Как правильно урегулировать режим рабочего времени работника надомника в трудовом договоре

Обновлено: 02.07.2024

Организация планирует принять сотрудника на работу по совместительству со сдельной оплатой труда. Работа выполняется в свободное от основной работы время, по мере ее необходимости.

Вопрос:

Как прописать и нужно ли прописывать в трудовом договоре режим рабочего времени?

Ответ юриста

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

ст. 57, "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019)

Кому можно установить режим гибкого рабочего времени

Установить его можно как одному работнику, так и нескольким. В том числе, если работник работает неполное или сокращенное рабочее время. Никаких ограничений на установление режима гибкого рабочего времени по закону нет.

Часто такой режим устанавливают тем, чья работа не требует постоянного присутствия на рабочем месте, работа может начинаться (заканчиваться) в разное время. Например, агентам по недвижимости, журналистам, некоторым работникам связи. Либо его устанавливают тем, кому по личным причинам сложно начинать (заканчивать) работу каждый день в одно и тоже время. Например, женщинам с детьми, работникам, которые проходят курс реабилитации или обучение в свободное от работы время.

Дело в том, что при таком режиме рабочее время у работника может быть не фиксированным, а меняться изо дня в день. Конкретные условия работы в режиме гибкого рабочего времени законом не определены. Договоритесь с работником, какое время работы у него будет гибким - время начала, окончания работы или общая продолжительность рабочего дня. Пропишите это в трудовом договоре. Это следует из ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100, ч. 1 ст. 102 ТК РФ. Например, работник может приходить на работу то в 8, то в 11 часов. Или, например, в один день работать 7 часов, в другой - 9.

Внимание! Есть мнение, что гибкий режим рабочего времени нельзя установить, если у работника нет отдельного рабочего места или у него, например, разъездной характер работы. Аргумент - такому работнику невозможно вести учет рабочего времени. Однако это не так - по закону запрета нет. Нет никаких рисков, если вы установите такому работнику гибкий режим работы. Кроме того, нужно вести учет рабочего времени всех работников (ч. 4 ст. 91 ТК РФ). И не важно, работает работник в офисе, в пути, дистанционно или как-то иначе. Поэтому рекомендуем зафиксировать порядок учета рабочего времени работнику с гибким графиком, например, в трудовом договоре.

Готовое решение: Как установить работнику режим рабочего времени с гибким графиком работы (КонсультантПлюс, 2020)

Как прописать режим гибкого рабочего времени в трудовом договоре

Чтобы прописать режим гибкого рабочего времени в трудовом договоре, вам нужно указать, в частности (ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 100, ст. 102, ч. 1 - 3 ст. 104 ТК РФ):

• время работы, которое может быть гибким (начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня). Если же договорились с работником, что гибкий режим работы конкретизируете в правилах внутреннего трудового распорядка - в трудовом договоре сделайте на них ссылку. А если планируете составлять гибкие графики работы (отдельно от трудового договора) - все равно пропишите в нем все элементы режима работы, а графиками конкретизируйте работу на определенные периоды. Об этом еще расскажем ниже;

• условия работы ночью (с 22 часов до 6 часов). Либо установите запрет на нее. Так вы, в частности, избежите дополнительных расходов, поскольку она оплачивается в повышенном размере. Либо, если не против такой работы - уточните все нюансы работы в ночное время, в том числе, если нужно, получите у работника согласие на нее;

• учетный период. Обычно он может быть от одного рабочего дня до года. Исключение - в частности, работники с вредными и (или) опасными условиями труда. Учетный период у них, как правило, не должен быть больше трех месяцев. Если учетный период больше дня или в неделю не получится соблюсти норму рабочего времени, целесообразно также установить суммированный учет рабочего времени и, соответственно, указать это в трудовом договоре;

• срок, на который устанавливаете такой режим. Он может быть любым, так как ограничений в законе нет.

Если вы вносите изменения в уже действующий трудовой договор, то оформите все условия в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Готовое решение: Как установить работнику режим рабочего времени с гибким графиком работы (КонсультантПлюс, 2020)

Образец трудового договора с условием о гибком графике работы

4.1. Работнику устанавливается режим гибкого рабочего времени:

• 40-часовая пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

• рабочие дни: с понедельника по пятницу;

• выходные дни: суббота, воскресенье;

• продолжительность ежедневной работы - 8 часов;

• время начала работы с 8 ч 00 мин. до 11 ч 00 мин., которое определяется работником по согласованию с непосредственным руководителем;

• время окончания работы с 17 ч 00 мин. до 20 ч 00 мин. Конкретное время окончания работы определяется путем суммирования времени начала работы, перерыва для отдыха и питания и продолжительности ежедневной работы;

• перерыв для отдыха и питания - один час в период с 12 ч 00 мин. до 15 ч 00 мин., который в рабочее время не включается и оплате не подлежит. Конкретное время перерыва работник ежедневно согласовывает с руководителем;

• учетный период - один рабочий день.

Таким образом, режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) является обязательными условием для включения в трудовой договор. В данном случае работнику может быть установлен гибкий график работы. Примерная формулировка режима гибкого рабочего времени приведена выше в образце трудового договора.

Работать с удаленными сотрудниками

Карантины, локдауны — удаленка не теряет актуальности и в целом становится все привычнее. Пожалуй, пора разобраться, как работать с удаленными сотрудниками правильно, — новыми и теми, кого планируете перевести из офиса.

Елена Пономарева

Удаленка и дистанционка — есть ли разница?

Есть три схожих термина: дистанционный работник, удаленный работник и надомник. Разберемся сначала с первыми двумя.

В конце 2020 года в силу вступил новый Федеральный закон, который сделал эти понятия однозначными. Если раньше бытовало мнение, что удаленная работа оформляется приказом, а дистанционная — письменным соглашением работника и работодателя, то теперь тождество этих понятий закреплено в Федеральном законе и ст. 312.1 Трудового кодекса.

Теперь о надомниках. Таким названием охватывается круг работников, которые выполняют ручную работу у себя дома. У такого работника дома находятся необходимые материалы и оборудование для выполнения работ.

Самое главное: надомная работа — это всегда ручной труд. Например, швея, занимающаяся пошивом нижнего белья для шоурума, может быть трудоустроена как надомница.

Дистанционная же работа предполагает интеллектуальный труд. Бухгалтер, дизайнер, контент-менеджер — таких сотрудников все чаще нанимают именно на удаленную работу.

Еще одно отличие дистанционной работы от надомной — возможность работать из любой точки мира. Удаленщик может работать с ПК или смартфона из кафе, метро, хоть из другой страны. У надомника такой возможности нет, если только работник не решит носить все необходимое с собой. Хотя такой вариант в принципе тоже возможен, если, например, работник занимается вязанием одежды: тогда достаточно взять с собой несколько мотков ниток и спицы или крючки.

В статье речь пойдет только об удаленной работе.

Как работать с удаленщиками?


Как написать текст вакансии, чтобы найти хорошего специалиста и не нарушить закон
  • есть правила внутреннего распорядка;
  • есть постоянная заработная плата с фиксированным окладом (для ГПХ характерно вознаграждение за объем выполненной работы);
  • в договоре указана трудовая функция, у исполнителя есть должность, профессия или специальность (в договоре ГПХ указывается только вид осуществляемых работ или услуг);
  • имеет место систематическое выполнение одной и той же работы, например, обзвон клиентов по телефонной базе;
  • есть корпоративные правила организации (для договора ГПХ характерно равенство заказчика и исполнителя, подчинение отсутствует);
  • есть премирование;
  • предоставляется отпуск.

Если отношения не планируются как трудовые, можно нанимать специалиста, причем любого: бухгалтера, писателя, программиста — по договору ГПХ. Тут есть свои тонкости — например, в договоре нужно обязательно указывать сроки исполнения работы; платить налоги и страховые взносы за самозанятого, если в течение последних двух лет с ним был трудовой договор. Еще ГПХ используется для работы с иностранцами, которые живут не на территории России. Про договор ГПХ с самозанятыми мы писали тут.

В ГПХ есть свои плюсы для работодателя: например, не нужно обеспечивать комфортные условия труда, если только это не прописано в договоре; не нужно платить налоги, если исполнитель самозанятый. Но есть и минусы, потому что ни исполнитель, ни заказчик не получают всех положенных трудовым законодательством гарантий. Например, заказчик может прекратить сотрудничество, не предупредив за две недели, как в случае с трудовым договором, его сложнее привлечь к материальной ответственности. Трудовой кодекс предупреждает такие ситуации автоматически, с заказчиком нужно искать компромиссы и договариваться на стадии подписания договора.

Я перевел сотрудников на удаленку

При заключении трудового договора существует два варианта. Есть стандартный трудовой договор, где в качестве места работы стоит адрес работодателя. В таком случае не нужно уточнять, что работник будет трудиться в дистанционном формате.

Можно заключить специальный договор о дистанционной работе, который для работодателя значительно удобнее. Во-первых, такой договор предусматривает дополнительные основания для увольнения, например, невыход работника на связь в течение двух рабочих дней. Во-вторых, на работодателя возлагается в разы меньше обязательств, связанных с охраной труда. Например, проводить оценку условий труда вообще не потребуется.

Как заключать договор с удаленным сотрудником?

Оформление трудовых отношений с удаленщиком предполагает несколько особенностей, отличающих его от стандартного договора со штатным сотрудником.

Первая состоит в том, что место работы дистанционного работника не находится под контролем работодателя. Такой работник может выполнять работу из дома, коворкинга, кафе, парка.

Вторая особенность — в большинстве случаев работнику и работодателю удобнее обмениваться документами в электронном формате. В том числе ознакомление с локальными нормативными актами, с приказами, подписание трудового договора производится электронными подписями. Обязательно нужно сделать запись в электронной трудовой книжке, в бумажной — по желанию работника.

Третья особенность — режим труда и отдыха такого работника может быть прописан в локальном нормативном акте или трудовом договоре, или работник устанавливает их по своему усмотрению. То есть у такого работника больше свободы: захотел — поработал ночью, захотел — в обед. Главное — успеть сделать работу в срок.

Четвертая особенность — при заключении трудового договора работник с работодателем должны согласовать формы контроля и порядок взаимодействия, сроки отчетности работника о проделанной работе.

1. Общие положения

2. Права и обязанности сторон 2.1. … 2.2. … 2.3. Дистанционный работник предоставляет работодателю ежедневный и еженедельный отчет о проделанной работе. Ежедневный и еженедельный отчеты о проделанной работе предоставляются в электронной форме по электронному адресу _________. Ежедневный отчет предоставляется в рабочие дни работника в срок не позднее 18:00 по московскому времени. Еженедельный отчет предоставляется в срок не позднее 17:00 по московскому времени пятницы недели, за которую представляется отчет _____

Теперь подробнее о порядке заключения договора. Если сотрудник находится в том же городе или регионе, что и работодатель, можно встречаться лично — и для заключения договора, и для подписания любых других документов.


Получить электронную подпись (КЭП) в налоговой

Если личная встреча невозможна, можно заключить договор с использованием электронной подписи (необходима обеим сторонам). В течение трех дней после заключения электронного трудового договора нужно выслать работнику бумажную версию договора со всеми соответствующими подписями и печатями.

Если по каким-то причинам не очень хочется разбираться в электронных подписях и как их удостоверить, можно просто обмениваться подписанными документами по почте заказным письмом.

Расторжение договора с удаленщиком ничем не отличается от обычного, за исключением дополнительных оснований для увольнения, перечисленных в ст. 312.8 Трудового кодекса. Таких оснований всего два: если сотрудник более двух дней подряд не выходит на связь с работодателем без уважительной причины, а также переезд в местность, из которой невозможно продолжение работы, то есть нет интернета или другие проблемы со связью.

4. Изменение, дополнение, прекращение договора

4.1. … 4.2. Настоящий трудовой договор может быть прекращен по инициативе работодателя в случае регулярного (более двух раз) несоблюдения формата отчета:

— о выполненном задании работодателя или непосредственного руководителя;

— о выполненных трудовых обязанностях, установленных настоящим трудовым договором (пункт 1.2 настоящего трудового договора).

Как перевести штатного сотрудника на удаленку?

Дистанционная работа может быть постоянной, временной или комбинированной. В первом случае работник трудится удаленно на всем протяжении действия трудового договора, второй характерен для временного перевода на удаленку по инициативе работодателя в исключительном случае, третий предполагает чередование офисной и удаленной работы. В последнем случае длительность офисной работы и дистанционки регулируется индивидуальным трудовым договором.

  • перевод производится по инициативе работодателя без согласия работника в экстренном случае. Например, во время эпидемии, пожара, землетрясения, наводнения, производственной аварии ;
  • для такого перевода составляется локальный нормативный акт, в котором указывается повод для перевода, список работников, подлежащих переводу, срок перевода, порядок обеспечения работников оборудованием, порядок организации труда удаленных работников и иные положения, касающиеся временного перевода на удаленку;

  • нужно внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и локальный нормативный акт о порядке оформления удаленной работы, порядке взаимодействия работника и работодателя, порядке обеспечения работника оборудованием или компенсации ему затрат на использование личного оборудования ;
  • строго запрещено снижать зарплату при переводе работника на удаленку;
  • перевод осуществляется добровольно;
  • можно заключить новый трудовой договора или дополнительное соглашение к уже существующему.

Как оплачивается труд дистанционного работника?

Перевод на дистанционную работу не должен быть основанием для снижения зарплаты работнику. То есть, не важно, выполняет работник обязанности со стационарного рабочего места или работает удаленно, заработная плата, установленная трудовым договором, выплачивается ему в полном объеме. Это условие гарантируется ст. 312.5 Трудового кодекса. На первый раз можно отделаться предупреждением или штрафом от 1 тыс. до 50 тыс. руб., при повторном нарушении работодателю гарантирован штраф от 10 тыс. до 100 тыс. руб.

Труд и отдых

Рабочее время — это время, в течение которого работник выполняет свои обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю. Все эти правила касаются и дистанционных работников. Хотя у дистанционных работников часто возникают сложности разграничения рабочего времени и времени отдыха.

Рабочее время удаленных работников может быть регламентировано так же, как и у работников, работающих на стационарных местах. То есть с 09:00 до 18:00 с обедом с 13:00 до 14:00. Режим прописывается в ПВТР или трудовом договоре. Но если работодатель не регламентирует этот вопрос, работник устанавливает рабочее время и отдых на свое усмотрение. При этом важно учитывать, что время взаимодействия с работодателем, то есть переписка, переговоры по телефону и в мессенджерах включается в рабочее время.

Отпуск удаленному работнику предоставляется на общих основаниях без каких-либо различий со штатными сотрудниками. Роструд в письме N ПГ/12255-6-1 высказал позицию, что дистанционных работников обязательно должны включать в график отпусков.

Нужно ли предоставлять работнику оборудование?

По трудовому договору — однозначно да. Работодатель обязан либо предоставить работнику все необходимое оборудование, либо возместить затраты на покупку, либо компенсировать расходы по использованию личного оборудования.

По договору ГПХ заказчик не обязан предоставлять оборудование и возмещать какие-либо затраты.

Елена Мехоношина

👨‍🏭 📅 😴 Смена официантов, продавцов и парикмахеров обычно длится дольше восьми часов, а выходные не совпадают с субботой и воскресеньем. На такой режим оформляют скользящий график. Рассказываем, как его утвердить, вести учёт рабочих часов и считать зарплату.

Что такое скользящий график

По умолчанию норма рабочего времени — это не больше 40 часов в неделю — ст. 91 ТК РФ.

Офисные работники отрабатывают норму с понедельника по пятницу по восемь часов в день, а в субботу и воскресенье отдыхают.

Ресторанам, магазинам и парикмахерским не подходит пятидневка с выходными как у всех. Поэтому в сфере услуг работают больше восьми часов в смену и на выходные ходят по скользящему графику. А работодатель считает норму выработки не за неделю, а за месяц, квартал или год. Так можно — ст. 103, 104, 111 ТК РФ.

Скользящий график часто путают с гибким графиком. Но это не одно и то же. Гибкий график — это когда работодатель определяет общую продолжительность смены, а работник решает сам, когда начать и закончить — ст. 102 ТК РФ.

Как оформить скользящий график

Чтобы персонал работал по скользящему графику, надо вписать это условие в трудовой договор, выбрать учётный период рабочих часов, составить график и вести табель рабочего времени.

1. Вписать режим работы в трудовой договор

Как оформить сотрудника в штат, мы рассказывали в отдельной статье. Для установления скользящего графика нас интересует только трудовой договор.

Учётный период можно взять другой — месяц, квартал, полгода или год. Про выбор периода подробно будет ниже.

Время начала и конца смены тоже можно записать в трудовой договор. К примеру:

Но время работы для клиентов у предпринимателя может меняться. Например, летом кафе открывается на час раньше. На такие случаи время начала и конца смены удобнее каждый раз вписывать в график смен на учётный период, а не бесповоротно один раз в трудовой договор.

Если изначально в трудовом договоре с работником не было условия о сменах по графику, к договору заключают допсоглашение. В него вписывают те же самые фразы.

2. Выбрать учётный период

Учётный период — это время, за которое работодатель считает рабочие часы сотрудника. Это месяц, квартал или год, но не больше года — ст. 91, 104 ТК РФ.

Норму рабочих часов считают по правилам из Приказа Минздравсоцразвития № 588н. Там учитывают нерабочие праздничные дни. Самому считать не придется, норма часов есть в производственном календаре на каждый год. Например, в производственном календаре Контур.Норматива.

Допустим, мы взяли учётный период месяц и хотим узнать часы в августе. Смотрим август 2021 года — видим 176 рабочих часов. Эти часы работодатель распределит по месяцу как захочет. Работа свыше 176 часов будет сверхурочной, за неё придётся доплачивать.

Если работодатель выбрал учётный период больше месяца, например, полгода, зарплата всё равно платится два раза в месяц. Учётный период тут не влияет.

3. Составляем график смен

Сразу оговоримся: для микробизнеса график сменности необязателен. Его можно один раз включить в трудовой договор. Но тогда график нельзя менять — ни рабочие дни, ни время начала и конца смены. Удобнее утверждать новый график на каждый учетный период. Правило — из ст. 309.2 ТК РФ.

В графике надо поставить каждому работнику рабочие и выходные дни, продолжительность смены и время её начала и конца.

Сам себя ИП в график не вносит, потому что он не работник на зарплате. Даже если он тоже стоит за прилавком.

Чтобы не платить за сверхурочную работу, общее количество часов за учётный период не должно превышать норму по производственному календарю.

Ещё в графике надо учесть следующее:

— Обед. В смене может быть обед от 30 минут до 2 часов. Это нерабочие часы, за них не будет зарплаты. Но если в магазине или кафе нормальный обед невозможен, работодатель обязан обеспечить приём пищи на рабочем месте — ст. 108 ТК РФ;

— Работа ночью. Ночная смена короче дневной на час без урезки зарплаты. Но если работника взяли специально для ночных смен и вписали это в трудовой договор, то смена не укорачивается — ст. 96 ТК РФ;

— Выходные. Раз в неделю у работника обязательно должны быть выходные не менее 42 часов подряд — ст. 110 ТК РФ;

— Длительность смены. Для несовершеннолетних, людей с инвалидностью и работников с вредным трудом есть ограничения, посмотрите их в ст. 94 ТК РФ. Для остальных работников часы в смене неограничены. Главное, не вылезти за норму рабочего времени — Письмо Роструда № 474-6-0.

В остальном работодатель составляет график как ему удобно, работников можно не спрашивать.

Работник может работать по полсмены, если у него неполная ставка или у ИП режим сокращённого дня.

❗Работников знакомят под подпись с графиком смен не меньше чем за месяц. Это очень важно. Работник не обязан выходить по непредсказуемому графику. Не выйдет на смену — за прогул уволить не получится. А вот после ознакомления под подпись график становится железным — ст. 103 ТК РФ.

👆 Еще за непредсказуемый график работодателей штрафует трудовая инспекция по ст. 5.27 ТК РФ. ИП — на 1000 до 5000 ₽, юрлиц — на 30 000 до 50 000 ₽.

Если сотрудник отказывается подписывать график, составляют акт об отказе от подписи. Зовут пару свидетелей. Потом такого работника можно уволить за прогул, и акт поможет.

С работой по скользящему графику суббота и воскресенье для сотрудника — не выходные, они не оплачиваться по двойной ставке. А вот смена вне графика будет считаться сверхурочной. На выход понадобится письменное согласие работника и приказ. Зарплата будет с надбавкой или вместо неё дополнительный выходной — Письмо Роструда № ПГ/49630-6-1.

4. Вести учёт рабочего времени

Работодатель обязан вести учёт отработанного времени каждого работника. Отработанные часы отмечают в табеле. В конце учётного периода считают часы и за них платят зарплату.

Курс молодого работодателя

Начните работать с сотрудниками за 11 уроков

Как оплачивать переработку, праздники и ночные смены

Если сотрудник отработал в учётный период больше часов, чем стоит в производственном календаре, это сверхурочные. За первые два часа переработки зарплату платят в полуторном размере, за последующие — в двойном. Вместо повышенной оплаты работник может выбрать дополнительный выходной — ст. 152 ТК РФ.

Если смена выпала на нерабочий праздничный день, работнику платят двойную зарплату — ст. 153 ТК РФ.

При ночной смене с 22 до 6 к оплате добавляют 20 % за каждый час — ст. 154 ТК РФ, Постановление № 554.

Накануне праздника смена сокращается на час. Но если у ИП это неприемлемо, такой час оплачивают как сверхурочный — ст. 95 ТК РФ.

Статья актуальна на 01.07.2021


Режим работы — важная часть любого трудового договора. Если решено установить для сотрудников гибкий график, то нужно учитывать некоторые правила. Самое главное — все условия должны быть четко прописаны в документах, а отработанные часы занесены в табель учета рабочего времени.

Что такое гибкий график

Также не запрещено совмещать гибкий и скользящий графики. В этом случае выходные при режиме 5/2 не обязательно выпадают на субботу и воскресенье, а на каждой неделе могут быть в разные дни — вторник и четверг, среду и субботу.

Обеденный перерыв при любом варианте обязателен, если рабочий день составляет более 4 часов.

Когда устанавливают гибкий график

Гибкий график устанавливают, если так удобно и работнику, и руководителю. Стороны должны обязательно договориться о таком режиме и зафиксировать все условия на бумаге.

Работодатель вправе ввести гибкий график, но это не является его обязанностью. А значит он вполне может отказать сотруднику в просьбе отменить привычное время начала работы.

Важно не путать гибкий график с сокращенным днем или неделей, когда в некоторых случаях работодатель должен по закону сократить ставку и подобрать приемлемый режим работы. Например, если сотрудник ухаживает за пожилым родственником или ещё не достиг совершеннолетия.

Как правильно оформить

Трудовой договор

Все договоренности нужно отразить в трудовом договоре. Если сотрудник только устраивается, то пропишите график работы сразу. Если же новшество касается действующего работника, то оформите к договору дополнительное соглашение.

  • начало рабочего дня;
  • окончание рабочего дня;
  • общую продолжительность рабочего времени.

Затем оформите приказ в свободной форме о введении гибкого графика — сотрудник должен ознакомиться с ним под подпись.

У Александра небольшая сеть булочных. Он решил взять бухгалтера на неполный рабочий день. Александру неважно, когда новый сотрудник будет приходить и уходить — главное, чтобы вся работа была сделана. Стороны договорились так: рабочий день — 4 часа, обеденного перерыва нет, с 12:00 до 14:00 обязательно присутствовать в офисе. Начало дня гибкое — с 10:00 до 12:00, окончание тоже гибкое — с 14:00 до 16:00. Фиксировать общую продолжительность времени будет специальная программа, установленная на рабочий компьютер бухгалтера. Все условия Александр сразу указал в трудовом договоре.

Табель учета рабочего времени

При гибком графике, как и при других режимах, необходимо вести табель учета рабочего времени. Как его правильно заполнять мы подробно рассказывали в статье.

Учет рабочего времени должен быть суммированным. Для этого нужно установить определенный учетный период. Это делается для того, чтобы сотрудник не перерабатывал, а руководитель не нарушал трудовое законодательство. Так, стандартная рабочая неделя — 40 часов. Если в одном месяце сотрудник трудился 170 часов, во втором 150, а в третьем 160, то при учетном периоде 3 месяца средняя норма рабочих часов в месяц соблюдена — 160 часов. А значит, по результатам данного учетного периода, работодателю не придется платить за переработку.

В правилах внутреннего распорядка нужно в обязательном порядке указать, как будет вестись учет рабочего времени. Такие правила должны быть у каждого ИП и организации, даже если в штате всего один сотрудник.

Метод учета можно выбрать любой — журнал контроля, электронный пропуск, видеонаблюдение. Главное, чтобы сотрудник предварительно был ознакомлен с применяемым методом.

Коротко о главном

  1. Гибкий график — это трудовой режим, при котором сотрудник сам регулирует начало и окончание рабочего дня, а фиксированную часть рабочего времени устанавливает работодатель.
  2. Гибкий график возможен, только если стороны договорились.
  3. Работодатель не обязан вводить гибкий график по требованию сотрудников.
  4. Условия гибкого режима работы нужно прописывать в трудовом договоре или дополнительном соглашении.
  5. Учет рабочего времени обязателен — подойдет суммированный учет с заранее установленным учетным периодом.

Статья актуальна на 20.10.2021

Читайте также: