Как оформить вывод по лабораторной работе

Обновлено: 19.05.2024

Написание лабораторных работ появилась в России 100 лет назад. На сегодняшний день эта форма обучения наиболее эффективна и интересна, потому как дает возможность наблюдать изучаемый процесс изнутри. В статье рассматривается алгоритм написания и выполнения лабораторных в ВУЗе.

Что такое лабораторная работа

Лабораторная работа – это одна из форм изучения материала, нашедшая широкое применение в современной методике обучения. В зависимости от количества участников в эксперименте занятия подразделяются на групповые, звеньевые и индивидуальные. В ходе выполнения исследований необходимо следовать заданному алгоритму выполнения экспериментов, иначе можно не зафиксировать прохождения интересующего процесса или исказить результат. Лабораторная имеет примерно одинаковую структуру и подразделяется на следующие блоки:

методика и порядок выполнения.

Основными задачами выполнения являются:

приобретение опыта в решении различных задач экспериментальным путем;

практические знания изменений вещества в наблюдаемом процессе;

получение опыта использования оборудования на практике;

приобретение навыка обработки, анализирования и осмысления полученных в ходе исследования результатов.


Функции лабораторной работы, как формы обучения

Основные функции подразделяются на следующие категории:

познавательные – активизируют познавательные процессы, благодаря наглядности наблюдаемого эксперимента (или ряда экспериментов) и фиксированию изменений вещества в ходе выполняемого опыта;

развивающие – характеризуются приобретением опыта экспериментальным путем в совокупности с приобретением практического опыта подбора и использования оборудования для экспериментов;

воспитательные – определяют поведение студента в ходе эксперимента, его навыки общения внутри группы,, а также наличие коммуникации с руководителем;

мотивационно-стимулирующие – активно подключает учащихся к исследовательской деятельности и приобретению новой информации;

рефлексивные – развивает умения контролировать свои действия, исправлять ошибки, оценивать результаты и вносить коррективы;

диагностические – позволяет преподавателю выявить особенности учащегося, как личности, определить уровень усвоения знаний.



Чем отличаются лабораторные работы от практических работ

Как не странно, но цели у лабораторных и практических существенно отличаются, также как и поставленные задачи, а потому они отражаются в учебном плане отдельно друг от друга.

Целью практических является формирование учебных (для подготовки к дальнейшим дисциплинам) и профессиональных (для подготовки к производственной деятельности) навыков, выполняющих следующие задачи:

изучение и анализ документации;

анализ производственных ситуаций и решение задач на предприятии;

расчет различных показателей связанных с производством;

изучение работы и функционирования производственного оборудования;

ознакомление с производством и разработка технологических карт;

опыт работы на производственной технике и ее обслуживание;

проверка различных изделий и веществ на производстве.

Лабораторная работа преследует сразу несколько целей:

экспериментальное подтверждение изученного материала, закрепление навыка применения формул;

ознакомление с методическими рекомендациями проведения экспериментальных исследований.

В зависимости от целей определяется содержание, в котором раскрывается:

наблюдение и установка закономерностей в наблюдаемых процессах;

изучение измерительных приборов, их характеристик, а также испытание данных приборов на практике;

получение и исследование новых (полученных в ходе эксперимента) веществ и их свойств;

изучение и установление вещества, его качественных характеристик, свойств и взаимоотношений с другими веществами.



Виды лабораторных работ

Все лабораторные подразделяются на следующие виды:

исследовательские – специфичны долгим наблюдением за каким-либо объектом (рост растения, развитие животного, распад металла под воздействием определенных факторов). В таких работах применяются достаточно простые опыты;

иллюстративные – основное внимание нацелено на градацию цвета исследуемого объекта или вещества;

наблюдательные – проводятся с целью закрепления полученной теории и получения навыков использования измерительных приборов;

фронтальные – это работы, проводимые всеми студентами одновременно. Каждый самостоятельно проводит опыты;

обобщающие – проводятся с целью закрепления изученного ранее материал;

бригадно-лабораторные – проводятся в небольших группах обучающихся. Иначе называют коллективным;

проблемные – в ходе выполнения должна решится проблема. поставленная вначале работы.

Наблюдательная лабораторная работа

Такой вид исследования способствует закреплению полученных ранее теоретических знаний. Подразделяются на две характерные категории.

Качественного характера, преследуют несколько целей:

создание наиболее верного представления о наблюдаемом процессе, изученном в теории;

получения навыка использования приборов на практике;

подготовка к выполнению наиболее сложных работ.

Они воспроизводят точную демонстрацию ранее показанных или описанных опытов. Такая наглядность позволяет лучше освоить пройденную тему или понять более сложный в теории процесс.

Количественного характера, преследуют другие цели:

получение студентами навыков использования измерительных приборов;

закрепление различных способов измерения физических величин.


Исследовательская лабораторная работа

Исследовательские наблюдения являются одними из наиболее распространенных, так как этот вид применяют на практике педагоги всех образовательных учреждений. В этой методике преследуются следующие цели:

устанавливают закономерности, которые до начала выполнения были неизвестны;

постановка студента на место исследователя;

обучение студентов методике эксперимента в получении новых знаний.

Фронтальная лабораторная работа

Имеет соревновательный характер, так как вся группа выполняет одно и тоже. Каждый студент может достичь результата, применяя свой способ исследования независимо от действий основной группы.



Коллективная лабораторная работа

Коллективная представляет собой разделение всех студентов на небольшие группы. Каждая группа выполняет определенное задание по проведению тех или иных экспериментов. После выполнения лидер группы сдает отчет преподавателю.

Методические указания к выполнению лабораторных работ

Лабораторные исследования разделяются на три основных структурных элемента:

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Лабораторная работа оформляется по определённому плану. Она, как правило, имитирует в упрощённом виде те исследования, которые проводили настоящие крупные учёные прежних лет в этой области. Необходимо придерживаться стандартного плана в оформлении своей лабораторной работы. Фактически это является имитацией протокола научного опыта или имитацией научного отчёта о проведённом исследовании, и это приучает обучающихся к правильному оформлению их будущих исследований.

Лабораторное занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на экспериментальное подтверждение теоретических положений. В процессе лабораторного занятия учащиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение лабораторных работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;
  • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
  • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
  • выработку самостоятельности, ответственности и творческой инициативы.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов.

Основными целями лабораторных занятий являются:

  • установление и подтверждение закономерностей;
  • проверка формул, методик расчета;
  • установление свойств, их качественных и количественных характеристик;
  • ознакомление с методиками проведения экспериментов;
  • наблюдение за развитием явлений, процессов и др.

В ходе лабораторных занятий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

По лабораторной работе репродуктивного характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • используемое оборудование, аппаратуру, материалы и их характеристики;
  • основные теоретические положения ;
  • порядок выполнения конкретной работы;
  • образец оформления отчета (таблицы для заполнения; выводы (без формулировок));
  • контрольные вопросы;
  • учебную и специальную литературу.

По лабораторной работе частично-поискового характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • основные теоретические положения.

Форма организации учащихся для проведения лабораторного занятия – фронтальная, групповая и индивидуальная – определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка выполнения работы:

  • при фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одну и ту же работу.
  • при групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
  • при индивидуальной форме организации занятий каждый выполняет индивидуальное задание.

Оформление лабораторной работы (или практического занятия)

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: "Когда делали?" Дата - это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата - это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа [или: Практическое занятие] № ___.

Цель: _____________________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы , которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)

Оборудование: гаджет, доступ в Интернет, письменные принадлежности - это тот минимум, который необходим для работы с электронными ресурсами + специальное оборудование для конкретного занятия ( Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?")

Ход работы: _______________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты: _______________________________________ ( Отвечают на вопрос: " Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)

Выводы: __________________________________________ ( Отвечают на вопрос: " что поняли?", или "что узнали?", или "какой информацией, знанием можете поделиться с другими людьми?" Отвечая на этот вопрос, следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали. Не стесняйтесь делать даже "плохие" или "неудачные" выводы. Даже профессора и академики постоянно исправляют и улучшают свои же собственные выводы, такова уж особенность научно-исследовательской работы. Что уж говорить о студентах? Учитесь делать научные выводы и совершенствовать их! И не надо путать вывод и отчёт! Отчёт отвечает на вопрос "что сделали?", а не "что поняли или узнали?" Отчёт, несомненно, тоже важен, и лучший отчёт звучит примерно так: "всё, что было запланировано, было выполнено в срок". Как видим, в таком отчёте не содержатся новые знания, новая информация, в нём не говорится о том, что понял исполнитель в результате своей работы.

Так что пишите в выводах о том, что вы узнали благодаря проделанной работе, а не о том, какую именно работу вы провели.)


Процесс учебы — это не только лекции, но и собственные усилия учащегося в применении изученной теории на практике. Один из видов самостоятельных практикумов — лабораторная работа. Но нередко при ее выполнении у школьника или студента возникает вопрос, как ее правильно оформлять.

Что такое лабораторная работа

В современной системе образования все больше внимания уделяется развитию исследовательской формы обучения. В связи с этим учащиеся должны быть готовы участвовать в разнообразных экспериментах. Лабораторные работы как раз и помогают студентам и ученикам объединить теоретические и практические навыки.

Существует 3 вида лабораторных работ:

  1. Фронтальные. В процессе выполнения учащиеся получают от преподавателя задачи и средства их решения и одновременно работают на местах.
  2. Экспериментальные. Проводятся с целью изучения процессов, операций и явлений для их более глубокого анализа.
  3. Изобразительные. Их задача состоит в том, чтобы научить студента правильно составлять схемы, планы и графики.

Основная задача лабораторных работ — стимулировать интеллектуальную деятельность учеников, сформировать определенные умения и обучить методологии практической работы. Главной частью практики являются упражнения.

Опыты

Общие требования к оформлению

По сути, лабораторная — это сжатый научный отчет о проделанной работе с выводами, сделанными учащимся в рамках назначенной темы. Документ помогает преподавателю оценить уровень выполнения заданий и выявить общую профессиональную подготовку студента или ученика.

План лабораторной работы, как правило, состоит из 6 пунктов:

  1. Цели и задачи.
  2. Теоретический аспект вопроса.
  3. Используемое оборудование.
  4. Поведение опытов.
  5. Анализ результатов.
  6. Выводы.

Поскольку имеющийся ГОСТ жестко не устанавливает порядок оформления текста некоторых научных работ, у каждого колледжа или вуза могут быть собственные требования. Но в целом в 2022 году суть содержания научного отчета по-прежнему должна отражать действия учащегося в процессе обучения.

Шрифт

Наряду с указанным стандартом следует учитывать информацию из методических указаний для вашего учебного заведения. Образец этого документа обычно опубликован на сайте вуза.

Выбор шрифта

Отступы

Для оформления отчета в стандартном текстовом редакторе Word нужно установить правильные интервалы:

  • межстрочный — 1,5;
  • отступы сверху/снизу — 2 см;
  • справа — 1,5 см;
  • слева — 3 см.

Весь текст следует выровнять по ширине.

Форматирование абзацев

Заголовки

Основную часть научного отчета нужно разделить на структурные элементы: разделы, подразделы и пункты. Названия этих фрагментов текста и являются заголовками:

  1. Введение.
  2. Заключение.
  3. Определения.
  4. Список литературы и так далее.

Порядковая нумерация разделов производится с помощью арабских цифр. Номера подразделов и пунктов содержат номер раздела и порядковый номер подраздела/пункта и разделяются точкой. Например, 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и так далее. Между блоками текста следует оставлять одну пустую строку.

Можно выделять заголовки полужирным шрифтом.

Нумерация страниц

Для удобства нумерации страниц в документе титульный лист можно разместить в отдельном файле.

Нумерация страниц

Графический материал

Для рисунков, фотографий и таблиц тоже есть особые условия оформления. Их регулирует ГОСТ 7.32—2017. Чертежи, графики, диаграммы и схемы должны отвечать требованиям ЕСКД (Единой системы конструкторской документации).

Прежде чем вставлять графические материалы в отчет, нужно их унифицировать — привести к одинаковому размеру и виду:

  • толщину линий и шрифт в таблицах;
  • ширину изображений;
  • тип графических элементов. Если вы составили одну круговую диаграмму, аналогичные следует использовать на протяжении всей работы.

Изображения и таблицы должны следовать за текстом, в котором идет речь о них. Графические элементы нужно выровнять по центру страницы.

Из названия таблицы должно быть понятно ее содержание. Наименование размещается слева над таблицей в одну строку с номером через тире. Например: Таблица 1.1 — Единицы измерения информации. Более подробные требования к оформлению таблиц содержатся в ГОСТ 7.32-2017.

Как оформить отчёт

Чтобы работу не пришлось пересдавать, нужно не просто хорошо разбираться в теме, но и оформить лабораторную по ГОСТу. Это значит, что следует правильно преподнести результаты экспериментов, проведенных в рамках исследования.

Титульный лист

Для каждого вида научного отчета титульный лист оформляется по-разному. Если речь идет о лабораторных работах, размещать информацию на первой странице нужно следующим образом:

  1. В верхнем поле — полное название учебного заведения и кафедры.
  2. В среднем поле — тип отчета (лабораторная работа), дисциплина и название исследования без кавычек.
  3. В правой части страницы — ФИО, курс и группа учащегося. Ниже ФИО и ученая степень преподавателя, который проверяет отчет.
  4. В нижней части листа — место и год проведения исследования.

Рекомендуем составлять титульный лист в отдельном документе. Во время написания работы вы, скорее всего, будете вносить правки. Если исправлять текст после оформления титульного листа, разметка и форматирование может сбиться.

Цель работы

В этом разделе нужно сформулировать цели и задачи лабораторной работы, обосновать ее актуальность, то есть степень важности проведения исследований для решения некой проблемы или задачи.

Цель лабораторной — это результат, к которому планирует прийти учащийся. При формулировании цели следует использовать глаголы действия: исследовать, изучить, проверить, определить и так далее. После этого указывается объект исследования и задачи, которые будут решаться на пути к цели: измерить, рассмотреть, провести, разработать, и тому подобное.

Объем раздела зависит от глубины исследования и сложности работы и может составлять от одного абзаца до половины страницы.

Краткие теоретические сведения

Основная часть работы содержит теоретический материал и описание этапа проведения экспериментов. В разделе, посвященном теории, приводится следующая информация:

  • описание изучаемого аспекта;
  • источники (статьи, учебники);
  • законы, формулы и расчеты, посредством которых выполнялись задачи.

Содержание теоретической части должно быть лаконичным и понятным. Ее объем составляет около 1/3 отчета.

Техническое оснащение

Суть практической части лабораторной сводится к применению знаний, полученных в ходе изучения теории. Но поскольку для проведения исследований используется специализированное оборудование, в отчете должно быть отдельное упоминание о том, какие технические средства помогли учащемуся провести эксперименты.

Описание проведения эксперимента

В части, посвященной практическим мероприятиям, описываются схемы и методология исследования, подробный перечень действий, способы получения результатов и методы их анализа. Отдельный пункт отводится погрешностям в расчетах.

Если учащийся использует шаблонные пакетные информационные программы, ему следует обосновать целесообразность их применения.

Анализ данных

Проведение эксперимента не сыграет особой роли в процессе усвоения знаний, если не будет сопровождаться детальным анализом полученных данных. Учащийся должен уметь интерпретировать результаты проведенных опытов на базе физических правил и делать определенные выводы.

Подведение итогов

Заключительная часть лабораторной работы посвящена подведению итогов — подтверждению того, что цели достигнуты, а задачи выполнены. В этом разделе нужно коротко упомянуть:

  • что вы исследовали;
  • какие измерения проводили;
  • какой результат получили. Обязательно нужно указать и проанализировать относительную и абсолютную погрешность, сравнить с табличным или теоретическим значением;
  • какие построили графики, диаграммы и к каким выводам пришли на их основе.

Таким образом, заключение — это не пересказ процесса исследования, а сжатый анализ результатов научной работы, формулировка выводов.

Пример оформления отчета здесь.

Ошибки при оформлении лабораторной работы

Как следует из требований ГОСТа и методических указаний, при оформлении отчета нужно учитывать массу деталей. Но из-за невнимательности учащиеся допускают ряд промахов:

  1. Выполняют работу не в полном объеме, например, не используют графики, диаграммы, схемы.
  2. Заносят в таблицы значения с ошибками.
  3. Нарушают требования к оформлению графических материалов или записи результатов опыта.
  4. Не проводят измерения или не рассчитывают погрешности.
  5. Допускают ошибки в расчетах величин.
  6. Получают неверные результаты, делают выводы, противоречащие действительности.

Если вы хотите оформить научный отчет правильно, заранее попросите его шаблон на кафедре. Внимательно изучите принятые лабораторные работы других учащихся.

Но если даже пример качественного отчета не проясняет ситуацию или у вас нет времени писать его самостоятельно, обратитесь за помощью к нашим специалистам.

Чтобы закрепить полученные знания на практике, студенты выполняют лабораторные работы. Данный вид практических занятий помогает не просто понять, как усвоил материал учащийся, но и проверить действие теории на практике, разобраться в явлениях/процессах, научиться использовать оборудование и пр.

Чтобы закрепить полученные знания на практике, студенты выполняют лабораторные работы. Данный вид практических занятий помогает не просто понять, как усвоил материал учащийся, но и проверить действие теории на практике, разобраться в явлениях/процессах, научиться использовать оборудование и пр.

Сама по себе лабораторная работа предполагает выполнение конкретного задания с учетом техники безопасности охраны труда и прочих правил. Здесь важно не просто наблюдать за происходящим, но и фиксировать получаемые результаты, а затем интерпретировать весь процесс документально в виде отчета по лабораторной работе.

Отчет по лабораторной работе: что этот и зачем?

Отчет по лабораторной работе – это специальный проект, который пишется после проведения лабораторной работы с целью закрепления материала, а также фиксации полученных данных.

На какие вопросы должен ответить отчет о лабораторной работе

Суть отчета о лабораторной работе

В этом документе отражаются все действия учащегося, которые он производил при решении конкретной задачи. С его помощью можно оценить степень усвоения пройденного материала, умение студента применять знания на практике, а также навыки по следованию стандартам и правилам.

Отчет по лабораторной работе также позволяет учащемуся систематизировать все полученные им сведения и грамотно интерпретировать полученные результаты, сделать конкретные выводы, разобраться в процессах и явлениях.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Из каких разделов состоит отчет по лабораторной работе?

Отчет по лабораторной работе – это официальный документ, подтверждающий факт проведения конкретных действий в рамках определенной дисциплины/направления и пр. Он содержит следующие разделы:

Титульный лист

Из данных титульника можно узнать: кто выполнял работу (ФИО студента, специальность, группа, ВУЗ), по какому предмету было запланировано или проведено мероприятие (тема, дисциплина), кто руководил и контролировал процесс (преподаватель, научный руководитель (ФИО, должность, ученая степень или звание)), дата и место проведения.

Как оформить титульный лист?

Пример оформления титульного листа

Введение

Здесь важно показать актуальность, значимость, цель и задачи практического исследования, обозначить использованные методы. Из данного раздела становится ясно, какие действия предпринял учащийся для достижения намеченной цели.

Как написать введение отчета

Пишем введение отчета о лабораторной работе

Теоретическая часть

Данный раздел призван отразить ключевые моменты, теорию, на которой основывался студент при выполнении практической части. Важно дать определение основным терминам, показать ключевые методики или показатели, правила их расчета. Теоретическая часть должна кратко, емко и четко показывать, как и что нужно делать, какие приборы потребуются и как ими пользоваться.

Пишем теоретическую часть отчета

Правила написание теоретической части отчета

Практическая часть

Это самый важный раздел отчета по лабораторной работе, который продемонстрирует все действия, произведенные студентом: насколько они точны и правильны, какие результаты получил учащийся и как их интерпретировал, насколько аргументированы выводы и пр.

Здесь важно подробно расписать каждый этап лабораторной работы. Расчеты целесообразно представлять в таблице, а конкретные явления (например, работу прибора, движение маятника, направление объекта при движении и пр.) показывать с помощью графиков, чертежей и схем.

По сути, написание практической части производится на основе эксперимента, где студент создает конкретные условия, производит определенные действия, наблюдает за происходящим и фиксирует результаты.

Практическая часть отчета

Образец написания практической части отчета о лабораторной работе

Оформление таблиц и графических материалов должно производиться согласно общим правилам: методическим рекомендациям ВУЗа, ГОСТам. В частности. К таким параметрам относят: краткое и емкое заглавие элемента, нумерация, расшифровка обозначений в формулах и пр. Под каждым графиком или таблицей должен присутствовать анализ полученных данных.

Заключение

В конце студент должен подвести итог на основе проделанной работы: что он изучил, что провел (краткое описание процесса), какие результаты получил, не противоречат ли они существующим теориям и пр. Важно показать, что намеченная изначально цель была достигнута.

Что не отражается в лабораторной работе?

В начале занятия преподаватель обязан провести инструктаж для учащихся, на котором расскажет кратко ель лабораторной работы, что студенты должны сделать, как пользоваться приборами, а также акцентировать внимание на технике безопасности (что можно, что запрещено), охране труда и иных правилах поведения.

Чего не должно быть в отчете

Что не нужно вносить в отчет о лабораторной работе

Как правило, в лабораторной работе учащиеся не отражают проведение инструктажа. В них можно лишь упомянуть об их проведении во вводной части, но детального описания предоставлять не стоит.

Также в лабораторной работе не нужно детально показывать расчеты. В теории достаточно привести все необходимые формулы и методики, а в расчетно-графической части достаточно указать полученные результаты расчетов (саму последовательность действий, что и куда подставлялось, указывать не нужно).

Отчет по лабораторной работе студент может выполнить самостоятельно или же поручить столь важное задание специалистам ОЦ Дисхелп. Наши профессионалы готовы помочь в формировании грамотного и качественного материала. В нашем штате трудятся теоретики и практики, преподаватели лучших ВУЗов страны, ученые и мн.др. Мы выполняем отчеты по лабораторным работам по всем предметам с 2003 года. Наша команда ответственно подходит к каждому заказу, что гарантирует высокое качество услуг клиентам! Нам не страшны коронавирус и иные преграды, так как мы можем работать дистанционно! Убедитесь в этом лично, оформив заявку на нашем сайте.

Читайте также: