Как работать с паспортом

Обновлено: 22.04.2024

Паспорт гражданина Российской Федерации - основной документ, удостоверяющий личность гражданина России на территории Российской Федерации. Этот документ обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Как и где получить паспорт РФ

С 19 июля 2021 года отметки в паспорте о регистрации и расторжении брака, о детях, о загранпаспортах и о ранее выданных общегражданских паспортах не являются обязательными, а будут проставлять только по желанию гражданина.

С 1 июля 2022 года срок оформления паспортов сократят с 10 до 5 рабочих дней и отменят 30-дневный срок для случаев обращения за выдачей или заменой не по месту жительства, а также случаев, когда утраченный (похищенный) паспорт выдавался другим ОВД.

Также на тему - Паспорт РФ

Необходимые документы

  • 2 фотографии 35 х 45 мм
  • заявление о выдаче (замене) паспорта по форме 1П - скачать в .pdf или .doc
  • квитанция об уплате государственной пошлины
  • документы, удостоверяющие наличие гражданства РФ (при первом получении в 14 лет)
  • свидетельство о рождении (при первом получении в 14 лет)

Стоимость

300 рублей - госпошлина за плановую замену паспорта (по возрасту, при смене ФИО и т. п.)
1500 рублей - госпошлина за внеплановую выдачу паспорта (при утере/порче)

Сроки оказания услуги

10 календарных дней

Куда обращаться

  • Многофункциональные центры — найти в своем регионе
  • Отделы УВМ (бывш. ФМС) — найти в своем регионе

Полезные сервисы

Как получить паспорт РФ через МФЦ

Посетите выбранный вами многофункциональный центр с необходимым набором документов.

Как получить паспорт РФ через Госуслуги

Необходимо посетить официальный сайт Госуслуг, заполнить электронное заявление, а далее следовать инструкции. Может быть недоступно в некоторых регионах. Перейти на Госуслуги

Как получить паспорт РФ иностранному гражданину

Что делать, если изменились имя/фамилия

Замена паспорта РФ при смене фамилии после замужества

Необходимо получить новый паспорт. Процедура замены не отличается от процедуры получения - ознакомьтесь с информацией о получении паспорта на этой странице.

Восстановить паспорт РФ, если документ утерян/похищен

Вопросы и ответы

Источники данных

Отзывы

Всем привет , пожалуйста подскажите , мне 20 лет я не получал паспорт в 14, вот занялся этим вопросом, какие документы мне нужны для этого

Все правильно сделал. Своей бошкой думать надо было, когда рожала.

Услуга по замене паспорта выжала все соки. В МФЦ талон получила с 5 раза, а это 5 дней, т.к. талоны в 9:05 уже заканчиваются. Сдала документы и пошла на Невскую,5 получать паспорт. Еле утром отпросилась с работы. Оказалось, что выдача паспорта с 17:00 до 18.30. Как человек должен узнать об этом, если трубки не берут? Сколько кругов нужно пройти, чтоб получить услугу от государства? “Все для людей”

Через МФЦ 21.06.2021 сдали паспорт на прописку для мамы, ей 80 лет.До сих пор не прописали.Завтра месяц.Просто беспредел. Человеку ни в больницу сходить, ни прививку от ковид не сделать.И просто живет как БОМЖ, без всяких прав. В МФЦ посоветовали обратиться напрямую к вам. Дозвониться невозможно, чтобы записаться на прием. 80летний человек должен по жаре прийти, чтобы ее отфутболили. Куда писать и звонить?

Получила паспорт в апреле месяце, до сих пор его нет в базе и он считается не действительны, что делать, куда обращаться. Как работают наши органы, это халатность с их стороны

Получил при замене паспорт, недействительный. Что дальше делать

Получила паспорт через 2месяца а он не действителен. Что делать?

Почему в этой организации не отвечают на телефонные звонки или скидывают,невозможно никогда дозвониться,кошмар какой то

просто ужас, звоним пол дня и не отвечают

29.07.2021 сдали через МФЦ паспорт на прописку.Ждали 2 недели…Пришли забирать,а там ошибка((И снова жди неделю.Что за халатное отношение,безответственность и безнаказанность?как можно так относится к оформлению документов?допускать ошибки,а потом переделывать и ждать…Человеку никуда не выехать,ничего не оформить и тд…Почему не проверяются документы,которые оформляются в соответствии с законодательством?Дозвониться невозможно…ни один номер не отвечает((Как можно так работать!!

Пришла в УФМС по утере паспорта в субботу со справкой из отдела полиции,сказали подойти в понедельник. В понедельник не очень вежливая дама отправляет по месту прописки.Почти ушла,звоню на горячую линию мне говорят что нет разницы где делать,ловите начальника!что за ерунда?!Возвращаюсь,мадам” сквозь губу “начинает говорить что начальника нет,приходите после трех пока оплачиваете пошлину, не объяснила ни чего. Карты заблокированы,кое как с помощью сотрудника сбербанка оплатила и за утрату и пошлину,но оказывается не тот район и мои 1500 ушли в никуда.Заплатила снова.Та дама очень грубо со мной разговаривала и сказала:”Раньше 1.10.2021 не появляйтесь?!Что за хамское обращение?Я Москвичка?В чем проблема?Что за хамство?!Почувствовала себя быдлом,как будто в УФМС работают небожители.Очень неприятно.

технический брак паспорта что делать

подскажите пожалуйста. потрепался паспорт.куда обратится, и какие нужны справки. размер госпошлины.спасибо.

Подавала на замену паспорта по замене ФИО в сентябре, делали месяц. Во время этого заболела ковидом, о чём сообщила ведомству Дубнинская 40А, в письменном виде. Сидела на карантине дома 2 месяца, паспорт забрать не успела. Повторно подала в декабре, думала опять будет месяц делаться, спокойно заберу в январе. В итоге готов был через 2 недели, под праздники, когда уже билеты куплены на старый паспорт. В итоге в январе сразу сделали отказ. Подала в третий раз, ведомство мне написали что бы я подала в другом месте! После моего ответа, приняли моё заявление спустя 3 рабочих дня, а не 1 как надо! Теперь на подходе 2 неделя паспорта всё нет! Готовый паспорт с октября! На вопрос ведомство отвечает ждать месяц! Когда не надо, под новый год делают за 2 недели, а когда нужно снова месяц ждать уже готовый паспорт, который нужно достать из АРХИВА?! Просто не шевелятся, не хотят работать!

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как можно получить регистрацию по месту жительства удаленно? Работаю в больнице в красной зоне, поэтому нет времени оформиться в новом месте, в отпуск смогу выйти только в январе. На сайте Госуслуг сказано, что все равно нужно приходить в МВД, а у меня такой возможности нет. Заранее спасибо

онлайн никак нельзя

Доброе утро! Куда пойти чтобы получить паспорт выданный именно МВД.

Как онлайн обратится на проверку своих старых паспортных данных?

Подавали документы на обмен паспорта,так как 45 лет. Один срок был 2 марта, другой 16 марта до сих пор паспорта не получили.

Думали будет быстрее, но увы расстроены этим положением дел

В паспорте поставили не правильную дату прописки(регистрации), человек, 1999 года рождения, регистрация датирована 1996 годом.Куда обратиться для исправления7

Подскажите пожалуйста , как можно забрать готовый паспорт РФ в с. Покровском Ростовской обл, по ул. Ленина, если номер постоянно занят и не дозвониться , чтоб записаться на прием

Добрый день, на какой номер телефона можно дозвониться, что бы уточнить где забирать паспорт, сдавали через МФЦ 21 марта, потом карантин, МФЦ НЕ ПРИНИМАЕТ, куда позвонить?

тоже интересно как быть

Здраствуйте я хотела получит РФ паспорт уменя СНГ вы можети меня помоч спосибо

Добрый день. Как можно получить паспорт в 14 лет в связи с самоизоляцией? Куда сдавать документы?

Кок можно заменить паспорт. Исполнилось 20лет

Получила паспорт в апреле месяце, до сих пор его нет в базе и он считается не действительны, что делать, куда обращаться. Как работают наши органы, это халатность с их стороны

Здравствуйте. Могу ли я поменять паспорт в другом городе. Если он испорчен. Пакета документов с собой нет. Есть только паспорт. нахожусь в командировке.

Бузник Дмитрий

Перед тем как открыть кафе и принять первого гостя, предпринимателю нужно подготовить документы на помещение — их могут проверить сотрудники МЧС, Роспотребнадзора, местной администрации, полиции и даже Росгвардии. Если нужных документов не будет, предпринимателю грозят штрафы или запрет на работу на несколько месяцев.

В статье не будем говорить про медкнижки, трудовые договоры, специальную оценку условий труда, договоры с поставщиками. Здесь только про документы на помещение, которые надо собрать до открытия.

Какие документы понадобятся

После того как предприниматель определился с помещением и подписал договор, пора изучить, какие документы нужны для открытия кафе.

Понадобятся следующие документы:

  • свидетельство о регистрации ИП или ООО;
  • договор аренды коммерческого помещения;
  • заключение противопожарной службы ГУ МЧС;
  • паспорт на отходы;
  • договоры на вывоз мусора;
  • договоры на санитарно-гигиенические исследования воды, продукции и смывов;
  • договоры на дератизацию и дезинсекцию помещений;
  • разрешение на вывеску по требованию городской администрации;
  • паспорт безопасности на объект;
  • лицензия на алкоголь;
  • договор на воспроизведение музыки;
  • документы для уголка потребителя.

Дальше расскажем, как получить каждый из них.

Получить заключение в противопожарной службе МЧС

Зачем нужно заключение. Чтобы к бизнесу не было вопросов во время проверок, лучше получить заключение противопожарной службы заранее. Его может спросить не только сотрудник МЧС во время плановой проверки, но и сотрудник лицензирующего органа, если будете получать лицензию на алкоголь.

Как сделать. Владелец кафе подает заявление в главное управление МЧС по месту регистрации бизнеса. Советуем позвонить в управление своего региона и узнать, какие документы нужны для проверки.

Инспектор МЧС проверит в заведении пожарную сигнализацию, систему пожаротушения, вентиляцию и схему эвакуации.

Эти системы могут быть уже установлены в помещении — это нужно уточнить у собственника до того, как заключать договор аренды. Если систем нет, надо будет заказать и оплатить их установку — это могут сделать только компании с лицензией от МЧС и допуском СРО.

Проверить лицензию такой компании можно на сайте МЧС.

Проверка лицензии на сайте МЧС

В поисковом запросе нужно ввести номер сертификата лицензии или ИНН, чтобы проверить компанию

Проверить свидетельство о допуске СРО можно на портале НОПРИЗ.

НОПРИЗ: реестр РСО

В поисковой строке нужно ввести регистрационный номер или название компании, чтобы проверить допуск СРО

Что учесть. Траты на установку системы пожарной безопасности можно разделить с арендодателем или полностью переложить на него, если он заинтересован дальше сдавать это помещение под кафе и рестораны. Закон не запрещает договариваться.

Получить паспорт на отходы

Зачем нужен паспорт. Мусор в кафе нужно хранить и выбрасывать по правилам. Эти правила зависят от класса отходов. Всего есть пять классов, где пятый — безопасный мусор вроде пищевых отходов, а первый — чрезвычайно опасный, например ртуть от разбитого термометра.

Информация об отходах помогает их правильно вывезти и утилизировать. В кафе вряд ли придется выбрасывать опасные для жизни отходы вроде формальдегида или солей свинца, а вот батарейки, аккумуляторы, светодиодные лампы могут быть.

Для жизни такой мусор не опасен, но он негативно влияет на окружающую среду при неправильной утилизации, поэтому государство контролирует процесс.

Как получить паспорт. Предпринимателю нужно обратиться в лабораторию и получить паспорт на отходы со второго по четвертый класс и отказное письмо на отходы первого класса.

Поиск по запросу в Google

Если не хочется искать в интернете непроверенную лабораторию, можно взять контакты у соседних заведений

Проверьте, что у лаборатории есть разрешение от Министерства природных ресурсов и экологии. Разрешение можно найти на сайте компании, а проверить его подлинность — по номеру документа на сайте Росаккредитации.

Важен не дизайн документа, а номер аттестата На сайте Росаккредитации есть реестр, где можно проверить сертификат по названию компании, ее ИНН или номеру документа

На что обратить внимание. Паспорт на отходы нужно хранить, так как Роспотребнадзор его смотрит во время проверок. Еще паспорт на отходы помогает правильно их утилизировать — об этом дальше.

Заключить договоры на вывоз, утилизацию и размещение отходов

Зачем заключать договор. Выбросить мусор из заведения в ближайший бак нельзя — за такое могут оштрафовать на сумму до 250 000 ₽ или закрыть на три месяца.

Как заключить договор. Предприниматель должен заключить договор с региональным оператором. По закону платить за вывоз отходов должен арендатор, а не арендодатель.

На что обратить внимание. До того как приедет оператор и заберет отходы, их нужно правильно хранить. Отходы хранят в отдельных контейнерах на дворовой территории здания — некоторые операторы предоставляют свои контейнеры и помогают их правильно установить.

Заключить договоры для соблюдения санитарных норм

Зачем заключать договор. В заведении не должно быть насекомых, грызунов, грибков, плесени, опасных бактерий. Может казаться, что достаточно хорошо мыть помещение с химией. Но даже тщательная уборка не всегда помогает.

Опасные микроорганизмы заводятся даже в визуально чистых кафе — без лабораторной экспертизы не проверить поверхности. А насекомые или грызуны могут появиться неожиданно — например, попасть из соседнего заведения или подвала.

Поэтому нужно нанимать специалистов, которые проверят и обработают кухню, туалеты, кладовые и зал для гостей перед открытием.

Как заключить. Владельцы кафе заключают два договора:

  • на санитарно-гигиенические исследования воды, продукции и смывов;
  • на дератизацию и дезинсекцию помещений.

Эти услуги могут оказывать несколько компаний или одна. Главное, чтобы у них было разрешение на деятельность.

Найти разрешение можно на сайте компании, а затем его нужно проверить на подлинность и срок действия на сайте Росаккредитации.

На что обратить внимание. Один раз провести один раз экспертизу воды и обработать кафе от насекомых и грызунов недостаточно: это нужно делать регулярно. Если Роспотребнадзор найдет грызунов или опасные бактерии, оштрафуют предпринимателя, так как его обязанность — вовремя обрабатывать помещения и не допускать появления в заведении микробов и вредителей.

После заключения санитарных договоров и проведения мероприятий оформляют санитарный паспорт на объект. Его надо сохранить, потому что Роспотребнадзор может запросить и его при проверке.

Получить разрешение на продажу алкоголя

Кому нужна лицензия на алкоголь. Без лицензии на алкоголь можно продавать только пиво, сидр, медовуху — для остальных напитков нужна лицензия.

Чтобы получить лицензию, нужно зарегистрировать ООО — ИП ее не дадут. Также помещение кафе должно быть от 50 м², а в радиусе 50 метров не должно быть детских садов, школ, больниц, театр.

Как получить. Лицензию выдает уполномоченный орган региона. Например, в Москве это департамент торговли и услуг.

Как посмотреть на Госуслугах, кто выдает лицензию на алкоголь

На Госуслугах можно найти региональный орган, который выдает лицензии

В этом органе нужно уточнить перечень документов для оформления лицензии: список может отличаться в зависимости от региона.

После подготовки всех документов нужно подключить онлайн-кассу и зарегистрироваться в электронной системе за учетом оборота алкоголя ЕГАИС.

Только теперь пора уплачивать госпошлину 65 000 ₽ и подавать заявление в лицензирующий орган региона. Заявление можно подать на сайте лицензирующего органа, если есть электронная подпись.

Подавать заявление лучше за два месяца до открытия: региональный орган оформляет лицензию до 30 дней, но при вопросах к документам могут продлить срок до 60 дней.

После подачи заявления в кафе придет сотрудник лицензирующего органа с проверкой помещения, документов, сертификатов, подключения онлайн-кассы и ЕГАИС. Если выездная проверка пройдет успешно, лицензию оформят и выдадут в пределах 45 дней с момента подачи заявления.

Решение о выдаче можно получить лично в лицензирующем органе или по почте. Саму лицензию в бумажном виде больше не выдают — ее вносят в реестр в день принятия решения.

На что обратить внимание. При отказе в лицензии на алкоголь госпошлину 65 000 ₽ не возвращают. Поэтому многие компании оформляют лицензию вместе с юристом, чтобы не ошибиться с документами.

Если все-таки лицензирующий орган откажет в лицензии, можно попробовать обжаловать отказ.

Уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности

Зачем уведомлять. Предприниматель уведомляет Роспотребнадзор перед открытием кафе, что начинает работать. Уведомление подают после регистрации ИП или ООО, но до непосредственного начала работы. Например, если вы только зарегистрировали бизнес и начали ремонт, сразу заявление подавать не надо — лучше сделать это за пару дней до открытия точки.

  • через Госуслуги;
  • в МФЦ;
  • по почте;
  • по электронной почте;
  • лично в отделении.

За один рабочий день заявление рассмотрят и вернут один экземпляр с отметкой Роспотребнадзора.

Если не подать заявление, ИП оштрафуют от 3000 до 5000 ₽, ООО — от 10 000 до 20 000 ₽.

На что обратить внимание. Сотрудники Роспотребнадзора не приезжают с проверкой на объект, чтобы одобрить заявление. Решение принимается на основе документов — важно правильно оформить заявление, и тогда разрешение выдадут.

Получить паспорт безопасности

Зачем получать. Если в кафе помещается 50 человек, нужно получать паспорт безопасности. Если внутри могут находиться только 49 посетителей или меньше, паспорт безопасности не нужен.

Этот документ помогает службам безопасности эвакуировать, спасать людей в опасных ситуациях, например в случае террористического акта.

Представьте, что сотруднику полиции нужно эвакуировать посетителей кафе, но он не знает, где запасной выход или где ключи от решеток на окнах. Для этого спасательные службы города хранят у себя копии паспорта безопасности, откуда и узнают схемы помещения, контакты сотрудников и другие важные детали.

Как получить. Паспорт на объект разрабатывает собственник кафе. Подробная инструкция есть в постановлении Правительства РФ № 1273, но вот основные шаги:

  1. Собственник кафе приглашает комиссию из городской администрации, чтобы она обследовала объект и дала рекомендации. Например, могут проверить кнопки безопасности, прочность стен, решетки на окнах.
  2. Затем собственник кафе заполняет паспорт безопасности — форму можно скачать из постановления № 1273. Например, в паспорте указывают технические проблемы объекта, способы эвакуации, контакты сотрудников. Если будут вопросы по заполнению, можно уточнять у членов комиссии. Рекомендуем спросить их контакты заранее.
  3. После собственник подписывает паспорт в отделениях МЧС, МВД и Росгвардии. И оставляет у них копии документа.

Все эти этапы предприниматель может пройти сам или обратиться в частную компанию. Например, с этим помогают охранные компании.

На что обратить внимание. Паспорт безопасности на объект проверяют сотрудники МЧС и полиции. За отсутствие этого документа ИП может получить штраф от 30 000 до 50 000 ₽ или запрет на работу на срок от шести месяцев до трех лет. Компания за такое же может получить штраф от 100 000 до 500 000 ₽.

Что еще проверить в кафе перед открытием

Когда все документы собраны, нельзя просто открыться и сразу начать работать. Сначала надо проверить еще несколько важных нюансов — если этим пренебречь, можно получить штраф.

Уголок потребителя. На фудкорте или в ресторане должен быть уголок потребителя. Там клиент может уточнить свои права или информацию о заведении.

В заведениях часто вешают стенд с документами на стену, но это не обязательно. Документы нужно положить на видное и доступное место клиентам — например, хранить их в папке на стойке администратора кафе.

Предпринимателю нужно положить следующие документы:

На всех копиях необходимо поставить подпись владельца кафе.

За неправильное оформление уголка потребителя есть штрафы: для ИП — от 3000 до 4000 ₽, для ООО — от 30 000 до 40 000 ₽.

Музыка. В заведении нельзя включать музыку из плейлиста в соцсетях, как и проигрывать CD-диски, включать музыкальные каналы на телевизоре или ставить радио.

Арбитражный суд взыскал с предпринимателя 80 000 ₽ за музыку в кафе

Решение суда. Арбитражный суд решил взыскать с ИП 80 000 ₽ в пользу РАО за воспроизведение четырех композиций, на которые у общественной организации были исключительные права.

Чтобы гости могли законно слушать музыку, заключают договор с государственным или частным посредником. От государства выдают лицензии два сообщества — ВОИС и РАО.

Ставки ВОИС

На сайте ВОИС указаны ставки для заведений: цена зависит от формата заведения и площади

Есть и бесплатные способы. Предприниматель может получить заключить договор с исполнителем, например местной группой, или искать композиции с открытой лицензией creative commons.

ИП могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 ₽, ООО — от 30 000 до 40 000 ₽.

Вывеска. Вид вывески определяют власти города — например, могут ограничить высоту букв или ширину конструкции. Эти требования публикуют на сайте местной администрации, там же размещают порядок согласования макета вывески.

Обычно вывеску названия заведения не надо согласовывать. Так, в Москве вывеску с названием кафе можно не согласовывать, если она соответствует техническим требованиям, не нарушает архитектурно-художественную концепцию улиц, а здание не относят к памятникам архитектуры.

Лучше заказывать разработку макета у дизайнера, который уже делал вывески для общепита и знает требования местной администрации.

Противокоронавирусные меры. С 2020 года кафе, рестораны, столовые соблюдают правила для борьбы с коронавирусом. Роспотребнадзор меняет или уточняет правила в зависимости от ситуации. Например, с 30 октября 2021 года заведения Алтайского края должны проверять QR-коды на входе у посетителей.

Основные правила для общепита:

  • расставить столики на 1,5 метра друг от друга;
  • работать в масках и перчатках;
  • обрабатывать столы и ручки дверей каждые 2—4 часа дезинфицирующими средствами;
  • купить антисептик для рук;
  • измерять температуру работников.

Советуем следить за изменениями требований Роспотребнадзора и своевременно корректировать работу заведения, чтобы не получить штраф. О самых важных новостях мы всегда сообщаем в нашем телеграм-канале.

Список документов для открытия кафе может отличаться в разных городах и для разных помещений.

Например, у Роспотребнадзора больше требований к кафе на первом этаже многоквартирного дома, чем к кафе в отдельном здании или внутри торговых центров. Советуем проходить этапы подготовки и собирать документы с профессионалами — так получится открыться за 6—8 месяцев и избежать штрафов.

Жительница Москвы Александра Грядунова узнала о том, что на неё оформлен чужой кредит, на границе в аэропорту — перед вылетом в долгожданный отпуск. Поездку пришлось отменить. Александра составила подробную инструкцию: как правильно действовать и куда обращаться тем, кто пострадал от рук мошенников.


В конце февраля 2020 года мы всей семьёй радостно направлялись в путешествие на остров Тенерифе в Испанию на две недели — карнавал, второй по масштабности после бразильского, и цветущий миндаль. Поездка готовилась год: планирование маршрутов, адресов, достопримечательности, рестораны, что и как лучше посмотреть. Билеты, бронирование отеля (с тёплым бассейном на крыше), аренда автомобиля — всё это было оформлено за полгода.

К слову, в Уфе я никогда не была. И близких знакомых, родственников, друзей и даже коллег в этом городе у меня нет, или я не знаю об этом. Приставам, конечно, я так и не дозвонилась. С ними всё потом решалось только через официальные запросы, но это было уже позже, в апреле.

Что сказать: шок, досада, отчаяние, ужас, чувство полной несправедливости, гнев, паника в определённой степени. Семья без меня ехать отказалась. Успели вернуть билеты на самолёт, благо они были возвратные, с небольшим штрафом. Дети расплакались в аэропорту, я так и не смогла. Уровень адреналина был просто запредельный.

Как я действовала дальше

Вернулись домой. К чемоданам не могла подойти ещё две недели — отпускные вещи толком разобрала только на самоизоляции в конце марта-апреля.

Спойлер: в полицию я обратилась в тот же день. Информацию, факты и доказательства на 90% я собрала сама. Полиция в возбуждении дела отказала, отказ пришёл в апреле.

Вот несколько моих советов и шагов, как действовать дальше.

Шаг 1. Спасти свои деньги

Спасайте деньги: снимайте, переводите маме, папе, мужу, жене — сразу, как только узнали о мошенническом кредите. Это нужно, чтобы их не могли арестовать. Иначе есть вероятность, что вы никогда этих денег больше не увидите, даже если вы невиновны. А потом уже разбирайтесь в ситуации.

Шаг 2. Проверить себя на сайте ФССП

ФССП — это федеральная служба судебных приставов. На их сайте можно проверить себя по ФИО и дате рождения.

Важный совет. Проверяйте себя хотя бы раз в месяц , даже если вы кристально чисты. А также перед покупкой билетов, до истечения сроков по штрафам отелей, прочих бронирований. Это должно быть в привычке. Проверять себя за день до выезда нет смысла: если у вас есть взыскание — это вопрос на несколько месяцев.

Если задолженность и исполнительное производство (ИП) всё же есть, то на сайте будет информация по номеру судебного приказа, дате и участку, на котором он вынесен. А также номер и дата ИП и ответственное лицо (ФИО судебного пристава). Это всё — важная информация.

Имейте в виду: до приставов вы с вероятностью 99,9% не дозвонитесь. В Уфе, например, указан один телефон на всё подразделение, то есть чистая формальность. Если приставы находятся в другом регионе, то вряд ли вы к ним дойдёте. Мне как-то нерадостно было от перспективы ехать в Уфу и ходить там по инстанциям, хотя это был запасной вариант. В интернете можно поискать общий адрес электронной почты подразделения службы приставов, это тоже может помочь, как мне. Подробнее об этом — ниже.

Шаг 3. Найти контакты судебного участка и получить информацию

Я нашла в интернете телефоны судебного участка в Уфе и позвонила туда. Как ни странно, они были достаточно милы и хотя бы сообщили часть информации, на основании которой позже я написала заявление в полицию.

Материалы моего дела были в архиве, поэтому посмотреть всё в судебном участке не могли. Но видимо, в их базе есть первичная информация, вот хотя бы её и нужно сразу получить. По номеру приказа мне:

сверили паспортные данные того, кто оформлял кредит, с моими;

назвали дату займа;

сказали, через какой банк/МФК оформлен договор займа, кто и когда подал в суд на взыскание задолженности;

сообщили номер кредитного договора/договора займа;

назвали сумму по кредиту (у приставов уже есть сумма с штрафами, пенями).

Паспорт . Первая страница паспорта была зачитана мне полностью, всё совпало. А вот на второй странице моё текущее место регистрации (прописка) оказалось в городе Уфа, собственно, поэтому и судебный приказ там, и судебные приставы завели ИП — по месту фальшивой прописки. Интересный факт: у мошенников была старая-старая копия моего паспорта, без актуальной прописки.

Суд и ИП . Судебный приказ был издан в июне 2019 года. Исполнительное дело завели в августе 2019 года. Арест на выезд приставы наложили в ноябре 2019.

Шаг 4. Отменить судебный приказ

Отменить судебный приказ можно в течение 10 дней , как получили уведомление или узнали об этой ситуации. Это важно. Заявление на отмену приказа можно послать в судебный участок по электронной почте или через электронный портал, если он есть у суда.


Но (!) о вынесении судебного приказа обе стороны должны уведомить в течение 10 дней. Оказалось, меня упорно уведомляли по прописке в городе Уфа. Когда я объяснила ситуацию в судебном участке, мне сказали скорее писать заявление на электронную почту и через портал. Определение об отмене судебного приказа мне выписали почти сразу и отправили на указанный адрес — то есть определение об отмене судебного приказа также выдаётся в упрощённом порядке.

Это определение потом необходимо переслать или передать приставам по месту открытого исполнительного делопроизводства ИП, чтобы они закрыли его и сняли все ограничения.

Шаг 5. Проверить кредитную историю в БКИ

Обязательно проверяйте свою кредитную историю в бюро кредитных историй (БКИ).

Проверить свой кредитный рейтинг

На Госуслугах можно получить список БКИ, в которых числится ваша кредитная история. Если за последние 10 лет вы хотя бы раз брали кредит, даже маленький (или это кто-то сделал за вас) — у вас есть кредитная история.

Вносите свои данные и через 3 минуты получаете список своих БКИ, где хранится история.

Возможно, в более критических ситуациях стоит заказывать в БКИ отчёты, заверенные печатью БКИ. Некоторые БКИ принимают запрос по телефону и высылают заверенные кредитные истории на почту. В некоторые придётся ехать лично. Но во все БКИ можно позвонить и проконсультироваться.


С 1 января 2020 года свою кредитную историю можно бесплатно запрашивать два раза в год. Я ранее регистрировалась во всех БКИ из этого списка. И вот что интересно.

Первый раз я проверяла кредитную историю в июле 2019 года — то есть, по идее, на меня уже был оформлен кредит. Но никаких данных о нём не было.

В феврале, когда я узнала о мошенническом кредите, я повторно проверила свои кредитные истории. И данных, опять же, не было!

Совет: если в своей кредитной истории вы увидели непонятный вам запрос кредитной истории — есть повод насторожиться , зачем её запрашивали. Например, незнакомый банк или запрос в даты, когда вы с этим банком никаких отношений не имели.


Шаг 6. Написать заявление в полицию

В заявлении я описала всё, что успела узнать. Его зарегистрировали и дали квиток.

Оперуполномоченный не проявлял интереса к моему заявлению и не спешил со мной пообщаться, пришлось самой добиваться встречи. С третьей попытки мы пообщались, и я написала еще одно заявление. К нему я приложила:

распечатку всех кредитных историй;

данные о прописке;

уведомление пограничной службы об аресте на выезд;

копию страницы с сайта ФССП;

контакты судебного участка в городе Уфа.

Принимать это заявление не хотели, но я настояла — и получила ещё один квиток. Больше со стороны оперуполномоченного не было инициативы пообщаться со мной.

Потом я случайно узнала, что всё-таки он заказал материалы дела в суде, но то ли не получил их, то ли не захотел возиться — и написал отказ в возбуждении уголовного дела.

Шаг 7. Написать жалобу в Центробанк

На сайте Центробанка есть электронная приёмная . Через неё можно нажаловаться на банк, в частности на незаконный запрос кредитных историй и на невыполнение других законов. Центробанк является регулятором для банков и МФО (микрофинансовых организаций). Он же может их наказывать, правда, только административно.

Так как у меня была лишь часть информации, то пришлось писать несколько жалоб.

Шаг 8. Написать в банк

В сам банк нужно написать запросы и претензии. Это важно ещё и для того, чтобы доказать попытки решения вопроса в досудебном порядке.

Писать нужно всеми способами:

Напрямую в отделение банка я подала бумажный запрос на предоставление копий договора и сопутствующих документов (копии договора, копия согласия на обработку персональных данных, график платежей, заявление на открытие счёта, способ получения средств, копия паспорта, по которой оформлен договор, и т. д.). Необходимо добиться, чтобы на копии поставили штамп о приёме оригинала запроса: дата, входящий номер, подпись лица, которое приняло, и чтобы на штампе хоть как-то было видно, что это штамп банка.

Написала на электронный адрес банка тот же текст претензии и запроса.

Так как моего номера телефона у банка не было, я старалась его нигде не указывать. Иначе они могут просто замучить звонками или — что ещё хуже — передать его приставам, и они будут названивать, пока всю эту историю не решишь.

Сначала у меня не было понимания всей ситуации: как, где, зачем был взят заём. Поэтому я побоялась предоставлять банку свою копию паспорта с пропиской и указывать в запросах свою настоящую прописку, тем более у банка её и не было.

Шаг 9. Запросить материалы дела в суде

Важно запросить материалы дела в суде, где был издан судебный приказ на заведение исполнительного дела и взыскание.

Мне суд предложил приехать в Уфу лично либо найти человека и попросить его прийти по доверенности. Для меня это было важно: банк долго не отвечал, и это был более быстрый путь, чтобы понять, на основании чего вынесен приказ. К тому же банк мог и не предоставить копии договора займа и сопутствующих документов. Судя по многочисленным отзывам, они такие запросы игнорируют.

Случайно через десятых знакомых я нашла человека в Уфе, сделала ему нотариальную доверенность, и он сходил и сфотографировал мне материалы дела. Так хотя бы картинка всей истории сложилась.

В строительном магазине в городе Уфа по моим персональным данным (по кривой копии паспорта) оформили заём под 40% годовых на 120 тысяч ₽, плюс 40 тысяч ₽ — страхование жизни. На покупку 15 000 штук кирпича — шесть камазов.

Все подписи в документе — поддельные. В паспорте нечёткое фото, нечёткие печати в разделе места жительства, чужая прописка, но копия паспорта при этом заверена директором этого магазина. В итоге всё вылилось в 200 тысяч ₽ с учётом пеней и штрафов.

Банк всё принял, открыл счета, запросил кредитную историю, перечислил кредит. Всё за один день!

Шаг 10. Запросить информацию о ходе исполнительного дела

Информацию пришлют вам на почту и в личный кабинет Госуслуг через 5 – 7 дней. Там весьма своеобразный документ с какими-то кодами и алгоритмами. Но из него можно понять, куда приставы делали запрос, какие организации и банки пробивали.

По мне были запрошены: ПФР, Росреестр (на предмет недвижимости, которую можно арестовать), Налоговая, ГИБДД (на наличие автотранспорта, который можно арестовать) и ещё несколько банков (на предмет ареста счетов и списания задолженности). В запросе не видно их названия, но есть БИК каждого банка. По БИК в интернете в обычном поиске можно определить, какой банк пробивали.

Также там я нашла, когда был наложен арест на выезд. Надо сказать, что не сразу — 8 ноября 2019 года. Это притом что исполнительное дело завели в августе 2019 года.

Совет: Когда до приставов дойдёт отзыв судебного приказа, нужно повторить запрос, чтобы убедиться, что всё отменено. Я так и сделала — пришло письмо о закрытии исполнительного производства.

Шаг 11. Оставить жалобу на сайте судебных приставов

На сайте судебных приставов можно оставить жалобу и прикрепить в электронном виде документ — например, скан отзыва судебного приказа. Я оставила две жалобы и просьбу рассмотреть мой вопрос.

Я писала об этом выше. Советую сделать нотариальную копию этого определения (я сделала три штуки на всякий случай по 60 ₽ за копию).

Это можно сделать на сайте ФСБ через электронную приёмную . Я спросила, сняты ли в системе отметки об аресте на выезд и отменён ли арест. Они переслали мой запрос в службу приставов, но зато пришёл официальный ответ, что арест и метки в системе сняты.

Шаг 14. Обращаться в суд

В апреле-мае, пока я совершала все предыдущие шаги, суды были на карантине. Сейчас мне нужно готовить иск и документы, которые можно приложить к иску.

Из возможных следующих шагов:

Написать заявление в прокуратуру на все факты мошенничества.

Пожаловаться в Роскомнадзор на незаконные запросы кредитной истории.

Написать жалобу в прокуратуру на бездействие полиции.


Как правильно подать иск в суд

До того как подавать исковое заявление в суд, необходимо обратиться в полицию с заявлением о мошеннических действиях. Потерпевшему должны выдать постановление о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц или об отказе от его возбуждения (как и произошло в случае с нашей героиней).

Это постановление и материалы проверки полицией будут доказательствами и основанием подачи искового заявления в суд о признании кредитного договора недействительным или ничтожным в рамках статей 166, 167 Гражданского кодекса РФ.

Если в момент заключения договора есть доказательства нахождения потерпевшей в другом городе, их стоит приложить к материалам дела. Такие доказательства окажут существенную помощь в суде и будут служить подтверждением невозможности заключения договора.

Вот что потребуется для суда:

постановление о возбуждении уголовного дела (или отказ от возбуждения уголовного дела);

документы из банка, касающиеся кредитного договора;

Конечно, для подготовки искового заявления и представительства в суде лучше воспользоваться услугами профессионального юриста — так будет надёжнее.

Вот главные выводы, которые я сделала из всей этой истории

Проверяйте себя на сайте ФССП (по всем регионам) раз в месяц.

Проверяйте свою кредитную историю — 2 раза в год бесплатно (каждые полгода).

Не игнорируйте непонятную информацию в кредитных историях.

Если нужно куда-то пожаловаться, то сейчас везде есть электронные приемные.

Пользуйтесь сайтами с отзывами — они работают.

Если нашли электронные адреса приёмных разных служб — пишите и излагайте побольше фактов.

image_pdf
image_print

П равомерно ли это с учетом закона о защите персональных данных? Рассмотрим, как нужно поступать с документами и личной информацией сотрудников, чтобы не получить штраф от Роскомнадзора.

О ведении личных дел

Работодатель обязан вести личные дела сотрудников, если это прямо предписано нормативными актами. Например, такое требование установлено для органов исполнительной власти. У тех компаний, кто не попадает под действие таких актов, обязанности вести личные дела сотрудников нет. Однако иногда работодатели начинают их формировать по своей инициативе. В таком случае они сами составляют перечень документов, которые нужно включить в личное дело. Но при этом важно соблюдать закон о конфиденциальности персональных данных.

Итак, по той или иной причине в компании решено формировать личные дела работников. Прежде всего нужно составить локальный нормативный акт, который определит важные моменты и правила. Это может быть стандарт или положение. В нем целесообразно отразить все нормы оформления личных дели и состав документов.

Главное правило: не стоит собирать лишнюю информацию о сотруднике про запас — только то, что действительно важно. Иначе будут нарушены принципы работы с персональными данными.

Защита личных сведений

О работнике можно собирать только ту информацию, которая отвечает определенным целям обработки персональных данных. Иначе организация может быть оштрафована по статье 13.11 КоАП на сумму от 30 до 50 тыс. рублей. Должностное лицо получить штраф в размере 5-10 тыс. рублей, а гражданин — в сумме 1-3 тыс. рублей.

Как же правильно поступать с документами сотрудника? Обратимся к статье 65 Трудового кодекса. В ней сказано, что документы предъявляются физическим лицом при приеме на работу. Иначе говоря, документы должны быть предъявлены работодателю, после чего они возвращаются сотруднику. При этом в ТК РФ не говорится о том, что специалист работодателя вправе снимать с них копии.

Итак, без согласия работника кадровый специалист может сделать лишь следующее: взять документы сотрудника и внести информацию из них в его личную карточку Т-2.

На практике работодатели часто любят собирать разную информацию о своих сотрудниках и хранить копии их дипломов, СНИЛС, паспортов. Однако все это все эти документы содержат персональные данные работников, которые защищаются законом. Собирать личную информацию, которая соответствует законной цели. Причем цель должна быть вполне конкретной. Например, нельзя хранить персональные данные сотрудника на тот случай, если вдруг их запросит прокуратура или Служба судебных приставов. Пока такого запроса нет, эта информация работодателю не нужна. Соответственно, если он заранее ее собрал и хранит, тем самым он нарушает закон о защите персональных данных.

Важно! Обработка персональных данных гражданина допустима, если это необходимо, чтобы исполнить договор, стороной которого он является. Это сказано в части 1 статьи 6 закона о персональных данных от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.

Казалось бы, проблема решается просто — можно взять с работника документ о том, что он разрешает обработку своей информации. Но на самом деле этого недостаточно. Даже если сотрудник согласился, это не значит, что появилась законная конкретная цель для обработки данных.

Важно! Работодателям нужно запомнить простое правило: если нет цели, то нет и права хранить копии личных документов сотрудника.

В упомянутом законе определены принципы защиты персональных данных. Суть в следующем:

  1. Должны стоять конкретные, заранее определенные цели, в соответствии с которыми собираются личные данные человека. Как только эти цели достигнуты, обработка его персональных данных должна прекращаться.
  2. Нельзя собирать информацию, которая не соответствует упомянутым выше целям.
  3. Обработке подлежат только те сведения, которые соответствуют указанным целям.
  4. Содержание и объем обрабатываемых данных должен соответствовать цели обработки.

О согласии на обработку персональных данных сказано в статье 9 закона. Оно должно содержать опять же цель обработки, а также перечень действий, которые с этими данными могут быть совершены.

Вывод: хранить копии документов сотрудников в кадровом делопроизводстве можно только в том случае, если это нужно для конкретных целей.

О копии паспорта

В копии паспорта есть не только имя, дата рождения и прочая информация — она может являться источником биометрических персональных данных. В частности, на фото можно заметить особенности внешности человека. Такая информация охраняется законом. Соответственно, хранить копии паспортов работников нужно, во-первых, при наличии адекватных целей а, во-вторых, взяв с них согласие на это.

Подведем итоги

Итак, если работодатель планирует вести личные дела своих сотрудников, то просто приложить к ним копии документов неправомерно. Для этого необходимо, чтобы:

  • было законное основание (правовой акт или внутренний документ);
  • была определенная, законная и адекватная цель обработки информации;
  • было письменное согласие работника на обработку его персональных данных;
  • в согласии была указана цель обработки.

Эти выводы подтверждаются судебной практикой. В частности, постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 № 15АП-22502/2013 по делу № А53-12557/2013 и ФАС Северо-Кавказского округа от 21.04.2014 по делу № А53-13327/2013.

Читайте также: