Как оформить лабораторную работу по физике

Обновлено: 16.05.2024

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы повышения эффективности учебной деятельности студентов. Современному обществу необходим человек новой формации, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.

Эффективность обучения зависит от органического сочетания двух сторон - высокого качества обучающей работы преподавателя и активной учебно-познавательной деятельности обучающегося. Поэтому совершенствование учебного процесса осуществляется путем повышения качества работы преподавателей: читаемых ими лекций, проводимых практических и лабораторных занятий, стимулирования активной учебно-познавательной деятельности студентов, рациональной организации процесса учения.
Для естественнонаучных дисциплин особенно важны практические формы организации обучения, поскольку фундаментальные понятия нельзя усвоить без прямых наблюдений и экспериментального изучения явлений и процессов.

Важнейшим компонентом профессионально-методической работы преподавателя физики выступает практическая и экспериментальная подготовка студента, которая осуществляется на лабораторных занятиях.

Лабораторные занятия в наибольшей степени требуют активной деятельности будущего студента по сравнению с другими формами организации обучения. Они предусматривают обязательное общение преподавателя с каждым студентом и позволяют эффективно управлять его самостоятельной работой.

Лабораторные занятия можно рассматривать как форму организации учебного процесса, на которой формируются умения применять полученные теоретические знания при постановке и проведении экспериментальных исследований, практические навыки обращения с оборудованием, что способствует развитию творческих способностей.

Лабораторные работы наиболее благоприятны для выяснения непонятного, для осознания изучаемых физических явлений, показа значимости приобретенных теоретических знаний. На них приходится примерно 25-30 % учебного времени, отведенного на изучение курса физики.

В настоящее время теория и методика обучения физике опирается, в основном на разработанную по всем разделам курса систему лабораторных работ, авторами которой являются А.В. Беклемешев, Ю.А. Кравцов, А.Н. Мансуров, Н.Г. Птицина, Н.Н. Майсова, А.Г. Белянкин, Г.П. Мотулевич и др

Соотнесение содержания и формы учебного эксперимента с современными научными представлениями постоянно обсуждается в научно-методической литературе, включая учебные пособия с разработкой тех или иных лабораторных занятий. Однако организационная сторона затрагивается редко, хотя играет отнюдь не второстепенную роль. Недостаточно исследованы возможности практических и лабораторных занятий по физике для осуществления профессионализации обучения студентов, улучшения их экспериментальной и общей подготовки.

Цель работы заключается в разработке теории и методики проведения лабораторных занятий по физике.

Объект исследования - организация и проведение лабораторных занятий в курсе физики.

Предмет исследования - использование задачного метода в организации и проведении лабораторных занятий по курсу физики.

Задачи определены согласно цели работы:

Выявить состояние проблемы организации лабораторных занятий в психолого-педагогической, методической литературе и практике.

Уточнить цели проведения лабораторных занятий по курсу физики.

Выявить возможности задачного метода при проведении лабораторных занятий по курсу физики.

Смоделировать содержание методических описаний к лабораторным занятиям с использованием задачного метода, алгоритм деятельности студентов на лабораторном занятии.

Разработать методические рекомендации по использованию задачного метода в процессе проведения лабораторных занятий и контрольные материалы по определению эффективности разработанной методики.

Проверить эффективность разработанной методики проведения лабораторных занятий по курсу физики.

ГЛАВА №1. Демонстрационный эксперимент.

Общая характеристика демонстрационного и лабораторного экспериментов.

Учебный физический эксперимент в виде демонстрационных опытов и лабораторных работ является неотъемлемой, органической частью курса физики. Удачное сочетание теоретического материала и эксперимента дает, как показывает практика, наилучший педагогический результат.

Какие же методические задачи решаются с помощью учебного физического эксперимента?

Демонстрационные опыты формируют накопленные ранее предварительные представления, которые к началу изучения физики далеко не у всех студентов бывают одинаковыми и безупречными. На протяжении всего курса физики эти опыты пополняют и расширяют кругозор студентов. Они зарождают правильные представления о физических процессах и явлениях, раскрывают закономерности, знакомят с методами исследования, показывают устройство и действие некоторых новых приборов и установок, иллюстрируют технические применения физических законов. Все это конкретизирует, делает более понятными и убедительными рассуждения преподавателя при изложении нового материала, возбуждает и поддерживает интерес к предмету.

Лабораторные работы – фронтальные и в виде практикумов - дают возможность усовершенствовать, развить и углубить полученные ранее первоначальные представления. Кроме того, лабораторные работы развивают умения и навыки в обращении с аппаратурой, вырабатывают элементы самостоятельности при решении вопросов, связанных с экспериментом.

Демонстрации подготавливает и проводит преподаватель перед студентами. Лабораторные работы подготавливает преподаватель, но выполняют студенты индивидуально или группами по 2-5 человек.

Поэтому, к демонстрационным опытам предъявляются иные требования, чем к лабораторным работам.

Различные цели, условия проведения и требования заставляют строго отличать демонстрационные опыты от лабораторных. Нельзя допускать, чтобы лабораторные работы подменялись показом опытов, а типичные демонстрационные опыты проводились бы как лабораторные работы.

При подготовке демонстрационных опытов полезно помнить, что за различными уравнениями и вычислениям студенты могут упустить из вида природу тех явлений, которые описываются этими уравнениями. Надо укреплять в сознании студентов, что

источником познания служит эксперимент, и помогает выработке материалистического

представления о физике, как науке о реальной природе.

Требования к демонстрационным опытам.

Содержание опытов должно с полной ясностью доводиться до понимания каждого из присутствующих на учебном занятии. Это заставляет предъявлять к таким опытам своеобразные методические и технические требования, которые в основном сводятся к следующему.

Размеры приборов, их расположение и освещение должны всегда обеспечивать достаточную видимость основных частей и деталей установки.

Следует позаботиться о наглядности и выразительности опытов, чтобы каждый студент непременно заметил демонстрируемое явление.

Опыты должны быть всегда убедительными,не вызывать каких – либо сомнений в их справедливости и не давать повода к неправильному толкованию.

Каждый опыт должен быть надежным, т.е. тщательно подготовленным, неоднократно испытанным, обеспечивающим удачу.

Демонстрационные опыты должны отличаться кратковременностью, чтобы не затягивать учебное занятие и удержать внимание студентов.

Каждый из показанных опытов должен бытьсодержательным, хорошо и изящно оформленным.

При подготовке и проведении опыта обязательно соблюдать правила по технике безопасности.

Объяснение и эксперимент логически сливаются в общий неразрывный процесс в виде увлекательной и убедительной беседы преподавателя и студентов.

Методика демонстрационных опытов.

Методика применения эксперимента в процессе обучения выражена главным образом в подборе и последовательности расположения опытов в каждом разделе и теме курса физики. Обычно применяют два способа восприятия демонстрационных опытов . поэтому существует та или иная методика эксперимента.

Один из способов можно считать основным; он состоит в подготовке показе установок и опытов для непосредственного обозрения.

В этом случае используют специально сконструированные для этой цели демонстрационные приборы. Сюда относятся измерители, индикаторы, приборы по отдельным темам. В этих приборах заранее предусмотрено обеспечение основного требования – видимости. Для выразительности опытов имеет значение подбор индикаторов, по которым судят о протекаемых явлениях. Индикаторами могут служить: электронный осциллограф, стрелочные измерительные приборы, электрическая лампочка, звук и т.д. Предпочтительнее пользоваться индикаторами первичными. Например, всем известно, что нагревании зачастую приводит к воспламенению. Поэтому вспышка в воздушном огниве ни у кого не вызывает сомнения в нагревании воздуха при сжатии. Если же для эксперимента применить в качестве индикатора термопары с гальванометром, то студентам предварительно надо показать факт получения тока при нагревании термопары.

Ко второму способу показа опытов – проецированию – приходится прибегать главным образом потому, что некоторые необходимые для изучения явления протекают в очень малых масштабах (капиллярные явления, кристаллическая решетка, движение заряженных частиц и т.д.). Или эти опыты опасны для окружающих ( ядерные реакции, изопроцессы и т.д). В этом случае необходимо применение информационных технологий на занятиях по физике. Выполнение компьютерного физического лабораторного эксперимента вызывает дополнительный интерес у студентов. С помощью интерактивных лабораторных опытом можно наблюдать явления, недоступные в обычных условиях. Такие как давление света, распад атомного ядра, движение заряженных частиц по проводнику и т.д.

ГЛАВА №2. ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

2.1. Типы фронтальных лабораторных работ.

Классификация лабораторных работ может быть разнообразной в зависимости от того, какие признаки лежат в ее основе. Так, различают работы кратковременные и рассчитанные на целый урок; работы качественные, связанные с наблюдением физических явлений, и количественные, в которых выполняются не только наблюдения, но и измерения; работы, выполняемые по заранее предложенному плану, и работы, в которых студентам предоставляется большая самостоятельность.

Однако все эти признаки оказываются недостаточными, чтобы охватить разнообразие фронтальных лабораторных работ. Наибольший интерес с методической точки зрения представляет классификация работ по тем задачам и целям, которые преследует преподаватель, организуя лабораторные занятия.

Согласно этим признакам можно отметить следующие типы работ:

2.2. Методы и приемы проведения лабораторных работ.

Фронтальные лабораторные работы позволяют преподавателю включать в нужный момент решения той или иной задачи одновременно студентов целой группы. Создавать и решать проблемные ситуации. Такие работы обычно связываются с объяснением преподавателя, с решением задач по ходу урока, вопросами студентов, с подготовкой к следующему занятию. Таким образом, фронтальные занятия – это прежде всего обучение, а не самообучение.

Здесь основная роль принадлежит преподавателю. Он должен уметь организовать и направлять всю работу: намечать совместно с учащимися план занятия, проводить подготовку и быструю выдачу оборудования, давать четкие и ясные инструкции, своевременно оказывать помощь, особенно слабоуспевающим студентам, вести постоянное наблюдение за работой, контролировать и оценивать полученные ими результаты. И от того, насколько хорошо подготовлен к таким работам преподаватель, в значительной мере зависит успех всего дела.

Лабораторные работы могут быть поставлены по-разному:

- как введение к той или иной теме курса физики,

- как иллюстрация к объяснению нового материала,

- как повторение и обобщение пройденного или как контроль приобретенных знаний, умений и навыков.

Чтобы придать лабораторным занятиям такого вида большую эффективность, надо наметить наиболее рациональный порядок выполнения эксперимента. С этой целью в описании работы обычно приводится примерный перечень вопросов, на которые последовательно должны ответить студенты.

Учебное занятие начинается с демонстрации преподавателя, выявляющей основное понятие – главный фокус линзы. С этой целью при помощи оптического диска на линзу направляются немного расходящиеся или сходящиеся пучки света и устанавливается понятие фокуса как точки, в которой собираются эти пучки, пройдя линзу. Затем опыт повторяется, но с пучками параллельными, которые собираются за линзой в главном фокусе, на определенном расстоянии, называемом главным фокусным расстояние.

Затем учащимся выдается необходимое оборудование (линза двояковыпуклая, зеркало вогнутое, миллиметровая сетка на стекле).

Перед выполнением лабораторной работы перед студентами ставятся вопросы:

Как определить главное фокусное расстояние линзы, которая им выдана?

Путем наводящих вопросов выясняется, что для этого нужно воспользоваться каким – либо достаточно удаленным источником света (общая для всей группы электрическая лампочка), лучи от которого можно считать почти параллельными.

Что получится на экране, если источник света или другой освещенный предмет поместить не где-либо вдали, а на двойном фокусном расстоянии от линзы?

После выполнения опыта результаты обсуждаются и делается вывод: изображение предмета, установленного на двойном фокусном расстоянии от собирающей линзы, оказывается обратным, а по величине равным предмету, и находится на двойном фокусном расстоянии по другую сторону от линзы.

Как при помощи линзы получить действительное изображение предмета, увеличенное или уменьшенное?

Из рассмотрения результатов опытов легко делается вывод: когда предмет приближается к главному фокусу линзы, то изображение предмета увеличивается и удаляется от линзы; если же предмет удаляется от линзы, то его изображение уменьшается и приближается к главному фокусу.

Таким образом, в ходе выполнения лабораторной работы, студенты самостоятельно добывают знания, рассуждают, делают выводы.

К такому же типу лабораторных работ можно отнести и учебные занятия, на которых отдельные элементы лабораторного оборудования служат раздаточным материалом. Например, если разбирается вопрос о различных сопротивлениях в электрической цепи. С этой целью на столы раздаются по два разных проволочных сопротивления и одному реостату. Вначале преподаватель знакомит студентов с устройством проволочных сопротивлений (спираль, клеммы, колодка) и на разное число витков проволоки в зависимости от величины сопротивления. Затем переходит к рассмотрению основных частей реостата: проволочного сопротивления, изолирующей трубки, металлического стержня со скользящим контактом и т.д. далее преподаватель предлагает включить реостат в цепи и измерить силу тока, в зависимости от положения скользящего контакта. Результаты работы обсуждаются и делается вывод.

Выполнение лабораторных работ дает полную возможность проводить в конце учебного занятия коллективное обсуждение полученных результатов наблюдений и измерений. Это служит быстрым контролем правильности выполнения работы, постепенно приучает студентов к необходимости обработки и правильности оценки результатов.

Надо всегда помнить, что приемы и навыки вычисления погрешностей при выполнении лабораторных работ усваиваются с трудом, поэтому нельзя ограничиваться только некоторыми общими предварительными указаниями и разъяснениями. На коллективных обсуждениях результатов экспериментов следует постепенно и настойчиво прививать и упражнять эти навыки, пользуясь конкретными примерами после каждой лабораторной работы.

Составление краткого письменного отчета в процессе выполнения лабораторной работы часто затрудняет студентов, и на записи затрачивается непроизводительно много времени. В ряде случаев учащиеся включают в содержание отчета такие мало нужные материалы, как перечень всего оборудования, подробное описание процесса составления цепей или установок. Поэтому преподаватель должен неоднократно показать на примерах, как составлять отчеты о различных типах лабораторных работ, чтобы рационализировать записи и оставить больше времени на выполнение эксперимента.

В отчетах можно оставить номер и название работы и не указывать цель работы, так как она в большинстве случаев совпадает с названием. Нет также необходимости в перечислении оборудования, так как это ничего не прибавляет к смыслу отчета.

Теоретическое обоснование к работе должно быть кратким и емким. Содержание описывать не надо. О том, понимает студент работу или нет, можно судить по приводимым схемам электрических цепей с пояснениями. Такие схемы вместе с формулами и таблицами для записи результатов измерений и вычислениями должны составлять основную часть отчета.

Таким образом, в письменном отчете для измерительной работы в большинстве случаев вполне достаточно:

Номер и название лабораторной работы;

Схематический рисунок или схема электрической цепи;

Таблица результатов измерений;

Вычисления и выводы.

Для работ качественного характера отчет упрощается. В нем остаются пункты 1;2;5.

2.4. Контроль и оценка знаний студентов.

Тщательное наблюдение, которое должен вести учитель за студентами во время проведения лабораторных работ, преследуют две цели – обучение и контроль. С одной стороны, наблюдения необходимы для того, чтобы своевременно оказывать помощь отстающим учащимся, а с другой – проверить, как справляются с работой остальные студенты. Такие наблюдения служат основными критериями для оценки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами при выполнении лабораторных работ.

Если по тем или иным причинам этих сведений недостаточно, то преподаватель может их восполнить, применяя при опросе следующий практический прием.

К доске приглашаются сразу два студента. Один из них дает устные ответы на вопросы преподавателя или решает задачу с данными, полученными в ходе выполнения лабораторной работы. Другой студент в это время, получив задание, выполняет на отдельном столе эксперимент.

Задания по эксперименту могут быть разнообразные, им можно придать форму экспериментальных задач. Например: Определить сопротивление лабораторного реостата с удельным сопротивлением 0,4 (Ом*мм 2 ) / м.

Надо иметь ввиду, что при таком методе опроса – сразу двоих студентов – внимание преподавателя раздваивается и возникает опасность не получить должного эффекта. Однако всегда можно заметить, насколько правильно выполняется эксперимент, применяются измерительные приборы. Это позволит по достоинству оценить знания, умения и навыки опрашиваемого.

Также преподаватель может провести контрольную лабораторную работу. Его наблюдения во время выполнения работы, а также просмотр отчетов дадут дополнительные сведения для правильной оценки успеваемости каждого студента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Анциферов, Л.И., Пищиков, И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента. – М.: Просвещение, 1984.

4.Физический практикум для классов с углубленным изучением физики. Дидактический материал / под ред. Ю.И. Дика, О.В. Кабардина. – М.: Просвещение, 1993.

5.Сокольская, О.Б. Компьютерные лабораторные работы по физике в пакете MathCad: Учебное пособие / О.Б. Сокольская. - СПб.: Лань, 2013.
6. Тарасов, О.М. Лабораторные работы по физике с вопросами и заданиями: Учебное пособие / О.М. Тарасов. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

Лабораторная работа по физике является важной составляющей всего комплекса обучения, который включает теорию, решение задач. Подобные задания позволяют студентам проверить на практике действие различных законов и получить полное представление об универсальных методах исследования в физике.

Лабораторные работы по физике

Частью процесса обучения физике студентов технических специальностей является лабораторный практикум. Обычно он выполняется после изучения соответствующего теоретического раздела.

Главная цель, которая ставится перед лабораторными, — познакомить учащихся с приборами и физическими явлениями , помочь им овладеть всеми методами измерений , научиться проводить эксперименты и делать самостоятельные выводы . Требуется не только получить результаты, но и проанализировать их, провести математическую обработку.

Лабораторные работы служат для постоянного повторения и углубления, а также расширения и обобщения знаний из разных тем курса .


Цель данной лабораторной работы – проверить закон радиоактивного распада с помощью эксперимента. В процессе выполнения требуется знать не только теорию, но и пользоваться специальным оборудованием. Затем следует ответить на ряд вопросов . По итогам студент должен знать:

виды радиоактивного излучения;

общую характеристику элементарных частиц.

Важно уметь классифицировать элементарные частицы и решать задачи, используя квантовые постулаты.

Ф изический практикум служит для определения влажности воздуха . Опыт ставится с использованием жидкости, которая по свойствам занимает промежуточное положение между газом и твердым телом. Это обусловлено близким расстоянием между связанными молекулами, что и должны проверить студенты.

По результатам эксперимента важно научиться:

использовать различные средства для наглядности, в числе которых чертежи и схемы;

действовать согласно алгоритму и указаниям;

распознавать параллельные и последовательные соединения;

хорошо ориентироваться в электрической цепи;

знать природу внешних сил поверхностного натяжения и единицы его измерения, зависимость от температуры, необходимые формулы.

В процессе учебы студенты проводят и лабораторные с маятниками Максвелла и Обербека. Первая позволяет познакомиться с основными понятиями кинематики, динамики поступательного и вращательного движения, баллистической траектории. За счет эксперимента определяется свободное ускорение и момент инерции маятника. Сам практикум предполагает пользование специальным оборудованием.

Маятник Обербека служит для определения момента инерции нескольких грузов и силы трения. Предварительно нужно ознакомиться с теорией. Чтобы все сделать грамотно, можно посмотреть и скачать бесплатно уже готовый пример с методическими рекомендациями.

Лабораторная работа проводится для ознакомления с интерференцией света в тонких пленках, а также учит определять радиус кривизны поверхности линзы. Для выполнения эксперимента используется специальная оптическая система, микроскоп и набор светофильтров.

По итогам студент должен знать, что такое кольца Ньютона и как они получаются, определять погрешности и выявлять, от чего они зависят. Также важно грамотно составить необходимые чертежи и схемы в процессе выполнения. Образец с уже заполненными данными вы можете посмотреть здесь.

Одним из видов практикумов, выполняемых студентами во время учебы, является определение емкости конденсатора . Это знакомит их с законом электростатики. Результаты измерения просчитываются с помощью формул и заносятся в специальную форму в виде таблицы.

После выполнения, студенты должны знать “что такое конденсатор”, уметь объяснять по схеме цепи назначение приборов, а также:

понимать принцип определения емкости;

применять формулы для расчета погрешностей;

знать единицы измерения емкости;

уметь строить схему соединения конденсаторов.

В общем виде работа выглядит так, как представлено в этом образце.

Цель проведения такого практикума заключается в экспериментальном анализе электростатического поля, которое образуется вокруг зарядов . Также студент должен графически изобразить его между двумя проводниками, в том числе силовые линии и колебания магнитного поля, определить среднее значение напряженности в конкретных затухающих точках и резонанс . При выполнении необходимо пользоваться таким оборудованием, как вольтметр, осциллограф , реостат, источник тока, микровеберметр с измерительной катушкой индуктивности .

По результатам учащийся может хорошо разобраться в терминах и определениях, единицах измерения, связях между физическими понятиями. Готовый пример можно посмотреть ниже.

В процессе выполнения данной лабораторной необходимо опытным путем обнаружить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело , а также определить выталкивающую силу. Опыт проводится с обычной и соленой водой , в результате которого нужно сделать выводы:

относительно этих двух разных жидкостей;

рассчитать выталкивающую силу;

занести все данные в таблицу.

Пример оформления лабораторных работ по физике для различных вузов

Однако вышеописанные лабораторные работы являются лишь небольшой частью всего учебного процесса. Студенты МГУ, МАДИ, МЭИ выполняют множество других практических заданий по физике. Ознакомиться с ними, а также с исследованиями учащихся из других вузов, можно ниже.

Написание любой лабораторной работы вызывает некоторые сложности. Во-первых, не всегда понятно, что должен содержать отчет о проделанной работе. Во-вторых, как оформить весь имеющийся материал, и в какой последовательности расположить. Попробуем разобраться с данными проблемами в данной статье.

Как оформить лабораторную работу по ГОСТу. Правила написания лабораторных работ обновлено: 3 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Как оформить лабораторную работу по ГОСТу. Правила написания лабораторных работ

Написание лабораторной работы

Любая лабораторная работа, как правило, должна включать в себя следующие структурные элементы:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение

Введение

В данном разделе должно быть приведено обоснование актуальности работы.

Актуальность работы – это степень ее важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

Обоснование актуальности лабораторной работы – это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования данного вопроса.

Актуальность можно выразить словами:

Особое значение приобретает вопрос …

Социальная значимость темы определяется …

В связи с … большое значение приобрела проблема …

Интерес к проблеме … обусловлен …

За актуальностью рассматривается объект и предмет работы.

Объект исследования – это то, что будет взято для изучения и исследования.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования – это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Объектом исследования является озеро Байкал.

Предмет исследования: история заселения о. Байкал.

Далее описывается цель проведения работы, т.е. желаемый конечный результат, который планируется достичь в итоге проделанной работы.

Для составления целей работы можно воспользоваться следующей схемой: взять одно из слов типа исследовать, показать, проверить, изучить, определить и т. п. Далее добавить объект исследования.

После описания цели указываются задачи, которые потребуется решить для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы.

Обычно задачи просто перечисляются и начинаются со слов: измерить, найти, провести, разработать, познакомиться, изучить, рассмотреть, обобщить, и т. п.

Основная часть работы

Данный раздел состоит из двух частей: теоритической и практической.

Теоретическая часть содержит описание исследуемой области. В ходе написания данной части исследуются статьи, книги, учебники и другая литература посвященная теме лабораторной работы. Целью написания данного раздела является всестороннее изучение объекта лабораторной работы.

Практическая часть лабораторной работы заключается в применении и закреплении полученных знаний в ходе изучения теоретического материала. В данном разделе подробно описывается ход действий, выполненных в ходе лабораторной работы и полученный результат.

Заключение

Суть данного раздела состоит в кратком пересказе всей работы и подведения итогов ее итогов. Приводится краткое описание результатов, полученных в ходе выполнения лабораторной работы.

Оформление лабораторной работы

Оформление текста

Текст работы располагается на одной стороне листа белой бумаги формата А4, гарнитура используемого шрифта Times New Roman размер 14. Для установки перейдите на вкладку Главная в раздел Шрифт и установите требуемые параметры.

Настройки шрифта

Весь текст работы располагается через полтора интервала, отступ первой строки равен от 0,75 до 1,5, выравнивание текста по ширине.

Задать абзац

В появившемся окне в окне установите требуемые значения, по завершению нажмите кнопку ОК.

Свойства абзаца

Поля документа должны соответствовать следующим значениям: правое – 10 мм, левое – 20 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Для установки размеров полей требуется перейти на вкладку Разметка страницы, раздел Параметры страницы, нажать кнопку Поля и из раскрывающегося списка выбрать пункт Настраиваемые поля. В открывшемся диалоговом установите значение полей в см и нажмите ОК.

Установка размеров полей

Установка размеров полей

Для автоматической расстановки переносов на вкладке Разметка страницы, в разделе Параметры страницы, воспользуйтесь кнопкой Расстановка переносов, из раскрывающегося списка выберите Авто.

Автоматическая расстановка переносов

Автоматическая расстановка переносов

Если текст работы подразделяется на пункты, то они нумеруются порядковыми номерами. Пункты могут быть разделены на подпункты, которые имеют порядковую нумерацию в пределах пункта. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением ставиться дефис или строчная буква, после которой ставиться скобка. Например:

Каждый новый раздел работы начинается с нового листа.

Заголовки

Наименование структурных элементов отчета Введение, Заключение, Реферат, Определения, Список использованных источников служат заголовками.

Основная часть работы должна быть разделена на разделы, подразделы и пункты, которые содержат законченную информацию и имеют заголовки.

При делении текста работы нумерацию проводят арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы, за исключением приложений.

Номер подраздела или пункта должен включать номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта и разделяться точкой.

После номера точка не ставиться, далее следует наименование структурного элемента работы.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать его не следует.

Заголовки записывают с абзацного отступа, в конце заголовка точка не ставиться. Если заголовок состоит из двух предложений, то точка ставиться после первого предложения, а после второго она будет отсутствовать. Переносы в заголовках также не допускаются.

Допускается выделение заголовком полужирным начертанием шрифта.

Заголовок подраздела или пункта отделяется от предшествующего текста одной пустой строкой.

Для дальнейшей возможности создания автоматического содержания, каждому заголовку работы требуется определить и установить соответствующий уровень. Для этого выделяем заголовок, переходим на вкладку Главная, вызываем диалоговое окно Абзац и в разделе Общие в графе Уровень, выбираем соответствующий уровень заголовка структурного элемента. Для Введения и наименования разделов лучше всего установить 1 уровень, для заголовков подразделов – 2 уровень, а для пунктов соответственно – 3 уровень и так далее.

Нажимаем ОК и переходим к следующему заголовку.

Нумерация страниц

Введение и наименование полей

Введение и наименование полей

MS Word автоматически проставит нумерацию всех страниц имеющихся в документе.

Нумерация страниц

Титульный лист включается в нумерацию страниц, но при этом на нем номер страницы не ставиться. В связи с этим наиболее удобным решением представляется начинать нумерацию страниц в документе с 2, а титульный лист разместить в отдельном документе. Для настройки нумерации перейдите на вкладку Вставка, раздел Колонтитулы, нажмите кнопку Номер страницы, выберите команду Формат номера страницы. В появившемся диалоговом окне в графе начать с установите цифру 2 и нажмите ОК.

Настройка нумерации

Оформление рисунков и таблиц

Рисунки и таблицы в отчете располагаются непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. Выравнивание устанавливается посередине страницы, без абзацного отступа.

Рисунок 1.1 – Образец наименования рисунка

Наименование таблицы должно отражать ее содержание, располагаться над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Например:

Таблица 1.1 – Единицы измерения информации

Нумерация ведется в пределах раздела, номер состоит из номера раздела и порядкового номера, разделенных точкой.

При переносе таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю границу не проводят. На следующей странице справа без абзацного отступа дополняют надписью Продолжение (Окончание) табл. 1.1.

Примечание:

Требования по оформлению отчета у каждого образовательного учреждения могут меняться, так как имеющийся ГОСТ не регулирует некоторые моменты по оформлению текста научных работ. Но суть содержания любого отчета остается неизменной и направлена на отражение действий, которые выполнены учащимся, в процессе получения новых знаний и навыков.

Как оформить лабораторную работу по ГОСТу. Правила написания лабораторных работ обновлено: 3 сентября, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Шаблон для правильного оформления в учебных тетрадях лабораторных работ по естественно-научным учебным дисциплинам

Лабораторная работа оформляется по определённому плану. Она, как правило, имитирует в упрощённом виде те исследования, которые проводили настоящие крупные учёные прежних лет в этой области. Необходимо придерживаться стандартного плана в оформлении своей лабораторной работы. Фактически это является имитацией протокола научного опыта или имитацией научного отчёта о проведённом исследовании, и это приучает обучающихся к правильному оформлению их будущих исследований.

Лабораторное занятие – это основной вид учебных занятий, направленный на экспериментальное подтверждение теоретических положений. В процессе лабораторного занятия учащиеся выполняют одну или несколько лабораторных работ (заданий) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.

Выполнение лабораторных работ направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;
  • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
  • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
  • выработку самостоятельности, ответственности и творческой инициативы.

Ведущей дидактической целью лабораторных занятий является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений, поэтому преимущественное значение они имеют при изучении дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов.

Основными целями лабораторных занятий являются:

  • установление и подтверждение закономерностей;
  • проверка формул, методик расчета;
  • установление свойств, их качественных и количественных характеристик;
  • ознакомление с методиками проведения экспериментов;
  • наблюдение за развитием явлений, процессов и др.

В ходе лабораторных занятий у учащихся формируются практические умения и навыки обращения с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, а также исследовательские умения (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, оформлять результаты).

По лабораторной работе репродуктивного характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • используемое оборудование, аппаратуру, материалы и их характеристики;
  • основные теоретические положения ;
  • порядок выполнения конкретной работы;
  • образец оформления отчета (таблицы для заполнения; выводы (без формулировок));
  • контрольные вопросы;
  • учебную и специальную литературу.

По лабораторной работе частично-поискового характера методические указания содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • основные теоретические положения.

Форма организации учащихся для проведения лабораторного занятия – фронтальная, групповая и индивидуальная – определяется преподавателем, исходя из темы, цели, порядка выполнения работы:

  • при фронтальной форме организации занятий все учащиеся выполняют одну и ту же работу.
  • при групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
  • при индивидуальной форме организации занятий каждый выполняет индивидуальное задание.

Оформление лабораторной работы (или практического занятия)

Дата : _____ (Отвечает на вопрос: "Когда делали?" Дата - это один из важных пунктов для протокола любого научного исследования, т.к. она подтверждает реальность проведённой работы, привязывает её к определённому времени. Можно сказать, что дата - это необходимый элемент для обозначения научности и реальности проводимого исследования.)

Лабораторная работа [или: Практическое занятие] № ___.

Цель: _____________________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы , которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)

Оборудование: гаджет, доступ в Интернет, письменные принадлежности - это тот минимум, который необходим для работы с электронными ресурсами + специальное оборудование для конкретного занятия ( Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?")

Ход работы: _______________________________________ ( Отвечает на вопрос: " Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)

Результаты: _______________________________________ ( Отвечают на вопрос: " Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)

Выводы: __________________________________________ ( Отвечают на вопрос: " что поняли?", или "что узнали?", или "какой информацией, знанием можете поделиться с другими людьми?" Отвечая на этот вопрос, следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали. Не стесняйтесь делать даже "плохие" или "неудачные" выводы. Даже профессора и академики постоянно исправляют и улучшают свои же собственные выводы, такова уж особенность научно-исследовательской работы. Что уж говорить о студентах? Учитесь делать научные выводы и совершенствовать их! И не надо путать вывод и отчёт! Отчёт отвечает на вопрос "что сделали?", а не "что поняли или узнали?" Отчёт, несомненно, тоже важен, и лучший отчёт звучит примерно так: "всё, что было запланировано, было выполнено в срок". Как видим, в таком отчёте не содержатся новые знания, новая информация, в нём не говорится о том, что понял исполнитель в результате своей работы.

Так что пишите в выводах о том, что вы узнали благодаря проделанной работе, а не о том, какую именно работу вы провели.)

Читайте также: