Как подтвердить опыт работы без трудовой книжки

Обновлено: 16.05.2024

Для назначения пенсионного обеспечения по достижению определенного возраста или по выслуге лет гражданин должен подтвердить свой трудовой (страховой) стаж. Все сведения об отработанном периоде фиксируются в трудовой книжке. Однако на практике бывают случаи, когда документ был потерян или внесенные данные не верны. Что делать в таких ситуациях и как подтвердить свой трудовой (страховой) стаж?

В Пенсионном фонде предлагают рассматривать два варианта действий: если необходимо восстановить данные о стаже и зарплате до 2002 года и после 2002 года.

Стаж и зарплата до 2002 года

Подтвердить свой трудовой стаж и зарплату до 2002 года можно, обратившись в территориальное подразделение Пенсионного фонда по месту жительства с предоставлением дополнительных документов.

– выписки из приказов;

– справки, выданные работодателем;

– лицевые счета работника и ведомости о выданной заработной плате;

– ведомости, подтверждающие факт уплаты обязательных платежей в налоговые инстанции;

– иные документы, которые содержат сведения о периодах работы.

Эти документы могут находиться “на руках” у самого гражданина. Если они отсутствуют, то стоит обратиться к работодателю того периода, который учтен неправильно или не зафиксирован вообще. После получения соответствующего заявления от работника о выдаче сведений работодатель обязан в течение трех дней предоставить заверенные копии справок.

* Специалисты пенсионного фонда рекомендуют начинать поиск пропавших документов в том случае, когда гражданин был оформлен официально и получал так называемую “белую” зарплату. В 90-е годы в стране была очень распространена ситуация, когда работодатель выдавал своим подчиненным “серую” зарплату и не платил обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд. В этих случаях человек теряет свой страховой стаж и получает пенсию в меньшем размере, чем тот, на который он рассчитывал.

Где взять справку, если предприятие находится в другом регионе или оно уже ликвидировано?

Если предприятие ликвидировано, то здесь возможны два варианта действий:

После ликвидации предприятия осталась организация-правопреемник, которая и должна выдать всю необходимую информацию о трудовом (страховом) стаже и заработной плате работника.

Правопреемник отсутствует. Тогда гражданин должен обратиться в архив, чтобы разыскать нужные документы. В какой именно архив нужно писать запросы, также подскажет Пенсионный фонд.

Когда заявитель обратится в архивное учреждение, ему должен прийти ответ в виде архивной справки, выписки или копии нужного документа.

Возможны и такие ситуации, когда предприятие ликвидировано и в архивах документов нет. В этом случае подтвердить свой трудовой (страховой) стаж гражданин может, заручившись свидетельскими показаниями. Подтвердить трудовую деятельность гражданина могут не менее двух свидетелей, которые работали вместе с ним в данный период.

Чтобы официально оформить эти показания, гражданин может:

– написать заявление в Пенсионный фонд с просьбой об установлении периода работы по свидетельским показаниям;

– указать ФИО и адресные данные свидетелей;

– приложить справку из архива об отсутствии там документации ликвидированной организации.

Однако есть и исключения. Если документы были уничтожены в связи со стихийными бедствиями, то по свидетельским показаниям устанавливается весь период работы без ограничения.

Обратиться в суд.

Иногда Пенсионный фонд отказывает будущему пенсионеру засчитать в трудовой (страховой) стаж определенные периоды работы. В качестве причины ПФР ссылается на недостаточность предоставленных документов и сведений, либо на наличие в них ошибок, например, в наименовании работодателя. В таком случае гражданин имеет право обратиться в суд с иском к территориальному органу ПФР.

К исковому заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие Вашу позицию. К таким документам могут относиться:

– финансовые документы, подтверждающие выплату заработной платы работнику;

– локальные нормативные акты работодателя, в которых содержится информация о работниках:

Также в суде истец может ссылаться на свидетельские показания.

Очень часто суд встает на сторону будущего пенсионера и отменяет решения Пенсионного фонда, после чего гражданину назначается пенсия с учетом оспариваемого периода трудовой деятельности.

Период после 2002 года

Существенно упрощается ситуация при утере данных в трудовой книжке с 2002 года. Все данные с 2002 года работодатель самостоятельно отправляет в электронную базу данных Пенсионного фонда, где сведения и будут храниться.

То есть вся информация о периодах работы и размерах уплаченных страховых взносов за каждый период работы гражданина содержится на индивидуальном лицевом счете. Здесь больше внимания стоит уделить тому, чтобы регулярно проверять правильность сведений, передаваемых работодателем, и в случае необходимости ликвидировать ошибки и восстановить пробелы.

Как узнать о своих взносах?

Пенсионный фонд предлагает гражданам несколько способов для проверки страховых взносов от работодателя:

– написать заявление по почте в ПФ. В письме нужно также приложить заверенные копии указанных документов. В этом случае ответ придет чуть позднее, чем при личном обращении – но не позднее, чем через 10 дней.

– выписку о состоянии своего лицевого счета гражданин может получить в кредитной организации, где ему переводится заработная плата.

Добавим, что информацию о стаже и зарплате можно получить в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР, в мобильном приложении ПФР, на Портале госуслуг и в территориальном органе Пенсионного фонда. Сведения, указанные в индивидуальном лицевом счете, сформированы на основе данных от работодателей и самих граждан.

В Пенсионном фонде рекомендуют начать работу по подтверждению стажа и суммах уплаченных страховых взносов для начисления пенсий заблаговременно. Ведь для подтверждения данных из учреждений потребуется время.

как писать о неофициальной работе в резюме

Секреты резюме

img

Часто ли вы сталкивались с предложениями неофициального трудоустройства при поиске работы?
Такой подход встречается в небольших частных конторах, на подработке, во фрилансе.

Только вот работодателям нужны гарантии и заполненная трудовая.

Нужно ли указывать неофициальную работу

Неофициальной считается работа без записи в трудовой и без оформления трудового договора.

Часто так происходит, если компания пытается сэкономить на налоговых отчислениях или не хочет брать людей в штат, боясь дополнительных издержек.

Многие соглашаются на неофициальную работу из-за отсутствия альтернатив, однако жалеют об этом, как только дело доходит до новых поисков: рекрутер видит разрыв трудового стажа и задает неудобные вопросы.

Бытует даже мнение, что такое трудоустройство незаконно.

К тому же всегда есть опасения, что перед принятием решения работодатель будет выяснять, трудился ли кандидат в указанном месте или нет.

Резюме – это не официальный документ и не копия трудовой книжки. Оно показывает работодателю навыки и опыт, а менеджеру по подбору персонала дает понять, соответствует ли соискатель требованиям компании.

Подработка или фриланс развивает навыки, обогащает опыт, дает новые знания в профессии.

Именно эта информация в первую очередь интересует менеджера по подбору персонала, поэтому неофициальное трудоустройство нужно описывать наравне с официальным.

Что писать

Существуют негласные правила, как указать в резюме неофициальное место работы.

    Указывайте только тот опыт, который относится к нынешней должности.

Рекрутеру важно понимать логику, по которой вы меняли рабочие места и двигались по карьерной лестнице.

Например, если вы трудились не по специальности, но приобрели нужный опыт – обязательно пишите об этом в резюме.

А вот если вы подрабатывали водителем, а устраиваетесь на должность менеджера по рекламе, такой опыт лучше пропустить.

Работодатели редко проверяют указанные данные, но если ложь раскроется, в трудоустройстве вам откажут.

Рекрутинговые агентства и HR-отделы крупных работодателей общаются между собой, обмениваясь перспективными кандидатами. Если попадетесь на лжи, есть шанс, что об этом узнают и другие работодатели.

Что писать в резюме, если работал неофициально, зависит и от вида деятельности.

По найму

Работа по найму без записи в трудовой указывается так же, как и официальная. Особенно если речь идет о срочном договоре, проектной деятельности или временной должности.

Но не спешите писать, что были устроены неофициально:

Просто распишите рабочие обязанности, должность, достижения, используемые навыки, приобретенный опыт.

А если рекрутер спросит об отсутствии записи в трудовой (что маловероятно), дайте контакты предыдущего работодателя и расскажите, о схеме трудоустройства.

Информацию важно подкрепить цифрами. Расскажите, сколько вы выполнили проектов, подписали контрактов, привлекли клиентов. Укажите, результаты вашего труда: насколько выросла прибыль, сократились издержки, какие скидки выторговали.

К сопроводительному письму прикладывайте награды или сертификаты, полученные от руководства.

Для некоторых вакансий, например, фотографов, художников, СММ-маркетологов придется составлять портфолио.

В первую очередь работодателю важно убедиться, что у вас есть опыт и, главное, практические навыки, которые позволят решить все задачи на новом месте.

Если вы сможете это показать, отсутствие официального трудоустройства будет играть последнюю роль при принятии решения о найме.

На фрилансе

Укажите компании или сайты, для которых делали заказы. Приложите отзывы заказчиков. Делайте акцент на подробном описании решенных задач, полученного опыта, использованных навыков.

Хорошо было бы также указать результативность проектов:

Для копирайтера: охват аудитории, заинтересовавшийся статьями, аналитика и переходы.

В декрете

Мы уже подробно рассказывали о том, как составлять резюме после декрета. Если вкратце, то здесь нет ничего сложного:

как написать в резюме что работал неофициально: как сделать акцент на навыках и достижениях

Как подтвердить неофициальную работу

Если записей в трудовой нет, всегда прикладывайте доказательства. Это поможет обратить внимание начальника отдела кадров, подтвердить профессионализм, доказать добросовестность.

В качестве подтверждения работы на фрилансе, в творческих профессиях или сфере разработки проектов подойдет портфолио. Так HR оценит ваш профессионализм на практическом примере.

Она может быть написана в произвольной форме. В этом случае работодатель может проверить информацию, поэтому к записке лучше приложить действующий номер телефона или адрес электронной почты.

Вывод

Неофициальная работа – не помеха официальному трудоустройству.

Фриланс, подработка или декрет не испортят впечатление, если правильно описать опыт, практические навыки и мотивацию.

Акцент на достижениях на прежних должностях выделит вас среди других кандидатов и привлечет внимание HR.

Имидж подтвердит портфолио, характеристики, отзывы работодателей.

Не бойтесь неофициального трудоустройства:

Зная, как указать в резюме неофициальную работу, вы легко получите новую должность.


Карьерный консультант, хэдхантер, бизнес-тренер.
Сертифицированный бизнес коуч: профилактика выгорания, работа с конфликтными ситуациями на работе.

Макс Борисов

В этой статье будем говорить о бумажных трудовых. Этот материал пригодится, если принимаете на работу человека, который на предыдущем месте решил сохранить бумажную трудовую книжку и не перешёл на электронную.

Если сотрудник устраивается на работу впервые, заводить бумажную книжку не нужно. По таким работникам достаточно передать сведения в пенсионный фонд по форме СЗВ-ТД, то есть нужно сразу вести электронную трудовую книжку (ЭТК). Подробнее о ней мы написали в другой статье.

Трудовая книжка — основной документ о стаже сотрудника. И с ней много вопросов. Расскажем, как заполнять, хранить и учитывать бумажные трудовые книжки.

Когда не надо вести трудовую книжку

  • Заключаете договор подряда (ГПХ) или ученический договор. Такие отношения регламентирует гражданское законодательство, а не трудовое, поэтому запись не нужна.
  • Заключаете трудовой договор о дистанционной работе. По соглашению сторон можно не вести трудовую книжку. Об этом написано в статье 312.2 Трудового кодекса.

Предприниматели не отражают в трудовой книжке свой предпринимательский стаж. Пенсионный фонд рассчитает его по уплаченным страховым взносам.

Где брать трудовую книжку

Работодатель ведет трудовые книжки на всех сотрудников, которые проработали у него более 5 дней. Когда человек устраивается на работу, он приносит свою трудовую книжку.

Если сотрудник потерял трудовую книжку или она испорчена, подготовьте для него новую.

Чтобы не купить поддельный бланк, запросите у продавца разрешение и договор. Лучше потратить время на поиск надежного поставщика, чем получить штраф за нарушение трудового законодательства.

Кто оплачивает бланки трудовой книжки и вкладышей

Работодатель покупает бланки трудовых книжек, а сотрудник возмещает затраты. Так говорится в Правилах ведения и хранения трудовых книжек. Просто вычесть стоимость бланка из зарплаты нельзя. Сотрудник должен написать заявление на удержание.

Если выдаете трудовые бесплатно, пропишите это в локальных нормативных актах, например, в правилах трудового распорядка. Так можно. По сути вы дарите сотруднику трудовую книжку. Подарки дешевле 4000 рублей не облагаются НДФЛ.

Как заполнять трудовую книжку

Какие сведения вносить

  • о сотруднике;
  • о выполняемой работе;
  • о переводах на другую постоянную работу и об увольнении;
  • основания прекращения трудового договора;
  • сведения о награждениях за успехи в работе;
  • о совместительстве — по желанию сотрудника.

Каждая запись в трудовой книжке о выполняемой работе, переводе и увольнении дублируется в личной карточке сотрудника.

Как заполнить титульный лист

При оформлении новой трудовой книжки заполните титульный лист.


Образование: высшее профессиональное

Профессия, специальность: бухгалтер

  1. Укажите дату заполнения и попросите владельца поставить подпись.

Ответственный за ведение трудовых книжек должен расписаться на титульном листе. Ответственным может быть сам ИП, бухгалтер, а в больших организациях — инспектор по кадрам или начальник отдела кадров. Здесь же поставьте печать организации, если она есть.

Как сделать запись о приёме на работу


  1. В столбце 3 в виде заголовка полное и сокращенное название компании, если оно есть. Вместо рукописного названия можно использовать штамп с наименованием организации. Роструд подтвердил это в Письме от 19.08.2015 N 1922-6-1.
  2. Ниже заголовка сделайте запись о том, что приняли сотрудника и напишите должность. Должность, как правило, соответствует штатному расписанию. Исключение — когда федеральные законы дают льготы или накладывают ограничения по определенным профессиям. Тогда названия этих профессий должны соответствовать наименованиям и требованиям из квалификационных справочников. Это редкая ситуация, и мы надеемся, что вы с ней не столкнетесь.
  3. В столбце 1 поставьте порядковый номер записи, в столбце 2 — дату приема на работу.
  4. В столбце 4 напишите дату и номер приказа, по которому сотрудник принят на работу.

Как сделать запись об изменении должности сотрудника


Как сделать запись об увольнении


  1. В столбце 1 поставьте порядковый номер записи.
  2. В столбце 2 — дату увольнения.
  3. В столбце 3 сделайте запись о причине увольнения с обязательной ссылкой на пункт статьи Трудового кодекса.
  1. В столбце 4 укажите документ-основание, его дату и номер.
  2. Выдайте трудовую книжку с записью об увольнении в последний день работы.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как изменить ФИО сотрудника в трудовой

Если сотрудник сменил ФИО, исправьте запись на титульном листе. Одной чертой зачеркните прежнюю фамилию, имя или отчество, после — запишите новые данные.

Исправлять со слов сотрудника нельзя. Изменения можно делать только на основании паспорта, свидетельств о браке или расторжении, и других документов. Ссылаться на их номер и дату — обязательно. На внутренней стороне обложки трудовой книжки напишите документ-основание, поставьте подпись ответственного и печать работодателя, если есть.

Как изменить сведения об образовании или профессии

Если сотрудник получил образование или новую профессию, впишите их в титульный лист. Прежние данные зачеркивать не нужно, перечислите новые сведения через запятую:

Образование: высшее профессиональное

Профессия, специальность: бухгалтер, инженер-программист

Как изменить название организации

Если изменили название организации в ЕГРЮЛ, столбцы 1 и 2 заполнять не нужно.


  1. Попросить сотрудника обратиться за исправлением к прошлому работодателю. Трудовую книжку выдайте сотруднику под расписку.
  2. Сделать запрос предыдущему работодателю самим. На основании официального ответа внести в трудовую книжку исправления. Основанием будут копии приказов о приеме на работу, переводе и увольнении.

Зачеркивать неточные или неправильные записи в этом разделе нельзя. Внесите исправление отдельной строкой.


Если ошиблись в наименовании организации, то указывать следующий порядковый номер не нужно.


Когда нужен вкладыш в трудовую книжку

Если все страницы раздела заполнены, вшейте вкладыш. Оформляйте и ведите его так же, как трудовую.

Как учитывать и хранить трудовые книжки

Работодатель хранит и учитывает трудовые книжки. Если в организации нет отдела кадров, назначьте ответственного с помощью приказа. При смене ответственного передавайте трудовые книжки по акту приема-передачи дел. В акте нужно прописать количество и фактический состав трудовых книжек и вкладышей в них.

Трудовые книжки и вкладыши — это бланки строгой отчетности. Хранить их нужно в сейфах, металлических шкафах или в помещениях, куда нет доступа посторонним. Выдавать бланки можно только ответственному за ведение трудовых книжек, по заявке. Если ответственный сам ИП, он свободно распоряжается бланками и не пишет заявку самому себе.

В остальном для предпринимателей и малого бизнеса поблажек нет: вести учет нужно по всем правилам.

Для учета понадобятся:

В приходно-расходную книгу записывайте, от кого получили и кому выдали бланки. Указывайте фамилию ответственного сотрудника или название организации. Записывайте серию и номера каждого бланка.

В книге учета движения регистрируйте все трудовые книжки: принятые от сотрудников и выданные вновь.

Когда сотрудник увольняется, попросите его расписаться в книге учета движения трудовых книжек и в личной карточке.

Обе книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации или ИП, а также скреплены сургучной печатью или опломбированы. Об этом говорит пункт 41 Постановление Правительства.

В конце месяца ответственный обязан отчитаться в бухгалтерию организации о наличии бланков и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации. Испорченные бланки нужно уничтожить и составить акт списания. Если бухгалтерии нет — значит, и отчитываться не надо.

Работодатели должны всегда хранить запасные бланки трудовой книжки и вкладыши в неё.

Как заверить копию трудовой

Обычно сотрудники просят копию, чтобы получить кредит или сделать визу.

Поставьте подпись ответственного и штамп организации так, чтобы они не перекрывали друг друга.

Выдайте копию в течение трех рабочих дней с момента получения заявления от сотрудника.

Ответственность

За отсутствие книг учета или их неправильное оформление предусмотрен штраф:

  • для ИП — от 1000 до 5000 руб;
  • для организаций — от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении:

  • для ИП — от 10 000 до 20 000 руб;
  • для организаций — от 50 000 до 70 000 руб.

Статья актуальна на 11.02.2021

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

При приеме на работу в 2021 году гражданин бумажную трудовую книжку не представил, так как ее потерял, восстановить возможности нет. Последние два года официально не трудоустраивался, соответственно, до 31.12.2021 заявление о выборе способа ведения трудовой книжки не подавал. Работодатель получил с работника объяснение о причине отсутствия трудовой книжки, в котором сотрудник изъявил желание вести трудовую книжку в электронном виде. Работодатель передал в ПФР сведения о приеме по форме СЗВ-ТД.
Правильно ли поступил работодатель?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действия работодателя правомерны. При непредставлении работником трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности работодатель вправе полагать, что работник трудоустраивается впервые. В таком случае работодатель обязан формировать сведения о работнике в электронном виде (вести электронную трудовую книжку).

Обоснование вывода:
Так, с 1 января 2020 г. при заключении трудового договора работник представляет трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые (ст. 65 ТК РФ). В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (часть пятая ст. 65 ТК РФ).
Лицо, утратившее трудовую книжку, может выбрать один из двух вариантов действий, предусмотренных Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила).
Первый вариант предусмотрен п. 31 Правил, в соответствии с которым лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления. Поэтому при выборе данного варианта работнику следовало обратиться к одному из предыдущих работодателей за выдачей дубликата трудовой книжки, и уже этот документ предъявлять при устройстве к новому работодателю (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Второй вариант предусмотрен непосредственно в части пятой ст. 65 ТК РФ, согласно которой в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" (далее - Закон N 439-ФЗ) формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется в соответствии со ст. 66.1 ТК РФ, а трудовые книжки на указанных лиц не оформляются. Таким образом, с 1 января 2021 года работодатель не вправе оформлять трудовые книжки тем работникам, кто устраивается на работу впервые. При непредставлении работником трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности работодатель вправе полагать, что работник трудоустраивается впервые. В таком случае работодатель обязан формировать сведения о работнике только в электронном виде (вести электронную трудовую книжку). Аналогичное мнение высказывают и представители Роструда (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Отметим, что для работников, не имевших возможности подать работодателю по 31 декабря 2020 года включительно заявление о продолжении ведения трудовой книжки или переходе на предоставление сведений о трудовой деятельности, законодатель предусматривает возможность сделать это в любое время и позже указанной даты (ч. 6 ст. 2 Закона N 439-ФЗ). К таким лицам закон относит, в частности лиц, имеющих стаж работы по трудовому договору (служебному контракту), но по состоянию на 31 декабря 2020 года не состоявших в трудовых (служебных) отношениях и до указанной даты не подавших соответствующее заявление.
Из вопроса следует, что гражданин до трудоустройства в организацию уже работал по трудовому договору (трудоустройство в организацию не является для него первым). Следовательно, работодатель обязан по письменному заявлению лица, поступающего на работу, об отсутствии у него трудовой книжки и согласии на предоставление сведений о трудовой деятельности в электронном виде (в заявлении должна быть указана причина отсутствия трудовой книжки) оформить ему сразу электронную трудовую книжку (смотрите ответ 1, ответ 2 Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Поэтому действия работодателя в данной ситуации правомерны.
Обращаем внимание, что мы высказали свое экспертное мнение по вопросу, которое может не совпадать с мнением других специалистов и мнением контролирующих органов.

20 апреля 2021 г.

Читайте также: