Как добавить в резюме новое место работы

Обновлено: 19.05.2024

Миллионы человек работают без оформления трудовых отношений. Из-за высокого показателя теневой занятости страдает экономика страны. А сами нелегальные работники лишают себя социальной защиты.

Что такое неофициальная работа?

При полноценном трудоустройстве работодатель заключает с новым сотрудником трудовой договор, делает запись о приеме на работу в трудовой книжке, издает соответствующий указ. С неофициальным работником есть только устные договоренности. Он лишает себя права пользоваться социальными гарантиями:

  • оплачиваемый отпуск и больничные, в том числе по уходу за ребенком;
  • компенсация при получении производственной травмы;
  • зачисление официального стажа при расчете пенсии;
  • возможность получить ипотеку и кредит;
  • защита от необоснованного увольнения и уменьшения зарплаты.

Почему существует неофициальное трудоустройство. На это есть несколько причин:

  1. Недобросовестный работодатель хочет экономить на налогах, держать сотрудников на бесправной основе.
  2. Предполагается работа в криминальной сфере.
  3. Фриланс, в основном удаленная занятость.
  4. Предпринимательство без оформления.

В каждом из вариантов свои условия трудоустройства и дальнейшей работы. И часто неофициальная деятельность – инициатива самого сотрудника, который, например, не хочет платить большие алименты.

Какой опыт нужен работодателю?

Большинство компаний ищут сотрудников с опытом работы, который соответствует конкретной должности и сфере. Ведь обучение нового сотрудника с нуля занимает много времени и не факт, что по окончанию стажировки или испытательного периода работодателя удовлетворят результаты потенциального кандидата.

Очень часто не так важно образование, как опыт. Ведь теория ничто без практики. Не важно, какой у вас стаж за плечами. Даже если вы работали всего месяц – этого срока вполне достаточно, чтобы разобраться с азами.

Указывать ли в резюме неофициальную работу?

Резюме – это краткая самопрезентация ваших возможностей. Работодателя интересует ваш реальный опыт, навыки, умения, обязанности, проекты, достижения. И его совершенно не волнует, официально или неофициально вы работали. Поэтому в своем резюме перечисляйте все фактические места работы в хронологической последовательности, не разделяя на официальные и неофициальные, и даже не указывая это.

Если на фрилансе вы научились писать статьи, продвигать страницы и создавать контент-план, то этот фактор будет решающим, когда речь идет о вакансии копирайтера в штате компании. Вы должны представить работодателю все свои сильные стороны и показать себя в лучшем свете.

Как написать в резюме что работал неофициально – пример

Если вы, например, неофициально работали страховым агентом и сейчас претендуете на должность менеджера по обслуживанию клиентов, вы должны указать в резюме этот опыт. Ведь вы можете дополнить его тем, что научились презентовать услуги и свободно общаться с людьми. Такой навык будет решающим фактором. Это выглядит примерно так:

Еще один случай – вы хотите устроиться интернет-маркетологом в крупной фирме. Вы уже год официально не работали в этой сфере. В этот период вы получали второе высшее образование и нелегально подрабатывали водителем такси.

В такой ситуации включать данный опыт не стоит. Это никак не повысит вашу квалификацию маркетолога и будет выпадать из основной тематики резюме. У работодателя возникнут вопросы, почему вы решили так кардинально сменить сферу, если могли удаленно подрабатывать в своем направлении – интернет-маркетинге.

В этом временном промежутке укажите только получение образования. А о наличие водительских прав и опыта вождения можно сообщить в дополнительной информации.

Как можно подтвердить неофициальный опыт работы?

Если для представления официального опыта достаточно показать соответствующую запись в трудовой книжке, то подтвердить нелегальное место работы сложнее. Такой работодатель вряд ли захочет стать вашим рекомендателем.

Но вы можете показать примеры своих работ и проектов, отзывы и рекомендации клиентов. Если нет такой возможности, попросите дать вам тестовое задание, чтобы вы могли подтвердить свою компетенцию.

Привет! Я Александр Нефедов — основатель студии веб-разработки Optimal Group. Недавно мы открыли вакансию тим-лида и в очередной раз столкнулись с лавиной резюме разного качества. Вместе с нашим эйчаром Татьяной хочу подробнее поговорить о типичных ошибках разработчиков при составлении резюме.

Ошибка 1. Изменить ФИО, чтобы текущий работодатель не узнал, что вы ищете новую работу. Многие так делают, когда тайком подыскивают новое место. В наше время очень легко проверить, врет ли человек о себе или нет. А если потенциальный работодатель поймает вас на вранье уже на этапе резюме, то рассматривать вашу кандидатуру он точно не будет.

Ошибка 2. Подробно расписывать свое семейное положение, историю жизни и другую не относящуюся к специальности информацию. Число детей, так как и категория водительских прав, на ваши навыки в разработке не влияют.

Совет. Указывайте только то, что относится к вакансии.

Облегчите работу эйчара и укажите все свои актуальные профили в соцсетях. Перед этим проверьте их на наличие нежелательной для потенциального работодателя информации.

Не забудьте ссылки на аккаунты на промплощадках: Github, Bitbacket, LinkedIn, Хабр.

Ошибка 1. Несоответствие опыта и навыков желаемой зарплате.

Совет. Если у вас есть денежный порог и вы не готовы торговаться, сразу указывайте его. А если готовы обсуждать условия, то сумму можно не называть. На рынке много небольших веб-студий на 3-5 разработчиков, для которых 10 000 рублей — критичная сумма. И их могут отпугнуть ваши завышенные ожидания.

Джунам также не рекомендую указывать размер зарплаты. В разных компаниях ставка для начинающих сильно различается.

Ошибка 2. Указывать в резюме сразу несколько должностей.

Совет. Если вы и сеошник, и разработчик, и дизайнер, и проджект-менеджер, сделайте на каждую желаемую должность отдельное резюме и укажите в них соответствующие навыки, опыт и проекты.

Если у вас есть высшее образование, релевантное должности, на которую вы претендуете, указывайте его. А если по образованию вы — врач, но закончили курсы разработчиков и решили осваивать новую профессию, лучше укажите только курсы. Рекомендую указывать не бесплатные курсы, а базовые, дающие фундаментальные знания по профессии.

Тут важно указать: название специальности, описание курса, свою дипломную работу, стек технологий и то, чему вы в итоге научились. Приложите ссылку на итоговые проекты или дипломную работу, чтобы было понятно, что вы умеете.

Не забудьте в этом же разделе указать название конференций, хакатонов, которые вы посетили. Сюда же можно добавить списки прочитанных книг и документаций.

Ошибка 1. Очень много текста. Некоторые соискатели подробно расписывают каждое место работы. Но эйчару интересны ваши текущие навыки, а не то, чем вы занимались 15 лет назад.

Совет. Чем раньше было место работы, тем меньше о нем необходимо написать. Подробнее расписывайте свои обязанности на последней должности.

Ошибка 2. Одинаковое описание обязанностей для всех мест работы. Очевидно, должностные обязанности на разных местах работы отличались.

Ошибка 3. Указывать нерелевантный опыт. Например, вы решили сменить профессию. Раньше были баристой, а теперь претендуете на должность разработчика. В этом случае лучше не указывать в резюме предыдущее место работы. Честно расскажите, что вы начинающий, и приложите портфолио.

Ошибка 4. Слишком краткое описание предыдущего опыта работы.

Ошибка. Не указывайте все технологии, которыми вы владеете сплошным списком. Читающему резюме будет непонятно, на каком уровне вы владеете той или иной технологией.

Совет. Добавьте краткий комментарий или оценку своего уровня знаний к каждой технологии.

Ошибка 1. Показывать все свои проекты. Никто не будет просматривать все ваши работы за 15 лет в профессии.

Ошибка 2. Указывать ссылки на проекты без описания.

Совет. Выберите 3-5 своих самых лучших проекта и кратко их опишите: суть проекта, ваша роль, как долго над ним работали и поддерживали, с какими проблемами столкнулись, смогли ли их решить, с каким стеком работали.

Если у вас пока нет значимых проектов, приложите выполненные тестовые задания от других потенциальных заказчиков.

Ошибка 3. Все проекты под NDA и пустое портфолио.

Описывайте обезличенные проекты. Эйчару не важен ваш заказчик, ему важны ваши навыки и опыт.

Ошибка 1. Отсутствие сопроводительного письма. Ваше резюме может остаться без ответа, так как для экономии времени эйчары читают сопроводительные письма. А уже на его основе принимают решение, смотреть портфолио и резюме, или нет.

Совет. Рассказывая о том, какой вы классный, не забывайте подкреплять это доказательствами: кейсами и проектами.

Ошибка 2. Массовая рассылка. Перед отправкой сопроводительного письма проверьте указанные в нем названия должности и компании. Часто нам присылают сопроводительные письма, предназначавшиеся для другого работодателя. Например, мы ищем 1С разработчика, а нам приходит резюме и сопроводительное письмо на вакансию "веб-программист". Очевидно, что кандидат рассылает всем один и тот же текст.

Если у вас есть люди, которые смогут дать вам рекомендации, указывайте их в резюме. Это могут быть ссылки на профили в LinkedIn, в соцсетях, телефоны. Только предупредите этих людей, что с ними могут связаться.

Указывайте важные для вас условия работы, чтобы потом они не стали сюрпризом для работодателя. Это могут быть: минимум по заработной плате, ниже которого вы работать не будете, удаленный формат работы, оформление только по договору или только как самозанятого, обязательное наличие ДМС и т.д.

Не забывайте про структуру. Резюме должно быть удобным для чтения. Объем не должен превышать 3 страниц. Слишком сжатое резюме также не вызовет интереса.

Если у вас есть презентация или лендинг с вашими работами, добавляйте ссылки в резюме.

Я рекомендую держать резюме с портфолио и сопроводительным письмом в нескольких форматах: PDF-файл, ссылка на PDF (в облаке) или Google Docs, чтобы быстро им поделиться.

Ошибки в тексте, а особенно в названиях технологий и должностей, пропущенные или поставленные не в том месте запятые, всегда вызывают недоумение у эйчаров. Вы или торопились написать и не перечитали, или не знаете, как это пишется правильно.

Описали какого-то сферического коня, как обычно. Вы не в курсе, да, что на хаха нельзя не указать требуемую зп? Многая хрень, которую указываешь в резюме, это требования работорговного сайта. О каком именно резюме вы пишете? Типовом, заполненном по форме на сайте, или оформленном специально под вас в произвольном виде? Сейчас, конечно, каждый побежал переделывать свое резюме под вашу вакансию мю-разработчика за 10 рублей и экспортировать его в 10 форматов и заливать на 10 облаков, чтобы предоставить удобное вам по первому требованию. И да, грамотность эйчаров настолько зашкаливает, что они болезненно морщатся при виде чужих ошибок, но весело и с энтузиазмом лепят свои в тексте вакансии.

на хаха нельзя не указать требуемую зп
можно
требования работорговного сайта
не надо тусить в таких местах

Про перебор с требованиями, порой не мотивированные ничем, кроме "hr будет удобно" верно отмечено.

Правда можно. Раньше было нельзя, как я помню.

Нс фоне абсурда о котором пишут в 99% случаев, это звучит вполне вменяемо! Единственное, я не понимаю зачем лезть в соцсети и проф-ресурсы на которые не приглашают. Ну напишу я у себя в соцсетях что-то матом и что из этого? Покажите мне хоть одного человека, который не ругается матом. Или пусть те рекрутеры, которые осуждают меня за мат бьют себя по голове библией, когда у них возникают мысли не вписывающиеся в христианское мировоззрение.

Мы достаточно лояльно относимся к матам и никого не осуждаем за них. Да и если вы не хотите указывать свои соц. сети в резюме - не указывайте. Это просто может быть приятным дополнением)

Зашел сюда чтобы кинуть тот же линк)

"чтобы не закрыли через 3 минуты". наивные. нерелевантное резюме закрывается через 5-10 секунд

Согласен, изначально был вариант с 3 секундами. Поправили.

Странно, везде говорят, что у нас не хватает погромистов. Ну хорошо, хорошо, не хватает крепких мидлов и сеньоров а джуны никому не нужны. А тут на компанию обрушился целый шквал из тим-лидов. Ну хорошо, хорошо из "неправильных" тим-лидов с "неправильно" оформленными резюме. Аномалия! ))))))))

Наверно самый правильный заголовок такой : "Как составить резюме в студию веб-разработки Optimal Group, чтобы его не закрыли через 3 секунды". И если завтра у вас произойдёт ротация в hr отделе, статья может полностью потерять актуальность. :)

Перед кардинальными карьерными изменениями, хорошо взвесьте все за и против. Возможно, порыв сменить деятельность вызван усталостью, эмоциональным выгоранием или проблемами на работе. Иногда, чтобы избавиться от мыслей бросить все навсегда, нужно просто отдохнуть, получить небольшую премию или поговорить по душам с коллегой, который постоянно создает вам проблемы. Если четко понимаете, что хотите или вынуждены развернуть свою карьеру на 180 градусов — не бойтесь. Редактор карьерного проекта icanchoose Арина Жирякова дает полезные советы, которые помогут вам прокачать свое резюме и заинтересовать будущего работодателя.

Где получить новый опыт

Будь у вас хоть десятилетний стаж бухгалтером, это вам не очень поможет при поиске работы графическим дизайнером, и наоборот. При смене профессии вам придется заново нарабатывать опыт и начинать с нуля. Да, и резюме без профильного опыта тоже не составить — в нем должна быть только соответствующая вакансии информация.

Пять способов получить опыт работы при смене профессии:

  • Нетворкинг . Если у вас есть опыт работы, вы уже обросли знакомствами и профессиональными контактами — используйте их! Пообщайтесь со знакомыми из разных компаний и предложите свою кандидатуру. Презентация вас сотрудником компании — более эффективный стимул для руководителя пообщаться с вами, чем безликий отклик на вакансию.
  • Курсы . Выбирайте курсы, на которых много практических заданий — они станут первым опытом и строчками в портфолио. После прохождения хорошего курса можно смело браться за несложные проекты и откликаться на начальные позиции.
  • Стажировки . Обычно компании хотят видеть на стажировках студентов или недавних выпускников, но некоторые предложения доступны всем желающим. На стажировке вы сможете получить необходимый опыт, узнать больше о сфере и попробовать силы. Стажировки иногда оплачиваются, а ваша ответственность там будет ниже, чем на обычной работе.
  • Стартап . Отбор сотрудников в стартапе не так суров, как в больших корпорациях. Стартаперы готовы брать в свою команду неопытных энтузиастов и расти всей командой. Попробуйте узнать об интересных молодых проектах и написать им хорошее мотивационное письмо. Скорее всего, на официальное оформление рассчитывать не стоит, но зато получите нужный опыт.
  • Фриланс . Например, вы хотите устроиться в классное дизайн-бюро, но опыта нет. Попробуйте предложить свои услуги на биржах фриланса. Так вы пополните портфолио и заработаете денег. Приготовьтесь, что вас ждет большая конкуренция и постоянный поиск заказов.

Как составить актуальное резюме

Составлять резюме при кардинальной смене сферы деятельности чуть сложнее, чем обычно — важно не переборщить с ненужной информацией. Еще не советуем создавать резюме, если у вас совсем нет опыта, даже пройденных курсов или стажировок. Сначала позаботьтесь о получении практических знаний, а потом составляйте CV. О чем еще нужно помнить, составляя резюме:

Выделите пересекающиеся навыки

Тщательно отбирайте, какие навыки из прошлой карьеры добавлять в резюме. Бывшему редактору писать в резюме разработчика о написании лонгридов не нужно, а вот упомянуть о навыке работы в команде стоит. Если боитесь, что CV будет выглядеть совсем пусто, то оставьте пару нерелевантных навыков, но пусть они будут немного близкими к новой сфере работы.

Подробно опишите компетенции

Покажите вашу мотивацию

Человек, который кардинально меняет сферу деятельности — загадка для работодателя. Это может быть и авантюрист, инфантильный человек, неумелый сотрудник или просто человек, который внезапно понял свое призвание. Ваша задача — доказать, что вы относитесь именно к последнему типу кандидатов.

Напишите сопроводительное письмо

Еще один шанс показать заинтересованность в работе — написать cover letter, то есть сопроводительное письмо. Оно строго необходимо специалистам без опыта и тем, кто кардинально меняет сферу работы.

Базовые правила составления сопроводительного письма:

  • не дублировать информацию из резюме,
  • описывать выгоду для компании, а не для себя,
  • суммировать ваши достижения и количественные результаты,
  • показать осведомленность о деятельности компании,
  • написать, почему вы решили круто изменить карьеру.

Что работодатели думают о кандидатах, кардинально меняющих сферу работы

В случае переходов стоит писать не биографическое резюме с перечислением всех мест работы, а функциональное. Это резюме, в котором акцент сделан только на нужном опыте, кейсах и проектах. И только на тех, что могут заинтересовать нового работодателя. Так как у HR мало времени на изучение откликов, первые три строки обязанностей нужно описывать наиболее четко.

Юлия Белоусова, специалист по управлению персоналом ОАО "РЖД", карьерный консультант: «При таком стремительном развитии рынка труда все больше соискателей демонстрируют опыт в разных областях.

При составлении резюме следует исходить из реальных способностей на сегодняшний день. Если человек претендует на работу в госучреждениях или организациях с четко определенным набором критериев для приема, то смена направления деятельности вряд ли позволит претендовать на высокую должность. В резюме лучше указать все достижения, которые относятся именно к нужному профилю и не пытаться маскировать нерелевантный опыт за продающими фразами. Это вызовет негатив со стороны работодателя. ⠀

Полина Русакова, HR директор в BestDoctor: «Невозможно однозначно ответить на вопрос, каких кандидатов ценят на рынке больше — сменивших карьерный путь или начавших карьеру в предметной сфере, не сворачивая с намеченного пути. Не бывает плохих сотрудников и работодателей, бывает, когда они друг другу не подходят. При быстрой трансформации мира, люди подстраиваются и выбирают новые пути развития. На мой взгляд, те, кто решился сменить профессию и оттачивает новые навыки, заслуживают похвалы. Выбор кандидата всегда зависит от потребностей и особенностей бизнеса, мнения руководителя. Работодателей иногда пугает багаж знаний, которые сотрудник принесет из другой области, но есть много позитивных примеров, когда в 30/40/60 лет люди меняют сферу. Если компания опирается при выборе на знания и, например, качество выполнения тестового задания, а кандидат личностно им подходит, не вижу никаких препятствий не брать такого человека на работу.

Марина Малашенко, HR-директор сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip: «Часто бывает, что команда готова взять сотрудника „на вырост“, без опыта, так как высокая заинтересованность, желание работать и учиться обычно помогают быстро расти и компенсировать недостаток опыта „горящими глазами“.

Стажировка ― это отличный способ стартовать в новой профессии. Но при планировании такого шага, вы должны понимать, что искать стажировку лучше в крупных компаниях. Вам нужны большие команды, у которых уже настроены процессы по вводу в профессию новичков, есть программы обучения и задачи, которые можно доверить людям без опыта. В небольших компаниях стажировок обычно не бывает, так как на каждом специалисте много сложного функционала и времени на обучение новичка, который и не факт, что останется работать в компании, обычно нет.

Work.ua публикует советы Михаила Притулы, который имеет опыт работы в HR-сфере более 10 лет, был HR-директором телеканала СТБ и HRBP в Альфа-Банке, просмотрел за всю карьеру более 100 тысяч резюме и действительно разбирается в том, как сделать резюме более привлекательным.

1. Резюме не билет на интервью, а банкнота

Бытует мнение, что, мол, резюме — это билет на интервью. Главная его задача — получить звонок. Это очень ошибочное мнение, которое погубило большое количество профессионалов.

Главная задача резюме — показать настоящую стоимость вас как профессионала. Если вы сразу не показали свою настоящую стоимость, то на интервью это будет сделать уже сложнее.

2. Думайте, как продать своё резюме

3. Наберите максимальное количество очков у рекрутера

Рекрутер в день получает от 100 до 300 резюме. На просмотр каждого резюме у него уходит всего от 5 до 10 секунд. За это время глаза рекрутера пролетают по основным разделам резюме:


Каждое резюме проходит внутренний скоринг (подсчёт очков) у рекрутера. Если резюме набирает нужное количество очков, рекрутер начинает с ним работать: звонит, приглашает на интервью, пересылает резюме заказчику и дальше по цепочке. При этом каждый раздел резюме может как добавить новых очков, так и забрать ранее начисленные.


4. Кастомизируйте резюме под свою профессию

Универсальных резюме для всех профессий нет. Для каждой профессии важны разные виды резюме. Задача каждого вида резюме — показать то, что наиболее важно для профессии. Список типовых профессий с указанием того, что должно показывать резюме:



5. Покажите рекрутеру свой успех

Резюме — это не набор отдельных блоков о работе, образовании и тренингах. Резюме на миллион — это резюме, которое выстроено в историю успеха. Что такое история успеха? Это когда понятно, как связано ваше образование, карьерный путь, всевозможные тренинги и сертификаты, личностные качества и должность, которую вы ищете.

6. Берите пример с лендинговых страниц

Вы, наверное, встречали в интернете классные лендинговые страницы сайтов. Ваше резюме должно быть не хуже. Хорошее резюме интересно читать, хочется дочитать до конца. Каждая фраза в резюме усиливает желание его купить. В нём очень простая и понятная навигация (разделы). Кроме того, резюме должно соответствовать общепринятым нормам. Поэтому, если вы не дизайнер и не представитель креативной профессии, никаких фоновых рисунков в резюме.

7. Используйте только деловой разговорный язык

Я всегда очень большое внимание уделяю языку резюме.


8. Следуйте идеальной структуре

Я видел очень много структур резюме и последовательности изложения информации. На мой взгляд, идеальная последовательность расположения информации в резюме такая:

9. Форматируйте: шрифт Calibri или Arial, кегль 10 или 12, без таблиц, одинарный отступ между строк

Здесь всё очень просто:

10. Объединяйте много мест работы в одно

Нормой считается, если человек работает в компании 2–3 года. Если он меняет работу чаще, его могут назвать job hopper. Конечно же, каждый имеет право на ошибку, и в хорошем резюме может быть пара мест, где кандидат отработал 1–1,5 года. Но если так выглядит всё резюме, то его ценность очень низкая.

Везде, где это возможно, я рекомендую оформлять несколько мест работы с одним названием и общими датами работы. А внутри этого блока можно ненавязчиво показывать смену должностей, но так, чтобы визуально при беглом осмотре резюме не было ощущения частой смены мест работы. Это беспроигрышный вариант для тех, кто занимается проектной работой или переходил из компании в компанию в рамках холдинговой структуры.

11. Соблюдайте идеальный размер резюме

Я считаю, что идеальный объём резюме — это строго две страницы. Одна страница допустима для начинающего специалиста, а с тремя, четырьмя и так далее страницами всё не так очевидно. Рекрутер посмотрит только две страницы в 80% случаев. Поэтому, что бы вы ни написали на третьей и последующих страницах, оно может остаться без внимания.

12. Делитесь своими достижениями

Если из моей статьи вы запомните только одно предложение, пусть оно будет про достижения. Это сразу добавляет 50% стоимости к вашему резюме. Рекрутер просто не в состоянии прособеседовать всех, кто прислал резюме. Поэтому всегда победит тот, кто указал свои достижения и смог тем самым заинтересовать рекрутера.

Достижения — это ваши измеримые успехи, которые выражаются в цифрах, сроках или существенных качественных изменениях в компании.


Пример достижений:

  • За три месяца увеличил продажи ТВ на 30% (директор магазина).
  • Вывел на рынок новый продукт за четыре месяца, который помог заработать 800 тысяч долларов за полгода (маркетинг-директор).
  • Провёл переговоры с поставщиками и увеличил отсрочку по платежам на 30 дней, экономия компании на кредитах — 100 тысяч долларов ежемесячно (закупщик).
  • Сократил текучесть персонала с 25 до 18% через работу с вовлечённостью сотрудников (HR).

13. Расскажите о своих личностных качествах

Сейчас всё больше и больше внимания при отборе кандидатов уделяется личностным качествам сотрудника. Если проанализировать, что именно будут оценивать на собеседовании, то, скорее всего, будет так:

  • 40% — профессиональные знания;
  • 40% — личностные качества;
  • 20% — мотивация (желание делать именно эту работу именно в этой компании).

Личностные качества, особенно если они соответствуют требующимся в вакансии, крайне важны. И если раньше было достаточно просто их перечислить, то теперь нужно подтверждать их наличие. Я рекомендую писать их так:

  • Инициативность: разработал и реализовал стратегию выхода отдела из кризиса, когда ушёл руководитель.
  • Энергичность: объём моих продаж за 2014 год был на 30% выше среднего по отделу.
  • Стрессоустойчивость: провёл успешные переговоры с клиентом, который отказал семи менеджерам, и заключил с ним договор.
  • Лидерство: провёл пять тренингов по менеджменту и вырастил 10 руководителей из линейных сотрудников.

Здесь важно написать не много качеств, а качества с примерами. То есть примеры здесь важнее количества.

14. Выбросьте должностные обязанности из должностной инструкции в урну!

Я всегда рекомендую писать именно обязанности, а не зоны ответственности, и описывать их в виде действий, которые вы выполняли. Это примерно как с достижениями, но здесь не обязательны цифры, обязанности могут быть не столь внушительными, и, естественно, это не разовые действия.

Перед их написанием я рекомендую почитать несколько вакансий, чтобы представить, о чём вообще стоит писать. Далее выписывать обязанности в порядке их значимости: на первом месте наиболее значимые (разработка стратегии, планирование бюджета, вывод новых продуктов на рынок), а на последнем — наименее (подготовка отчётов).

15. Продавайте название должности и компании

Названия должностей и список компаний — это, по сути, и есть именно то, что рекрутер ищет в резюме в первую очередь. Это как покупатель скользит глазами по полке в магазине в поиске знакомых ему брендов. Именно по этим строкам рекрутер формирует первоначальную стоимость резюме в своей голове и только потом начинает искать детали.

17. Всегда проверяйте орфографию

Обычно около 5% всех просматриваемых мною резюме содержат ошибки:

  • элементарные грамматические ошибки (не было проверки орфографии);
  • ошибки в написании иностранных слов (настроена проверка только русской орфографии);
  • ошибки в знаках препинания: пробел перед запятой, запятая между словами без пробелов;
  • в списках в конце предложения стоят разные знаки препинания (в идеале их не должно быть; точка ставится после последнего пункта списка).

18. Сохраняйте резюме в формате DOCX и никак иначе

  • Не PDF — многие рекрутеры вносят свои правки или примечания (ожидания по зарплате, свои впечатления о кандидате, информацию, которая была получена в ходе собеседования) в резюме перед отправкой заказчику, в PDF они их не смогут внести.
  • Не ODT — может некорректно открываться на ряде компьютеров.
  • Не DOC — признак того, что резюме родом из прошлого (до Office 2007).
  • Не RTF — обычно весит больше альтернатив.

19. Используйте удобное для рекрутера название файла резюме

Название файла резюме должно содержать как минимум фамилию и желательно должность. Так удобнее рекрутеру будет искать резюме у себя на диске, пересылать его и так далее. Маленькая забота о рекрутере будет обязательно отмечена. Опять же, в глазах рекрутера это делает резюме немного дороже.

20. Показывайте свою пользу в сопроводительном письме

Существуют разные мнения о сопроводительных письмах. Я всегда говорю так: хорошее сопроводительное письмо в 20% случаев может добавить ценности резюме, если оно написано правильно. Но оно не всегда обязательно.

Если решил его писать, то вот простая структура:


А если показать на примере, то это могло бы выглядеть так:


21. Уберите непонятные аббревиатуры

Когда вы долго работаете в компании, некоторые принятые в ней аббревиатуры уже кажутся настолько родными, что вы их пишете в резюме. Но рекрутеру они незнакомы, поэтому теряется очень важная информация. Старайся избегать аббревиатур везде, где это можно.

22. Перефразируйте шаблонные фразы

Очень часто хочется поддаться искушению и запихнуть в своё резюме шаблонные фразы, которые можно легко найти в любом резюме или описании вакансий. Избегай их, так как для рекрутера они представляют пустое место.

  • Ориентация на результат = в своей работе всегда думаю о результате.
  • Клиентоориентированность = клиент для меня всегда на первом месте = ставлю интересы клиента выше своих личных.
  • Коммуникабельность = легко договариваюсь с любыми клиентами/коллегами = свободно поддерживаю разговор с клиентами.

23. Создайте нормальный ящик

Что отличает профессионала от ребёнка? Профессионал называет свой почтовый ящик по имени и фамилии, а ребёнок — детскими словами, никами из игр и форумов, датой рождения.

Кроме того, для поиска работы я рекомендую заводить почтовый ящик на профессиональных порталах вроде Gmail или Yahoo. Остальные не годятся.

Ещё не рекомендую использовать почтовый ящик родственников, где в названии почты фамилия или имя отличается от твоего.

24. Удаляйте семейный статус

Существует только один случай, когда указание семейного статуса может сыграть положительную роль: если молодая девушка ищет работу и хочет показать, что не уйдёт в декрет сразу после трудоустройства. В этом случае можно указать наличие детей.

25. Объясняйте разрыв в опыте работы


26. Уберите дату окончания работы на последнем месте

Это та единственная хитрость в резюме, которую можно простить. Считается, что человек составляет резюме ещё до увольнения и после увольнения просто не обновляет эту дату. В любом случае указанная дата увольнения будет играть против вас.

27. Не пишите причины увольнений

Нет причины, по которой нужно прописывать причины увольнения. Что бы вы там ни написали, у рекрутера всегда возникнет подозрение насчёт вашего желания объяснять причину увольнения. А может, вы врёте?

28. Не объясняйте детали своего резюме

В резюме не допускается писать объяснения, комментарии, сноски и прочее. Только даты, факты, достижения.

29. Удалите рекомендателей

30. Уберите таблицы и большие отступы

Таблицы в резюме были приняты в начале 2000-х годов. Потом весь цивилизованный мир от них отказался. Не показывай себя динозавром. Также не занимайте большую часть резюме очень большими отступами слева в документе.

31. Первые места работы оставьте для своей бабушки

Для простоты я просто опишу, как будет ОК:

  • Последнее место работы: 7–10 строк обязанностей и 5–7 строк достижений.
  • Прошлое место работы: 5–7 строк обязанностей и 3–5 строк достижений.
  • Позапрошлое место работы: 3–5 строк обязанностей и 3 строки достижений.
  • Остальные места работы: 3 строки + 3 строки достижений, если они входят в интервал последних 10 лет работы.
  • Всё, что было раньше 10 лет назад: только названия компаний и должностей.
  • Если в вашей карьере были нерелевантные текущей должности места работы — смело их удаляйте. Например, сейчас вы маркетинг-директор, а начинал 15 лет назад с инженера на заводе или продавца на рынке.

32. Уберите ПТУ

Если вы учились в ПТУ, колледже, техникуме, а потом окончили ВУЗ, показывайте только ВУЗ.

33. Не показывайте резюме знакомым HR-специалистам, если не уверены в их профессионализме

У нас много HR-специалистов считают себя гуру и дают советы направо и налево. Узнайте, сколько вакансий они закрыли сами, сколько людей в день в среднем собеседуют, какие книги прочитали о рекрутинге. Сколько из них было иностранных. Если вы получите такие ответы:

Читайте также: