Как оформить анкетирование в исследовательской работе школьников

Обновлено: 17.05.2024

2.2. Опрос для определения самых распространенных крылатых слов.

В чём я вижу актуальность проблемы? В наше время фразеологизмы мало используются современными школьниками. Это неправильно, ведь главное их предназначение – сделать нашу речь точной, яркой и образной. Разве можно отказаться от такого подарка? Но дело даже не в том, что фразеологизмы постепенно уходят из обихода. С появлением компьютеров, Интернета и социальных сетей главная надежда и будущее не только нашей страны, но и всего мира – дети – перестали интересоваться изучением русского языка и совершенствованием речи. Уже мало кто из подростков может не то что красиво и образно изъясняться, но и даже грамотно писать. А кто же тогда сохранит настоящий русский язык для наших потомков.

В связи с этим мне стало интересно – насколько знают фразеологизмы мои сверстники?

Цель моего исследования: выяснить, какие фразеологические обороты знают учащиеся 4 классов и употребляют в своей устной и письменной речи.

1.Теоретическая основа.

1.1.Роль фразеологизмов.

Фразеологические обороты современного русского языка по своему происхождению различны. Среди них можно выделить четыре группы:

1)иконно русские фразеологические обороты;
2)заимствованные фразеологические обороты;
3)фразеологические кальки;
4)фразеологические полукальки.

Из всех фразеологизмов современного русского языка основную массу составляют фразеологические единицы исконно русского происхождения: в один голос, положа руку на сердце; водой не разольёшь и др.

Иконно русские фразеологические обороты образовались различными путями:

1)переосмысление свободных сочетаний слов: попасть впросак,

пройти сквозь огонь, воду и медные трубы, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца и т. п. Это основной путь образования фразеологизмов.

2) переосмысление устойчивых сочетаний: чистой воды, до скончания века и др.;

3) образование из авторских оборотов: слона-то я и не приметил (И. А. Крылов), дистанция большого размера (А. С. Грибоедов), рождённый ползать летать не может (М. Горький) и др.;

4) образование на основе пословиц и поговорок: старый воробей из старого воробья на мякине не проведёшь, колоть глаза из правда глаза колит и др.;

5) образование путем переосмысления терминов: катиться по наклонной плоскости.

6) образование по модели с уже существующими выражениями: живой труп (по аналогии с уже существующими фразеологизмами типа белая ворона).

^ Заимствованные фразеологизмы – это иноязычные по происхождению фразеологизмы, употребляющиеся без перевода. Многие обороты заимствованы из старославянского: знамение времени, на сон грядущий, как зеницу ока, святая святых и др. Значительно меньше количество единиц заимствованных из других языков: из латинского: pro et contra(за и против), из французского: a la guerre comme a la guerre (на войне как на войне) и др. Нерусское происхождение этих оборотов проявляется в том, что они передаются нерусскими буквами. Хотя изредка мы их употребляем в речи в виде перевода.

Определённое количество фразеологизмов являются фразеологическими кальками и полукальками. Под калькой понимается оборот, появившийся в русском языке в результате буквального, т. е. пословного, перевода иноязычного оборота: быть не в своей тарелке (из фран.), борьба за существование (из английского struggle for life) и т.п.

Таким образом, происхождение фразеологических оборотов различен. Но каждый из оборотов имеет своё значение в русском языке и каждый из них делает его по-своему выразительным.
^ 2.Исследовательская работа.

Предметом исследования являются не просто учащиеся 4 классов, но и две группы учеников, которые отличаются друг от друга по следующим параметрам:

- в группу №1 включены ученики, успевающие на положительные оценки по русскому языку и чтению и часто читающие;

- в группе №2 находятся учащиеся, которые плохо успевают по данным предметам и редко читающие.

2.1.Анкетирование.

Выясняем, что знают учащиеся 4 классов о фразеологических оборотах и знают ли они их значение. Для этого была разработана анкета.

Что такое фразеологизмы?_____________________________________

Для чего они нужны?_____________________________________________

Какие ты знаешь фразеологизмы?_____________________________________

Объясни значение фразеологизмов:

Не в бровь, а в глаз________________________________________________

С жиру бесится______________________________________

Ни в зуб ногой_______________________________________

Класть зубы на полку_________________________________

Городить огород_____________________________________

Гол как сокол_______________________________________

Во времена царя Гороха______________________________


  • Из книг/Интернета

  • От родителей

  • От друзей

  • Я вообще их не узнаю

  • Часто

  • Не часто

  • Редко, почти никогда

  • В речи

  • В сочинениях

  • Нигде



Если исходить из полученных данных, около 95% учащихся используют фразеологизмы в сочинениях, правда, все признаются, что делают это редко. Также выяснилось, что около 85% хоть и не часто, но всё же используют словари.

Умение пользоваться фразеологическими оборотами немногих учащихся можно убедиться, прочитав следующие мини-сочинения на свободные темы:

Артем Дубов, ученик 4Б класс

Антипова Екатерина,4Б класс
3. Я вам расскажу, как мне приходиться грызть гранит науки. Труднее всего приходится с русским языком. Здесь я ни в зуб ногой. Спряжения, глаголы, суффиксы и так далее – для меня темный лес. Немного попроще обстоит дело с литературой, хотя у меня зуб на зуб не попадает, когда мы сдаем технику чтения. А вот математика для меня самый любимый урок. Здесь я как рыба в воде. Примеры и задачи щелкаю как семечки. С остальными предметами у меня тоже все в порядке. Вообще –то, я стараюсь учиться хорошо. Надеюсь в будущем грызть гранит науки также успешно.

Исаева Анна, 4А класс

- Только не говори, что забыл его в школе. ^ Не втирай мне очки .

- Мама, у меня двойка.

- Эх, ты, олух царя небесного.

Кирилл Киргизов, 4А класс
О пользе Интернета как источнике новых фразеологических оборотов рассказали 35% учеников, у 3% в этой роли выступают книги. Однако большинство (62%) называют источником знаний самых близких людей – родителей.

Все данные, полученные в результате обработки анкет, схематично представлены в таблице:

2.2.Опрос для определения самых распространенных крылатых слов.

Несомненно, фразеологических оборотов в русском языке преогромное количество. В этом можно убедиться, открыв любой фразеологический словарь.

Мне, как автору данной работы, стало интересно, какие самые распространенные обороты у сверстников. Для этого был проведен опрос среди учащихся 4 классов 12 школы. Всего опрошено было 33 ученика. Им предлагалось выбрать из списка (см. ниже) понятные им обороты и те, которыми они часто используют в речи, а также те, которые они когда-либо слышали.


  • Алые паруса.

  • Без царя в голове.

  • Волосы дыбом.

  • Бездонная бочка.

  • Всё трын-трава.

  • Вызвать фурор.

  • Переть на рожон.

  • Задеть за живое.

  • Вверх тормашками.

  • Нужда заставит калачи есть.

  • Точить лясы.

  • Тертый калач.

  • Щекотливое дело.

  • Язык не поворачивается.

  • Выводить на чистую воду.

  • Бить баклуши.

  • После дождичка в четверг.

  • Шиворот-навыворот.

  • Не ко двору.

  • Семи пядей во лбу.

  • Язык без костей.

  • Чтоб тебе пусто было.

  • Спасите наши души.

  • Потерпеть фиаско.

  • Волосы дыбом;

  • Вверх тормашками;

  • Выводить на чистую воду;

  • Шиворот на выворот;

  • Бить баклуши;

  • Не ко двору.

  • Переть на рожон;

  • Точить лясы;

  • После дождика в четверг.

Всё, что изобретает язык, помогает людям не только обмениваться информацией, но и радовать друг друга весёлой шуткой, метким словом, ярким образным выражением. Как средства яркого, точного и эмоционального выражения мыслей, фразеологизмы, крылатые слова и выражения широко используются в художественной литературе, в устной и письменной речи образованных людей. Употребление их делает нашу речь более ёмкой по своему содержанию, более образной и выразительной.

В школе учащиеся по разным предметам выполняют исследовательскую и проектную работу, учеба в школе, домашние задания занимают очень много времени. В Исследовательских работах ученики проводят анкетирование. Это занимает очень много времени, распечатка анкеты, заполнение анкеты учащимися. В оформлении проекта можно использовать возможности сетевых сервисов On-line анкетирования, которые могут помочь, улучшить качество исследовательской работы.

Цель Содействие активизации использования учащимися и педагогами интернет - сервисов On-line анкетирования в учебной деятельности.

Проблема исследования заключается в том, что многие из пользователей ПК не используют в своей работе сервисы On-line анкетирования сети Интернет.

Задачи исследования: показать значимость сервисов On-line анкетирования в наши дни, рассмотреть их преимущества и недостатки для использования различными группами лиц.

Объектом исследования выступают: сервисы on line анкетирование. В работе будут выявлены их структуры, преимущества и недостатки.

Актуальность исследования заключается в том, что очень малое количество пользователей используют сервисы On-line анкетирования для образовательных целей, в исследовательской работе.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, как донести до пользователей информацию о сервисах On-line анкетирования и удобстве их использования.

Гипотеза Предположим, что проведение анкетирования в режиме on-line в исследовательской деятельности, способствуют активизации использования учащимися и педагогами интернет - сервисов и улучшает качество исследовательской работы.

Анкета… Что это такое и как ее составить?

Когда человека о чем-нибудь спрашивают, он может дать правильный ответ на любой вопрос - при условии, что вопрос задан правильно.

АНКЕТА - социологический инструментарий опроса, представляющий собой структурированную систему вопросов, направленных на получение необходимой информации.

анкетер (от франц. enquete, буквально - расследование, т.е. человек, проводящий анкетный опрос)

Анкета обычно состоит из введения, основной части и паспортички (демографического блока).

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников
Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

АНКЕТА УЧАСТНИКА проектных и исследовательских работ

У организатора стремление сделать ее интересной, запоминающейся, помогающей в учебе и жизни. Чтобы повысить качество организации проекта необходимо провести социологическое исследование. Следуя инструкциям необходимо ответить на вопросы.

Ценность исследования будет зависеть от того, насколько обстоятельно и полно будут ответы на вопросы.

Простые вопросы, вводящие респондента в контекст обсуждаемых проблем.

Сложные вопросы, требующие серьезных размышлений (в середине анкеты).

Демографическая часть (паспортичка): вопросы о статусе респондента (пол, возраст, образование, место жительства и др.).

Виды вопросов по форме

Стал лучше учиться.

Появился повышенный интерес к изучаемым учебным предметам.

Определился с выбором будущей профессии.

Открытый вопрос (респондент сам высказывает свое мнение во всей полноте без подсказок со стороны анкетера)

Обрабатывать, обобщать эту информацию значительно сложнее.

Напишите 3 затруднения, с которыми Вы столкнулись в период разработки проекта или осуществления учебного исследования.

(позволяет получить от респондента прямую информацию)

Да, удовлетворен полностью.

(задаются, когда требуется проявление критического отношения к себе, оценки каких-либо негативных явлений действительности)

Позволяет сгладить личностную окраску вопроса.

Просим Вас закончить следующую фразу:

Учет количества вопросов в анкете, оптимально 15-20 вопросов.

Включение понятных для респондента терминов, неперегруженность лишними словами.

Соблюдение принципа расположения вопросов: простые - сложные - простые.

Недопустимость влияния предшествующих вопросов на последующие.

Снабжение вопросов-фильтров указателями-переходами для разных групп респондентов. (Например: Внимание! На следующие два вопроса отвечают только те, кто уже принимал участие в нашей конференции проектных и исследовательских работ. Те, кто принимает участие впервые переходят к вопросу №…).

Проверка на чистоту и полноту заполнения.

Составление таблиц, первично обобщающих полученную информацию

Обработка каждого вопроса (закрытого и полузакрытого) в соответствии с нумерацией.

Работа с открытыми вопросами.

Обработка данных на компьютере или вручную. Информация должна быть сгруппирована, обобщена, подвергнута статистическому анализу.

Исследование программного обеспечения on-line анкетирования

Онлайн-инструмент для создания анкет Анкетер

Создание опросов с одним или более вопросами.

Защищённые паролем, открытые и закрытые опросы.

Опросы с датой окончания и максимальным количеством респондентов. По достижении указанных параметров опрос автоматически выключается.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.1. Скриншот программы Анкетёр.

Базовые типы вопросов (одиночный, множественный выбор, ввод)

Изменение порядка отображения вопросов

Свободный вариант ответа (кроме вопросов типа "ввод")

Проверка ввода по заранее заданным образцам

Установка обязательных вопросов

Настройка расположения вариантов ответа

Настройка порядка отображения вариантов ответа

Онлайн-инструмент для создания анкет Survio

Онлайн-инструмент для создания анкет. Позволяет пользователям без технических знаний интуитивно создать анкету с профессиональным оформлением совершенно бесплатно. Survio принадлежит чешской компании Survio s.r.o. Проект был запущен в апреле 2012 года.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.2.Скриншот программы Survio.

Выбор одного варианта из нескольких изображений

Сортирование по релевантности

Матрица одиночного выбора

Матрица множественного выбора

Онлайн-инструмент для создания анкет CreateSurvey™

Быстрое создание анкеты

Удобный редактор, множество шаблонов

Рассылка анкет по e-mail

Отслеживание респондентов, напоминания

Веб-ссылка на анкету

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.3. Скриншот программы CreateSurvey™.

Анкетирование для исследовательской работы "Безопасный Интернет". Анкета состоит из 11 вопросов. Для создание анкеты потребовалось около 30мин. Ученикам было предложено пройти анкету. В результате анкету прошли 35 человек.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.4.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.8.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.9.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.10.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.11.

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.13.

учащиеся много времени проводят в Интернете.

смотрят фильмы, слушают музыку

заводят виртуальных друзей,

доверяют виртуальным знакомым,

рисков, которыми могут подвергаться подростки;

"Соц опрос на выявление зависимости от соц сетей"

1.Укажите свой пол

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.14.

2.Какой соц. сетью Вы пользуетесь чаще всего?

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.15.

3.Сколько времени в сутки вы проводите в соц. сетях?

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.16.

4.Сколько раз в сутки вы заходите в соц. сети?

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.17.

5.Что занимает большую часть времени при нахождении в соц. сетях?

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.18.

6.С чем связанна Ваша регистрация в соц. сетях?

Доклад о возможности использования On-line анкетирования в исследовательской работе школьников

Рис.19.

Проведенное анкетирование показало, что около половины опрошенных являются зависимыми от соц сетей. На проведение анкетирования было затрачено мало времени это только заполнение шаблонов вопросов, оповещение учеников с просьбой пройти опрос. На каждый вопрос программой были выстроены диаграммы - респондент выполняет только заключение по проведенному опросу.

Проведено исследование программного обеспечения для проведения анкетирования;

Данные характеристики способствуют активизации использования интернет сервисов в учебной деятельности.

Повышение ИКТ компетентности;

Исключение работы с бумажным вариантом анкеты;

Привлечение большого кол-ва респондентов;

Обработка данных осуществляется автоматически;

Повышение скорости обработки данных ;

Использовать в исследовательских работах on-line анкетирование.

Лучшая из рассмотренных - Survio

Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность. / Под ред. Волохонского В. Л., Зайцевой Ю. Е., Соколова М. М. СПб.:Издательство СПбГУ, 2006.

М.А. Смирнова «ИКТ в начальной школе: Классный блог - единое информационное пространство для учеников, учителя

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000


Часто для того чтобы узнать реакцию населения или сотрудников на то или иное изменение или нововведение, мнение относительно каких-либо вопросов, ожидания или опасения, необходимо провести исследование. Самым простым инструментом в такой ситуации является анкетирование.

Преимущества анкетирования

Проведение анкетирования

Когда становится необходимость сбора данных, мнений, пожеланий, предположений, то у исследователя есть два пути. Первое - личные беседы и опросы. Однако в данном случае это займет много времени, а если группа опрашиваемых очень обширна, то это будет еще и весьма затратно.

На фоне этого способа сбора данных анкетирование явно выигрывает. Во-первых, заполнение анкет не требует особого участия со стороны исследователя. Необходимо лишь составить анкеты и раздать их опрашиваемым.

пример опроса

Следующее преимущество - возможность полной анонимности. В случае личной беседы респондент может утаить правду, опасаясь какого-либо наказания или осуждения. В случае с анкетами личность опрашиваемого установить будет весьма трудно, если опрос проводится инкогнито.

Анкеты исключают ненужную информацию, которую можно получить при личной беседе, а также гарантируют объективность оценки собранных данных.

Это отличный метод сбора информации в рамках государства, регионов, отдельных городов, предприятий, профессиональных и социальных групп.

Как составить анкеты для опроса

Вопросы в анкете

Первое что нужно определить - это цель опроса. Она должна быть четкой и понятной. Помимо цели, анкетирование должно решать задачи. Их может быть несколько.

При постановке задач нужно руководствоваться тем, какие результаты должно принести исследование и на какие вопросы ответить.

Приведем пример анкеты. Целью исследования является узнать реакцию населения на новый законопроект о выгуле собак.

Задачей исследования становится определение числа граждан согласных и несогласных с нововведениями. Кроме того, анкетирование должно показать, сколько из опрошенных являются владельцами домашних животных, род деятельности опрошенных, наличие детей и недочеты в законопроекте по мнению граждан.

Для начала определяется зона проведения опроса и целевая аудитория. У каждой цели будет своя целевая аудитория. Далее составляется анкета с четкими вопросами, которые должны способствовать решению задачи. Затем анкеты распечатываются и гражданам предлагается ответить на одни и те же вопросы из анкеты.

По итогам анкетирования, исследователь получает разные мнения на одинаковые вопросы. Важно, чтобы ответы на вопросы были максимально простыми. Наилучшим вариантом являются вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Это позволяет убрать любую возможность неверной трактовки ответа. Вопросы также должны быть простыми и понятными, чтобы опрашиваемые наверняка верно их понимали.

Проведение опроса учащихся

анкетирование в школе

Учебные заведения част применяют анкетирования для выявления наиболее популярных профессий, степени удовлетворенности учеников качеством образования и организации его процесса, выявления скрытых конфликтов и так далее.

Рассмотрим пример анкеты, целью которой является выявление наиболее предпочтительной среди школьников профессии.

Первый вопрос - пол учащегося. Это позволит сгруппировать ответы по половому признаку.

Второй вопрос может касаться выбора вида деятельности, с которой опрашиваемый хотел бы связать свою жизнь. Например: "Выберите род занятий, который Вам наиболее подходит: финансы, продажи, руководство, дизайн и творчество, музыка, изобразительное искусство, литература и языки, компьютеры и программирование"

Далее в зависимости от задач опроса можно поставить вопрос о желаемой должности, перечне обязанностей, функций и задач, которые респондент хотел бы выполнять в ходе трудовой деятельности.

Такая анкета для учеников позволит узнать не только то, какие профессии привлекают молодежь, но и чем именно.

Опросы на предприятиях

Результаты анкетирования

Принципы проведения анкетирования на производствах или в офисах не отличаются. Однако, скорее всего анкета для сотрудников должна быть анонимной, так как взрослые люди чаще опасаются высказывать свое мнение, опасаясь за свое рабочее место.

Чаще всего целью анкетирования на работе, является выявление недочетов организации труда, вопросы мотивации, степени удовлетворенности условиями труда и его оплатой и так далее. Примеры анкет в таких случаях составляет служба по управлению персоналом, а утверждает ее руководитель.

Итоги исследования и выводы

После того как все данные собраны, их следует сгруппировать, например, по полу, статусу, согласию или несогласию опрашиваемых и так далее. После этого нужно проанализировать их в соответствии с задачами анкетирования.

На основе результатов анкетирования можно разрабатывать и внедрять изменения, законопроекты, системы мотивации и так далее.

А примеры анкет для проведения исследований можно посмотреть в различных уже проведенных опросах. Несомненно, анкетирование - это исследование которое может и должно послужить практическим действиям и результатам.

Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.

Анкетирование – что это такое

Что такое анкетирование

Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.

Обратимся к определению. Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо. Собственно говоря, это форма опроса, существующая в виде готового перечня вопросов, на которые отвечает информант или респондент (эти понятия тождественны) в письменном виде. В классическом варианте опросник оформляется в виде бланка, распечатывается и раздается респондентам.

Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.

  • Есть ли у вас приусадебный участок?
  • Какие культуры вы на нем выращиваете?
  • Получаете ли вы доход с сада и огорода?
  • Хотели бы вы заняться фермерством?
  • Какие виды плодовых культур вы знаете?
  • К какому семейству относится томат?
  • Что представляет собой плод томата с точки зрения ботаники?

Сферы применения

Анкетирование как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.

Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.

Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.

Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.

Плюсы и минусы

Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:

  • Практичность и доступность. Это один из самых недорогих методов социологических и маркетинговых исследований.
  • Большой объем информации. Анкетирование может охватывать десятки тысяч человек, причем дистанцированных друг от друга.
  • Широкая сфера применения. Темы могут быть самыми разными, а, результаты в обобщенном виде пригодны для решения необозримого спектра задач.
  • Анонимность. Участники могут быть уверены в конфиденциальности личных данных. Результаты используются в обобщенном виде, без привязки к личности респондента.
  • Простая стандартизация. Анкетеры (организаторы опроса) уверены, что участники отвечают на идентичные вопросы, что значительно упрощает анализ результатов.

Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.

Разновидности анкетирования

Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.

Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.

Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).

Раздаточное анкетирование

Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).

В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.

Онлайн-опросы

Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.

Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.

Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.

Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.

Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.

А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа Survey Harbor , YouThink , Анкетка , Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги.

Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:

  • Заведите электронный почтовый ящик и кошелек в любой из платежных систем (например, Вебмани, Юмани, Пейпал).
  • Изучите популярные онлайн-опросники. Их десятки, но правила примерно одинаковы на всех.
  • Зарегистрируйтесь на избранных ресурсах. Рекомендую сразу пройти регистрацию на 3-5 площадках. Это сделает заработок более-менее весомым, ведь один сайт приносит в месяц не более 5-10 доступных анкет.
  • Заполните профиль. Это позволит системе составить ваш портрет и приглашать к участию только в подходящих к вашим данным опросам.
  • Ожидайте приглашений. Информация о доступных опросах будет отображаться в ваших личных кабинетах и приходить на указанный емейл.
  • Заполняйте анкеты. Лучше начинать отвечать на вопросы сразу же после поступления предложения: анкетирование ограничивается по времени, можно и не успеть.
  • Отправляйте результаты. Заполненные анкеты (только полностью, без пропущенных пунктов) поступают в систему для обработки.
  • Копите деньги. За участие в анкетировании можно заработать от 30 до 150 рублей, потратив на все-про все 15-50 минут времени (в зависимости от количества вопросов). Как только накопится минимальная сумма, можете ее вывести на электронный кошелек, счет мобильного телефона, карту и так далее (в зависимости от возможностей, предоставляемых ресурсом).

Иные виды анкетирования

Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.

Правила составления анкет

Составление опросных анкет

При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:

Типовая структура анкеты

Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:

Классификация вопросов

Переходим к классификации вопросов по функциям:

И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:

Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.

Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.

Подведение итогов

Обработка анкет – очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.

Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.

Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.

Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили. Спасибо за интерес к моим публикациям!

Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.

Читайте также: