Как работает авторское право в японии

Обновлено: 15.05.2024

В стране Восходящего Солнца к интеллектуальной собственности (в аббревиатурном написании и далее по тексту — ИС) и население и правительство относятся весьма трепетно.

Ежегодно японское правительство занимается разработкой и внедрением национальных стратегических программ развития по вопросам создания и защиты ИС.

В кабинете министров успешно и эффективно взаимодействуют три научно-технических совета, главный из которых — Councilfor Scienceand Technology Policy возглавляется непосредственно премьер-министром. На правовом уровне ими были разработаны соответствующие документы, детально регламентирующие правоотношения и их развитие в сфере ИС уже вплоть до 2025 года.

Согласно текстам ежегодных стратегических программ (здесь необходимо отметить, что стратегическая программа, прежде всего, является правовым документом и имеет определенную юридическую силу), создание и защита ИС – вот уже с 2001 года является одним из приоритетных направлений развития японской экономики.

Современный мир, благодаря глобализационным процессам, не может существовать без передовых технических решений. В этой связи не возникает сомнений, что уже в ближайшие десятилетия экономика будет максимально развиваться в тех странах, в которых будет создана эффективная и гибкая система интеллектуальной (главным образом промышленной) собственности, с четкими механизмами ее защиты и факторами повышенной мотивации для сотрудников, занятых в сфере инновационного прогресса.

Основной целью стратегических расчетов Японии является достижение глобального доминирования на рынке ИС уже в самое ближайшее время. И, как свидетельствует неумолимая статистика, пока что ей это прекрасно удается.

Япония уже давно превратилась из потребителя инноваций в их крупнейшего производителя. На данный момент Япония является вторым по счету государством в мире после Соединенных Штатов по объему инвестиционных вложений в развитие новейших технологий. И это еще только самое начало пути.

Принципы реализации японской стратегии

Принципы реализации японской стратегии базируются на положениях классической китайской военной стратегии, изложенной в сочинениях Сунь — Цзы, У — Цзы и других великих китайских, а также некоторых японских мыслителей.

Чтобы достигнуть задуманного, основными принципами реализации такой политики деловой экспансии в сфере ИС, японское правительство считает:

  • Максимальное стимулирование процессов интеллектуального творчества внутри страны и эффективное использование его результатов;
  • Создание передовой правовой системы защиты ИС, которая способна полностью регламентировать правоотношения в сфере ИС с момента создания объектов ИС и до момента их активного внедрения в производство, продвижения на рынке и передачи исключительных прав в полном или неполном объеме, то есть путем отчуждения или выдачи лицензий или продажи франшиз;
  • Активное использование не только отечественных инновационных разработок, но также и уникальных зарубежных технических решений.

Следует отметить, что Япония эффективно использует зарубежный опыт, привлекая к себе лучших специалистов и позволяя передовым иностранным компаниям выходить на японский рынок.

Особенности японского правового механизма системы развития и охраны ИС

Неуклонно следуя своей стратегии развития интеллектуальной, и, как уже ранее отмечалось, в особенности, промышленной собственности, Япония последовательно внедряет новые правовые механизмы, позволяющие, с одной стороны, адекватно защищать права Японии на свою интеллектуальную собственность, а с другой стороны, выводить на рынок национальные компании, которые занимаются усовершенствованием не своих, а зарубежных разработок.

Таким образом, японская доля на мировом рынке инновационных технологий увеличивается не только за счет своих собственных уникальных технических решений, но и за счет усовершенствования японскими компаниями иностранных изобретений и иных объектов ИС.

С этой целью в стране Восходящего Солнца действует соответствующая правовая норма, предписывающая иностранным компаниям, желающим работать на японском рынке, в обязательном порядке предоставлять лицензии на свои технологии всем японским компаниям, которые выразят свою заинтересованность в заключение того или иного лицензионного договора.

И это еще не все, чтобы избавить японские компании от высоких лицензионных платежей по подобным договорам, максимальные ставки лицензионных платежей жестко регламентированы на уровне правительства.

Чтобы стимулировать отечественные компании к постоянному техническому прогрессу, к японским компаниям правительство также выдвигает соответствующие требования:

  • Компания, желающая использовать иностранную разработку и получить иностранную лицензию должна представить убедительные доказательства, что она располагает соответствующими возможностями, позволяющими эффективно использовать инновационные зарубежные технические решения;
  • Компания должна не только использовать иностранные разработки по назначению, но также и заниматься их усовершенствованием, так как именно в усовершенствовании зарубежных инноваций и заключается основная цель получения лицензии.

Так, если в мировой практике срок от момента подачи заявки до получения правоустанавливающего документа (патента) составляет два-три года, в Японии этот процесс затягивается на пять-семь лет, а в некоторых случаях и до десяти лет, если речь идет о выгодных передовых технологиях в соответствующих областях, например, в микроэлектронике.


Изучается концепция правового регулирования авторских прав Японии в цифровую эпоху; исследуется соотношение интересов между правообладателями и иными категориями лиц; анализируется, как технологические новации обусловили изменение модели регулирования авторских отношений в Японии при сохранении социально ориентированной направленности законодательства об авторском праве.

Л.В. ТЕРЕНТЬЕВА,

Изучается концепция правового регулирования авторских прав Японии в цифровую эпоху; исследуется соотношение интересов между правообладателями и иными категориями лиц; анализируется, как технологические новации обусловили изменение модели регулирования авторских отношений в Японии при сохранении социально ориентированной направленности законодательства об авторском праве.

Ключевые слова: Япония, авторское право, интерес, правообладатель, закон.

Limitation of copyright entitlements the example of Japan’s right

We study the concept of legal regulation of copyright in the digital era Japan, studied the relation of interest between owners and other categories of persons, examines how technological innovations led to a change of model regulation copyright relations in Japan, while maintaining socio-centric focus of copyright law.

Keywords: Japan, the copyright, interest, right holder, law.

С 1977 года Япония участвует во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года, с 1989 года — в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, с 2002 года — в договорах ВОИС 1996 года об авторском праве и по исполнениям и фонограммам и в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 года.

По сравнению с Законом об авторском праве 1899 года одноименный закон 1970 года проводит различие между авторскими и смежными правами, а также между экономическими (авторскими) и моральными правами[4].

Согласно японскому законодательству права авторов составляют два блока: имущественные, которые непосредственно составляют авторское право, и моральные.

Ограничение моральных прав. Одной из особенностей авторских прав Японии являются ограничения, предусмотренные в отношении моральных прав. В частности, право автора на обнародование произведения имеет перечень исключений, которыми предполагается, что автор дал согласие на его обнародование:

— при отчуждении автором имущественных прав на необнародованное произведение лицо, получившее такие права, имеет право на обнародование произведения в процессе осуществления имущественных прав;

— оригинал художественного или фотографического произведения был передан и доведен до общественности посредством выставки;

— продюсер обладает авторскими правами на кинематографическое произведение (ст. 18 Закона об авторском праве).

Кроме того, Закон об авторском праве не запрещает обнародование в результате предложения автором необнародованной работы административным органам, независимым административным агентствам, органам местной власти без внесения оговорки о неразглашении произведения.

Закон об авторском праве также предусматривает ограничения на определение указания имени автора. Закон допускает в соответствии со справедливой практикой возможность опущения имени автора произведения, насколько такое отсутствие упоминания согласуется с целями и способами использования произведения, а также если это не представляет риска причинения ущерба интересам автора (ст. 19). Так, в некоторых случаях указание на имя автора физически невозможно, например, использование фрагмента произведения в виде цифрового файла для загрузки в мобильный телефон в качестве сигнала звонка, для посыла сигнала вызова (гудка) мобильных устройств.

Положения о сохранении произведения в целостности и защите произведения от любого искажения, изменения и другой переделки против воли автора ограничены рядом условий. Законом допускаются изменения идеограмм, слов, которые являются неизбежными для образовательных целей в случаях использования произведений при воспроизведении в школьных учебниках, учебниках с увеличенным шрифтом, а также радиовещании в соответствии со школьными образовательными программами. В этой связи внесение таких изменений, как включение в школьный учебник иллюстраций, предисловий, аннотаций, комментариев, а также пояснений, не требует авторского согласия.

Право на сохранение целостности может быть ограничено, если необходимо изменение архитектурных работ посредством расширения, реконструкции, ремонта или перемоделирования. Кроме того, изменения целостности произведения также допустимы, если необходима модификация компьютерной программы в целях ее эффективного функционирования.

Закон об авторском праве расширительно трактует перечень условий, допускающих внесение изменений в произведение, если такие изменения отвечают требованиям неизбежности с учетом сущности произведения, а также цели и способа его использования. Таким образом, если при нарушении целостности произведения будут доказаны необходимость и неизбежность внесения изменений, моральные права автора не будут признаваться нарушенными. Подобное условие, по мнению специалистов, поддерживает баланс высокого уровня защиты авторских прав и адекватного отражения разумных интересов общественности, что, в свою очередь, обусловливает социально ориентированный подход к регулированию авторских отношений[5].

Основными условиями ограничения являются средство воспроизведения — машины автоматического воспроизведения и цель — использование произведения общественностью.

В связи с технологической спецификой воспроизведения произведения в Интернете, воспроизведением является не только целенаправленная запись пользователем цифрового произведения на электронный хранитель информации. При использовании Интернета в оперативной памяти компьютера возникает большое количество промежуточных копий, которые, по мнению специалистов, имеют спорный статус, так как невозможно запрашивать согласие правообладателя на каждое такое действие[7]. Таким образом, возникает вопрос: подпадает ли данное непроизвольное копирование под общее понятие воспроизведения?

Авторское право помогает создателям какого-то нового интеллектуального продукта защититься от плагиата и воровства идей. Каждый автор стремится оберегать свое творчество и интеллектуальную собственность. С помощью данного института гражданских правоотношений охраняются музыкальные композиции, литературные произведения, предметы искусства и даже базы данных.

Моральные права автора на его труд действуют бессрочно. То есть, создав что-то, этот человек навсегда остается создателем. А вот имущественные права на использование результата творчества можно передавать другим людям.

Срок защиты авторства в отношении имущественных интересов чаще всего равняется 70 годам после смерти создателя. По истечении этого периода результат творчества становится общественным достоянием.

У нас в стране большое количество начинающих авторов. Но далеко не каждый из них осведомлен о своих правах. В данной статье мы раскроем основополагающие моменты. Но если вы уже столкнулись с неприятностями, и авторство вашего труда присвоил себе другой человек, то мы настоятельно советуем обратиться к профессионалу по решению таких вопросов.

Субъекты авторского права

Авторство может быть первоначальным и приобретенным. В первом случае, если любой человек что-то сотворил, то он и является автором. Он может распоряжаться своим произведением и с моральной, и с имущественной точки зрения.

Когда автор решает передать другому человеку возможность материально использовать произведение, то сам он в дальнейшем уже не сможет этого делать. Здесь возникает приобретенное право. И теперь использовать интеллектуальную собственность в имущественных целях может только новый владелец, который именуется правообладателем.

На практике правообладателями выступают следующие группы лиц:

  • предприятия — например, литературные издательства, продюсерские центры, телевизионные компании и все те, кто заинтересован в монетизации результата творческой деятельности оригинального автора;
  • работодатели — если автор работал в штате этой фирмы и в результате профессиональной деятельности создал шедевр;
  • заказчики — если изначально автор выполнял работу по заказу или техническому заданию другого человека;
  • наследники.

Напомним, что правопреемники обладают только имущественными правами на труд, но в моральной точки зрения создатель объекта навсегда остается его автором.

В этом случае на каждом произведении автора новый правообладатель должен указывать символ охраны авторского права. Он должен быть размещен на каждом новом экземпляре и выглядеть следующим образом: © Иванов И.И., 2006. Важно отметить имя автора и год первой публикации его произведения.

Такую систему оповещения об авторстве придумали в Женеве в 1952 году. Тогда была издана Всемирная конвенция. Однако на данный момент этот значок зачастую носит информационный характер о том, что материал был скопирован.

Объекты авторского права

В статье 1259 Гражданского кодекса РФ приведен достаточно полный список объектов авторского права. Ими являются любые предметы интеллектуальной собственности и результаты творческой деятельности: например, музыка, книги, научные статьи, базы данных и многое другое.

А что, если вы переработали чужое произведение и привнесли туда что-то свое? Такой труд называется производным и также охраняется законом. Такая же ситуация с составными произведениями, когда автор структурировал разные результаты творчества и собрал из них новый уникальный материал.

Объектами авторского права могут быть как опубликованные материалы, так и не изданные. Если произведение не было передано в массовую публикацию, но выражено в письменной или устной форме, в видеоформате или в форме звукозаписи, то такой объект интеллектуальной собственности тоже будет охраняться законом.

В этом вопросе будет проще уточнить, что НЕ принадлежит к объектам авторского права:

Таким образом, объектами могут выступать любые результаты интеллектуального труда, которые не попадают в список выше. Стоит отметить и то, что объектом может быть и часть произведения, и конкретный персонаж.

Защита авторских прав

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Согласно статье 1255 Гражданского Кодекса РФ, если автор создал произведение, то он может:

  • распоряжаться трудом на свое усмотрение, а также передать его для коммерческого использования другому человеку;
  • навсегда закрепить за собой моральное авторство на произведение;
  • требовать печать имени на экземплярах даже при условии отчуждения исключительного права;
  • опубликовать свой труд и запустить его в массовое обращение;
  • настаивать на неприкосновенности результатов его творчества.

Если какой-то человек прочитал в книге замысловатую фразу и решил сделать вид, что он сам ее придумал, то это будет нарушением — плагиатом.

А если, например, издатель выпустил новую книгу на основании уже существующей и указал там другого автора, то это грубое нарушения имущественных прав. Для таких случаев существует два громких и неприятных слова: фальсификат и пиратство.

Главным методом защиты от пиратства и кражи интеллектуальной собственности являются доказательства. То есть вам нужно иметь подтверждение того, что изначально материал принадлежал именно вам. Сформировать такие доказательства можно следующими способами:

  • публикация произведения в открытых источниках (СМИ);
  • депонирование в авторском обществе или юридической компании;
  • нотариальное удостоверение даты и времени подписания экземпляра произведения;
  • использование специальных интернет-сервисов.

Эти методы не обеспечивают автору 100% защиты от фальсификата и плагиата. Однако они могут зафиксировать факт, что ваши публикации и экземпляры существовали на определенную дату.

Ответственность за нарушение авторских прав

Если замечено нарушение имущественных прав, то автор или другой обладатель исключительных прав может обратиться в суд с целью возмещения убытков. Однако статьями 1250, 1252, 1253 Гражданского Кодекса РФ зафиксированы и другие меры ответственности, а именно выплата компенсации:

  • в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей, определяемом по усмотрению суда;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Во время рассмотрения дела суд приостанавливает использование произведения. То есть производство новых экземпляров и их продажа прекращается.

Такими действиями закон ограждает истинного правообладателя от контрафактных произведений. Также суд может арестовать и изъять все имеющиеся в наличии экземпляры произведения и оборудование, которое необходимо для изготовления.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Каждый день в мире создаются тысячи вещей, которые юристы называют интеллектуальной собственностью. А у любой собственности есть владелец.

Что такое авторские права

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Его регулирует целый раздел в Гражданском кодексе.

В самом понятии различают три определения: автор, субъект и объект права. Автор — это всегда физическое лицо, которое создало произведение. К субъектам авторского права относятся:

  • предприятия, приобретающие исключительное право на использование произведения;
  • работодатели;
  • заказчики;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права.
  • литературные произведения;
  • программы для ЭВМ;
  • драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения;
  • хореографические постановки и пантомимы;
  • музыка и песни;
  • аудиовизуальные работы: фильмы, диафильмы;
  • произведения изобразительного искусства: живопись, скульптура, графика, дизайнерские работы, графические рассказы, комиксы и т. д.;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографии и их аналоги;
  • географические, геологические и иные карты, планы, эскизы и пластические работы, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • операционные системы на любом языке и в любой форме;
  • производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки;
  • сборники: энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения.

Нарушение авторских прав

Иван рассказал своему другу Степану, что он хочет открыть кафе. В деталях описал интерьер и меню. Спустя три месяца Степан открывает кафе. Оно приносит большой доход. Иван возмущен и хочет потребовать компенсацию за кражу идеи. Нарушил ли Степан авторские права?

К сожалению, закон не защищает идею. Ее очень сложно обосновать юридически. Авторские права распространяются на эскизы и наброски, а на идеи и концепции — нет. Поэтому и возникает путаница. Поэтому, если вам в голову пришла интересная идея, то поспешите ее реализовать.

Анна хочет делает авторские украшения и хочет продавать их через интернет. Она просит своего друга Артема сделать сайт для магазина. Когда Артем скинул ей ссылку, то Анне он показался знакомым. Присмотрелась — он напоминал ей сайт другого известного магазина. Анна просит переделать сайт, потому что боится исков от бренда-прообраза. Нарушил ли ее друг Артем авторские права?

Нет, не нарушил. Заимствование — это когда человек берет чужую идею и делает что-то свое. Артем зашел на сайт известного бренда одежды и решил перенести несколько элементов в свою работу. Если бы он попиксельно скопировал стиль всего сайта — это было бы нарушение. Анне беспокоиться не стоит. Кстати, ее украшения тоже охраняет авторское право!

Дизайнер Олег разработал сайт для старого знакомого. Понадеявшись на хорошие отношения, он не заключил с ним договор. После сдачи, Олег опубликовал работу в своем портфолио. Клиент потребовал удалить работу и угрожал засудить дизайнера за нарушение авторских прав. Ведь он их передал! Должен ли Олег пойти навстречу клиенту?

Нет, не должен. Олег является единственным автором сайта. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких‑либо иных формальностей. Олег и любой другой дизайнер может опубликовать свои работы в портфолио без разрешения клиента, если не нарушает его коммерческую тайну. Для этого нужно подписывать специальный договор.

Эксперт Катя написала серию статей для сайта компании. Она подписала договор, где был пункт о передаче неимущественных прав на эти статьи компании-заказчику. В итоге статьи выходят с сотней непонятных вставок. Так как статьи подписаны, они наносят вред репутации Кати как эксперта. Она просит отозвать статьи, но компания отказывается — она же отказалась от прав. Что делать?

Права Катя. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. Здесь нужно понимать, что относится к неимущественным и имущественным правам.

Статья 1255 ГК РФ закрепляет, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право авторства;
  • право на имя;
  • право на обнародование, включая право на отзыв;
  • право на неприкосновенность произведения.

Имущественные права автора закреплены в статье 1270 ГК РФ:

  • право на воспроизведение;
  • право на распространение;
  • право на импорт;
  • право на публичный показ;
  • право на публичное исполнении;
  • право на переработку;
  • право на перевод и обработку.

Лена выступает на конференции о дизайне и рекламе. В презентации она использует логотипы разных компаний. Каждый из них подписан: есть автор и источник. Не нарушила ли Лена авторские права владельцев логотипов?

Нет, не нарушила. По закону каждый вправе цитировать что угодно, к примеру, макет, роман, фильм, лекции. Главное — соблюдать правила: указать автора, сослаться на источник, цитировать не слишком много и соблюдать цели цитирования. Цитировать можно в личных, информационных, научных, полемических, учебных и культурных целях. Но если указать автора и при этом использовать свою работу в коммерческих целях, цитатой это не назовешь.

Да. Компания нарушила исключительные права Александра. Исключительное право на любое произведение – единое и неделимое. Первоначально исключительное право возникает у автора, оно принадлежит ему в течение всей жизни. Потом еще 70 лет оно принадлежит его наследникам. Потом оно отчуждается — его продают или дарят другому человеку или организации по договору.


Изучается концепция правового регулирования авторских прав Японии в цифровую эпоху; исследуется соотношение интересов между правообладателями и иными категориями лиц; анализируется, как технологические новации обусловили изменение модели регулирования авторских отношений в Японии при сохранении социально ориентированной направленности законодательства об авторском праве.

Л.В. ТЕРЕНТЬЕВА,

Изучается концепция правового регулирования авторских прав Японии в цифровую эпоху; исследуется соотношение интересов между правообладателями и иными категориями лиц; анализируется, как технологические новации обусловили изменение модели регулирования авторских отношений в Японии при сохранении социально ориентированной направленности законодательства об авторском праве.

Ключевые слова: Япония, авторское право, интерес, правообладатель, закон.

Limitation of copyright entitlements the example of Japan’s right

We study the concept of legal regulation of copyright in the digital era Japan, studied the relation of interest between owners and other categories of persons, examines how technological innovations led to a change of model regulation copyright relations in Japan, while maintaining socio-centric focus of copyright law.

Keywords: Japan, the copyright, interest, right holder, law.

С 1977 года Япония участвует во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года, с 1989 года — в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года, с 2002 года — в договорах ВОИС 1996 года об авторском праве и по исполнениям и фонограммам и в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) 1994 года.

По сравнению с Законом об авторском праве 1899 года одноименный закон 1970 года проводит различие между авторскими и смежными правами, а также между экономическими (авторскими) и моральными правами[4].

Согласно японскому законодательству права авторов составляют два блока: имущественные, которые непосредственно составляют авторское право, и моральные.

Ограничение моральных прав. Одной из особенностей авторских прав Японии являются ограничения, предусмотренные в отношении моральных прав. В частности, право автора на обнародование произведения имеет перечень исключений, которыми предполагается, что автор дал согласие на его обнародование:

— при отчуждении автором имущественных прав на необнародованное произведение лицо, получившее такие права, имеет право на обнародование произведения в процессе осуществления имущественных прав;

— оригинал художественного или фотографического произведения был передан и доведен до общественности посредством выставки;

— продюсер обладает авторскими правами на кинематографическое произведение (ст. 18 Закона об авторском праве).

Кроме того, Закон об авторском праве не запрещает обнародование в результате предложения автором необнародованной работы административным органам, независимым административным агентствам, органам местной власти без внесения оговорки о неразглашении произведения.

Закон об авторском праве также предусматривает ограничения на определение указания имени автора. Закон допускает в соответствии со справедливой практикой возможность опущения имени автора произведения, насколько такое отсутствие упоминания согласуется с целями и способами использования произведения, а также если это не представляет риска причинения ущерба интересам автора (ст. 19). Так, в некоторых случаях указание на имя автора физически невозможно, например, использование фрагмента произведения в виде цифрового файла для загрузки в мобильный телефон в качестве сигнала звонка, для посыла сигнала вызова (гудка) мобильных устройств.

Положения о сохранении произведения в целостности и защите произведения от любого искажения, изменения и другой переделки против воли автора ограничены рядом условий. Законом допускаются изменения идеограмм, слов, которые являются неизбежными для образовательных целей в случаях использования произведений при воспроизведении в школьных учебниках, учебниках с увеличенным шрифтом, а также радиовещании в соответствии со школьными образовательными программами. В этой связи внесение таких изменений, как включение в школьный учебник иллюстраций, предисловий, аннотаций, комментариев, а также пояснений, не требует авторского согласия.

Право на сохранение целостности может быть ограничено, если необходимо изменение архитектурных работ посредством расширения, реконструкции, ремонта или перемоделирования. Кроме того, изменения целостности произведения также допустимы, если необходима модификация компьютерной программы в целях ее эффективного функционирования.

Закон об авторском праве расширительно трактует перечень условий, допускающих внесение изменений в произведение, если такие изменения отвечают требованиям неизбежности с учетом сущности произведения, а также цели и способа его использования. Таким образом, если при нарушении целостности произведения будут доказаны необходимость и неизбежность внесения изменений, моральные права автора не будут признаваться нарушенными. Подобное условие, по мнению специалистов, поддерживает баланс высокого уровня защиты авторских прав и адекватного отражения разумных интересов общественности, что, в свою очередь, обусловливает социально ориентированный подход к регулированию авторских отношений[5].

Основными условиями ограничения являются средство воспроизведения — машины автоматического воспроизведения и цель — использование произведения общественностью.

В связи с технологической спецификой воспроизведения произведения в Интернете, воспроизведением является не только целенаправленная запись пользователем цифрового произведения на электронный хранитель информации. При использовании Интернета в оперативной памяти компьютера возникает большое количество промежуточных копий, которые, по мнению специалистов, имеют спорный статус, так как невозможно запрашивать согласие правообладателя на каждое такое действие[7]. Таким образом, возникает вопрос: подпадает ли данное непроизвольное копирование под общее понятие воспроизведения?

Читайте также: