Как называется профессия человека который плетет из бересты

Обновлено: 01.05.2024

Береста или берёста – верхний слой березовой коры, уникальный материал, из которого веками на Руси делали посуду, обувь, лодки, ею крыли крыши и использовали для письма. Сегодня береста – побочный продукт лесозаготовки, который в лучшем случае идет на растопку. Промышленный дизайнер Марина Турлай создала из бересты и керамики рентабельный дизайнерский продукт – "Берёсту", который не только хорошо продается, но может перевернуть представление о русском сувенире как таковом.

Береста или берёста – верхний слой березовой коры, уникальный материал, из которого веками на Руси делали посуду, обувь, лодки, ею крыли крыши и использовали для письма. Сегодня береста – побочный продукт лесозаготовки, который в лучшем случае идет на растопку. Промышленный дизайнер Марина Турлай создала из бересты и керамики рентабельный дизайнерский продукт – "Берёсту", который не только хорошо продается, но может перевернуть представление о русском сувенире как таковом.

История "Берёсты" началась три года назад, когда Марина Турлай училась в Британской высшей школе дизайна в Москве. Студентам дали задание придумать коммерчески успешный дизайнерский продукт, которому были бы не страшны кризис и санкции, не требовались импортное оборудование и материалы. Перебрав несколько вариантов, Марина остановилась на бересте: "Береста очень прочная, водоустойчивая, обладает термоизоляционными свойствами и хорошо поддается обработке – это плюс для дизайнера" , – говорит она.

Новое прочтение бересты

Традиционные берестяные туеса и короба, которыми полны провинциальные сувенирные лавки, в качестве конкурентоспособного антикризисного продукта явно не подходили.

"Я поняла, что промыслу нужна интерпретация, новый взгляд , – объясняет Марина Турлай. – Потому что те изделия, которые производят сегодня, не покупают, они не подходят для наших домов – слишком самобытные, устаревшие и неинтересные, а сам материал очень интересный. Чего мы только не делали в нашем воркшопе: и прессовали, и обтягивали предметы, и обрабатывали лазером, и варили. Бересте нужна прочная основа. Так я пришла к сочетанию с керамикой и стеклом".

В итоге московский дизайнер придумала оборачивать берестяными полосками керамические кружки и посуду. Получились стильные и практичные изделия. Береста на ощупь приятная, как бы живая и при этом является прекрасным теплоизолятором – кружку с кипятком в берестяной окантовке можно сразу брать в руки. И никакого клея – бересту намертво крепят к керамической основе специальным дальневосточным замком. А еще такие кружки можно мыть в посудомоечной машине – береста совершенно не боится воды.

"Наш продукт очень простой , – говорит Марина Турлай. – Он состоит, с одной стороны, из керамической чашки, а с другой – из берестяной обертки. Но наладить оба процесса было очень непросто, потому что материалы капризные – и керамика капризная, и береста капризная. В итоге это получилось".

Получилось не сразу: чтобы освоить технологию производства фаянсовой основы, Марина Турлай провела месяц на суздальской фабрике "Дымов Керамика". После чего объехала еще пять фаянсовых заводов в поиске надежных поставщиков. Почти везде сталкивалась с разрухой и устаревшим оборудованием. Сначала удавалось производить не больше 50 кружек в месяц. На мастер-классе в Государственном Дарвиновском музее Марина Турлай познакомилась с Наталией Дроновой , исполнительным директором Международного центра ответственного туризма. В итоге образовался деловой тандем.

"Мы помогли Марине наладить производство и коммерциализировать проект, – рассказывает Наталия Дронова. – Сначала нашли производство в Тамбове, где смогли изготовить за полгода полторы тысячи чашек, но не смогли продолжить из-за особенностей технологии. К нам как-то обратились из компании – известного производителя зубных паст, хотели заказать 4 тысячи фирменных кружек, но из-за отсутствия нормального производства от заказа мы были вынуждены отказаться. Чтобы выйти на окупаемость, нам нужно производить тысячу чашек в неделю".

"Мы помогли Марине наладить производство и коммерциализировать проект, – рассказывает Наталия Дронова. – Сначала нашли производство в Тамбове, где смогли изготовить за полгода полторы тысячи чашек, но не смогли продолжить из-за особенностей технологии. К нам как-то обратились из компании – известного производителя зубных паст, хотели заказать 4 тысячи фирменных кружек, но из-за отсутствия нормального производства от заказа мы были вынуждены отказаться. Чтобы выйти на окупаемость, нам нужно производить тысячу чашек в неделю".

Фаянс в отличие от фарфора – традиционное для России направление, однако, по словам Наталии Дроновой, найти производителя керамики, который своевременно и качественно выполнит заказ, – проблема. При этом сами фаянсовые заводы оторваны от потребителя . "Существуют традиционные производства, которые работают по старинке. У них, как правило, есть свои художники, но они совершенно не работают с современными дизайнерами, не изучают спрос. Производят те же вазы, что и тридцать лет назад, а насколько они будут востребованы? К тому же все они нуждаются в обновлении оборудования".

Второй компонент – береста. Первоначально ее закупали случайным образом, но затем Марина Турлай и Наталия Дронова отправились в Новгородскую область – родину берестяных грамот, проехались по местным лесхозам и договорились о том, что лесорубы будут снимать для "Берёсты" кору по всем правилам – до того, как дерево срублено. Там же нашли и профессиональных берестянщиков, умеющих работать с этим капризным материалом.

В настоящий момент проект "Берёста" предлагает потребителям шесть основных коллекций. Log (бревно) – кружки и посуда, обернутые берестой без каких-либо дополнительных украшений. "Ничего лишнего. Только то, что сделала природа" , – пишут авторы. Рождественская коллекция Christmas выполнена в скандинавском стиле с использованием образов оленей, а Onfim и Gramoty – это обращение к русским корням. На них воспроизводятся записи и изображения, найденные на знаменитых новгородских берестяных грамотах, в частности детские рисунки мальчика Онфима, жившего в XIII веке. Коллекция Skaz от российского иллюстратора Ирины Ши – это фантазия на тему современного лубка.

В коллекции Braille на поверхности бересты нанесены объемные надписи шрифтом Брайля для слабовидящих. Это инклюзивный проект – в производстве коллекции участвуют люди с инвалидностью по зрению . Именно эти чашки, по словам Марины Турлай, пользуются наибольшей популярностью у зарубежных покупателей. "При этом важно, что наши изделия не просто туристический сувенир, они вписаны в быт", – говорит она.

Продукция "Берёсты" – недешевая. Себестоимость одной фаянсовой чашки в зависимости от коллекции колеблется от 350 до 500 рублей. В этой сумме – заработные платы людей с инвалидностью, именно они занимаются теснением надписей и изображений на бересте и "одевают" корой фаянсовые заготовки. Не менее 20% от стоимости уходит в местные бюджеты, еще 20% – стоимость транспортировки. Изделия проекта сегодня можно найти в сувенирных лавках московского парка "Зарядье", Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства и подмосковной Жуковке. Самый перспективный канал продаж – корпоративные заказы.

Главная социальная миссия проекта, по замыслу авторов, – создать новый, узнаваемый не только в нашей стране, но и за рубежом российский бренд, основанный на традиционных промыслах, но современный по форме и подаче.

"Нашим проектом мы хотим показать, что в России может создаваться крутой дизайн, который будет представлять страну на международном уровне и достойно конкурировать, – говорит Марина Турлай. – На выставке во Франкфурте ко мне подходили и спрашивали: "Ты из России? Да ладно! Там производят такие классные вещи? Мы думали, что Россия это только шапки-ушанки и матрешки". Наш проект – это новый взгляд на бересту, на традицию, на свое прошлое. Мы создаем новый бизнес там, где его еще не было".

"Работа с берестой и фаянсом – это рабочие места, которые совершенно точно не займут роботы, – вторит ей Наталия Дронова. – У нас уже задействовано пять мастеров-берестянщиков в Шимском районе Новгородской области. Они чуть ли не единственные в стране знают, как правильно сдирать бересту с березы. Еще немного и этот навык был бы навсегда утерян. Наш проект призван подстегнуть развитие керамического и берестяного производства в России. Еще один социальный эффект – то, что регионы узнают друг о друге. До этого у Новгородской области и Тамбовской практически не было общих проектов, а теперь они соединились в одном новом промысле".

"Работа с берестой и фаянсом – это рабочие места, которые совершенно точно не займут роботы, – вторит ей Наталия Дронова. – У нас уже задействовано пять мастеров-берестянщиков в Шимском районе Новгородской области. Они чуть ли не единственные в стране знают, как правильно сдирать бересту с березы. Еще немного и этот навык был бы навсегда утерян. Наш проект призван подстегнуть развитие керамического и берестяного производства в России. Еще один социальный эффект – то, что регионы узнают друг о друге. До этого у Новгородской области и Тамбовской практически не было общих проектов, а теперь они соединились в одном новом промысле".

В планах руководителей "Берёсты" – разработать и запустить производство новых вариаций, например бересты с металлом или стеклом.

"Конечно, у бересты есть свои лимиты, но я считаю, что для дизайна и для продуктов, которые могут быть из нее созданы, она имеет незаслуженно забытый потенциал , – говорит Марина Турлай. – То же самое случилось в свое время с кожей. Когда-то это был чисто ремесленнический материал, а теперь над ее производством работают целые индустрии. Для меня береста – это прежде всего Россия. Это история про "Сделано в России", про наших дизайнеров".

Художественные изделия из бересты - оригинальный вид народного творчества. Береста привлекала внимание народных умельцев тем, что при обработке она сохраняла свои свойства - мягкость, гибкость и прочность.


Исторические и археологические сведения подтверждают, что с давних пор береста использовалась в качестве писчего материала. При раскопках в Новгороде, проходивших под руководством А.В. Арциховского, было найдено более четырехсот берестяных грамот, относящихся к XII–XIV векам. Народности Сибири – ханты и манси – для превращения бересты в писчий материал кипятили ее в воде. Эти же народы во время медвежьих праздников надевали слегка подкрашенные берестяные маски.

На Руси из нее плели лапти, гнали деготь, который использовался и для смазки тележных осей и кожаной обуви, и в качестве лекарственной мази. Делали посуду, шкатулки, люльки для новорожденных, игрушки, туеса (короба) для сбора ягоды и грибов, солили в берестяной посуде рыбу и многое другое. Из берёсты делали чехлы для луков и колчаны (тулы) для стрел. Охотники Сибири делали ручки для ножей (нож с такой ручкой не тонул в воде, не скользил в руках, не холодил руку зимой). Рыбаки делали поплавки для сетей, при строительстве избы береста подкладывалась под первый венец дома, чтобы защитить строение от сырости (до сих пор используется сибирскими староверами).

В жизни крестьян большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды. Центральное место на нем всегда занимала солонка. На севере ее часто плели из бересты или корней. Соль – продукт в старину очень ценный и связанный с целым рядом народных обрядов и суеверий. Солонки должны быть устойчивыми или плотно закрываться. Разнообразию форм даже одного этого вида посуды можно удивляться и судить о богатой фантазии крестьянских мастеров. Бытовали солонки в виде коробочки с крышкой, в форме бутылочки, в виде кобуры. Такую закрытую солонку было удобно брать с собой в дорогу, в лес, на рыбную ловлю. Очень распространена солонка в виде уточки. Когда-то утицу воспринимали люди как покровительницу дома, семьи. На скатерть свадебного стола солонку-утицу ставили первой. В Архангельской губернии финский исследователь Н. Валонен наблюдал даже рукомойник, плетенный из бересты в виде уточки.


Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Республиках Башкортостане, Коми и Якутии.

Основными способами декорирования берестяных изделий у разных народов являются роспись, тиснение и резьба, которые уже были известны в середине XVIII века.

Роспись на бересте широко распространена на Севере. Особое развитие получил графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Кроме вышеперечисленных способов украшения бересты применяют выскабливание и гравировку, а в Якутии, например, берестяные изделия украшают еще и бисером, конским волосом, металлическими деталями. Якутские мастера выполняли изделия из бересты также в комбинации с тальником и конским волосом. Характерно сочетание элементов якутского искусства и северного русского узорочья. Оплетка волосом характерна для якутских изделий, а сочетание прорезной бересты со слюдой, возможно, пришло с русского Севера вместе с переселенцами. В таких сосудах хранили молоко, воду и рыбий жир.


Кировская область славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.

На Урале сложилась особая художественная культура, в которой сочетались разные потоки. Она впитала в себя искусство и быт русского Севера и Поволжья, которые принесли с собой переселенцы из этих земель в XVII веке, горнозаводских промыслов и декоративной росписи Среднего Урала и Прикамья XVIII – XIX столетия. Тиснение - наиболее старый тип украшения бураков (сосуд из берёсты цилиндрической формы) на Урале. В его геометрических узорах сохранялись древние мотивы с космогонической символикой. Строгие монументальные формы больших бураков соответствовали суровой и могучей природе Урала.

Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.

В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 19 ноября 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.

Как называлась игрушка в виде шарика или кубика на длинной ножке, в который помещали горох, камешки или пшено?

Вот задание на первый тур. Древне славяне делали для детей игрушку в виде шарика или кубика на длинной ножке. В него помещали горох, камешки или пшено. Как такая игрушка называлась? (Слово из 10 букв)

РЕВУНЫ. Получались из плодов акации и соломинок. Крепко натягивая листочек пырея, ленточку, листочек бересты, коры, стебельков, можно произвести пронзительный звук пищания.

КУБАРЬ. Небольшой деревянный шар или цилиндр на коротенькой ножке, похожий на волчок, пускали по полу, земле или по льду. При игре дети подхлестывали его кнутиком и этим заставляли вертеться его без конца. Иногда дети спорили, кто дальше угонит кубарь или перегонит его через песок, лужу или грязь.

ДЗЫК. Берут обыкновенную пуговицу, вставляют в дырочку тоненькую палочку, один конец которой заостряют, а за другой берут пальцами и приводят в движение – происходит легкое жужжание.

ФУРЧАЛКА. Берется тоненький кружочек или пластинка из дерева, свинца, кости; посередине делают две дырочки и протягивают две ниточки. Закрутив нитки, начинают быстро дергать их руками, то натягивая, то ослабляя. От этого происходит быстрое вращение и особый шум фурчания.

Ответ: Тарахтушка (10 букв).

Как называлась распространенная на Руси погремушка-головоломка?

Вот задание на второй тур. Как называлась очень распространенная на Руси погремушка-головоломка, состоящая из мелких деталей и надо было собрать трехмерную штучку? (Слово из 8 букв)

Это миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, посуда, погремушки. Игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, погремушки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. На Руси погремушки изготавливались из природного материала: дерева, лозы, кости, бересты. Тогда считалось, что грудному ребенку необходимы неброские и негромкие игрушки. Поэтому в первые месяцы малышей забавляли погремушками из бересты или лозы – шаркунками, шуршунками или грематушками, побрякушками. Шаркунок – берестяная погремушка, очень древняя и символичная.

Ответ: Шаркунок (8 букв).

Как называлась кукла, которую раньше в России девочки шили в качестве своеобразного экзамена по рукоделию?

Вот задание на третий тур. Раньше в России шили девочки до 12 лет шили куклы. В те времена это было нечто вроде экзамена по рукоделию. А после Пасхи эти девочки гуляли по деревне и хвастались своими нашитыми куклами. Как такая кукла называлась? (Слово из 8 букв)

Раньше на Руси существовали специальные возрастные посвящения подрастающих детей. Ведь каждый возраст имеет свои задачи психологического созревания или говоря по другому, взросления души.

Жизнь человека делилась на несколько этапов, каждый из которых был связан с определенными задачами и закрывался особыми обрядами. Считалось, что выполнение этих обрядов и правильная постановка задач обеспечивают плавное и здоровое вхождение нового человека в жизнь. А так же гармонично раскрывают все жизненные центры, такие как чакры или по-славянски чары.
Сейчас, к сожалению, за созреванием души никто не следит. Роли перепутались. Женщины взяли на себя мужские функции по зарабатыванию денег, а мужчины, наоборот, расслабились и не хотят брать на себя ответственность за свои семьи. Мы теряем ориентиры, наша душа начинает страдать. Мы не чувствуем наполненности, радости жизни.

Через возрастные посвящения мальчикам и девочкам доносили образы нового отрезка их жизни, одновременно закрывая образы прожитого возраста. Перед ними ставились задачи следующего отрезка их пути. У мальчиков, будущих мужчин, были свои образы и задачи, у девочек – свои. Правильно выстраивая свое состояние, женщина становится обладательницей очень большой силы. Умея управлять своей силой, женщина может ладить и свой мир, и мир мужчины. Ведь мир всего лишь отражает то, что внутри себя. Наведешь порядок в себе – отражение изменится самым волшебным образом, притягивая в твою жизнь достойных тебя мужчин и все то, что ты на самом деле хочешь к себе притянуть. Одним из доступных способов, чтобы объяснить девочке ее задачи и ее предназначение – были куклы.

Существовали куклы, у которых было очень интересное название – куклы на выхвалку. Их 4 штуки: Простоволоска, Кукла с косой, Молодуха и Кукла нарядная. Каждая кукла представляет собой определенный период в жизни женщины. Они шились девочками до 12 лет.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

В изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный ма­териал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать бе­рестяные ленточки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процес­се непосредственного наблюдения и пока­за. В настоящее время в условиях город­ской жизни такая преемственность прер­валась.

Тем, кто хочет самостоятельно научиться, несколько советов от Наталии Владимировны. Береста не сразу раскрывает свои секреты, и первое время будет непос­лушна рукам. Не отчаивайтесь! Береста покоряется увлечённым и упорным. Руки - ваш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать бересту, ловко и быстро плести ее, помнить все необходи­мые операции. Такая сноровка вырабаты­вается только в процессе длительной и упорной работы.

Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер oдyxoтвopuл это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства.

Что мы знаем о бересте?

Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается береза. Нет другого такого дерева, которое отдавало бы человеку всего себя до последней капли. Растет эта белоснежная красавица и радует глаз повсе­местно: в лесах, рощах, парках и на шумных городских улицах. Шелест ее листвы под легким ветерком ласков и нежен, тень от гус­той и кудрявой кроны в летнюю жару приятна и спасительна, белизна бересты, как венчаль­ное платье невесты, прекрасна и неповторима.

В восточнославянской мифологии береза счи­талась священным деревом, олицетворяющим женское начало. Во время весеннего праздни­ка Селлика в селения вносили молодую, только что распустившуюся березку, а девушки надевали на голову венки из веток, уподобляя себя мифологическому дереву. Как символ чистоты береза была известна в германской, балтий­ской и центральноазиатской культуре.

Славяне использовали березу в обряде, посвященном встрече нового года, который до XV века начинался не зимой, а весной. Впоследствии береза стала одним из главных фольклорных образов. В песнях, сказках, пре­даниях она символизирует весну, родину, деви­чью красоту то в образе хранительницы кладов, то мудрой дочери, то заколдованной красавицы.

Неспроста береза была так популярна у многих народов. Люди издавна подмети­ли ее замечательные целебные свойства. В травниках XVI—XVII веков можно найти рецепты лечения различных недугов бере­зовыми листьями, почками, корой, соком и чагой — грибом, паразитирующим на стволе березы. У каждого народа были свои секреты обработки березового сырья для приготов­ления снадобий: зажиривание, проваривание в разных растворах, вымачивание. Например, путем перегонки изготавливали из коры деготь, который применялся для лечения экзе­мы и заживления ран. Даже в современной медицине при некоторых заболеваниях исполь­зуют целебные свойства березы.

Помимо лечения, березу широко использовали и в быту. Из веток вязали банные веники, a древесину заготавливали на дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из топки угольями, как пихта, ель или сосна. К примеру, осиновых дров надо сжечь в два с половиной раза больше, чем березовых, чтобы получить столько же тепла.

Древесина этого дерева очень плотная, с кра­сивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается великолепная и очень дорогая мебель. Трудоемкость обработки с лихвой компенсируется изысканностью, оригинальнос­тью и дoлгoвeчнoстью изделий. Однако всемир­ную известность березе принесла отнюдь не ее древесина, а верхний слой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, — береста.

Её использовали в строительстве, для изготов­ления различных хозяйственно-бытовых предметов, охотничьих принадлежностей и многого другого, причем не только в России. Например, китайцы из бересты делали бумагу и краски для кожи, меха и ткани, а индейцы Северной Америки — пироги, каноэ и вигвамы.

Из этого удобного, красивого и обладаю­щего удивительными свойствами материала русские мастера по сей день изготавливают нарядные, изящные изделия — не только прак­тичные предметы быта, но и произведения традиционного народного искусства.

Из истории берестяного промысла России.

Кабы не лыко да не береста,

Так бы мужичёк рассыпался..

В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России березы растут практически повсемест­но, что также явилось немаловажным факто­ром в разбитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.

На всех северных базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты — скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и анти­септическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нем тепло.

В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая ее рубероиду. Ведь такая крыша слу­жит не меньше сорока лет!

В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие пере­носные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свернутую в рулоны бересту. На месте привала из нее сооружали укрытие, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового трудового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.

Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманива­ния изюбров.

Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, ост­рого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в вод y нож, если он не слишком тяжелый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.

Рыбак тем более не откажется от такого но­жа — ведь, постоянно находясь на воде, он рис­кует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли еще дальше: они мастерили из бересты лодки.

Зайдя в крестьянский дом, можно было уви­деть много берестяной утвари, столь необхо­димой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузо­ва, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое.

Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса — для хранения молочных про­дуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые гор­шки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.

Крестьяне знали, что сделанные из несколь­ких слоев бересты сосуды сохраняют темпе­ратуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное бремя не нагревается. Поэтому туеса и бутыли - горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесенный с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметич­ности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коро­бе или закрытом кузовке.

Муку крестьяне размещали в берес­тяных емкостях, зная, что в них продукт никог­да не будет подпорчен жучком или мучным червем. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреют при изменении влажности возду­ха, как это часто бывает в любой другой таре.

Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также обере­гом и развивали мышление. В дальнейшем ребенка окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предме­тов быта. Простейшие игрушки — мячики, лодочки и другие — он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как днев­ную делали из дерева. В берестяной колы­бельке малыш не мерз и спал крепким сном.

Бересту использовали для изготовления кон­ской упряжи, веревок и музыкальных инстру­ментов: пастушьих рожков и жалеек

Этот материал столь легок, что даже крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовками крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причем у кaждoгo члена семьи свой кузов. B едь большие кузова носили за спиной на лямках. Полные, они весьма тяжелее, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, приле­гая к спине, полностью повторяя ее контур, пoдсыxaлa и поэтому на многие годы становилась самой удобной для ее хозяина. И напротив, любому другому чужой кузов создавал массу неудобств. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком для правки косы. Ноги были обуты в берестяные лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетенная из бересты обувь была на Руси в большом почете — она долгo носилась и не промокала.

Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали ее удивительным образом, после чего она приоб­ретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.

Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаме­нитые новгородские берестяные грамоты X - XV веков. Первая из них бита найдена В 1951 году. К настоящему времени их насчи­тывается более шестисот. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образо­вали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полу­ченным или написанным жителями города. Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента — стиля (по-древнерусски — писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бума­га. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не короби­лась. Крестьяне заготавливали писчую берес­ту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь поку­паем бумагу в магазине.

Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголя­ли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тисненой и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соле­нья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.

Ни одна телега, ни одни сапоги и ни одна конская упряжь не обходились без дегтя. A дёготь, как известно, получается из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго носились и не промокали, а конская упряжь не дубела на морозе.

Однако в век конвейеров и массового про­изводства береста ушла в забвение. Пласт­массовые, стеклянные и металлические предметы вытеснили из нашего быта изделия из природных материалов, в том числе и из бересты.

Но никогда не поздно вернуться к культур­ному наследию! Подтверждением тому служат промыслы Вологодской, Шемогородской, Прокопьевской, Томской, Кемеровской, а теперь и Шадринской области, старания­ми которых впервые берестяной промысел вышел за пределы простого народного твор­чества на уровень современного городского искусства.

Сегодняшние мастера по достоинству оценили этот декоративный материал, эко­логичный, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий удивительно сильной энер­гетикой. Уходящая корнями в туманное язычество береста открывает пытливому уму и умелым рукам мастера свои секреты. Прикасаясь к ней, нежной на ощупь, мягкой и бархатистой, мастер превращает ее в на­рядные, практичные, гармоничные, изящные, а главное — самобытные изделия. Украшает их дивным берестяным кружевом, напоми­нающим морозные узоры на стекле, состяза­ясь с самой матушкой-природой.

Читайте также: