Как правильно писать должность учителя в трудовой книжке

Обновлено: 16.05.2024

" Переведена на должность заместителя директора по учебно- воспитательной работе на 0.5 ставки с правом преподавания часов английского языка" В 2014 году Крым перешел в Россию и следующая запись в трудовой была о переименовании общеобразовательного учреждения. 31.12.2014 согласно приказа мы должны были привести наименование должностей по российскому законодательству. и 01.01.2015 года была сделана запись в трудовую книжку"Переведена на должность заместителя директора", но функциональные обязанности работника не поменялись. С ней был заключен трудовой договор на заместителя директора на 0.5 ставки как основной, и второй договор как на учителя английского языка. Когда возник вопрос с пенсионным фондом ( 0.5 ставки зама не идут в льготный педстаж) и ей было предложено перейти по основному договору на учителя и по совместительству заместителем директора она отказалась, сказав, что она будет по основному договору замом. Она два года числилась по основному договору замом, ей не шел льготный стаж, она получала материальную помощь на оздоровление и другие соц выплаты не как учитель а как заместитель директора. Теперь в 2017 году она пишет заявление о признании последней записи в трудовой книжке не действительной и требует, чтоб ей написали правильно так как хочет она ссылаясь что у нее два трудовых договора "Переведена на должность заместителя директора на 0.5 ставки" и вторую запись "Принята на должность учителя английского языка по внутреннему совместительству" с 01.01.2015 г. Мы ей предлагаем последнюю запись считать недействительной и оставить правильной предыдущую запись 2007г "переведена на должность заместителя директора на 0.5 ставки, с правом преподавания часов английского языка" но она не согласна и хочет обращаться в прокуратуру. Помогите разобраться в этой ситуации , и как правильно сделать запись в трудовой книжке. Спасибо.

Дата: 19.07.2017 17:08

В консультации принимал участие

Ответ эксперта

Здравствуйте, Маненко Оксана Андреевна

Однако, согласно Постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации"право на льготную пенсию в РФ имеет только заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом , поэтому и нужно конкретизировать в штатном расписании, чем именно занимался зам. директора. Ведь
это может быть заместитель директора школы по безопасности, по административно- хозяйственной работе и т. п. Таким заместителям льготный педагогический стаж не идет.

К тому же, согласно ст. 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника при продолжении работы у того же работодателя. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.

И прежде, чем переводить работника на другую должность, Вы должны были заключить с ним дополнительное соглашение согласно ст. 72 ТК РФ

Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора.
Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.


Вы писали
и 01.01.2015 года была сделана запись в трудовую книжку"Переведена на должность заместителя директора", но функциональные обязанности работника не поменялись. С ней был заключен трудовой договор на заместителя директора на 0.5 ставки как основной, и второй договор как на


Если организация перерегистрируется из украинской в российскую, сотрудник не увольняется и не переводится на другое предприятие. При перерегистрации лишь вносят сведения об организации в ЕГРЮЛ. И это не является реорганизацией. Просто регистрируют изменения, вносимые в учредительные документы организации (ч. 4 и 6 ст. 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52- ФЗ).

Таким образом, сотрудник как работал в организации, так и продолжает в ней работать, а трудовые отношения продолжают действовать как и прежде.

Был работник заместителем директора по УВР, им и должен был остаться. Ведь в ПФР не знают, менялись ее функциональные обязанности или нет.

Если она и сейчас фактически является зам. директора по УВР, это нужно отразить в трудовом договоре.

Мы ей предлагаем последнюю запись считать недействительной и оставить правильной предыдущую запись 2007г "переведена на должность заместителя директора на 0.5 ставки, с правом преподавания часов английского языка"


Но Вы же написали, что в 2007 году она была

Переведена на должность заместителя директора по учебно- воспитательной работе на 0.5 ставки с правом преподавания часов английского языка


Поэтому и запись должна отражать перевод на должность зам. директора по УВР.
Прибавлять " с правом преподавания часов английского языка" не нужно, так как такая запись содержит в себе сразу 2 разные трудовые функции (зам. директора и учителя), из такой записи не понятно,
сколько часов в неделю она работает учителем английского языка. Поэтому должен быть заключен еще один трудовой договор на работу по совместительству на 0,5 ставки учителем.

К тому же, согласно Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г.- при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

То есть для того, чтобы время работы вошло в педстаж, нужно работать в сумме на 1 ставку (0,5 зам. директора по УВР+0,5 учителя)

Трудовая книжка в коммерческом процессе каждой фирмы или ИП, который является работодателем — вещь неотъемлемая, прописанная на законодательном уровне. Каждому сотруднику, проработавшему хотя бы пять дней такую книжку нужно оформлять. И не имеет значения, по какому принципу идёт наём сотрудника — будь он штатным, будь он временным или сезонным, всё равно нужна будет трудовая.

Не попадают под эти правила лишь те, кто устраивается по гражданско-правовому договору.

А в том случае, если для человека это будет первое место занятости, и книжки у него не было, работодатель должен взять пустой бланк и заполнить его при сотруднике после семи дней его работы.

Но обо всём по порядку.

Законодательная база

Такой документ как трудовая имеет одну основную цель — отображать и подтверждать имеющийся у человека трудовой стаж. Поэтому она обязательная для каждого работающего человека.

Также во время назначения пенсии в пенсионном фонде её нужно предъявлять вместе с остальными документами.

Итак, какие законодательные акты и предписания регламентируют обращение работодателя с этим важным документом:

  1. ТК РФ. 255 от 16.04.2003, где прописаны нормативы её ведения. 10.10.2003, где содержится инструктаж.

Также каждому важно знать следующие моменты:

  • Трудовая будет храниться (а работодатель соответственно обеспечивать хранение) весь период работы сотрудника — от поступления на должность, до увольнения.
  • Ошибка в составлении записи об увольнении работника в трудовой книжке может стать причиной проблем при последующем устройстве на работу.
  • Тот работодатель, кто принимает человека на должность впервые (если до этого книжки у работника не было) несёт ответственность за то, как в трудовой будет заполнена первая страница.

Кто заполняет трудовую книжку, ведёт и хранит

Обозначим главный тезис — вся ответственность за то, как будет храниться, вестись и заполняться трудовая книжка работника лежит на работодателе.

Другое дело, то, что личным приказом или поручением руководитель может назначить ответственного внутри своей фирмы. То дать конкретному работнику полномочия и делегировать свои обязанности.

Тот же сотрудник, назначенный руководителем и получит полномочия, получает право подписывать документ.

Получается ответственность лежит и на начальнике, и на назначенном им работнике.

Примечание: приказ о назначении ответственного лица также будет объектом внимания во время проверки со стороны государственных органов.

Правила по которым заполняется трудовая книжка

Первый шаг — оформление титульного листа. Какие указываются на титульной странице:

  • Паспортные данные.
  • Полученное образование.
  • Специальность (образовательная информация берётся из документов, которые предоставляет работник при устройстве на должность).
  • Дата заполнения.
  • Подписи сторон.
  • Печать фирмы.

Второй этап — иформация о приёме на должность.

Заполнение проводится одним цветом чернил, и не важно — синим, либо же чёрным (можно даже фиолетовым).

Все данные записываются в полноценном объёме. Сокращать нельзя.

Обязательным требованием считается заполнение страниц с информацией о фирме. Также нельзя забывать ставить число заполнения и номера записей.

Третий этап — сотрудник, несущий обязанности по заполнению, создаёт записи о достижениях принимаемого на должность. Речь идёт о званиях и наградах, которые должны быть подтверждены документально — приказом, дипломом, либо иной бумагой. Отмечается, за что присвоена заслуга, и кто производил награждение.

Важно! В трудовой книжке не содержатся данные денежных поощрениях.

Как заполнить страницу сведений о сотруднике в трудовой книжке. Пример.

  • Записываем ФИО работника, его дату рождения. Все сведения, включая даты, записываются без сокращений. Основанием служит паспорт.
  • Записываем данные об образовании сотрудника. Делается запись исключительно в случае предоставления человеком документов — диплома об образовании, аттестата или иной бумаги.
  • Когда сотрудник предоставляет бумаги, подтверждающие незавершённый процесс образования, также можно сделать на их основе запись в трудовой.
  • Когда речь идёт об информации о профессиональном опыте сотрудника, или его специальности, переписывайте полностью с тех документов, которые он предоставил, ничего не меняя. Даже если речь идёт о дополнительных курсах улучшения квалификационных навыков.
  • После всех перечисленных шагов, нужно ознакомить работника с заполнением, чтобы он проверил записи на ошибки и поставил собственную подпись. Подпись сотрудника приравнивается к его согласию с данными трудовой. Последним шагом будет — поставить печать фирмы.

Как заполнить страницу сведений о работе в трудовой книжке. Пример.

В этом разделе ставится полное наименование фирмы, которая принимает на работу сотрудника. Если у фирмы есть сокращённое название, также записываем и его.

Далее ответственным работником прописывается факт принятия человека на работу. Необходимо указать также подразделение или отдел, в который поступает на должность новый сотрудник. И обязательно указываем его должность в полном наименовании.

После этого вносим данные о документе, который может подтвердить приём сотрудника на должность. Конкретно — дата и номер документа, название.

В случае, если работник совмещает работу или должности, эту запись также можно внести в книгу, но не обязательно. И опять же, если вносите, должен иметься документ, это подтверждающий. Чтобы оформить всё верно — пишем порядковый номер записи, саму запись о том, что работник назначается совместителем. Потом прописываем название структуры, профессии и данные о квалификации.

Особенности заполнения трудовой книжки в разных ситуациях

Когда заполняется дубликат

Повторный экземпляр книжки заполняется тогда, когда документ либо потерян, либо пришёл в негодное состояние. Ещё один вариант — когда одна из записей признаётся не действительной. Это могут быть данные о зачислении на работу, увольнении, восстановлении и т.д.

Если вы оформляете дубликат трудовой книжки, нужно на титульном листе об этом сделать приписку. Ставится она в верхнем правом уголке.

Также в дубликат книжки вписывается непрерывный стаж сотрудника до конкретной организации в общем подсчёте — имеется ввиду общее количество лет, месяцев и дней. Но опять же требуются документы. Однако не требуется указывать ни фирмы, ни периоды занятости на их должностях.

Следующий шаг в этой главе — записать информацию о поощрениях, которые были отображены в первой книжке по местам прошлых занятостей.

После всего этого делается градация общего стажа на конкретные периоды с названиями компаний, на чьих должностях числился работник.

Копия трудовой книжки

Ксерокопируют стандартно те страницы трудовой книжки, где располагается информация. Качество снимаемых копий должно быть приемлемым — не меняйте масштаб и лучше не распечатывайте скан.

Заверка копий остаётся за кадровиками.

Что нужно предоставлять водителям, чтобы оформить трудовую книжку

  1. Паспорт
  2. СНИЛС
  3. Прошлую трудовую.
  4. Военный.
  5. Водительское удостоверение.
  6. Документы, подтверждающие образование.

Помимо вышеперечисленных документов, вам потребуется иметь на руках справку по медосмотру. Требуется она для того, чтобы можно было обозначить медицинские противопоказания к работе. Но в трудовой такие записи не делаются. По процессам заполнения всё делается также.

Как вносить изменения в трудовую книжку

Естественно, от ошибок никто не застрахован, особенно учитывая, что трудовая заполняется вручную.

В случае, когда ошибка выявляется при заполнении новой книжки (с нуля), то исправления не допускаются. Книжка просто уничтожается, а параллельно составляется акт о том, что документ уничтожается.

Аннулировать запись

Если же неточность допускается в других данных, не относящихся к личным, можно запись зачеркнуть, сделать новую и подписать её на основе нужных бумаг.

НО! В информации о работе зачёркивать нельзя.

Если ошибка именно в этом разделе, то потребуется сделать запись о том, что предыдущая — ошибочна, и что её нужно считать недействительной. Далее уже делается нужная запись. Порядковый номер также обновляется.

Если же неверным признаётся информация об увольнении работника, то:

Можно создать новую отметку о приёме на работу, а после неё сделать запись о том, что та — недействительна.

Можно написать, что запись неверная, а сотрудник отдела кадров напишет новую причину увольнения. (То есть в зависимости от того, почему данные об увольнении работника должны быть признаны недействительными).

Возможно вас заинтересует следующий материал: "Среднесписочная численность ИП без наёмных работников", "Выплаты при сокращении работника 2017: пример расчёта".

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Аттестация, или проверка уровня профессиональных знаний и навыков, квалификации, может служить основанием для присвоения работнику новой квалификационной категории, повышения оплаты его труда. Многие знают о повышении квалификационных категорий работникам определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации.

Аттестация и квалификация

Периодическая аттестация, вне зависимости от профессии, от специфики деятельности организации, бывает двух видов:

  1. На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
  2. На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.

Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.

Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.

Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме

ВАЖНО! Рекомендации по проведению аттестации работника на соответствие занимаемой должности от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.

Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.

  1. Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
  2. Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
  3. Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
  4. Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.

Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.

Квалификационные категории отдельных профессий

Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.

Добровольно-принудительная переподготовка. Есть ли смысл в повышении квалификации?

  1. Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
  2. Присваивается первая или высшая категория.
  3. Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
  4. Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
  5. По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.

Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.

Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.

На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).

Запись в трудовую книжку и в личную карточку

ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке при повышении квалификации от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.

В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:

  • запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
  • основанием для внесения записи является приказ руководителя.


Не все обходятся одной постоянной работой. Очень многие помимо основной имеют также работу по совместительству. Но в трудовое законодательство последнее время снесено довольно много изменений, к тому же часть работников перешла на электронные трудовые книжки. Разбираемся, как именно вносить запись и в бумажный и в электронный вариант трудовой.

Совместительство и совмещение

Кстати, совместительство может быть внутренним (у того же работодателя, где работник трудится по основному месту работы) и внешним (после основной работы, перед ней или даже в выходные сотрудник работает на другую компанию).

Совмещение оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору , в котором прописываются обязанности работника и сумма вознаграждения (как правило, фиксированная).

Совмещение предполагает дополнительную работу только у основного работодателя и никакого другого.

А вот совместительство , как мы уже отметили выше, может быть внутренним (один и тот же работодатель) или внешним (другой работодатель). Совместительство предполагает составление отдельного трудового договора и занятость в свободное от основной работы время.

Например, бухгалтер работает на полную ставку на основном месте работы, а в свободное от основной работы время преподаёт в университете (устроен по трудовому договору как внешний совместитель на 0,25 ставки).

Кому нельзя быть совместителем

Не могут быть совместителями адвокаты . А тренеры должны согласовывать работу по совместительству (если она также связана с преподаванием, проведением тренировок ) с работодателем по основному месту работы (ст.348.7 ТК РФ).

В ст. 329 ТК РФ указано, что не разрешается работа по совместительству, связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств тем работникам, которые выполняют аналогичную работу у основного работодателя.

Как правильно оформить совместительство

Работа по совместительству оформляется трудовым договором , все документы предоставляются в отдел кадров (паспорт, СНИЛС, ИНН, документы об образовании, повышении квалификации или их заверенная копия в том случае, если работа требует специальных знаний и их необходимо подтвердить).

При трудоустройстве на работу с вредными условиями труда добавляется справка от основного работодателя об условиях и характере труда.

В трудовом договоре с совместителем обязательно должно быть указание на то, что работа является совместительством. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 20 часов в неделю и 4 часа в день.

Однако из любого правила есть исключения, в некоторых случаях работник может работать по совместительству полный день:

  • в дни, когда совместитель не занят по основному месту работы;
  • в дни, когда совместитель приостановил работу по основному месту работы из-за задержки зарплаты;
  • в дни, когда совместитель отстранен от работы из-за того, что подлежит переводу на другую работу согласно медицинскому заключению, но эта работа отсутствует у его работодателя по основному месту работы.

При этом трудовая книжка, как ни удивительно, совсем не требуется.

Как все помнят, трудовая книжка хранится у основного работодателя , и именно он уполномочен делать записи в ней о работе по совместительству.

Законодательством не предусмотрено обязательное требование о внесении записи в трудовую книжку о совместительстве, то есть этот момент оставлен на усмотрение работника.

Для внесения информации о внешнем совместительстве работнику нужно запросить у работодателя (по совместительству) заверенную копию приказа о приеме на работу или справку, где будут указаны наименование компании, номер и дата приказа о приеме, дата, когда сотрудник приступил к своим обязанностям и передать их в отдел кадров по основному месту с просьбой внести запись в трудовую книжку.

Справка или приказы о приеме или увольнении заверяются печатью и подписью уполномоченного лица. Если работник хочет внести информацию о внутреннем совместительстве, ему достаточно подать заявление в отдел кадров с просьбой о внесении информации в трудовую книжку.

Информацию об увольнении из другой организации (работе по совместительству) вносится на основании заверенного приказа или справки от работодателя. Информацию вносят в отделе кадров только по основному месту.


Может возникнуть ситуация, когда сотрудник уволился от основного работодателя, но остался трудиться у внешнего. При этом возможны два варианта дальнейших действий:

  1. Работник увольняется по совместительству и сразу же оформляется по этому месту работы, как по основному.
  2. Работник переводится с совместительства на основное место работы без процедуры увольнения (простым переводом).

Если работник не сообщил о том. что он уволился с основного места работы, то у работодателя могут возникнуть сложности. Например, сотрудник принесет больничный с указанием “основное место работы”. Как тут быть? Для начала все же придется провести процедуру увольнения / принятия или перевода (этот вариант все более рискованный).

В первом случае оформление происходит, также , как и при обычном увольнении и принятии. Если работник по основному месту работы запись о совместительстве ранее не внес, придется сначала оформить запись о приеме на работу по совместительству и затем об увольнении.

Если выбран вариант перевода , то также надо убедиться. что есть запись о приеме на работу по совместительству и внести ее при отсутствии, а затем:

Может возникнуть и другая ситуация — работник в текущий момент времени не работает ни по основному месту работы, ни по совместительству, но ему потребовалась запись в трудовой книжке о совместительстве (например, чтобы иметь документально подтвержденный опыт работы для поиска вакансий).

По новым правилам, согласно Приказа Минтруда России от 19.05.2021 № 320н работник вправе обратиться к своему предыдущему работодателю (где он работал по совместительству), чтобы отдел кадров или другие уполномоченные сотрудники внесли запись о принятии на работу и увольнении задним числом.

Не стоит забывать и про отчет СЗВ-ТД, который появился у работодателей в связи с переходом на электронные трудовые книжки. Его обязаны сдавать компании в независимости от того, произошло кадровое событие (прием на работу; увольнение) с основным работником или совместителем.

Каждый работодатель независимо от другого подает данные в ПФР.


Кадровикам часто приходится оформлять перевод сотрудников с одной должности на другую. И кажется, все легко и просто. Но если не соблюсти некоторые условия, то в дальнейшем это может привести к судебному спору или доначислению зарплаты и компенсаций. Рассказываем и показываем на образцах документов, как правильно оформить перевод, в том числе по медицинским показаниям.

Как оформить перевод работника

Перевод на другую должность — это постоянное или временное изменение трудовой функции сотрудника. В большинстве случаев для его оформления нужно получить письменное согласие от работника.

Исключение — переводы для предотвращения катастрофы и ее последствий или при простое (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК).

Письменное согласие на перевод надо получить до того, как будет издан приказ. Оно может быть написано как отдельный документ, или сотрудник может написать согласие на бланке документа с предложением о переводе.

Далее кадровику надо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором прописываются все условия, которые будут меняться. А также срок, если перевод временный. Допсоглашение составляется в двух экземплярах и подписывается как работодателем, так и работником. После этого один экземпляр отдается сотруднику, другой остается в компании с отметкой, что второй экземпляр был получен на руки.

И последний этап — приказ о переводе работника . Он составляется по форме № Т-5 или № Т-5а, если сотрудников много.

С 2013 года были отменены унифицированные формы большинства документов, в том числе и кадровых. Поэтому работодатель может составлять приказы и по другим формам, которые будут разработаны в компании. Главное — сохранить обязательные поля и реквизиты. Разработанные формы документов, применяемые в компании, закрепляются в учетной политике. При этом многие компании продолжают применять унифицированные формы, поэтому в тексте мы будем ссылаться на них.

Показываем образец заполнения приказа на примере постоянного перевода в связи с повышением в должности.


Если перевод на другую должность постоянный, то надо сделать запись об этом в трудовой книжке и сдать в ПФР СЗВ-ТД.

Как оформить временный перевод

Временный перевод обычно связан с замещением другого сотрудника, например, находящегося в отпуске по уходу за ребенком или в длительной командировке. Хотя это может быть и просто перевод в связи с производственной или технической необходимостью. Кроме этого сотруднику можно предложить временный перевод на вакантную должность.

Срок такого перевода не может быть более одного года (ч. 1 ст. 72.2 ТК). Если работник будет замещать другого сотрудник, то срок — до выхода этого работника на свое рабочее место.

При переводе на новую должность чаще всего меняется и размер оплаты труда. И это изменение надо обязательно прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Оплачивать работу по временному переводу надо в соответствии с новой должностью, но не ниже среднего заработка по прежнему месту работы .

То есть если среднедневной заработок на прошлой должности — 1 000 руб./день, а при переводе — 800 руб./день, то платить надо все равно 1 000 руб. в день.

А если наоборот, на основной работе сотрудник получал 800 рублей в день в среднем, а по новой — 1 000 рублей, то платить надо по новой должности — 1 000 рублей.

Оформляется временный перевод также приказом руководителя по форме № Т-5, если сотрудник один, или № Т-5а, если их несколько.


Напоминаем, с 1 сентября 2021 года форму № Т-2 можно больше не вести на каждого сотрудника. Старые выкидывать нельзя, их нужно хранить как архивные документы. Работник вправе запросить копию личной карточки.

Когда можно переводить на другую должность без согласия

В некоторых случаях работодатель может перевести сотрудника на другую должность и без его согласия. Эти случаи прописаны в ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК:

  • при катастрофе природного или техногенного характера;
  • при производственной аварии, ЧС;
  • при простоях по экономическим и другим причинам;
  • при пожаре, наводнении, эпидемии, землетрясении и т. п.;
  • для предотвращения последствий аварии или катастрофы.

Срок перевода без согласия — не более одного месяца . Количество таких переводов в год не установлено в ТК.

Если сотрудник будет работать на должности с более низкой квалификацией, то согласие все равно надо брать. Отказываться от такого перевода без уважительной причине не стоит, так как работодатель может посчитать это как дисциплинарный проступок, а невыход на работу — как прогул. Такой вывод следует из постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2 .

Однако привлечь к ответственности не получится , если сотрудник отказался от работы, которая опасна для жизни и здоровья (абз. 5 ч. 1 ст. 219, ч. 7 ст. 220 ТК).

Как вернуть сотрудника на прежнюю должность

В трудовом законодательстве нигде не прописано, как перевести работника обратно.

Можно в день выхода на работу сотрудника, которого замещали, или в последний день работы на месте перевода оформить приказ о возврате сотрудника на работу по прежней должности.

Приказ оформляется в свободной форме. Например, он может выглядеть так:


Если временный перевод стал постоянным

Если после окончания срока временного перевода работодатель не вернул сотрудника на прежнюю должность, то временный перевод становится постоянным .

В этом случае в трудовую книжку надо внести следующую информацию: порядковый номер записи, дата перевода, наименование структурного подразделения, должность, дату и номер приказа.

Причем указывается дата и реквизиты приказа о временном переводе.

Перевод сотрудника на другую должность по медицинским показаниям

Работодатель обязан перевести сотрудника на другую должность, если текущая деятельность запрещена ему по медицинским показаниям.

Для этого работник должен принести справку, в которой прописан запрет на работу и его срок, если он не бессрочный. А также — заявление на перевод.

Если у работодателя есть работа, не противопоказанная сотруднику, то оформляется приказ по форме № Т-5.

Важно: первый месяц со дня перевода сотрудника на другую должность по медицинским показаниям надо сохранить его средний заработок, если на новой должность зарплата меньше. А если перевод связан с трудовой травмой — то на весь период работы или до полного выздоровления.

Если срок перевода менее четырех месяцев , а у работодателя нет нужной работы или сотрудник отказывается от новой должности, то его надо отстранить с сохранением рабочего места, но выплачивать средний заработок не надо.

А если перевести на другую должность надо на срок более четырех месяцев, а работы нет или сотрудник отказывается, то трудовой договор надо расторгнуть (п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

Читайте также: