Как бороться с обесцениванием на работе

Обновлено: 24.04.2024

Как противостоять манипуляциям на работе?

Почему это происходит?

Олег Долгицкий

психолог и философ

Александр Высоцкий

Как изменить ситуацию?

Юлия Кузнецова

Мы ежедневно попадаем под влияние других людей и становимся мунипуляторами сами, как только стремимся побудить других сделать что-то в наших интересах. Манипуляция — это способ добиться чего-то от другого человека. Чаще всего на работе это касается сверхурочной работы, обычно этим занимаются начальники. Рядовые сотрудники тоже пользуются манипуляциями, чтобы оградить себя от излишних дел, перекладывая их на других. В ход идут вызывание жалости к себе, указание на возраст, наличие маленьких детей. Есть еще такой вид манипуляции, как стремление поднять свою самооценку за счет других, сравнивая себя с ними и унижая их. Вот что поможет избежать таких ситуаций или выйти из них.

Четкое распределение обязанностей, зафиксированное в должностной инструкции, и гласная оценка эффективности каждого члена коллектива.

Прислушивайтесь к своей интуиции. Если что-то настораживает, не нравится или портит настроение, то не игнорируйте это.

Берите тайм-аут. Во всех ситуациях (и особенно если вас торопят) отвечайте, что надо подумать, или сразу отказывайтесь.

Полина Косых

Даже если вы опытный сотрудник, вам может встретиться руководитель, который вас демотивирует и даже унижает. Таких боссов называют токсичными: среди них есть гении, очень талантливые и харизматичные люди вроде Стива Джобса. Работать с ними всегда непросто: такие лидеры часто принимают на работу лучших из лучших, а потом публично критикуют, проверяют на прочность и ищут изъяны в работе, заставляя все больше сомневаться в себе.

Если вы долго стремились в компанию мечты, менять место работы ― не лучшее решение. К тому же у вас может быть срочный контракт или, например, выплаты, которых вы ждете. Попробуйте изменить свое отношение к ситуации. Примите ее как инструмент развития. Вспомните, зачем пришли в компанию, и воспринимайте работу как способ достижения своих целей и решения интересных вам бизнес-задач.

Сфокусируйтесь на сильных сторонах начальника, которые помогли ему стать лидером. Обращайте внимание прежде всего на его талант, а не на личные качества.

Попробуйте увеличить дистанцию между вами и руководителем: разграничьте рабочие и личные отношения. Постарайтесь перевести хотя бы часть коммуникации в письменный вид, чтобы убрать вербальную часть негатива.

Ищите поддержки у своих коллег, общайтесь. Часто признание и уважение, которого мы недополучаем от руководителя, можно получить от команды, которая на практике видит, что вы профессионал. Если вы чувствуете, что нервы на пределе, обратитесь к профессиональному коучу или психологу. Так вы научитесь и спокойно общаться с агрессором, и чувствовать себя лучше.

От начальников-манипуляторов рано или поздно нужно уходить, но после работы с ними важно сохранить здоровую самооценку. Именно поэтому защищать свои границы и не давать себя разрушать ― очень важно.

Личный опыт

Антон Семенов

После института я пошел работать в офис, где был вынужден взаимодействовать с менеджером по продажам. Она была лучшей в компании и действительно приносила большую прибыль. Однако зачастую для достижения своих целей она прибегала к манипуляциям: плакала, кричала, сплетничала. Я не мог этого принять, и у нас был конфликт. Руководство не хотело увольнять этого менеджера, так как она действительно приносила самые большие заказы. Я же настаивал на том, что отношения в коллективе намного важнее, чем просто выручка, так как на ее место можно было найти другого менеджера. Руководство было со мной не согласно, и с менеджером у нас были откровенные перепалки. Я принял решение уйти из компании.

Когда я уже занял позицию руководителя, я пропагандировал политику честности и открытости. Со своими подчиненными я сразу обозначил свою позицию. У человека было два варианта: либо принять ее, либо уйти. На мой взгляд, руководство играет главную роль при поддержании отношений в коллективе. Начальники должны не допускать токсичность, не переходить на личности и не идти на поводу у эмоций, ведь это все — всего лишь манипуляция. Часто те люди, которые прибегают к манипуляциям для достижения своих целей, не уверены в себе и склонны к неврозам. Однако, подчеркну еще раз, нормы отношений на работе выстраивает руководитель и это должно транслироваться сверху вниз. Сейчас количество наших сотрудников превышает 3 тысячи человек. Люди, склонные к манипуляциям, долго не задерживаются — они пытаются гнуть свою линию, а не получается, так как не находят отклика среди своих коллег. Из-за обиды они просто уходят.

Если на работе коллеги постоянно вами манипулируют, а вы не хотите менять работу — может, проблема тогда в вас? Не надо бояться покинуть компанию, в которой вы столкнулись с манипуляциями. Подумайте о том, что будет с вами, если вы долго будете работать в такой среде.

Анна Ковалева

сооснователь студии подкастов Brainstorm.fm

Однажды в компании, где я работала, были весьма токсичные боссы, которое позволяли себе кричать на сотрудников, отпускать едкие шутки, использовать мат и неприятные комментарии в адрес подчиненных. Бывало, начальник звонил мне в пять утра и просил подготовить ему презентацию на выступление к девяти утра, и я садилась за эту задачу, не отдавая себе отчет в том, что это ненормально.

Я решилась на сложный разговор с начальником: сначала выписала все пункты, которые меня не устраивают, на бумаге, отрепетировала с подружкой по телефону, начала разговор дрожащим голосом — и во время него ощутила себя такой сильной, что даже вошла в раж! Когда я по пунктам расписала, что я сделала для компании за время работы там, объяснила, что мне неприятны директивный формат общения и микроменеджмент, мне хотелось бы иметь здоровые отношения с коллегами и мне очень важно видеть, что мне как специалисту доверяют. Мой босс меня удивил: я ждала, что он меня такую дерзкую уволит, а он сказал, что впервые увидел во мне лидерские качества, — и действительно прислушался к моим словам. В итоге я была чуть ли не единственным сотрудником, который уходил с работы в 19:00, — начальник начал больше доверять мне, а я стала чувствовать себя гораздо комфортнее.

Из этой ситуации я сделала вывод, что люди, которые общаются со всеми из позиции силы, иногда не воспринимают вялое сопротивление: с ними нужно общаться наравне, четко, аргументированно, при этом не стесняясь своих чувств и сохраняя корректный тон. Иными словами, вежливость и хладнокровие обезоруживают!

obescenivanie

Сразу оговорюсь, что речь в этой статье идет о ситуациях:

  1. Когда у вас достаточно компетенций и опыта, чтобы быть уверенными, что вы делаете свою работу хорошо.
  2. Вам не просто неприятна подобная критика. Она вызывает очень сильный эмоциональный отклик, и вам либо хочется оправдаться и умаслить клиента любой ценой, либо вы готовы драться на смерть, отстаивая свою правоту.

Содержание

Почему обесценивание вызывает сильные эмоции?

У каждого человека есть представления о том, как устроен окружающий мир и как в нем надо действовать, чтобы удовлетворить свои жизненные потребности. Например, вы можете считать, что надо качественно делать свою работу, чтобы другие люди хорошо к вам относились и не критиковали.

Такое поведение помогает чувствовать себя в безопасности, и все идет замечательно, пока ваши ожидания совпадают с действительностью. Но бывает, когда вы все сделали хорошо, а вас раскритиковали. Потребность в безопасности (а это очень значимая потребность) оказалась под угрозой, и вы испытали страх. Если он очень силен, вы бросите все силы, чтобы задобрить клиента. А если у вас внутренних ресурсов побольше, то уйдете в глухую оборону и станете доказывать клиенту, что он сам дурак. Оба варианта не конструктивны, но чтобы реагировать конструктивно нужно сделать ситуацию менее угрожающей. Как вывести значимые потребности из под удара и научиться выдерживать обесценивание?

samoocenka_padaet

Мы становимся уязвимы для обесценивания по разным причинам, поэтому полезно эти причины выяснить. Тем более, что от разных причин помогут разные средства.

Причина №1. Страх неопределенности

Прояснить, что именно не понравилось

Причина №2. Вся жизнь заключена в работе

У большинства людей в жизни хватает места не только работе, но спорту, посиделкам с друзьями, хобби, прогулкам, семье и множеству других приятных вещей. Но у трудоголиков работа занимает ключевое место. Она и любимое увлечение, и смысл жизни, и все контакты с людьми строятся вокруг нее.

Например, общение с клиентом выходит за пределы рабочих тем, и клиент начинает восприниматься, как хороший знакомый. В результате, отношения становятся значимыми для специалиста, и если вдруг клиент обесценивает специалиста, последний может воспринять это как катастрофу.

Это касается не только отношений. Когда работа занимает все место в жизни, любое сомнение в профессионализме оказывается очень болезненным. Ведь человек ставит знак равенства между собой и работой. Если он терпит неудачу в работе, значит он терпит неудачу в жизни.

Баланс в жизни

Единственный способ снизить зависимость от работы, инвестировать свою энергию в другие сферы жизни. Дружить не с клиентами, а с друзьями. Находить смысл не только в работе, но и в творчестве, хобби, личных проектах. Заниматься спортом, гулять, наслаждаться едой и сексом. Подобная диверсификация страхует от обесценивания просто потому, что работа перестает быть самой значимой сферой жизни. И рабочие неудачи, в том числе, обесценивание, локализуются, а не переносятся на остальную жизнь.

Причина №3. Насколько мной довольны

Чем больше у специалиста подтверждений, что он хороший профессионал, тем сложнее эту уверенность поколебать, тем сложнее такого специалиста обесценить. Но как узнать, что на самом деле думают о вашей квалификации другие люди? Насколько вы для них ценны, как профессионал?

obescenivanie_snizhaet_samoocenku

Обратная связь

Лучший способ это узнать, собрать обратную связь у клиентов, как им с вами работается. Так вы сможете узнать, за что вас ценят, а также в чем вы можете стать лучше.

  • Почему вы нас выбрали и как искали?
  • Какие наши особенности повлияли на ваш выбор?
  • Что насторожило или вызвало сомнения?
  • Что запомнилось в работе?
  • Какие результаты вы больше всего цените?
  • Какие качества нашей компании были для вас важны?
  • Какие общие впечатления от работы?

Иногда, ответы вас могут сильно удивить. Вы можете узнать, что:

  • Клиент даже не обращает внимания на цену, а ценит ваши услуги и дотошность при выполнении контракта. Хороший фидбек, чтобы начать больше себя ценить и безболезненно повысить цены.
  • Клиент ценит вас за те качества, которые вы считаете провальными. И наоборот — там, где вы уверены в своей крутости, может быть самое слабое место.
  • Качество ваших услуг ничем не уступает качеству самых известных агентств/специалистов. Даже если вы всегда считали себя середничками.

Хорошие отзывы придают уверенности в себе, и если кто-то из клиентов начнет вас обесценивать, то, вероятно, проблема в нем, а не в вас.

Причина №4. Насколько я хорош по сравнению с другими

Предыдущий вариант отлично подходит агентствам или фрилансерам, которые работают с клиентом напрямую, но не сильно поможет штатным специалистам, работающим в команде. Как такому специалисту узнать, насколько он хорош? Один из способов — оценка 360 градусов, но ее сложно провести. Другой вариант проще — вписаться в обучающий курс авторитетных специалистов, где раздают много обратной связи.

Непрерывное обучение

Сейчас много возможностей учиться у практиков из вашей отрасли, и это хороший способ поднять самооценку сразу по трем причинам.

Первая причина очевидна — если вы учитесь, то становитесь более опытным и знающим, поводов ценить себя становится больше.

Третья причина — у вас появится возможность сравнить себя с другими участниками в равных условиях. Вы будете выполнять одни и те же задания, и, как и спортсмены вы сможете объективно оценить свой уровень по сравнению с другими. Это важно, потому что в обычной жизни вы не знаете, одинаковы ли стартовые условия. Возможно, у вас бюджет на лендинг был 20 тысяч, а у ваших конкурентов 200 тысяч, стоит ли удивляться, что результат сильно отличается? Здесь же вы сможете более объективно оценить на каком уровне вы находитесь.

Причина №5. Каждый раз как в первый раз

Если специалист не работает над тем, чтобы обобщить свой опыт и выделить лучшие практики, для каждого нового проекта он создает свой подход. В этом есть и преимущество — проще предложить уникальное решение идеальное для этого проекта и клиента, но есть и очевидная слабость. Отсутствие четких стандартов приводит к пропуску или некачественному выполнению обязательных шагов (скажем, вместо того, чтобы тщательно сделать аудит или исследование, специалист решил, что и так все понятно, и допустил фундаментальный просчет), влечет за собой ошибки, а также порождает неуверенность — а все ли я правильно делаю? Из-за отсутствия стандартов у клиента могут появиться обоснованные сомнения в профессионализме специалиста, и он может обесценить вашу работу.

optimizaciya_ne_nuzhna

Стандартизированное качество услуг

Идеально, если вы руководствуетесь стандартами, которые позволяют выполнять работу на высоком уровне. Еще лучше, если вы автоматизируете простые процессы — это позволяет исключить ошибки, сэкономить время и улучшить результаты. Например, для рекламных онлайн-агентств стандартизировать процесс поможет система автоматизации рекламы Marilyn. Она позволяет выполнить множество процедур, которые требуют много времени и внимательности:

  • Сводит в одно окно статистику по 18 рекламным площадкам;
  • Управляет ставками и позволяет останавливать неэффективные площадки в РСЯ и КМС Google;
  • Автоматически формирует отчеты и отправляет их клиентам по расписанию;
  • Делает utm-разметку и кросс-минусовку;
  • Создает полигоны по адресам в myTarget и Яндексе;
  • Отслеживает выполнение плановых показателей;
  • Равномерно распределяет бюджет в течение периода;
  • Подготавливает сверку с клиентом.

statistika_po_reklamnym_kanalam

В Marilyn можно отслеживать ключевую информацию по проекту и настроить персональный дашборд под каждого пользователя

Причина №6. Синдром самозванца

Люди, которые страдают от синдрома самозванца, особенно сложно выносить обесценивание, поскольку это лишь подтверждает их подозрение, что они не так уж хороши. Тому, как избавиться от синдрома самозванца, в нашем блоге посвящена отдельная статья.

Мы рассмотрели приемы, которые помогают поднять самооценку, но они не касаются глубинных причин, которые делают человека уязвимым для обесценивания. Эти причины сложно определить в одиночку, здесь лучше подойдет совместная работа с психологом.

Читайте свежие кейсы


Хотите улучшить KPI рекламных кампаний?

Автоматизируйте управление рекламными кампаниями с помощью Marilyn и освободите время на сложные задачи. Бесплатный доступ ко всем возможностям платформы на 14 дней.


Чтобы опираться не только на свой опыт, я попросила других людей описать ситуации из своей жизни, когда они чувствовали, что происходит обесценивание. Мне написали 130 человек. Процитирую несколько типичных ситуаций.

— У меня послеродовая депрессия.

— Ой, да ерунда, все рожают, все как-то справляются. (Вариантов было много: раньше бабы в поле рожали, а у меня четверо и ничего, вы просто не любите ребенка и т. д.)

Да, это более сложные фразы, на которые, возможно, уйдет чуть больше времени, чем на привычные обесценивающие. Но я вспоминаю, как после двух месяцев осознанной внутренней работы над подобными высказываниями я оглянулась и ужаснулась: как часто мы воспроизводим в адрес других людей те формулировки, которые обижают нас самих! А потом обрадовалась, потому что почувствовала, насколько лучше общаться, не самоутверждаясь за чужой счет.

Разумная забота о чувствах другого человека — это забота и о себе тоже, такая эмоциональная гигиена. Каждый раз, когда мне хочется свести чьи-то знания или умения к нулю, перечеркнуть одной фразой все достижения и труд другого человека, я задумываюсь: что меня злит? почему я хочу это сказать? может, я злюсь из-за того, что не смогла что-то сделать, а она смогла? что кто-то решился на какой-то поступок, а я нет? или это просто языковая инерция? Не допуская обесценивания в адрес других людей, теперь я не хочу позволять это и в отношении себя самой, поэтому скажу напоследок, что моя статья, даже если ее прочитают всего пять человек, может многое изменить. И уже меняет.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Службы помощи людям с БАС

Кислородное оборудование для недоношенных детей

Хоспис для молодых взрослых

Операции для тяжелобольных бездомных животных

Спортивная площадка для бездомных с инвалидностью

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

Профилактика ВИЧ в Санкт-Петербурге


Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Что такое обесценивание

Представьте, вы прошли несколько сложных собеседований и наконец устроились на долгожданную работу, вас переполняет чувство гордости.

Однако ваш собеседник говорит:

В один миг радость от успеха испарилась, достижения словно уже и не существует. Так работает механизм обесценивания.

Обесценивание — слова и действия другого человека, которые принижают ваши эмоции, личные качества, достижения, ценности.

При этом иногда мы обесцениваем неосознанно, потому что это устоявшаяся в обществе модель поведения.

Почему мы обесцениваем, не задумываясь

Обесценивание. Как его распознать и защититься

Как не впасть в обесценивание

Когда кто-то рядом огорчается, естественная человеческая реакция — утешить и поддержать. Как лучше выразить сочувствие? Не действуйте так, словно от вас непременно ждут совета, помощи или рассказа о вашем опыте. Чаще всего человек хочет, чтобы с ним кто-то побыл рядом, успокоил и приободрил.

Скажите, что для вас эта ситуация — то, что нужно прожить и осмыслить самостоятельно. Вы благодарны за участие, но лучшее, что можно сделать, это просто посидеть рядом, подержать за руку, приготовить чай. Вам нужна только поддержка, без советов и анализа происходящего.

По реакции человека вы поймете, готов ли он прислушаться к вашей просьбе, или ему на самом деле не важны ваши переживания.

Как распознать обесценивание

Обесценивание встречается в разных формах.

Обесценивание. Как его распознать и защититься

Обесценивание как критика

Иногда бывает сложно уловить, когда обоснованная критика превращается в обесценивание.

Итак, здоровая критика:

Все остальное, скорее всего, обесценивание.

Обесценивание как совет

В форме советов может быть завуалирована критика или колкость в ваш адрес:

Обесценивание как забота

Часто обесценивание маскируют под заботу, словно сообщают важную информацию:

Даже если вы лучше разбираетесь в вопросе, и знаете, что по статистике желтые машины как раз не угоняют — дорого перекрашивать, вам все равно неприятно, вы чувствуете себя униженно.

Как противостоять обесцениванию

Если это ваш близкий или прекратить общение невозможно — установите четкие границы. Научитесь вовремя пресекать дальнейшие действия.

Обесценивание. Как его распознать и защититься

Ориентируйтесь на свои эмоции и телесные ощущения

Вам знакома ситуация, когда при общении резко изменилось настроение — вы были обрадованы, но вдруг почувствовали пустоту и тревогу? Или были опечалены, а теперь испытываете жгучее ощущение обиды вперемешку с виной или стыдом? Все это сигналы, что вы столкнулись с обесцениванием. Собеседник перешел черту.

Сообщайте о своих чувствах

Такие фразы эффективны, чтобы обратить внимание собеседника на ваши чувства, объяснить их. Если человек обесценивает неосознанно, это заставит его задуматься над своими словами.

Выражайте просьбу

Говорите с позиции равного собеседника

Не уходите в агрессию или тон извиняющегося ребенка. Выпрямитесь и держите зрительный контакт — так от тела вы почувствуете уверенность. Говорите спокойно и доброжелательно.

Если человек продолжает в том же духе — выходите из беседы

Как отвечать на непрошеные советы

Спокойно поблагодарите, ведь человек может делать это из лучших побуждений. Однако обозначьте, что вы предпочитаете сначала спрашивать совет, а потом его получать:

Если совет не уместен, или в нем завуалирована агрессия, отвечайте коротко:

Как отвечать на неуместную заботу

Например, вам говорят:

Вы можете ответить:

Сопротивляться обесцениванию сложно, потому что подобные комментарии застают врасплох, часто выглядят как совет или забота. Главное, вовремя распознать, когда вам становится некомфортно в общении, и выставить свои границы.

Отделяйте мнение другого человека от себя: для вас важны ваши чувства, а его слова выражают его собственную боль и желание защититься от ваших эмоций. Как бы другой человек вас ни критиковал, руль всегда у вас — только вы решаете, что чувствовать и как относиться к его словам.

Читайте также: