Как получить профессию священника

Обновлено: 02.05.2024

Те, кто видит свою жизнь в служении высшим силам, оканчивают церковные вузы — духовные академии и семинарии. Впрочем, обучение не обязывает студента в будущем менять повседневную одежду на рясу. Можно стать богословом и заняться наукой. Однако всё же большинство тех, кто переступает порог "воцерковленного вуза", хотят стать священниками. Лайф решил разобраться, кто хочет отказаться от светского образования и как проходят будни самых послушных студентов. Об этом рассказали представители главных духовных школ России — московской и санкт-петербургской академий.

Церковные вузы принадлежат Русской православной церкви (РПЦ), а не Минобрнауки. Часть учебных заведений — духовные академии и семинарии — готовит церковнослужителей и священников. Другие, "условно светские", университеты и институты — богословов, религиоведов, юристов и даже "социальных работников" (как, например, Московский православный институт имени Иоанна Богослова).

70% студентов духовных академий (могут включать бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и т. д.) или семинарий (бакалавриат, ранее — специалитет) — будущие священники и епископы. Преподавать идут далеко не все. Э ти учебные заведения принимают на обучение не каждого желающего, ряд из них — только мальчиков. Всё зависит от того, есть ли в вузе кафедры или факультеты, на которых девочки могут обучаться, — это иконопись, регентская школа (готовят дирижёров церковных хоров) или школа золотого шитья. Если академия или семинария готовит только церковнослужителей (тех, кто выполняет определённую работу в храме, например, помогает на богослужениях, занимается социальной и миссионерской работой, катехизаторством, но при этом не имеет священного сана) и священников (проводят богослужения, имеют сан), то девочки, соответственно, поступить туда не могут.

Для того чтобы стать семинаристом, требуется не только сдать ЕГЭ по необходимым предметам — это может быть русский язык, история или, например, обществознание, но также и внутренние экзамены вуза: библейская история, основы веры и богослужебный устав. Также студенты должны предъявить рекомендацию в духовную школу от священника своего прихода (это будет гарантом того, что человек в Церковь идёт не "с улицы"), пройти собеседование (в некоторых вузах их несколько) и медицинское освидетельствование.

Как рассказал источник из Московской духовной академии, рекомендацию и характеристику не может получить малознакомый приходскому священнику человек: за каждого абитуриента священнослужитель отвечает лично.

— Если вы придёте "с улицы", то священник скажет: "Походи сначала в церковь, я посмотрю, что ты за человек. Мы будем беседовать, ты исповедуешься, и тогда я пойму, можешь ли ты быть студентом семинарии".

А медицинское освидетельствование проводится, в том числе, и для того, чтобы убедиться, что никаких внешних изменений тела у абитуриента нет. То есть инвалиду священный сан не принять.

— У будущего священника или церковнослужителя не может быть дефектов — это отсутствие каких-либо частей тела, даже пальца. Для Бога все равны, но важно, чтобы в процессе богослужения всё проходило гладко: недопустимо, чтобы из-за проблем со здоровьем уронили икону или свечу, — обратил внимание источник в столичном церковном вузе.

Собеседование будущий служитель Церкви пройти должен обязательно — с ним беседуют и преподаватели, и, как в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), сам ректор.

— У нас абитуриентам нужно пройти три собеседования. Первое проходит с духовником академии. У нас это совершенно замечательный человек, настоятель одного из знаменитейших городских храмов протоиерей Вячеслав Харинов. Он смотрит на нравственную составляющую человека. Второе собеседование — с проректором по воспитательной работе, с проректором по учебной деятельности. Они разбираются в научных интересах абитуриента, расспрашивают о его образовательной мотивации. Третье — пожалуй, самое ответственное — собеседование проводит ректор, архиепископ Петергофский Амвросий. Он может спросить о чём угодно — это прошлая жизнь абитуриента, его планы или мечты, — говорит глава пресс-службы Санкт-Петербургской духовной академии Сергей Маляров .

На протяжении всего периода обучения в духовной школе вне зависимости от того, есть ли в ней кафедры или факультеты для девушек, учащиеся живут на её территории. Уезжать домой можно только на каникулы.

По словам Сергея Малярова, в Санкт-Петербургской академии, например, они проходят летом (д ва месяца), зимой (три недели рождественских каникул), а также ещё неделю после Пасхи.

— На этот период студенты покидают стены учебного заведения, и важно понимать, что за ними никто не следит. У нас действительно все ребята сознательные, никто просто не пойдёт к нам учиться, если он хочет гулять (в плохом смысле этого слова), пить и заниматься другими вещами, неприемлемыми для будущего священника или (если мы говорим о девушках) иконописца, — сказал Маляров.

Студентам, как уверил выпускник столичной духовной школы, почти никогда не ставят плохих оценок: преподаватель "натянет" до тройки.

— Если кто-то и ставит двойки, то только ради того, чтобы учащийся исправился, — пояснил источник в столичной академии. — Однокурсники всегда помогут. А отчисляют за дисциплину. Она в духовных школах строгая: нельзя курить и пить, приходить в стены вуза после 23:00 (время отбоя), пропускать богослужения (которые являются обязательными для всех). Также ребята должны носить форму — пиджак со стойкой.

В Московской духовной школе во время Великого поста, по словам одного из представителей вуза, нужно спрашивать разрешение на выезд в город.

— В этот период семинаристы должны больше думать о своей внутренней жизни, о своей душе, а потому наши наставники рекомендуют ограничить выезд из вуза. Однако ребята могут всё же выйти из стен академии, если напишут бумагу, в которой укажут причины и время посещения города, — говорит источник.

Учатся в Московской духовной семинарии с понедельника по субботу. День у студентов начинается в 7 утра. У некоторых подъём раньше, если человек несёт определённое послушание — это может быть пение в хоре, дежурство в столовой, богослужебная практика — помощь священникам, выпечка просфор.

В 8 утра общая молитва в столовой (10 минут), затем завтрак.

В 8:30 свободное время до 9:00. Большинство идёт к мощам Сергия Радонежского. Традиционно считается, что он покровитель студентов.

В 9 начинаются занятия — стандартные, как и у светских, пары.

В 13:30 обед. После снова занятия почти до вечера.

Ужин в 8 часов. После него все занимаются, чем хотят.

В 22:00 общая молитва в храме.

В воскресенье обязательная утренняя служба — на неё ходят все. Исключение составляют только те ребята, у которых есть свои особые послушания, они вместо службы идут на работы.

После утренней службы — свободное время почти до самого вечера.

Существует также академический день — один раз в месяц даётся выходной, который выпадает на учебный день, рассказал собеседник из столичной духовной академии.

В церковных вузах существует распределение выпускников, в семинариях и духовных академиях оно обязательно.

— Если выяснится, что на Дальнем Востоке или Крайнем Севере не хватает священников, то выпускника туда и отправят. Он может оказаться в любой церкви России, всё зависит от обстоятельств.

Чтобы стать священником (это можно сделать как во время учебы, так и будучи выпускником вуза), нужно принять священный сан.

— Для этого необходимо в первую очередь желание служить Богу именно в этом качестве. Потом нужно окончить, как минимум, бакалавриат (рукополагают после третьего курса бакалавриата в исключительных случаях — при условии безупречной учёбы и прочих показателей у студента) и определиться с семейным положением — жениться либо принять монашеский постриг, — сказал Маляров.

Священник может быть женат, но венчаться с избранницей можно только до принятия сана. О решении вступить в брак учащийся пишет ректору своего вуза, в прошении он рассказывает, что хотел бы сделать супругой определённую "девицу". После этого глава вуза встречается с будущими молодожёнами: "он разговаривает о серьёзности намерений пары и благословляет их на супружество".

"В редких случаях ректор предлагает испытать отношения временем. Как правило, небольшим сроком — от месяца до полугода. Иногда пары действительно расходились, даже за такое короткое время"

— 70% браков заключается между студентами церковных вузов. Например, в нашей академии (где учатся и девушки, и молодые люди) чаще всего будущие муж с женой и знакомятся. Студенты постоянно где-то пересекаются, общаются, но нужно понимать, что за каждым действием будет идти более серьёзное: просто так никто ни с кем целоваться не будет. Здесь всё по-другому: если девушка нравится, то она априори рассматривается в качестве будущей супруги, — рассказали в СПбДА. — Конечно, никто не будет отчислять студентов за то, что они, например, поцелуются. Мы понимаем, что все учащиеся преследуют благие намерения и то, что они молодые и влюблённые.

Невесты будущих священников должны быть девственницами, это важное условие разрешения на брак. При этом, по заверениям представителя Санкт-Петербургской духовной академии, на "чистоту" никто никого не проверяет.

— Мы же не инквизиция. Всё строится на доверии, на совести каждого человека. Тем более с девушкой, так же как и с семинаристом, прежде чем дать добро на венчание, ректор беседует. Всегда видно, когда невеста искренне относится к избраннику, когда она истинно православная, понимает церковные каноны. Это очень важно — ей быть женой священника, это особая роль, — отметил Маляров.

— У наших преподавателей особенные глаза — им нельзя не верить и им нельзя врать. Они распознают ложь. Мы все им открываемся, и наши будущие жёны тоже, — сказал собеседник из Московской духовной академии. — У нас стены вуза чистые.

"Невеста должна быть ещё более серьёзным человеком по своей натуре, чем даже её жених. Он будет большую часть проводить в церкви, а она — дома, в православной традиции воспитывать детей. Она должна быть готовой к этому и к тому, что семейный достаток будет ниже среднего"

После того как женатый студент или выпускник получает священный сан, он снимает своё обручальное кольцо, тем самым показывая, что теперь его главная задача — служение Богу, поделился источник.

При этом священник, имеющий семью, никогда не станет епископом или патриархом.

— Сколько бы времени он ни посвящал Богу, он не сможет не думать и не заботиться о своей семье. Высокий чин в Церкви получают лишь монашествующие, — добавил собеседник. — Если священник не женат, но и монахом становиться не хочет (это предполагает соблюдение очень строгих обетов), то он может стать целибатным священником, то есть неженатым священнослужителем. Но это редкость.

Церковь жива до тех пор, пока на Земле есть хоть один православный священник, принявший законное рукоположение от епископа по цепочке апостольского преемства, восходящего к самим апостолам Христовым. Помолимся же сегодня о наших пастырях! О совершителях Таинств, духовниках и проповедниках, руководимых Духом Святым сегодня, а также о том, чтобы достойные служители Божии наполняли Церковь и во все последующие времена!

Молитвенные прошения ко Господу нашему Иисусу Христу:

Установление Таинства и степени священства

Православие понимает путь священства как путь служения Богу и остальным членам христианской общины. Ещё сам Спаситель выбрал из среды своих последователей тех людей, которым поручил апостольское служение. Апостолы через рукоположение усвоили эту честь своим преемникам – епископам, а также священникам и диаконам. Цепь благодатных рукоположений восходит от современных епископов к самим апостолам, чем и обеспечивается благодатность Таинств Святой Церкви.

В Церкви существует три степени священства. Диаконы участвуют в совершении Таинств, но сами (помимо Таинства Крещения) не могут совершать их. Священники служат Божественную Литургию и совершают все Таинства Церкви за исключением рукоположения. Епископы могут совершать все Таинства. В том числе рукополагать диаконов и священников. При этом, для рукоположения нового епископа, согласно церковным правилам, нужно созвать собор минимум из двух архиереев.

История священства и церковной иерархии

Священство появилось ещё во времена Ветхого Завета. Когда Господь заключил завет с Авраамом и произвёл от него народ, которому оказал особую заботу, Он выделил из него колено Левия для служения в скинии и храме. Левиты стали прообразом современных диаконов. Позже брат пророка Моисея Аарон и все его потомки были избраны Богом священниками, которые могли входить в храмовое святилище и приносить жертвы. Наконец, из их среды избирали и первосвященников, входивших раз в году во святая святых.

Однако народ Израильский предал и распял своего Владыку. Вследствие этого греха божественное избрание перешло к Новому Израилю – христианам. И из их среды Господь восставил себе новое священство. Уже не родовое, а избираемое из самых достойных христиан и наделяемое благодатными дарами Самим Богом Духом Святым. Со дня Пятидесятницы святилище стало доступно всем верным, а священники стали возносить хвалу Богу во святая святых – алтаре православного храма.

Первыми в иерархии священнослужителей были избраны и рукоположены диаконы. Сначала они исполняли в Церкви административно-хозяйственные функции, чтобы освободить апостолов для проповеди. Позже – стали участвовать в богослужении и наставлять в вере оглашенных. По мере расширения Церкви апостолы уже не успевали везде и стали рукополагать для городских общин своих наместников – епископов. Когда же общины столь расширились, что и епископы не успевали служить и проповедовать повсюду, появился чин священников.

Чинопоследование и условия рукоположения

Посвящение во диакона совершается после освящения Святых Даров. Этим знаменуется, что посвящаемый получает благодать служить при совершении Таинств, но не совершать их. Священника рукополагают сразу после Херувимской песни, чтобы они уже могли участвовать в освящении Святых Даров, что символически указывает и на возможность совершения ими других Таинств. Епископская хиротония совершается в ещё более ранний момент богослужения – перед чтением апостола. И так указывается, что архиереи имеют в Церкви полноту апостольской власти.

Требования к ставленнику

В священнослужители рукополагаются только лица мужского пола, так как и Сам Спаситель по воплощении был мужчиной. Каноны требуют от ставленника отсутствия физических и духовных увечий которые могли бы помешать ему в совершении богослужений, например: слепоты, глухоты, недостатка рук, ног, пальцев на руках, эпилепсии, психических болезней, беснования и подобных изъянов. Кандидат в священники не должен быть добровольно оскоплён.

Кроме того, каноны предписывают принятие сана не ранее 25-ти, 30-ти и 35-ти лет для диакона, священника и епископа, соответственно. Также в священнослужители не рукополагают верующих, недавно принявших крещение и не имеющих достаточного церковного опыта. Современные правила предписывают ставленнику до рукоположения некоторое время побыть пономарём или чтецом, а также получить богословское образование в семинарии или университете.

Препятствия к рукоположению

Священником не может стать второбрачный или человек, женатый на блуднице, актрисе, иноверной, разведённой, вдове или близкой родственнице. В священники не рукополагают тех, кто сидел в тюрьме за какие-либо преступления. За исключением случаев ложного осуждения или осуждения за веру. Для принятия епископского сана существует ещё одно ограничение. Епископом может стать только представитель монашествующего духовенства.


Принято считать, что важнейшим шагом в личном самоопределении является выбор профессии. Каждая профессия связана с определенным видом деятельности, которая несет определенную нравственную нагрузку. Несомненно, профессии врача, школьного учителя по своему характеру отличаются от многих других. В основе их деятельности лежит самоотдача, любовь, сострадание. Специфика работы учителя или врача заключается в том, что здесь необходима не только сумма профессиональных знаний, но и доброе любящее сердце. Именно оно помогает делать невозможное: неотступно сидеть у постели больного, переживать и сорадоваться, терпеть и восхищаться.

Есть еще одна область человеческой деятельности, которая требует большей самоотдачи, большей любви и сердечной чистоты - это служение священника. И подобно тому как представители светских профессий однажды приняли важное решение в выборе образа своей деятельности, так и священнослужитель решил раз и навсегда связать свою жизнь со служением Богу и людям.

Когда происходит этот выбор? Наверное, у каждого по-разному. Но есть один момент, который и является определяющим - это внутренний Божественный призыв. В момент этого призыва человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра. Он как бы слышит Божественный голос: "кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6, 1).

Это служение непростое, и подобно тому, как профессиональной работе предшествует получение образования, так и пастырская деятельность предполагает процесс подготовки. В чем он заключается? В христианской богословской терминологии этот процесс называется "духовным образованием". Духовное образование специфично. В основе его лежат две составляющие: интеллектуальное и нравственное совершенствование. И эти два аспекта неотделимы друг от друга. Цель светского образования - приобретение суммы знаний, необходимых для той или иной профессии. Однако для пастырского служения требуется не только это. Священник должен быть, прежде всего, нравственно совершенным. Чем отличается лучший выпускник светского учебного заведения? - Высоким уровнем образования. Напротив, лучшим выпускником духовного учебного заведения будет тот, кто стремился в процессе обучения стяжать доброе и любящее сердце, твердую и незыблемую веру в Бога.

Традиционно в Церкви духовное образование приобретается в духовных школах. Их можно разделить на три группы: Духовные Училища (средне-специальное), Духовные Семинарии (высшее профессиональное) и Духовные Академии (высшее богословское). Основная учебная и воспитательная нагрузка ложится на Духовные Семинарии, на деятельности которых мы и остановим наше внимание. На канонической территории Русской Православной Церкви насчитывается около тридцати Духовных Семинарий. Численность подобных духовных школ составляет от восьмидесяти до пятисот человек. Целью деятельности Семинарий, несомненно, является духовное образование будущих пастырей Церкви.

Что такое духовное образование? Ответ на этот вопрос корнями уходит глубоко в христианское богословие. Согласно Библии, человек призван к Богоподобию, то есть весь смысл его бытия заключается в постоянном стремлении к совершенствованию и в этом движении существует лишь один ориентир - Божественный образ. Следовательно, в основе духовного образования в первую очередь лежит личное нравственное совершенствование человека, и лишь потом интеллектуальное познание.

К сожалению, в светской системе образования аспект нравственной подготовки практически опускается. Несомненно, подобное явление есть следствие той культуры, которая и определяет общественное сознание. Идеалом современного общества служит образ материально преуспевающего человека. Можно сказать, что в основе отношений современного человека к окружающему миру лежит принцип "иметь". Именно он, как неотъемлемый аспект потребительской культуры, формирует отношение молодого поколения к образованию. Поэтому в современном обществе популярны те профессии, которые обеспечивают беззаботный и беспечный образ жизни.

Христианская философия предлагает смотреть на мир иными глазами. Человек существует на земле не для того чтобы потреблять, а для того чтобы отдавать свои силы для служения другим. При этом качество данного служения зависит от степени сформированности самой личности. Поэтому система духовного образования не мыслится без внутреннего нравственного совершенствования. Человек должен в основу своих отношений к окружающему миру положить не принцип "иметь", а принцип "быть", но для этого необходима продолжительная и упорная борьба со своим эгоизмом. Если нет этой борьбы, деградация личности неизбежна. Подобно тому, как мышцы человека атрофируются при полной бездеятельности, так и силы души, при отсутствии стремления к самосовершенствованию, делают её неспособной сопротивляться злу и творить добро. Именно этот важный аспект образования утрачен в светских учебных заведениях, но традиционно существовал и существует в духовных учреждениях - духовных школах.

Итак, основа человеческого бытия, согласно христианскому богословию, есть стремление к совершенству. Само же совершенствование невозможно без Божественной помощи. Это и является определяющим ориентиром духовного образования.

Как осуществляется это совершенствование? Начало данного пути лежит во встрече со Христом. Собственно христианами называются не те, кто признает уникальность личности Христа, а те, кто нуждается в Нем, кто чувствует Его участие в своей личной жизни.

Согласно христианской антропологии, Божественная благодать не является чем-то внешним по отношению к человеку, она есть сила, без которой человек лишается основы своего бытия. И эта благодатная сила, некогда утраченная Адамом и Евой, была вновь возвращена благодаря Личности Христа Спасителя. Здесь подчеркивается уникальность христианской религии. Если в буддизме - Будда, а в мусульманстве - пророк Мухаммед, являются лишь учителями-проповедниками, то в христианстве основной акцент делается на важности мистического единения с Личностью Христа, вне Которой человек не способен к совершенствованию. Христос говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 15).

Где проходит встреча со Христом? Конечно, в храме. Поэтому здесь и находится основная "аудитория" семинариста. Участие в богослужении, в таинствах Церкви, пост, молитва - все это главные составляющие духовного образования. В связи с этим, именно критерий церковности служит основанием для зачисления в Семинарию. Абитуриент должен знать не только основные особенности последовательности богослужения, но и принимать в нем непосредственное участие, не только регулярно посещать церковные службы, но и любить их атмосферу, их внутреннюю суть.


Таким образом, духовное совершенствование имеет две составляющие - личное стремление воли и помощь Божественной благодати. Личное стремление воли, в отличие от действия Божественной благодати, характеризуется своей нестабильностью. Человек, будучи слаб в выборе добра, нуждается во внешней поддержке, внешних условиях, которые способствуют его внутреннему становлению. В духовных учебных заведениях подобные условия существуют, и одним из их аспектов является строгая внутренняя дисциплина.

Семинария, внутренний уклад её жизни, часто напоминает армию. Здесь существует четкий распорядок дня, действует система поощрений и наказаний, студенты имеют одинаковую форму одежды. Образ воина не случайно заимствован христианством. Древняя Церковь отождествлялась с военным станом, постоянно находившимся в полной боевой готовности. Да и сами священнослужители часто называются воинами Христа. Разумеется, все эти аналогии имеют символический смысл. И образ воина, и образ военного стана отражает дух сплоченности, постоянной готовности к атаке врага и, конечно же, хорошую внутреннюю подготовку, закалку и мужество.

Жизнь христианина - это борьба. И эта борьба, по словам апостола Павла, "не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). В подобной борьбе священник является военачальником, от которого зачастую зависит исход битвы. Поэтому в бою враг старается поразить именно его, и в связи с этим именно ему, как никому другому, необходимо быть особо бдительным, особо подготовленным.

Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Церковная община концентрируется вокруг священника. Он является руководителем духовной жизни членов своего прихода. В нем они видят пример для подражания и молитвенника пред Богом. Безусловно, это очень высокое служение, требующее особых внутренних дарований, особых внутренних сил. Учитывая высоту пастырского служения, Церковь уделяет особое внимание нравственной жизни студентов духовных школ. Преподаватели и воспитатели несут косвенную ответственность за того, кто будет продолжателем дела Христа. Что, если этот человек окажется не пастырем, а наемником, что, если по его вине люди отвернутся от Бога? Цена ошибки слишком велика - это жизнь многих людей, ввергнутых в погибель по вине нерадивого пастыря.

Вот поэтому в духовных школах существует тщательный отбор, строгая дисциплина. И воспитатели, и преподаватели чувствуют особую ответственность за тех, кто изъявил желание стать священнослужителем. И если молодому человеку не по силам то, к чему он приступил, если он не соответствует столь высокому званию, то его исключают из числа воспитанников Духовной школы. Это исключение не из Церкви, оно вызвано не личным осуждением и презрением: в этом случае все прекрасно понимают, что от нравственной жизни священника зависит не только его личное спасение, но и спасение тех людей, которые ему поручены Богом на том или ином приходе.

Ситуация в современных Духовных школах непростая. Сюда поступают молодые люди разной степени нравственности и религиозности. Как правило, это ребята восемнадцати - двадцати лет, которые воспитывались в обществе, где доминируют материальные и гедонические ценности. И именно в их мир проник луч Божественного призыва, на который они откликнулись, благодаря которому поступили в Духовные школы. Теперь перед ними ставится трудная задача - личное совершенствование. Трудность данной задачи заключается в том, что вся современная культура лишает человека опыта стремления к нравственному идеалу, поэтому они приходят в духовную школу не вполне подготовленными. Здесь, в Семинарии, воспитанникам приходится усваивать азы аскетического образа жизни и приобретать первые навыки духовной борьбы со своими страстями.

Учитывая эти обстоятельства, не стоит питать иллюзий относительно идеальной атмосферы семинарского общества. Кто-то из пришедших сюда усваивает мир Церкви, кто-то, напротив, продолжает жить прежними ценностями, противоречащими христианскому духу. Кто-то справляется с собой, кто-то терпит поражения. Это нормально. Главное не потерять стремления, не утратить желания, не сделаться теплохладным, равнодушным к своему состоянию, то есть просто не сдаться. Ведь Церковь называется святой не потому, что её члены обладают абсолютной святостью, а потому что они стремятся к святости. Так и семинарское общество это общество не совершенных, а совершенствующихся, как в интеллектуальном, так и в нравст-венном плане.

Да, идеал священника высок. Путь к нему очень трудный. Здесь человек преодолевает самые главные препятствия - собственные страсти и эгоизм. Но необходимо всегда помнить, что нет более высокого служения, чем служение доброго пастыря, и нет более достойного звания, чем звание священника. Ибо в этом служении человек становится другом и соработником Бога, как в деле собственного спасения, так и в деле бескорыстного и самоотверженного служения другим людям.

Для некоторых людей служение Богу является главной целью в жизни. Они с радостью готовы отдать всего себя ради достижения глубокой духовности. Именно эти люди чаще всего задаются вопросом: "Как стать священником?" Ведь благодаря этой профессии человек может не только приблизиться к Всевышнему, но и помочь другим увидеть его свет.

Итак, давайте детально разберемся в том, как становятся священниками. Какие навыки для этого необходимы? Кто может претендовать на этот сан? И почему лишь немногие остаются верными Богу до конца своей жизни?

как стать священником

Почему становятся священниками?

Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника – это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.

В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.

Требования к будущим священнослужителям

В православии стать священником церкви может только мужчина. Для этого ему необходимо окончить духовную семинарию. Обучение там бесплатное, но каждый желающий туда поступить должен соответствовать следующим требованиям:

  • Во-первых, здесь есть возрастные ограничения. Поступить на очное отделение семинарии могут мужчины от 18 до 35 лет. Заочное отделение поднимает верхний порог до 55 лет, но при этом значительно усложняет сам процесс обучения.
  • Во-вторых, необходимо иметь аттестат, подтверждающий наличие полного среднего образования. Школьные оценки особой роли не играют, однако человек должен уметь грамотно писать и читать.
  • В-третьих, решающим фактором может стать семейное положение мужчины. По православным канонам, священник может жениться только один раз. Поэтому он не может заключать повторные браки, а также брать в жены вдову или разведенную.

Еще одной немаловажной деталью является рекомендательное письмо от приходского священника. В нем наставник отчитывается о достижениях своего подопечного. Например, там может говориться о том, что послушник участвовал во всех службах, пел в хоре, звонил в церковный колокол и так далее.

как становятся священниками

Предварительная подготовка

Для тех, кто размышляет о том, как стать православным священником, есть маленький совет: начните подготовку к поступлению в семинарию за несколько лет до намеченного срока. Это нужно сделать по следующим причинам.

Как говорилось ранее, от всех абитуриентов требуют наличия рекомендательного письма. Ни один уважающий себя батюшка не даст такой документ первому встречному. Следует быть готовым к тому, что придется доказывать силу своей веры. Для этого необходимо поработать на благо храма, беспрекословно выполняя все указания приходского пастыря.

К тому же, как стать священником, не обладая нужными знаниями? Естественно, многому научат в семинарии. Но человек и сам должен тянуться к свету познания. Для начала необходимо прочитать Ветхий и Новый завет, а также ознакомиться с историей православного мира. Ведь это тот минимум, без которого не может существовать ни один православный человек.

стать священником церкви

Что ждет на экзаменах?

Духовная семинария во многом похожа на другие образовательные заведения. Экзамены здесь проводятся в конце лета, приблизительно за месяц до начала учебного года. Принимает их специальная комиссия, которая состоит из преподавателей семинарии. Есть письменные и устные экзамены.

Первым делом поступающим задают вопросы, касающиеся историй из Библии. Это помогает понять, насколько хорошо человек ориентируется в Священном Писании. Если ответы их удовлетворяют, то дальше идет еще одна череда вопросов, затрагивающих основные молитвы и псалмы.

Все, кто проходит устную часть, допускаются ко второму экзамену. Здесь нужно будет написать сочинение на предложенную комиссией тему. Чаще всего просят выразить свое отношение к неким библейским событиям. Однако следует быть готовым и к тому, что могут поручить описать историю Русской православной церкви.

Заключительный этап проверки

Следует понимать, что успешная сдача экзаменов не является гарантом поступления в духовную семинарию. Ведь после официальной проверки знаний все абитуриенты проходят заключительное собеседование. На нем старшие священнослужители определяют искренность мотивов студентов и то, насколько они подходят для этой роли. И если кто-то из наставников решит, что их подопечный лукавит сердцем, его сразу же отправят домой.

очему становятся священниками

Обучение в семинарии

Семинария – это тот же университет. Здесь есть множество предметов и преподавателей, которые с радостью расскажут, как стать священником. Естественно, главный упор будет делаться на духовное просвещение. В частности, студентов обучат особенностям проведения таинств, священных обрядов и молебни. Также немало времени будет уделяться старославянскому церковному языку, который у духовенства считается основным.

Следует заметить, что всем студентам предоставляется бесплатное общежитие. Однако жизнь в нем накладывает определенные обязательства. Молодым послушникам необходимо соблюдать строгий режим. Они не могут нарушать его, а уж тем более игнорировать. Также придется забыть о таких вещах, как алкоголь, табак, телевидение и интернет.

Подобные спартанские условия быстро обучат тому, как стать священником. Ведь в будущем человеку придется самостоятельно ограждать себя от всевозможных соблазнов и искушений.

как стать священником без семинарии

Деление на белое и черное духовенство

На последнем курсе семинарии студент должен сделать самый ответственный выбор. Он обязан определиться, к какому духовенству он будет относиться: к белому или черному. Следует отметить, что в будущем этого решения уже не изменить.

Суть белого духовенства заключается в том, что священник оставляет за собой право жениться. Сделать это он сможет лишь один раз в жизни. При этом существует ряд определенных критериев, которые ограничивают круг его потенциальных партнерш. Но куда важнее то, что белый священник не может продвинуться в сане дальше протоиерея.

Чего нельзя сказать о черном духовенстве – его приверженцы способны дослужиться до звания епископа и выше. Поэтому на этой стадии человеку придется выбирать между возможностью создать семью и высшим духовным саном.

как стать православным священником

Как стать священником без семинарии?

По правде говоря, получить должность священнослужителя можно и без соответствующего диплома. Для этого нужно, чтобы пастырь провел специальный обряд посвящения. Но для этого необходимо разрешение епископа, который вряд ли даст добро без веской причины на то. К тому же отсутствие духовной семинарии за спиной сильно ограничивает продвижение в сане.

Для общего развития скажем, что подобные посвящения были актуальными во время войны. Когда каждый священник был на вес золота, а времени и возможности их обучать у духовенства попросту не было.

Наш новый герой служит в церкви. Он рассказал, почему священники страдают от выгорания и как он с этим справляется, сколько зарабатывает и какие дополнительные источники дохода бывают у духовенства, как священнослужители могут потерять место работы и так ли часто встречаются батюшки на очень дорогих автомобилях.

Дискуссия в комментариях вышла настолько содержательной, что врывается в текст

Образование

В семье поначалу без энтузиазма отнеслись к моему выбору. Но когда родители поняли, что он окончательный, от меня отстали. Очень им благодарен, что не стали препятствовать дальше.

Чтобы подать документы на поступление в семинарию, необходимо пройти собеседование в Новодевичьем монастыре: тут с абитуриентами знакомится ректор, благочинные и другие важные лица. Сегодня для поступления нужны результаты ЕГЭ, также проводятся внутренние экзамены. Важны не только твои знания, но и стремление, желание служить Богу и людям. Узнать это в формате обычных вступительных испытаний непросто, поэтому при поступлении абитуриенты около недели живут в семинарии и проходят различные послушания, сдают экзамены, ходят на службы, общаются с преподавателями. Всего во время поступления проходишь 4—5 собеседований. По крайней мере, так было до прошлого года: слышал, в этом собираются что-то менять, но что именно — не знаю.

В семинарии я провел пять лет. Там ты живешь в мужском коллективе и учишься. У нас были профильные предметы: литургика, догматическое и нравственное богословие, история Церкви, экзегетика Ветхого и Нового Заветов, греческий и латынь, патрология. Были и светские предметы: риторика, история России, английский, психология, пение и другие. Еще мы выполняли различные послушания: убирали снег на улице, чистили в трапезной картошку, алтарничали, убирались в храме и так далее. Нам платили стипендию — около двух тысяч рублей, круглым отличникам больше.

Домой разрешалось выезжать раз в месяц, после лекций в субботу, а в понедельник утром нужно было возвращаться на занятия. Каникулы были после Рождества Христова — около пяти дней, три-четыре дня после Пасхи и летом — месяц-полтора.

была стипендия в семинарии

Люди идут в священники по разным причинам. Некоторые выбирают этот путь, потому что отец священник — есть связи и возможность в дальнейшем стать настоятелем большого прихода. Но таковых, слава Богу, меньше. Намного больше тех, кто служит по призванию.

Если у тебя нет призвания, то ты, возможно, станешь требоисполнителем, но не священником. Требоисполнителями называют тех, кто делает что положено и как положено, но без души, лишь бы сделать. Зачастую такой священник после службы тут же убегает из храма, не хочет тратить свое время на общение с прихожанами. Все по минимуму. Таких сразу видно.

В семинарии я встречал студентов, которые, отучившись несколько лет, уходили, так как понимали, что лучше быть хорошим прихожанином, чем плохим священником. Это честно и правильно.

На пятом курсе меня тоже постригли в чтецы. В мои обязанности входила помощь священникам при совершении богослужений, уборка алтаря после службы и небольшие хозяйственные поручения. Практически всегда было два выходных в неделю. Зарплата у чтецов небольшая: я, например, получал 20 000 Р .

После семинарии всех обязательно приписывают к конкретному храму: указ о назначении на приход выдают на выпускном вместе с дипломом. Обычно после учебы тебя отправляют туда, откуда ты пришел. Например, я поступал в семинарию от храма в своем городе и вернулся туда же. Но бывают и исключения: во время обучения в семинарии студент может познакомиться с преподавателями из других благочиний и по договоренности перейти в другой район.

получал в чине чтеца в подмосковном храме

После семинарии я женился и довольно скоро стал диаконом — это первая степень священнослужителя. Диакон помогает священнику и епископу совершать службу, он украшает богослужение, благодаря ему оно становится более торжественным. Также диаконы преподают в воскресных школах, проводят беседы с людьми перед Крещением. При этом ни одно из семи Таинств — крещение, миропомазание, исповедь, причащение, елеосвящение, или соборование, венчание и священство — они совершать не могут.

Более шести лет назад меня рукоположили в священники. Я ощущаю себя на своем месте: мне нравится помогать людям, приятно видеть, как человек постепенно меняется, меняется его жизнь, его семья. Понимаешь, что это Бог твоими грешными руками помогает и отвечает людям на их просьбы.

Суть профессии

Священники, как и военные, не работают, а служат. Суть нашего служения — постоянно напоминать человеку, что здесь мы временно, а главная цель нашего путешествия длиною в жизнь — достичь Царствия Небесного посредством покаяния, добрых дел, участия в Таинствах и так далее. Мы должны помогать людям на пути к жизни вечной. Сегодня в условиях бесконечной земной суеты это непросто, так как, во-первых , священник сам во все это погружен, а во-вторых — рыночный, информационный мир берет свое: все сейчас заточено на то, чтобы человек не думал о душе, о Боге, о вечной жизни. Нам приходится плыть против течения, бороться за сознание людей, чтобы они, занимаясь повседневными хлопотами, не забывали о Боге.

Также любой священник должен быть хорошим психологом, утешать, поддерживать, зачастую помогать решать вполне себе земные проблемы. Например, у прихожан бывают вопросы о том, как наладить отношения с родителями, как привести ребенка в храм, где и как найти себе жену или мужа и так далее. Приходят с проблемами, связанными с работой или ее отсутствием, советуются по поводу отношений с начальством и коллегами. И, конечно, обращаются, если болеет или умирает близкий человек.

Помогает духовная жизнь, молитва, консультация с более опытным священником, собственная исповедь. В нашей епархии есть хорошая традиция ежегодной исповеди в Новодевичьем монастыре во время Великого Поста. Ее принимают опытные священники, которые служат в храмах Московской епархии более 30 лет. Лично мне такие исповеди очень помогают.

Только после трех-четырех лет служения я понял, зачем нужен отпуск в 28 календарных дней. Раньше уходил всего на две недели, и этого было достаточно. Хороший отдых, качественное время, проведенное с близкими, дает силы. Мир в семье священника очень важен. Когда в тылу надежно, на фронте все хорошо.

Еще тяжело понимать, что твой КПД очень низкий: как бы ты ни старался, как бы ни проповедовал, все равно не сможешь заставить человека поверить в Бога, ходить в храм и меняться. Реально действуют только слова, подтвержденные твоей собственной жизнью. И то не сразу, а со временем. Но ты должен сеять, а взрастет семя веры в сердце человека или нет — это от тебя не зависит.

Место работы

Более пяти лет я служу в подмосковном храме. Он не городской, но и деревенским его сложно назвать — у нас микрорайон. Молодежи до 25 лет к нам приходит мало, людей среднего и старшего поколения, пенсионеров — побольше. Крестины, как и венчания, проводятся нечасто, так как у нас не город.

В Церкви своя строгая иерархия. Как правило, границы областей совпадают с границами епархий, каждой епархией управляет епископ, который также может награждаться званием архиепископа или митрополита. У нас это митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — один из старейших епископов в Русской Православной Церкви, он управляет Московской епархией с 1977 года.

Обычный священник видит своего управляющего епископа очень редко: когда рукополагается или чем-то награждается. Наград у священнослужителей много: есть богослужебные, есть общецерковные. Богослужебные дают за выслугу лет, общецерковные — за деятельность. Например, если священник помимо службы несет какие-то административные послушания или возглавляет отдел в епархии, ему могут дать грамоту или орден.

В каждом районе есть благочинный — он следит за порядком во всех местных храмах, смотрит, чтобы функционировали все епархиальные отделы, решает конфликты в приходах, общается с администрацией города. В реальной жизни все зависит именно от него: если у тебя сложились отношения с благочинным, то все будет более-менее хорошо. В противном случае бывает плохо, так как в его власти перевести священника в другой храм, снять настоятеля с должности, запретить его в служении. Причем даже если ты хороший, исполнительный священнослужитель, но чем-то не понравился благочинному, могут начаться проблемы. Это не всегда так, но бывает. Я знаю случаи, когда в соседние районы приходили новые благочинные и в скором времени там начинали менять настоятелей приходов, переводить священников на другие места служений.

Вообще священник довольно уязвим, у него мало средств защиты от благочинного и архиерея. Тут все как в миру. С той лишь разницей, что если ты, например, бухгалтер и тебя выгнали из одного офиса, то ты можешь пойти в соседний. У нас не так.

Есть три вида прещения, то есть церковного дисциплинарного наказания:

Заштатного и запрещенного священника обычно прикрепляют к какому-то другому приходу или монастырю, где он несколько лет служит как обычный чтец. Ему платят зарплату, но в разы меньше, и он не может совершать треб, то есть лишается дополнительного заработка. По истечении срока его могут восстановить в служении.

Извержение из сана означает, что обратного пути в священство у тебя нет.

Проблема в том, что большинство священнослужителей имеют только семинарское образование и больше ничего не умеют. Если такого священника запретят, то в соседний приход он не пойдет и даже в соседнюю епархию перевестись будет чрезвычайно сложно. Вот это и есть наша ахиллесова пята, и все это знают. Некоторые церковные власти этим манипулируют. Особенно учитывая, что большинство священников — многодетные.

В общем, запрет в священнослужении — это больная тема и страшный сон для любого священника. Можно оспорить решение, но для этого надо обратиться в общецерковный суд. Также в каждой епархии есть свой епархиальный суд, куда входят опытные священнослужители.

У нас благочинный вменяемый, человечный, это уже дорогого стоит. Также у меня сложились хорошие отношения с другими священнослужителями в благочинии, что тоже важно.

Благочинные назначают настоятелей. Они в храме отвечают за все: ведение службы, чистоту, финансовые вопросы, порядок ремонта, отчеты и прочее. Если храм городской, то настоятелю могут помогать другие священники. Они совершают рядовые службы, несут различные послушания.


Зарплату настоятель себе назначает сам, исходя из финансовой возможности прихода и сообразуясь с собственной совестью.

Правящий архиерей посещает храмы в своей епархии. Такой приезд епископа всегда дорого выходит настоятелю, так как за это он должен заплатить епископу — слышал, что в нашей епархии это минимум 100 тысяч рублей, — его диакону и иподиаконам (помощникам) плюс накрыть стол после службы. В общем, приезд епископа — это очень затратное мероприятие, хотя и очень торжественное. Но! Не все епископы берут деньги с настоятелей за свой приезд.

Рабочий день

Самые рабочие дни для нас — это выходные, так как большинство людей приходят в храм именно в субботу-воскресенье.

По рабочим дням я встаю в 6:25, молюсь, добираюсь до храма. В 8:00 начинается служба, около 10:00 заканчивается. После службы могут быть различные требы: крещения, отпевания, молебны. Бывают беседы с прихожанами. До вечерней службы я дежурю в храме.

В 17:00 — вечерняя служба: она может длиться от полутора до двух с половиной часов. Если никакого праздника нет, то в храме бывает от 5 до 20 человек.

В церковные праздники у нас все то же самое, но людей больше — человек 40—50 , поэтому и времени в храме проводишь больше. Для меня каждый праздник хорош по-своему . Страстная Седмица и Светлая Седмица — пожалуй, самые долгожданные и насыщенные в плане посещения людей.

Домой я обычно возвращаюсь в 20:00—21:00. На неделе у меня, как правило, один-два выходных, их я провожу дома, с женой и детьми. Стараюсь быть с ними как можно чаще. Но бывает, что выходных нет совсем, например в последнюю неделю перед Пасхой.

Помимо службы в храме у священника могут быть и различные послушания. Его на них назначает настоятель храма, они могут быть связаны с его светской профессией. Например, если священник по светскому образованию журналист, его могут назначить руководителем отдела по работе со СМИ в своем благочинии. Если он врач — могут поставить во главе отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Также в послушания часто входит преподавание в воскресной школе, православных гимназиях, семинарии, на библейских курсах. Кроме того, священник может работать в административном центре епархии. У нас он располагается в Новодевичьем монастыре, там работают делопроизводители, секретари и так далее. Еще священник может возглавлять какой-нибудь отдел в своем благочинии, у нас их много.

Если ты настоятель храма, к твоей работе добавляется огромное количество отчетов о социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода, а также поиск спонсоров для храма. Спонсоры сейчас на дороге не валяются. Это в нулевые годы, по рассказам, их было больше, сейчас же это редкость. Думаю, дело в том, что по разным причинам авторитет Церкви сильно упал в глазах общественности.

Так что теперь храм, как я понимаю, живет в основном за счет пожертвований людей: чем больше прихожан — тем выше доходы. Если в городе храм может ежемесячно получать до миллиона рублей, то в сельской местности сумма будет гораздо ниже. Также можно сдавать в аренду помещения, трудиться в сфере сельского хозяйства, заниматься бизнесом, который не противоречит Уставу Церкви и постановлениям Соборов, то есть не приводит к умножению человеческих страстей: пьянства, блуда и так далее. Эти средства идут на реставрацию зданий, постройку воскресных школ и прочие цели. Я знаю настоятеля, который разводит коров и другую живность, а продукты реализует у себя в храме.

Читайте также: