Как оформить исследовательскую работу по физике

Обновлено: 19.05.2024

2 А КТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человека, как высшую ценность нашей цивилизации, изучает ряд научных дисциплин: биология, антропология, психология и др. Однако создание целостного представления о феномене человека невозможно без физики. Вместе с тем в школьном преподавании сложилась парадоксальная ситуация, при которой глубокая взаимосвязь физики и других наук ускользает от понимания учащихся. Физика для многих ребят кажется бесполезной для жизни наукой. Поэтому необходимость разрешения этого противоречия определяет актуальность рассмотрения данной темы.

3 Ц ЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ : Формировать умения, применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в организме человека.

4 З АДАЧИ РАБОТЫ : 1)Собрать и проанализировать научную литературу по данной тематике. 2)Провести ряд экспериментов, объясняющих некоторые процессы, происходящие в организме человека, с точки зрения физики. 3) Сформировать знания о некоторых физических величинах и законах, изучаемых в курсе физики. 4) По результатам исследований доказать применимость законов физики к живому организму.

5 Ф ИЗИКА СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА : Наше сердце – это насос, работающий в импульсном режиме с частотой около 1 Гц. Во время каждого импульса, длящегося примерно 0,25 с, сердце взрослого человека успевает вытолкнуть из себя в аорту около 0,1 л крови. Околосердечная жидкость увлажняет, сердце и уменьшает трение при сокращениях сердца. Способность сердца сокращаться обусловлена тем, что сердечная мышца активируется электрическими импульсами, возникающими в самом сердце.

6 И ССЛЕДОВАНИЕ 1 О ПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГОЗАТРАТ ЧЕЛОВЕКА ПО ЧАСТОТЕ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ. Рассчитать, сколько к Дж истратилось на физическую работу за определённое время по формуле профессора Травина: Е=0,014G*t*(0,12f – 7)к Дж/мин. Е – энергозатраты в килокалориях G – масса тела в кг t - время в мин f – число сердечных сокращений в мин

8 В ЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ : 1. О точности результатов нельзя судить, так как в эксперименте принимало участие только 2 человека. 2. Используя формулу, приведённую в эксперименте, можно с лёгкостью рассчитывать энергозатраты человека, совершаемого любую работу. 3. По графикам зависимости энергозатрат человека от возраста и массы тела можно заметить, что при больших физических нагрузках (бег, приседания), взрослый человек тратит на работу больше ккал, чем подросток. 4. Однако в спокойном состоянии энергозатраты взрослого человека вполовину меньше энергозатрат подростка.

9 Ф ИЗИКА ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Опорно-двигательная система человека представляет собой, с точки зрения механики, совокупность рычагов, удерживающих человека в равновесии. Но это равновесие достигается путем постоянного напряжения поддерживающих систему мышц, так как без них вся совокупность звеньев и сочленений скелета человека крайне неустойчивой. Основу опорно-двигательного аппарата человека составляют элементы-звенья (суставы), совершающие вращательное движение вокруг неподвижных осей. Активную часть составляют мышцы. Кости скелета действуют как рычаги, которые имеют опоры в сочленениях и приводятся в движение силой тяги, развиваемой при сокращении мышц.

10 И ССЛЕДОВАНИЕ 2 Определение механической работы и мощности, развиваемой человеком при различных видах нагрузки. Часть 1. Определение механической работы, совершаемой человеком при отжимании. Описание работы. 1)отжаться наибольшее число раз (мальчики от земли, девочки от лавки). Число отжиманий – n; 2)с помощью рулетки определить высоту подъема относительно лавочки или земли - h; 3)рассчитать работу за один подъем тела по формуле А = mgh; 4)рассчитать общую работу за n подъемов тела A общ = nA

11 Д ИАГРАММА ЗАВИСИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ОТ ПОЛА И ВОЗРАСТА

12 В ЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ : 1. Опытным путём, используя физическую формулу, можно определить механическую работу, совершаемую человеком. 2. Сравнивая полученные результаты, можно сказать, что наибольшую механическую работу совершает человек в среднем возрасте, имея наибольшую массу тела.(m-103 кг, A Дж) 3. С возрастом у женского пола прослеживается уменьшение работоспособности.(от 6 до 3 отжиманий, с 1600 Дж до 868 Дж)

13 Ч АСТЬ 2. О ПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ, РАЗВИВАЕМОЙ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРИ ПОДНЯТИИ ПО ЛЕСТНИЦЕ ( БЕГОМ И ШАГОМ ). Описание работы. 1) с помощью рулетки измерить высоту одной ступеньки: S о. 2) вычислить число ступенек: n; 3) определить высоту лестницы: S = S о. n ; 4) если это возможно, определить массу своего тела, если нет, взять приблизительные данные: m, кг; 5) вычислить силу тяжести, действующую на ваше тело: F = mg; 6) определить работу: А = F. S; 7) определить время t, за которое вы поднимаетесь на второй этаж шагом, а затем бегом; 8) рассчитать мощность для обоих случаев по формуле: P=A/t

14 Д ИАГРАММА ЗАВИСИМОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПОЛА, ВОЗРАСТА И ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ.

15 В ЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ : 1. Опытным путём, используя физическую формулу, можно определить мощность, развиваемую человеком при различных видах нагрузки. 2. Прослеживается зависимость мощности от массы тела человека и от возраста. 3. Большей мощностью обладает спортивный, с наибольшей массой тела человек.

16 И ССЛЕДОВАНИЕ 3 О ПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПАЛЬЦА РУКИ ЧЕЛОВЕКА Выводы по исследованию: 1. Экспериментальным путём, используя физические формулы, можно высчитать скорость пальца человеческой руки. 2. Эксперимент показал, что наибольшей скоростью обладает средний и указательный пальцы руки.

17 И ССЛЕДОВАНИЕ 4 О ПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА И ПЛОТНОСТИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА V, м 3 m, кгP, кг/м 3 табл. P, кг/м 3 1 0, , ,41036 Выводы по исследованию: 1. Эксперимент показал применимость физической формулы к человеку для определения его плотности. 2. Зная массу и измерив объём человеческого тела, можно с лёгкостью вычислить плотность. 3. По данным нашего эксперимента можно говорить о точности результатов, так как полученные цифры совпадают с табличным значением

18 ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ: 1. Существует взаимосвязь двух наук о природе: биологии и физики. 2. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и любые другие окружающие природные явления. 3. Законы природы едины. 4. Законы физики применимы к живому организму.


Подготовка школьника или студента по определенному предмету может проходить в разных формах. Наряду с изучением теоретических основ значение имеет и самостоятельное получение углубленных знаний — через эксперименты или практические изыскания.

Что такое научно-исследовательская работа

Это важная часть образовательной программы в школе и высшем учебном заведении. Научно-исследовательской работой называют проект, самостоятельно подготовленный учащимся по заранее заданной теме. НИР готовится для выступления на конференции или аттестационном мероприятии и часто подразумевает высталение оценки.

Виды НИР

Защита НИР

  1. Фундаментальные научно-исследовательские работы — в этом случае школьник или студент изучает теоретический материал, анализирует источники, находит закономерности в выбранной теме.
  2. Поисковые НИР — здесь автор самостоятельно приходит к собственным выводам и делает прогнозы на основе изученной информации из научной литературы.
  3. Прикладные исследования — в результате выполнения работы этого вида получается практическое решение какого-нибудь вопроса в деятельности конкретного предприятия и организации. Например, это может быть разработка новых методик или алгоритмов обработки маркетинговых данных на заводе, с которым сотрудничает факультет.

Структура и содержание научно-исследовательской работы

Требования того, что должно входить в НИР, закреплены в ГОСТах, поэтому их соблюдение строго проверяется при приеме исследования к защите. Структура является типовой для научных исследований — аналогичный состав с небольшими дополнениями имеют курсовая и дипломная работа.

Титульный лист

Это первая страница НИР, содержащая базовую информацию об исследовании. Тут указывается:

  • Наименование вышестоящей организации. Например, для вузов это будет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
  • Название учебного заведения, где учится автор выполненной работы. Это может быть школа, лицей, колледж, институт или университет. При необходимости тут же приводится структурное подразделение, например, факультет.
  • Тема исследования.
  • Сведения об авторе — фамилия, имя, отчество, класс (для школьников) или группа (для ссузов и вузов).
  • Информация о научном руководителе или преподавателе-кураторе.
  • Год выполнения и город, в котором находится учебное заведение.

Содержание

Этот раздел идет сразу после титульного листа. Здесь приводится перечисление структурных элементов научно-исследовательской работы (введения, названия отдельных глав и пр.) с отсылкой к конкретным номерам страниц. Как и в книге, содержание в НИР быстро ориентирует незнакомого человека в составе работы и облегчает навигацию по тексту.

Введение

Здесь приводится краткий обзор проделанной научно-исследовательской работы. По существующим правилам, во введении обязательно должен быть затронут ряд вопросов, например, сформулирована гипотеза, определены цели, задачи и пр. Его можно назвать обоснованием проведенного исследования. Рекомендуемый объем — 1-2 страницы.

Актуальность

Автору исследования важно показать, что выбранная тема имеет важное научное и практическое значение. Наиболее распространенными будут ситуации:

  • Вопрос является актуальным в силу того, что многие исследователи в последнее время обращаются к нему. Например, это может быть использование мультимедийных технологий в образовании.
  • Значимость рассматриваемой темы определяется ее новизной и отсутствием разработок в данном направлении. К примеру, это программы для дистанционного образования в условиях повсеместного карантина.

Гипотеза

Это предположение, которое формулирует автор работы. В дальнейшем, в ходе проделанного исследования, он должен доказать истинность или неверность своей версии. В качестве подтверждения должны выступать результаты экспериментов или теоретические изыскания (например, среди архивных материалов).

Цели и задачи

Автору НИР обязательно нужно указать результат, к которому он стремиться при выполнении работы. Это будет цель исследования. Далее он должен определить задачи, то есть способ достижения установленного результата. Традиционно это делают в виде поэтапного алгоритма. Неправильно сформулированная задача может напоминать план подготовки самой НИС, хотя на практике все должно быть иначе — сначала делается исследование и проверяются гипотезы, затем на их основе пишется работа.

Предмет и объект

Важно различать два этих понятия:

  • Объект — явление или структура в целом, создающая основу для изучения. Например, это общественная формация, физическое или юридическое лицо, социальная или экономическая процедура и др.
  • Предмет — отдельный аспект, связанный с объектом. К примеру, объектом исследования может быть областная библиотека, а предметом — обслуживание лиц с ограниченными физическими возможностями.

Методы исследования

Под этим термином понимаются способы, которые будут использоваться автором работы для исследования предмета изучения. В зависимости от конкретного объекта и цели, меняются варианты для получения необходимой информации. Например, рассматривая обслуживание инвалидов в библиотеке, автор работы может:

  • Изучить статистические отчеты этой организации, определяя, сколько в нее записано лиц с ограниченными возможностями. Для этого потребуется обратиться к администрации библиотеки с официальным письмом от вуза.
  • Проверить, как каждый из залов оборудован для таких людей. В этом случае нужно провести личное наблюдение и зафиксировать результаты. В отдельных случаях может потребоваться провести эксперимент, например, проверить, достаточная ли ширина у дверного проема для того, чтобы в зал могла проехать инвалидная коляска.
  • Провести собственное анкетирование среди целевой группы читателей, выявив их наиболее значимые потребности. Тут потребуется составить анкету, и получить ответы, например, с помощью телефонного или онлайн-опроса.
  • Уточнить, как вопрос обслуживания инвалидов решается в других библиотеках. Для этого необходимо сделать рассылку по электронной почте.

Основная часть

Здесь полностью раскрывается обозначенная тема. Основная часть НИР может занимать до 40 страниц и структурно состоит из следующих элементов:

  • Первая глава — обзор использованной литературы, с указанием причин выбора именно этих источников, их актуальности и значимости для исследования.
  • Разделы, отражающие ход проведения исследования. Здесь автор описывает проделанную работу, анализирует сторонние методики и результаты, сравнивает их со своими, выстраивает аргументационную базу для формулировки выводов. Для экспериментальных работ может понадобится развернутое описание изучаемого вопроса и эффективность примененных путей решения. Традиционно, в основной части размещается различный иллюстративный материал — графики, схемы, диаграммы.

Заключение

Рекомендуемый объем этой части — 3-5 страниц. Здесь подводят итог проведенному исследованию:

  1. Определяют верность сформулированной гипотезы.
  2. Приводятся результаты решения поставленных задач.
  3. Даются рекомендации по их применению.
  4. Рассматриваются дальнейшие перспективы изучения темы.

Список литературы

В этом разделе приводятся источники, использованные для подготовки научно-исследовательской работы. При подготовке списка необходимо соблюдать правила составления описания. Например, для книг обязательно нужно указать издательство, год выпуска и количество страниц. Важно следовать установленной последовательности в указании источников, например, самым первым идет блок с нормативно-правовыми актами, а последним — перечисление интернет-ресурсов.

Приложения

Это необязательный раздел — его оформляют, если в работе есть крупный иллюстративный материал (диаграммы, графики, таблицы и др.), которые нет смысла включать в основной текст. Как вариант, тут могут быть выдержки из источников, например, развернутые цитаты из нормативно-правовых актов или художественной литературы, важные для понимания сути проделанной работы. Также в приложение часто выносят фотографии, иллюстрирующие ход проводимой работы.

Как писать

Подготовка исследования подразумевает определенную последовательность действий. Это означает, что разные этапы не могут изменить порядок выполнения, например, нужно сначала собрать материал, а затем написать черновик работы, а не наоборот.

Выбор темы

Тут может быть несколько вариантов:

  • Исследование по предложению научного руководителя или школьного преподавателя.
  • Разработка проблемного вопроса у организации, с которой сотрудничает вуз или школа.
  • Продолжение ранее начатых исследований.
  • Подготовка работы по тематике проводимой конференции.

Тема обсуждается с преподавателем (научным руководителем) и утверждается им. В дальнейшем этот человек следит, чтобы содержание исследования соответствовало обозначенному направлению.

Сбор материала

Исследования для НИР

В зависимости от типа научно-исследовательской работы этот этап будет включать разные действия:

Подготовка черновой версии

Подготовка чистовой версии

После того, как будут учтены все замечания научного руководителя, готовится окончательный вариант работы. Тут должна быть полностью соблюдена положенная структура — титульный лист, содержание, введение и т.д. Вместе с чистовой версией научно-исследовательской работы готовятся сопроводительные материалы — доклад и презентация.

Основные требования к оформлению

Научно-исследовательская работа выполняется на бумаге формата А4. Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы. Номер делается арабскими цифрами и ставится в нижней части страницы без точки.

Основной текст

Стандарт для набора научно-исследовательских работ — Times New Roman 14-го кегля прямого начертания нормальной жирности. Курсив используют только для терминов на латинском языке. В таблицах большого размера шрифт может быть уменьшен до 12-ти пунктов.

Размеры, которых необходимо придерживаться: правое поле — 1,5 см, остальные — по 2 см. Для основного текста применяют выключку по формату, полуторный интервал. Абзацный отступ равен 1,25 см. Если исследование имеет значительный объем, то для сокращения числа страниц можно использовать одинарный интервал вместо полуторного.

Заголовки

Для них используется шрифт 16-го кегля полужирного начертания. Заголовки выключаются по центру. Названия разделов набираются символами ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА и они отделяются от основного текста тремя интервалами.

Таблицы, рисунки, схемы, формулы

ГОСТ по оформлению рекомендует иллюстрировать экспериментальную часть различными иллюстрациями. Это могут быть таблицы, диаграммы, графики и др. Отдельные большие изображения могут быть выполнены с использованием формата А3. Весь иллюстративный материал, размещенный в научно-исследовательской работе, должен иметь соответствующие подписи и отсылки в основном тесте.

Сноски и ссылки

  • Сноски — сопроводительную информацию, дополняющую основной текст и размещаемую внизу листа. В этом случае в основном тексте ее оформляют как верхний индекс, к примеру, так — 3.
  • Ссылки — указание на источник из которого была взята информация. Это может быть книга, научная статья или публикация в интернете. Ссылки могут оформляться в виде постраничных сносок или указание на конкретный пункт в списке литературы. В последнем случае, вместе с номером книги, часто указывают и страницу в книге, где находится интересующая информация, например, так — [24, 41].

Для постраничных сносок используют шрифт в 10-12 пунктов. От основного блока они отделяются тонкой горизонтальной линией, шириной меньше, чем занимает текст.

Написание защитного слова к НИР

В своей речи автор должен вкратце рассказать о своей работе, причинах ее написания, важности выбранной темы, достигнутых результатах и дальнейших перспективах. Тут важно не дублировать введение, а подготовить что-то типа аннотации, которая даст незнакомой аудитории представление обо всей научно-исследовательской работе. Защитное слово должно занять 4-5 минут выступления, это примерно 3-4 страницы стандартного текста.

Подготовка презентации

Традиционно выступление автора сопровождается показом различного иллюстративного материала. Для этого с помощью специального программного обеспечения (например, Microsoft Power Point) готовится компьютерная презентация, содержащая отдельные слайды с ключевыми тезисами работы, графиками, таблицами и диаграммами. Затем подготовленный файл демонстрируется присутствующим (аттестационной комиссии, участникам конференции и др.) на экране с помощью проектора или на мониторе компьютера.

В большинстве случаев, презентация — это желательная, но не обязательная составляющая доклада к научно-исследовательской работе студента или школьника. Можно выступить и без презентации, но без иллюстраций будет сложнее донести до аудитории ключевые мысли исследования и, при прочих равных, из-за отсутствия наглядности в подаче материала, оценка может быть ниже.

Пример научно-исследовательской работы

НИР для студентов отличается от школьных работ более глубоким анализом вопроса. Объем таких исследований тоже больше и может достигать 60 страниц без учета содержания.

Образец для школьника

Готовый пример можно скачать тут.

Образец для студента

Вариант того, как можно оформить такую научно-исследовательскую работу.

Подготовьте НИР с учетом всех требований и проконсультируйтесь у научного руководителя. Если возникнут какие-то трудности — смело обращайтесь за помощью в ФениксХелп.

Ключевые слова: исследовательская деятельность , Методика организации исследований , научная деятельность , задачи исследования , этапы исследования , программа исследования , календарный план , результаты исследования

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и учащихся) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.

Основной целью организации научно-исследовательской деятельности учащихся по физике является:

  • выявление и поддержка одарённых учащихся;
  • развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
  • поддержка научно-исследовательских интересов учеников.

Задачами организации научно-исследовательской деятельности учащихся по физике являются:

  • приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
  • выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей, создание научных работ и проектов;
  • создание условий для расширения среды общения и получения информации;
  • участие в проводимых в рамках района, края, страны научно-практических конференциях;
  • формирование навыков исследовательской работы;
  • развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Методика организации исследовательской работы учащихся строится на основных педагогических принципах: системности, последовательности, целенаправленности и включает следующие этапы исследовательской деятельности:

1. Выбор темы исследования основывается на двух критериях: первый – субъективный: тема должна соответствовать интересам исследователя. Второй – объективный: а) тема должна быть актуальной, то есть недостаточно изученной и важной в практическом отношении; б) тема должна быть реально выполнимой, то есть надо иметь условия для успешного проведения работы (литература, материальное обеспечение, доступность объекта исследования, связь с учёными и т. д.).

Если ученик приступает впервые к работе, не знаком с достижениями в данной области, то выбор конкретной темы для него затруднителен и в этом случае ему необходима помощь со стороны учителя или консультация специалиста.

2. На втором этапе формулируется цель исследования. Она вытекает из формулировки темы исследования.

3. Формулировка задач исследования, то есть тех конкретных вопросов, на которые требуется получить ответ в процессе выполнения исследования. Правильно сформулированные задачи выполняют организационную и направляющую функции. Этот и последующие два этапа выполняются под руководством учителя, который корректирует, даёт рекомендации, выслушивает мнение ученика.

4. Написание программы исследования. Программа исследования включает следующие положения: обоснование актуальности и выбора темы, цель и задачи исследования, описание методики выполнения работы, календарный план и основное содержание работы.

5. Составление календарного плана. Делается общий план выполнения работы по срокам, чтобы ученик более ответственно относился к его выполнению. Для этого в плане ставятся сроки промежуточных отчётов, перед сверстниками, учителем, специалистом, а также родителями.

6. Знакомство с литературой по конкретной проблеме. Это необходимо для определения состояния изученности темы, выбора методов работы. Этот этап начинается с поиска литературы. Информацию об основных работах по теме учитель должен подготовить для ученика и рекомендовать самостоятельно изучить и выписать те научные источники, которые либо цитируются, либо прилагаются в конце научного издания. Помощь в поиске литературы может оказать и традиционный способ – просмотр каталогов библиотек. Важным источником библиографической информации являются справочные издания и словари. Наиболее эффективный путь – это консультации по данному вопросу со специалистами.

После нахождения необходимого литературного источника ученик приступает к работе с ним: делает библиографическую карточку (составляет свою картотеку по теме). Параллельно создаёт компьютерную базу данных.

Далее следует целенаправленное (исходя из задач исследования) конспектирование, выписывание цитат, методик. Это делается согласно ранее написанной, совместно с учителем, программы исследования.

После завершения работы с литературой ученик должен:

  • ориентироваться в выбранной области научного исследования, в том числе знать о степени изученности отдельных вопросов, о нерешённых проблемах, следовательно, может чётко оценить и сформулировать актуальность темы;
  • быть знаком теоретически с методиками исследования;
  • конкретизировать цель, скорректировать задачи исследования и план работы;
  • анализировать результаты своей работы, сравнивать полученные данные с таковыми других исследователей.

8. Выполнение основной части работы согласно выбранной методике.

9. Анализ результатов работы, сопоставление их с литературными и экспериментальными данными.

10. Оформление результатов исследования в виде таблиц, диаграмм и формулировка выводов. Выводы делаются на основе поставленных задач и полученных результатов. Это сложная часть научного исследования выполняется под руководством учителя, так как эта работа требует умения анализировать, сравнивать результаты, делать практические рекомендации на основе полученных результатов.

При написании работы требуется соблюдать ясность изложения, систематичность и последовательность подачи материала. Необходимо объяснить ученику, что писать необходимо по возможности краткими и ясными предложениями, исключать тавтологию, частое повторение одних и тех же слов и выражений, научить, как нужно делать ссылки, приводить цитаты из источников, какой материал следует выносить в приложения. Учителю необходимо совместно с учеником работать над написанием текста, согласно плану и в соответствии с задачами исследования. При этом важно определиться с иллюстративным материалом. Выделить, какой из них пойдёт в приложение, какой необходим для иллюстрации основных положений работы.

Общий план изложения исследовательской работы:

1. На титульном листе помещается следующая информация: название работы, Ф. И. О. автора, город, школа, класс. Ф. И. О. руководителя и (или) консультанта.

2. Оглавление.Помещается в начале работы. Разделы оглавления формулируются кратко и лаконично с указанием страниц, где располагается данный материал.

3. Предисловие. Необязательная часть текста работы, в котором оговариваются внешние предпосылки проведения данного исследования.

4. Введение.В этой части автор вводит в круг проблем, ставит цель и основные задачи работы, аргументирует актуальность и характеризует общее состояние проблемы ко времени начала исследований.

5. Обзор литературы. В главе даётся ретроспективный анализ литературных источников, изученных учеником. Необходимо обратить особое внимание на правильность ссылок на работы.

6. Основная часть. Это ключевая глава исследовательской работы. В ней должны быть отражены следующие разделы:

  • описание места и условий исследования;
  • методика исследования, её обоснование;
  • основные результаты;
  • обобщение и выводы.

При изложении цифровой материал необходимо преподносить в виде таблиц, графиков. Выводы должны отвечать только тому материалу, который излагается в работе, и соответствовать задачам, поставленным в начале исследования. При формулировке необходимо придерживаться принципа: идти от частных выводов к более общим и практически значимым.

7. Заключение. В главе даётся обобщение наиболее существенных положений работы, подведение итогов и, если возможно, очень важно сделать определённые рекомендации.

8. Перспективы исследования. Эту часть работы следует особо выделить и можно поместить в заключение.

9. Список литературы. В списке должны быть все литературные источники, на которые ссылается автор. Основные принципы размещения сведений о литературных источниках следующие:

  • алфавитный принцип;
  • при оформлении научного источника следует указывать – автора (или авторов), полное название работы;
  • если это отдельная публикация научного сборника, то указывается название сборника, затем издательство, год издания и номер страницы, с которой берётся цитата или делается ссылка на текст.

10. Приложения. В них выносятся вспомогательные таблицы, графики, дополнительный текст, рисунки, фотографии.

Можно рекомендовать учителям включать учащихся в исследовательскую деятельность уже на первом году обучения. Начинать следует с кратковременных наблюдений учащихся за отдельными объектами природы и постановки простейших опытов. Проведение наблюдений и опытов будет способствовать развитию практических навыков и умений учащихся.

Включение исследовательской работы учащихся в процесс обучения позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учётом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.

Приведенные ниже рекомендации могут быть использованы при подготовке к выступлению на научной конференции, представлении результатов исследовательского проекта, защите курсовой и выпускной квалификационной работы, магистерской диссертации.

Подготовка доклада

Доклад представляет собой краткое изложение сути проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости. Его подготовка включает:

  1. Обдумывание структуры и содержания.
  2. Разработку плана.
  3. Написание текста доклада .
  4. Репетицию выступления.

В структурном отношении доклад обычно делится на три части: введение, основную часть, заключение (рис. 5.4).

Общая структура доклада

В совокупности эти части должны составлять единое целое и каждая часть должна быть логическим продолжением предыдущей. Принцип построения доклада следующий: сначала приводится общая информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования и в заключении подводятся итоги. Рекомендации по содержанию частей доклада приведены в таблице 5.9.

Каждый доклад имеет свою специфику, отражающую особенности проведенного исследования. Вместе с тем, структура доклада имеет общий характер. Ниже приведен примерный план доклада .

  1. Обоснование актуальности темы.
  2. Установленная проблема (обобщенная постановка).
  3. Обзор и анализ известных решений проблемы, их недостатки.
  4. Объект и предмет исследования.
  5. Цель, гипотеза и задачи исследования, ограничения и допущения.
  6. Теоретическая база, методы и инструменты исследования (с обоснованием).
  7. Основные положения, выносимые на защиту.
  8. Предлагаемое решение задач исследования с обоснованием.
  9. Анализ достигнутых результатов. Новизна (научная новизна для магистерской диссертации), практическая значимость полученных результатов.
  10. Общее заключение и выводы.

Для подготовки к выступлению доклад рекомендуется оформить письменно. Содержание доклада необходимо согласовать с научным руководителем.

Доклад следует прорепетировать перед коллегами, друзьями, родственниками. В процессе репетиции рекомендуется осуществить хронометраж выступления, чтобы не выходить за рамки установленного времени доклада , отметить в докладе ориентиры, чтобы можно было следить за временем по ходу выступления. Время, выделяемое на доклад , зависит от вида исследовательской работы (см. табл. 5.10).

Во время выступления пользоваться текстом доклада не следует, поэтому все ключевые вопросы должны быть отражены в презентации , которая помогает в процессе выступления. Особенности подготовки презентации рассмотрены в следующем разделе.

Подготовка презентации

Презентация является эффективным способом изложения сути и результатов проведенного исследования. Её цель на защите результатов исследовательской работы - проинформировать о содержании исследования и убедить в достоверности и обоснованности полученных результатов, предлагаемых рекомендаций. Стиль проведения презентации - формальный.

Подготовка презентации включает следующие этапы:

  1. Обдумывание структуры и содержания.
  2. Разработка плана.
  3. Написание текста презентации .
  4. Подготовка слайдов презентации .
  5. Репетиция выступления.

Презентация должна ясно и веско доводить до аудитории центральную идею исследования и полученные результаты. Основой подготовки презентации служит доклад . Структура презентации аналогична структуре и плану доклада . Рекомендации по содержанию и структуре презентации приведены в таблице 5.11.

  • ВУЗ, факультет, выпускающая кафедра.
  • Вид и название исследовательской работы .
  • ФИО докладчика.
  • ФИО, степень, звание и должность научного руководителя.
  • ФИО, степень, звание и должность консультанта

Рекомендации по распределению времени выступления приведены в предыдущем разделе.

Презентация должна быть наглядной. Материал рекомендуется представлять в структурном, графическом и схематичном виде. В тексте следует избегать длинных предложений.

При подготовке слайдов рекомендуется придерживаться следующего:

  • Слайды должны быть простыми, не перегруженными текстом и излишними данными.
  • Желательно использовать шаблон со светлым фоном, который не отвлекает внимание от содержания слайда.
  • Текст должен легко читаться, рекомендуемый размер шрифта не ниже 20pt, цвет - синий или черный. Текст должен быть написан простыми, короткими предложениями, отражать основные положения доклада , существенную информацию. Рекомендуется употреблять общепринятую терминологию, пояснять узкоспециализированные понятия.
  • Не следует использовать в презентации звуковые эффекты и большое количество анимации.
  • Рисунки, графики, таблицы должны иметь название.
  • Содержание слайдов должно соответствовать выступлению.

Дополнительные материалы, подкрепляющие выступление и не вошедшие в презентацию , могут быть оформлены в виде раздаточного материала к докладу . Примером таких материалов могут служить основные тезисы презентации , детальные модели бизнес-процессов, блок-схемы, изложение расчетов, примеры разработанных документов и др. В случае наличия раздаточного материала в процессе выступления необходимо делать ссылку на соответствующий материал.

Читайте также: