Как правильно написать довести до сведения сотрудников

Обновлено: 17.05.2024

Стандартные аспекты делового письма используются в тексте исходя из практической необходимости, определенной таким понятием, как речевая ситуация. Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие необходимые факторы (рис. 1).

Основные объективные факторы речевой ситуации

│Коммуникативные роли│ │ │Фактор адресата│

│Инициатор│ │Ответчик│ │ │Социальный│ │ Степень │

│Информирование│ │Поддержание отношений│ │ Воздействие │

На приведенной схеме выделены основные объективные факторы речевой ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели. Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель - основа коммуникативного успеха, она подается в виде речевой формулы, ключевым словом которой является глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем, требуем и т.п.

Речевые цели связаны с необходимостью:

(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;

(б) побудить к действию - решению проблемы, склонить к участию в чем-либо, заставить совершить необходимое действие;

(в) документировать, придать юридический статус какому-либо событию (чаще всего финансовой операции);

(г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.

Цель определяет тематический и функциональный тип деловой бумаги, композицию письма, его тональность. Однако особое значение в этой связи имеет ключевая формула. Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно речевого действия.

│В связи с изменением цен на энергоносители просим Вас привести в│

│соответствие с новыми тарифами расчеты за IV квартал 1996 г. │

При этом мотивация должна отвечать принципу достаточности, а речевое действие должно быть реализовано в убедительной и вежливой форме.

│Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее. │

│С удовольствием сообщаем Вам. │

│Требуем незамедлительно погасить задолженность. │

Фактор адресата влияет на выбор этикетных фраз, состав и оформление реквизитов, иногда даже на лексический состав текста письма и его объем: к народным избранникам, к заслуженным деятелям науки и культуры, к высокопоставленным чиновникам обращаются со словами: "глубокоуважаемый", "многоуважаемый", в остальных случаях - "уважаемый":

│Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич! │

│Уважаемый г-н Кутю. │

В случае если адресат хорошо известен, для обращения используется формула, включающая имя и отчество адресата:

│Уважаемый Владимир Егорович. │

│Уважаемая Марина Алексеевна! │

Практику обращения только по имени в русских деловых письмах нельзя считать плодотворной, хотя она появляется сегодня в деловой корреспонденции. Обращение регулирует социальную дистанцию общения. У русскоговорящих есть прекрасный инструмент такого регулирования - обращение по имени и отчеству в условиях официального общения и обращение по имени в неофициальной обстановке. Эти различия представляют традиции русской речевой культуры.

Письмо хорошо знакомому адресату, постоянному партнеру, коллеге будет более лаконичным, что объясняется общим знанием каких-то реалий, подробностей.

│Транспорт прибыл 21.01.1996. Просим подтвердить дату отправки и наличие│

│С уважением, Барабин Е.Л. │

Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И напротив, чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в письме.

Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию высказывания, но и его тональность. Именно последняя часто определяет выбор лексических средств:

│Позвольте сообщить Вам. │

│Мы с удовольствием сообщаем Вам. │

│Примите к сведению. │

│Доводим до Вашего сведения. │

Приведенные выше стандартные выражения функционально однородны, однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным статусом, во втором - официальность, административное давление.

Коммуникативные роли - это роли инициатора письменного диалога и отвечающей стороны. Инициативные письма, требующие ответа, - в деловой практике это коммерческие письма. Причем отвечать нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная отсрочка ответа не должна превышать 10 - 12 дней.

│Настоящим отвечаем на Ваше письмо за. от. │

│Отвечаем на Ваш запрос о поставке запасных частей от. │

│Позвольте предложить Вам. │

│Прошу Вас выслать образцы материалов. │

Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или отклонение предложения, составляется по схеме:

1) повторение просьбы;

2) причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему предложение не может быть принято;

3) констатация отказа или отклонения предложения.

│На Вашу просьбу о дополнительной оплате торговой наценки на учебники│

│сообщаю, что между Главным управлением образования Самарской области и│

│Роскнигой в 1995 г. соглашение подписано не было. Поэтому оплачивать│

│торговую наценку в размере 25% Главное управление образования не будет. │

В заключение инициативных писем часто употребляются фразы, указывающие на желательные сроки ответа:

│С нетерпением ждем Вашего письма. │

│Просим ответить по возможности скорее. │

│Просим ответить в двухнедельный срок. │

│Прошу отослать ответ обратной электронной почтой. │

Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:

1) начальное предложение открывается словом "Сообщаю" ("Сообщаем");

2) при расположении внутри текста указание на характер письма выделяется прописными буквами или полужирным шрифтом (Сообщаем, сообщаю).

содержание действующего договора о сотрудничестве

│ торгового дома "Прайм" │

│ Многоуважаемый господин Иванов! │

│ В ответ на Ваше обращение сообщаю, что в настоящее время руководство│

│предприятия полагает нецелесообразным пересмотр порядка оплаты по│

│соглашению о поставках продукции и взаимных расчетах на 2008 г. Приглашаю│

│Вас вернуться к обсуждению этого вопроса при подготовке проекта│

│соглашения на 2009 г. │

│ Коммерческий директор фабрики "Русский трикотаж" │

пересмотреть содержание действующего договора

│ фабрики "Русский трикотаж" │

│ Глубокоуважаемая Оксана Станиславовна! │

│ Откликаясь на пожелание, выраженное Вами в предыдущем письме,│

│направляю в Ваш адрес проект соглашения о поставках продукции и взаимных│

│расчетах на 2009 г. │

│ Приложение: "Проект соглашения. " в электронном виде, на CD, инв.│

│N 700/1, только адресату, конфиденциально. │

│ С глубоким почтением, │

│ Генеральный менеджер торгового дома "Прайм" │

плановой отчетной документации

│ Начальнику управления собственной безопасности │

│ Представляю предложения по совершенствованию системы информационной│

│безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г. │

│ Приложение: "Предложения. " в электронном виде, на CD, инв.│

│N СО/5432, только адресату, для ограниченного пользования. Подлежит│

│ Начальник филиала N 1 │

│ информационной безопасности филиала │

плановой отчетной документации

│ Начальнику филиала N 1 компании "Драгметаллсбыт" │

│ Высылаю замечания к предложениям по совершенствованию системы│

│информационной безопасности деятельности филиала N 1 компании на 2009 г.│

│Предлагаю учесть их содержание при разработке плана по обеспечению│

│ 1. "Замечания. ", на 6 листах, только адресату, конфиденциально. │

│ 2. Образец оформления "Плана. ", на 2 листах, только адресату. │

│ Заместитель начальника управления │

│ собственной безопасности компании "Драгметаллсбыт" │

Обновленная версия справочника подготовлена на основе предложений государственных органов, поступивших в Минтруд России за период со II квартала 2019 г. по II квартал 2020 г., и предусматривает:

– актуализацию квалификационных требований, необходимых для гражданских служащих, участвующих в осуществлении государственного контроля (надзора);

– конкретизацию квалификационных требований, необходимых для гражданских служащих, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по профилактике терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;

– внесение уточнений в знания и умения в связи с изменением законодательства Российской Федерации;

– включение новых видов деятельности;

– дополнение ссылками на дату последней редакции (редакция от мая 2020 года).

В целях соблюдения единства подходов к установлению квалификационных требований справочник и перечень предназначены для использования в работе как федеральными государственными органами, так и государственными органами субъектов Российской Федерации.

Для использования в работе: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в целях организации режимов труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) разработало Методические рекомендации по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства.

Для использования в работе: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках оказания методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции подготовило обновленные Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (прилагаются) для использования в ходе декларационной кампании 2020 года (за отчетный 2019 год).

Для использования в работе: Методические рекомендации по определению содержания мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию государственной национальной политики Российской Федерации, подготовленные ФАДН России

Для использования в работе: Методика нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации, разработанная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях оказания методической помощи в реализации мероприятий по нематериальной мотивации государственных гражданских служащих Российской Федерации, способствующих повышению вовлеченности гражданских служащих в решение задач, стоящих перед государственным органом.

Для использования в работе: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по вопросам организации практики студентов образовательных организаций и стажировки студентов старших курсов и выпускников образовательных организаций высшего образования на государственной гражданской и муниципальной службе, разработанные Минтрудом России в 2018 году.

Для сведения: В преддверии новогодних и рождественских праздников Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации напоминает о необходимости соблюдения запрета дарить и получать подарки. Соответствующие информационные письма направлены в высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные государственные органы, Центральный банк России, государственные внебюджетные фонды и государственные корпорации (компании).
Положения антикоррупционного законодательства и Гражданского кодекса Российской Федерации содержат запрет на дарение подарков лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, работникам отдельных организаций, а также на получение ими подарков в связи с выполнением служебных (трудовых) обязанностей (осуществлением полномочий).
Исключением являются подлежащие сдаче подарки, которые получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.
Получение должностными лицами подарков в иных случаях является нарушением запрета, установленного законодательством Российской Федерации, создает условия для возникновения конфликта интересов, ставит под сомнение объективность принимаемых ими решений, а также влечет ответственность, предусмотренную законодательством, вплоть до увольнения в связи с утратой доверия, а в случае, когда подарок расценивается как взятка – уголовную ответственность.
Кроме того, получение подарков должностными лицами во внеслужебное время от своих друзей или иных лиц, в отношении которых должностные лица непосредственно осуществляют функции государственного (муниципального) управления, является нарушением установленного запрета.
Воздерживаться стоит от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также имущества, в том числе во временное пользование, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды должностному лицу запрещено.

Для использования в работе: Департамент кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) рекомендует Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2018 г. №197 "Об утверждении Порядков формирования структуры и численного состава руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия)", а также таблицу нормативов.

Минтруд России при участии Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации обновил Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки:

Для использования в работе: Рекомендации по соблюдению государственными (муниципальными) служащми норм этики в целях противодействия коррупции и иным правонарушениям (далее - Рекомендации), подготовленные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Материалы Сборника могут использоваться для учета в работе при внедрении и совершенствовании применения современных кадровых технологий на государственной гражданской и муниципальной службе.

Формы справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов семьи, анкеты, справки - объективки и сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать размещены в разделе "Формы документов".

Для сведения и использования в работе: Методические рекомендации по стратегическому управлению кадрами государственной гражданской службы Российской Федерации, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Для сведения и использования в работе информационно-аналитические материалы по вопросу об опыте работы государственных органов Республики Татарстан по реализации мер в области противодействия коррупции:

Для применения в работе ликвидационных комиссий направлен типовой (примерный) план ликвидационных мероприятий.

Для сведения и использования в работе:

Для сведения:

Итоги оценки эффективности управления персоналом исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2013 год, проведенной Департаментом кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) во исполнение приказа Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.10.2011 г. №17-ПА "Об утверждении Методики определения показателя эффективности управления персоналом исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия)".

Для использования в работе:

Просим обеспечить ознакомление под роспись лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы, включенные в соответствующие перечни, руководителей государственных учреждений, а также лиц, претендующих на замещение указанных должностей, с:

Материалы семинара-совещания для руководителей кадровых служб органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия):

Итоги оценки эффективности управления персоналом исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) за 2011 год, проведенной в декабре 2011 года Департаментом кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) совместно с привлеченными 15 экспертами - представителями структурных подразделений по вопросам государственной гражданской службы и кадров органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и Саха (Якутской) республиканской организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания, во исполнение приказа Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) от 01.10.2011 г. №17-ПА "Об утверждении Методики определения показателя эффективности управления персоналом исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия)".

В частности, конкретизированы сроки представления уточненных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера после окончания установленного срока представления – в течение трех месяцев.

Кроме того, расширен перечень органов (лиц), чья информация может являться основанием для осуществления проверки: перечень дополнен работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, общероссийскими средствами массовой информации.

Таким образом, работники подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностные лица кадровых служб указанных органов, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, наделены правом предоставления руководству своих органов информации, служащей основанием для организации проверки достоверности предоставленных сведений государственными служащими. На основании данной информации руководитель государственного органа может принять решение о начале проведения проверки по отдельности на каждого государственного служащего.

Для использования в работе:

Распоряжение Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров от 19.03.2012 г. №А71-4р "Об оказании консультативной помощи государственным и муниципальным служащим по вопросам, связанным с предоставлением в 2012 году сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Протокол совещания в Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 г. №4/17/16а по вопросу выработки единых подходов к решению вопросов, возникающих при реализации нормативных правовых актов, устанавливающих запреты, обязанности и ограничения в отношении государственных гржаданских служащих, в том числе обязанность предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Протокол совещания в Минздравсоцразвития России от 20.12.2011 г. №4/17/74 по обсуждению вопросов, возникающих при реализации при реализации норм антикоррупционного законодательства, в том числе при представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Читайте также: