Как готовить себя к выбранной профессии устное собеседование

Обновлено: 14.05.2024

Многие сталкиваются с желанием сменить сферу деятельности, так как разочаровались в области, в которой работали, или заинтересовались другой специальностью. Есть два варианта ситуаций: смена сферы деятельности на смежную, например, с позиции аналитика на маркетолога или же кардинальная смена области, например, с позиции искусствоведа на IT-тестировщика. В обоих случаях применимы методы, которые мы рассмотрим далее, несмотря на то, что в первом случае обосновать переход будет немного проще.

Смена сферы деятельности: на что обратить внимание при составлении резюме?

  • Трансформация обязанностей из предыдущего опыта в новый, требуемый для позиции.

Из выполняемых на предыдущем месте работы задач нужно оставить только то, что подойдет для новой позиции. Например, для перехода с позиции аналитика на маркетолога можно выделить следующие факты: умение работать с массивным объемом данных и аналитикой, продвинутый уровень работы в Excel, в том числе практический опыт работы со сводными таблицами. Для перехода из искусствоведа на тестировщика ПО будет логичным сделать акцент на недавно пройденном курсе по новой специальности, отметить в резюме умение быстро адаптироваться и способность работать как в команде, так и самостоятельно.

Лайфхак. Составить два списка: в одном — достижения на основных местах работы, во втором — требования к навыкам и умениям по интересующей вакансии в новой области. Найти схожие детали в пунктах и, взяв за основу данные из первого списка, указать в резюме.

  • Перечисление только тех мест работы, опыт в которых может быть полезен для новой деятельности.

Опыт работы на выставке в роли контролера билетов будет не релевантен для резюме маркетолога или тестировщика ПО, но будет полезен для административной должности.

На что обратить внимание при составлении сопроводительного письма?

  • Объяснение, чем заинтересовала вакансия в новой сфере деятельности.

Сопроводительное письмо увеличивает шанс пройти на этап собеседования, поэтому важно уделить ему время. К тому же, если в резюме получилось указать мало пересечений с новой областью, то единственный способ показать мотивацию, кратко выделить пройденные курсы и основной практический опыт во время стажировки — сделать это в сопроводительном письме.

Смена сферы: что подготовить к собеседованию?

Стоит упомянуть об образовании, начале карьерного пути, акцентировать внимание на практическом опыте, который подвел к мысли о смене деятельности, упомянуть сильные навыки и умения, которые будут полезны на новой позиции. Рассказ должен быть последовательным и логичным. Важно подчеркнуть, какие действия предпринимаются сейчас для освоения новой специальности — прохождение курсов и стажировок.

  • Ответ на вопрос о смене деятельности.

Рассказать о достаточной осведомленности о сфере, в которую планируется переход, и показать, что ожидаемые представления реалистичны — будет лучшим решением. Стоит показать осознанность в выборе и желание развиваться в конкретной области. Будет некорректным негативно распространяться о предыдущем опыте и работодателях, делиться личными переживаниями и отвечать, что “надоело” или “мало платят”.

  • Ответ на вопрос о сильных и слабых сторонах.

Например, для маркетолога сильные качества — наличие аналитического мышления и умение находить выход из сложных ситуаций. Для тестировщика ПО — навыки работы в команде и повышенная внимательность к деталям. Примеры слабых сторон — излишняя требовательность к себе, неточность в выражении мыслей.

На собеседовании

  • По возможности — исключение частицы “не” в ответах на вопросы.
  • Заинтересованность в позиции и сфере деятельности.

Не лишним будет узнать, какие навыки необходимы для должности, по каким критериям будут оцениваться кандидаты, какие перспективы развития и почему ушел предыдущий сотрудник.

Презентация опыта и навыков требует подготовки. HR-менеджеры обращают внимание не только на речь, но и на манеру подать себя, поэтому показать уверенность будет не лишним. Лучше всего перед собеседованием записать рассказ о себе на видео или поделиться с кем-то из близких, попросить их честно оценить процесс — невербальные движения, мимику и речь. Это позволит провести работу над ошибками, подчеркнуть достоинства и быть спокойнее на собеседовании.

При проведении устного итогового собеседования проверяться будут не только знания по конкретному предмету, но и метапредметные навыки, которые нужны на всех предметах. Это смысловое чтение, коммуникационная грамотность, умение пользоваться справочной информацией и многое другое. Впрочем, задания старого типа тоже сохранятся, чтобы была преемственность между экзаменами, и чтобы результаты ОГЭ можно было сравнивать по годам.

Учителя русского языка и литературы всё больше задумываются над вопросами: как продуктивнее подготовить школьников к итоговому собеседованию и когда надо начинать данную подготовку, к чему надо готовить школьников. Мы тоже были обеспокоены этим вопросом и, проанализировав несколько лет выпусков 9 классов, пришли к выводу: подготовку необходим начинать с 5 класса, но не т случая к случаю, а постоянно, систематически, тогда итогом может послужить отличная сдача устного итогового собеседования.

Обратимся к заданиям итогового собеседования. Итак, участникам итогового собеседования будет предложено выполнить четыре задания:

1) чтение вслух текста объемом 150-170 слов. Время на подготовку – 2 минуты. Прочитать текст надо выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, делая логические ударения;

2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации. Участник собеседования после минутной подготовки должен произнести связный текст по заявленной теме – не более трех минут. Ученикам предлагается уместно включить в пересказ текста цитату.

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

4) диалог с экзаменатором-собеседником.

С чего начать? Безусловно, с текста.Школьнику нужно посоветовать, как можно ярче представить все события или явления, описанные в тексте. Чем эмоциональнее будут картинки, возникшие в его воображении во время чтения, тем больше информации останется в памяти.
Желание прочитать или услышать текст, предназначенный для пересказа, повторно – совершенно естественно. Ученые, которые изучают свойства памяти, советуют ознакомиться с текстом для пересказа второй раз через 20-60 секунд после первого прочтения (метод повторения И. А. Корсакова). Что и происходит во время выразительного чтения.

Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, — это тексты о выдающихся людях России. Текст сопровождается иллюстрациями, чтобы у учеников было полное представление о герое. К каждой теме прилагается небольшой список конкретных вопросов, опираясь на которые ученик может построить свою речь.

Для этого необязательно ежедневно читать весь текст вслух, не отводя время на его анализ, достаточно на каждом уроке читать по абзацу вслух. Сразу уточним что такой работы недостаточно.

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Так или иначе пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии, географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.

На конференциях, вебинарах, посвященных итоговому собеседованию по русскому языку, не раз было озвучено, что к итоговому собеседованию обучающегося должны готовить абсолютно при изучении всех предметов, существующих в школе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое благоприятно влияет на развитие речи, памяти и мышления. Учителю важно помнить, что этот вид работы тренирует не память, а понимание прочитанной информации. Если ученик понимает то, что читает, слышит, то пересказать своими словами предложенный текст ему не составит труда.

Как же подготовить обучающегося к успешному выполнению второго задания итогового собеседования по русскому языку?

Первое, что должен объяснить учитель- словесник это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.

Готовясь к выразительному чтению текста (задание № 1), ученик имеет две минуты.

За это время он должен:

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет распечатать текст для каждого учащегося, чтобы во время подготовки к выразительному чтению, он имел возможность карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте. 2.Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем. Также учащийся может составить небольшой план для пересказа.

Также необходимо предлагать ребятам ответить на вопросы по тексту; ввести в текст цитату. Обязательно надо повторить с детьми два основных способа цитирования:

2) Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего. Вводится такое высказывание в форме сложноподчинённого предложения с придаточным изъяснительным.

Ученикам надо напоминать, что в косвенной речи форму первого лица употреблять нельзя, а в прямую речь нельзя вводить высказывание при помощи изъяснительного придаточного. В своей практике задание уместного употребления цитат мы отрабатываем на уроках литературы. В качестве домашнего задания предлагаем выписать цитаты к образу какого-то литературного героя. На уроке ученик должен рассказать о предложенном персонаже или о его поступках, используя уместно и логично цитаты, выписанные дома в рабочую тетрадь. Это задание помогает подготовиться к выполнению задания 2 итогового собеседования, а также настраивает ученика читать внимательнее.

Проработайте таким образом вместе с учениками несколько текстов (5-6). За это время школьник приобретёт навык самостоятельной работы с ними.

Если данной подготовкой заниматься с 5 класса, то к 9 классу задание №1 и 2 легко будут пройдены учениками.

Особо стоит остановиться на монологическом высказывании на данную тему. Следующий этап – это описание картинки (фотографии). Надо хорошо знать и различать типы речи: описание, повествование, рассуждение. Необходимо предложить ученикам план описания фотографии:

Внимательно прочитайте задание и рассмотрите фотографию.

Подумайте, какую цель преследовал фотограф? Каков его замысел?

Составьте предложения на предложенную тему.

Назовите признаки предметов, изображённых на картине (цвет, форма, размер).

Опишите предметы, которые Вы видите на переднем
плане, на заднем плане, в центре фотографии, слева, справа.

Опишите людей, запечатлённых на фотографии, их
внешний облик, лица, волосы, одежду, позы, состояние.

Составьте описание фотографии по опорным словам.

Данная работа, конечно же, начинается с 5 класса – описание картины, фотографии обязательно включать в программу школьного курса, но чтобы работа достигла успеха, необходимо сразу приучать школьников к умению описывать фотографию устно, используя различные языковые средства, особое внимание уделяя речевым и грамматическим ошибкам. Если преподаватель будет планомерно следовать данным рекомендациям – успех школьникам обеспечен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План подготовки к устному собеседованию.Советы.Рекомендации.

Итоговое собеседование было проведено в феврале 2021 года.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из четырех заданий:

чтение текста вслух;

пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

диалог с экзаменатором-собеседником.


Лучше всего учащиеся справились с заданиями по чтению текста вслух (94% выполнения задания), созданием монологического высказывания (около 75% выполнения задания) и участием в диалоге (около 90% выполнения задания). Более трудным оказалось задание, связанное с пересказом текста (около 65% выполнения). При оценивании правильности речи к числу типичных следует отнести речевые и грамматические ошибки.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику даётся около минуты, само собеседование занимает около 15 минут. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья участвуют в апробации на добровольной основе, для них продолжительность проведения собеседования увеличивается вдвое (до 30 минут).

Все тексты для чтения, которые предложены участникам собеседования, – это тексты о выдающихся людях России.
В проведении собеседования участвует экзаменатор-собеседник и один эксперт, оценивающий ответ. В качестве экспертов могут выступать только учителя русского языка и литературы. Эксперт оценивает выполнение заданий непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Во время ответа участника ведется аудиозапись. Рекомендованное время проведения итогового собеседования – с 9.00 до 14.30 часов.
По итогам апробации, регионам необходимо будет провести детальный анализ результатов, разработать систему мер, направленную на повышение качества преподавания русского языка и в новом учебном году приступить к её реализации.

На федеральном уровне проводится анализ предложений регионов по совершенствованию процедуры проведения итогового собеседования, критериев оценивания устной речи, методического обеспечения работы всех участников собеседования.

По традиции вся работа на уроках русского языка и литературы строится вокруг таких видов деятельности, которые связаны с коммуникацией и работой над информацией: слушание, говорение, чтение, письмо. Большая часть работы как раз отводится чтению и письму, что необходимо при сдаче экзамена в форме ОГЭ в 9 классе, написании итогового сочинения и ЕГЭ в 11 классе. Рассуждают дети, вступают в диалог в большей части письменно. Не всегда хватает времени и на уроке выслушать ученика, а вот проверить письменную работу можно у всего класса. Бывает и такая ситуация, когда ребёнок боится в связи с чем-либо отвечать у доски, ему комфортнее сформулировать ответ письменно. На это есть тоже причины: дефекты речи, психологические причины…

1 задание. Чтение текста.

Большую роль играет так называемый человеческий фактор. Учащиеся в одной и той же ситуации могут поступать и проявлять себя по-разному. Так одни дети пугаются работы и выполняют задания необдуманно, другие в такой же стрессовой ситуации мобилизуют все свои силы и выдают такие результаты, на которые не рассчитывали ранее.

смысловое (осмысление идеи произведения и донесение ее до слушателя);

интонационное (специальная работа над компонентами интонации);

техническое (тренировка дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата);

тренировочное (упражнения в выразительном прочтении произведения после его анализа).

2 задание. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты. Подготовка 1 минута. Пересказ 3 минуты. В данном задании сложность в точной и полной передачи информации текста – пересказе. С таким видом работы, как пересказ, ученик встречается на многих изучаемых в школе предметах, не только на литературе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Возникает вопрос и о введении цитаты. Задание: при цитировании использовать любую форму: прямую речь, вводное словосочетание, косвенную речь. Здесь положительный момент в том, что пересказываем прочитанный текст, а значит, уже основная информация отложилась в какой-то степени. Можно делать пометы, например, имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте, набросать небольшой план, приблизительно отметить место расположения цитаты.

Готовясь к заданию 2, нужно настраивать ученика на то, чтобы он вдумчиво прочитывал предложенный текст, стараясь прослеживать логику событий, вживаться в читаемое; в каждом абзаце отмечать главную информацию (словосочетание, предложение), помнить о том, что при пересказе нельзя упускать микротемы, что повлечёт за собой потерю баллов. (Здесь помогает методика подготовки к написанию сжатого изложения в ОГЭ). Нужно попытаться запомнить имена собственные, даты и термины, помогающие понять главную информацию текста.

3 задание. Монологическое высказывание.

Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну. 1 минута подготовки + 3 мин. на ответ. Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются фоновые знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства, необходим богатый жизненный опыт.

Это задание вызывает определённые сложности. За 1 минуту экспромтом правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа. При подготовке к выполнению 3 задания повторяем особенности каждого типа речи (повествование, описание, рассуждение). Большое внимание уделяется речевому оформлению.

Мои ученики выбрали для монолога описание фотографии. Здесь неудобство вызывает то, что фото чёрно-белое (в демоверсии представлен вариант в цвете), а ведь есть такие снимки, которые, не видя цвета, трудно описать.

На уроках русского языка мы работаем над описанием картины, и когда дети описывают фотографию, то часто путают и называют фотографию картиной, полотном. Необходима работа с синонимами, например:

Фотография – фотокарточка, фото, снимок, кадр

Фотографировать – снимать, делать снимок

Фотограф – автор снимка (кадра)

Увидеть – рассмотреть, заметить, увидать, различить, уловить, разглядеть

Изобразить – показать, представить, описать, выразить, воспроизвести, воссоздать, отобразить, передать, запечатлеть, зафиксировать

Обратите внимание!

Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.

Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, отбирая только то, что раскрывает смысл и содержание его замысла, следовательно, смысловой центр снимка является его зрительным центром.

Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа.

Рассмотрите фотографию (предметы)

Что вы видите на фотографии?

Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?

Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?

Что характерно для композиции снимка:

а) что изображено крупным планом в центре?

б) что вы видите на заднем плане снимка?

в) на каком фоне всё изображено?

г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?

5. Опишите предметы (цвет, форма, размер) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Рассмотрите фотографию (люди, события)

Что вы видите на фотографии? Какое явление, событие изображено на снимке?

Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно этот момент/событие?

Кто (что) выделено на снимке особо(цветом или композиционно)?

Опишите изображенное на фотографии:

а) главного героя/героев;

б) его/их занятия;

в) выражение лица (глаза, улыбка, взгляд);

г) поза, жесты, статика или динамика движения;

д) взаимоотношения, настроение.

5. Опишите предметы на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что использует фотограф для воплощения своего замысла(крупный план, композицию, детали, цвет, свет)?

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Конструкции-помощники для описания фотографии

На этом снимке изображен…

Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…

На данной фотографии фотограф запечатлел…

На фотографии мы видим…

Если внимательно посмотреть на фотографию, то …

Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Фотограф создан настоящую картину(чего?)…

Фотограф запечатлел один из моментов…

Всё внимание фотографа сосредоточено на …

Фотограф поместил в центр снимка…

Прямо перед нами изображены…

На переднем плане привлекает внимание…

Задний план снимка занимает…

Слева/справа от… виднеется…

Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…

Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…

(Какой?) Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…

Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Фотография отражает авторское отношение к …

Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…

Завершая описание, хочется отметить…

Фотография произвела на меня ….впечатление.

Фотография заставила задуматься о…

Работа над фотографией более-менее ясна. В качестве домашнего задания можно предложить детям описать фотографию из семейного альбома. На уроках литературы описать кадр из фильма по произведению.

4 задание. Участие в диалоге.

Без подготовки выпускник отвечает на 3 вопроса по выбранной теме. Общее время ответа – 3 минуты. Минусы: могут быть односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.

Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он не только следит за временем, но и должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику.

Какие виды работы можно использовать при подготовке?

–участие в конференциях

–запись на видео и разбор публичного выступления

–просмотр и обсуждение ярких публичных выступлений

–одно занятие с разбором заданий итогового собеседования и одно (показательное) пробное, где успеют выступить 6-12 учеников, выполняя по одному заданию, тому, за которое больше всего переживают.

Как подготовиться к итоговому собеседованию?

(Советы ученикам)

Побольше читайте вслух — это поможет вам подготовиться к собеседованию!

большая часть текстов в билетах касается личностей, сыгравших ключевые роли в российской истории. Обязательно почитайте биографии Гагарина, Циолковского, Пирогова и других известных персон, а также найдите воспоминания учеников, современников и друзей известных ученых, поэтов, музыкантов. Не забывайте и о современных героях – просмотрите интернет - источники на предмет громких спасательных операций МЧС или подвигов врачей. Это один из подвохов собеседования – девятиклассники редко следят за новостями и часто не имеют представления, что происходит в стране;

отточите навык монологических высказываний – берите любые темы для сочинений по литературе и высказывайте мысли вслух. Попробуйте использовать диктофон, чтобы потом послушать себя со стороны и удалить из речи слова-паразиты;

ведите диалоги – обсуждайте интересные темы с родственниками или друзьями, особенно если ваши позиции по какому-то вопросу не совпадают. Старайтесь говорить правильно и в процессе диалога обдумывать доказательства и аргументы;

читайте вслух – берите любые тексты, сделав подборку заготовок из материалов газет, журналов, отрывков из книг, и читайте их, соблюдая ровный ритм и паузы на знаках препинания.

Фото: Maria Agudo López/Unsplash

Учитывая, насколько значимое место в нашей жизни занимает работа, встреча с рекрутером и потенциальными коллегами нередко становится стрессом. Pink разбирается, о чем нужно позаботиться заранее, чтобы вас приняли на вакансию мечты.

Сделать домашнюю работу

Речь идет не о тестовом задании: вы удивитесь, как часто люди приходят на собеседование, имея очень приблизительные представления, чем именно занимается выбранная ими компания. Увы, порой дело вовсе не в банальном отсутствии любопытства, а в тяжелом материальном положении и в стремлении устроиться куда угодно, только бы получать зарплату. В любом случае вы будете выделяться на фоне многих кандидатов, если заранее изучите историю организации, сможете назвать имена ключевых людей в совете директоров и перечислить, над какими проектами ваши будущие коллеги работали в последние годы.

В принципе, если тон беседы позволяет, не лишним будет поделиться соображениями, почему какие-то проекты получились не совсем удачными и что, на ваш взгляд, стоило бы сделать по-другому. Но тут нужно соблюдать осторожность: даже конструктивная, деликатно высказанная критика может быть воспринята как заносчивость и нарушение этики. Так что все зависит от настроя конкретного человека, с которым вам выпало общаться.

Для Европы этот вопрос — практически стандарт, да и в России на собеседованиях его задают все чаще. Разумеется, жизнь — штука непредсказуемая, и все может измениться. Но рекрутерам важно проверить три вещи. Во-первых, насколько хорошо вы понимаете, в какую компанию идете, и не было ли это решение спонтанным и необдуманным. Во-вторых, есть ли у вас планы строить карьеру в этой сфере или вы просто хотите найти перевалочный пункт. Наконец, в-третьих, способна ли сама по себе организация удовлетворить ваши амбиции.

Фото: STIL/Unsplash

Продумать свои вопросы к работодателю

Собеседование часто воспринимается как интервью, которое наниматель берет у потенциального сотрудника, чтобы на его основании вынести вердикт. Или как экзамен, который запросто можно завалить. Но не стоит забывать, что на самом деле вы тоже находитесь в позиции выбора: вам нужно решить, готовы ли вы каждый будний день приходить именно в этот офис, решать именно эти задачи, проводить довольно много времени в общении именно с этими людьми.

Так что у вас есть серьезный повод не только уточнить условия — вроде зарплаты и графика отпусков, — но и разобраться, какой корпоративной этики придерживается организация, принято ли в ней работать сверхурочно, какой карьерный рост она в силах вам предложить, какие проекты сейчас находятся в активной фазе, а какие — готовятся к запуску. И самое главное: каких результатов вы должны будете вместе добиться? Это, во-первых, поставит вас в равноправную позицию с теми, кто вас собеседует, а во-вторых, даст им понять, что вы подходите к делу серьезно и основательно.

Поработать над навыками самопрезентации

Язык тела говорит о нас очень многое. Конечно, на утверждения, будто можно, просто распрямив плечи, в два счета получить должность топ-менеджера, вряд ли стоит полагаться. Но неуверенность в себе легко считывается через жесты, позу и манеру говорить. Наверное, какой-то начальник будет целенаправленно искать себе подчиненных скованных и тихих, чтобы они беспрекословно его слушались. Но с таким боссом вам, скорее всего, не по пути: даже хорошо оплачиваемая работа не должна идти в комплекте с неуважением к вашей личности.

Готовясь к собеседованию, найдите позу, в которой вам наиболее удобно сидеть или стоять. Отрепетируйте, что вы будет отвечать на самые распространенные вопросы — например, о вашем предыдущем опыте работы или о зарплатных ожиданиях. Можно взять в помощники кого-то из друзей или родственников, чтобы они сыграли роль рекрутера. То же касается иностранного языка: если в вакансии он заявлен как одно из требований к кандидату, велика вероятность, что вас захотят проверить. Поэтому хорошей идеей будет освежить навыки и, возможно, даже взять пару занятий с репетитором. Полезно также повторить профессиональные термины, использование которых подчеркнет вашу осведомленность о теме и статус эксперта.

Фото: Cayley Nossiter/Unsplash

Даже если вас собеседуют на техническую позицию, работать вам все равно придется в коллективе, так что ваше оружие — спокойный, доброжелательный тон, структурированная речь и умение открыто смотреть собеседнику в глаза. Перечислять собственные заслуги и сильные стороны можно и даже нужно, четко понимая при этом, где пролегает грань между адекватной оценкой своего профессионализма и стремлением любой ценой заработать побольше очков: в конце концов, каждое преувеличение будет очень легко проверить на практике.

Есть и еще один важный момент. Хотя все больше работодателей снижают требования к тому, как должны быть одеты сотрудники, дресс-код по-прежнему существует во многих организациях. Когда предполагается, что строгую одежду на новом месте вам придется носить каждый день, вполне логичным кажется прийти на собеседование в костюме или, по крайней мере, в строгой, классической блузке. Но если такие вещи — гости в вашем гардеробе нечастые, стоит не только купить их (или взять на время у подруги), но и попробовать к ним хоть немного привыкнуть — например, походив в них по дому несколько часов. Особенно это касается обуви на каблуках: при боли в ногах и дискомфорте вам, вполне вероятно, будет уже не до убеждения рекрутера в том, что без вас его компании не обойтись.

Позаботиться о себе накануне собеседования

Даже когда у нас нет больших проблем с уверенностью в себе, собеседование все равно почти всегда сопряжено со стрессом — как и любое событие, предполагающее, что нас будут по тем или иным критериям оценивать другие люди. Так что волноваться — совершенно нормально. Другое дело, что такое волнение способно не только мотивировать проявить себя как можно лучше: оно нередко выбивает из колеи и в итоге снижает шансы на успех.

Чтобы избежать этого, постарайтесь заполнить день перед интервью чем-нибудь приятным и умиротворяющим: поплавайте в бассейне, отправьтесь на прогулку в какое-нибудь живописное место, встретьтесь за чашкой кофе с другом, общение с которым всегда поднимает вам настроение. Правильным будет избегать употребления алкоголя, поужинать чем-нибудь легким и лечь пораньше, чтобы полноценно выспаться и не опоздать.

Наконец, не бойтесь рассказать о своих переживаниях близким и попросить у них поддержки. Осознание, что есть люди, которые в вас верят и в любом случае будут рядом, порой помогает куда больше, чем лайфхаки от именитых рекрутеров.

Читайте также: