Как полюбить профессию учителя

Обновлено: 20.05.2024

Меня зовут Елена Фомина, и я — молодой учитель английского языка в государственной школе. В профессию пришла сразу после окончания вуза и влилась, как говорится, по полной. 33 часа в неделю — это вам не шутки. Услышав о такой нагрузке, знакомые учителя cочувственно качают головой. Я же нервно улыбаюсь, радуюсь отсутствию классного руководства и тихо мечтаю об отпуске.

Денежный вопрос

Моя заработная плата составляет ₽ 21 514. Это без вычета подоходного налога. Обещали прибавить ежемесячную выплату в размере ₽ 900 — за то, что я молодой специалист. Но пока я даже понять не успела, получаю ли я ее. Спасает небольшое репетиторство — моя отдушина, то, что не дает окончательно выгореть. И конечно, помощь близких. Иначе преподавание — настоящая игра на выживание.

О том, как дорого собрать в школу ребенка, особенно первоклассника, знают все. А вот то, что касается молодого учителя

Канцелярия. На канцелярию мне не пришлось сильно тратиться, так как на конференции молодым специалистам подарили ежедневники и ручки. Но пришлось приобрести и другие канцелярские принадлежности, которые обошлись мне в ₽ 665. Классный журнал был приобретен исключительно для своего удобства: в школе давно перешли на электронный.

Принтер. То дополнительный материал распечатать, то рабочие программы. Заправка такого принтера достаточно бюджетная — ₽ 300. Но обошелся он мне в ₽ 10 835.

Учебники. В школьной библиотеке я получила лишь часть из них, а о рабочих тетрадях и книгах для учителя вообще молчу. Так как работать с электронными вариантами мне неудобно, я за свой счет приобрела часть учебников и рабочих тетрадей на сумму ₽ 4 460. Сюда также необходимо прибавить еще 4 тетради, заказанные в других местах, — ₽ 576 и ₽ 700.

Одежда. Юбка, лонгслив и брюки обошлись мне в ₽ 6 606. Больше ничего покупать не стала, так как в целом мой гардероб подходит для школы.

Итого вышло ₽ 23 832. Можно сказать, что первую свою зарплату я уже потратила и от второй тоже кусочек отщипнула.

Дети в школе не знают практически ничего, что хоть как-то связано с английским языком

Да что уж там: читать не умеют. Помнится, это открытие повергло меня в шок. Вот я-то приду и как научу! Только на практике все оказалось совсем иначе. 33 часа в неделю, огромные классы, откровенно слабые дети. 25 второклассников. За эти 4 месяца работы я разве что с бубном не плясала: то домашнее задание стабильно не выполнено, то на уроке ворон считаем и упорно занимаемся своими делами. Так и не научившийся толком читать ребенок переходит из класса в класс.

На выходе его знания равны нулю, потому что английский — это не география, которую в принципе можно начать учить с середины и хорошо справляться. Если нет базы, то и дальше, к сожалению, ничего не выйдет. Лично я пришла к такому выводу: школьное обучение языкам носит ознакомительный характер. Вижу только один выход: найти хорошего репетитора или частную языковую школу для регулярных занятий.

Почему воспитанием лучше заниматься родителям

Контингент в моей школе самый разнообразный: бывшие воспитанники детских домов, дети из неблагополучных семей, просто сложные и педагогически запущенные. Не обошлось и без главного нарушителя спокойствия. Прирожденный манипулятор, прекрасно чувствующий слабые места окружающих и умело играющий на нервах. Недаром почти весь класс вожделенно заглядывает ему в рот.

Когда в сентябре мы решили вызвать в школу бабушку, с которой он живет и воспитывается, стало понятно все. Бабушка краснела и показательно ругала внука, а тот лишь нагло ухмылялся и умудрялся нахамить еще и ей. И это при всем коллективе педагогов! Бабушка нервно повышала голос, краснела еще сильнее, но сделать ничего не могла. В сторону матери и вовсе реакция чаще нецензурная. Но и маме до него дела нет: она родила шестого.

Я плохо помню, что такого он мне наговорил в очередной раз, пока я объясняла тему. Но зато темноту в глазах и ощущение, что я себя уже не контролирую, помню хорошо. От испуга я вылетела из кабинета и долго плакала в подсобке, искренне не понимая, что я успела ему сделать. Зато в тот момент осознала, что движет учителями из множества скандальных интернет-историй: постоянные издевки способны извести любого. Это и стало последней каплей. Решился вопрос банально: мальчика поставили на внутришкольный учет, обязали посещать психолога и семейные курсы.

Поведение по большому счету осталось прежним, но, немного осознав серьезность ситуации, он поутих. Но особого эффекта, я думаю, ждать не стоит. Ведь если у парня нет мужского воспитания, нет маминой любви и заботы, осознания, что такое семья, отсутствуют базовые ценности, нормы поведения и общения, то что можем сделать мы, простые учителя?

Бабуля решает, а Вася сдает

Пришел на урок мальчик Вася — и снова у него нет учебника. В другой раз премило беседует с соседом по парте. В ответ на замечания получаю ухмылку и пустой взгляд в никуда. Иду к завучу, чтобы выяснить причину поведения. И тут выясняется, что еще с начальной школы домашние задания за мальчика делала его бабуля. Он приходил со школы, ел и ложился спать: устало ведь дитятко! А бабушка тихонько открывала ранец и вспоминала школьную программу, старательно копируя почерк внука.

Учитель, который орет

Проходила практику в популярной гимназии. Раннее утро. Обычный 7-й класс: активные, непоседливые дети. Учитель любезно усадила меня за последнюю парту, и урок начался. С крика. Еще не успев переступить порог кабинета, она рявкнула так, что я подпрыгнула. Ощущения, конечно, не из приятных. Эти бесконечные 40 минут я не могла отделаться от чувства, что это я в чем-то виновата. На месте этих детей я уже просто от страха не смогла бы выдать ничего связного, что уж говорить о тех, кто вдобавок ничего не выучил.

Следующим уроком была физика. Оказалось, что у детей по плану была лабораторная работа. Тут я вздрогнула еще раз, потому что помню, как это шумно. Встретила нас преподаватель — очень миловидная молодая дама. Она принялась объяснять, как выполнять работу, а дети тихонько слушали. Затем принесла необходимый инвентарь: металлические шарики, какие-то неизвестные мне приборы. Дети буквально преобразились: работу выполняли тихо, шепотом обсуждали что-то с напарниками. А если нужно было задать вопрос, то они спокойно поднимали руку, и преподаватель подходила к ним. Вдобавок она не повысила голос ни единого раза за весь урок. Я собственными глазами увидела любовь к детям и взаимное уважение.

Была на маникюре и никак не могла определиться с цветом

Неочевидные, но существующие права учителя

Педагог имеет право не отпускать ученика в туалет, так как несет за него ответственность. Если со школьником что-то произойдет, учитель будет отвечать.

Учитель имеет право не исправлять оценки ученика, даже если тот очень просит и принес сочинение, доказанную теорему или реферат на 20 страниц.

Учитель может повышать голос на класс, если при этом никого не оскорбляет и не переходит на личности. Другой вопрос — надо ли?

Может писать докладную как на отдельного ученика, так и на весь класс в целом.

Имеет право прервать занятие ради приглашения директора.

Если в образовательном учреждении не соблюдается закон, учитель может обратиться за помощью в соответствующий орган и получить моральную или материальную компенсацию.

Педагог сам выбирает день для консультаций родителей и учеников и имеет право отказать в разговоре, экономя свое время.

Имеет право еще и на написание жалобы как на руководство школы, так и на родителей, если на то есть обоснованные причины (оскорбление, шантаж, угрозы).

Как я признала свою ошибку

Конечно, на следующий день я ребятам сказала, что оценки выставила только тем, кто не сделал задание. Но, думаю, у ребят впечатление осталось. Поэтому после слов родителя мне стало очень стыдно. Я извинилась и объяснила ситуацию. Мы проговорили, что это было один раз и больше не повторится.

Как мы превращаем детей в роботов

Самая большая ошибка, которую родители совершают в воспитании

Как правильно проявлять любовь к ребенку

Но порой мы во всех этих стараниях забываем тратить на ребенка свое время и, главное, проявлять любовь. Мы делаем с ним уроки, вдалбливая материал, который он пропустил по невнимательности. Готовим ужин, помогаем собирать портфель, едем на выходных в загородный комплекс, чтобы показать ребенку лошадей или хаски.

Но важно еще говорить ребенку о любви и проявлять ее и мелочами, действиями. Ребенку минимум 3 раза в день нужно говорить, как вы его любите, чтобы он рос уверенным в себе и не забитым. Особенно часто сложности с этим бывают обычно у пап, которые считают, что мужчина не должен проявлять ласку. Так отец отдаляет от себя ребенка, а если он хочет стать авторитетом, то и любовь тоже проявлять нужно. Рассказывать, что вы любите его не за что-то, а просто так.

Бонус: изнанка работы учителем — дневник моей подписчицы

1 сентября. Жуть как страшно! Переезд, новая школа, новые дети, новый коллектив. Ноги подкашиваются.

2 сентября. Вчерашний день прошел хорошо. Детки хорошие, только больно уж шумные. Начальство хорошее. Отвечает на все мои вопросы, во всем помогает. Спасибо.

10 сентября. Первые проблемы. И главное, кто? Поварихи! Истеричные поварихи, которые старше меня всего на пару лет, орут на меня ультразвуком за то, что я что-то там не дописала в электронном журнале! Пойду спрашивать у начальства, как и что заполнять.

5 октября. День учителя. А по совместительству еще и мой день рождения. Нет, все-таки хороший у меня класс, замечательный. Поздравляют с днем рождения еще с утра, по телефону. День прошел отлично. Пожаловалась молодой коллеге на неразделенную любовь с физруком, который первым начал подкатывать, а сейчас дает старт назад. Секретничаем.

6 октября. Физрук опять проявляет знаки внимания. А можно немножко определенности?

8 октября. Физрук затих. Ну все, нет так нет.

4 ноября. КОК провалился. Директриса в очередной раз наорала на всех ультразвуком. Неправильно сделали КОК. Ничего не нужно было в интернете искать, завучи должны были доходчиво объяснить, что это такое и как это делать. Завучи получили сполна. Мы тоже. Предыдущие учителя наших классов — тоже. Им-то за что? Всем урезали зарплату на ₽ 15 000. Нам — потому что неправильно сделали КОК. Завучам — потому что не объяснили. Бывшим учителям наших классов — да просто так.

15 ноября. Впервые в жизни заболело сердце. Заболело сильно. Пошла в медпункт, накапали корвалол. Полегчало.

22 ноября. Вышла на больничный. Слава богу, хоть отосплюсь, восстановлю нервы.

1 декабря. Многое обдумала. Иду увольняться. Боюсь сама не знаю чего. Жутко устала от всего. Часовой разговор с директором. Не так страшно, как я ожидала. Но теперь я свободна. Господи, иду домой, нет, несусь вприпрыжку, сияя счастьем. Больше меня никто не посмеет унизить. На мое счастье, директор попросила не выходить на 2 недели отработки после увольнения. Это же счастье!

10 декабря. Узнала от бывшей коллеги, что КОК состоялся во второй раз. Наорали на всех пуще прежнего. Будет еще один. Бог отвел меня от еще одного унижения. Слава тебе, Всевышний!

2 ноября 2020 года. Я — репетитор по английскому языку. Никаких подобных проблем у меня и в помине нет. Неадекватные родители, начальство, поварихи, физрук, дети, головные боли, срыв голоса, болезни сердца остались далеко в прошлом. Никаких сбоев в электронной системе, никому никаких денег не должна, никто не обвиняет в кражах, не орет ультразвуком, не унижает. Ни единого разочка не пожалела о том, что уволилась. Скучаю ли я по детям? Да, очень. Хотелось бы вернуться? Ни за что.

А ваши дети ходят в школу? Вас устраивает качество современного образования?

Профессия учитель: призвание быть наставником

Жизнь – это большая школа, она, то и дело, преподносит нам уроки и посылает самых разных учителей. Вы помните своего первого школьного преподавателя? Уверены, что да, и надеемся, что он оставил о себе только хорошие воспоминания.

Морально-нравственное воспитание, школьное и профессиональное образование – это то богатство, которое дарят нам преподаватели, посвятив себя благородному делу, и никакие компьютерные технологии не способны заменить их, поэтому данная профессия останется актуальной еще долгие годы.

Давайте заглянем в историю ее появления, узнаем об особенностях работы учителя и с чего следует начать, если вы решили стать профессионалом в этой сфере деятельности. Поехали!

История развития профессии

Знаете ли вы что первые школы появились в Древнем Египте? Учиться в них могли только сыновья знатных людей: фараона, высокопоставленных лиц, жрецов. Девочкам посещать школы было не положено, их задача сводилась к ведению домашнего хозяйства. Учителями тоже были только мужчины. Кстати, еще тогда ученики по окончании обучения сдавали экзамены. Представляете, эта система итоговой оценки знаний зародилась во времена, когда вместо тетрадей был папирус!

Позже учебные заведения начали появляться на Древнем Востоке, а в Греции первую школу создал Пифагор, в ней детей обучали наукам, спортивным дисциплинам, медицине и музыке. К слову, Пифагор перед тем, как открыть ее, сам прошел обучение в школе Египта.

Мальчики после окончания Древнегреческой школы, как правило, продолжали учиться еще минимум 5 лет, но уже на более сложном уровне, и при этом учитель сам решал, когда ученик готов завершить обучение, а следовательно, он играл особую роль в жизни своих воспитанников.

С появлением школ в Греции пришло понимание, что преподавать может далеко не каждый желающий, для этого нужно обладать определенным набором качеств, умений и способностью доносить информацию до людей. С тех пор данное ремесло стало постепенно перерастать в отдельную профессию.

Если рассматривать историю становления специальности в целом, то ее можно поделить на несколько этапов:

Да, с древних времен многое изменилось, но неизменной остается значимость профессии учителя, точнее сказать, она только усиливается, а сама сфера деятельности становится более многогранной.

О профессии

Учитель – это специалист, который занимается обучением и воспитанием детей, а также профессиональной подготовкой взрослых. Речь идет не только о преподавании, но и о наставничестве, психологической поддержке и партнерстве, ведь сегодняшние реалии развития детей и молодежи обязывают быть универсальным специалистом.

Эта одна из немногих сфер деятельности, которую приравнивают к призванию, относят к благородным и особенно ответственным.

Учитель выполняет несколько функций:

  1. Обучающую: помогает учащимся развить в себе интеллектуальные и познавательные способности, осваивать материал, прививает стремление к получению новых знаний.
  2. Воспитательную: влияет на становление личности, ее развитие, помогает адаптироваться к окружающим условиям и формирует поведение в различных ситуациях.
  3. Коммуникативную: обучение – это, в первую очередь, общение между учителем и учеником, родителями воспитанника, постоянное взаимодействие внутри коллектива, которое основывается на доверии и взаимопонимании.
  4. Организаторскую: учитель проводит обучающие и учебно-воспитательные мероприятия, вовлекая в них учащихся.
  5. Коррекционную: специалист анализирует качество информации, которую доносит до учеников, мониторит их успеваемость и постоянно совершенствует учебный процесс.

Учитель обязан не только обучать, но и постоянно повышать свою квалификацию, ведь научно-техническое развитие происходит стремительно, совершенствуются методики образования и подачи информации, а вместе с этим появляется много актуального и полезного материала и его необходимо вовремя доносить до учеников.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации утвердило профессиональный стандарт для преподавателей, в котором подробно описывается функционал специалиста в зависимости от его специализации и уровня квалификации.

  1. Разрабатывать и реализовывать учебные дисциплины.
  2. Планировать и проводить учебные занятия.
  3. Контролировать успеваемость учеников, организовывать оценку уровня знаний.
  4. Принимать участие в разработке и реализации мероприятий, способствующих развитию образовательной организации.
  5. Мотивировать учеников к обучению и т.д.

Профессиональный стандарт обязывает иметь высшее или средне-специальное образование в педагогической сфере или в той области, которая близка к преподаваемой дисциплине (например, изобразительное искусство). Также в нем перечисляются профессиональные навыки, необходимые для осуществления преподавательской деятельности. К ним относятся:

  1. Владение различными методиками обучения.
  2. Знание и умение применять различные психолого-педагогические технологии, которые способствуют развитию личности и формированию поведения.
  3. Организация различных внеурочных мероприятий.
  4. Использование социального подхода к обучению, который помогает адаптировать к процессу учащихся различного уровня подготовки, состояния здоровья и т.д.

Но чтобы стать профессионалом, мало соответствовать тем требованиям, которые выдвигает законодательство, несмотря на то, что их список достаточно большой. Важно обладать личностными качествами, о которых мы и поговорим далее.

Личностные качества учителя

Учитель выполняет важную миссию – он формирует личность учащегося с ранних лет, дает ему знания, развивает стремление к развитию. Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли.

В первую очередь, педагог должен любить детей, ведь невозможно прививать подопечным высокие моральные качества и при этом отрицательно относиться к своим ученикам. В процессе обучения не обойдется без воспитательных моментов, поэтому учитель должен быть терпеливым, объективным и справедливым.

Безусловно, профессия подразумевает много общения, у малоразговорчивого и закрытого преподавателя вряд ли получится найти общий язык с учениками. Также важно проявлять уважение к каждой личности, лояльность к мнениям и поступкам, толерантность, с пониманием относиться к тому, что все дети разные.

Учитель – очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, умеет повести людей за собой, привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, методом изложения материала и креативным подходом к делу.

Если вы решили связать себя с этой профессией, оцените свою стрессоустойчивость, гибкость мышления и уровень самодисциплины, т.к. эти качества вам точно пригодятся. Учитель должен уметь сочетать в себе доброжелательность, открытость и одновременно строгость – это одни из качеств, которые помогут завоевать авторитет.

Конечно, нужно иметь стремление к постоянному развитию, иначе чему может научить тот, кто не совершенствуется сам?

Плюсы и минусы профессии

Преимущества профессии учителя:

  1. Благородство и значимость дела: именно учитель, совместно с родительским воспитанием, закладывает фундамент личности будущего ребенка. Видеть, как из твоих воспитанников вырастают личности, которые добиваются определенных результатов в дальнейшем, – невероятное удовольствие.
  2. Возможность реализовать свой творческий потенциал: существуют определенные стандарты проведения уроков, но при этом никто не запрещает вносить разнообразие в занятия в виде интересных заданий, культурных мероприятий и т.д.
  3. Хороший заработок: еще недавно эта работа оплачивалась довольно скромно, но сейчас дела обстоят совсем иначе. Больше всего оплата труда у учителей частных школ и лицеев, а также не стоит забывать о возможности проведения индивидуальных занятий и о повышенной оплате труда для учителей сельских школ и отдаленных районов.
  4. Разноплановость: учителя не только проводят уроки, но и организуют различные мероприятия, совместные выезды, родительские собрания, олимпиады и часто отправляются в командировки или на обучение, поэтому рутинной их работу назвать трудно.
  5. Социальные гарантии: начнем с того, что у учителей длинный отпуск, который длится 56 дней. При этом есть школьные каникулы, во время которых они могут отдохнуть от преподавания. Молодым специалистам предоставляются стимулирующие выплаты, а у тех, кто решил приобрести жилье, есть возможность взять ипотеку по сниженной ставке. И это далеко не весь перечень дополнительных бонусов.

Сейчас работа учителя, помимо общения, подразумевает большое количество бумажной деятельности, составление отчетов и т.д., что объясняется наличием определенных стандартов.

Учителя обязаны проходить регулярную аттестацию для подтверждения своего уровня квалификации. Плюс ко всему следует учитывать, что на начальном этапе зарплата будет невысокой и даже ниже средней по рынку.

Профессия учителя очень ответственная и требует эмоциональной выдержанности, ведь он работает не только с детьми разного характера, воспитания и настроения, но и с их родителями, что тоже непросто.

О зарплате учителей

Из них 22% работодателей указали оплату труда в размере 11 тысяч рублей, примерно 19% – около 20 тысяч рублей и 17% – более 37 тысяч рублей.

Среди крупных городов выше всего труд учителя оплачивается в Южно-Сахалинске – около 40 тысяч рублей, а вот Санкт-Петербург и Москва занимают шестое и восьмое место в рейтинге. Там зарплата преподавателя составляет чуть более 30 тысяч рублей.

Если смотреть на уровень дохода в зависимости от специализации учителя, то больше всего получает учитель литературы, а следом идут учителя китайского и французского языков.

Следует учитывать и тот факт, что зарплата учителя состоит из базового оклада, стимулирующих выплат за квалификацию, внедрения новых методик, стаж, надбавки за классное руководство, премии и компенсации сельским преподавателям, за коммунальные платежи и работу с детьми-инвалидами. Плюс ко всему на размер оплаты труда влияет то, в какой именно школе работает учитель, какая у него нагрузка и преподаваемая дисциплина.

Учитель имеет возможность работать по совместительству и давать дополнительные индивидуальные уроки, т.е. заработок корректируется его же силами.

С чего следует начать?

Наличие профильного образования для учителя обязательно. Оно может быть средне-специальным или высшим, исходя из личных предпочтений и возможностей. В колледжах можно получить специальность, которая позволит работать в дошкольных организациях, освоить педагогику дополнительного образования или выучиться на учителя начальных классов. По окончанию учебного заведения молодой специалист может сразу трудоустроиться или продолжить повышать свой уровень знаний в университете.

В вузах гораздо больше направлений обучения для будущих учителей. Здесь есть возможность выучиться на дошкольного педагога, учителя начальной, средней или старшей школы, получить специальность психолога и дефектолога или стать преподавателем конкретного предмета: химии, физики, русского языка, литературы и т.д.

Высшие учебные заведения предлагают своим студентам получить статус бакалавра, магистра или профессора, закончив аспирантуру. Чем выше уровень полученных знаний, тем больше шансов занять хорошее место в престижном образовательном учреждении.

При поступлении берутся во внимание результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету (каждый вуз устанавливает свои проходные баллы) и индивидуальные достижения (например, победы в конкурсах и олимпиадах). Если вы решили получить высшее образование, получив средне-специальное, вас ожидают вступительные испытания в выбранном вами вузе.

На данный момент лучшими вузами страны, где можно получить соответствующую специальность, считаются:

Не стоит расстраиваться, если не удается поступить именно в них. Выбирайте учебное заведение, исходя из преподавательского состава, наличия соответствующих дисциплин и помните, что не статус вуза определяет успех студента, а его добросовестное отношение к учебе и тяга к знаниям.

Советуем проявлять ответственность к обучению с самого начала, ведь хороших студентов с удовольствием берут на практику в школу, детский сад и другие образовательные учреждения, где можно зарекомендовать себя и зацепиться за место.

Некоторые преподаватели предпочитают работать в онлайн-школах и дополнительно давать индивидуальные уроки на дому, что тоже хороший вариант, ведь онлайн-формат охватывает гораздо больше учеников, чем привычная очная форма.

Еще немного истории

О важности профессии учителя можно говорить бесконечно, но лучше привести несколько примеров, которые еще раз доказывают, что это не просто работа, а дело особой значимости, способное изменить жизнь всего человечества:

  • Мария Монтессори – врач и педагог родом из Италии. Она разработала уникальную методику свободного воспитания ребенка, которая исключает любое воздействие на него и основывается на развитии природных данных. Система получила популярность по всему миру и широко применяется на курсах и занятиях для детей по сей день.
  • Антон Семенович Макаренко – писатель, советский педагог-новатор. Он разработал методику, согласно которой дети должны воспитываться в коллективе и труде и соблюдать принципы дисциплины: уважение, искренность, открытость, знание, внимание, забота и т.д. Его система оказала влияние на отечественную и мировую педагогику.
  • Лев Семенович Выготский – ученый, который первым связал педагогику с психологией, в результате чего появились такие направления, как коррекционная педагогика и педология. Он изучал психологию детей и считал, что культурное развитие личности влияет на ее психологические процессы; отсюда зародилась культурно-историческая теория психики и поведения человека.

Стоит только представить, что учителя с мировым именем тоже когда-то стояли на пороге выбора своей деятельности. Что же помогло им достичь такого успеха и известности? Думаем, огромная любовь к своему делу и высокая цель во благо развития человечества.

Подведем итог

Сколько же важных ролей совмещает в себе учитель?! Это и преподаватель важных дисциплин, некоторые из которых обязательно становятся любимыми, и психолог, и воспитатель, и даже друг, с которым хочется поделиться самым важным.

Быть учителем значит, взять на себя ответственность за тех, кто доверился тебе. Настоящий профессионал своего дела обязательно займет место в сердце воспитанника как мудрый, справедливый, грамотный и отзывчивый наставник.

Если вы твердо решили посвятить свою жизнь этому благородному делу, то будьте готовы к многозадачности, серьезной нагрузке, большому количеству общения и постоянному самосовершенствованию, ведь важно подавать правильный пример любви к знаниям своим ученикам.

Если наша статья убедила вас сделать первый шаг на пути к данной профессии или помогла ответить на какие-то вопросы, значит, наша миссия выполнена. Остальное уже зависит от вас.

Печальная статистика в Великобритании — 73% начинающих учителей решают бросить профессию, в основном по причине нечеловеческой загруженности.

Ассоциация учителей и преподавателей Великобритании (ATL) провела опрос среди учителей-стажёров и учителей, работающих первые пять лет, выясняя, по каким причинам начинающие учителя считают нужным уйти из профессии.

Издание TheGuardian проанализировало результаты этого опроса, чтобы разобраться: почему молодые британские специалисты всё-таки идут в профессию, и почему в итоге покидают стены школы.


На первый взгляд результаты выглядят очень неутешительно: 75% опрошенных жалуются на значительную рабочую нагрузку, и более 54% не собираются возвращаться в профессию в течение ближайших 10 лет.

Тем не менее, есть и положительные стороны, о которых мы расскажем в конце.


Кристоффель Любенецкий. Школьный учитель. 1727 г. Источник: Википедия

Вот пять основных причин, по которым молодые учителя бросают работу

Огромная загруженность

Это — основная причина неудовлетворённости профессией учителя: 87% утверждают, что загруженность на работе является самым демотивирующим фактором. 53% опрошенных говорят, что им не хватает времени для анализа и размышлениями над собственной деятельностью; 31% опрошенных недовольны необходимостью вести большое количество отчётности.

На вопрос о балансе между работой и жизнью 79% стажёров ответили, что не ощущают этого баланса — 46% из них приходится работать от 6 до 10 часов по выходным. Ужасающее количество опрошенных — 81% — ответили, что у них не остаётся времени на увлечения; а у 80% респондентов нет времени на отдых.

Также в исследовании мнений был вопрос: что нужно изменить, чтобы улучшить баланс между работой и жизнью? Судя по ответам, молодые учителя сходятся в одном: жить и работать станет легче и веселей, если избавиться от бессмысленной бумажной работы и необходимости посвящать ей время по вечерам.

Отношение к профессии учителя в СМИ

Это вторая наиболее популярная причина того, почему молодые учителя уходят из школы. Это мнение подтверждает и прошлогодний отчёт ОЭСР, согласно которому две трети учителей чувствуют себя недооценёнными. И это несмотря на то, что британские учителя в этом опросе показали одни из самых высоких показателей удовлетворённости — 35% (а, например, во Франции только 5% учителей довольны своей работой).

Постоянные изменения

Сложное поведение учеников

Инспекции

Не всё так плохо в Датском королевстве. Конечно, быть учителем тяжело, и не каждый с этим справляется, но ведь по какой-то причине молодые люди выбирают эту профессию?

Пять популярных причин, по которым молодые люди становятся учителями.


Никола Нефшатель. Портрет Йоганна и его сына. 1561 г. Источник: Википедия

Работа с молодёжью и благородная цель

Из 858 опрошенных 80% признались, что выбрали профессию учителя, чтобы работать с подрастающим поколением. Ещё 75% сказали, что работа учителя благородна и целенаправленна.

Наименее популярными ответами были как раз те бонусы, которые в представлении широкой аудитории связаны с учительством — длинный отпуск и каникулы.

Разнообразная деятельность

Ещё одна популярная причина, чтобы стать учителем — 57% выбрали именно её. Людям нравится, что каждый день не похож на предыдущий, а также ощущение новых идей от своих учеников и взаимный обмен знаниями с классом.

Преподавание — это весело

57% опрошенных выбрали эту причину в качестве мотивации к работе учителем. Быть учителем — это много радости, творчества и вдохновения. 47% учителей хотели бы видеть в своей работе больше свободы, а 70% — больше обмена опытом со своими коллегами.

Вдохновляющий пример учителя из детства

Этот пункт как нельзя более удачно доказывает ценность учительского дела — 37% стажёров захотели стать учителями именно потому, что у них самим в детстве и юности перед глазами был пример вдохновляющего учителя. Кстати, большинство из них хотело бы больше совместной деятельности и сотрудничества с коллегами в школе.

Любовь к своему предмету

Прекрасная причина для входа к профессию. Как известно, хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет; но это правило действует тогда, когда учителем движет искренний интерес и увлечённость своей учебной дисциплиной. Нужно любить и тех, кому преподаёшь, и то, что преподаёшь.

Шумская Наталья Николаевна

Без любви к профессии в школе работать нельзя. Я любила изображать учителей с детства. Все мои игры были связаны со школой. Это и проверка тетрадей, и заполнение журнала, и первые попытки объяснить новое своим ученикам (сначала игрушкам: куклам, зайчикам и мишуткам, а затем и подружкам по двору). Когда после школы я заявила родителям, что собираюсь учиться в педагогическом училище, они были шокированы и попытались всеми правдами и не правдами отговорить меня. Я не отказалась от мечты. Годы учебы пролетели для меня быстро, так как всё было интересно. Ещё в училище я окончательно убедилась, что педагогическая профессия – это мой путь, и я с него не сверну.

Когда начала работать в школе, мне пришлось столкнуться с массой трудностей: это и работа с родителями, и взаимоотношения с администрацией и коллегами, и непредвиденные ситуации с детьми…. Оказывается, многому в училище не учили…. Поэтому училась на ходу и до сих пор учусь! Мне повезло – первые годы работала в паре с опытнейшим педагогом (она же моя первая учительница). Казалось, у меня всё получается отлично! Только теперь, когда работаю в паре с молодым специалистом, понимаю, каково доставалось моей наставнице. Вот уже 17 лет, как я работаю в школе. Анализируя свою работу, понимаю, что, с одной стороны, знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Я к этому готова, потому что люблю свою профессию.

Я – учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: уж очень большие задачи стоят передо мной. От того большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь – определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем; конечно, любовь к человеку и даёт силу выдержать многие несуразности повседневности; любовь к жизни – без оптимизма к школе сегодня не выжить; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной. Поэтому я и работаю в начальной школе, а рядом со мной мои коллеги, талантливые люди, почти волшебники, каждый – Личность.

Мой первый день в школе

Вспоминаю свой первый рабочий день. Осень. В сумрачное утро выхожу из дома и направляюсь по дороге к школе. Листья хрустят под ногами, и этот хруст слышен в осеннем воздухе. Толпа ребятишек, сбившись, как стая воробьёв, торопится на занятия по дороге, которая через несколько метров сольётся с моей. Дети вышли немного раньше и оказались впереди меня. Они весело и громко о чём-то говорят. Им хорошо и радостно. Радостно и мне, оттого что я встречусь с ними…

Каждый из нас проходит свой путь на долгой дороге жизни. Пути человека соприкасаются с путями других. И на этой дороге каждый из нас обогащается в результате знакомства, общения друг с другом.

Сегодня я оказалась с детьми на одной тропинке, которая приведёт нас в школу. Естественно, я радуюсь, что могу общаться с ними и помочь им в будущем найти свой правильный путь на дороге жизни.

Куда сегодня ведёт меня эта дорога? Будет ли удачным это восхождение – зависит во многом от меня, и в этом я глубоко убеждена. Стараюсь найти подход к каждому ребёнку. В этом есть глубокий смысл жизни.

Школа – это время становления характера человека, время накопления опыта. Подросток станет взрослым только завтра, а сегодня – он ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении.

В школьных окнах загорается свет. На улице заметно потеплело, пошёл дождь. Капельки дождя, большие, красивые падают на землю. Они тоже совершили длинное путешествие и ложатся отдохнуть после трудного полёта. Дорога домой… В тишине размышляю о том, что я сделала… А завтра снова напряжённый день. И так всегда… И снова будут силы продолжать путешествия не только по земле, но и в мир науки, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины. Это моя жизнь, моё счастье.

Мои принципы по жизни

В своей педагогической деятельности придерживаюсь норм морали и этики, предъявляемых к учителю как гражданину и наставнику подрастающего поколения. В классе, где я работаю, всегда благоприятный морально-психологический микроклимат, ученики хорошо адаптированы, уверены в себе, у учащихся развит самоконтроль и самоанализ. И я убедилась, что учитель, учитель начальных классов особенно, не должен быть только учителем, преподающим учебные предметы. Он должен быть хранителем детства, помощником ребёнка в становлении его возможностей и способностей.

  • Старайся делать добро!
  • Бойся обидеть человека!
  • Люби и прощай людей!
  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям.

Каков идеальный учитель?

Чему важно научить в школе?

Вся моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы научить ребенка учиться, а на том, как помочь маленькому человечку превратиться в Человека. Человека, способного ставить перед собой задачи и брать на себя ответственность за их решение; человека, осознающего себя творцом, соучастником появления, рождения определенного знания, культуры.

Я счастливый человек?

Обязательно! Ведь счастье, я думаю, это не везение или дар, а каждодневное восхищение маленькими радостями. Даже если тяжело, даже если невмоготу, все равно нужно хотя бы улыбнуться. И в мире станет одной радостью больше. А через пять минут она помножится на целый класс.

Я и мои ученики

Читайте также: