Как оформить новизну курсовой работы

Обновлено: 18.05.2024

Введение курсовой работы – важный структурный элемент. Зная, как писать введение в курсовой работе, студент облегчает себе процесс создания всех остальных частей.

Как написать введение в курсовой работе

Написание введения курсовой работы нужно вести с соблюдением ряда правил, без знания и соответствия которым работу не защитить. Размер введения составляет от 1 до 5 страниц, следует оно сразу после оглавления. В каждом учебном заведении эта цифра может меняться, поэтому стоит заранее узнать требования к объему этого элемента.

Введение к курсовой работе необходимо писать с особым вниманием. В этом разделе задается вся суть проекта, ставятся задачи и определяется цель, объясняется актуальность проблемы, которая будет освещена студентом. Описываются объект и предмет исследования, методы, источники и причины их выбора. Особая роль заключается еще и в том, что с его прочтения комиссией начинается проверка всей курсовой.

Образец структуры введения в курсовой работе

Стандартное оформление структуры введения курсовой работы включает в себя следующие составляющие:

вступление из 2-3 абзацев;

объект и предмет изучения;

гипотеза, которую нужно проанализировать в работе;

теоретическая и практическая важность;

Для лучшего понимания ниже рассмотрите шаблон вводной части.



Актуальность, новизна и степень разработанности курсовой работы

Новизна курсовой определяет уникальность выбранного направления. Отмечается то, что вопрос не достаточно раскрыт на момент написания текста. Возможно, это будут новые методы, обобщение имеющихся понятий, улучшение работы каких-то механизмов. То, что не было еще придумано до студента. В этом раскроется и степень разработанности курсовой – в наличии малой информации по данной теме или совсем в ее отсутствии, что делает полезным и важным изучение поднятого вопроса.



Что такое объект и предмет исследования

При ответе на вопрос, как правильно написать введение к курсовой работе, особое внимание уделяют двум понятиям: объекту и предмету исследования. Объектом называют процесс или явление, которое требует особого рассмотрения из-за отсутствия достаточной информации. То, что планируется изучить при написании работы. А предметом является часть изучаемого процесса. Он собственно и изучается в ходе написания отчета. Предмет определяет, как подойти к изучению объекта, который содержит всегда более одного предмета. Внимание может быть уделено только одному, а остальные просто не войдут в конкретную работу.

Взяв в качестве объекта изучения, человека, предметом могут быть глаза, ноги или другие более узкие элементы, используемые для изучения качеств объекта. Взяв за объект исследования применение топографических карт для представления информации о местности, предметом может стать применение топографических карт в Краснодарском крае. Для определения предмета, нужно просто конкретизировать объект до определенной характеристики или параметра.

Часто предмет исследования совпадает с темой работы.



Цели и задачи исследования

характеристике какого-то явления или процесса;

выделении типов и видов чего-то;

определении зависимостей в границах проводимого анализа;

выявлении процессов, о которых ранее не было известно.

Самое важное, что нужно помнить: в курсовом отчете цель всегда одна.

Несколько бывает задач, приводящих к ее достижению. Чаще всего, от 3 до 6. Определять сколько будет задач нужно, исходя из последовательности их появления на пути к желаемой цели. Это может выглядеть так:

определить направление изучаемого явления;

ознакомиться с состоянием вопроса;

дать характеристику происходящему;

изучить имеющуюся теоретическую часть, публикации других авторов и оценить их;

найти общее и разное;

объяснить суть открытого;

предложить способы улучшения характеристик изученного.

Введение курсовой работы с образцом оформления целей и задач.

Цель: Изучение, сравнение и применение катионообменных мембран в современной химии.

Ознакомиться с имеющейся научной базой.

Проанализировать полноту имеющейся информации.

Выявить основные этапы развития представлений о данном типе мембран и их применении.

Определить перспективы дальнейшего изучения и применения полученных знаний на практике.

Формирование гипотезы исследования

Разработка предположения – процесс сложный и не подлежащий правилам. Тем не менее в нем выделяют этапы:

подготовка – работа с имеющейся базой данных, выбор объекта и предмета изучения, определение цели и задач, анализ опытных данных и выдвижение на их основе первичной гипотезы;

формирование – глубокое погружение в суть вопроса, внимательный анализ самых свежих данных, изучение имеющихся проблем, постановка целей и задач, которые приведут к определению нового содержания гипотезы;

эксперимент – практическая составляющая, сбор данных, полученных в ходе проведения практических исследований, анализ их и придание конкретной формулировки гипотезе.

Если полученные в ходе опыта знания противоречат гипотезе, скорректировать ее в условиях новой информации.



Теоретическая и методологическая база курсовой работы

Эта часть введения для курсового проекта наиболее сложная при написании. Этот элемент характеризует грамотность студента, глубину его погруженности в тему. Состоит он из двух подразделов.

Степень изученности вопроса.

Дается информация об основных публикациях по теме, состоявшихся за рубежом и в отечественной литературе. Нужно обратить внимание на те, с которыми студент активно работал, ссылался при написании основного текста. Причем анализ желательно давать в хронологическом порядке. Студент покажет свою эрудированность в вопросе.



теоретические – использование логики и познания;

практические – те, что подразумевают наличие условий проверки фактов с использованием наглядных методов.

Применяемые методы исследования

Необходимо указать известные научные методы изучения, которые применяются в основном при написании такого рода отчета. И отметить те, что использовал автор в курсовой. Их известно много и они, в свою очередь, делятся на группы:

фундаментальные мировоззренческие методы. Раскрывают исторические закономерности развития вопроса, их философскую суть и другие характеристики в рамках динамического развития от прошлого к настоящему;

логические и общенаучные. Создание моделей, анализ развития в условиях исторических периодов;

специальные или частнонаучные. Характерны для конкретных дисциплин и отличаются между собой в зависимости от предмета, по которому пишется доклад.

При оформлении этого элемента введения от учащегося потребуется немало сил для ознакомления и освещения самого необходимого по теме. Направление и литературу может подсказать научный руководитель, а анализ полученной информации студенту необходимо дать самому.

Пример того, как может выглядеть отрывок с этим элементом во введении студента:

«Методологическую базу исследования составляют методы познания, выявленные юридической наукой и прошедшие испытания практикой. Основной – диалектический подход, дающий представление о явлениях в динамике, многовариантности зависимостей, показывая постоянные и переменные их качества. Были использованы формально-юридический, формально-логический, сравнительно-правовой и другие методы. Особую роль сыграл метод системно-структурного анализа для определения взаимосвязи между многими правовыми моментами.

Как оформить введение к курсовой

Введение в курсовой работе имеет очень большое значение по нескольким причинам:

создает структуру всей работы;

основное внимание при проверке на защите уделяется именно вводной части.

В зависимости от уровня выполняемой работы: курсовая, дипломная или магистерская – размер этой части может варьироваться в пределах 5 страниц. Стоит помнить, как писать введение в курсовой и оформлять с учетом основных требований стандарта:

шрифт 12 или 14 пт Times New Roman;

межстрочный интервал – 1,5;

отступ для каждого абзаца – 1,25 см;

выравнивание написанного делается по ширине;

ширина левого поля – 3 см, правого – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

Название главы пишется заглавными буквами, выравнивается по центру.

Часто задаваемые вопросы

Какой самый главный секрет качественного написания введения? По мнению специалистов – тех людей, которые занимаются этим профессионально, главным моментом при поиске ответа на вопрос, как правильно написать введение к курсовой работе, является составление его после окончания редактирования основного текста. Студенту сложно заранее спрогнозировать, какие методы он использует при организации написания своего отчета.

На что важно обращать свое внимание при написании введения в курсовой? Необходимо, помнить, что должно быть во введении курсовой работы для успешной ее защиты: актуальность темы исследования / актуальность работы; цель курсовой работы; задачи; объект; предмет; теоретическая и методологическая части; гипотеза.

Пример правильно написанного введения

Чтобы разобраться, как писать введение к курсовой работе, стоит рассмотреть пример.

Пример правильно написанного введения.

Научная новизна — это одно из обязательных требований к любой научной работе – будь то статья, монография или диссертация. Действительно, зачем писать о том, о чем уже много-много раз было написано другими авторами.

Чтобы было проще было понять, что такое научная новизна, ее можно сравнить с патентом на изобретение. Последний выдадут автору только, если он изобрел что-то действительно новое. Так и в научной работе – проведенное исследование и полученные выводы в глобальном плане должны нести новые знания миру.

В серьезных научных работах таких, как кандидатская или докторская диссертация, наличие полученных автором новых знаний является непременным условием для защиты работы и получения соответствующей научной степени.

Для магистерской диссертации наличие новизны исследования также является обязательным требованием. При этом, формулировка элементов научной новизны должна содержаться во введении, а подтверждаться выводами автора в заключении работы.

Элементы, признаки и уровень научной новизны

Элемент научной новизны – это то новое, что принес автор в науку.

Элементы научной новизны могут относиться:

  1. к теоретическим положениям, когда автор:
  • формулирует новые термины, дефиниции,
  • создает новые концепции,
  • выявляет новые закономерности,
  • доказывает новые гипотезы и т.д.;
  1. к практическим положениям, когда автор:
  • выводит новое правило,
  • предлагает новые методики,
  • дает новые рекомендации,
  • формулирует новые предложения по совершенствованию чего-либо и т.д.

Как правило, научная новизна большинства диссертаций по юриспруденции обусловлена комплексным подходом к исследованию темы. Поэтому научной новизной часто обладают и теоретические, и практические выводы, заключающиеся в сформулированных предложениях и рекомендациях по совершенствованию правовой сферы, которые автор выносит на защиту.

Обобщенно признаки научной новизны можно свести к двум случаям:

  1. Автор переносит известное знание в новые условия. Применительно к работам по юриспруденции это может быть, например, предложения по использованию положительного опыта из советского периода нашей страны, либо зарубежного опыта в современных российских условиях.
  2. Автор вносит неизвестное в известные условия. Такой признак в научных работах встречается гораздо чаще предыдущего. В данном случае автор, исследовав и систематизировав уже полученные до него знания, пришел к новым выводам. Например:
    • предложил новые дефиниции (формулировки) каких-либо понятий;
    • впервые установил неизвестную ранее связь между предметами, явлениями и т.д.
    • впервые открыл признак, свойство, характер какого-либо предмета, явления и т.д.
    • впервые предложил мероприятия, направленные на совершенствование какого-либо явления, института и т.д.;
    • впервые предложил какую-либо методику проведения, исследования и т.д.

    Уровень научной новизны – это уровень полученных новых знаний, т.е. их масштаб и значение для науки в целом. Для магистерских диссертаций такой критерий не ставится – достаточно получить в своей работе относительно новые выводы. Другое дело – кандидатская или докторская диссертации. Здесь действительно важен уровень научной новизны. Для докторской – это фактически новые научные концепции и фундаментальные научные положения.

    Как сформулировать элементы научной новизны

    Вопросы формулировки научной новизны работы вызывают затруднения не только у студентов при написании магистерской диссертации, но и у аспирантов, соискателей, которые трудятся над кандидатскими диссертациями.

    Зачастую это обусловлено неудачным выбором темы диссертации. Действительно, в так называемых исписанных темах, которые многократно исследованы в науке, найти что-то новое действительно трудно.

    Поэтому чтобы не возникло проблем с формулировкой элементов научной новизны работы лучше заранее позаботиться о выборе оригинальной темы исследования.

    В этом смысле научная новизна исследования должна быть увязана со степенью научной изученности темы работы. Именно то, что осталось неизученным другими авторами, и станет элементами новизны в конкретной работе.

    Примеры формулировок элементов научной новизны:

    • работа является первым комплексным исследованием в области…
    • научная новизна связана с недостаточностью изученностью вопросов…
    • предложена авторская дефиниция понятия…
    • разработана и апробирована методика…
    • сформулированы предложения по улучшению…
    • обоснована гипотеза о …
    • предложены меры, направленные на улучшение… и др.

    Научная новизна исследования не должна иметь формальный характер, поскольку новые знания должны улучшать и развивать науку. Поэтому научная новизна исследования тесно связана с такими понятиями, как теоретическая и практическая значимость работы.

    Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием магистерской, дипломной или любой другой работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

    Какие только мнения о дипломных работах и их предназначении не приходится слышать. Наиболее распространенные аргументы – бесполезная трата времени, бюрократические пережитки и просто груда макулатуры. Где-то там, в глубине души с этим согласны даже преподаватели. Но пока достойная альтернатива не предложена (или не внедрена), приходится брать максимум из того, что есть. Главная ценность дипломных работ кроется в научной новизне. Поговорим об том в статье.

    Понятие научной новизны исследования

    О научной новизне в работе можно говорить только тогда, когда открыто что-то новое, получен новый, ранее не существовавший результат, применена совершенно уникальная интерпретация. Ключевое условие – ранее этого еще никто не делал. Если автор убежден в гениальности своего научного труда и не подозревает, что велосипед уже изобретен – его проблемы.

    Основные характеристики понятия:

    • емкость;
    • грамотность;
    • реальность;
    • четкая определенность;
    • уникальность;
    • достоверность.

    Это базовые критерии, без которых нельзя утверждать о новизне. Для дипломных работ требования снижены в сравнении с диссертациями и научными статьями. Именно поэтому научной новизной для студентов будет считаться альтернативный способ применения уже известного метода, новая трактовка ранее известных события, процессов, явлений, действий.

    То есть для научной новизны не обязательно что-то изобретать с нуля, можно просто отразить новое видение или знание об уже известных объектах. Это в большей части связано с мышлением, умением устанавливать причинно-следственные связи и компоновать уже имеющиеся факты с новыми ракурсами, инструментарием, возможностями. Учитывая динамику ритма жизни, сегодня можно утверждать, что неочевидностей в очевидном гораздо больше, чем кажется.

    Научной новизной можно считать авторские определения, конкретизацию принципов, предложение схем и алгоритмов

    Особенности научной новизны

    Исследовательская новизна может иметь отношение к различным аспектам: процессам, явлениям, механизмам, закономерностям. А еще к событиям, алгоритмам, средствам, моделям, методам и многому другому.

    В зависимости от вида исследования степень научной новизны будет отличаться. Например:

    • В курсовых работах это вовсе не обязательное условие.
    • Студенты-дипломники могут ограничиться только новой интерпретацией или по-другому использованными известными методами. нужны минимум два критерия новизны.
    • В кандидатских диссертациях новизной считается решение вопросов конкретных научных сфер.
    • Докторские диссертации отражают новизну как принципиально новое открытие, глобальное и масштабное достижение.

    То есть, чем выше уровень, тем более значительна цена вопроса. Так что в дипломных работах не нужно изобретать гениальные предметы или переворачивать мир науки с ног на голову.

    Новизна – это всегда характеристика содержательной стороны результата

    Правила формулировок

    Научная новизна должна быть не просто озвучена в дипломе, но еще и грамотно сформулирована и достаточно доказана. Каждая констатация факта предполагает наличие аргументации. Этому предшествует большая работа по исследованию и анализу литературы по теме.

    Для формулировок требуется емкость и отсутствие неоднозначной трактовки. Важно указывать, в чем именно состоит научная новизна. Например, в том, что:

    • выявлены закономерности,
    • разработаны рекомендации;
    • выявлена специфика;
    • смоделирован процесс;
    • определена модель и т. д.

    Одновременно важно учитывать и указывать, при каких именно обстоятельствах получен такой результат. Например, смоделирован демографический процесс при условиях снижения уровня криминогенности обстановки.

    Топ установок, которые включает описание научной новизны: раскрыт, установлен, обоснован, определен, разработан. Главный вопрос, на который нужно ответить: что я сделал, доказал или обосновал такого, что не было сделано предшественниками. Почему именно моя работа лучше и полезней других?

    Конечно, в исследованиях нет места пустым фантазиям и мечтаниям. Новизна – это не воплощение мечты о существовании драконов или параллельной вселенной, а реальные факты и доказательства уже имеющих место, реальных, доступных для познания научными методами аспектах.

    Научная новизна – изюминка исследования. Она всегда тесно связана с темой

    Научная новизна исследования является критерием, который определяет величину дополнений, преобразований, конкретизации научной информации. Под данным термином подразумевается то, что получено было впервые.

    Определение

    Попробуем понять, что такое научная новизна исследования. Пример формулировки — продукт, который ранее не был исследован, можно брать для всего исследования.

    К примеру, для теоретических работ новшеством станет инновация в методике и теории анализируемого предмета.

    научная новизна исследования пример формулировки

    Значимость

    Научная новизна исследования зависит от сущности и характера работы. Например, при осуществлении проекта практической направленности, она характеризуется тем результатом, что был получен впервые. Научная новизна исследования в подобной ситуации подтверждается в ходе серии опытов. При этом уточняется, развивается то научное представление, которое существовало в области исследования. Для того чтобы оценить новизну, необходимо правильно поставить цель эксперимента, сформулировать гипотезу.

    Уровни

    Научная новизна исследования предполагает три уровня:

    • изменение известной информации, кардинальное ее изменение;
    • увеличение и дополнение известных сведений без корректировки их сути;
    • уточнение, конкретизация известной информации, переведение полученных результатов на новый класс систем или объектов.

    научная новизна и теоретическая значимость исследования

    Формы существования

    Научная новизна и практическая значимость исследования существует в нескольких формах:

    • частично сочетаются новые признаки: А + В = С + Д;
    • ввод нового признака: А + В = А + В + С;
    • изменение новыми частями старых признаков: А + В + С = А + В + Д;
    • новое взаимодействие нескольких признаков: А + В + С = А + С + В;
    • комплексное применение признаков, которые использовались по отдельности, в новом сочетании;
    • применение известной модели, метода, аппаратуры, которые для подобных целей ранее не использовались.

    В виде нововведений могут выступать:

    • способ;
    • знание;
    • реализация;
    • средство;
    • метод.

    Знание является проверенным практикой, поддающимся логике результатом анализа. Научная новизна и теоретическая значимость исследования – это важные показатели, которые определяют выбор методов эксперимента. Под ними подразумевается путь познания, исследования, учение, теория. Метод включает средства, благодаря которым проводится какое-то действие.

    Средствами могут быть среда, предмет либо явление, которое необходимо для осуществления действия.

    Реализация проблемы новизны научного исследования предполагает осуществление проекта, плана, намерения.

    проблемы новизны научного исследования

    Структурные компоненты исследования

    Для получения желаемого результата важно правильно выстроить свою работу. На первом этапе осуществляется общее изучение проблемы исследования, выявление ее объема. На данной ступени устанавливается научная новизна исследования. Пример постановки гипотезы при изучении содержания аскорбиновой кислоты в клюкве: количественное содержание витамина С в клюкве существенно выше, чем в черной смородине.

    Исследователь должен осознавать и мотивировать общественные потребности в информированности по этой проблеме. Важным вопросом в методологии является поиск соотношения проблемы и темы.

    научная и теоретическая новизна исследования

    Формулировка цели исследования

    Они выступают, как достижение каких-то новых результатов в процессе исследования. Цели могут быть результатом преодоления противоречия между теорией и практикой. Кроме формулировки главной идеи, необходимо продумать промежуточные цели на отдельных этапах работы.

    Научная и теоретическая новизна исследования определяется по результатам, их соотношению с поставленными в начале работы целями и задачами.

    В любом случае, цель должна описывать проектируемый нормативный результат, который вписан в общую систему. На основе поставленной цели формируется последовательность действий, благодаря которой можно будет ее достичь, продумываются практические эксперименты.

    научная новизна и практическая значимость исследования

    Разработка гипотезы

    Как добиться новизны научного исследования? Актуальность материала, выбранного для работы, является важным элементом, на основе которого определяется востребованность исследования. Гипотеза является прообразом последующей теории в том случае, когда она будет подтверждена в рамках практической работы. Гипотеза выполняет в проекте следующие функции:

    • прогностическую;
    • объяснительную;
    • описательную.

    Она описывает структуру предмета исследования, дает автору работы методы и средства управления практическими экспериментами. Именно гипотеза прогнозирует итоговые результаты работы, их целесообразность и востребованность.

    При подтверждении поставленной гипотезы, доказывается научная новизна результатов исследования.

    Практика свидетельствует о том, что при творческом процессе создания гипотезы существенную роль играет психологическое состояние самого экспериментатора.

    научная новизна темы исследования

    Разработка задач

    Для их формулировки соотносят цель, поставленную в исследовании с выдвинутой гипотезой. При постановке задач внимание уделяется выработке таких действий, выполнение которых позволит установить причинно-следственную связь, сделать полноценные результаты.

    При формулировке исследовательских задач появляется необходимость проведения констатирующего эксперимента. Он помогает устанавливать состояние объекта до начала эксперимента, проводить корректировку задач.

    От конкретности формулировки задач проекта напрямую зависит подбор плана действий, выбор методов и приемов работы.

    Организация эксперимента

    После того как будут сформулированы задачи исследования, необходимо перечислить все существующие условия, которые поддаются регулированию, они также могут быть стабилизированы. Подобное описание дает представление о виде, содержании, совокупности средств изменения явления, процесса, что позволяет формировать у него необходимые качества.

    Новизна практического исследования может определяться созданием собственной методики проведения опытов, подбором условий для ускорения (замедления) рассматриваемого процесса или явления.

    Программу экспериментальной деятельности, методики опыта, способа фиксации текущих событий осуществляют прямыми либо косвенными наблюдениями, благодаря беседам, анкетированию, рассмотрению документации.

    При подборе готовых методик исследователь должен обращать пристальное внимание на их функциональность, реалистичность, научность.

    Проведение экспериментальной части работы

    Прежде чем приступать к непосредственным практическим исследованиям, важно провести испытательную проверку пакета документов:

    • методик исследования;
    • содержания бесед;
    • анкет;
    • таблиц и шаблонов для накопления информации.

    Такая проверка нужна для того, чтобы внести корректировки, уточнения в документы, избежать траты времени на выполнение заведомо нерезультативных исследований.

    Экспериментальный процесс является самым трудоемким, напряженным, динамичным этапом научного исследования. В его рамках исследователь должен осуществлять следующие действия:

    • постоянно поддерживать оптимальные условия, которые обеспечивают стабильность ритма и темпа протекания опыта, сходство и отличие контрольных и экспериментальных групп;
    • менять и дозировать конкретные условия, которые оказывают влияние на получаемый результат;
    • периодически оценивать, вычислять, подразделять частоту и интенсивность наблюдаемых явлений;
    • вести параллельно эксперименту постоянную обработку материала для того, чтобы он был достоверным.

    Обобщение и синтез информации

    Данный этап предполагает обобщение и синтез результатов, полученных в ходе эксперимента. Именно на этой стадии исследователь формирует из отдельных промежуточных выводов единую картину об исследуемом объекте (явлении). Фактический материал, накопленный в ходе продолжительной теоретической и практической деятельности, подвергается логическому переосмыслению. На этом этапе исследователь использует дедуктивные и индуктивные методы, оценивает востребованность и новизну проведенной работы.

    На базе проведенных экспериментов осуществляются:

    • анализ соответствия выдвинутой в начале работы гипотезы полученным в ходе практической работы результатам, оценивается ее состоятельность;
    • формулировка частных и общих следствий в теории, выбранной для исследования, анализ возможности его трансляции;
    • оценка эффективности выбранных методик, качества теоретического материала;
    • разработка рекомендаций по анализируемой проблеме.

    Если учитывать такие рекомендации в своей научно–практической деятельности, можно рассчитывать на существенное сокращение временных затрат.

    новизны научного исследования актуальность

    Пример выбора интересной работы

    Актуальность научного исследования характеризуется тем, как его результаты будут помогать решению определенных практических задач, устранять противоречия, существующие в конкретной области в настоящее время.

    Различные авторы трактуют данное понятие по-разному. Например, А. П. Щербак под актуальностью научного исследования подразумевает степень важности его в конкретный момент и ситуации для решения задач, вопросов, проблем.

    Приведем небольшой пример, чтобы оценить соотношение цели, задач, гипотезы, новизны проводимого исследования.

    Выбор для эксперимента крапивы двудомной и калины обыкновенной объясняется доступностью этих препаратов, а также специфичностью их химического состава, информацией о положительном применении их в народной медицине

    Цель исследования: сравнительный анализ результативности использования крапивы двудомной и калины обыкновенной для профилактики простудных заболеваний у населения, проживающего в суровых климатических условиях.

    • анализ опыта применения крапивы двудомной и калины обыкновенной в качестве фитопрепарата;
    • выявление особенностей химического состава;
    • определение количественного содержания аскорбиновой кислоты в растениях;
    • оценка возможности использования препаратов для профилактики простудных болезней;
    • формулировка выводов по проблеме исследования, разработка рекомендаций по использованию полученных результатов

    Гипотеза проводимого эксперимента: крапива двудомная, калина обыкновенная — это достаточно эффективные средства для профилактики простудных болезней для детей и подростков, которые проживают в трудных климатических условиях.

    Актуальность и новизна исследования: суровые климатические условия негативно отражаются на здоровье подрастающего поколения РФ, приводят к ослаблению иммунитета, увеличению количества простудных заболеваний у детей и подростков, живущих в северных регионах России. Необходимы эффективные и доступные средства, не вызывающие аллергических реакций, с помощью которых проводилась бы своевременная профилактика простудных заболеваний у молодых северян.

    Читайте также: