Как правильно профессия водитель или водитель автомобиля

Обновлено: 14.05.2024

Эта профессия подходит практически каждому владельцу автомобиля. Превратиться в водителя-профессионала из автолюбителя можно в любой момент, было бы желание.

Водитель – это рабочий, который на профессиональной основе управляет транспортным средством (грузовым, легковым, специальным, пассажирским). Он может перевозить людей, грузы и различные виды специализированного оборудования, установленного на базе автомобиля.

История профессии

Профессия водитель возникла одновременно с появлением первого самодвижущегося механизма с паровым двигателем в 1769 году. Управлять этой конструкцией мог только специально обученный человек. В 1885-1886 годах Готтлибом Даймлером и Карлом Бенцем были представлены автомобили на бензиновых двигателях внутреннего сгорания. Впоследствии конструкции автомобилей претерпевали многочисленные изменения, появилась их специализация, но профессия водителя укоренилась, и сейчас без нее невозможно представить человеческую жизнь.

Кстати, многие интересуются, как правильно называется профессия – шофер или водитель. Изначально французское слово "chauffeur" означало "кочегар" или "истопник": так называли людей, которые следили за количеством угля в топках паровых автомобилей и пополняли его при необходимости. Термин "водитель" отсылает нас к понятию "водить" транспортное средство. Однако сейчас разница в терминологии стерлась, и профессия шофер стала синонимом профессии водитель.

Описание и характеристика профессии

Нередко люди задаются вопросом, водитель это кто: тот, кто управляет автомобилем, или тот, кто его обслуживает. Основная функция шофера – это управление транспортным средством и своевременная и безопасная доставка людей, грузов или оборудования в необходимое место. Также водитель должен уметь производить техническое обслуживание машины и выполнять мелкий ремонт. С более серьезными поломками работают специально обученные механики (мотористы, электрики и др.).

Существует несколько категорий водительских прав, которые дают возможность водителям работать на определенных видах транспорта:

  • категория A – мотоциклы;
  • категория B – легковые автомобили, микроавтобусы (до 9 мест) и грузовые машины до 3,5 тонн;
  • категория C – средние грузовики свыше 3,5 тонн и тяжелые свыше 7,5 тонн;
  • категория D – автобусы;
  • категория M – мопеды.

Существует ряд подкатегорий A1, B1, C1, D1, которые детализируют основные категории. Индекс E, прибавляемый к категории, указывает на право водить соответствующий транспорт с прицепом. Специалисты, которые хотят работать на троллейбусах и трамваях, должны обладать категориями Tm и Tb соответственно. Для специального транспорта (автокраны, мусоровозы, самосвалы, длинномерные грузовики) также нужны соответствующие навыки.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы работать водителем, не требуется какого-либо образования, кроме базового среднего. Достаточно окончить водительские курсы, получить права соответствующей категории и уметь профессионально управлять автомобилем. На практике работодатель обычно требует еще опыт работы и обращает внимание на наличие или отсутствие аварий.

Чтобы занять более высокое место в иерархии, необходимо дополнительное образование. В первую очередь речь идет о начальном профессиональном (ПТУ) или среднем специальном образовании (техникумы, колледжи). Наиболее оптимальными специальностями являются:

  • техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
  • сервис на транспорте (по видам машин),
  • организация перевозок и управление на транспорте (по видам).

Обучение указанным специальностям проводится в каждом регионе, поэтому выбрать подходящее учебное заведение не составит труда. Это, кстати, одно из преимуществ профессии водителя.

Что касается автошкол, то их огромное множество во всех городах страны. Важно только выбрать такую школу, где уровень преподавания находится на должном уровне. Ориентироваться можно на рейтинги лучших автошкол по городам России.

Профессиональные обязанности

  • перед выездом из гаража проверять состояние основных систем автомобиля (тормозной, рулевой), наличие топлива, воды, моторного масла;
  • производить ежедневное техническое обслуживание (смазка, заправка, мойка, осмотр);
  • профессионально управлять транспортным средством для безопасной перевозки людей и грузов;
  • обеспечивать сохранность груза и комфорт пассажиров;
  • соблюдать правила дорожного движения и следить за показаниями приборов;
  • правильно оформлять документацию;
  • устранять мелкие поломки, при необходимости вызывать ремонтную бригаду;
  • оказывать первую медицинскую помощь.

Кроме того, в зависимости от используемого транспорта на шофера могут возлагаться и другие обязанности: обеспечение посадки и высадки пассажиров, управление дополнительными механизмами и т.д.

Кому подходит

Работа водитель автомобиля подходит людям, которые любят дорогу и обладают рядом характеристик:

  • исполнительностью, трудолюбием и ответственностью,
  • быстротой реакции и глазомером,
  • способностью предвидеть развитие ситуации и вовремя принять правильное решение,
  • концентрацией внимания и координацией движений,
  • психологической устойчивостью.

Также от шофера требуется знание строения автомобиля, правил дорожного движения, умение читать показания приборов, способность маневрировать в трафике и ехать в плохих дорожных и погодных условиях.

Для работы на транспортных средствах для перевозки пассажиров работодатели требуют от соискателей должности выполнения дополнительных условий. Например, очень распространенная профессия водитель автобуса. Перед тем как стать водителем автобуса, необходимо не только получить права категории D, но еще достичь возраста в 21 год и приобрести опыт работы шофером не менее 3 лет. Некоторые крупные компании (например, "Мосгортранс") имеют свои учебно-курсовые комбинаты.

Заработная плата

Заработная плата шофера очень сильно зависит от вида транспортного средства, условий и места работы, компании-работодателя и квалификации самого работника. В среднем, по данным статистики, водители зарабатывают от 60 до 80 тысяч рублей в месяц. Но нужно понимать, что зарплата шофера легкового автомобиля в бюджетной организации и водителя-дальнобойщика может отличаться в разы. Использование для работы собственного авто также значительно повышает уровень дохода.

Как построить карьеру

Больших карьерных перспектив у шоферов нет. Получив права более высокой категории, они могут перейти на управление более высоко оплачиваемым видом транспорта. После дополнительного обучения водитель может занять должность главного механика, заведующего гаражом и др. При наличии своего автомобиля можно работать таксистом в таксопарке или частным образом.

Перспективы профессии

Если человек стал водителем и при этом обладает высокой ответственностью и не злоупотребляет алкоголем, то в жизни он не пропадет. Это одна из самых востребованных профессий на рынке труда на сегодня, и в ближайшем будущем ей не угрожает исчезновение.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия водитель подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Аватар пользователя lisa_natah

У нас автотранспортное предприятие. Занимается междугородными и городскими перевозками. В штатном расписании водитель именуется "водитель автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах". Нименование такой должности позволяет водителям оформить досрочную пенсию. Однако, в квалификационном справочнике такой должности нет. Нужно ли нам переименовывать должность на "водитель автомобиля"? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано "водитель автомобиля". Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?

Нужно ли нам переименовывать должность на "водитель автомобиля"? И еще такой момент: при проведении спецоценки в карте спецоценки написано "водитель автомобиля". Должны ли наименования должностей в штатном расписании и карте спецоценки быть одинаковыми?

Да. Да. То, что водитель автомобиля водил именно автобусы и именно на регулярных городских пассажирских маршрутах, можно увидеть из их экземпляров трудовых договоров, кои они потом могут предъявить в ПФР.

"Водитель автомобиля
4-й разряд
Характеристика работ. Управление легковыми автомобилями всех типов, грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью до 10 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной до 7 метров. Управление подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей. Заправка автомобилей топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью. Проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на линию, сдача его и постановка на отведенное место по возвращении в автохозяйство. Подача автомобилей под погрузку и разгрузку грузов и контроль за погрузкой, размещением и креплением груза в кузове автомобиля. Устранение возникших во время работы на линии мелких неисправностей, не требующих разборки механизмов. Объявление водителем автобуса остановочных пунктов и порядка оплаты проезда с использованием радиоустановки, установка компостеров, продажа абонементных книжек на остановочных пунктах. Оформление путевых документов.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей; причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля; порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках; правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин; правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта; правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов; влияния погодных условий на безопасность вождения автомобиля; способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий; устройство радиоустановки и компостеров; правила подачи автобусов под посадку и высадку пассажиров; порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях; правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

Водитель автомобиля
5-й разряд
Характеристика работ. Управление грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной 7-12 метров, а также управление автомобилями, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, дающими право на преимущество при движении на дорогах. Устранение возникших во время работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов. Выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Должен знать: назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей; признаки, причины, способы определения и устранения неисправностей; объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля; способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей; особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях; способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей; правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях; особенности организации междугородных перевозок.

Водитель автомобиля
6-й разряд
Характеристика работ. Управление пожарными автомобилями и автомобилями скорой помощи, а также грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 40 тонн (автопоездов - по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа), автобусами габаритной длиной свыше 12 до 15 метров.
Должен знать: влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок; способы обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования автомобилей; основные технико-эксплуатационные качества обслуживаемых автомобилей и их влияние на безопасность движения.
При управлении автобусами габаритной длиной свыше 15 метров - 7-й разряд.

Примечание. На один разряд выше тарифицируются водители автомобилей в случаях:
- работы на 2-3 видах автомобилей (легковом, грузовом, автобусе и т.п.);
- выполнения всего комплекса работ по ремонту и техническому обслуживанию управляемого автомобиля при отсутствии на предприятии, в организации, учреждении специализированной службы технического обслуживания автомобилей."

Аватар пользователя Туристка

Если речь идет о льготной пенсии, то я порекомендовала бы Вам сначала уточнить в ПФР. У них есть свой список и профстандарты и проч. им глубоко безразличны. Если Вы необдуманно переименуете должность, то люди потеряют право на льготную пенсию.

Аха, а потом придет ГИТ, которой важно трудовое законодательство и глубоко наплевать на ПФР, и наложит на работодателя штраф по 5.27 КоАП . :). ТК РФ категорически приемлет только "водителя автомобиля" и никого другого - ибо работа связана с наличием льгот и ограничений, поэтому наименование должности должно также категорически соответствовать ЕКС/профстандарту.

Аватар пользователя Туристка

Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности. А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился, пойдет в суд, то мало тоже не покажется. У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции "как лучше работнику", то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты. И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.

Льготы и ограничения налагаются уже не ТК РФ, а другими НПА, в которых и нужно уточнить название должности.

:)) Эмм.. Точчно? А вы с главой 51 ТК РФ знакомы, приходилось читать?

А если работник, который до этого был уверен, что выйдет на пенсию досрочно, узнает, что после ретивого переименования он этого права лишился,

Ваша уверенность в том, что он чего-то лишился, превосходит всякие пределы. Есть официальный ответ ПФР, есть надежный источник, коий шепнул вам что-то на ухо?

пойдет в суд, то мало тоже не покажется.

Работодателю, соблюдающему трудовое законодательство, ничего страшного от суда (ГИТ, ПФР) не прилетит, не надо пугать никого.

У нас как обычно, приняли один законопроект, не проверив предварительно, как он согласуется с другими. Но если исходить из позиции "как лучше работнику", то мне кажется, что сохранение льгот по спискам важнее, чем профстандарты.

То, что так кажется вам, совершенно не означает, что так кажется закону и ГИТ (ну а заодно и работодателю, коего за переименование ПФР оштрафовать не может, а вот за непереименование ГИТ - запросто. И неоднократно - до тех пор пока не переименует).

И если они противоречат другим законодательным актам, то пусть проверяющий ГИТ объяснит, как именно надо поступить, если льготы предоставляются по одной должности, а профстандарт требует переименования в другую.

Объяснять будет ПФР, а не ГИТ, и делать он это будет примерно вот таким способом:

"Информационное письмо Минтруда РФ и ПФР
от 2 августа 2000 г. N 3073-17/06-27/7017

В Минтруд России и Пенсионный фонд Российской Федерации от территориальных органов пенсионной службы и различных организаций поступают запросы о праве на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) рабочих, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками.
По действующему законодательству правом на пенсию в связи с особыми условиями труда по разделу XXXIII Списка N 2 пользуются электрогазосварщики, которые в соответствии с ЕТКС (выпуск 2) выполняют работы по дуговой и газовой сварке (резке) металла и металлических изделий.
Как показывает практика, на многих предприятиях рабочие, выполняющие указанные работы, по трудовым документам ошибочно значатся газоэлектросварщиками. Неточная запись в трудовых книжках вызывает у органов пенсионной службы определенные трудности при решении вопросов о льготном пенсионном обеспечении этих рабочих.
"Электрогазосварщик" и "Газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики, т.е. при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Заместитель руководителя Департамента
по вопросам пенсионного обеспечения
Министерства труда и социального развития РФ А.С.Назаров

Начальник Управления пенсионного обеспечения
Исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ А.Д.Скворцов".

Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
Согласно разделу XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам*(1) являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016).
Ну и так, вдогонку, дабы укрепить вас в мысли, что даже если ПФР расстроится, то суды ничего ужасного в действиях работодателя не увидят, и погладят по голове:

"Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации с 01.01.2015 регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ). Перечень лиц, которым назначается страховая пенсия по старости ранее общеустановленного пенсионного возраста (ст. 8 Закона N 400-ФЗ), приведен в ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если мужчины проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Закона N 400-ФЗ, на один год за каждые два с половиной года такой работы.
Как следует из пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 (далее - Список N 2).
Согласно разделу XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено электрогазосварщикам, занятым на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (позиция 23200000-19756), электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (позиция 23200000-19905, 23200000-19906).
По смыслу приведенных норм, основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 2 газоэлектросварщикам являются характер и условия выполняемой работы, то есть занятость на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Поэтому несоответствие наименования профессии или должности Списку N 2 само по себе не может умалять право гражданина на льготное пенсионное обеспечение при наличии доказательств, что он выполнял аналогичную работу в тяжелых условиях труда. Конечно, в подобном случае существует риск того, что территориальный орган ПФР по формальным признакам откажет гражданину во включении периода работы по профессии, не поименованной в Списке N 2, в стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Однако суды такой подход чиновников не поддерживают и при документальном подтверждении занятости в течение полного рабочего дня на этих видах работ обязывают территориальные органы ПФР включить периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, даже если должность работника именуется иначе, чем в Списке N 2, мотивируя это тем, что разница в наименовании должностей в трудовой книжке (иных документах) и Списке N 2 при отсутствии вины самого работника не должна препятствовать полной реализации пенсионных прав гражданина (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 28.07.2015 по делу N 33-7128/2015; решение Юстинского районного суда Республики Калмыкия от 31.07.2015 по делу N 2-245/2015, решение Котельничского районного суда Кировской области от 21.09.2015 по делу N 2-790/2015, решение Чеховского городского суда Московской области от 24.03.2016 по делу N 2-1185/2016)." (с) из ответа Правового консалтинга ГАРАНТ от 08.06.2016 г.

Читайте также: