Как происходит передача дел при уходе в отпуск

Обновлено: 18.05.2024

Главный бухгалтер может уволиться по собственному желанию, так же как и обычный работник, предупредив об этом работодателя за две недели (ст. 80 ТК РФ).

Процедура передачи дел при увольнении главного бухгалтера законом не установлена. На практике данный процесс обычно включает в себя издание приказа о приеме-передаче дел, непосредственную передачу дел, подписание акта приема-передачи дел.

Как правило, передаче подлежат устав, регистрационные документы, документы бухгалтерского и налогового учета, отчетность, иные документы и ценности организации, за сохранность которых отвечает главный бухгалтер. Имущество и финансовые обязательства передаются отдельно в ходе инвентаризации.

В акте приема-передачи зафиксируйте переданные документы и ценности, а также основные моменты, характеризующие состояние бухгалтерского и налогового учета с учетом выявленных ошибок или нарушений.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

Готовое решение КонсультантПлюс, 20.08.2020

Как организовать передачу дел при увольнении главного бухгалтера

  1. Что включает в себя процедура передачи дел при увольнении главного бухгалтера

Процедура передачи дел при увольнении главного бухгалтера законом не установлена. На практике данный процесс обычно включает в себя издание приказа о приеме-передаче дел, непосредственную передачу дел, подписание акта приема-передачи дел.

Также, скорее всего, вам нужно будет провести инвентаризацию.

Если в вашей организации процедура приема-передачи дел при увольнении главного бухгалтера еще не регламентирована, рекомендуем вам разработать и утвердить ее локальным нормативным актом (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

  1. Какие дела подлежат передаче при увольнении главного бухгалтера

Конкретный перечень дел, которые подлежат передаче при увольнении главного бухгалтера, законом не установлен. Как правило, передаче подлежат документы, денежные средства и материальные ценности (например, печати, ключи от офиса и сейфа и т.д.), за сохранность которых несет ответственность главный бухгалтер.

К документам, которые подлежат передаче, относятся, в частности, следующие:

  • учредительные документы, например устав организации;
  • регистрационные документы организации, например свидетельство ИНН, документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ;
  • документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского и налогового учета, в частности учетная политика, налоговая и бухгалтерская (финансовая) отчетность, бухгалтерские и налоговые регистры, налоговые декларации, первичные учетные документы и пр.; для электронного обмена документами с банками и контролирующими органами;
  • акты проверок контрольных (надзорных) органов.

Кроме этого, целесообразно взять с увольняющегося главного бухгалтера пояснения, касающиеся ведения бухгалтерского и налогового учета, предоставления отчетности, порядка взаимодействия с другими структурными подразделениями, а также с контрагентами, аудиторской организацией и контролирующими органами.

Все это позволит оценить текущее состояние дел в бухгалтерии, выявить, в частности, отсутствие каких-либо документов, нарушения или недочеты в работе прежнего главного бухгалтера, а также разграничить ответственность между ним и новым главным бухгалтером.

Отметим, что имущество организации и финансовые обязательства (обязательные платежи, расчеты) подлежат передаче в ходе специальной процедуры — инвентаризации. Об этом расскажем далее.

2.1. Нужно ли проводить инвентаризацию для передачи дел при смене главного бухгалтера

Да, нужно, если в трудовом договоре с главным бухгалтером закреплено условие о полной материальной ответственности (ч. 2 ст. 243 ТК РФ, ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

При проведении инвентаризации руководствуйтесь общими правилами, которые утверждены Методическими указаниями по инвентаризации. В частности, создайте инвентаризационную комиссию для инвентаризации имущества организации (например, денежных средств) и финансовых обязательств (расчетов, кредиторской задолженности, займов и т.п.) (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Если же в трудовом договоре такого условия нет, то обязательность проведения инвентаризации при увольнении главного бухгалтера вы можете зафиксировать в локальном нормативном акте, например, в положении об инвентаризации (ч. 3 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете).

Если вы не проведете инвентаризацию, то в случае недостачи или утраты материальных ценностей вам сложно будет доказать, что они произошли в период полномочий конкретного главного бухгалтера, и взыскать с него убытки.

  1. Как составить акт приема-передачи дел при увольнении главного бухгалтера

Составить акт приема-передачи дел вы можете в произвольной форме, так как нормативных требований к нему не установлено.

Рекомендуем отразить в акте:

  • Ф.И.О. главного бухгалтера;
  • Ф.И.О. и должность лица, принимающего дела (например, непосредственно руководитель организации, заместитель главного бухгалтера или другой работник). Если прием дел осуществлялся созданной для этих целей комиссией, перечислите в акте Ф.И.О. и должности всех ее членов;
  • период времени, за который передаются дела;
  • дату и номер приказа о приеме-передаче дел;
  • наименования и количество переданных документов и ценностей, за хранение которых отвечает непосредственно главный бухгалтер (если их много, можно, например, составить опись и оформить ее как приложение к акту);
  • результаты приема-передачи дел. Отразите основные моменты, характеризирующие состояние бухгалтерии на дату составления акта. Включите как можно больше информации, собранной в процессе передачи дел. Например, вы можете зафиксировать выявленные ошибки, нарушения или недочеты, привести список документов, которые должны храниться в организации, но отсутствуют (утрачены) на момент передачи дел.

Составьте акт приема-передачи дел в двух экземплярах. Один будет храниться в организации, а второй останется у прежнего главного бухгалтера. Акт должен быть подписан всеми лицами, которые участвовали в приеме-передаче дел, и утвержден руководителем организации.

Что надо сделать при увольнении главного бухгалтера по собственному желанию

Главный бухгалтер может уволиться по собственному желанию, так же как и обычный работник, предупредив об этом работодателя за две недели (ст. 80 ТК РФ).

В ИФНС и фонды отправьте письмо об отмене доверенности главбуха на представление интересов организации (п. 1 ст. 189 ГК РФ).

Обычно увольняющийся главбух и руководитель или иное назначенное им лицо составляют акт приема-передачи дел и документов. Этот документ нужен, чтобы разграничить ответственность между старым и новым главбухом.

Если главбух выполнял обязанности кассира, до его увольнения нужно провести инвентаризацию кассы (п. 27 Положения по бухучету N 34н).


Если у вас увольняется работник и по действующим в компании правилам с него нужно получить обходной лист и подтверждение о передаче дел, помните:

  • Ни обходной лист, ни акт передачи дел не являются документами, предусмотренными ТК РФ при увольнении.
  • Требование к работнику предъявлять обходной лист (акт передачи дел) для завершения процесса увольнения может расцениваться как действие, не соответствующее трудовому законодательству и повод привлечь к ответственности работодателя.
  • Категорически нельзя не выплачивать работнику расчет по увольнению и не выдавать трудовую книжку и справки, если он не сдал обходной лист или не передал дела. Это прямая возможность для работника обратиться в ГИТ и в суд. Причем обе структуры будут на стороне работника.

Как быть, если увольняющийся работник не торопится оформлять обходной лист или передавать дела?

Можно попробовать договориться, используя такие аргументы:

  • В обычаях делового оборота всё большую популярность приобретают рекомендации от прежних работодателей при устройстве на новое место работы. Рекомендации могут быть выданы работнику в письменном виде по его просьбе или получены устно, уже в процессе трудоустройства. Кадровик или руководитель на новом месте может связаться с компанией, указанной в резюме как предыдущее место работы. Напомните об этом строптивому работнику. Скажите, что обязательно упомянете в рекомендациях факт того, что работник склонен идти против локальных правил работодателя.
  • Подавляющим большинством трудовых отношений предусмотрено, что работодатель предоставляет работнику некое имущество (для выполнения трудовых обязанностей), а тот, в свою очередь, отвечает за сохранность этого имущества. Также в процессе работы сотрудник может иметь доступ и к нематериальным ценностям работодателя, например клиентской базе. Сообщите работнику, что у вас есть право назначить инвентаризацию ценностей, в том числе тех, которые работник не хочет возвращать компании по установленной процедуре. Если в ходе такой инвентаризации будут выявлены негативные моменты — недостача, порча, несанкционированный доступ и копирование и т. п., — работодатель вправе организовать служебное расследование для определения виновных и суммы ущерба. Затем на работника, даже уже уволенного, можно подавать в суд на компенсацию ущерба. Поэтому для обеих сторон будет проще, если работник просто оформит и сдаст обходной лист (передаст дела).

Можно ли начать процедуру увольнения работника по электронному заявлению? Узнайте здесь.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Цитата: Также в процессе работы сотрудник может иметь доступ и к нематериальным ценностям работодателя, например клиентской базе. Сообщите работнику, что у вас есть право назначить инвентаризацию ценностей, в том числе тех, которые работник не хочет возвращать компании по установленной процедуре. Если в ходе такой инвентаризации будут выявлены негативные моменты — недостача, порча, несанкционированный доступ и копирование и т. п., — работодатель вправе организовать служебное расследование для определения виновных и суммы ущерба. Затем на работника, даже уже уволенного, можно подавать в суд на компенсацию ущерба.

А не будет ли это являться банальным шантажом? Если работодатель первым нарушает условия ТК и ТД, то как суд может расценить это ? Пример: человек работает по ТД. Срок истекает через два дня. За три дня до истечения срока, как того требует ТК, работника не уведомили об окончании действия ТД, тем самым нарушив ТК РФ. Работник не обязан напоминать работодателю об истечении срока дейтсия ТД, согласно ТК. В последний день работник разворачивается и уходит с работы,так как не желает продлевать договор, потом высылает письменное уведомление, чтоб ему переслали трудовую книжку. Где тут нарушение со стороны работника? Ему не выдали обходной лист, его не рассчитали в последний день, не выплатили все положенные деньги. Тут уж надо бы привлекать работодателя к ответственности. А работодатель возьми и начни шантажировать работника комиссиями? В самом законодательстве пробелов больше, чем дырок в швейцарском сыре.


Есть избитая фраза, что незаменимых сотрудников нет, но, как только дело доходит до отпуска, выясняется, что сотрудник незаменим! С уходом в отпуск главного бухгалтера финансово-хозяйственная жизнь организации не останавливается, поэтому возникают вопросы, кому и как передать его обязанности, что именно нужно передать, что можно сделать досрочно, пока он не ушёл в отпуск.

Кому и как передать полномочия?

Если главный бухгалтер планирует пойти в отпуск, то на время отпуска кто-то должен выполнять его функции (замещать), поэтому первое, что нужно сделать, — решить, кто из сотрудников будет заменять главбуха. Если у главного бухгалтера есть заместитель, то функции главбуха будет выполнять он, а если зама нет, то функции можно передать другому сотруднику.

В небольших компаниях всю бухгалтерию может вести бухгалтер в одном лице, поэтому свои полномочия он передаёт руководителю либо нужно заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта с аутсорсинговой компанией ( ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

  • кому можно передать полномочия главного бухгалтера на период его отпуска;
  • как оформить передачу полномочий главного бухгалтера на период его отпуска другому работнику организации;
  • можно ли возложить полную материальную ответственность на работника, которому передаются полномочия главного бухгалтера;
  • как издать приказ о передаче полномочий главного бухгалтера на период его отпуска;
  • как организовать приём-передачу дел при смене главного бухгалтера на период его отпуска;
  • риски при передаче полномочий главного бухгалтера на период его отпуска.

Что главбух должен передать замещающему его сотруднику?

  • Право подписи первичных документов за главного бухгалтера. Это необходимо отразить в приказе о передаче полномочий на время отпуска главного бухгалтера.
  • Также нужно уведомить контрагентов о том, что главный бухгалтер будет в отпуске, с указанием данных лица, кто его будет заменять на время отпуска.
  • При наличии у главбуха права подписи банковских документов надо переоформить банковские карточки с образцами подписей. Например, это может потребоваться для снятия наличных в банке ( п. 7.11 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И).
  • На случай истребования документов в рамках налоговой проверки. Если налоговая инспекция запрашивает документы, а замещающий главбуха сотрудник не может исполнить требование, то рекомендуем объяснить сотруднику, что можно уведомить инспекцию о невозможности передачи документов в срок. Для этого налогоплательщик в течение дня, следующего за днём получения требования, отправляет письменное уведомление. В нём указываются причины, а также срок, в течение которого налогоплательщик сможет подать документы ( п. 3 ст. 93 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ). К примеру, причиной может быть слишком большое количество документов, отпуск главного бухгалтера. Получив уведомление, налоговый орган вправе как продлить срок представления документов, так и отказать в продлении.

Что можно сделать досрочно?

Если компания функционирует не один год, то механизм замещения главного бухгалтера на время его отпуска отлажен и не вызывает никаких сложностей. Сложности могут возникнуть, если главбуха будет заменять лицо, ранее не выполнявший подобные функции. В этом случае главбуху проще сделать все дела по максимуму до своего отпуска, чем вводить в курс новичка в этих делах.

Что можно сделать досрочно? Можно ли заплатить налоги и сдать отчётность досрочно? (Источник: Перед отпуском: что главбух может сделать досрочно )

Досрочная уплата НДФЛ — риск

Организация как налоговый агент сначала должна удержать НДФЛ из доходов работников, а лишь затем перечислить его в бюджет. За свой счёт уплачивать этот налог нельзя.

НДФЛ с зарплаты надо удержать при выплате зарплаты за вторую половину месяца. А перечислить не позднее дня, следующего за днём выплаты работнику дохода. Если вы перечислите зарплатный НДФЛ до выдачи работнику зарплаты, то инспекция посчитает, что вы уплатили его из своих средств. Эти суммы вы не сможете зачесть в счёт предстоящей уплаты НДФЛ. Вам придётся уплатить такой налог заново. Кроме того, организацию могут оштрафовать. Сумма штрафа составляет 20 % от не уплаченного в срок налога.

Правда, одной организации удалось убедить судей в возможности досрочной уплаты НДФЛ налоговым агентом. И Верховный Суд отказался пересматривать дело. Однако на позицию проверяющих это не повлияло.

Как и ранее, суммы, уплаченные досрочно в счёт НДФЛ, и Минфин, и ФНС считают переплатой, которую вы сможете только:

  • или вернуть;
  • или зачесть в счёт других федеральных налогов.

Лишь при перечислении в бюджет удержанного НДФЛ с отпускных и больничных у бухгалтеров есть некая свобода действий. Это можно сделать в любой день периода, началом которого будет день выплаты самих отпускных или больничных, а окончанием — последний день месяца. Ведь НДФЛ с пособий и отпускных надо перечислить в бюджет не позднее последнего числа месяца, в котором были такие выплаты.

Иные налоги и страховые взносы можно платить раньше срока

Налоги, которые организация должна уплачивать в качестве налогоплательщика, можно перечислить в бюджет заранее. Кроме того, заранее можно перечислить и страховые взносы.

Так что, если перед уходом в отпуск вы перечислите в бюджет налоги, срок уплаты которых ещё не подошёл, проблем быть не должно.

К примеру, плательщики НДС должны не позднее 25 июля перечислить в бюджет первую треть суммы НДС, подлежащую уплате за второй квартал. Однако если эта дата приходится на отпуск главбуха и на расчётном счёте достаточно денег, такой платёж можно сделать и раньше — хоть в начале июля, хоть в конце июня. Главное — правильно рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

Заблаговременная сдача отчётности: можно, но не всегда нужно

Если вы отправите страховую отчётность (СЗВ-М, 4-ФСС и расчёт по страховым взносам) за один-два дня до окончания отчётного периода, инспекторы наверняка без проблем примут её у вас. Законодательство этого не запрещает. Технических проблем быть также не должно, даже если вы сдаёте такую отчётность в электронном виде через ТКС.

Но вы должны понимать: если потом окажется, что указанные вами в отчётности данные неверные (к примеру, из-за того, что кто-то из работников заболел и уволился в эти один-два дня), то придётся сдавать уточнёнки.

Ранее мы писали о том, кто может попасть под выездные налоговые проверки.

Конюхова Е. В.

Несмотря на то что оформлением ежегодных оплачиваемых отпусков организации занимаются постоянно, проверки ГИТ редко остаются без претензий. Предлагаем пошаговый алгоритм, который поможет без ошибок подготовить документы

Три общих правила

Эти правила определены гл. 19 ТК РФ. О них часто забывают, между тем при проверке это может стать поводом для взыскания.

Правило 1. Работодатель обязан предоставлять сотрудникам оплачиваемый отпуск ежегодно (ст. 122 ТК РФ)

Правило 2. Отдельным категориям сотрудников работодатель обязан предоставлять оплачиваемый отпуск в удобное для них время

К таким категориям относятся несовершеннолетние работники, почетные доноры России, родители трех и более детей в возрасте до 18 лет и пр. Когда будете составлять график отпусков на следующий год, возьмите с них заявление с пожеланием удобного времени отдыха. Но будьте готовы, что даже при наличии заявления сотрудник в любой момент может передумать и попросить отпуск в другое время.

Вопрос. Сотрудник — ветеран боевых действий попросил дать ему ежегодный отпуск с завтрашнего дня. Можно ли отказать со ссылкой на невозможность выплатить отпускные за три дня до начала?

Ответ. Работодатель обязан удовлетворить просьбу работника, так как законодатели не предусмотрели никаких исключений в порядке предоставления отпуска такой категории работников. Это подтверждает судебная практика (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2012 № 33-1972/2012, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2015 по делу № 33-8626).

Правило 3. Право на отпуск за первый год возникает после шести месяцев непрерывной работы у работодателя (ст. 122 ТК РФ). По этой причине не включайте в график на текущий календарный год сотрудников, которые только поступили на работу. Чтобы отпустить новичка в отпуск после шести месяцев работы, вам потребуется только взять с него заявление. Впрочем, по договоренности с работодателем сотрудник может отдохнуть и раньше.

Алгоритм предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска по графику отпусков

Составить и утвердить график отпусков

Согласно ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяет ежегодный график отпусков. Работодатель утверждает документ с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Если профсоюза нет — единолично. График нужно утвердить не позднее чем за две недели до начала календарного года. Вы можете использовать унифицированную форму Т-7 или разработать свою.

Заявление от работника о предоставлении части ежегодного отпуска и дальнейшее ее предоставление работодателем рассматривается судьями как доказательство соглашения между работником и работодателем (Решение Пермского краевого суда от 19.04.2017 по делу № 7-674-2017(21-421/2017).

Чек-лист. На что обращают внимание инспекторы ГИТ при проверке графика отпусков:

Дата утверждения графика отпусков Не позднее чем за две недели до начала календарного года ч. 1 ст. 123 ТК РФ
Оплачиваемый отпуск на основании графика Планируется и используется фактически полностью ст. 123, 124 ТК РФ
Планируется и (или) используется частями на основании достигнутого соглашения сторон, одна из частей — не менее 14 календарных дней ст. 125 ТК РФ
Ознакомление с графиком отпусков С графиком отпусков работник ознакомлен под роспись Письмо Роструда от 01.08.2012 № ПГ/5883-6-1

Ознакомить сотрудников с графиком отпусков под роспись

Как можно ознакомить с графиком отпусков:

  1. Дополнить унифицированную форму Т-7 графой 11, в которой после утверждения графика сотрудники будут ставить свои подписи.
  2. Разработать отдельный лист ознакомления к графику отпусков.

Известить сотрудника о времени начала отпуска

Форма извещения трудовым законодательством не уточнена, но определены два условия (Письмо Роструда от 30.07.2014 № 1693-6-1). Сотруднику нужно сообщить о начале отпуска:

  • не позднее чем за две недели;
  • под роспись.

При этом форма документа может быть любая:

Последний вариант позволяет убить двух зайцев: известить о начале отпуска и подтвердить, что работник ознакомлен с графиком.

Главное, при выборе способов извещения понимать, что если вы не выполните два основных условия, организацию могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

  • Предупреждаем риски. Если отпуск предоставляется в соответствии с графиком отпусков, работник не пишет заявление на отпуск. Это обязанность работодателя известить его. Заявления на отпуск появляются, когда есть отклонения от графика, например, работник хочет отгулять лишь часть отпуска или возникли законные обстоятельства для его переноса.

Издать приказ о предоставлении отпуска и ознакомить с ним работника под роспись

В настоящее время нет ни одного нормативного правового акта, обязывающего работодателей издавать приказ на отпуск. Но на практике большая часть компаний его оформляют. К этому привыкли и проверяющие из ГИТ. Известны случаи, когда работодателей привлекали к ответственности за отсутствие приказа на отпуск или за неознакомление с ним работника. Нельзя сказать, что такая практика правомерна, но она существует (Решение Московского городского суда от 08.02.2019 по делу № 7-648/2019, Решение Верховного Суда РФ от 01.03.2017 № 84-АД17-1).

Поэтому если вы решили оптимизировать кадровое делопроизводство и исключить приказ о предоставлении отпуска из документооборота, учитывайте и такой вариант развития событий.

Основанием для приказа является сам график отпусков. В приказе укажите номер и дату, табельный номер, ФИО, должность работника, структурное подразделение, рабочий год, за который предоставляется отпуск.

Рабочий год исчисляется с даты приема на работу, но всегда проверяйте себя: могут быть периоды, которые сдвинут окончание рабочего года.

Вопрос. Если работник принят на работу 1 июня 2020 года, в декабре 2020-го он находился 20 дней в отпуске без содержания, как определить рабочий год для исчисления ежегодного оплачиваемого отпуска?

Ответ. Если работнику предоставлялось 20 дней отпуска без сохранения заработной платы в декабре, то окончание первого рабочего года сдвинется на 6 дней: из 20 дней отпуска без сохранения в рабочий год включаются 14 дней, а окончание отпуска сдвигается на 6 календарных дней (ч. 1 ст. 121 ТК РФ, Письмо Роструда от 14.06.2012 № 854-6-1). Таким образом, первый год закончится не 31 мая, а 6 июня 2021 года. Соответственно, второй рабочий год начнется с 7 июня 2021 года и закончится 6 июня 2022 года.

Срок издания приказа на отпуск законодательством не установлен. Учитывайте время, необходимое для подписания, передачи в бухгалтерию и пр.

Оформить записку-расчет о предоставлении отпуска работнику

Записка-расчет — необязательный документ, но зачастую она необходима для расчета причитающихся работнику отпускных. Решая вопрос, надо или нет составлять ее, ориентируйтесь на внутренние правила своего работодателя.

Вы можете использовать унифицированную форму
№ Т-60 (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) или разработать свою. Важно оформить записку-расчет заранее, чтобы бухгалтерия успела выплатить отпускные работнику в срок — не позднее чем за три дня до начала отпуска.

Работники кадровых служб заполняют только первый лист записки-расчета, вносят номер и дату составления записки-расчета, табельный номер, ФИО, должность работника, структурное подразделение, в котором он работает, и период работы, за который предоставляется отпуск. Второй лист содержит расчет оплаты отпуска, начислений и удержаний, а также общей суммы к выплате и заполняется бухгалтерией.

Записка-расчет — это внутренний документ, который необходим только для взаимодействия кадровой службы и бухгалтерии. Ее не нужно выдавать работнику, поэтому оформлять можно только в электронном виде.

Выплатить работнику отпускные

В соответствии с ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала. Речь идет именно о календарных днях. Если отпуск начинается в понедельник, последний день для выплаты отпускных — четверг (Письмо Роструда от 14.05.2020 № ПГ/20884-6-1, Письмо Минтруда России от 05.09.2018 № 14-1/ООГ-7157).

Внести сведения об отпуске в личную карточку работника

После 1 сентября 2021 года вопрос, вести или нет личные карточки Т-2 для кадрового учета, работодатель может решить самостоятельно. Единственный нормативный правовой акт, обязывающий вести личные карточки на бумажном носителе, — Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 — с 1 сентября утрачивает силу в связи с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2021 № 1250.

Обратите внимание: личная карточка — это единственный документ в кадровом делопроизводстве для учета сведений о предоставляемых отпусках.

Работодатели должны продолжать вести личные карточки Т-2 для целей воинского учета. Минобороны пока не утвердил новую форму.

Внести сведения об отпуске в табель учета рабочего времени

Внести в график отпусков данные о фактически использованных днях отпуска

Если вы используете унифицированную форму графика отпусков № Т-7, дату фактического начала отпуска ставьте в графе 7. Не надо ждать окончания года, заполняйте в режиме реального времени.

Если фактическая дата отличается от планируемой, обязательно в графе 8 укажите документ, на основании которого отпуск переносится, а в графе 9 — дату переноса отпуска.

Даты могут отличаться только по причинам, названным в ст. 124 ТК РФ, и в случае, когда работник просит предоставить часть отпуска (ст. 125 ТК РФ).

Вместо заключения

Предоставление отпуска требует от кадрового сотрудника знания трудового законодательства и соблюдения определенной последовательности действий.

Главное правило: нельзя нарушать обязательные требования, предусмотренные законодательством. Серьезными нарушениями будет отказаться от графика отпусков или утверждать его позже чем за две недели до начала календарного года, не извещать сотрудников о начале отпуска или не предоставлять отпуск в полном размере. В этих случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Подробная инструкция поможет оформлять ежегодные отпуска без ошибок, а приведенный ниже чек-лист — проверить себя.

Порядок предоставления основного оплачиваемого отпуска согласно графику

Читайте также: