Как подтвердить стаж уволенного сотрудника для фсс

Обновлено: 01.05.2024

Вопрос трудоустройства — один из важнейших для человека. Особенно остро он встает в условиях экономического кризиса, который сейчас охватил экономику. По данным различных интернет-ресурсов, в зависимости от открытой работодателем вакансии опыт работы требуется не менее чем в 50% из поданных объявлений, а приветствуется практически всегда.

В силу этого, как показывает практика, соискатель, чтобы получить вакантное место, может пойти на сознательное искажение информации об имеющемся трудовом стаже.

КВАЛИФИКАЦИЯ ПО СТАТЬЕ 327 УК РФ

Согласно требованиям действующего законодательства сам по себе факт представления лицом трудовой книжки с внесенными записями о наличии трудового стажа не является основанием для возникновения у лица права на получение пенсионного обеспечения. При определении права на пенсию имеет значение лишь страховой стаж, определяемый на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, трудовая книжка, согласно данным которой ранее рассчитывался трудовой стаж, служивший основанием для получения права на пенсию, из-за изменений, внесенных законодателем, приобрела статус иного личного документа, носящего информационный характер.

Следовательно, получить соответствующую должность в этих организациях можно лишь при предъявлении документа, свидетельствующего о наличии необходимого опыта работы, который подтверждается записью в трудовой книжке. Таким образом, ссылка на данные о персонифицированном учете в таком случае неверна. Во-первых, потому что речь идет не о праве на пенсию, а незаконном занятии должности. Во-вторых, персонифицированный учет ведется органами ПФР сравнительно недавно. Закон № 27- ФЗ вступил в силу на территории России только в 1997 году. При этом базы данных учета еще только создавались и не могли содержать сведения о стаже работы граждан за более ранний период. Главным документом, который мог (и может до сих пор) подтвердить этот стаж, остается трудовая книжка.

О необходимости квалифицировать действия лица, совершающего подделку трудовой книжки, по ст. 327 УК РФ свидетельствует и судебная практика ряда регионов.

К. представила эти документы для того, чтобы получить субсидию на приобретение жилья, которая выделялась работникам сельхозпредприятий. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, от 05.03.2008 № 144 обязательным условием для участия в программе являлось наличие постоянного места работы на сельхозпредприятии у лица, с которым заключен трудовой договор сроком не менее чем на 5 лет (дело № 1-161/2010).

Впрочем, случаи подделки схожих по сути документов — медицинских книжек работников и записей в них — по-прежнему квалифицируются по ст. 327 УК РФ. Так, приговором Первомайского районного суда г. Новосибирска от 01.02.2016 по делу № 1-39/2016 признаны виновными помощник санитарного врача и медсестра больницы. Они признали свою вину в том, что подделали санитарные книжки нескольких работников торговли и вносили в них ложные записи от имени врачей о прохождении обязательных медосмотров. Суд согласился с квалификацией действий подсудимых по ч. 1 ст. 327 УК РФ — подделка и сбыт иного официального документа, предоставляющего права.

ПОДДЕЛКА ЗАПИСИ В РЕЗУЛЬТАТЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА

Кроме официальной составляющей, присущей трудовой книжке, в нашей стране данный документ при трудоустройстве выполняет еще одну важную функцию. Он играет роль рекомендательного письма, которое способно повлиять на решение будущего работодателя о принятии человека на работу. В нем отражаются причины увольнения с прежних мест работы, а также сведения о награждениях и благодарностях.

В статье 204 УК РФ описаны два самостоятельных состава преступления:
а) незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (части 1 и 2);
б) незаконное получение такого вознаграждения (части 3 и 4).

Однако преступления по ст. 204 УК РФ, как и коррупционные, являются латентными.

Передача подкупа. Как правило, выявление преступлений, предусмотренных частями 1 и 2 ст. 204 УК РФ, происходит на основании заявления представителя компании, к которому лицо обращается с просьбой внести в трудовую книжку сведения, не соответствующие действительности. Это преступление выявляется гораздо реже, нежели задержание лиц, которые получают подкуп (части 3 и 4 ст. 204 УК РФ).

При рассмотрении указанного заявления орган дознания должен принять меры к установлению и оценке наличия признаков состава преступления, позволяющих квалифицировать действия по частям 1 и 2 ст. 204 УК РФ. В частности, чтобы доказать объективную сторону преступления, нужно выяснить и зафиксировать:
— намерения по передаче денег либо оказание услуг за незаконное внесение в трудовую книжку ложных сведений о трудовой деятельности в интересах дающего;
— условия передачи имущества или оказания услуг (место, время, способ передачи денег), включая меры по ее маскировке;
— добровольность обращения с заявлением о коммерческом подкупе;
— ущерб, причиненный коммерческим подкупом.

Действия человека, который обращается с предложением внести в трудовую книжку ложную информацию о трудовой деятельности, совершаются только с прямым умыслом. То есть он понимает незаконность передачи денег или иного имущества тому, кто выполняет управленческие функции в организации, за совершение действия (бездействия) в его интересах и желает совершения этих действий. Несмотря на то, что мотив совершения преступления не влияет на квалификацию, его необходимо установить. То есть нужно выяснить, для чего впоследствии подкупающий хотел использовать трудовую книжку с ложной записью.

Для расследования дела также важно выяснить:
— взаимоотношения между субъектами преступления;
— обстоятельства их знакомства и установления контактов, способы формирования и поддержания взаимоотношений;
— обстановку, сопутствующую коммерческому подкупу;
— обстоятельства сговора относительно передачи, получения в качестве подарка денег, ценностей и т. п., роль организатора и иных участников.

Наконец, в процессе необходимо установить:
— точное наименование организации, предмет и цель деятельности, условия и порядок работы, нормативные материалы, регулирующие их (устав, правила, инструкции, приказы, распоряжения и т. п.);
— должность лица, которому предлагается подкуп, период работы в ней, круг обязанностей (особо уделив внимание наличию полномочий этого лица по приему и увольнению), нормативные материалы, регулирующие его деятельность.

Получение подкупа. Получение подкупа, как и получение взятки, — преступление, которое, как правило, выявляется немногим проще, чем обратный процесс. Это вызвано двумя причинами. Во-первых, информация о том, что должностное лицо коммерческой организации за деньги вносит в трудовую книжку ложные записи, может быть проверена в ходе ОРМ (оперативный эксперимент, наблюдение, прослушивание телефонных переговоров). Действия по внесению подложной записи, как правило, однократные и постфактум доказать факт передачи денежных средств за оказанную услугу крайне затруднительно.

Во-вторых, информация о лице, которое предлагает коммерческий подкуп, поступает только от того, кому предлагают вознаграждение за неправомерные действия. Появление такой информации у правоохранительных органов зависит от добропорядочности человека, к которому обратились с предложением совершить подделку трудовой книжки. При этом информация о лице, берущем денежные средства за внесение ложных сведений в трудовую книжку, может поступить не только от лица, первоначально решившего совершить преступление, а потом отказавшегося от этого. Она может быть получена в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также может быть предоставлена службами безопасности компаний, которые проводят проверку соискателей на вакантные должности.

ПРОВОКАЦИЯ ПОДКУПА

Как и в других случаях выявления фактов коммерческого подкупа, в случае с поддельными записями в трудовых книжках следствию необходимо исследовать все обстоятельства, предшествующие передаче денег для внесения ложных сведений о профессиональной деятельности. Иными словами, недопустимо, чтобы оперативники пытались выявить преступление путем провокации.

В заключение отметим, что с учетом роста числа уголовных дел, квалифицируемых по ст. 204 УК РФ, связанных с получением (передачей) вознаграждения за внесение недостоверных записей в трудовую книжку, назрела необходимость разъяснить особенности квалификации таких действий на уровне Пленума ВС РФ.

Как подтвердить страховой стаж при выходе на пенсию: стандартные и не очень способы

Подтверждать стаж обычно нужно, когда у сотрудника Пенсионного фонда есть претензии к записям в трудовой книжке. По факту это случается почти со всеми – для выхода на пенсию обычно нужно собрать массу документов. Что именно и где запрашивать для подтверждения стажа, и что делать в случае неудачи – расскажем в этом материале.

Почему и когда страховой стаж нужно доказывать

Наличие достаточного страхового стажа – одно из обязательных условий для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году нужно иметь минимум 12 лет страхового стажа, а через 3 года минимальная планка поднимется до 15 лет.

  • трудовая и иная оплачиваемая деятельность;
  • период осуществления предпринимательской деятельности (обязательно нужно, чтобы за этот период за человека перечислялись страховые взносы);
  • период временной нетрудоспособности (нахождение на больничном);
  • некоторые нестраховые периоды.

Перечень нестраховых периодов достаточно широкий. Говоря проще, это все те периоды, когда человек не мог работать по объективным причинам.

В частности, в такие периоды включаются:

  • служба в вооруженных силах и других силовых органах;
  • период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (не более 1,5 лет за каждым и не более 6 лет в сумме);
  • период ухода за пожилым человеком или инвалидом (это тот уход, за который государство выплачивает 1200 рублей в месяц);
  • период нахождения на учете как безработного, и некоторые другие периоды;
  • период обучения – но с определенными ограничениями.

Все эти нестраховые периоды засчитываются в стаж только в том случае, если им предшествовали или после них следовали периоды оплачиваемой деятельности. То есть, если человек 15 лет ухаживал за пожилым человеком, но больше нигде не работал, у него не будет 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж для выхода на пенсию нужно подтвердить. Если речь идет о периодах после 2002 года, там все просто – все данные изначально занесены в электронную систему персонифицированного учета. То есть, подтверждать занятость на территории России после 2002 года не нужно в принципе.

Что касается более ранних периодов, они подтверждаются с помощью трудовой книжки и иных подтверждающих документов. При желании любой гражданин может обратиться в ПФР, чтобы данные о его занятости за периоды до 2020 года внесли в электронную трудовую книжку – тогда в теории при выходе на пенсию ему не придется собирать документы.

Таким образом, подтверждать страховой стаж так или иначе нужно в том случае, если данных о нем нет в распоряжении ПФР.

Стандартные способы подтверждения стажа

По умолчанию стаж подтверждается с помощью данных в системе персонифицированного учета, а если в системе данных нет – то с помощью трудовой книжки. На электронные трудовые книжки Россия начала переходить только с 2020 года, поэтому всем, кто выходит на пенсию, сейчас нужно предъявить бумажный вариант документа.

Сотрудник Пенсионного фонда перенесет всю информацию о периодах работы из трудовой книжки в информационную систему, но за некоторыми исключениями:

  • если запись в трудовой книжке нечеткая или плохо читается;
  • если штамп с места работы смазан, наложен на другой или со временем расплылся;
  • если есть претензии к самому документу – например, путаница с написанием имени или фамилии, наличие дефектов и т.д.

Говоря проще, если у сотрудника ПФР появятся хотя бы малейшие сомнения в подлинности трудовой книжки и записей в ней, он не примет ее и попросит принести другие подтверждающие документы.

Это пока еще не очень большая проблема – заявитель может предоставить архивную справку о трудоустройстве. Запрашивать ее нужно в одном из двух мест:

  • бывший работодатель – если эта организация все еще не была ликвидирована;
  • в архиве, куда были сданы документы с организации в момент ее ликвидации. Скорее всего, это местный муниципальный архив по месту юридического адреса организации, но самые старые документы могут попасть и в архив района или региона.

Скорее всего, заявитель и так будет запрашивать справку о начисленной и выплаченной зарплате в архиве предприятия или города, поэтому проще всего подать два заявления одновременно. И в данной ситуации главное – понять, куда именно отправлять заявление. Вполне может оказаться, что предприятие работает, но было реорганизовано со сдачей документов в архив.

Что же касается подтверждения иных нестраховых периодов, все зависит от самого периода. Проще всего подтвердить службу в армии или учебу – это государственные учреждения, которые даже в сложные времена хорошо хранили свои архивы, куда и нужно отправлять запрос. Чуть сложнее подтвердить факт предпринимательства – часто требуются квитанции на оплату страховых взносов, которые за давностью лет не сохраняются. Подтвердить факт ухода за ребенком очень просто – достаточно предоставить его свидетельство о рождении.

Как подтвердить стаж, если документов нет

На случай отсутствия документов в архивах закон предусматривает только один вариант подтверждения стажа:

Если заявитель может найти свидетелей, с которыми работал в одно время и на одном предприятии, ему достаточно получить от них письменные показания (в свободной форме), а также главное – доказательство их трудоустройства на том же предприятии. То есть, вести этих людей в ПФР не нужно, но если у них тоже есть проблемы с подтверждением стажа (что вполне возможно – если утеряны все архивы), то их показания ПФР попросту не сможет принять как доказательство.

То есть, свидетельские показания – хороший вариант на случай, когда была утеряна лишь часть архивов, или же другие работники успели получить документы о трудоустройстве ранее.

Но что делать, если запись в трудовой книжке не принимается, предприятие разорилось и не оставило архивов, а бывших коллег найти не удалось? Закон прямо этого не оговаривает, но на практике все делается через суд. В этой ситуации нет единого рецепта, как подтвердить стаж – нужно собрать максимум документов, которые хотя бы косвенно подтверждают факт трудоустройства:

  • профсоюзные билеты с отметками о перечисленных взносах;
  • приказы о зачислении и увольнении;
  • премии и другие награды от имени работодателя;
  • другие документы, которые так или иначе подтверждают факт работы.

На практике это может быть даже материал из местной газеты – недавно пенсионер смог подтвердить более 10 лет стажа в совхозе, предъявив в суде публикации в газете. А другая женщина смогла подтвердить не только трудоустройство, но и средний заработок по билету члена КПСС и партийным взносам – они перечисляются в размере определенного процента от заработка.

Все это ПФР просто так не примет – нужно решение суда. Кстати, пенсионерам в этом деле хорошо помогает прокуратура – там помогут с составлением искового заявления в суд, поддержат требования в суде, а потом проконтролируют, чтобы Пенсионный фонд исполнил его решение.

При увольнении в 2021 г. сотрудник получает на руки личные документы. Передать их нужно в последний рабочий день, когда происходит увольнение. При нарушении данного порядка работодателя оштрафуют за нарушение трудового законодательства.

Какие документы нужно отдать сотруднику при увольнении

Когда с сотрудником производится окончательный расчет в последний рабочий день, ему нужно выдать не только положенные денежные средства, но и личные документы. К ним относятся:

  • трудовая книжка или сведения по форме СТД-Р;
  • справка по форме № 182н о сумме зарплаты за 2 последних календарных года и текущий год;
  • копия СЗВ-М за последний месяц трудовой деятельности;
  • копия СЗВ-СТАЖ за отчетный год до даты расторжения трудового договора;
  • копия разд. 3 отчета РСВ за последние 3 месяца расчетного периода, т.е. с начала квартала до даты увольнения;
  • другие документы, если сотрудник подаст заявление на их получение.

Если к работодателю обратился за документами сотрудник, который был уволен раньше, то надо учесть такие моменты:

  • отчет СЗВ-М можно сформировать по информации только с апреля 2016 г. Раньше этого отчета не было;
  • отчет СЗВ-СТАЖ можно сформировать по информации только с января 2017 г., поскольку раньше он также не создавался;
  • копию раздела 3 можно создать по информации только с января 2017 г., т.к. ранее этой формы также не было.

Как заполнить документы, передаваемые сотруднику при увольнении

Документы, передаваемые сотруднику при увольнении, заполняются согласно утвержденным требованиям. Единственным исключением является расчетный лист, поскольку он формируется в произвольной форме, утвержденной локальной документацией компании.

Трудовая книжка

В трудовую книжку нужно внести запись о том, по какому основанию уволен сотрудник – указать ссылку на ТК РФ. К примеру, при расторжении договора по инициативе сотрудника указывается п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Запись в трудовой книжке по поводу увольнения вносится по стандартной схеме:

  • гр. 1 – порядковый номер записи;
  • гр. 2 – дата расторжения трудового договора;
  • гр. 3 – причина увольнения со ссылкой на норму ТК РФ;
  • гр. 4 – дата и номер приказа об увольнении.

Внимание! Дата расторжения трудового договора – это последний день работы. Исключение – если сотрудник не работал, но за ним сохранялось его место работы (должность).

Информация по форме СТД-Р

При увольнении сотрудника ему на руки нужно выдать выписку со сведениями по форме СТД-Р. Этот документ регламентирован Приказом Минтруда от 20.01.2020 г. № 234.

В случае, когда работник не подает заявление о выборе формата ведения трудовой книжки или подает заявление на ведение бумажной трудовой, ему не нужно выдавать СТД-Р при расторжении трудового договора. В такой ситуации при увольнении нужно передать работнику трудовую книжку и окончательный расчет.

Справка по форме № 182н

Справка о зарплате и других выплатах за два предшествующих календарных года и текущий год оформляется на основании Приказа Минтруда от 30.04.2013 г. № 182н.

В документе в разд. 3 нужно указать информацию о выплатах, с которых были рассчитаны взносы на социальное страхование (ВНиМ) в пределах лимита. В разд. 4 нужно поставить количество календарных дней по каждому исключаемом периоду – в связи с болезнью, отпуском по БиР и отпуском по уходу за ребенком.

Сведения по форме СЗВ-М

Данный отчет изначально формируется по всем сотрудникам, поэтому для выдачи информации одному работнику нужно сделать выписку из документа. За выдачу персональных сведений по другим сотрудникам (т.е. представление не выписки, а полной копии СЗВ-М) работодателя оштрафуют за нарушение по ст. 7 Закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. За это возможен штраф до 75 000 руб.

Выписку из СЗВ-М для увольняемого сотрудника нужно сделать по информации за последний месяц. Данные сведения нужны в ПФР для того, чтобы принимать решение об индексации пенсии. Информация по остальным предыдущим месяцам им не нужна.

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ

Этот отчет также нельзя копировать в полном виде, поскольку данные формируются в целом по всем сотрудникам. Нужно сделать выписку из документа, чтобы не нарушить законодательство по персональным сведениям и не получить штраф.

Выписку из СЗВ-СТАЖ оформляют увольняемому работнику за год, в т.ч. и за текущий (Письмо ПФР по г. Москве и Московской обл. от 03.04.2018 г. № В-4510-08/7361).

Копия разд. 3 расчета по страховым взносам

Если сотрудник уволен в текущем отчетном периоде, то его нужно указать в общем порядке в подразделе 1.1 и 1.2 приложения 1 к разделу 1, в приложении 2 к разд. 1 и в подразделе 3.1 и 3.2 раздела 3.

Кроме того, если сотрудник уволен в предыдущем отчетном периоде, его нужно включить в общее количество застрахованных лиц в приложениях 1 и 2 к разделу 1 расчета по страховым взносам.

Ответственность, если нарушить сроки выдачи документов уволенному сотруднику

Если работодатель нарушит сроки передачи документов увольняемому сотруднику, то его могут оштрафовать по ст. 5.27 КоАП РФ на 30 000 – 50 000 руб. Кроме того, штраф для ИП и должностных лиц компании – от 1 000 до 5 000 руб.

При увольнении сотрудника бухгалтер зачастую сталкивается с различными вопросами по расчету окончательной суммы. Чтобы не сделать ошибки и не допустить судебного разбирательства с работником, используйте программу 1С: ЗУП. Она поможет рассчитать все суммы при окончательном расчете в соответствии с действующим законодательством.

Чтобы узнать как автоматизировать рутинные задачи, сэкономить время и снизить риск ошибок, связанных с человеческим фактором с помощью 1С:ЗУП обращайтесь к экспертам Первого Бита в вашем городе.

Ваш работник в недавнем прошлом был индивидуальным предпринимателем (ИП). Если он принесет больничный, вам нужно будет рассчитать ему пособие. Это могут быть пособия:

  • по временной нетрудоспособности;
  • беременности и родам.

Возможно, что работник обратится за ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Разберемся, как определять страховой стаж и считать заработок, если в расчетном периоде работник вел только предпринимательскую деятельность.

Страховой стаж за период предпринимательской деятельности

Продолжительность страхового стажа влияет на два вида пособий - по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (ч. 1 и 6 ст. 7, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, далее - Закон N 255-ФЗ).

В страховой стаж входят периоды, когда работник был застрахованным лицом (ч. 1 ст. 16 Закона N 255-ФЗ). В частности, это периоды работы по трудовому договору (п. 2 Правил, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91, далее - Правила подсчета страхового стажа).

При определенных условиях период предпринимательской деятельности тоже может войти в страховой стаж.

Примечание. Смотрите в журнале "Зарплата" в 2016 г.

Примеры расчета страхового стажа для разных категорий работников.

Уплата взносов в ФСС РФ - условие учета периода деятельности ИП в страховом стаже

Периоды деятельности в качестве ИП включаются в страховой стаж для начисления пособий, только если сотрудник в то время уплачивал страховые взносы в ФСС РФ (пп. "в" п. 2 Правил подсчета страхового стажа).

Напомним, что предприниматели вправе добровольно вступить в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы.

Добровольные взносы уплачиваются исходя из стоимости страхового года. Размер взносов фиксированный. Он зависит от величины МРОТ и тарифа взносов и не зависит от величины предпринимательского дохода (ч. 2 и 3 ст. 4.5 Закона N 255-ФЗ).

Документы об уплате взносов

Чтобы включить период предпринимательской деятельности в страховой стаж сотрудника, он должен представить вам документ из территориального отделения ФСС РФ об уплате страховых взносов (пп. "б" п. 11 Правил подсчета страхового стажа).

Обратите внимание: если у работника совпали периоды ведения предпринимательской деятельности и период работы по трудовому договору, в страховой стаж войдет только один из них (ч. 2 ст. 16 Закона N 255-ФЗ).

Особенности расчета заработка за расчетный период

Для расчета сотруднику - бывшему ИП пособий нужно определить сумму учитываемых выплат за расчетный период.

Расчетный период - это два календарных года, предшествующие году начала страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

При расчете пособий учитывают выплаты в расчетном периоде, на которые начислены страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

За время предпринимательской деятельности зарплаты нет

Если в расчетном периоде работник был только ИП, у него не будет выплат, на которые начислены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ведь даже в случае уплаты страховых взносов в ФСС РФ на добровольной основе они рассчитываются не с суммы дохода.

Нет справки о заработке за два года. Как правило, если в расчетном периоде работник у вас не трудился, он может подтвердить доходы справкой о сумме заработка.

Но если работник вел только предпринимательскую деятельность, он не сможет представить вам за этот период справку о заработке по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 N 182н.

Применяем МРОТ

Нет учитываемых выплат. Если работник в расчетном периоде был только ИП, пособия ему следует рассчитывать исходя из МРОТ (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Для этого нужно взять МРОТ, установленный на день наступления страхового случая (ч. 2.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В 2015 г. МРОТ равен 5965 руб. (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ). То есть сумма учитываемых выплат будет равна 143 160 руб. (5965 руб. x 24 мес.).

Считаем средний дневной заработок из МРОТ. Средний дневной заработок - это промежуточный показатель для расчета пособий. Если его считать из МРОТ в 2015 г., средний дневной заработок составит 196,11 руб. (143 160 руб. : 730 дн.).

Примечание. Справка о сумме заработка: пять нестандартных ситуаций

Читайте в электронном журнале "Зарплата".

Такой порядок расчета установлен в п. 15(3) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение о расчете пособий).

Неполное рабочее время. Если на момент наступления страхового случая сотрудник работает на условиях неполного рабочего времени, средний дневной заработок из МРОТ нужно скорректировать (уменьшить).

Корректировку делают пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника (п. 11(1) Положения о расчете пособий). Как сделать корректировку, показано в примере 3 на с. 100.

Какие годы расчетного периода работник может заменить

Предпринимательская деятельность в расчетном периоде не является основанием для замены лет.

Работник - бывший предприниматель может заменить годы расчетного периода на общих основаниях, если:

  • в расчетном периоде он был в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
  • замена лет приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Заменить годы можно только на те, которые предшествуют расчетному периоду (Письмо Минтруда России от 03.08.2015 N 17-1/ООГ-1105).

Пример 1. Замена лет расчетного периода у сотрудницы - бывшего предпринимателя

А.М. Отраднова с 2009 г. трудилась в ООО "Мечта". В 2011 - 2013 гг. она находилась в отпуске по беременности и родам (первый ребенок) и в отпуске по уходу за ребенком. По его окончании она уволилась из компании.

В 2014 году А.М. Отраднова зарегистрировалась в качестве индивидуального предпринимателя и вела предпринимательскую деятельность. В этот период у нее не было заработной платы в рамках трудовых отношений.

В январе 2015 г. она прекратила предпринимательскую деятельность и устроилась в АО "Стимул" по трудовому договору.

В ноябре 201 5 года работница предъявила к оплате листок нетрудоспособности.

Какие годы расчетного периода она может заменить для расчета пособия?

Решение. Страховой случай наступил в 2015 г., поэтому расчетным периодом будут 2014 и 2013 гг.

Заменить 2014 г. у сотрудницы оснований нет.

Но она вправе заменить 2013 г., когда была в отпуске по уходу за ребенком. Заменить его можно только на год, непосредственно предшествующий расчетному периоду.

В нашем примере расчетному периоду предшествует 2012 г. Однако и в нем, и в более раннем году (2011-м) работница была в декрете. Следовательно, 2013 г. можно заменить только на 2010-й.

При этом замена лет должна привести к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Обратите внимание: замена лет расчетного периода на продолжительность страхового стажа не влияет.

Работник - бывший предприниматель обратился за пособием по временной нетрудоспособности

Для назначения пособия по временной нетрудоспособности работник представляет вам больничный лист.

Рассмотрим на числовом примере, как рассчитать пособие работнику - бывшему предпринимателю, если его страховой стаж более шести месяцев.

Пример 2. Расчет пособия по временной нетрудоспособности работнику - бывшему предпринимателю

В АО "Версия" с 22 сентября 2015 г. принята на работу М.А. Хитрова.

21 октября 2015 г. сотрудница сообщила, что взяла больничный в связи с заболеванием. 30 октября она вышла на работу и предъявила листок нетрудоспособности к оплате.

У М.А. Хитровой было несколько периодов деятельности:

  • в 2008 - 2009 гг. она трудилась в ООО "Факт". Это было ее первое место работы;
  • в 2010 - 2014 гг. она вела только предпринимательскую деятельность. За этот период она не платила взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Нужно рассчитать ей пособие по временной нетрудоспособности.

Решение. Расчетный период

В расчетном периоде (2014 и 2013 гг.) М.А. Хитрова вела только предпринимательскую деятельность. За этот период у нее нет выплат, которые можно учесть при расчете пособия.

Средний дневной заработок

Поскольку выплат в расчетном периоде у М.А. Хитровой не было, средний дневной заработок ей нужно рассчитать из МРОТ. Средний дневной заработок составит 196,11 руб. (5965 руб. x 24 мес. : 730 дн.).

Страховой стаж

Размер дневного пособия сотрудницы зависит от ее страхового стажа.

Страховой стаж М.А. Хитровой меньше 5 лет (2008, 2009 гг. и часть 2015 г.). Период предпринимательской деятельности (2010 - 2014 гг.) не войдет в страховой стаж, так как М.А. Хитрова не уплачивала страховые взносы в ФСС РФ.

При страховом стаже меньше пяти лет размер пособия составит 60% среднего заработка (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).

Если бы работница добровольно уплачивала страховые взносы в ФСС РФ, ее страховой стаж мог бы составить 7 лет (2008 - 2015 гг.). Тогда пособие по временной нетрудоспособности ей рассчитывалось бы исходя из 80% среднего заработка (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).

Дневное пособие

Размер дневного пособия составит 117,67 руб. (196,11 руб. x 60%).

Сумма пособия

На больничном М.А. Хитрова была 9 календарных дней.

Ей нужно начислить пособие по временной нетрудоспособности в размере 1059,03 руб. (117,67 руб. x 9 календ. дн.).

Примечание. Районный коэффициент к пособиям

При расчете пособий из МРОТ на районный коэффициент должна быть увеличена итоговая сумма пособия (п. 11(1) Положения о расчете пособий).

Работница обратилась за пособием по беременности и родам

При расчете пособия по беременности и родам из МРОТ вам нужно будет учесть один нюанс. Он связан с применением ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ. Здесь указаны особенности расчета среднего дневного заработка при исчислении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При расчете среднего дневного заработка количество учитываемых календарных дней расчетного периода уменьшают на количество дней в исключаемых периодах (нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам и т.д.). Это правило не применяется, если средний дневной заработок считают не из фактического заработка, а из МРОТ.

Средний дневной заработок вы будете рассчитывать по тем же правилам, что и для пособия по временной нетрудоспособности (п. 15(3) Положения о расчете пособий).

В 2015 г. при расчете пособия из МРОТ средний дневной заработок равен 196,11 руб. (5965 руб. x 24 мес. : 730 дн.). То есть показатель 730 в этом случае не надо уменьшать на количество исключаемых дней (п. 15(3) Положения о расчете пособий).

Если к моменту ухода в декрет работница была занята в режиме неполного рабочего времени, средний дневной заработок из МРОТ (196,11 руб.) придется скорректировать (уменьшить). Корректировку проводят пропорционально продолжительности рабочего времени (п. 11(1) Положения о расчете пособий).

Пример 3. Расчет пособия по беременности и родам работнице - бывшему предпринимателю с учетом неполного рабочего времени

Изменим условие примера 2. В АО "Версия" с 22 января 2015 г. принята на работу по трудовому договору М.А. Хитрова.

С 21 октября 2015 г. она уходит в отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней.

Она написала заявление на отпуск по беременности и родам и приложила к нему больничный лист.

На момент оформления отпуска по беременности и родам работница трудилась в режиме неполного рабочего дня - по шесть часов в день вместо восьми (по собственному желанию).

У сотрудницы было несколько периодов деятельности:

  • в 2008 - 2009 гг. она трудилась в ООО "Факт". Это было ее первое место работы;
  • в 2010 - 2014 гг. она вела только предпринимательскую деятельность. За этот период она не уплачивала добровольные страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Нужно рассчитать ей пособие по беременности и родам.

Решение. Средний заработок

Средний дневной заработок

Его нужно рассчитать из МРОТ. Он будет равен 196,11 руб. (5965 руб. x 24 мес. : 730 дн.).

Страховой стаж

Страховой стаж работницы больше шести месяцев. Пособие ей нужно начислять в размере 100% среднего заработка (ч. 1 и 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).

Дневное пособие

Дневное пособие составит 147,08 руб. (196,11 руб. x 100% x 6 ч : 8 ч), где 6 ч : 8 ч - корректировка в связи с тем, что сотрудница трудилась в режиме неполного рабочего времени.

Пособие по беременности и родам

Пособие по беременности и родам за 140 календарных дней М.А. Хитровой нужно выплатить в сумме 20 591,2 руб. (147,08 руб. x 140 календ. дн.).

Примечание. Как считать пособия при страховом стаже меньше шести месяцев, читайте на с. 103.

Работница обратилась за ежемесячным пособием по уходу за ребенком

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком вам нужно выплачивать работнице - бывшему предпринимателю со дня начала ее отпуска по уходу за ребенком до полутора лет (ч. 1 ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ). Такой отпуск начинается со дня, указанного в заявлении сотрудницы (ч. 1 ст. 256 ТК РФ).

Расчет пособия

Размер пособия. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком равно 40% среднего заработка работника независимо от его страхового стажа.

Промежуточный показатель. Если в расчетном периоде у сотрудника - бывшего предпринимателя не было зарплаты и он не имеет права на замену лет, средний заработок за месяц вам нужно принять равным МРОТ.

Обратите внимание: средний дневной заработок в этом случае не рассчитывают (п. 23 Положения о расчете пособий).

Ежемесячное пособие, исчисленное из МРОТ, в 2015 г. составит 2386 руб. (5965 руб. x 40%). Но этот показатель вам еще нужно будет сравнить с минимальным размером пособия.

Минимальные размеры пособия

Пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера пособия (ч. 1 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ). В 2015 г. минимальный размер пособия составляет (п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ):

  • на первого ребенка - 2718,34 руб.;
  • второго ребенка - 5436,67 руб.

В 2015 г. пособие по уходу за ребенком до полутора лет, рассчитанное из МРОТ, меньше обеих величин (2386 руб. Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: