Как происходит выбор будущей профессии у всех конечно по разному

Обновлено: 19.05.2024

Выбор профессии — ответственный шаг в жизни человека. Проще тем, кто уже с детства знает кем хочет быть, у кого есть талант и способности в определенной сфере. Но для многих принятие этого решения становится пыткой. Не помогают тесты, советы близких и даже консультации психолога. Есть ли волшебная таблетка? Есть. Сегодня я расскажу про универсальную формулу как выбрать профессию. Возможно она наведет вас на определенные мысли.

Формула выбора профессии

Давайте от слов сразу к делу. Есть довольно известная формула выбора профессии. Она называется хочу-могу-надо. Возможно, вы уже о ней слышали, но ключевым здесь является умение правильно применить ее для себя. Мы сделаем несколько упражнений, которые помогут сложить воедино все три параметра Формулы. А выглядит она следующим образом:

Итак, есть три переменные, которые нужно сложить, чтобы получить профессию мечты:

  1. То, что вы любите делать
  2. То, что вы хорошо умеете делать
  3. То, что нужно обществу, за что оно готово платить

Если оглядеться вокруг, то можно убедиться, что самые успешные люди — это как раз те, у кого все сошлось. Они не только материально обеспечены, но и самореализованы — им нравится то, чем они занимаются, и они в этом профессионалы.

Прийти к такому состоянию можно путем проб и ошибок либо тщательного анализа и самокопания — самостоятельно и со специалистом. Узнавать себя — занятие полезное, поэтому давайте разберем все составляющие формулы и сделаем несколько упражнений, которые помогут вам понять какую профессию стоит выбрать и куда пойти учиться.

Как выбрать профессию

Пошаговая инструкция к формуле.

Ключ №1 — То, что ты любишь делать

Эта составляющая тесно связана с нашими ценностями. Любимая работа должна приносить и радость и удовольствие, но главное — она должна быть важна лично для вас. Вам должна быть близка сама идея, вы должны понимать ради чего встаете по утрам. Пример: если ведущими ценностями для человека являются красота, искусство, дом и семья, то он может работать дизайнером интерьеров, но вряд ли станет банкиром.

То, что мы любим делать дает нам мотивацию к развитию и росту, дает энергию и нужный настрой. В таком состоянии проще пережить все трудности, решить проблемы если они возникнут и двигаться дальше. С нелюбимым делом этот сценарий будет развиваться совсем по-другому.

Как понять какое у вас любимое дело? Конечно, вы отлично знаете что любите путешествовать, проводить время с друзьями и вышивать крестиком. Но это не приблизит вас к выбору профессии по душе. И даже любимое хобби не всегда подходит для работы и остается лишь хобби. Ключом являются ценностные ориентации! Что для вас важно и ценно в этой жизни?

Ключ №2 — То, что ты умеешь делать

Это ваши компетенции, знания, умения, навыки, таланты и способности. То, что у вас получается делать лучше всего. То, что вам дано природой. А также то, чему вы научились в течении жизни. Это ваша экспертность. Причем в любом деле.

Сюда в равной мере относятся и специальные знания (например, знания в области психологии), практические навыки (умение водить машину или вести бух учет), таланты (танцор от бога) и простые умения типа внимание к мелочам или умение выслушать.

Да-да, ваши простые умения тоже считаются. Давайте попробуем соединить простые навыки с определенной работой:

  • умение убеждать людей и настаивать на своем —> менеджер по продажам
  • способность запоминать большие объемы информации —> лингвист, переводчик, юрист
  • умение чувствовать настроение другого человека —> психолог, преподаватель, социальный работник

И так далее. Каждая ваша отличительная особенность может сыграть роль в вашей будущей профессии, поэтому обязательно выполните следующее задание. Возможно, вы даже не подозревали о некоторых своих неочевидных талантах.

Задание 2: выпишите списком ВСЕ свои способности, умения, навыки, положительные черты. Не останавливайтесь, пока не наберете хотя бы 50 вещей, которые вы делаете хорошо. Затем из этого списка вычеркните то, что вам делать не нравится и выделите то, что вам нравится. Сравните со списком Задания №1 и переходите к следующему пункту.

Ключ №3 — То, что нужно обществу

Выбирая профессию, важно понимать нужна ли она обществу в данный момент. Другими словами готовы ли люди платить за это деньги? Это очень полезный навык — смотреть вокруг и анализировать потребности общества. Какие специальности сейчас актуальны, какие потребности есть у общества?

В принципе, монетизировать сейчас можно практически что угодно. Важно подать свою работу под нужным соусом. Но традиционно более успешными в финансовом плане становятся люди, которые могут подстроиться под нужны общества, когда это необходимо. Когда дети не знают куда пойти учиться, родители обычно советуют исходя именно из этого пункта.

Задание 3. Просмотрите ваши списки из первого и второго задания, выделите те виды деятельности, которые вы и любите и умеете делать. Подумайте, как можно монетизировать эти виды деятельности, какую можно выбрать востребованную профессию. В идеале ваш успех лежит там, где пересекаются все составляющие формулы.

Ошибки выбора профессии

Давайте вернемся к формуле и обсудим что происходит когда какой-то из трех параметров выпадает. Мы видим, что есть три промежуточных состояния:

2. Богатый, но несчастный. К сожалению, таких людей большинство. Человек занимается тем, что ему не нравится, зато за это хорошо платят. Со временем не любимая работа приводит к скуке, а затем к депрессии. Человек чувствует себя нереализованным. Пример: в мечтах шеф-повар, в реальности офис-менеджер.

3. Одни мечты. Это более редкий случай, когда человек пытается заниматься тем, что совершенно не умеет делать, но по каким-то причинам ему это нравится. На первый взгляд кажется, что ничего страшного, ведь всему можно обучиться. Но это не всегда так. Например, очень сложно научиться петь если нет музыкального слуха. Да, его можно развить, но на это уйдут годы. Не всем захочется тратить пол жизни на то, чтобы стать профессионалом. Так что карьеру лучше связать именно с тем, что у вас хорошо получается и дано от природы. А всем остальным можно заниматься просто ради удовольствия, в рамках хобби.

Не совершайте этих ошибок, благодаря формуле вы уже знаете как правильно выбрать профессию. Дополнительно рекомендуем прочитать: НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОФЕССИИ 2021-2030 и ИСЧЕЗАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ: НА КОГО НЕ СТОИТ УЧИТЬСЯ?

Подведем итоги

Мы разобрали как выбрать профессию по формуле. Конечно, она не выдаст прямой ответ, но даст пищу для размышлений. Составьте несколько вариантов предположительных видов деятельности и изучите каждый подробнее.

В заключении хочется обратить внимание на одну очень важную вещь. В современном мире сейчас все очень быстро меняется. Если раньше человек выбирал профессию на всю жизнь, то сейчас это совершенно не обязательно. За жизнь вы можете сменить несколько профессий. И это нормально. Это интересно, это позволяет людям меняться, разносторонне развиваться и не перегорать.

Несомненно, кто-то будет всю жизнь работать согласно своему единственному призванию. Но главное — не бойтесь делать выбор и изменить его если потребуется. Вокруг море информации, обучающих курсов, бешеными скачками развивается онлайн образование. Пользуйтесь этими возможностями и вы обязательно реализуете себя.

Если вы не знаете какую профессию выбрать и вам нужна помощь, то не стесняйтесь обратиться к специалисту — психологу или профориентологу. Есть разные способы как выбирать род деятельности, один из них это тестирование. На нашем сайте есть 5 бесплатных тестов по профориентации. Лучше всего выполнить их все, сравнить результаты и прогнать их по формуле:

Не страшно свернуть не туда — страшно вовремя не спохватиться и проработать всю жизнь на нелюбимой работе. Как не пополнить печальные цифры статистики и стать уверенным востребованным профессионалом? О поиске нового пути и способах скорректировать свое будущее рассказывает психолог-профориентолог Мария Косинец.

Профориентация VS самоопределение

Для начала научимся различать понятия. Самоопределение помогает человеку четко понять, чего он хочет от жизни в целом. А профориентация заставляет смотреть вовне, задуматься о поиске подходящего дела.

Несмотря на обилие профориентационных курсов и практик, статистика все еще не радует: из 10 первокурсников переводятся на другую специальность, в другой вуз или просто отчисляются целых пять человек, то есть ровно половина!

До выбора университета мало кто старается найти для себя подходящий путь. Многие подают документы для подстраховки на те направления, которые не интересны — просто подходит ЕГЭ.

А из той половины, которая осталась учиться, еще трое-четверо просто не работают по специальности. В итоге из 10 студентов всего один или два идут работать в выбранном направлении. Но и тут остается вопрос — счастлив ли человек на этой работе, осознанно ли он подошел к выбору специальности?

Кто и когда выбирает? Все и всегда!

Спектр специальностей, о которых знает подросток, чаще всего очень ограничен: ребята знают, кем работают родители, они видят своих учителей в школе, возможно, знают о профессиях еще нескольких близких родственников. Огромный мир профессий для среднего школьника замыкается на 5-10 специальностях. А ведь наименований на профессиональном рынке тысячи!

Мир профессий междисциплинарен. Он лишь отчасти связан со школьными предметами.

Осознанно выбирая профессию, в идеале каждый должен четко представлять себе все ее плюсы и минусы. И, конечно, соглашаться на все небольшие минусы, при условии, что плюсы значительно перевешивают интерес к работе в целом.

Профориентация — это то, что происходит с нами всю жизнь, при каждом новом опыте.

Почти каждый из нас выбирает будущее, не очень четко себе представляя, из чего конкретно оно будет состоять. И это нормально! Но все-таки при выборе профессии нужно ориентироваться не только на саму специальность, но и на собственные интересы. Не получится, например, стать водителем автобуса, если тебе близок образ жизни фрилансера.

Сделать выбор даже в бытовых вещах порой не так просто: что съесть на завтрак — кашу или омлет? Что уж говорить о выборе профессии. Всегда важно четко структурировать для самого себя, что дает та или иная профессия.

Зачем вообще выбирать? Поговорим о целях

Кульминация школьной жизни — сдача ЕГЭ, поэтому большинство школьников озабочены тем, чтобы закрыть разовую задачу. Ребята не смотрят на перспективы, не выстраивают профессиональную траекторию. Да и просто выбор профессии может никак не соотноситься с жизненными целями.

На первых порах важно сформировать цель и желание.

Любой взрослый, который встречается на жизненном пути подростка — это носитель жизненного опыта. Когда родителям помимо денег профессия приносит еще и удовольствие, ребенок, естественно, считывает эту концепцию. А если мама и папа приходят домой изможденные и усталые, ненавидят свое начальство и рабочую рутину, то и дети будут относиться к работе так же — ради заработка будут всю жизнь терпеть невыносимую должность и неприятных коллег.

Для любого взрослого выбор профессии — это без преувеличения выбор жизненного пути.

Путь к профессии

С чего начинается выбор? Рефлексия родом из детства

В детстве мы можем выбирать специальности как одежду в магазине. Врачом быть хочу, а учителем не хочу! О, а вот быть поваром — это тоже интересно! Ну уж нет, водителем я работать точно не буду.

Дети смотрят на взрослых и примеряют на себя их профессии. И тут на выбор школьников мы можем повлиять по-разному. Уставший и немотивированный учитель будет вызывать жалость и вряд ли вдохновит ребенка стать педагогом, а восторженный бариста в интерьере красивого кафе наоборот сможет воодушевить школьника.

Этапы: школа, вуз, работа

Поступление в вуз с другом за компанию — поворот не туда. Счастье друга — не твое.

Профильные классы есть в большинстве школ, поэтому ребята уже с 5 класса начинают выбирать будущую профессию. А это значит, что количество непрофильных предметов начнет сокращаться, будет сужаться круг изучаемых дисциплин. Оно и понятно, это вроде бы логично, но все же в момент выбора профильного класса нужно быть максимально осознанным — чтобы потом не жалеть об упущенных возможностях. Наверстать химию, если вдруг захочется потом, будет очень сложно, если выбираешь социально-экономический уклон.

Цель профориентации — определить для себя ту специальность, профессионалом которой ты хочешь быть. Поэтому после выбора профиля стоит определиться с конкретным направлением, расписать работу по всем критериям.

Следующий этап — выбор направлений подготовки. При этом надо учитывать, что обучаясь на одном и том же направлении подготовки, можно работать в разных областях. Психолог, например, может вести индивидуальные консультации, а может работать с группами, в школе, в клинике, в каком-то центре, онлайн или вести прием на дому.

Пока не можешь определить, кем хочется быть, тебе сложно с должной мотивацией учиться в школе и готовиться к ЕГЭ.

Даже когда нужно выбрать профиль в университете, многие не справляются. Часть студентов в полном смысле слова отсеиваются, когда проходят практику. Они начинают понимать, что им вообще неинтересно. Но давайте относиться ко всему позитивно. Студенческая практика — хороший стимул, чтобы скорректировать свой путь.

Кто-то работает всю жизнь на одном месте, а кто-то часто меняет работу и понимает, что его представления об идеале далеки от тех мест, где приходится строить карьеру. Чтобы лишний раз не фрустрировать на профессиональную тему, важно вовремя скорректировать собственные цели.

  • первый — я не хочу этим заниматься;
  • второй — я хочу заниматься другим делом.


Как помочь с выбором профессии? Советы взрослым

  1. С самого детства закладывайте положительные установки относительно мира профессий.
  2. Делитесь опытом.
  3. Задавайте вопросы и помогайте с их решением. Не принимайте решения за детей!

Как сделать осознанный выбор будущего? Конкретные шаги

1. Знать и понимать, из чего выбирать. Читать, смотреть, пробовать!

Чем шире представления о профессиональных сферах, тем легче сделать выбор. В интернете можно найти подборки с подробными описаниями множества профессий. Если пока не определились, чем хотите заниматься, полистайте их. Изучите 3-4 источника, чтобы наиболее полно представлять себе все нюансы работы. Относитесь к любой информации критически.

2. Видеть перспективы. Развиваться в разных областях, получать прикладные навыки, пробовать много и часто

Не страшно свернуть не туда. Страшно вовремя не спохватиться и проработать всю жизнь на нелюбимой работе. Уж лучше, поверьте, на первом курсе перевестись в другой вуз, чем понять свою ошибку уже на третьем, когда поменять направление станет намного сложнее.


Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.


Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов.

Как нельзя: О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно: Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11-й класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т. д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  • Очень хочется видеть/делать в профессии.
  • Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  • Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие, наоборот, предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией

Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути.

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т. д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.


7 калькуляторов ЕГЭ и другие полезные сервисы для тех, кто поступает в вузы

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах.

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.


Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение.

Через это проходит каждый. Выбор профессии. Он определяет, чему человек посвятит будущие 20—30 лет жизни, будет ли любить свою работу и сможет ли достичь в ней желаемых высот. Разберемся, что влияет на этот выбор и какие проблемы мешают самоопределению молодых людей.

Как выбрать профессию и не пожалеть: кто и что влияет на выбор абитуриентов

Критерии выбора

Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:

  1. Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
  2. Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
  3. Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.

То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.

Родина зовет!

В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.

Чего я хочу сам?

То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание.

Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.

Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.

В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.

Кто влияет на выбор школьников

В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.

По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.

Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:

Лица, оказавшие влияние Степень влияния в %
Сильно повлияли Немного повлияли Вообще не повлияли
Сам решил 90 6 4
Родители, другая родня 41 40 18
Преподаватели ВУЗов 12 25 63
Друзья, знакомые 11 35 54
Школьные учителя 12 36 52
Представители предприятий, компаний (будущие коллеги и работодатели) 10 18 72

Школьники уверены в осознанности и самостоятельности своего выбора. На самом же деле за них решили родители, в меньшей мере — учителя или знакомые.

Что влияет на выбор школьника

Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:

  1. Образование, которое оно дает, престижно.
  2. Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
  3. Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
  4. Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
  5. Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.

Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!

Что определяет выбор студента

Решение. Как оно созревает?

Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.

Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.

Как надо делать выбор

Правильно выбрать будущую профессию помогает грамотное самоопределение. Оно заключается в:

Это может быть подработка во время школьных каникул или небольшая практика на предприятии, где трудятся родители, знакомые. Только личный опыт дает полное представление о профессии и помогает осознанно подойти к ее выбору.

О тестах на профориентацию в школе и страхах родителей

Дима Зицер педагог, писатель, автор нескольких книг о правильном воспитании детей

Куда пойти учиться

Нам постоянно навязывают иллюзию (а мы навязываем ее своим детям), что жизнь вот-вот начнется (но что почему-то никак не начинается). Ведь как получается: детский сад — подготовка к школе, школа — подготовка к университету, университет — подготовка к работе. Ну и там совсем скоро — подготовка к смерти.

Выбор профессии: чем позже, тем лучше?

Именно этим антиличностным подходом и определяется вся сфера так называемой профориентации. Между тем, на мой взгляд, человек способен определиться со своим настоящим и будущим, только если для него имеет значение как раз то, кто и каков он сейчас, чем интересуется, о чем мечтает.

Конечно, у ребенка может быть выраженная склонность к какому-то занятию, но ведь склонностей этих, как правило, намного больше одной, разве нет? Да и часто ли соответствует этой склонности выбор профессии?

Сначала — интерес, потом — будущая профессия

Молодому человеку диктуется необходимость как можно скорее определяться с будущей профессией, а иначе. Впрочем, что именно произойдет иначе, отдается на откуп фантазии говорящего взрослого. Тут и занятия общественной уборкой, и нищенское существование, и презрение родственников и друзей, и прочее, и прочее.

Наша цель должна быть прямо противоположной: создание уверенности человека в собственной — личностной — ценности. Ведь только понимая, кто он, чего хочет, чем интересуется (при всей условности этих вопросов), он сможет ответить и на вопрос, какая сфера принесет ему максимальную самореализацию.

Настоящая профориентация именно в том и состоит, чтобы создать условия, при которых человек поверит, что он может быть тем, кем захочет. Поймет, какие средства ему для этого интересны и необходимы. Осознает свои желания, свое предназначение, наконец. Выяснит, где, в какой области самопознание и взаимодействие с миром будут наиболее яркими и развивающими.

Можно и нужно менять направления, можно и нужно пробовать новое, можно и нужно брать тайм-аут. Бывает страшно? Конечно, еще как! Именно поэтому целые поколения придумывали миф о том, что, приняв однажды решение о будущей профессии, ни в коем случае нельзя его менять, — даже если очень хочется, даже если мир изменился, даже если работа не приносит никакого удовольствия.

Однако кроме личных страхов есть и другие причины, по которым сфера профессионального самоопределения оказалась вывернутой наизнанку.

Выбор профессии

Профориентация в школе: кому выгодно?

Давайте зададимся вопросом: кому выгодно, чтобы человек как можно раньше связывал себя некими (в данном случае профессиональными) обязательствами? Чтобы как можно раньше его дорога была ясна или хотя бы предсказуема?

Ведь это и правда невероятно удобно, когда впереди одна колея — прямая, как стрела, когда нормой становится отсутствие фантазий о собственном будущем, настоящем и прошлом. Как будто специально (думаю, что так оно и есть) создается иллюзия: знание того, кем ты хочешь стать, и является самоцелью. Выбить из человека это признание, а затем связать его собственным словом — желательно на всю жизнь.

Мы ведь так удобны, когда уже в 14 лет понятно, чего от нас ждать, когда мы сами начинаем верить в то, что меняться, придумывать, расширять рамки, пробовать новые пути, отказываться от прежних решений — это плохо, а истинной ценностью является одна дорога, одна профессия. Одна — та самая колея.

Государство понять, наверное, можно. А нас.

Профориентация для подростков, тесты, и выбор профессии: вопросы родителей

Когда я училась в школе, я проходила профориентацию несколько раз, и ни у меня, ни у одноклассников не сложилось впечатления, что она вообще как-то влияет на выбор будущей профессии. Нам скорее показалось, что там дают советы общего плана, причем не представляющие для человека ничего нового.

Но если к ребенку, не имеющему собственного опыта осознанного выбора, приходит человек — взрослый, умный, образованный — и рассказывает, как тот погибнет, если немедленно не решит, прислушавшись к мудрым советам старших, что он будет делать всю оставшуюся жизнь, есть реальная опасность, что подросток к нему прислушается или по крайней мере смирится.

Грубо говоря, не может быть никакой профориентации. Есть внутренняя склонность человека к тому, чтобы искать себя и пробовать самое разное. Это стремление очень жестко, порой до войны, сталкивается с базисным интересом любого государства — необходимостью упрощения личности в целях ее удобного использования.

Неужели тест на профориентацию вообще никогда не помогает? Человек ведь имеет какой-то круг интересов, какой-то характер, и помощь в выборе профессии лишь позволяет сузить этот круг.

Если есть такая потребность, молодой человек может поговорить с родителями, обратиться к психологу, в специальные центры — есть много вариантов, которые действительно могут помочь. Но я категорически против обязательной для всех профориентации, которая проводится в школе. Потому что это самое настоящее насилие над личностью, этот процесс прямо противоположен базисным целям человека, особенно подростка. Мне становится страшно, когда я вижу 15-летних детей, которых убеждают, что они должны точно знать, кем будут.

Если бы профориентация действительно помогала людям выработать инструменты поиска себя, я был бы только за. Но мне кажется, что такой подход противоречил бы задачам государства.

А как вообще выбирать профессию?

Никак. Зачем ее выбирать? Если у человека широкие взгляды, если он видел в жизни разное, имеет возможность попробовать многое и не боится этого контакта, профессия обязательно найдется. Выбор профессии, на мой взгляд, весьма преувеличенная проблема. Единственное, чем надо заниматься, — созданием рамок для возникновения и поддержания интереса. Сегодня вообще мировой тенденцией становится фриланс, когда человек может сам определять расписание и содержание своей жизни. Однако пока это доступно не везде и не для всех. Что ж, будем надеяться. И работать.

Читайте также: