Как не опаздывать на работу

Обновлено: 19.05.2024

Пунктуальность — незаменимое качество, хотя им обладает далеко не каждый. Как поступить с сотрудником, который систематически опаздывает на работу? Расскажем в статье.

Опоздание как нарушение дисциплины

Принимая на работу нового работника, работодатель заключает с ним трудовой договор и знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) под подпись. ПВТР вводят режим рабочего времени на предприятии. Если для сотрудника предусматривается индивидуальный режим, это прописывается в трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).

Рабочее время — период, в течение которого работник обязан исполнять свои должностные обязанности (ст. 91 ТК РФ).

Опоздание — это нарушение режима рабочего времени и дисциплины труда. В таком случае руководство вправе применить дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание по ТК РФ

Применение иных наказаний для дисциплинарных проступков не предусмотрено, но некоторые законодательные акты вводят взыскания для отдельных категорий работников. Например, строгий выговор для военнослужащих, перевод на нижестоящую должность для работников ОВД.

Выбор санкции для работника зависит от:

  • тяжести проступка;
  • обстоятельств его совершения.

Можно ли лишить премии за дисциплинарный проступок — читайте материал.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Верховный Суд РФ обобщил судебную практику за 2018 – 2020 гг. по спорам, связанным с увольнением по инициативе работодателя. Смотрите Обзор, утвержденный Президиумом 09.12.2020.

Как наказать работника, который постоянно опаздывает

Порядок дисциплинарного взыскания регулируется ст. 193 ТК РФ. Подробнее о нем и сроках его применения мы писали в этой статье:

  • факт опоздания фиксируется докладной, служебной запиской, актом с подписями свидетелей и т. д.;
  • у нарушителя запрашивается объяснительная, если через 2 дня она не получена — составляется акт об отказе предоставить объяснения, который подписывается свидетелями;
  • издается приказ о дисциплинарном взыскании, с которым нарушитель должен быть ознакомлен. В случае отказа от ознакомления — новый акт об отказе, подписанный свидетелями.

В приказе указывается вид взыскания. Важно обоснованно его выбрать.

Кстати, Роструд в Письме от 01.06.2011 № 1493‑6‑1 сообщает, что если первый дисциплинарный проступок оформлен правильно, а второй является основанием для увольнения, допускается издание только приказа об увольнении по форме Т-8 со ссылкой на докладную, служебную записки или акт. Т. е. приказ о дисциплинарном взыскании в виде увольнения в таком случае необязателен. Но и составление обоих распорядительных документов не станет нарушением.

Возможен ли выговор без замечания — читайте здесь.

Как выбрать наказание для сотрудника, который постоянно опаздывает

Неправильно выбранное наказание за опоздание приведет к обращению сотрудника в суд. И не факт, что решение будет на стороне работодателя.

Судебная практика позволяет учесть нюансы, которые принимают во внимание судьи при разборе споров между опаздывающими работниками и их руководством.

Учитываем систематичность опозданий

Пример 1. Неоднократные опоздания

Работодатель дважды привлекал сотрудника к дисциплинарной ответственности в форме замечания за опоздания. После третьего опоздания последовало увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ — в связи с неоднократным неисполнением без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии дисциплинарных взысканий.

Нарушитель обратился в суд, но иск удовлетворен не был. Апелляционное определение Мосгорсуда от 04.10.2016 по делу № 33‑39078/2016 поддержало решение суда первой инстанции, т. к. работодатель имел все основания уволить работника:

  • учел неоднократность опозданий;
  • грамотно провел все процедуры дисциплинарных взысканий и представил доказательства суду.

Пример 2. Однократное опоздание

Сотрудник опоздал на работу на 6 минут. Руководство оформило приказ о привлечении к ответственности в виде замечания. Этот приказ работник решил оспорить в суде.

Суд Еврейской АО в апелляционном определении от 29.01.2016 по делу № 33‑53/2016 иск удовлетворил:

  • работодатель утверждал о систематических опозданиях работника, но не представил доказательств, т. к. надлежащим образом взыскание оформлено лишь за единичное опоздание;
  • руководство организации не смогло обосновать негативные последствия проступка работника;
  • отсутствие на рабочем месте в течение 6 минут признано малозначительным нарушением дисциплины.

Может ли работодатель уволить сотрудника, находящегося на больничном — смотрите здесь.

Учитываем причину опоздания

Обстоятельства опоздания также заслуживают внимания руководства. Рассмотрим еще несколько примеров:

  • работодатель должен учесть причины, по которым произошло опоздание: можно ли посчитать их уважительными, старался ли работник предупредить руководство о вынужденном отсутствии на рабочем месте;
  • для увольнения опаздывающего сотрудника рекомендуется перепроверить, соблюдена ли процедура привлечения к первому дисциплинарному взысканию.

Можно ли уволить сотрудника за отказ от прививки — читайте материал.

Доказываем проступок

Оформление дисциплинарного проступка — еще не все. Важно доказать, что работник ознакомлен со своим режимом труда.

Пример 6. Ознакомление с режимом труда под подпись

После двух опозданий с выговорами работница допустила третье нарушение режима рабочего времени и была уволена. Решением суда она восстановлена в должности (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 08.09.2016 по делу № 33‑14723/2016), т. к.:

Если сотрудники опаздывают, приходят на работу выпившими или не выполняют задачи, их можно наказать, но не как хочется, а по закону.

Читатель Максим спрашивает:

Маркетолог опаздывает по утрам и позже приходит с обеда почти каждый день. Разговоры не помогают. Как быть?

Еще статьи о сотрудниках:

Сделать замечание, выговор или уволить

В каждой компании должны быть правила внутреннего трудового распорядка, чтобы сотрудники соблюдали дисциплину. В них пишут, во сколько сотрудники приходят на работу, сколько длится обеденный перерыв и как выдают премии.

Иногда работники нарушают правила внутреннего распорядка. Вот примеры нарушения:

  • опоздать на работу;
  • прийти пьяным или не прийти совсем;
  • игнорировать поручения руководителя;
  • не выполнять работу.

За это работодатель может наказать сотрудника — это называется дисциплинарным взысканием. Но нельзя наказывать, как хочется. Например, писать в правилах трудового распорядка, что за опоздания компания штрафует, а за пьянство сотрудника ждет лишение отпуска, незаконно.

Наказывать можно только тремя способами: сделать замечание, выговор или уволить.

Сначала замечание, потом выговор и лишь потом увольнение

У дисциплинарных взысканий есть своя иерархия: от замечаний к увольнению. Нельзя уволить сотрудника за первое опоздание на работу на 15 минут. Если он пойдет в суд, скорее всего, тот решит, что это слишком жесткая мера и восстановит сотрудника на работе.

Общее правило такое: наказание должно соответствовать проступку. Поэтому замечания используют, если сотрудник нарушил правила в первый раз. Это намек, что надо пересмотреть отношение к работе.

Если наказания в виде замечания не работают, переходим к выговорам. Это следующая ступень. И вот когда сотрудник не отреагирует на выговоры, закон разрешает его уволить.

Но иногда замечание можно пропустить: если работника целый день не было на работе без уважительной причины, работодатель вправе сделать ему выговор или уволить. Уважительными считаются разные причины: застрял в лифте, попал в аварию или увезли на скорой.

Как сделать замечание или выговор

Замечание и выговор — наказания за нарушение правил. Чтобы наказать сотрудника, работодателю нужно:

  • зафиксировать нарушение. Если сотрудник опоздал и в компании есть электронные пропуска, взять распечатку. Или записку от руководителя;
  • попросить объяснительную у сотрудника. Объяснительные пишут в свободной форме, главное — чтобы сотрудник пояснил, что произошло и по какой причине он опаздал;
  • выбрать наказание — замечание или выговор;
  • издать приказ о дисциплинарном взыскании.

Мы составили образец приказа, если нужно сделать замечание или выговор. Сохраните на всякий случай.


Сотрудник ставит подпись в приказе о дисциплинарном взыскании. Без его подписи приказ не будет действовать

По закону за одно опоздание может быть только одно взыскание. Нельзя три раза наказать за одно и то же нарушение. Еще при этом важно соблюдать сроки — 30 дней. Если со дня проступка прошло больше месяца, применять взыскание нельзя.

Как уволить сотрудника, который постоянно опаздывает

Есть мнение, что для увольнения сотруднику нужно получить три дисциплинарных взыскания, но в законе точной цифры нет. Всё зависит от нарушения. Например, человек не вышел на работу один раз, ему сделали выговор, а во второй раз уволили. А иногда работодатель прощает систематические опаздания и обходится выговорами очень долго. Такое часто бывает с работниками, которых некому заменить.

За опоздания на работу обычно не увольняют, а вот за прогулы — да. В таком случае схема будет немного другой и изменится форма приказа. Если кратко, нужно так же собрать доказательства, взять объяснительную, издать приказ, а затем уже оформить увольнение. Подробнее — в нашей статье.

Как уволить за прогулы

Если сотрудник считает, что ничего не нарушил

Иногда сотрудники не хотят признавать нарушение и писать объяснительную. Тогда нужно в течение двух дней с момента отказа составить акт, что сотрудник отказался. Этот акт будет доказательством, если работодатель решит уволить сотрудника.

В акте об отказе от объяснительной пишут:

  • имя и должность сотрудника;
  • дату и время отказа;
  • от чего отказался сотрудник;
  • кто составил акт;
  • кто присутствовал.

Такой же акт составляют, если сотрудник не хочет подписывать приказ о дисциплинарном взыскании.

В Трудовом кодексе РФ нет определения этому термину. Обычно под опозданием понимают (и суды с этим согласны) прибытие работника на рабочее место позже времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка (далее — ПВТР) или трудовым договором.

Следовательно, опоздание имеет место, если:

• время начала работы фиксировано, закреплено в ПВТР или трудовом договоре, работник ознакомлен со своим режимом работы и у работодателя есть тому подтверждение: например, подпись работника на листе ознакомления с ПВТР;

• рабочее место указано в локальном нормативном акте (далее — ЛНА) работодателя или трудовом договоре (иначе момент прибытия фиксируется на территорию работодателя вообще, а не на место выполнения трудовой функции);

• работник прибыл позже, чем в установленное для него время начала работы.


Обратите внимание на судебную практику:

1. Работнику, которому установлен разъездной характер работы, нельзя инкриминировать опоздание за отсутствие в офисе, поскольку это не его рабочее место[1].

2. Если совместителю установлена только продолжительность рабочего времени (в неделю или в день), но не установлено четкое расписание или график работы, привлечь к ответственности за опоздание (а если не указана продолжительность рабочего дня — то и за прогул) нельзя[2].

3. Если работник не был ознакомлен с ПВТР под роспись, а в других документах (в т. ч. в трудовом договоре) не были указаны начало и окончание рабочего дня, его нельзя наказать за опоздание[3].

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ОПОЗДАНИЕ НАРУШЕНИЕМ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ?

Безусловно. Соблюдение режима работы — одна из составляющих трудовой дисциплины в целом, которую работник соблюдать обязан (ст. 21 ТК РФ).

Опоздание на работу без уважительных причин следует расценивать как нарушение режима рабочего времени, за которое можно наложить дисциплинарное взыскание. Еще раз подчеркнем, что работник должен быть ознакомлен со своим режимом (и/или графиком) работы под подпись[4].

В трудовом законодательстве нет перечня уважительных причин, по которым работник может опоздать. В каждой конкретной ситуации руководитель организации сам вправе оценить, насколько они уважительны.

Анализ судебной практики показывает, что уважительными причинами опоздания суды признают, в частности, документально подтвержденные:

• сбои в работе общественного транспорта в целом (когда нельзя воспользоваться другим видом транспорта);

• болезнь работника или члена его семьи, за которым требовался уход;

• аварию газо- и водопровода;

• ДТП (если работник задержан и как свидетель);

• стихийное бедствие (пожар, наводнение), иные чрезвычайные ситуации.

Самая распространенная причина опоздания — задержка транспорта и пробки на дорогах. Но если работник смог добраться до места работы вовремя, проявив должную осмотрительность (вышел из дома заранее или выбрал другой вид транспорта), можно признать, что уважительных причин опоздания не было. Суды неоднократно высказывали мнение, что и задержка автобуса не является уважительной причиной опоздания[5].

Разумеется, верить работнику на слово работодатель не обязан. Свои слова работник вправе подтвердить актами, справками, листком нетрудоспособности. Если таковых нет, работодатель сам определяет, насколько уважительна причина.

ПРИМЕНЕНИЕ ШТРАФОВ

• Гражданского кодекса РФ — должник уплачивает штраф кредитору в случае недобросовестного исполнения договорных обязательств;

• Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ — денежное взыскание в бюджет государства (ст. 3.5 КоАП РФ, глава 15.2 УК РФ).

Однако ни один закон не дает работодателю право взыскивать деньги с работников, тем более в свою пользу.

Трудовой кодекс РФ разрешает привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Список дисциплинарных взысканий строго ограничен (ст. 192 ТК РФ):

• увольнение по соответствующим основаниям.

Статья 192 ТК РФ прямо запрещает применять дисциплинарные взыскания, не предусмотренные федеральными законами и устанавливаемые федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Материальная ответственность может наступить для материально ответственных лиц, когда обнаружена недостача вверенных им ценностей или в иных случаях (ст. 243 ТК РФ), перечень которых в этой статье является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Удерживать какие-либо суммы из выплат работнику можно в исключительных случаях, перечисленных в ст. 137 ТК РФ.

Как видим, штрафы нигде не упоминаются, а иные взыскания, не предусмотренные федеральным законодательством, применять нельзя.

Некоторые работодатели считают, что, если включить условия о штрафах в трудовой договор с работником, это оправдает применение штрафной системы, поскольку работник добровольно подписал такой договор. Это неверно. Подобное условие ухудшает положение работника по сравнению с нормами закона и поэтому не подлежит применению (абз. 1 ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Таким образом, применять штрафы, в т. ч. за опоздания, — незаконно в любом случае без исключений.

[1] Апелляционные определения Московского городского суда от 18.12.2014 № 33-38748/2014, Верховного суда Чувашской Республики от 26.03.2012 № 33-867-12.

[2] Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 07.11.2017 по делу № 33-10828/2017.

[3] Апелляционное определение Московского городского суда от 16.11.2015 по делу №33-42410/2015.

[4] Письмо Роструда от 11.03.2009 № 1146-ТЗ.

[5] Определения Московского городского суда от 12.10.2010 по делу № 33–26982, от 19.05.2011 по делу № 4г/6–3902.


Если вы постоянно опаздываете на работу, на это есть причина. Дело не в лени, говорят, что лени вообще не существует. Просто так случается, что вы задерживаетесь дома: хотите досмотреть сериал, дочитать любимую книгу, приготовить еду на обед, не можете выбрать, что надеть. Это всё следствия, а нам нужно разобраться с причинами задержек. Основных причин может быть три: нежелание идти на работу, ошибочный расчёт времени и осознание, что приходить вовремя необязательно. Давайте разбираться по порядку.

Если вы не хотите идти на работу

Если вы неправильно рассчитываете время

Люди не умеют рассчитывать время, это факт. Мы думаем, что уборка дома займёт пару часов, а в итоге возимся с ней целый день. Считаем, что за 20 минут разберём рабочую почту, но тратим на неё 2‒3 часа. Если вы сталкиваетесь с такой проблемой при сборе на работу, засеките, сколько действительно времени у вас уходит на то, чтобы подготовиться к выходу из дома. Не забывайте о мелких действиях: проверить, на месте ли ключи и телефон, посмотреть в зеркало, убедиться, что везде выключен свет. Если иногда вы возвращаетесь домой и проверяете, выключен ли утюг, это тоже отнимает время. Лифт тоже едет дольше, чем вы предполагаете. Все эти мелочи приводят к тому, что вы выходите из дома позже, чем планировали.

Чтобы посчитать время на сборы, возьмите лист бумаги и нарисуйте простую таблицу из двух колонок. В одной будет список дел, которыми вы занимаетесь с утра, а в другой ‒ время, которое на них уходит.

Получится что-то вроде этого:

Девушкам нужно прибавить время на укладку волос и макияж, это примерно 20‒30 минут. А вы всерьёз думали, что сможете собраться за полчаса?

Если вам не хочется делать таблицу, просто выберите какое-нибудь утро и засеките, сколько времени прошло с момента подъёма и до выхода из дома.

Если вы думаете, что необязательно приходить вовремя

Бывает, что в компаниях принято опаздывать. Вовремя обычно приходят финансовый отдел и те подразделения, работа которых завязана на клиентах. Редакторы журналов обычно приходят на работу к 12, хотя официально рабочий день может начинаться в 9 или в 10 утра. Если в вашей компании принято работать с обеда и до позднего вечера, возможно, вам не стоит переживать из-за опозданий. Если ваш начальник постоянно опаздывает, не удивительно, что вы берёте с него пример. Но если в вашей компании ценят пунктуальность и вовремя приходят все, кроме вас, пора подумать о работе над собой. Это не так сложно, как кажется.

Несколько способов перестать опаздывать на работу

  1. Поставьте часы по всей квартире

В ванной, на кухне, в спальне. Так вы сможете контролировать время и увидите, когда оно начнёт убегать;

Самый эффективный способ перестать опаздывать ‒ взять и усилием воли решить для себя: теперь я буду приходить вовремя.

Если ваш рабочий день начинается с 9 утра, ориентируйтесь на 8:50. Тогда в случае опоздания на 10 минут, вы будете в офисе ровно в 9.

  1. Переведите часы на 10 минут вперёд

Конечно, вы будете знать, что часы врут. Но подсознание всё равно будет вас торопить.

Если вы работаете с 9 утра, как правило, в это время на дорогах час пик. Может быть, стоит работать с 10, чтобы добираться до офиса быстрее?

Если вы привыкли вставать за несколько минут до выхода на работу и всегда собираетесь в спешке, попробуйте изменить эту традицию. Просто проведите эксперимент. Встаньте за 1 час, потом за 1,5 часа до выхода. Возможно, вам будет приятно потратить дополнительное время на себя. Можно заняться йогой, почитать книгу, посмотреть сериал. Сборы без спешки могут оказаться для вас по-настоящему приятными.

Утром бывает сложно выбрать, что надеть на работу, поэтому этот процесс отнимает много времени. А если вы выбрали вещь, которую нужно гладить, сборы затягиваются ещё больше. Выход прост: планируйте заранее. Загляните в шкаф вечером, выберете, что надеть и погладьте вещи. Прощайте, утренние мучения.

Перестать опаздывать на работу просто, если по-настоящему этого захотеть. Мы в вас верим!


О паздывающих людей считают ненадежными и легкомысленными. Окружающие на них обижаются и осуждают. Редкие опоздания – это не повод бить тревогу. В таких ситуациях достаточно искренних извинений и объяснения причины задержки. Но, если опоздания постоянны, пора тщательно поработать над собой.

Почему люди опаздывают?

  • Непунктуальность часто связана с психологическими причинами. Так, жесткий контроль в детстве приводит к инфантилизму. Человек привыкает полагаться на родителей и не умеет планировать время самостоятельно. А перфекционизм заставляет задерживаться вопреки здравому смыслу. Например, домыть посуду, но безнадежно опоздать на встречу. Перфекционисты стремятся доводить все дела до конца, что нередко играет с ними злую шутку. Некоторые люди не считаются с временем других, не видят важности в умении приходить вовремя.
  • Еще одна причина непунктуальности – отсутствие мотивации и эмоциональное выгорание. Например, человек не хочет работать в компании, но не решается уйти. Или накопилась усталость, которая повлекла за собой психологическое и физическое истощение. В обоих случаях человек бессознательно будет медлить.

Как научиться не опаздывать — советы:

1. Следите за своим самочувствием

как научиться не опаздывать

Важен здоровый сон, регулярный отдых и правильное питание. Не жертвуйте едой ради работы, старайтесь полноценно обедать, обязательно завтракайте по утрам. Вовремя ложитесь отдыхать. Завершайте домашние дела за час-два до отхода ко сну. Спите не менее 7 часов. Эти несложные правила помогут не перегореть, сохранить бодрость и грамотно распределять время.

2. Избавьтесь от отвлекающих факторов

Соцсети, разговоры по телефону, компьютерные игры отнимают часы вашего времени. Избавьтесь от привычки мониторить социальные сети сразу после пробуждения. Возьмите за правило: сначала дела, потом развлечения. И вы увидите, сколько времени освободится на сборы.

3. Придумайте себе мотивацию

как научиться не опаздывать

Разработайте для себя систему поощрений. Например, у вас получилось прийти на работу без опозданий несколько раз подряд. Разрешите себе съесть что-то вкусное или провести вечер за просмотром любимого фильма. В случае повторных опозданий действуйте наоборот. Лишите себя любимого блюда или сделайте генеральную уборку в доме. Так вы закрепите ассоциацию опоздания с неприятной работой или лишением чего-то приятного. Правильная мотивация поможет выработать пунктуальность.

4. Не планируйте множество дел на один день

Составляйте план дня так, чтобы сделать поставленные задачи. Пусть лучше у вас останется свободная минутка, чем вы не успеете на половину встреч или не выполните запланированные дела. Распределяйте задачи с запасом свободного времени. Так у вас будет временной запас на внеплановые ситуации. Вы обычно справляетесь с отчетом за полчаса? Выделите себе 50 минут или час. Тогда будет возможность выпить чай или решить неожиданный организационный вопрос.


5. Готовьтесь заранее

6. Отсортируйте дела по важности

Проведите сортировку дел. Разграничьте неотложные, важные и второстепенные задачи. На решение первых выделите максимум времени, а если не успеете последние – не расстроитесь. К второстепенным отнесите те задачи, решение которых не затрагивает интересы других людей и не имеет принципиального значения для вас.

7. Не взваливайте на себя все обязанности

Продумайте, кому вы можете частично делегировать дела, если будете чувствовать, что не успеваете на встречу. В случае наложения запланированных задач друг на друга – обратитесь к выбранным помощникам. Предварительно получите от них согласие, чтобы не попасть в неловкое положение.

8. Обеспечьте тишину во время срочных сборов

как научиться не опаздывать

Если нужно быстро куда-то собраться – делайте это в полной тишине. Любые звуки: радио, телевизор, фоновая музыка на компьютере, отвлекают от основного занятия, заставляют осмысливать информационный поток. Это создает дополнительное напряжение, которое будет мешать собираться.

9. Тщательно изучите маршрут

Если вам назначили встречу в незнакомом месте, расспросите о дороге. Учтите, что самый простой путь – не всегда самый короткий. Иногда кратчайшую дорогу через дворы не знают даже местные жители. Если нет навигатор – подробно запишите маршрут, чтобы не заблудиться. А если заблудились – не стесняйтесь спрашивать дорогу у прохожих.

как научиться не опаздывать

Закладывайте во время, отведенное на дорогу, все возможные форс-мажоры: сломалась машина, застряли в пробке, помогли бабушке перейти шоссе. Лучше вы придете раньше и немного подождете, чем будете извиняться и объяснять, почему не смогли прийти вовремя.

11. Проанализируйте удачные моменты

Получилось попасть на встречу вовремя? Проанализируйте, какие ваши действия этому помогли. Учитывайте все до малейших деталей, кроме удачного стечения обстоятельств. Переключите внимание на позитив , так вы сможете закрепить алгоритм действий. Нет ничего эффективнее, чем анализ собственного удачного опыта.

12. Не впадайте в отчаяние

Если вы опоздали – не огорчайтесь. Сделайте анализ сложившейся ситуации, но не обвиняйте себя во всех тяжких грехах. Осознание ответственности за последствия опоздания не должно мешать движению вперед.

Итак, выделим основные правила тайм-менеджмента, которые помогут вам стать пунктуальнее:

  • Избавление от хронофагов, которые отнимают большое количество времени. Чтобы не мучиться угрызениями совести за срыв сроков и опоздания – отложите телефон и гаджеты до выполнения поставленных на день задач.
  • Расставлениеприоритетов. Не старайтесь сделать пять дел одновременно, потому что ни одно не доведете до конца. Заведите блокнот, в который будете записывать ежедневный план. Главное – следовать запланированному в обозначенной последовательности.
  • Умение отдыхать. В будние дни – полноценный сон. В выходные – смена обстановки. Это может быть пассивный отдых в кино или дома на диване, активный – спортзал, прогулка с друзьями. Главное, чтобы вы набрались сил и энергии. Это поможет при планировании распорядка дня и важных встреч.

За один день измениться невозможно. Если вы все время опаздывали – стать пунктуальным в одночасье не получится. Идите небольшими шагами к намеченной цели, и скоро у вас всё получится.

Читайте также: