Как формируется фонд оплаты труда директора школы

Обновлено: 16.06.2024

Рекомендации по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений

Фонд оплаты и система оплаты труда бюджетников

Ежегодно, согласно п. 28 Рекомендаций, фонд оплаты труда формируется исходя из:
•размеров субсидий, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), объемов средств;
•объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат учреждений на оказание медицинских услуг, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Система оплаты труда должна быть зафиксирована в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах учреждений (например, в положениях об оплате труда, о стимулирующих и компенсационных выплатах, о премировании работников и т. д.).
Также в перечисленных локальных актах прописывают и сами размеры окладов и выплат, условия их предоставления.
В частности, оплата труда работников, согласно ст. 129 ТК РФ, включает:
•базовые (должностные) оклады;
•вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
•компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
•стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В Рекомендациях предлагается использовать базовые (муниципальные) тарифные ставки, оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, которые предложены в примерных положениях об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления лишь в качестве ориентиров, не указывая их в положении об оплате труда работников конкретных организаций.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы выполняют функцию минимальных гарантий при оплате труда работников бюджетных учреждений.

Базовые нормативные документы и принципы

В соответствии с Рекомендациями и Положением при разработке и изменении новых систем оплаты труда необходимо учитывать:
•Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
•Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
•профессиональные квалификационные группы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;
•перечни видов выплат компенсационного и стимулирующего характера;
•примерные положения об оплате труда работников федеральных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые федеральными государственными органами и учреждениями;
•мнение представительного органа работников.
Установление и изменение систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются с учетом:
а) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
б) достигнутого уровня оплаты труда;
в) обеспечения государственных гарантий по оплате труда;
г) повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
д) выплат за выполнение сверхурочных работ, работ в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и за выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
е) фонда оплаты труда, сформированного на календарный год;
ж) мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов);
з) порядка аттестации работников государственных и муниципальных учреждений, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;
и) типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы, измеряемых качественными и количественными показателями.

Оплата труда и выплаты стимулирующего характера руководящему персоналу

Соблюдаем предельные соотношения зарплат руководства АУ

Руководители автономных учреждений уже третий год подряд должны сравнивать свою зарплату со среднемесячной зарплатой остального персонала, а затем сверять это соотношение с порогом, установленным органом-учредителем. Если порог превышен – руководителя АУ могут привлечь к ответственности. Как рассчитать соотношение зарплат? В каких нормативных актах искать предельные значения? И что делать после того, как все расчеты произведены?

На какие документы опираться?

Обязанность руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений выдерживать соотношение зарплат установлена ст. 145 ТК РФ. Согласно ее нормам предельные границы утверждаются правовыми актами Правительства РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, действующими в отношении учреждений соответствующего уровня, а индивидуальные значения, укладывающиеся в данный диапазон и распространяющиеся на конкретное учреждение, определяет орган-учредитель.

На федеральном уровне действует такая конструкция. Положение № 583[1] установило предельное соотношение зарплат - диапазон в кратности от 1 до 8, а органы‑учредители утверждают в этих рамках индивидуальные пороги. В частности, Минспорт и Минпросвещения сохранили для своих подведомственных учреждений кратность 8 (соответственно приказы от 25.06.2018 № 591 и от 17.07.2019 № 380).

В отношении региональных и муниципальных учреждений используется похожая схема. Например, в Калужской области предельное соотношение зарплат (в кратности 6) задано Постановлением правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159, а органы‑учредители в своих сферах регулирования установили аналогичный диапазон (см., например, приказы министерства культуры и туризма Калужской области от 20.04.2017 № 151, министерства труда и социальной защиты Калужской области от 07.02.2018 № 132-П).

На предельные соотношения, заданные органом‑учредителем, и надо ориентироваться при сопоставлении средних зарплат руководящего состава автономного учреждения и остального персонала.

Отметим, что некоторые учредители снижают для подведомственных учреждений предельное соотношение зарплат по сравнению с максимальным диапазоном, утвержденным на уровне публично‑правового образования. А кто‑то еще и дифференцирует значения по должностям управленческого персонала, группам руководителей или даже отдельным учреждениям. Так, руководители учреждений здравоохранения Московской области[2] разделены на пять групп, для которых установлены разные соотношения зарплат (от 5 до 7), в то время как для заместителей руководителей и главных бухгалтеров названных учреждений действует одно общее значение – 4,5.

Вот еще несколько примеров.

соотношение зарплат

предельное соотношение зарплат

* Отдельное значение установлено для каждого учреждения.

Как рассчитать соотношение зарплат?

Согласно ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчеты ведутся отдельно по должностям руководителя, его заместителя и главного бухгалтера. Порядок расчета установлен п. 20 Положения № 922[3]. Приведем алгоритм, общий для всех учреждений.

1. Определить выплаты, учитываемые при расчете. Здесь действует следующее правило: если начисление связано с оплатой труда, оно входит в расчеты, а если имеет социальный характер – не учитывается. Что именно относится к тому или иному виду выплат – указано в п. 2 и 3 Положения № 922. Так, оклад, оплата за работу по сдельным расценкам, гонорары и авторские вознаграждения, надбавки за профессиональное мастерство, стаж работы, расширение зон обслуживания, отпускные, стимулирующие и компенсационные выплаты в расчет включаются, а оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг – нет.

Несколько сложнее с совмещением профессий (должностей) и совместительством. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер совмещает должности либо исполняет обязанности временно отсутствующего сотрудника без освобождения от основной работы, этот заработок учитывается в фактически начисленной зарплате по руководящей должности. Но если руководитель работает по совместительству (например, как научно‑педагогический работник), его зарплата по совместительству учитывается в фонде оплаты труда работников учреждения, а не руководящего состава (Письмо Минобрнауки РФ от 31.10.2017 № 12-1066).

2. Определить среднесписочную численность работников учреждения. В этот показатель не включаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер. Внутренние совместители учитываются полностью.

3. Рассчитать среднемесячную зарплату работников (без учета руководящего состава учреждения). Сумма фактически начисленных выплат, относящихся к оплате труда, делится на среднесписочную численность работников за соответствующий календарный год, а потом на 12 (количество месяцев в году).

4. Рассчитать среднемесячную зарплату отдельно по каждой руководящей должности. Сумма выплат, фактически начисленных по каждой должности за календарный год, делится на 12. Если руководитель, его заместитель или главный бухгалтер отработал неполный календарный год, вместо 12 месяцев берется фактически отработанное количество полных календарных месяцев.

5. Определить по каждой должности руководящего состава соотношение зарплат. Для этого среднемесячная зарплата руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делится на среднемесячную зарплату остального персонала.

Покажем на примере, как ведется расчет соотношения зарплаты руководителя.

Штатная численность работников автономного учреждения составляет 70 человек, из них четверо - это руководитель, два его заместителя и главный бухгалтер. Фактически начисленная за 2019 год зарплата основных работников – 28,5 млн руб., руководителя – 1,5 млн руб. (из них 100 тыс. руб. – плата за работу по совместительству преподавателем). Рассчитаем соотношение зарплаты руководителя и основного персонала.

Сначала определим, какая часть зарплаты руководителя учитывается по руководящей должности: 1 500 000 - 100 000 = 1 400 000 (руб.). Соответственно в фонд оплаты труда основного персонала войдет зарплата руководителя за работу по совместительству: 28 500 000 + 100 000 = 28 600 000 (руб.).

Численность сотрудников составит 67 чел. (66 чел. основного персонала + 1 совместитель).

Вычислим среднюю зарплату основных сотрудников: 28 600 000 руб. / 67 чел. / 12 мес. = 35 572 (руб.).

Затем определим среднюю зарплату руководителя учреждения: 1 400 000 руб. / 12 мес. = 116 667 (руб.).

Рассчитаем соотношение зарплат: 116 667 руб. / 35 572 руб. = 3,28.

Если орган-учредитель утвердил предельный порог кратностью 5, 4 или даже 3,5, требование к соотношению зарплат автономное учреждение выполнило, если же необходимо соблюдать кратность 3, зарплата руководителя АУ не укладывается в установленные границы.

Что грозит за превышение порога?

За несоблюдение предельных значений предусмотрена ответственность. Превышение соотношений, утвержденных для заместителя руководителя и главного бухгалтера, включено в число оснований для расторжения трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ). Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя учреждения возложена на учредителя. В частности, учредители федерального уровня должны учитывать этот факт при определении условий труда руководителей ФГУ: не превышение порога должно обеспечиваться при выполнении всех показателей эффективности деятельности учреждения и работы его руководителя и получении последним стимулирующих выплат в максимальном размере (п. 9 Положения № 583). Кроме того, органы-учредители могут сами контролировать соблюдение в учреждениях предельного соотношения зарплат. Скажем, в Нижегородской области[4] проводят мониторинг соотношения зарплат – в срок до 20‑го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Однако некоторым учреждениям не нужно соблюдать общие нормы. В силу ст. 145 ТК РФ Правительство РФ, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут утвердить перечни организаций госсектора, для которых не действуют установленные пороги. На федеральном уровне такой перечень существует (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р), утверждены подобные списки и в некоторых регионах и муниципальных образованиях (например, в Калужской области – см. Постановление правительства Калужской области от 23.03.2017 № 159).

Какую информацию публиковать?

После того, как рассчитаны соотношения зарплат, руководящему составу АУ нужно исполнить еще одну обязанность – раскрыть сведения о своей среднемесячной зарплате. Согласно ст. 349.5 ТК РФ информация (полное наименование учреждения, занимаемая должность, Ф. И. О. руководящего работника и размер его средней зарплаты) размещается на официальном сайте органа‑учредителя, а если он примет соответствующее решение – еще и на сайте учреждения.

В начале 2020 года руководящему составу автономных учреждений предстоит отчитаться перед органами‑учредителями по соблюдению предельного соотношения зарплат и подать соответствующие сведения для публикации на сайтах органов власти. Кстати, в будущем законодатели намерены еще сократить разрыв между заработком управленческого персонала организаций госсектора (в том числе учреждений) и рядовыми сотрудниками. Предельное соотношение зарплат планируется прописать в ст. 145 ТК РФ, установив для всех случаев кратность 8. Такой законопроект (№ 746454‑7) внесен в Госдуму.

[1] Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

[2] Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области, утв. Постановлением правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 (с последующими изменениями).

[3] Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование фонда оплаты труда в муниципальных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Формирование фонда оплаты труда в муниципальных учреждений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 58 "Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов" Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
(Юридическая компания "TAXOLOGY") Учреждение в проверяемом периоде находилось на УСН и осуществляло деятельность по управлению недвижимым имуществом (код ОКВЭД 70.32). Фонд оплаты труда сотрудников и фонд уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учреждения формировался из нескольких источников: субсидий на выполнение муниципального задания, поступлений от оказания услуг, - при этом бюджетные субсидии составляли основную часть доходов учреждения. При определении доли доходов от основного вида деятельности - деятельности по управлению недвижимым имуществом - субсидии и иные виды целевого финансирования, выделенные учреждению, включаются в общую долю доходов, но не учитываются при определении суммы доходов от основного вида экономической деятельности, поскольку они не являются доходом от реализации продукции или оказания услуг. ПФР сделало обоснованный вывод о несоблюдении плательщиком условий для применения пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, так как он применяется только при исчислении страховых взносов с фонда оплаты труда, источником финансирования которого являлись налогооблагаемые доходы хозяйствующего субъекта. Кроме того, организационно-правовая форма плательщика "муниципальное автономное учреждение" является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Формирование фонда оплаты труда в муниципальных учреждений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) и) фонд оплаты труда, сформированный на календарный год, обеспечивающий установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп с учетом минимального размера оплаты труда;

Нормативные акты: Формирование фонда оплаты труда в муниципальных учреждений

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922
(ред. от 10.12.2016)
"Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" 20. Для исчисления среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее - фонды, учреждения, предприятия), формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера) в целях определения предельного уровня их соотношения:

Читайте также: