Как оформить исследовательскую работу по истории

Обновлено: 16.05.2024

Статья поможет учителям истории организовать научно-исследовательскую работу на уроках, во внеурочной деятельности.

Оценить 740 0

Тулепова Ольга Григорьевна

учитель истории

Организация научно-исследовательской работы

школьников по истории

Современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству.

По мнению педагога Г.К.Селевко, большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. [3;5]

Современная система образования должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку учащихся. Сегодняшний компетентностный подход в образовательной среде нацеливает нас, педагогов, на поиск новых технологий, приемов и методов, ориентированных на формирование основных компетенций.

Исследование как метод и как самостоятельная технология используется нами как на уроках, так и во внеклассной работе по истории.

Занимаясь исследовательской деятельность с обучающимися, я ставлю следующие задачи:

расширить и углубить знания обучающихся по истории;

развивать навыки научно-исследовательской деятельности;

формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать гражданскую позицию;

развивать коммуникативные качества личности школьников;

находить и анализировать информацию из различных источников;

научить обучающихся составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;

помочь школьникам определиться с выбором профессии;

подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Часто применяю активные и интерактивные методы исследовательской деятельности: работа в группах, творческие задания (сочинение стихотворения, оды, сценария спектакля, составление словарей, реклам, лозунгов, родословных, изготовление макетов, рисунков и т.д.), диспуты, споры, соревнования.

В проектно-исследовательской работе обязательно выделяю этапы: подготовительная работа (выбор темы проекта, определение его типа и числа участников, обоснование проблемы, в рамках тематики), планирование (распределение ролей между участниками, определение фронта работы), организационно-исследовательский этап (поиск нужной информации, составление технологической карты с последовательным ходом работы, выполнение творческого задания), завершающий этап (представление результатов работы, рефлексия).

Внеурочная деятельность предлагает более широкий спектр возможностей реализации научно-исследовательской деятельности. Организация исследовательской практики, образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии, интервью, научное общество учащихся – формы внеклассной работы, которые сочетают в себе работу над исследованиями, организацию дискуссий, дебатов, круглых столов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и т.д.

Особо ведется исследовательская работа в рамках деятельности школьного Музея Боевой и Трудовой Славы. Это изучение литературы, обработка информации различного вида, составление экспозиций музея и экскурсий, создание творческих работ, написание проектов, как исследовательского, так и социального характера.

Следует учитывать факторы успешности исследовательской деятельности:

соблюдение принципа добровольности в выборе темы и занятиях учеников этим видом работы;

максимальная самостоятельность ученика в процессе исследования;

компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

материально-техническая поддержка руководителей и исполнителей исследовательских работ.

Итак, широкое использование исследовательского метода создает среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможность использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, позволяет активно использовать информационные технологии, развивает творческий потенциал обучающихся.

Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 3-10.

Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 2000. – №6. – С.5-20.

Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. – № 4. – С. 3-10

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история.– М.: Издательство “Первое сентября”, 1999.

Я иду на урок истории: Материалы по истории средних веков. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные критерии выбора темы: * желательно, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный момент, но и на перспективу; * очень хорошо, если выбор темы обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.

Правила оформления исследовательских работ

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:

1.Теоретические методы исследования
2. Экспериментальные методы исследования.
3. Обобщение данных и предложенные выводы.
Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно – исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитее у них исследовательского типа мышления.

1.Объектная область, объект и предмет

Объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (можно предложить проблему, которая не охвачена школьной программой, но дополняет и уточняет изученный в школе материал).
Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность (более конкретная узкая область исследований).
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов связей, отношений в конкретной области объекта). Предмет исследования определяет тему работы.

2.Тема, проблема и актуальность исследования.

Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т. е. процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.
Обосновать актуальность - значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование работы.

3.Определение гипотезы.

4.Цель и задачи исследования.

В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них.
Можно поставить целью:
* выявить. ;
* установить. ;
* обосновать. ;
* уточнить. ;
* разработать.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

5.Проведение научного исследования

Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап), аналитический, рефлексивный этап. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на школьную, районную конференции, отработать формы представления в виде напечатанной работы, тезисов, электронной презентации, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т. е. спланировать внедренческий этап исследования.

6.Оформление научно-исследовательской работы

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы).
Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования;
главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

В главах 2-3 описывают, где, когда, кем и как проводились опыты или наблюдения, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки первичных данных вы использовали. Писать эти главы рекомендуем как можно подробнее, не стесняйтесь упоминать вещи, казалось бы и так понятные. Очень часто результат работы напрямую зависит от числа проведенных опытов или наблюдений. Читатель должен абсолютно точно представить себе, что и как делал автор исследовательской работы. Если в работе применялись какие-то математические методы обработки, следует сказать какие. Если эти методы применяются редко или отличаются от общепринятых, надо сослаться на литературу, из которой вы их взяли.
Ни один человек, тем более школьник, не занимается исследованием в одиночку, за редким исключением. Поэтому в конце должны содержаться сведения о том, где была выполнена работа, кто помогал автору в сборе и обработке информации, в оформлении результатов. Следует непременно поблагодарить на оказанную помощь.

Полученные данные должны быть осмыслены, обработаны и изложены. Важно написать так, чтобы читатель понял, что вы взяли из литературных источников, а что составляет содержание ваших наблюдений. Таблицы – самый экономичный, а графики самый наглядный способ представления результатов, они очень полезны и почти всегда необходимы в работе, в то же время полученные результаты должны быть описаны словесно, разумеется, со ссылками на таблицы и рисунки, которые являются материалом для описания и размышлений. Как описывать результат – дело автора.

Следующий этап написания работы – обсуждение результатов. Обычно принимается такой порядок: сначала выявляются общие закономерности, а потом более частные. В первую очередь автор обсуждает те характерные черты, которые присущи всему материалу, а потом особенности отдельных его частей. Часто полученные нами результаты требуют сравнения с аналогичными, уже имеющимися в литературе: что общего, в чем отличия, почему так? Автор должен продемонстрировать умение мыслить, делать выводы из полученных фактов, может согласиться с мнением других исследователей или возразить им. Итак, основное содержание этой главы – доказательства, а ведущий метод – сравнение. Задача автора – убедить читателей в справедливости его выводов.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Особой точности требует составление библиографического списка.
Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение.
Приложение - это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии Документов, статистические материалы и т. п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.
Основные требования при оформлении приложений можно формулировать так:
* размещаются после библиографического списка;
* в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста;
* каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.
Еще одна особая часть основного текста - это примечания.
Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
* в круглых скобках;
* подстрочно (оформляются как сноски);
* после параграфов или глав.
Что может быть примечанием?

* Определение терминов или устаревших слов.
* Справочная информация о лицах, событиях, произведениях.
* Перевод иностранных слов и предложений.
* Пояснения основного текста.
* Примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако, исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно на заключительном этапе исследования - его защите.

7. Защита результатов исследования.
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 7-10 минут. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 минуты, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть, по сути, кратко повторяет введениеисследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.

Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводыпо результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Постарайтесь в заключении создать кульминацию выступления, предложите слушателям поразмышлять над проблемой, покажите возможные варианты дальнейших исследований, используйте цитату по теме реферата известного ученого. Особое внимание обратите на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежения к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории. После доклада автор защищает свою работу, отвечая на вопросы экспертов и присутствующих. Работа может

демонстрироваться на плакатах, моделях, с помощью технических средств; рекомендуется

использование публикаций, свидетельств, отзывов, фотоальбомов, раздаточных

СОВЕТЫ ДОКЛАДЧИКУ

1. Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями. Помните: Вас никто не

2. Назовите тему Вашей работы. Четко и ясно сформулируйте ее цель, используя,

3. Расскажите, каким путем вы шли к достижению поставленной цели, какие

встретили трудности, как они были преодолены, - одним словом, изложите

основное содержание работы, ее идею и суть.

4. Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы, в

виде основного вывода или заключения по работе.

5. Закончите выступление примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за

6. Успокойтесь. Подготовьтесь к ответам на вопросы.

Дорогие участники! Помните, что победа в ваших руках. Залог победы - хорошая

учеба и добротно выполненная научная работа. Хорошая работа имеет замечательное

свойство: когда Вы защищаете ее, она защищает Вас.

4. Примерное содержание выступления при презентации работы

Работа над этим проектом актуальна и значима (приводятся доказательства актуальности и значимости проекта). Эта работа была нам интересна (обосновывается причина выбора темы).

Цель данной работы (приводится формулировка цели работы).

Для ее достижения мы решали частные задачи, которые выбраны в соответствии с нашим планом работы(указываются задачи).

Мы ожидали, что в результате работы получим следующие результаты (описываются ожидаемые результаты).

Нами были изучены следующие источники по заявленной проблеме (указываются изученные источники).

В ходе разработки проекта мы выполнили следующую работу (перечисляются наиболее важные виды работ).

Сегодня мы представляем вам продукт, разработанный в ходе проекта (перечисляются важнейшие характеристики продукта, если проект предусматривал его создание).

Результаты работы могут быть использованы (приводятся виды деятельности, в которых могут быть использованы полученные в ходе исследовательской работы результаты).

В заключение выступления стоит высказать свое суждение о сотрудничестве с руководителем проекта (исследовательской работы) и поблагодарить слушателей.

5. Правила оформления презентации

• Рекомендуется выдерживать презентацию в едином стиле.

• Стиль отдельных разделов презентации может отличаться тональностью или цветовой гаммой.

• Для создания однотипных слайдов используйте копирование слайдов.

• Старайтесь избегать текста WordArt, особенно в презентациях делового характера: чаще всего он смотрится вычурно.

• Нецелесообразно помещать на слайд слишком много объектов.

• Текст, особенно большого объема, будет хорошо смотреться, если его выравнять по ширине.

• Длинный текст лучше разместить на нескольких слайдах.

• Не рекомендуется использовать на одном слайде более трех различных шрифтов.

• Следите за тем, чтобы текст хорошо читался, используйте при его оформлении минимально возможное количество цветов.

• Старайтесь избегать нестандартных шрифтов, так как их может не быть на других компьютерах. В случае отсутствия вашего шрифта он будет заменен другим, а это может привести к нарушению дизайна слайда или к невозможности прочесть текст.

• При создании фонов старайтесь избегать стандартных текстур и растягивания картинок на весь слайд, особенно с искажением размеров.

• Осторожно работайте со звуковыми объектами, их применение должно быть обоснованно.

• Старайтесь избегать стандартных звуков, которые встроены в Power Point, чаще всего они мешают восприятию информации.

• Осторожно работайте с видеофайлами: их внутренний формат может не совпадать с настройками вашего компьютера и видео может не пойти.

• Иногда имеет смысл вывести на экран большие таблицы, большие тексты, чтобы кратко прокомментировать их.

И обязательно помните о правиле: докладчик при работе с презентацией не должен повторять то, что написано на экране, слушатели и так это увидят.

6. Оглавление

08.04.2018
Оглавление
За титульным листом исследовательской работы следует её
содержание, в котором обозначены все смысловые части работы:
введение, основная часть, заключение, список литературы,
приложение. Каждый раздел, глава, параграф должны иметь
название.
Введение
Глава 1 ________________
1.1 __________________
1.2 __________________
Глава 2 _________________
2.1. __________________
2.2. __________________
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
3
4
8
11
16
20
23
25
27
28
30

8. Введение (наиболее ответственная часть работы)

Введение
08.04.2018
(наиболее ответственная часть работы)
Введение. В этой части обучающийся:
• даёт обоснование выбора темы, объясняет актуальность и
проблему исследования;
• определяет объект и предмет исследования (они соотносятся
с формулировкой темы);
• выдвигает гипотезу;
• формулирует цель и задачи;
• описывает методы исследования.
Объём введения составляет 1 страницу

9. Актуальность исследования

08.04.2018
Актуальность исследования
При обосновании актуальности исследования во введении
исследовательской работы необходимо решить, почему
именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
Актуальность исследования – это степень его важности на
данный момент и в данной ситуации для решения
определенной проблемы, задачи или вопроса.
Актуальность проблемы исследования это востребованность изучения и решения
данной проблемы.

10. Определение объекта и предмета исследования (они соотносятся с формулировкой темы)

* Объект исследования – это то, что взято для изучения и исследования.
Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или
живое существо. Объектом исследования может быть процесс или
явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос:
что рассматривается?
* Предмет исследования - это составляющая часть объекта исследования,
отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не
выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос:
что изучается?
Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.
Таким образом, объект – поле деятельности для изучения,
предмет – изучаемое свойство объекта.

11. Объект и предмет исследования

Определение цели работы
Цель исследования – это конечный результат, которого
хотел бы достичь исследователь при завершении своей
работы.
Цель формулируется кратко, определённо точно и
отражает тему исследовательской работы:
*
*
*
*
*
выявление
определение
обоснование
изучение
создание
Примеры:
* Выявление воздействия газированных напитков на организм человека
через исследование их кислотных свойств.
* Создание информационной мультимедийной презентации по истории сварки.
* Изготовление прибора
* Создание макетов костюмов.

15. Методы исследования

08.04.2018
Методы исследования
Методы исследования - это способы достижения цели
исследовательской работы.
В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в
исследовательской работе;
- желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е.
почему именно эти методы лучше подойдут для достижения
цели.
На каждом уровне работы исследователь
определяет используемые методы исследования.

16. Виды методов исследования

08.04.2018
- Наблюдение
- найти в Интернете
- чтение литературы
- интервью
- анкетирование
- опрос
- собеседование
- тестирование
- фотографирование
- счет
- измерение
- сравнение
С помощью этих методов
исследования изучаются
конкретные явления, на
основе которых формируются
гипотезы.
- Эксперимент
- лабораторный опыт
- моделирование
Эти методы исследования
помогают не только собрать
факты, но проверить их.

17. Основная часть

08.04.2018
В основной части передается основное содержание работы.
Материал конструируется в смысловые блоки, в которых:
• раскрывается суть проблемы,
• обосновывается своя точка зрения на спорные вопросы,
• даётся обзор используемой литературы.
В работе необходимо приводить собственные версии,
сведения, оценки и суждения по данной проблеме.
Основная часть работы содержит 2-3 главы:
• Глава 1 содержит итоги анализа литературы, теоретическое
обоснование темы исследования.
• Главы 2, 3 описывают практические этапы работы.
• Каждая глава завершается выводами.
Средний объём основной части работы 10 страниц

18. Заключение

08.04.2018
Заключение
Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания
основной части.
Здесь подводят итоги проделанной работы:
делают выводы,
отмечается степень достижения цели,
подтверждается актуальность проблемы,
перспективность и значимость ее дальнейшего исследования.
Заключение состоит из 1 страницы

19. Библиографический список

08.04.2018
Библиографический список
Библиографический список - это список изученной по теме литературы.
Все источники располагаются в алфавитном порядке по первой букве
фамилии автора, а при отсутствии автора - по первой букве названия
книги, статьи, материала.
В список входят все использованные в работе источники, включает
следующие необходимые элементы:
фамилию, инициалы автора
заглавие
данные о последующих изданиях
место издания
издательство
год издания
объём в страницах

20. Библиографический список

08.04.2018
Библиографический список
Пример:
1. Бирюков Б.В., Гастев Ю.А. Моделирование // БСЭ.- 3-е изд.- М., 2000 –
Т.16. – с. 395
2. Госс В.С., Семёнов Э.А. Категории современной науки. – М.: Мысль,
2006 - с. 245
3. Инновация // Словарь – справочник по научно-техническому творчеству.
– Минск, 1995 – с. 51
4. Майоров А.Н.Теория и практика создания тестов для системы
образования. - М.: Просвещение, 2001 - с. 296
5. Михайлов Г.С. Психология принятия решений// Журнал прикладной
психологии. – 2001 - №5. – с. 2-19.

21. Приложение

08.04.2018
Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая
дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более
полного освещения темы.
Размещается после основного текста.
По содержанию среди приложений различают копии документов,
статистические материалы. По форме они представляют собой тексты,
графики, карты, таблицы, фотографии и т.д.

22. Требования к оформлению исследовательской работы

Работа должна быть отпечатана в соответствии с правилами оформления.
• Работа выполняется на стандартных страницах формата А-4:
левое поле – 3 см, верхнее и нижнее поле – 2см, правое поле – 1,5 см;
красная строка – 1,25 см.
• Рекомендуемый шрифт для компьютерного варианта - Тimes New Roman;
основной текст - кегль 14, заголовки – кегль 16. В тексте не допускается сокращение
названий и наименований. Междустрочный интервал - 1 или 1,5.
Текст оформляется на одной стороне листа. Выравнивание по ширине.
• Все страницы нумеруются (нумерация начинается с титульного листа, номер на
первой странице не ставится). Располагается номер страницы внизу по центру или
справа.
• При использовании цитат, цифрового или табличного материала,
заимствованных из монографий или статей обязательно делаются ссылки на номер
источника из библиографического списка с указанием страниц: [18, с.283], где
18 - номер источника по библиографическому списку, а с. 283 - номер страницы.
• Работа не должна содержать орфографических, пунктуационных, грамматических,
речевых и других ошибок.
• Автор не должен злоупотреблять курсивом, подчеркиванием и т.п.

Следует помнить, что на всё выступление отводится
не более 7-9 минут.
По регламенту можно рассчитывать дополнительно на
1-2 минуты, но не более.
Ни о теме (её уже объявили), ни о том, что было
прочитано (список литературы), говорить не следует.
Защита ни в коем случае не должна сводиться
к пересказу всего содержания работы.
Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за
отведённое по регламенту время, его продление
только усилит непонимание и раздражение
слушателей.

25. Продумать структуру защиты исследовательской работы

08.04.2018
Продумать структуру защиты
исследовательской работы
Защиту можно разделить на три части,
состоящие из отдельных, но связанных между
собой блоков.

26. Первая часть

08.04.2018
Первая часть
Кратко повторяете введение исследовательской
работы.
Здесь обосновывается актуальность выбранной
темы, описывается научная проблема,
формируются задачи исследования и
указываются основные методы исследования.

27. Способы привлечения внимания аудитории

08.04.2018
Способы привлечения внимания
аудитории
Начать выступление можно
• с конкретного явления, с истории, случая,
задания проблемы или оригинального вопроса;
• с приведения примера, интересной цитаты,
образного сравнения предмета.

28. Вторая часть

08.04.2018
Вторая часть
• Представляете содержание глав.
• Итоги проведённого исследования.
• Указываете в чём состоит новизна предлагаемой вами
работы.
• При изложении основных результатов можно
использовать заранее подготовленные схемы,
чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды,
видеофильмы.
• Демонстрационные материалы должны оформляться
так, чтобы они не перегружали выступление и были
видны всем присутствующим в аудитории.

29. Третья часть

• Кратко излагаете основные выводы по результатам
исследования, не повторяя тех выводов, которые уже
были сделаны в ходе изложения содержания по главам.
• В заключении создайте кульминацию выступления,
предложите поразмышлять над проблемой, покажите
возможные варианты дальнейших исследований,
используйте цитату по теме работы известного
учёного.

08.04.2018
• Особое внимание обратите на речь.
Она должна быть ясной,
грамматически точной, уверенной,
выразительной.
• Спокойное, последовательное и
хорошо аргументированное
изложение материала импонирует
слушателям, не пренебрегайте
использованием образных сравнений,
необычных фактов и т.д.

31. При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правилах

08.04.2018
• Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит
на ходу придумывать ответ.
• Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего
исследования или что это планируется на следующем этапе.
• Очень важным условием ответа на вопрос, является правильное
понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет
целесообразно уточнить вопрос, затем отвечать на него.
• В сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как
отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его
автора. Ведь он проявил интерес к вашей работе.

32. Исследование – это…

08.04.2018
Исследование – это…
И
С
С
Л
Е
Д
О
В
А
Н
И
Е












интерес
сосредоточенность
стимул
любознательность
единоборство
достижение
оперативность
вариативность
актуальность
новшество
изобретательность
если долго мучиться, что-нибудь получится

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …

Читайте также: