Как оформить самостоятельную работу по биологии

Обновлено: 02.05.2024

У каждого из нас живет светлое и нежное чувство любви к тому милому уголку Земли, где он родился, вырос, сделал первые шаги начал познавать азбуку жизни. Любовь к родине, земле, на которой человек родился и вырос, стремление сберечь, украсить и защитить её — нет ничего сильнее и благороднее, прекраснее этих чувств. Они всегда конкретны, в том смысле, что имеют свои истоки. Материальны и зримы, ибо истоки гордости за свою Отчизну уходят в седую глубину веков.

Работая над этими вопросами, я выяснила, что большую обучающую и воспитывающую роль имеет тетрадь. Мне хочется поделиться небольшим опытом, накопленным в течение нескольких лет.

Чтобы начать работу в тетради необходимо усвоить несколько основных требований.

1. Рабочая тетрадь должна быть общей (желательно в клетку).

3. В тетради строго запрещается делать другие записи, не относящиеся к предмету.

4. Тетрадь должна стать для учащегося своеобразной творческой лабораторией. Это конечная цель, как для учителя, так и для учащегося.

5. Работа в тетради начинается с пятого класса поэтапно.

  • Фронтальная работа (учитель — ученики).
  • Фронтальная работа с элементами самостоятельной работы учителя по заданию учителя.
  • Фронтальная работа с элементами творческой работы учащихся.
  • Самостоятельное оформление краткой записи основных вопросов.
  • Индивидуальная работа сильных учащихся.
  • Графическое изображение текста по отдельным вопросам темы.
  • Графическое изображение по общим биологическим понятиям.

Графическое изображение лекционного материала. В тетради могут проводиться следующие работы:

  • работа по изучению одного или нескольких небольших вопросов в теме.
  • работа по нахождению различных материалов народного творчества, народной мудрости, народных советов. (загадки, пословицы, авторские стихи, бабушкины рецепты, полезные советы и т.д.).
  • основные советы относящиеся к теме урока (лунный, весеннее- осенний календарь, первая помощь, лечение лекарственными травами, вопросы дизайна и т.д.).
  • творческие работы учащихся с привлечением родственников (рисунки, поделки, составление кроссвордов, рефератов, шарад, головоломок, сочинений, стихов и т.д.).

Тетради проверяются один раз в четверть, и выставляется оценка — за ведение тетради в специальную графу классного журнала. Основным моментом при работе является свободное ориентирование в ней учащимся. Для этого предлагается система условных обозначений.

Условные обозначения в тетради.


Пример начальной страницы блока с сеткой внизу

В низу «Титульного листа оставляется четыре клетки для сетки контроля и учета знания учащегося учителем и родителями. По моему убеждению на каждом этапе обучения ребенок должен знать и видеть свои результаты, а так как зрительное восприятие оказывает наибольший эффект, то это и рассчитано на:

  • учащегося — возможность самому видеть свои недочеты, пробелы в знаниях.
  • учителя — отражение качества обучения данного конкретного вопроса в теме (практической, лабораторной, самостоятельной, творческой работах).
  • родителей — наглядность, более глубокое знакомство с успехами своего ребенка или в оказании посильной помощи в конкретном случае.

Далее идут графы в которых указывается, что необходимо сделать, чтобы получить итоговую оценку по теме учащемуся. Нужно сразу отметить основные важные вопросы темы, влияющие на итоговую оценку.

Варианты сетки учета и контроля знаний в 6-11 классах

Кроме того, учителю необходимо учитывать не только работы проверяющие знания по теме, но и:

  • знания биологических терминов (терминологический диктант).
  • творческие работы ребят.
  • эстетическое оформление работ.
  • работа с родственниками связанные с поисковой деятельностью (краеведение, фольклор).
  • глубокий анализ дополнительной литературы (полезные советы, знаете ли вы, что. оказывается, это надо знать, житейские мудрости, дела житейские и т.д.).

Проводя эту работу необходимо четко уяснить все основные требования. Все это в комплексе требует от учителя и учащихся большой кропотливой работы по усвоению учебного материала. Поэтому первый этап включает в себя знания следующих параметров.

  • все основные требования к ведению и оформлению рабочей тетради.
  • методику работы с инструктивной карточкой.
  • методику разгадывания кроссворда составленных учителем.
  • основные вопросы, предложенные в сетке учета и контроля ЗУН.
  • быстро ориентироваться в своей тетради с помощью условных обозначений.
  • правильно, своевременно, осмысленно и аккуратно переносить все в тетрадь во время объяснения учителя.
  • разгадывать и составлять кроссворды.
  • работать с дополнительной литературой.
  • осмысленно перерабатывать получаемую информацию и записывать в виде графического изображения.
  • работать по своей системе знаков для дальнейшего воспроизведения информации.

Тетрадь, в которой учащиеся выполняют письменные и графические работы, содержит в себе много информации. По ней можно судить о деятельности ученика и учителя на уроках и в домашних условиях. Объем и разносторонность знаний, умений применять знания на практике. Тетрадь отражает некоторые черты характера её владельца — опрятность, аккуратность, исполнительность, бережливость и другие качества ребенка. В то же время по тетради можно узнать методы и приемы, используемые учителем в процессе обучения. Это — виды и объемы знаний, предлагаемых им на уроках и на дом, а так же качество их проверки. Недаром тетрадь ученика используется в первую очередь при контроле за его учебной работой родителями и становится объектом пристального изучения при инспекторской проверке работы преподавателя.

Тетради будут выполнять обучающую и воспитывающую функции при условии, если учитель систематически проверяет. Естественно, что проверка тетрадей требует дополнительного времени на уроках и во внеурочное время и соответственно увеличивает нагрузку преподавателя. Но, несмотря на эти трудности, следует помнить, что без контроля за ведением тетрадей нет смысла их заводить, т.к. бесконтрольности у учащихся снижается усидчивость и утрачивается чувство ответственности. Избежать перегрузки и повысить эффективность этой работы можно, если использовать определенные приёмы проверки тетрадей — выборочный просмотр тетрадей до урока.

Контроль за выполнением домашнего задания можно доверить самим учащимся. Обход учащихся по рядам с целью проверки выполнения работы. Следует приучать учащихся к тому, что при выставлении отметки за устный ответ учитывается и состояние тетради. Беглый просмотр тетрадей необходимо проводить на всех этапах урока. Более тщательную проверку проводят после уроков с таким расчетом, чтобы у каждого ученика тетрадь была подвергнута контролю один раз в месяц.

При оценке тетради на ряду с биологическими ошибками учитываются также стилистические и грамматические. Кроме того контролируют чистоту и аккуратность записей в тетрадях. Отметки за ведение тетрадей обязательно выставляются в классный журнал и учитываются при подведении итогов за полугодие и год.

Это приучает к добросовестному ведению тетрадей, осознанному отношению к учебной работе. При проверке ошибки не исправляются, а лишь ручкой с красной пастой с помощью условных обозначений (одна черточка, две, галочка и т.д.) показывает, что в данной строчке есть ошибка. Отметка, выставляемая за ведение тетради, должна быть объективной. Такая отметка имеет воспитательное значение лишь в том случае, если к проверке и оценке знаний и умений относится не шаблонно и объявлять оценку вовремя.

Таким образом, ведение тетрадей должно стать неотъемлемой частью работы как учителя, так и учеников. Учебные тетради — это важное средство организации и активизации познавательной деятельности, они формируют умение самостоятельной работы, помогают более прочному и глубокому усвоению учебного материала, вырабатывают трудолюбие и ответственность.

В заключение несколько примеров страниц из рабочей тетради ученицы 9 класса Павловой Ирины (1997—1998 учебный год).

В настоящий момент важная роль в современном подходе к преподаванию биологии в школе отводится использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельную работу используют на уроках как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, а также при выполнении домашних заданий.

1 участник группы: рассмотрите гербарий растений, живое комнатное растение и определите тип листорасположения и первым доложите ребятам о выполненной работе.

При таком виде групповой работы каждый учащийся прорабатывает текст параграфа и является активным участником группы.

Органичной частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым обучающиеся работают: распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.

Если в 5-6 классах задания более простые: рассмотреть, ответить и т.д., то в дальнейшем задания усложняются: сравнить, установить связь, выявить, сделать выводы. При этом и уровень познавательной деятельности учащихся усложняется.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению обучающимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

На лабораторных уроках используются инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно - творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом. Выполняя работу, обучающиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

Однако к такому роду работ учитель готовит школьников постепенно путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельной работы. С этой целью во время проведения лабораторной работы при изучении первых тем курса биологии в 6 классе обучающиеся вслух зачитывают каждый пункт задания, учитель спрашивает, как они должны выполнить этот пункт.

Во время выполнения той или иной самостоятельной работы обучающимися учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы. После окончания лабораторной работы необходимо провести проверку качества её выполнения. Это может быть осуществлено путём беседы, во время которой обучающиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

Опыт показывает, что наибольшая эффективность достигается при индивидуальной и групповой организации самостоятельной работы, хотя это усложняет работу учителя. Чаще всего используется сочетание нескольких форм на одном уроке.

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями и способами этой деятельности. Для выполнения этих функций содержание заданий, применяемых мной на уроках биологии, должны отвечать определенным требованиям:

- строгое соответствие конкретным дидактическим целям;

- обеспечение учебно-познавательной деятельности всех степеней познавательной самостоятельности;

- создание ситуации успеха при помощи использования посильных ученикам заданий;

- использование вариативности заданий для создания ситуации выбора.

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у обучающихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.

Самостоятельная работа не даёт возможности сидеть без мысли в голове, без дела в руках. Основная функция самостоятельной работы состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность школьников не только по овладению знаниями, умениями и навыками, но и по овладению способами деятельности.

Таким образом, организация самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся на уроках биологии позволяет не только получить знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать общеучебные компетенции.

Обобщение опыта работы. Презентация опыта работы по теме самообразования « Самос

№ слайда 1

«По-настоящему об уровне цивилизацииговорят не переписи населения, не размеры го

№ слайда 2

Цели: формирование информированной личности, способной к самоопределению и непре

№ слайда 3

Цели: формирование информированной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. развитие познавательных способностей учащихся

задачи1.Повысить мотивацию к обучению химии, биологии используя современные педа

№ слайда 4

задачи1.Повысить мотивацию к обучению химии, биологии используя современные педагогические технологии, методики развивающего обучения. 2. Развивать творческое мышление, память, химическую, биологическую речь учащихся. 3. Создать на уроке оптимальные условия для развития каждого школьника. 4.Развивать у учащихся навыки самостоятельной работы

Нужно признать тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно раб

№ слайда 5

Нужно признать тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стараются увильнуть, избежать самостоятельной работы. Как научить учащихся самостоятельности?

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность у

№ слайда 6

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной

№ слайда 7

Самостоятельная работа это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной ситуации соответствует каждой конкретной задаче и цели; формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый уровень ЗУНов и его продвижение от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое получение знаний, умение ориентироваться в потоке информации; является орудием педагогического руководства в управлении познавательной деятельностью учащихся.

Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответ

№ слайда 8

Условно выделяется четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями: 1.копирующие действия (по образцу)- что является подготовительной работой к самостоятельной деятельности; 2.репродуктивная деятельность-воспроизведение информации об объекте и его свойствах, не выходящая за пределы памяти; 3.продуктивная деятельность - есть выход за пределы образца, требует самостоятельных выводов; 4.собственно самостоятельная деятельность - новая ситуация, выработка гипотетических аналогов мышления.


№ слайда 9

Требования к самостоятельной работеСамостоятельная работа должна соответствовать

№ слайда 10

Требования к самостоятельной работеСамостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, так как основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы: Работа с книгой

№ слайда 11

Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсияхДоклады и реферат

№ слайда 12

Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсияхДоклады и рефераты, работа с икт.Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант).Решение задач и практические, лабораторные работы.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсияхДомашние лабораторные опыты и наблюдения.

Лист самооценки самостоятельной работы

№ слайда 14

Лист самооценки самостоятельной работы

СОЗДАЁМ КОМАНДУОценка качествИМЯ _______________________________УКАЗАНИЯ: Обведи

№ слайда 16

СОЗДАЁМ КОМАНДУОценка качествИМЯ _______________________________УКАЗАНИЯ: Обведите кружком одно определение из каждого ряда, которое, на Ваш взгляд , описывает Вас наиболее точно.


№ слайда 17

ЛИСТ ДЛЯ ПОДСЧЁТА

№ слайда 18

ЛИСТ ДЛЯ ПОДСЧЁТА

Способы стимулирования творческой активностисоздание благоприятной атмосферы; до

№ слайда 20

Способы стимулирования творческой активностисоздание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей;предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет

№ слайда 21

Жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Очень важно научить ученика учиться!

Изменение количественной и качественной успеваемости учащихся по химии за 20005-

№ слайда 22

Изменение количественной и качественной успеваемости учащихся по химии за 20005-2010уч. годы

Изменение качественной успеваемости учащихся по химии за 20005-2010уч. годы

№ слайда 23

Изменение качественной успеваемости учащихся по химии за 20005-2010уч. годы

Изменение количественной и качественной успеваемости учащихся по биологии за 200

№ слайда 24

Изменение количественной и качественной успеваемости учащихся по биологии за 20005-2010уч. годы

Изменение качественной успеваемости учащихся по биологии за 20005-2010уч. годы

№ слайда 25

Изменение качественной успеваемости учащихся по биологии за 20005-2010уч. годы

Мои достиженияУчастие детей в районных олимпиадах по химии (3 место- 9 и 10 клас

№ слайда 26

поступление и успешное обучение учащихся в высших учебных заведениях. Пермский в

№ слайда 27

поступление и успешное обучение учащихся в высших учебных заведениях. Пермский военный институт –( кинолог )2008 год, Новосибирский государственный технический университет – технология продуктов общественного питания ( 3 студента) и –экономический факультет в качестве дополнительного экзамена при поступлении сдавала химию (2009г.), Саратовский институт МВД - судебная экспертиза (2009г)

почетные грамоты- 2007 год- «За успехи в организации и совершенствование учебног

№ слайда 28

Спасибо за внимание.

№ слайда 29

Читайте также: