Как оформить директора нко без зарплаты

Обновлено: 19.05.2024


Бухучет в НКО производится по тем же правилам, что и бухучет в обычных коммерческих организациях. Но на практике из-за специфичности деятельности НКО бухгалтеры часто сталкиваются с трудностями по отражению в бухучете тех или иных операций. Подробнее об этом в нашей статье.

Схема работы некоммерческих организаций

  • социальной;
  • благотворительной;
  • культурно-образовательной;
  • научной;
  • спортивной;
  • духовной (нематериальной);
  • для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
  • разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.

НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.

С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:

Особенности и задачи бухучета в НКО

Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.

Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством

Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.

Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).

Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

Действие

Дт

Кт

Примечание

Получены и учтены в доходах целевые средства

07, 08, 10, 50, 51, 52

НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86

Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств

С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:

Проценты от размещенных на депозитах целевых средств

Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств

Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств

Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)

Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС

Начисление амортизации ОС

Начисление амортизации НМА

По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)

Списана балансовая стоимость ОС, НМА

Оплата покупателя ОС

При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99

НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).

Списание учтенной стоимости проданного ОС

Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС

Финансовый результат от продажи ОС

Выявлена прибыль (убыток)

Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная

Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств

Списана учтенная амортизация ОС

Отражены организационные затраты НКО

Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО

Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)

Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО

Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)

Налог на имущество, земельный налог, транспортный

Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности

Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО

Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям

Порядок учета ОС в бухгалтерском учете регламентирован:

До конца 2021 года согласно п. 17 ПБУ 6/01 по ОС НКО амортизация не начислялась. Все сведения об износе ОС учитывалсь на забалансовом счете проводками:

Начислена амортизация ОС

Списана учтенная амортизация ОС

Дт 26 (20, 25. ) Кт 02 - начислена амортизация.

Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.

Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность

Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.

Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:

  • приказы на распределение средств;
  • письма и распоряжения участников НКО;
  • обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
  • прочее.

Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:

  • 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
  • 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.

Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:

  • от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
  • от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
  • от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.

В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:

Действие

Дт

Кт

Примечание

Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств

НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС

Директор НКО

Кто может быть руководителем НКО?

Итак, кто же он руководитель НКО? На самом деле, им может стать любой дееспособный гражданин, назначенный соответствующим органом некоммерческой организации. Руководитель НКО может быть избран из числа учредителей. Также на должность руководителя может быть назначено физическое лицо не являющееся учредителем организации. При создании некоммерческой организации руководителя назначают учредители, а в дальнейшем орган, уполномоченный на это уставом.

И все же руководитель НКО должен быть профессионалом высокого уровня! Это должен быть человек не только обладающий лидерскими качествами и знающий специфику своей работы, но и человек, которому небезразлично то, чем занимается некоммерческая организация. Руководитель НКО должен глубоко понимать и чувствовать проблемы, для решения которых была создана управляемая им некоммерческая организация. А еще лучше, чтобы руководитель НКО имел непосредственное отношение к этим проблемам.

Несколько руководителей НКО или один?

Уставом некоммерческой организация может быть предусмотрено назначение нескольких руководителей. Они могут действовать как совместно, так и независимо друг от друга. На практике обычно используется структура из нескольких руководителей НКО действующих независимо друг от друга в пределах своей компетенции. Оба руководителя действуют без доверенности от имени некоммерческой организации. Выглядит это так. Один, например Директор НКО, занимается финансовыми документами, взаимодействует с банками, ведет и подписывает внутренние локальные документы, принимает на работу сотрудников, занимается всем документооборотом в некоммерческой организации. Другой, например Президент НКО, решает стратегические задачи, привлекает спонсоров, освещает деятельность НКО, занимается ее популяризацией. В целом можно сказать, что он решает круг задач, помогающих некоммерческой организации придерживаться ее приоритетного направления деятельности. Вы спросите для чего это нужно? Многие спонсоры предпочитают контактировать с первыми лицами некоммерческой организации, т.к. для привлечения средств, как правило переговоры ведутся на уровне руководителей организаций. А один руководитель физически не будет успевать решать все эти задачи.

Если уставом НКО предусмотрен только один руководитель, он будет являться единолично исполнительным органом. В таком случае, руководителю приходится решать весь спектр задач, как внутренних, так и внешних. На самом деле у большинства некоммерческих организаций в уставе закреплены полномочия единолично исполнительного органа только за одним руководителем. Зато нет путаницы и претензий от регистрирующих органов, какой из руководителей должен выступать заявителем при внесении изменений, если это явно не прописано в уставе НКО. И до сентября 2014 года, иметь в штате НКО несколько руководителей, не было предусмотрено законом. В любом случае решать вам, нужен ли второй руководитель для вашей организации или будет вполне достаточно одного.

Документы оформляемые при назначении руководителя и сведения содержащиеся в ЕГРЮЛ

Должностные обязанности и ответственность руководителя НКО

Как правило, к компетенции руководителя НКО относиться все, что не является исключительной компетенцией других органов. Рассмотрим основные из них.

  • Действует без доверенности от имени НКО;
  • Подписывает необходимые документы;
  • Выдает доверенности от имени организации;
  • Открывает и закрывает счета в банках;
  • Заключает и расторгает трудовые договоры с сотрудниками организации, определяет размер их заработной платы;
  • Утверждает локальные акты и иные документы, если это не относиться к компетенции другого органа НКО;
  • Распоряжается имуществом НКО, в установленных законом и уставом рамках;
  • Отчитывается вышестоящему органу о результатах проделанной работы;
  • Взаимодействует с другими организациями.

Руководитель НКО может быть привлечен к ответственности за свои действия или бездействия, в результате которых был причинен прямой ущерб организации.

Если у Вас есть вопросы по материалу изложенному в статье — обязательно задавайте, ответим всем!

Павел Тетерин

Здравствуйте, коллеги. Создали АНО. Я - один из 3-х учредителей, назначен директором. Имею основное место работы у другого работодателя. Подскажите как правильно оформить совместительство должности директора, причем так, чтобы и зарплату себе не платить? Что нужно прописать в договоре?

Геннадий Галкин

Виктор Пахомов

Ольга Федорова

Павел вы не сможете не платить з/п , если деятельность ведётся или же необходим документ о безвозмездной работе

Павел Тетерин

Виктор, Я был бы рад, если бы это можно было налоговой объяснить. Мне и не нужна зарплата, но государству нужны налоги и взносы.

Виктор Пахомов

Павел, я создал фонд 4 года назад. В налоговой на упрощёнке. Везде сдаются нулёвки. Всё на добровольной основе. Никто ни разу не спрашивал, почему у нас без зарплаты работают. Это наше право.

Павел Тетерин

Виктор, хорошо, если так. Но ряд юристов мне сказали, что если есть факт трудоустройства - должен быть факт оплаты труда. Причем не меньше минималки. И даже мое личное заявление о том, что мне не нужна заработная плата не поможет.

Виктор Пахомов

Павел, НКО - это отряд добровольцев! Какое трудоустройство?
Чтобы иметь возможность трудоустраивать людей, нужно иметь постоянный фонд заработной платы, то есть постоянного спонсора на это. Принимать людей на работу без этого по меньшей мере глупо и недальновидно.

Виктор Пахомов

Павел,
"Имею основное место работы у другого работодателя. Подскажите как правильно оформить совместительство должности директора, причем так, чтобы и зарплату себе не платить? Что нужно прописать в договоре?"
Зачем оформлять совместительство?
Я тоже учредитель и директор НКО. Никаких договоров.
Оформляется протоколом заседания Правления НКО о выборе директора. Это если в Протоколе Учредительного Собрания не обозначено.
У нас это было сделано сразу при регистрации НКО.

Павел Тетерин

Виктор, насколько я понимаю, трудовые отношения не могут возникать на основании собрания учредителей. У меня в протоколе тоже прописано, что я назначаюсь директором, но этого недостаточно, должен быть трудовой договор.

Павел Тетерин

Дмитрий Сазонов

Договор на безвозмездное выполнение добровольцем работ
и (или) оказание услуг в интересах благополучателя

Дмитрий Сазонов

Согласно действующему законодательству НКО вправе самостоятельно выбирать тот или иной способ осуществления деятельности, в том числе структуру органов управления. Руководитель НКО может выполнять свои обязанности на общественных началах без оплаты труда. Для документального оформления в протоколе об избрании руководителя необходимо указать, что руководитель НКО будет исполнять обязанности на общественных началах, без заработной платы. В случае необходимости, можно в уставе предусмотреть, что руководитель исполняет обязанности на общественных началах. Если говорить о последствиях, то минусом можно считать, что у руководителя НКО не будет учитываться трудовой стаж, соответственно будет отсутствовать и социальный пакет.

Эмма Бедюрова

но не просто так же создают нко и фонды, не на воздухе оно держится а люди все равно имея благородную цель имеют и минимальный доход, например один проект одна включенная зарплата, вот и старается учредитель сделать именно этот проект результативным, я понимаю мы не должны быть корыстными но просто так не то что неинтересно даже неохота, поэтому государство принимает тот факт что за выигрышным проектом стоит зарплата нет проекта и нет зарплаты

Олеся Антонинова

Глава 43. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЧЛЕНОВ КОЛЛЕГИАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ОРГАНИЗАЦИИ Статья 273. Общие положения

DELETED

подскажите, может ли быть НКО и у неё директор, без других руководящих лиц и органов, остальные - просто члены организации, на равных друг с другом, всего в НКО не более 10 человек. и так и называется должность - директор? спасибо!

Александр Попов

Алёна, смотря какую вы собираетесь создавать НКО (это вообще очень широкое понятие, оно охватывает любую некоммерческую организацию, т.е. не преследующую цель извлечения прибыли, к таковым в т.ч. относятся НКО, создаваемые органами власти, см. ФЗ "Об НКО"). Если вы хотите учредить юридическое лицо в форме общественного объединения, например общественную организацию, движение, фонд или учреждение, то наличие в нем коллегиального органа управления обязательно и предусматрено ст. 8 ФЗ "Об общественных объединениях".

Александр Попов

Виктор Пахомов

Александр, мы уже шестой год работаем на "голом энтузиазме" и ничего, держимся. Ни на один грант ещё не подавали.
Руководитель (Президент, директор, председатель) назначается учредителями при регистрации, далее Правлением НКО. Никаких безвозмездных добровольческих договоров. Договор волонтёра оформляется с участниками НКО. Волонтёр может быть от простого волонтёра до руководителя отдела и даже заместителем директора.
Трудовые отношения оформляются только в случае выплат официальных зарплат с последующими отчислениями в ПФ, ОМС, налоговую.

Александр Попов

Виктор, Вы настоящие молодцы, практически герои! У многих некоммерческих проектов основная проблема - это финансирование. НКО ведут самую разнородную деятельность и в самых разных сферах, соответственно у всех своя специфика. Добровольческий договор - это не трудовые отношения, а гражданско-правовые. Выплат по нему в пользу волонтера никаких нет, за исключением компенсирующих затрат, соответственно и отчислений в фонды также не будет. Сам "доброволю" без всяких бумажек, но в свое время изучал этот вопрос. При необходимости иметь оформленые отношения, закрепить права и обязанности сторон - оптимально сделать добровольческий договор.

Иногда собственник компании работает директором, но не оформляет в штат. И вроде ничего страшного, закон этого прямо не требует. Зато Минздравсоцразвития считает, что оформлять всё-таки надо, Минфин не согласен, а налоговая может оштрафовать, если собственник не получает зарплату.

Дмитрий Гудович

Дарья Кашкевич

Надежда Калашникова

Почему собственник себе не платит

Единственный собственник, хоть и работает директором, не всегда оформляет себя в штат по разным причинам. Жалко денег, экономит на налогах, не хочет возиться с отчетностью. Вместо этого сам себе платит в конверте. Некоторые считают, что это нормальная практика, а другие — настроены радикально:


Иногда собственники не получают зарплату, но получают дивиденды. Так меньше тратятся деньги компании, а по сути — собственника, потому что с зарплаты надо заплатить взносы, а с дивидендов — нет.

Оклад
Дивиденды

Компания платит сверху: 90 600 рублей

Компания платит сверху: 0 рублей

О дивидендах мы писали статью на Деле. Теперь пора поговорить о зарплате.

Это условный пример, потому что если компания на упрощенке 15%, она может снизить налог за счет зарплаты и взносов, а с дивидендами так не получится. Возможно, зарплата для компании выгоднее, чем дивиденды, и собственник решит обойтись зарплатой.

И всё равно в обоих случаях есть риск получить штраф.

Риски для компании

Законодательство прямо не говорит, что единственный собственник-директор обязан подписать трудовой договор и платить себе зарплату. Но если отказаться от зарплаты, есть риск потерять деньги.

Штраф и шанс лишиться права быть директором. По закону каждый сотрудник обязан получать зарплату.

22 статья Трудового кодекса: работодатель обязан получать зарплату

Собственник стал директором — всё, он сотрудник, компания обязана платить зарплату. Иначе трудовая инспекция вправе оштрафовать: 30 000-50 000 рублей с компании, и 1000-1500 с директора.

5.27 статья КОАП: штрафы, если нет зарплаты

Если компания еще раз нарушит закон, трудовая инспекция дисквалифицирует директора-собственника. Дисквалификация — это большая тема, но если по сути, собственник не сможет быть директором от полугода до трех лет.

Доплата налогов и штраф. Вместе с зарплатой компания платит налоги и взносы. Если зарплаты нет и трудовая инспекция об этом узнает, компании придется доплатить налоги и взносы. Сумма зависит от размера зарплаты. Как минимум — это официальный размер зарплаты или МРОТ.

137 статья Трудового кодекса: работодатель обязан платить минимум МРОТ

Чтобы обхитрить налоговую, собственники пишут отказ от зарплаты, типа они сами решили работать бесплатно, потому что это их компания. Но отказ от зарплаты не спасает от штрафов, потому что штраф получает не сотрудник, а работодатель.

По закону работодатель обязан платить не меньше минимальной зарплаты, не важно, что решил сотрудник. Для налоговой это значит, что компания обязана платить налоги и взносы с размера минимальной зарплаты.

37 статья Конституции и 2 и 78 статьи Трудового кодекса гарантируют сотрудникам зарплату в размере не меньше минимальный размер оплаты труда.

Налоговая доказала, что сотрудники работают в штате, поэтому компания обязана платить зарплату — судебное решение

Компании пришлось платить НДФЛ, страховые взносы и штраф за зарплату.


Новые правила проверки компаний

Проблемы с банком. Банки обязаны выполнять требования 115 ФЗ. Если банк подозревает мошеннические схемы, он вправе снизить лимиты на переводы физлицам и снятие наличных с карты, заблокировать один перевод или все переводы себе через личный кабинет.

Для банка подозрительно, если директор не получает зарплату. Так часто поступают компании, которые уходят от налогов.

Нужен ли трудовой договор

Нет закона, в котором четко сказано, что единственный собственник-директор обязан подписывать трудовой договор. Обратного тоже нет.

Можно посмотреть письма Минфина, Минздравсоцразвития или Роструда. Кажется, они могут помочь, но мнение ведомств меняется и они противоречат друг другу. Непонятно, какое важнее в этом вопросе и насколько важна дата письма.

В 2006 году Роструд написал, что единственный учредитель не может быть работником, поэтому трудовой договор заключать не надо.

В 2009 году Министерство здравоохранения и социального развития подтверждает — договор заключать не надо.

В 2010 году Минздравсоцразвития передумал и пишет, что договор всё-таки нужен.

В 2013 году Роструд — договор не нужен.

В 2014, 2015 И 2016 годах Минфин тоже написал, что договор заключать нельзя.

У противников трудового договора логика такая: для договора должно быть две стороны — работник и работодатель. А если человек сам себя нанимает — это одна сторона. Значит, трудовой договор заключать нельзя.

Есть гипотеза, почему ведомства спорят на эту тему. Возможно, спор — из-за экономии на налогах, но это касается только компаний на упрощенке 15%. Если собственник-директор работает по трудовому договору и получает зарплату, он вправе сократить налог на зарплату и страховые взносы. А если нельзя подписывать договор, значит, выплачивать зарплату нельзя и сокращать налог тоже.

Компания платит оклад 100 000 рублей директору, и с них — 30 600 рублей на страховые взносы и 13000 на НДФЛ. Компания вправе вычесть 43 600 рублей из налога.

5.27 статья КоАП: штрафы за нарушение трудового законодательства

У бухгалтеров и кадровиков нет единого мнения, что делать. По мнению экспертов статьи, самое безопасное — подписать договор, платить зарплату, налог и взносы с зарплаты.

При вопросе о договоре можно ссылаться на Трудовой кодекс, он важнее писем любых ведомств. Письмо — это мнение, а не закононодательный акт.

Если директор не подписывает трудовой договор, он не получает зарплату, а тогда компания лишает его права на больничные и отпускные. По Трудовому кодексу это незаконно.

Сколько платить

Если собственник-директор подписал трудовой договор, он обязан получать зарплату — не меньше минимального размера зарплаты или МРОТа. Сумма может быть разной в зависимости от региона.

В Москве — 17 561 рублей, Смоленской области — 7800 рублей, Псковской — от 7800 до 11 450 рублей.

По закону нет планки для максимального размера зарплаты. Директор может получать хоть десять тысяч, хоть миллион.

Письмо налоговой: у кого проверяет зарплаты и как

Для налоговой зарплата на уровне минимально возможной — это подозрительно. Чтобы разобраться, налоговая может вызывать на зарплатную комиссию. Это встреча, на которую налоговая приглашает директора: директор обосновывает зарплату, а налоговая слушает и задает вопросы.

Штрафы: 75 и 123 статьи Налогового кодекса

Если зарплату не получится обосновать, налоговая может решить, что это серая зарплата: часть зарплаты собственник получает официально, а остальное — в конверте. Если налоговая докажет зарплату в конверте, придется платить штраф до 40% от налогов. Даже если штрафа не будет, придется поднять зарплату и доплатить налоги.

Чтобы избавиться от зарплатных комиссий и вопросов налоговой, надежнее платить среднюю зарплату по рынку в вашем регионе. Зарплату можно смотреть на сайте правительства региона, Росстате или Хэдхантере.

12,2 млн рублей заплатили компании — по итогам зарплатной комиссии

Правительство области определила размер зарплаты для производственных компаний на 2016 год — не менее 20 000 рублей. Если компания платит меньше, ее приглашают на комиссию.

Комиссия заинтересовалась 237 работодателями и пригласила на встречу. По итогам встречи 167 работодателей повысили зарплату, и бюджет получил 12,2 млн рублей в качестве налога на доходы физических лиц.

Ситуация с зарплатой для единственного собственника-директора запутанная. Мы советуем подписывать трудовой договор и платить зарплату на уровне средней по отрасли в вашем регионе. Это дороже по налогам, зато не надо тратить время на разбирательства с налоговой.

Короче

Что делать

Подписать трудовой договор

Платить зарплату не ниже МРОТа

Платить НДФЛ и страховые взносы с зарплаты

Как подстраховаться

Читайте также: