - нитроцеллюлозный прозрачный лак для защиты изделий, покрытых поталью. Быстро сохнет, образует прозрачную защитную пленку на блестящих металлических поверхностях, предотвращая изменение цвета и образования коррозии. Подходит для обработки изделий из серебра, меди, латуни, бронзы, олова, железа.

Лаки на водной основе могут окислить поталь, поэтому, если требуется использование такого лака, сначала нужно нанести не менее трех защитных слоев лака на спиртовой основе.


Шеллак (нидерл. schellak) — природная смола, которую вырабатывают насекомые-червецы, паразитирующие на тропических деревьях в Юго-Восточной Азии.

После высыхания шеллак образует прочную, абразивостойкую, стекловидную пленку. Препятствует образованию трещин и защищает поталь от механического и атмосферного воздействия. Идеально подходит для позолоченных предметов мебели, находящихся в частом употреблении.

Шеллак выпускается как в виде хлопьев, из которых можно самостоятельно изготовить лак, так и в виде готового к применению лака.

Поталь иногда называют сусальным золотом, однако это неправильно. Тонкие металлические листы или хлопья потали, как правило, изготовлены из алюминия и никеля и встречаются трех основных цветов:

  • Золотого
  • Серебряного
  • Медного (в этом случае в сплав иногда добавляется немного меди)

Ничего удивительно, что поталь иногда путают с драгоценными металлами, ведь невооруженным глазом отличить золотую поталь от сусального золота очень сложно. При этом поталь стоит в разы дешевле благородных аналогов, и это еще одна причина, по которой с ней так любят работать мастера украшений.

Поталь

Полезные советы

Несколько секретов от профессионалов:

  1. Продукт на водной основе целесообразно применять для небольшой площади. На высыхание подобного состава уходит 15 минут, и его можно наносить повторно, если с первого раза декорирование идеальным не получилось.
  2. Лак для покрытия после золочения или серебрения лучше предпочесть на синтетической основе, так как средства на воде окисляют позолоту. Подойдет любой продукт на основе синтетических смол, растворителей, а также акриловый лак в баллончике. Специально для потали предназначен шеллак.
  3. Сразу на поталь разрешается наносить витражные краски на сольвентной основе, которые обеспечивают защиту от окисления и выглядят при этом очень эффектно. Особенно выигрышно прием смотрится при работе со стеклом.

Материалы и инструменты для работы с поталью

  • Поталь
    Первое и самое главное — это покупка самой потали в хлопьях или в листах, в зависимости от того, какую технику работы вы выберите.


  • Кисть лампензель и кисть-лапка
    Лампензель — специальная плоская кисть из белки для нанесения сусального золота и потали на изделия. Некоторым мастерам удобнее работать с синтетической веерной кистью-лапкой.

Поталь

  • Колонковая кисть
    Кисточка из натурального меха колонка необходима для разглаживания потали по поверхности изделия.

поталь

  • Клей для потали
    Перед тем, как наносить поталь на изделие, его необходимо покрыть специальным клеем. Клей можно приобрести в магазине рукоделия, а некоторые мастера предпочитают самостоятельно изготавливать клеевую основу по собственным уникальным рецептам. Однако начинающим мастерам лучше не экспериментировать и покупать готовый клей до тех пор, пока они не наберутся опыта работы с поталью.

поталь

  • Защитный лак
    Когда украшение готово, его необходимо покрыть лаком-закрепителем, который продается в магазинах рукоделия.

поталь

Особенности работы с поталью

Как и во всем остальном, при работе с поталью опыт и секреты мастерства приходят с постоянной практикой. Но, начиная знакомство с поталью, лучше заранее знать о некоторых нюансах:

Поталь. Фольгируем кузов золотом

У кого нет адского терпения и усидчивости, советую сразу закрывать статью, потому что тема потали, ровно, как и другого ручного декорирования автомобиля потребует именно этих качеств.

Что такое поталь?

Так что такое поталь?

Поталь
— сверхтонкие листы металла (0,003мм), изготовленные из сплава цинка и меди (иногда присутствует алюминий и золото). Бывает поталь под золото, серебро, платину и другие драгоценные металлы. Она бывает трансфертная и переложенная бумажными листами, бывает в листах, в книжках, рулонах и в виде крошки. Проще говоря поталь — это имитация сусального золота, которое в свою очередь весьма небюджетный вариант декорирования предметов. Свойства потали, как и ее внешний вид практически не отличим от сусального золота, однако, работать с ней гораздо проще и легче, особенно с трансфертной.

Как уже говорилось ранее, поталь используется в основном реставраторами предметов антиквариата и художниками. Применение потали в автомобильном тюнинге весьма специфичная вещь, направленная, в основном, на подготовку автомобиля или мотоцикла к шоу, выставками или съемкам. Особенности нанесения потали на кузов связанна многослойностью общих работ по кузову. Что это значит? В варианте полной перекраски автомобиля или мотоцикла оставляются места, согласно дизайну, без окраски основного покрытия, то есть открытый грунт, который подготавливают для нанесения потали. В варианте частичной покраски или вообще ее отсутствия, зачищается поверхность под инкрустацию золотом, полностью или пятном.

Подготовительные работы

Первым делом следует понимать, что максимального эффекта необходимо будет заново покрывать лаком весь кузов, в независимости была ли машина перекрашена или краска остается старая.
Первым делом закупаем необходимые инструменты и материалы. Нам потребуется маскирующая лента разной ширины (5 мм, 10 мм и 20 мм), грунт (Болюс), клей (Мордан), кисти, агатовый зубец, тканевые тампоны, отрезы шелковых тканей, лак (шеллак), автомобильный лак, поталь. Купить поталь в специализированных магазинах или интернет — площадках, гораздо дешевле, чем сусальное золото. Стоимость листовой потали по 100 шт. в упаковке примерно 500-600р, сусальное золото — 6000-7000р за книжку в 1,25 г — 60 листов. Разница очевидна.

Подготовка поверхности

Определяем зону нанесения материала, разграничиваем узор маскирующей клейкой лентой и зачищаем поверхность мелкозернистой наждачкой (лучше Р2000). Далее необходимо равномерно нанести грунт и дать ему просохнуть. Срок высыхания зависит от марки грунта и составляет от 20 мин до нескольких часов. Существуют специальные грунтовочные составы, которые совмещают свойства грунта и клея и при использовании подобных материалов, дополнительная подготовка поверхности перед золочением не требуется.

Нанесение клея

Особенность декорированием поталью, является нанесение клеевого состава. Тут важно, после нанесения клеевого слоя дать ему подсохнуть, время высыхания зависит от свойств клея. Начинающим декораторам лучше использовать водно-акриловый Мордан, так как время высыхания составляет 15-30 минут. Некоторым составам требуется 10-12 часов для высыхания. Часто мастера использую быстросохнущий клей с неполным циклом высыхания. Дождавшись пока поверхность перестанет задерживаться на пальцах, начинают инкрустировать поталью.

Наложение потали

Тут начинает происходить самое интересное. От вида материала и техники нанесения, зависит красота рисунка. Многое зависит от толщины узоров, направленности и общей композиции, т.е. задумки дизайнера. В большинстве случаев мастера наносят поталь специальной кистью Лампензелем, однако, для получения необычной текстуры поверхности, можно использовать проложенную бумагу на которой размещены листы потали и варьировать направлением слоя. То есть необходимо положить лист потали на поверхность, слегка придавить большим пальцем руки на лист со стороны подкладочного пергамента и повернуть по окружность, как будто размазываем пасту по поверхности. Рисунок получается крученый с необычной структурой. Текстуру можно варьировать как фантазия позволит. Иначе говоря необходимо импровизировать.

Классическое нанесение

В независимости от вида потали, по классике, будем наносить материал кисточкой и разглаживать либо отрезом шелковой ткани или агатовым зубцом (если поверхность идеально ровная без загибов или отверстий).

Лакировка поверхности или окончательная фиксация

После того как задуманные узоры исполнены, необходимо закрепить результат с помощью фиксирующего лака. Но это в том случае, если вас все устраивает. Если есть желание состарить позолоченную поверхность (ибо свежая поталь горит ярче пламени), то перед лакировкой следует нанести битумный состав. Воск, пасту либо другие материалы. Но, в принципе, без этого можно обойтись, если вы заранее задумали лакировать поверхность машины или байка темным лаком, который в свою очередь и придаст потали состаренный вид и глубину (эффект слоя янтарной смолы). Но перед полной лакировкой автомобиля необходимо узоры из потали обработать прозрачным шеллаком, чтобы поталь не окислилась и не позеленела. Исключение составляет японская поталь, которая не зеленеет, так является листовой краской. Но это не умоляет ее достоинств и внешний вид от этого не проигрывает.
P.S. Поталь под серебро можно рассматривать как вариант бюджетного хромирования деталей.

Популярные техники и способы работы с поталью

поталь

  • На уже готовое изделие мастер наносит поталь целым листом либо нарезанной в форме квадратов, полосок и т.д. — в зависимости от того, какой узор требуется получить. При такой технологии нанесения трещин будет меньше, чем при нанесении потали на пласт полимерной глины.

поталь

поталь

    Еще одна техника, которую любят многие мастера — применение потали вместе с красками. Это может быть акрил, витражные краски или даже спиртовые чернила, главное, чтобы краски хорошо выдержали процесс запекания полимерной глины.
    Поталь наносится на лист раскатанной пластики, а затем покрывается красками. Далее нужно немного подождать, а когда краска высохнет, можно запекать изделие.

Кстати, интересный эффект получится, если использовать вместо полимерной глины эпоксидную смолу. Хлопья потали, залитые в эпоксидку, смотрятся очень необычно и удивительно красиво!

поталь

Читайте также: