Как писать научные работы методическое пособие

Обновлено: 19.05.2024

Нир – это научно исследовательская работа, которая направлена на изучение темы, ее исследование, проведение экспериментов, поиск и установку закономерностей, анализ и обобщение информации, а в конце подведение итогов и обоснование проекта. Подробнее, что собой представляет Нир, как ее написать и оформить, можно узнать из статьи дальше.

Научно-исследовательская деятельность

Нир является обязательным разделом образовательной программы учащихся, а также важной частью подготовки будущих специалистов. Это вид учебно-научной деятельности, который ориентирован на профессиональную практическую подготовку учащегося. Исследователь должен уметь грамотно использовать информацию, логически выстраивать текст, применять терминологию, излагать мысли и делать выводы.

Цель Нир – развитие знаний, научного мышления, освоения новой информации и ее закрепления, получение навыков ведения научной работы. Это умение собирать информацию, анализировать ее и вычленять только самое важное, находить оригинальные идеи и решения. Кроме того путем такого проекта учащийся развивает способности ставить задачи и находить быстрые оптимальные пути решения.

Нир предусматривает несколько классификаций:

  • фундаментальный вид – автор получает теоретические знания, работает с научными данными, находит закономерности в рассматриваемой теме;
  • поисковой – в ходе проекта находят и разрабатывают новые прогнозы формирования в науке и технике, поиск не существовавших ранее закономерностей;
  • прикладной вид – определение научных проблем, создание новых путей их решения, а именно, разработка уникальных методик и рекомендаций, пошаговых инструкций.

Для чего необходим такой вид работы? В первую очередь для развития интереса к научно-исследовательской деятельности, умения самостоятельно исследовать разные темы и проблемы, осваивать информацию, анализировать и систематизировать ее.

Как писать научно-исследовательскую работу

Как только учащемуся будет выдано задание, с ним нужно сразу же ознакомиться и в случае возникновения вопросов, задавать их руководителю. Принципы написания заключаются в нескольких пунктах:

Существует также единый алгоритм, как следовать структуре и писать Нир:

  • сбор информации;
  • ее анализ и обобщение;
  • разработка концепций и планирования деятельности;
  • поиск оптимальных методов и методик для проведения деятельности;
  • проведение исследования путем экспериментов, проб и опытов;
  • обработка новых данных;
  • оформление теоретического и эмпирического материала целостным текстом;
  • рецензирование проекта;
  • защита.

Не откладывайте работу, полагая, что времени на ее выполнение достаточно, так это может затянуться. Над Нирс (научно исследовательская работа студента) трудиться нужно регулярно.

Выбор темы

Прежде чем начнет писаться работа учащегося, важно найти ту тему, в которой ему будет интересно и не сложно разбираться. В некоторых учебных заведениях тему подбирает каждому школьнику или студенту преподаватель, в других представлен свободный выбор. Чтобы упростить задачу самостоятельного поиска темы, следуйте нескольким базовым правилам:

  1. Опирайтесь на уже существующие исследования или близкие к ним работы других авторов и специалистов. Использовать в качестве опоры и помощи опыт других предшественников, это практически необходимое правило. Чаще всего именно чужие монографии и научные труды выступают предпосылками для новой деятельности.
  2. Перед тем, как утверждать тему, проверьте, насколько достаточно вы сможете найти информации и материалов. Сначала выбирается обширное тематическое поле, после этого автор изучает сведения и литературу, а уже на основе этого будет проще конкретизировать тему проекта.
  3. Важно, чтобы выбранная тема имела практическую ценность и значимость, была актуальной в плане проблематики в рассматриваемой области науки.
  4. Еще одно обязательное условие – соответствие темы целям образовательного направления профессиональной или общей подготовки учащегося.
  5. В конечном итоге после выбора проконсультируйтесь с преподавателем, разбирающимся в этой области знаний, чтобы он одобрил или оспорил решение.

Опираться при поиске актуальной темы и проблем важно еще и на то, какая дисциплина будет изучаться. Приведем несколько примеров тем для востребованных предметов:

Не стоит исследовать те области и темы, которые утратили свою актуальность уже как 5 лет и дольше. Пусть Нир будет полезной и востребованной работой здесь и сейчас с учетом современного общества и развития науки.

Структура

Чтобы набросать план работы, начать составление структуры стоит с чернового варианта. По ходу анализа информации и составления Нир будут понятны основные мысли, которые будут вноситься в содержание. В целом же придерживайтесь типовой структуры:

  • титульный лист – здесь указываются сведения касательно образовательного учреждения, дисциплины, темы, студента и проверяющего;
  • содержание – на второй странице указываются главы, параграфы, подпункты и страницы, соответствующие каждому отделу;
  • введение – кратки экскурс по проекту, обозначение проблемы и ее актуальности, практической значимости;
  • основная часть (реферат) – полное раскрытие сути проблемы;
  • вывод – сжатый лаконичный итог по изученному материалу;
  • заключение – раздел схож с введением, но предусматривает краткий вывод;
  • библиографический список – список литературы в алфавитном порядке;
  • приложения – наглядный материал с графиками, таблицами, иллюстрациями и т. п.

Правильное оформление НИР

Правильный способ оформления Нир указан либо в методическом пособии учебного заведения, либо в нормативах ГОСТ. Оформлять следует по следующим общим требованиям:

  • белая бумага формата А4, односторонняя печать;
  • поля – слева 3 см, справа 1 см, сверху 2 см, снизу 2,5 см;
  • сквозная нумерация снизу листа по центру;
  • полуторный межстрочный интервал;
  • 1,25 см абзацный отступ;
  • на одном листе допустимо 29-30 строк текста;
  • нумерация ведется с титульного листа, но ставится, только начиная с введения;
  • каждая глава начинается с нового листа;
  • названия глав печатаются заглавными буквами жирным шрифтом, параграфов – прописными буквами, между названием и текстом ставится пропуск дополнительного интервала;
  • заголовки (главы, параграфы) выравниваются по ширине, между ними и текстом 3 интервала;
  • шрифт — Times New Roman 14, в таблицах 12, выравнивание по ширине листа, черный цвет;
  • главы, параграфы и подпункты нумеруются одинарной, двойной и тройной нумерацией соответственно арабскими цифрами.

Особое внимание уделите оформлению титульного листа. Для этого можно воспользоваться готовым образцом на кафедре или шаблоном из положений ГОСТ.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

За помощью в написании любых работ, рекомендуем обратиться к профи! Более 50 000 авторов готовы выполнить любую работу профессионально и быстро, некоторые типы работ можно получить уже в день обращения. Рассчитайте стоимость своей работы ->

Чтобы написать научную статью, необходимо помнить об основных правилах: актуальность, новизна и уникальность. Мы привели основные принципы написания научной статьи по гуманитарным предметам: экономике, психологии, истории, юриспруденции и т.п. Также вы узнаете, как опубликовать научную статью в научном журнале.

Как написать научную статью студенту – советы от преподов обновлено: 30 августа, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Как написать научную статью студенту – советы от преподов

Научная статья – это произведение, отражающее результаты исследовательской деятельности автора (авторов). Для научных статей характерны сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Информация излагается четко, конкретно, детально.

Написание научной статьи по гуманитарным дисциплинам, по экономике, педагогике, философии или социологии ничем не отличается друг от друга.

В любой научной статье необходимо описать актуальность и новизну исследования, цель и задачи, выводы.

Актуальность – описание существующих проблемы темы, которой посвящена научная статья.

Новизна – отличие вашей научной статьи от работ других авторов. В большинстве случаев авторы пишут научные статьи на популярные темы, к примеру – “Проблемы развития малого предпринимательства в России”. Задача автора – изучить научные работы других авторов, определить тот аспект проблемы, который они не раскрыли и попытаться раскрыть его в вашей научной статье (в основной части работы).

Цель – ответ на вопрос: “что мы хотим сделать?”. Постановку цели необходимо делать после определения новизны. К примеру, другие авторы не использовали математические методы анализа при изучении проблемы малого бизнеса и поэтому данные ими прогнозы нельзя считать адекватными. В этом случае, можно поставить цель – определить проблемы с помощью экономико-математических методов, что позволит построить достоверный прогноз на несколько лет вперед.

Задачи – действия, необходимые для достижения цели. Исходя из предыдущего примера, можно сформировать такие задачи:

  1. актуализация статистических данных за период такой-то такой-то;
  2. построение математической модели;
  3. оценка адекватности мат. модели при помощи различных критериев оценки;
  4. построение прогноза на 2 периода вперед.

В целом, задачи отвечают на вопрос: “что нужно сделать, чтобы достигнуть цели?”.

Выводы – описание результатов исследования, резюме всего, что написали в основной части. Выводы нужно сформировать таким образом, чтобы доказать, что поставленные цели и задачи были реализованы, что получен результат, и он имеет ценность (экономическую, общественную, отраслевую и т.д.).

Внимание! Это были базовые знания по написанию научной статьи. Далее вы подробно ознакомитесь со структурой научной статьи, узнаете, как написать вводную, основную и заключительную части, а также не менее полезные знания, без которых написание научной статьи невозможно.

С чего начать написание научной статьи

Чтобы написать статью лаконично и в логической последовательности, работу необходимо структурировать.

Структура научной статьи

Существует традиционный подход к структурированию статьи. Его лучше придерживаться, чтобы повысить шансы на публикацию.

Структура научной статьи следующая:

  • заголовок статьи;
  • сведения об авторах; ;
  • ключевые слова; ;
  • основная часть;
  • заключение, выводы;
  • список использованной литературы.

Содержание статьи зависит от выбранной темы.

Выберете тему для научной статьи

Выбор темы для исследования – очень ответственный момент. Тема должна быть актуальной, соответствовать новым тенденциям. Просмотр статей в интернете – самый распространенный и удобный способ для анализа информации и выбора темы.

Любой исследовательский процесс – это процесс творческий. Поэтому тема должна быть для вас интересна и увлекательна. Обычно объем научной статьи составляет 8–10 страниц, поэтому выбранная тема должна быть узконаправленной, затрагивать конкретную проблему.

При использовании материалов из интернета помните, что информация, представленная в сети, часто носит рекламный характер. Для общего изучения заинтересовавшего вас вопроса, расширения собственного кругозора и выбора направления исследований этот метод вполне подходит. Однако для написания текста статьи используйте только специальную литературу.

Определившись с темой, составьте примерный план статьи.

Если вам нужна тема научной статьи, но вы не можете ее сформулировать, просто посмотрите примеры наших тем и сформулируйте их чуть по-другому – Посмотреть примеры научных тем

Напишите и согласуйте план (конспект) научной статьи с научным руководителем

Коротко изложите основные тезисы вашей работы. Это поможет выстроить информацию в логической последовательности, не упустить важные моменты, позволит легче структурировать текст, выделить разделы.

Согласование плана нужно для того, чтобы не переписывать научную статью несколько раз. План – это своего рода задача. Задача должна быть поставлена четко и ясно.

Напишите план, укажите, что будет в основной части (например, актуальность и пару слов о ней), опишите, как вы видите основную часть (например, каких авторов будете исследовать, какое исследование проведете), напишите структуру выводов (например, что самое важное нужно подчеркнуть в конце научной статьи).

После согласования плана, переходите к следующему этапу – поиску научного журнала для публикации научной статьи.

Посмотрите пример идеального плана научной статьи, который мы разрабатывали несколько лет. Подходит под многие научные темы. Включает в себя аналитическое содержание (без цифр и математических расчетов).

Научный журнал для публикации научной статьи – виды журналов, определяем подходящий для нашей работы

Существует несколько типов научных журналов. Для студентов достаточно, чтобы издание входило в перечень РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). Аспирантам необходимо публиковаться в ВАК.

Авторитетными считаются издания, внесенные в перечень Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Список таких изданий (отечественных и зарубежных) размещен на официальном сайте ВАК. Мы посвятили целую статью, посвященную журналам ВАК 2016 года.

Можно опубликовать статью в одном из сборников научных трудов, которые издаются самостоятельно или по результатам проведения научно-технических конференций (НТК), к ним относятся Международные и Российские научные конференции. Они проходят достаточно часто и стоимость публикации в среднем 100-150 рублей за страницу, однако встречаются и бесплатные конференции.

Для более широкого круга читателей предназначены периодические печатные издания (журналы).

Следует помнить, что научные статьи, которые публикуются в научных изданиях, предназначены для специалистов. Поэтому такого рода публикации проходят обязательное рецензирование, причем рецензия может оказаться отрицательной. В этом случае статья будет возвращена на исправление и доработку.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Как выбрать научный журнал для публикации научной статьи – несколько полезных советов

Чтобы правильно выбрать научный журнал, определите цели публикации (набрать баллы для зачета или защитить диссертацию), а также объективно оцените уровень своей подготовки.

Лучше начать с публикации тезисов докладов в сборнике материалов студенческих научно-технических конференций (СНТК). Требования к таким публикациям невысокие, то есть можно потренироваться, набить руку.

Публикация в вышеперечисленных изданиях не требует глубокий научной познаний, как правило конференции выставляют одинаково-простые требования к авторам:

  1. уровень уникальности работы не менее 70%;
  2. объем работы в страницах от 3 или от 5 листов машинописного текста ( Times New Romans 14, полуторка);
  3. количество списка использованных источников и ссылок в тексте от 5;
  4. количество соавторов – не более 3-х.

После того, как вы выбрали журнал, приступайте непосредственно к работе над статьей.

Требования к оформлению научной статьи – каким должен быть размер шрифта, отступов и прочее

Не стоит забывать про такой важный аспект, как требования к оформлению научной статьи. Работам, не отвечающим требованиям научного издания будет отказано в публикации, на корректировку работы может уйти время, и вы можете опоздать с публикацией.

Как правило, авторы могут оформлять работу согласно ГОСТу от 2008 года, однако некоторые издания выставляют свои требования к оформлению.

Стандартный шрифт, используемый в научной статье – Timew New Romans, размер 14, межстрочный интервал полуторный (1.5), абзацевый отступ 1.5 см. Списки могут быть оформлены в цифр и точек.

Таблицы выравниваются по середине листа, заголовок таблицы выравнивается по правому краю и ставится над таблицей. В начале заголовка ставится слово “Таблица” с порядковым номером вложения.

Другое дело с рисунками, они выравниваются по середине, но подписи к рисункам ставятся под ними и также выравниваются по середине. Подписи начинаются со слова “Рисунок” и порядкового номера изображения.

Схемы, диаграммы и графики лучше всего оформлять в виде рисунков, так вы точно не ошибетесь.

Таким образом можно оформить практически любую научную статью. В любом случае, научные издания оговаривают требования к оформлению научных работ у себя на сайте или пишут их в информационном письме к конференции.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

КАК НАПИСАТЬ, ОФОРМИТЬ И ЗАЩИТИТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

Методическое пособие для преподавателей и студентов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пособие содержит сведения, необходимые для создания, грамотного оформления и представления результатов учебно-исследовательских и научных работ. Приводятся краткие характеристики основных форм представления исследовательских работ, таких, как реферат, статья, доклад и т.п. В пособии подробно рассмотрен алгоритм написания исследовательской работы, даны конкретные рекомендации и примеры. Также в пособии приводятся некоторые рекомендации по психологической подготовке к устному выступлению.

Пособие будет полезным для учащихся и студентов при подготовке рефератов, статей, тезисов, а также для преподавателей.

1. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Реферат – 1) доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;

2) изложение содержания научной работы, книги статьи.

Поскольку реферат – самый распространенный вид научной деятельности для школ и начальных курсов высших учебных заведений, рассмотрим эту форму деятельности более подробно. В реферате получение нового знания достигается путем анализа, сравнения и обобщения информации, содержащейся в различных источниках, ее переосмысления и, иногда, переоценки. Не смотря на то, что реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные, тем ни менее он должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективностью в передаче содержания первичного текста, аргументацией в оценке материалов первоисточника. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения.

Композиция реферата: вступление, перечисление основных вопросов и проблем, анализ самых главных вопросов, выражения своего мнения, общий вывод.

Структура реферата

Титульный лист (заполняется по стандартизованным формам).

1. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

2. Далее следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы. Во введении аргументируется актуальность исследования, констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае, если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделать ссылку на того автора, у кого заимствован данный материал.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, выдвигаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Основная часть реферата не должна иметь форму монолога. Аргументируя собственную позицию, необходимо анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Форма диалога, диспута позволит избежать простого заимствования материала из чужих трудов - компиляции.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

4. Заключение содержит главные выводы и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

6. Библиография (список литературы). Здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата А4. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм слева и 15 мм справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы.

Организационные комитеты многих научных собраний (конференций, симпозиумов и т.п.) требуют от участников тезисы представляемых работ. Как правило, перед началом работы конференции или другого собрания, публикуется сборник тезисов, который затем выдается участникам. Опубликованные в сборнике тезисы считаются Вашей публикацией. Помимо этого, наличие сборника тезисов у участников дает возможность им ознакомиться с представляемыми работами, оценить степень значимости той или иной работы, выбрать для себя наиболее интересные работы с целью дальнейшего обсуждения их с авторами.

Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, работы. В тезисах логично и кратко излагается обозначенная тема. Каждый тезис, составляющий отдельный абзац, освещает отдельную микротему, вопрос. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты.

Объем тезисов составляет, как правило, не более 2-3 машинописных страниц стандартного размера А4.

Статья . Это научное сочинение сравнительно небольшого размера. Прежде всего, статья – это официальное обнародование результатов своей исследовательской деятельности. По этой причине необходимо строго придерживаться того стиля, который принят в соответствующих кругах. Статья имеет три основные части: 1) Вступление. Здесь автор обозначает проблему, ее актуальность, определяет цель и задачи своей работы, выдвигает соответствующие гипотезы; 2) Основная часть. В этой части идёт решение поставленной задачи, описываются методы, применяемые в ходе выполнения работы (например, эксперимент), доказываются (или опровергаются) выдвинутые гипотезы. Необходимо следить за точностью и логикой изложения. 3) Заключение. Здесь автор обобщает всё вышесказанное и делает выводы. Также оговариваются перспективные направления дальнейшего исследования поставленной во вступлении проблемы, рассматриваются вопросы практического использования теоретических результатов. 4) Список литературы. Список литературы оформляется согласно правилам оформления библиографических ссылок.


Методическое пособие

Что такое учебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие — это полиграфическое издание небольшого объема, которое содержит теоретические и практические выкладки по одной из дисциплин согласно программе обучения.

В большинстве случаев методички раскрывают только определенные темы, а не весь курс дисциплины. По объему они не превышают 50 страниц и представляют из себя печатное издание в мягкой обложке. Методички не заменяют учебник, а идут к нему в дополнение — обобщая и систематизируя теоретическую информацию. При этом во второй части издания присутствуют практические задания, пояснения для их выполнения.

Тираж методических пособий невелик, приблизительно ориентирован на количество студентов в потоке.

Виды методичек

Различают несколько видов методической продукции:

  1. Методические разработки. В таком учебном пособии раскрывается четкая последовательность действий, связанная с проведением какого-либо мероприятия. Разработки могут содержать в себе план, советы методического характера, способы организовать данное мероприятие. Такими разработками могут быть планы для учителей по проведению уроков, какие-либо сценарии, комплекс схем.

Методические разработки

2. Методические рекомендации. Это учебные издания, раскрывающие закономерности, систему и особенности в освоении определенной темы. Рекомендации могут касаться подготовки к выполнению студентами практической части заданий, прохождения летней практики, составления необходимых отчетов и их структуры. Задача таких рекомендаций заключается в предоставлении эффективных шагов, вариаций в той или иной деятельности. Эти учебные пособия обязательно должны иметь адресата: педагогам, родителям, студентам, руководителям и т. д.

Методические рекомендации

3. Комплекс учебно-методических материалов. Таким названием обозначается совокупность учебных пособий, которая включает учебник, сборник практических заданий и хрестоматию. В другой вариации — это методическое издание, содержащее тезисно теорию, практические упражнения, перечень литературы для самостоятельного изучения, планы лабораторных работ или семинаров.

Комплекс учебно-методических материалов

4. Практическое руководство — издание, которое направлено на самостоятельное освоение студентами определенных практических навыках в той или иной сфере деятельности.

Не следует путать указания с рекомендациями. Если материал носит рекомендательный характер и выполнение их остается на усмотрение студента — это методические рекомендации. Если материал обязателен к выполнению, требуется придерживаться определенных норм или алгоритмов — это методические указания.

Структура

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации имеют следующее структурное построение:

1. Титульный лист. Титул должен содержать: название учебного заведения, кафедры; ФИО автора; название, с указанием вида методической продукции; город; год печати.

2. Аннотация. Располагается на втором листе издания. Содержит в себе следующую информацию:

  • предмет излагаемого материала;
  • назначение рекомендаций, для кого создано пособие;
  • указания, на основе каких исследований созданы методические рекомендации;
  • в каких сферах возможно применение изложенного материала;
  • данные об авторе или авторах.

3. Пояснительная записка. Представляет собой информацию, содержащую:

  • сведения об актуальности данной работы; ее значимость, в соответствии с образовательной программой;
  • цель рекомендаций;
  • лаконичное описание результатов, которые должны быть достигнуты после прочтения целевой аудиторией пособия.

4. Содержание методических рекомендаций не имеет определенных норм и излагается в форме, удобной автору.

5. Список литературы, которая рекомендуется для лучшего освоения данной темы. Перечень должен быть составлен в алфавитном порядке и оформлен в соответствии с установленными нормами.

  • тесты;
  • планы по организации мероприятий;
  • ориентировочные вопросы к викторинам, играм или конкурсам;
  • методы подведения итогов по определенным типам деятельности;
  • карты, фотографии, схемы, диаграммы, ксерокопии документов;
  • приблизительная тема мероприятий.

Структура методических разработок

Структурными элементами методических разработок являются:

  • название учебного пособия;
  • данные об авторе;
  • цель издания;
  • возраст целевой аудитории;
  • необходимы требования для организации мероприятия, описанного в разработке;
  • список необходимых материалов или оборудования;
  • ход исполнения мероприятия, изложение тем разработки;
  • методические рекомендации по результатам мероприятия;
  • перечень использованных источников;
  • приложения.

Не следует путать цель и результат.

Цель — то, к чему следует стремиться для достижения результата. То, чем автор может управлять на момент написания работы.

Результат — происходящее после достижения цели, это объективное понятие, которым невозможно управлять.

Как написать

Авторами методичек выступают преподаватели учебных заведений. Студент может написать свое пособие, будучи аспирантом. Это долгая и упорная работа, обобщающая личный опыт, теорию, индивидуальную разработку автором своих методик и практик. Необходимо заранее проверить актуальность планируемой темы, изучить последние разработки в этой сфере.

Планируя создать методическое пособие, следует придерживаться алгоритма:

  • изучение существующей базы по исследуемому вопросу;
  • создание плана работы;
  • написание теории, согласно плану;
  • приложить факты, примеры, подтверждающие изложенную теорию;
  • предоставить необходимый дидактический материал;
  • создать список литературы, которая использовалась при написании пособия;
  • список литературы, которая рекомендуется к прочтению по теме методички.

Для того, чтобы гарантировать печать методического издания, следует обратить внимание на несколько правил.

  1. Тему для пособия следует выбрать ту, которая хорошо знакома и исследована. Для начала она не обязательно должна быть сложной. Простую тему легче раскрыть и наработать опыт в написании методичек.
  2. Проверять достоверность излагаемого материала, процент информации из интернета должен быть минимальным.
  3. Методичка должна содержать минимум воды и максимум четко излагаемого материала. Теоретическая информация воспринимается лучше, если она представлена тезисами.
  4. Для лучшего усвоения студентами материала, следует избегать сложных конструкций в стиле изложения материала. Легкость и простота в чтении принесет популярность вашему пособию в студенческой среде.
  5. Для того, чтобы тема методички не теряла свою актуальность какое-то время, следует использовать только новые, последние источники и публикации. Следует избегать применения литературы, которая была выдана свыше 5 лет назад.
  6. Если у автора есть свои наработки, статьи в смежных темах, будет не лишним упомянуть их или сослаться на эти работы.

Как оформить

Пример

Пример оформления титульной страницы методического пособия.

Образец оформления страницы с аннотацией.

Пример учебно-методического пособия по риторике.

Что такое сетевые учебно-методические пособия

Широкое распространение компьютерных и инновационных технологий способствовало появлению и в образовательной сфере нового вида учебно-методических пособий.

  • электронный документ;
  • электронное издание.

Сетевой учебно-методический комплекс (ЭУМК) — интерактивное сетевое учебное электронное мультимедийное издание.

ЭУМК разработан для самостоятельного освоения материала студентами в интерактивной форме. Исходя из государственных стандартов обучения в его состав должны входить:

  • план учебных мероприятий;
  • программа дисциплины;
  • теоретические материалы в электронном формате;
  • пособие для практических занятий;
  • тестовые задания и вопросы для закрепления материала;
  • методические рекомендации, раскрывающие систему обучения и систему оценивания знаний студентов;
  • мультимедийный учебный материал (презентации, видео, аудио).

Дополнительными элементами в сетевом методическом комплексе могут быть:

  • справочники или словари по предмету;
  • периодическая литература;
  • научные источники;
  • хрестоматийная литература;
  • ссылки на дополнительные интернет-ресурсы.

Чаще всего обучение посредством сетевых технологий осуществляется при помощи какой-либо программной оболочки, которая делает доступным дистанционное обучение посредством подключения к интернету.

Наиболее распространена такая учебная среда, как Moodle. Это популярная платформа, предоставляющая возможности электронного обучения. Обучение на такой платформе может проводится, как индивидуально, так и в групповом формате. Она обеспечивает связь с преподавателем и оценивание знаний студентов. Фиксируется время посещения учебной программы учащимся, количество выполненных заданий.

Moodle

Чем отличается методическое пособие от методических рекомендаций

Основой содержания любого методического пособия являются примеры и рекомендации. Методическое пособие — это работа, обобщающая знания по определенной дисциплине. В отличие от методических рекомендаций, пособие содержит теоретическую базу, раскрывающую тему издания. Рекомендации — издание узкого направления, излагающее советы или требования к определенным действиям, работам студента.

Разобраться в многообразии методической литературы и написании качественных работ для учебы вам поможет сервис Феникс.Хелп.

Читайте также: