Как бороться с невнимательностью на работе

Обновлено: 15.05.2024

Почему ухудшается память и снижается внимательность

Прежде чем говорить о лечении забывчивости, нужно понять, почему она появилась. Ниже перечислены основные причины плохой памяти и рассеянности.

  • Возраст. Согласно эпидемиологическим исследованиям, около 50% людей старше 60 лет предъявляют жалобы на снижение познавательных функций [1] . Первой причиной рассеянности и невнимательности являются физиологические изменения в мозговой ткани. Уже на четвертом десятилетии жизни человека постепенно начинает уменьшаться масса его головного мозга [2] , а с 50 лет число нейронов стабильно снижается ежегодно [3] . К 70–80 годам степень утраты этих клеток в некоторых отделах мозга — лобной доле, верхней височной извилине — может достигать 48% [4] . Изменения касаются не только количества нервных клеток, но и функциональных свойств нейронов, связей между ними: уменьшается число дендритов, синапсов, рецепторов и глиальных элементов. Сокращается выработка основных нейромедиаторов — дофамина, норадреналина, ацетилхолина. Все это неизбежно оказывает влияние на снижение когнитивных функций, в первую очередь памяти и внимания.
  • Заболевания. Согласно некоторым исследованиям, сахарный диабет, гипертония, гиперхолестеринемия и курение повышают риск развития когнитивных нарушений и деменции [5] . Дело в том, что вследствие подобных заболеваний и вредных привычек возникают недостаточность кровоснабжения головного мозга и его гипоксия. При плохой памяти и рассеянности причинами также могут быть дегенеративные процессы в головном мозге (в частности, болезнь Альцгеймера), черепно-мозговые травмы и сотрясения головного мозга, сердечно-сосудистая недостаточность, инсульт, эндокринные нарушения, некоторые вирусные заболевания, злоупотребление алкоголем.
  • Стресс и напряженная работа. Чрезмерный или хронический стресс приводит к снижению когнитивных способностей. Исследование, проведенное на людях от 40 лет и старше, показало, что высокий уровень кортизола (гормона, участвующего в стрессовых реакциях) у испытуемых связан с ухудшением памяти и зрительного восприятия, а также со сравнительно более малым общим объемом серого вещества головного мозга [6] . Высокий уровень стресса на работе, ощущение, что идти в ногу со временем становится все сложнее, порой приводят к подавленности и даже депрессии. В связи с этим, необходимо уделять должное внимание своему образу жизни и эмоциональным проблемам, чтобы они не стали дополнительной причиной ухудшения памяти и снижения энергетического ресурса.

При возникновении нарушений познавательных функций люди долгое время ничего не делают для решения этой проблемы. Часто первые попытки улучшить ситуацию предпринимаются только после того, как на изменения укажут родственники и коллеги. Но лучше не дожидаться этого момента и, как только были замечены первые трудности при выполнении повседневных задач, начинать помогать организму. В особенности это касается людей старше 50 лет. Причины рассеянности у взрослых и пожилых людей, как было рассказано выше, имеют физиологическое обоснование и, к сожалению, неизбежны. Однако предотвратить прогрессирование симптомов можно.

Рассеянность и забывчивость

Как победить рассеянность: лечение при снижении когнитивных функций

Своевременное принятие лечебно-профилактических мер способно остановить развитие когнитивных нарушений. При рассеянности внимания и плохой памяти лечение осуществляется двумя основными способами: фармакологическим и нелекарственным. Остановимся на каждом из них подробнее.

Фармакологический метод улучшения памяти и концентрации внимания — это прием аптечных средств, которые условно можно разделить на три ветви:

    БАДы и витаминно-минеральные комплексы. Прежде чем начать принимать витамины и минеральные добавки, следует сдать анализы и выяснить, действительно ли есть такая необходимость и в каких именно нутриентах. В противном случае на улучшения функциональной активности мозга можно не рассчитывать [7] . При этом переизбыток активных веществ может привести к опасным осложнениям.

Специалисты предупреждают, что бесконтрольный прием биологически активных добавок опасен. Это обусловлено следующими особенностями БАДов: недостаточная изученность многих из них, отсутствие достоверной информации о сочетаемости компонентов состава и взаимодействии с лекарствами, содержание в добавках сильнодействующих и посторонних компонентов, риск передозировки [8] .

Обратите внимание
Даже среди средств, продающихся в аптеке, можно нарваться на малоэффективные. Например, аминоуксусная кислота, выступающая основным действующим веществом некоторых известных ноотропов, не проходит через гематоэнцефалический барьер (не проникает в мозг), а выраженность ее клинического эффекта, согласно исследованиям, минимальна [9] .

Полезные привычки для улучшения памяти и концентрации внимания

Нелекарственный метод улучшения когнитивных функций заключается в нормализации образа жизни. Рекомендуется спать около восьми часов в сутки — при этом засыпать следует до полуночи, сбалансированно питаться (в пожилом возрасте советуют снизить потребление белка примерно до 1,2 г на 1 кг массы тела в сутки [10] ), выполнять упражнения на память и внимание (например, учить стихи, разгадывать кроссворды), уделять внимание физической активности. Все это положительно влияет на процессы метаболизма в организме, увеличивает энергетический запас нервных клеток, активизирует мозговое кровообращение. Нелекарственные методы требуют системного применения, и тогда результат наверняка станет заметен.

Снижение когнитивных функций — одна из ключевых проблем современной медицины. Однако мы сами должны следить за своим здоровьем, по крайней мере, вовремя обращать внимание на ухудшение памяти и концентрации внимания. Только так можно остановить прогрессирование симптомов и предотвратить развитие серьезных психоневрологических расстройств, возникающих на этом фоне. Сочетание медикаментозного лечения и нормализации образа жизни помогает достигнуть необходимых результатов. Но нельзя забывать и о регулярных обследованиях у специалиста.

Препарат для улучшения работы мозга

Ноотропные препараты разрабатываются для того, чтобы оказывать положительное воздействие на метаболические процессы в нервных клетках, стимулировать микроциркуляцию крови и улучшать интегративную деятельность головного мозга. Одним из современных представителей этой группы является Ноопепт ® — нейропептидный препарат комплексного действия. В качестве активного вещества в препарате выступает омберацетам, или этиловый эфир N-фенилацетил-L-пролилглицина.

Действие Ноопепта ® направлено на:

  • стимуляцию мозгового кровообращения;
  • улучшение реологических свойств крови: снижение ее вязкости и способности к тромбообразованию в капиллярах;
  • сокращение частоты и выраженности головных болей, головокружений, тахикардии;
  • нормализацию сна;
  • рост функциональной активности головного мозга;
  • восстановление памяти на всех трех этапах: запоминания, хранения и воспроизведения информации;
  • улучшение концентрация внимания, способности к обучению, работоспособности.

Ноопепт ® показан в случае возникновения когнитивных нарушений и эмоциональной лабильности (в том числе у пожилых людей) при следующих состояниях:

  • последствиях ЧМТ;
  • посткоммоционном синдроме;
  • энцефалопатиях любого происхождения;
  • астенических расстройствах;
  • иных случаях, сопровождающихся падением интеллектуальной продуктивности.

Противопоказания к применению минимальны: период беременности и кормления грудью, возраст до 18 лет, индивидуальная непереносимость компонентов, тяжелые нарушения функции печени или почек, дефицит лактазы, непереносимость лактозы, глюкозо-галактозная мальабсорбция.

Ноопепт ® начинает проявлять свое анксиолитическое и легкое стимулирующее действие примерно на пятый–седьмой день терапии — при органических поражениях головного мозга, а на 14–20-й день становится заметно позитивное влияние на когнитивные функции, показатели внимания и памяти.

Препарат имеет высокий профиль безопасности: не вызывает привыкания, синдрома отмены, сонливости; его взаимодействие с гипотензивными, снотворными, психостимулирующими препаратами и алкоголем не установлено.

Ноопепт ® рекомендуется принимать два раза в день: утром и до 18:00 по одной таблетке (10 мг) после приема пищи. Разрешается увеличить суточную дозу до трех таблеток (30 мг) после консультации с врачом. Стандартная длительность курса — от полутора до трех месяцев. При необходимости курс можно повторить через месяц. На курсовое лечение требуется две упаковки стоимостью ориентировочно 400 рублей.

* Номер регистрационного удостоверения ноотропного препарата Ноопепт ® (таблетки) в Государственном реестре лекарственных средств — ЛС-001577 от 18 июля 2011 года, дата переоформления — 20 мая 2019 года. Регистрационное удостоверение выдано бессрочно [11] .

** Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

*** Материал не является публичной офертой. Информация о стоимости приведена для ознакомления и актуальна на декабрь 2020 года.


Вся информация, касающаяся здоровья и медицины, представлена исключительно в ознакомительных целях и не является поводом для самодиагностики или самолечения.

стресс

Астенические расстройства характеризуются низкой работоспособностью, быстрой утомляемостью, рассеянностью, ухудшением сна и другими признаками.

аптека

Некоторые препараты с ноотропным и нейропротективным свойствами можно купить без рецепта врача. Однако перед применением стоит проконсультироваться со специалистом.

таблетки

Улучшить память и концентрацию внимания можно с помощью комплекса мер: специальных упражнений, здорового питания, полноценного отдыха, а также приема ноотропных средств, восстанавливающих когнитивные функции мозга.

память

Ухудшение памяти и концентрации внимания могут свидетельствовать о нарушении мозгового кровообращения или астеническом расстройстве.

память

Пожилые люди могут столкнуться с такими проблемами, как ухудшение памяти, снижение концентрации внимания, нарушение сна.

noopept

Ноопепт® подходит для приема при нарушении когнитивных функций мозга вследствие астенических расстройств, ухудшения мозгового кровообращения.


Амелёхин Леонид Александрович Ответственный редактор

Ноотропные средства, как правило, оказывают широкий спектр терапевтического действия, включая антигипоксический, нейропротективный, антиоксидантный, мембраностабилизирующий и противотревожный эффект. Эти эффекты отличаются по степени выраженности у разных препаратов, но направлены на стимулирование биоэлектрической активности и интегративной деятельности мозга, иными словами — на улучшение памяти, восприятия, внимания и мышления.

Ноотропные препараты

Ноотропные препараты: механизм действия, область применения и виды средств

Средства для улучшения памяти

Средства для улучшения памяти: виды и механизм действия, основные критерии выбора

Таблетки для улучшения памяти

Таблетки для улучшения памяти: обзор лекарственных средств

Вы написали, что половина жизни мучаетсь с этой проблемой. Когда вы почувствовали проблему, где то было 14 лет. Вспомните, какие события произошли в вашей жизни в 11 -14 лет?
Какие отношения были у вас с учителем по математике? Если я правильно поняла, у вас " ляпы " бывают только с цифрами?
Какие ощущения и эмоции у вас вызывает слово " цифры"?

Сария, сама я почувствовала проблему где-то лет в 12-13, когда со мной перестали делать уроки. Кроме того, с пятого класса математику у нас вела учительница, которая не могла толком донести смысл материала. Она мне не нравилась. Пока бабушка (она тоже математик) делала со мной дома уроки, объясняла и контролировала, меня еще как-то это выручало. А потом она тяжело заболела, да и я уже была достаточно взрослой, чтобы меня контролировать. И то ли я так и не научилась себя нормально проверять с тех пор, то ли просто проблема была еще до, только я не особо это замечала, но вот с тех пор и мучаюсь.
Слово "цифры" вызывает у меня скуку. А вот если мне говорят что-то вроде: "Работа у нас несложная, но требует повышенного внимания, потому, что ошибка в цифрах и датах приведет к серьезным последствиям", вот тут у меня начинается тихая паника. И да, ляпы бывают в основном с цифрами. Я сейчас живу на Юге Индии и здесь почему-то люди частенько носят длинные, трудночитаемые имена. Что-то типа Теллурату Айаииллурру Рамешговда Рамамурси, да еще латиницей. Трудно вчитаться, но там быстро лишние/недостающие буквы нахожу:)) А вот бывает повторяется у меня ошибка, когда дата выдачи визы у человека получается позже, чем дата въезда, например. Какое-то время заставляю себя обращать на это внимание, но потом, в какой-то момент, это в голове просто не соотнесется и пропущу. А потом мы вынуждены прозванивать клиентов и выяснять, нужно ли менять дату выдачи визы или им терпит.

На самом деле мне этот страх ничего не дает, скорее забирает все силы. Из-за того что я постоянно напрягаю внимание, с работы выхожу уже с пустой головой - настолько устаю проверять и перепроверять себя. Сформировался он от того, что в прошлом я очень часто, пребывая в полной уверенности, что все правильно, неожиданно для себя получала на выходе ошибочный результат, и, как следствие, плохую оценку/нагоняй от начальства. Что качается адаптации, то у меня и на прошлой работе начиналось с ошибок, а дальше было только хуже, потому и боюсь. Но там особо некому было мне рассказать все от начала и до конца по моей работе, предполагалось, что я сама подойду и спрошу, так что иногда объективно была виновата не только я. А тут-то все объяснили/показали/всегда готовы помочь, вот и не хочется подводить:((
Про визуализацию страха. Интересный вопрос. Первое, что на ум пришло после Вашего предложения: Стоит этакая строгая учительница старой закалки (этакая с седым куколем и в очках на длинном носе) и грозит мне указкой. Нарисовать, увы, не смогу, не художник:))
Про внутренний контроль, правильно ли я поняла, мне нужно просто поверить себе и убедить, что вовсе не обязательно где-то там в документах сидит незамеченная ошибка, и если я ее не нашла, то значит ее нет?

Для рисунка не нужно быть художником! Меня не интересуют ваши художественные способности. Я оцениваю корень проблемы, а не ваши художественные способности!

"скорее забирает все силы." - страх вам дает толчок. Чтоб вы отдохнули. Немного ли вы планируете и работаете, немного ли берете на себя? Не страдаете ли сверхответсвтенностью?
Грозит о чем учитель? Что нужно учительнице от вас?

Ну беру на себя ответственность за надлежащее выполнение своих обязанностей, ничего сверх того. И беру на себя даже меньше, чем другие девочки, которые со мной работают. Учитель грозит:"Я знаю, ты ошиблась! Ты несобранная, невнимательная, плохо себя проверяешь"

". Плохо себя проверяешь" - внутренний контроль! " Ты несобранная, невнимательная, плохо себя проверяешь"", постарайтесь кто вам говорил приблизительные такие фразы в детстве.

Детское сознание записывает все слова родителей, так как родители для ребенка авторитет! Со временем сознание вытесняет и "программы" родителей уходит в подсознание и человек действует неосознанно согласно этой программы!
Хорошо было провести очную работу, так как " программа " родителей сидит очень глубоко, к сожалению нет такой возможности.
Упражнение для перепрограммирование подсознания.
Нужно уединиться и нарисовать свою отрицательную программу потом этот же рисунок меняете на свою программу (например, у меня отличные отношения с цифрами, хорошая память, высокая внимательность к цифрам и тд), то есть меняете первый рисунок. Работаете до тех пор, пока не почувствуете комфортные ощущения! Когда будете перепрограммировать давайте подсознанию короткие, конкретные, точные программы.
Если опять почувствуете через некоторое время, как на вас действует старая программа, опять повторяете эту же процедуру!


Рассеянность внимания – это достаточно серьезно нарушение нервной системы, с которым может столкнуться любой человек. Иногда рассеянность проходит самостоятельно, а иногда, наоборот, провоцирует еще большие проблемы.

Нарушение внимания и сопутствующие ему признаки могут доставлять сильный дискомфорт и мешать нормальной жизнедеятельности. Так что же представляет собой рассеянность и невнимательность с медицинской точки зрения, как проявляется это состояние и как с ним бороться?

Что такое внимание с точки зрения психологии

Внимание – это понятие когнитивной психологии, которое представляет собой степень процесса обработки конкретной информации, которую наш мозг получает из окружающей среды.

Благодаря внимательности обеспечивается успешное ориентирование субъекта в окружающем пространстве, а также за счет него обеспечивается полное и отчетливое отображение в психике. Объект внимания попадает в центр нашего сознания, остальные элементы воспринимаются слабо, не отчетливо, но при этом направление нашего внимания может изменяться.

Внимание бывает нескольких типов:

  1. Непроизвольного типа. Во время работы этого типа внимания человек не прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться, он даже не ставит перед собой цель.
  2. Произвольного типа. Во время этой разновидности человек прикладывает усилия воли, чтобы сосредоточиться на определенном объекте.
  3. Послепроизвольного типа. Во время этого типа внимания характерно снижение волевых усилий, но при этом сохраняется цель быть внимательным.


Что такое рассеянность


В первую очередь рассеянность – это состояние невнимательности, постоянной забывчивости, которое постоянно сопровождает человека. Стоит помнить, что человек не рождается с рассеянностью, он ее приобретает в течение своей жизни.

Наличие этого нарушения в повседневной жизни могут привести к различным проблемам, а иногда к достаточно серьезным. Общение с такими людьми достаточно хлопотное, они не могут построить нормальных отношений и на работе им приходиться очень тяжело. Поэтому это состояние нужно лечить, чтобы оно не привело к более серьезным последствиям.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Разновидности проявлений

Синдром рассеянного внимания может проявляться по разному, а именно:


  1. Недостаточная концентрация — рассеянность. В результате этого нарушения происходит снижение способности к запоминанию увиденного или услышанного. Присуща людям, которые сильно чувствительны к различным условиям (состояние усталости, волнения, недосыпания).
  2. Ригидность – это медлительность, заторможенность, при которой наблюдаются проблемы с переключением от одной темы на другую. Данное состояние наблюдается у больных с эпилептическим синдромом, с состоянием гипомании, гебефрении.
  3. Неустойчивое — скачкообразное внимание. Для этого состояния характерно частое перескакивание с одной темы на другую, в результате этого возникают проблемы с памятью. Неустойчивость внимания часто возникает у детей, которые имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), что влечет за собой появление проблем с памятью, снижение успеваемости.

Рассеянность внимания — болезнь ли это, отвечает врач-психотерапевт:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.

Неврологические и другие нарушения

Рассеянность, забывчивость и невнимательность могут возникать из-за различных болезней и нарушений в организме:


  • во время проблем с кровоснабжением и питанием головного мозга, которые связаны с нарушениями сосудистого характера – атеросклероз, остеохондроз, дисциркуляторная энцефалопатия, артериальная гипертензия, вертебро-базилярная недостаточность;
  • разнообразные нарушения опухолевого характера, гидроцефалия;
  • заболевание Альцгеймера, деменция сосудистого характера;
  • различные проблемы психического характера – депрессия, состояние шизофрении, эпилепсия;
  • появление головных болей с различным характером происхождения – мигрень, гипертензия артериального типа, вегетососудистая дистония, состояние анемии;
  • проблемы со сном, состояние бессонницы;
  • состояние гипоксии;
  • факторы генетического типа;
  • если в организме наблюдаются проблемы с метаболизмом – сахарный диабет;
  • если в организме имеется нехватка полезных компонентов (железо, магний) или наоборот избыток (свинец).

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак СДВГ

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Причины и симптоматика

Рассеянность и забывчивость у маленьких детей могут спровоцировать на первый взгляд безобидные факторы и причины:

  • различные консерванты, ароматизаторы, другие пищевые добавки, которые содержатся в большом количестве в современных деликатесах;
  • медикаменты, которые являются производными от салициловой кислоты;
  • если имеется повышенное влечение к сладостям;
  • проблемы с углеводным обменом;
  • возникновение аллергических проявлений на еду;
  • если имеется нехватка нужных химических компонентов для организма ребенка, особенно железа и магния;
  • если имеется повышенное содержание в крови тяжелого металла – свинца. Его избыток может привести к тяжелым патологиям ЦНС и к возникновению умственной отсталости.

Если у ребенка развивается СДВГ, то у него могут проявиться следующие симптомы:

  • состояние гипервозбудимости, неусидчивости, постоянной суеты;
  • часто переключается с одного занятия на другое, при этом предыдущее дело не доделывает до конца;
  • ребенок не может сконцентрировать себя на одном определенном задании;
  • у него плохая память, рваные движения, рассеянность и забывчивость.

Помимо этих симптомов стоит обратить внимание и на другие признаки:


  • ребенок не может сконцентрироваться на определенном задании, постоянно отвлекается от него;
  • часто теряет или забывает свои школьные принадлежности, вещи, игрушки;
  • постоянно отказывается от выполнения определенной работы, во время которой требуется концентрирование внимания и усидчивость;
  • возникновения проблем с успеваемостью из-за того, что ребенок не может завершить даже простые задания;
  • медлительность;
  • пребывает в постоянной мечтательности;
  • не слушает инструкции;
  • может быстро переключиться на другое задание, при этом, не выполнив до конца предыдущее.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

  • биохимический анализ крови, при котором определяется уровень содержания сахара, микроэлементов – железа, магния и свинца, изучается обмен дофамина;
  • генетические анализы;
  • проведение УЗИ сосудов головы с допплером;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ, видео-ЭЭГ) с применением методов вызванных потенциалов (ВП);
  • проведение магнитно-резонансной томографии.

Комплекс мер

Лечение СДВГ и сопутствующих расстройств должно быть комплексным и должно состоять из следующих этапов:

  • приемы по коррекции поведения;
  • психотерапевтические методы;
  • нейропсихологическая коррекция.


Корректирование рассеянности у ребенка можно проводить при помощи занятий, которые направлены на улучшение концентрации. Во время этих занятий решаются различные головоломки, логические задачи. Все занятия нужно четко распределить на день, при этом обязательно основное время должно быть выделено для физической активности и отдыха. Однако если это лечение не дает результаты, то можно использовать и другие типы лечения.

Основные лекарственные средства, которые позволяют бороться с рассеянностью, забывчивостью и невнимательностью у ребенка – это психостимуляторы, которые нужно принимать только под контролем врача:


  1. Глицин. Это средство повышает работоспособность, улучшает умственную деятельность, оказывает благотворное воздействие на ЦНС. В сутки принимается 1 таблетка под язык.
  2. Пирацетам. Улучшает умственную деятельность. В сутки принимается по 30-50 мг.
  3. Биотредин. Оказывает положительное воздействие на когнитивные функции. Повышает внимательность и улучшает память. Доза препарата составляет по 2 мкг на 1 килограмм массы тела, принимается в течение 3-10 дней.
  4. Фенибут. Улучшает кровообращение в головном мозге, улучшает умственную деятельность, свойства памяти. В день дозировка составляет до 250 мг.

Все препараты имеют противопоказания и побочные явления, поэтому перед применением обязательно изучите инструкцию по применению.

Во время физиотерапевтического лечения проводятся следующие процедуры:

Как развить внимательность — будет полезно и детям и взрослым:

Что делать родителям невнимательного ребенка?

Важную роль при проблемах у своего ребенка с внимательностью и усидчивостью играют родители. Они должны выполнять следующие требования:

  • обязательно подстраиваться под режим своего ребенка и постоянно его соблюдать;
  • контролировать, чтобы в течения дня ребенок чувствовал себя спокойно, чтобы у него не было переутомления, также не желательно, чтобы он долго находился перед экраном телевизора или компьютера;
  • стараться заинтересовать ребенка какими-нибудь спортивными играми, можно записать его в бассейн, а также ходить с ним постоянно гулять на свежий воздух;
  • желательно отказаться от посещений мест с большим скоплением людей, не приглашать к себе большое количество гостей.


Внимание у ребенка необходимо тренировать с самого детства, чтобы в дальнейшем у него не возникло состояния неусидчивости, потерянности и рассеянности. Желательно его заинтересовывать различными развивающими играми. Еще в грудном возрасте нужно показывать разные игрушки и называть их, чтобы он уже мог сосредоточить внимание на них.

Если вдруг вы уже заметили у своего ребенка признаки расстройства внимания, то необходимо на начальном этапе начать самостоятельно развивать внимательность и целеустремленность.

Купите развивающие игры, конструктор, мозаику. Ребенок должен выработать усидчивость, и каждое занятие доложен выполнять до конца, а для облегчения этого процесса родители должны ему в этом помогать.

Функция памяти заключается в сборе, хранении и использовании информации. Зачастую люди в возрасте 30-50 лет выражают недовольство работой данной системы. Стоит обратить внимание, какие конкретно сбои даёт база данных человека. Теряют вещи и документы, забывают даты и время запланированных событий люди в основном из-за рассеянности. В то время гораздо тревожнее обстоит дело в ситуации, когда появляются так называемые пробелы в воспоминаниях событий ближайшей давности, которые принято называть провалами. Например, человек не может описать, что происходило с ним вчера.



Проявления проблем с памятью

Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.

Проблемы с памятью бывают разных характеров:

  • временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
  • постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.

Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:

  • сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
  • регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
  • сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
  • потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
  • неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
  • забывчивость в повседневных делах;
  • значительные трудности с усвоением новой информации.

К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:

  • невнимательность;
  • замедленность восприятия;
  • проблемы с концентрацией.

Причины проблем с памятью и вниманием

Как мы уже говорили, чаще всего жалобы на память возникают у взрослых и пожилых людей. Причины резкого ухудшения могут быть таковы:

  • стресс, и высокая загруженность на работе;
  • последствия физических травм;
  • сбои в работе вегетативной нервной системы;
  • гормональный дисбаланс;
  • сахарный диабет;
  • нарушение мозгового кровоснабжения;
  • опухолевые заболевания мозга;
  • последствия инсульта;
  • невротические и психопатические отклонения;
  • развитие заболевания Альцгеймера.

К причинам проблем с памятью у молодых людей, помимо перечисленных соматических патологий, можно отнести:

  • малоподвижный образ жизни;
  • использование ресурсов мозга с перегрузкой (к нему можно отнести попытку выучить материалы лекций полугодия за одну ночь, что характерно некоторым студентам).

Детские проблемы с запоминанием обычно обусловлены:

  • отсутствием психологического комфорта в семье и во время учёбы;
  • ослаблением иммунитета;
  • развитием синдрома дефицита внимания и гиперактивностью;
  • врождёнными патологиями головного мозга.

Что влияет на ухудшение памяти?

Существует ряд факторов, которые могут провоцировать снижение памяти:

  • злоупотребление алкоголем;
  • курение;
  • употребление некоторых психотропных средств, антигистаминных, обезболивающих и других специфических препаратов;
  • дефицит тиамина (витамина В1);
  • отсутствие полноценного сна и отдыха;
  • рассредоточенность при выполнении дел и отвлечённость.

Профилактика снижения памяти

В случае, когда серьёзных патологий у человека не обнаружено, а память всё же оставляет желать лучшего, резонно будет воспользоваться рядом профилактических средств:

  • восполнение уровня витаминов группы В (преимущественно В1 и В12);
  • отлаживание графика сна, который должен составлять не менее 7 часов и приходиться на тёмное время суток;
  • естественное насыщение крови кислородом во время прогулок на свежем воздухе и физических упражнений;
  • развитие новых навыков и получение дополнительных знаний.

Также существует ряд техник для тренировки памяти. К ним относятся:

Медицинское лечение проблем с памятью

Если вы чувствуете, что ваша забывчивость всё-таки переходит рамки невинной рассеянности, а также подозреваете по каким-то причинам развитие патологических нарушений, таких как болезнь Альцгеймера или Паркинсона, будет весьма разумно обратиться за консультацией к лечащему врачу. При необходимости он направит вас на обследование к более узким специалистам:

  • невропатологу, неврологу;
  • психиатру, психотерапевту;
  • гериатру (в случае если речь идёт о пациенте пожилого и престарелого возраста).

Людям в преклонном возрасте будет полезно проходить регулярные осмотры вне зависимости от наличия симптомов, для профилактики тяжёлых заболеваний. В современном мире разработаны передовые системы диагностики и лечения ослабления функций памяти. Помните, что хорошая работа мозга – это залог продуктивности человека на протяжении всей жизни. Когнитивные тренажеры Викиум помогут поддерживать работу мозга на высоком уровне.

Читайте также: