Как обеспечить безопасность при работе магнитных и грейферных кранов

Обновлено: 08.07.2024

Устройство кранового пути (кроме пути железнодорожных кранов), фундамента для установки стационарных башенных кранов должно производиться по проекту, разработанному организацией – изготовителем крана или специализированной организацией.

Проект на устройство кранового пути разрабатывается с учётом требований настоящих Правил и нормативных документов на крановые пути.

При установке крана на эксплуатирующий крановый путь последний должен быть проверен расчётом на допустимость такой нагрузки.

Путь железнодорожных кранов должен устраиваться и содержаться по нормам, действующим в системе железнодорожного транспорта Республики Беларусь.


  • тип рельсов и допустимая нагрузка на рельс от колеса крана;

  • тип, сечение и длина шпал;

  • расстояние между собой и к шпалам;

  • способ крепления рельсов между рельсами и шпалами, конструкция подкладок и способ их установки;

  • зазор между рельсами и стыками;

  • материал и размер балластного слоя;

  • минимальный допустимый радиус кривой на криволинейных участках пути;

  • предельно допустимые величины общего продольного уклона, упругой просадки под колёсами и допуски на ширину колеи и на разность отметок головок рельсов;

  • конструкция тупиковых упоров;

  • устройство заземления кранового пути.

  • обеспечивать плавный, без заеданий проезд;

  • быть оборудованными замками с электрической блокировкой, исключающей переезд при незапертом замке;

  • иметь автоматически включаемую блокировку, исключающую сход тележки (электрической тали) с рельсами при выезде её на консоль расстыкованного участка пути;

  • обеспечить управление переводом стрелки или повторного круга от сигнала системы управления тележкой (электрической талью);

  • быть оборудованными единым выключателем для подачи напряжения на троллеи тележки (электрической тали), на механизмы управления стрелок и электрические аппараты блокировочных устройств.

Переезд подвижного транспорта через пути козловых и башенных кранов допускается в исключительных случаях, когда их объезд невозможен. В этом случае владелец работы крана обязан разработать меры безопасности с учётом интенсивности работ кранов движения транспорта.

Пересечение путей козловых, башенных и портальных кранов с рельсовыми путями заводского транспорта может быть допущено в отдельных обоснованных случаях по согласованию с Госпромнадзором после разработки мероприятий по предупреждению столкновений работающих кранов с подвижным составом.

Пересечение пути портального крана с железнодорожными путями должно выполняться по проекту, разработанному специализированной организацией и согласованному с владельцами крана и железнодорожных путей.

Предельные величины отклонений кранового пути от проектного положения не должны превышать величин, указанных в приложениях 19, 20.

При наличии на месте устройства крановых путей проложенных ранее подземных коммуникаций, выполненных без учёта последующего устройства на ними рельсового пути, должен быть произведён их расчёт с целью предупреждения повреждений этих коммуникаций и при необходимости разработан проект их перекрытия.

В проекте кранового пути должен быть указан участок для стоянки крана в нерабочем состоянии.

Готовность кранового пути к эксплуатации должна быть подтверждена актом сдачи земляного полотна под устройство верхнего строения кранового пути и актом сдачи-приёмки кранового пути согласно приложению 2, к которому должны быть приложены результаты планово - высотной съёмки.

Проверка состояния кранового пути и измерение сопротивления его заземления должны производиться в соответствии с нормативными документами.


  1. Порядок входа машиниста, а также обслуживающего персонала, на кран.

Запрещается вход на кран и уход с него в непредусмотренных для этого местах проходных галерей.


  • входящий на кран нажимает кнопку запроса входа на кран на кнопочной станции вызова, стоя на проходной галерее;

  • после остановки крана и загорания зеленой лампочки на кнопочной станции, сигнализирующей о том, что крановщик в кабине сигнал принял и разрешает вход на кран; входящий на кран открывает входную калитку с электроблокировкой и входит на мост крана;

  • крановщик в кабине крана после подачи сигнала о разрешении входа на кран отключает электропитание крана и встречает входящего на мосту крана, имея при себе ключ-бирку;

  • при уходе с крана уходящий, закрыв входную калитку с электроблокировкой на защелку, нажимает кнопку “Кран свободен” на кнопочной станции с проходной галереи. В кабине крановщика гаснет белая лампочка, сигнализирующая о том, что уходящий покинул кран;

  • убедившись в том, что все люди покинули кран и находятся в безопасном месте, крановщик включает кран и начинает движение, предварительно подав звуковой сигнал.

При подъеме или спуске по лестнице обе руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Инструмент и другие материалы должны переноситься в сумке или подниматься на кран и опускаться с крана при помощи веревки.

Все работы, проводимые на кранах, должны выполняться в соответствии с “Положением о применении нарядов-допусков при производстве работ повышенной опасности”.

При выходе крановщика на мост крана и при осмотрах механизмов ключ-бирка берется с собой, а на ручке рубильника вывешивается плакат с надписью “Не включать - работают люди”.


  1. Действие крановщика перед подъёмом и опусканием груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля груза, железнодорожного вагона, станка или другого оборудования.

  1. Меры безопасности при работе магнитных и грейферных кранов.

  • выключать электромагнит с поднятым грузом только у места разгрузки, не производить подъем при раскачивании крюковой подвески (траверсы);

  • следить за правильностью и равномерностью намотки (укладки) кабеля на кабельный барабан и каната на грузовой барабан;

  • при подъеме магнитом монолитных грузов магнит должен накладываться на груз центральной частью и закрывать всю поверхность груза;

  • производить подъем материалов при температуре их не выше 200°С, а при работе специальными электромагнитами следить, чтобы температура поднимаемых материалов не превышала температуры, указанной в паспорте электромагнита;

  • не допускать вращения грузового электромагнита во избежание запутывания кабеля;

  • проверять визуально целостность изоляции гибкого кабеля;

  • по окончанию или в перерывах работы крана электромагнит опустить на землю на специальные подкладки; не допускать нахождения магнита на металле, сырой земле, снежном покрове, в воде;

  • передвигать, магнитом составы железнодорожных, полувагонов, платформ и пр. - запрещается;

  • при обрыве кабеля электромагнита, вспышке, работа должна быть немедленно остановлена и вызван дежурный электромонтер. Производить самостоятельный ремонт кабеля и электромагнита запрещается;

  1. Назначение и устройство асинхронного электродвигателя трехфазного переменного тока.

  1. В каком случае может производиться подъем людей кранами мостового типа?

  1. Перечень работ, которые производятся под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

  1. Обязанности машиниста крана после окончания работы.

  • Опустить груз на землю, снять стропы, освободить от груза крюк или другое грузозахватное устройство. Запрещается оставлять груз в подвешенном состоянии.

  • Поставить кран у посадочной площадки или на место, предназначенное для его постоянной стоянки.

  • Крюковую подвеску поднять в верхнее положение, а электромагнит, грейфер, захваты опустить на землю на отведенное для хранения место.

  • Все рукоятки и контроллеры установить в нулевое положение и отключить рубильник в кабине, на мосту крана.

  • Осмотреть кран, произвести его уборку, сделать запись в крановом журнале о состоянии и неполадках в работе крана в течение смены, сообщить об этом сменщику и лицу, ответственному за содержание исправное техническое состояние кранов, сдать ключ-бирку.

  • Краны, работающие на открытом воздухе, укрепить всеми имеющимися предохранительными устройствами от угона ветром и сделать соответствующую запись в крановом журнале.

  • Закрыть дверь кабины крана на замок.

  • Отключить крановый рубильник и закрыть на замок ручку включения или шкаф рубильника.

  1. Назначение, устройство и принцип работы грейферов.


Грейфер представляет собой стальной ковш, состоящий из двух половин – челюстей 1 и 2, поворачивающихся вокруг шарниров 3 и 4 , укрепленных на головке грейфера 5 с помощью тяг 6 и 7. Челюсти имеют зубья 11 для лучшего захвата груза. На траверсе 8 укреплены блоки, соединенные канатами 10 с блоками 9 на головке грейфера.


  1. В каком случае стропальщик может находиться возле груза во время его подъёма или опускания?

  1. Виды ремонтов оборудования, их периодичность.

Основным видом ремонта, направленного на восстановление работоспособности кранов, является текущий. Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности грузоподъёмных кранов и состоит в замене или восстановлении быстроизнашивающихся деталей или узлов.

В зависимости от характера и объёма работ, выполняемых при остановках грузоподъёмных кранов на текущие ремонты и от продолжительности таких остановок, текущие ремонты подразделяются на первый текущий ремонт (Т1), второй текущий ремонт (Т2) и третий текущий ремонт (Т3).

Читайте также: