К числу оснований для установления особенностей правового регулирования труда не отнесены

Обновлено: 24.04.2024

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных

Комментарии к статье:

§ 1. Наименование ст. 252 и ее содержание существенно изменены. В новой редакции этой статьи предусмотрены не случаи установления особенностей регулирования труда, как было прежде, а основания и порядок установления этих особенностей. Столь серьезное изменение ст. 252 не только оправданно, но и необходимо для определения правовых оснований установления особенностей и полномочий органов, наделяемых правами решать этот вопрос.

§ 2. В соответствии со ст. 252 в действующей редакции особенности регулирования труда определяются и устанавливаются в связи:
1) с характером и условиями труда;
2) психофизиологическими особенностями организма;
3) природно-климатическими условиями;
4) наличием семейных обязанностей;
5) другими основаниями.
Приведенный в ст. 252 перечень возможных оснований для установления особенностей позволяет считать, что законодатель при их определении исходит из объективных обстоятельств, существенно влияющих на трудовые отношения и требующих учета при их регулировании. Следовательно, и другие основания, упомянутые в этой статье, должны обладать теми же свойствами.

§ 3. Перечень актов, которыми могут быть установлены особенности регулирования труда, широк. В него входят:
1) трудовое законодательство;
2) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;
3) коллективные договоры, соглашения;
4) локальные нормативные акты.
В соответствии со ст. 5 ТК трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются:
- указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
- нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, предусмотренном Кодексом (см. ст. 8, 371, 372). Коллективные договоры и соглашения - акты социального партнерства принимаются сторонами на основе договоренности (см. ст. 40, 45 ТК).

§ 4. Особые нормы, отличающиеся от общих, распространяющихся на всех или большинство работников, меняют содержание правового статуса работников, устанавливают иные права, обязанности, гарантии, компенсации. В ряде случаев особенности выражаются в снижении уровня гарантий, установленных общими нормами. Такого рода особенности вправе устанавливать только Российская Федерация (см. ст. 6 ТК). Снижение уровня прав и гарантий актами субъектов РФ, органов местного самоуправления, локальными актами, коллективными договорами и соглашениями недопустимо, иначе эти акты будут противоречить Кодексу, иным федеральным нормативным правовым актам. В подобной ситуации должны действовать акты вышестоящего уровня (см. ст. 5 ТК).
В ст. 252 четко сказано, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Следовательно, с помощью иных актов, упомянутых в ст. 252, права и гарантии работников могут не только расширяться, может повышаться размер гарантий и компенсаций. Анализ новаций ст. 252 позволяет сделать вывод о новом подходе законодателя к пониманию особенностей регулирования трудовых отношений, дифференциации в трудовом праве: к особенностям, по сути, отнесены любые различия, предусмотренные актами, содержащими нормы трудового права.

§ 5. Особые условия могут содержаться в трудовых договорах. Но они входят в индивидуальное регулирование и к дифференциации правового регулирования труда не относятся.

§ 6. Статьи 251, 252 предваряют главу об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников. Эти особенности установлены с учетом оснований (критериев), указанных в ст. 252.

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Комментарии к ст. 252 ТК РФ

Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е

Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д.

1. В комментируемой статье перечислены основания и определен порядок установления особенностей регулирования труда для отдельных категорий работников.

Приведенный в статье перечень оснований для установления особенностей правового регулирования труда не является исчерпывающим. К их числу отнесены: характер и условия труда, психофизиологические особенности организма, природно-климатические условия, наличие семейных обязанностей и другие основания.

Так, например, с учетом характера выполняемой работы установлены особенности правового регулирования труда руководителей организаций и членов коллегиального исполнительного органа организаций (ст. ст. 273 - 281 ТК), работников транспорта (ст. ст. 328 - 330 ТК), педагогических работников (ст. ст. 331 - 336 ТК), работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей (ст. ст. 337 - 341 ТК), работников религиозных организаций (ст. ст. 342 - 348 ТК), спортсменов и тренеров (ст. ст. 348.1 - 348.12 ТК), работников государственных корпораций, государственных компаний (ст. 349.1 ТК) и др.

Основанием для установления определенных ограничений для применения труда женщин и лиц моложе 18 лет и введения дополнительных мер их социальной защиты послужила необходимость учета психофизиологических особенностей таких лиц. Установление особенностей регулирования труда женщин, лиц моложе 18 лет и лиц с семейными обязанностями соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, принятый ООН 16.12.1966 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обращает внимание на необходимость принятия участвующими государствами мер по особой охране матерей в течение разумного периода отпуска по беременности и родам, а также по особой охране несовершеннолетних. В период до и после родов работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению.

Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны устанавливать возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом. Охрана и помощь признаются необходимыми и для семьи, в особенности пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (ст. 10 Пакта).

Указанные положения Пакта получили дальнейшее развитие и конкретизацию в ратифицированных Российской Федерацией актах: Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями (1981 г.), а также в нормах национального законодательства.

В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы стороны Соглашения приняли на себя обязательство провести консультации по подготовке предложений о возможной ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ N 183 "Об охране материнства" (2000 г.), а также рассмотреть в Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, связанные с ее ратификацией (п. 7.10).

2. Комментируемая статья определила порядок установления особенностей правового регулирования труда для отдельных категорий работников. Такие особенности устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. В данной норме конкретизировано закрепленное в ч. 6 ст. 11 ТК общее положение о том, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций; лиц, работающих по совместительству; женщин; лиц с семейными обязанностями, молодежи и др.) устанавливаются в соответствии с ТК. При этом в ст. 252 подчеркивается, что особенности регулирования труда, влекущие снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Данное положение согласуется как с общепризнанными принципами и нормами международного права, так и с нормами национального законодательства. В частности, в ст. 4 вышеназванного Пакта предусмотрено, что государство может устанавливать только такие ограничения закрепленных в нем прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в обществе.

В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и др. (ч. 3 ст. 55).

В связи с этим особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников, ограничивающие применение общих норм трудового права, устанавливаются только ТК и другими федеральными законами. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (см. коммент. к ч. 2 ст. 9).

Кроме того, закрепление в Кодексе и других федеральных законах различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не следует считать дискриминацией в сфере труда. Так, например, проявляя особую заботу о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, российское законодательство устанавливает некоторые ограничения применения труда женщин и лиц, не достигших возраста 18 лет, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. ст. 253, 265 ТК).

Установление таких особенностей правового регулирования трудовых отношений женщин и лиц моложе 18 лет обеспечивает охрану их труда, способствует созданию благоприятных условий труда, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, а подросткам - с обучением, спортивными и другими занятиями, и равных возможностей в сфере занятости.

3. Об особенностях правового регулирования труда говорится не только в главах разд. XII, но и в других главах Кодекса. Например, особенностям труда лиц, совмещающих работу с обучением, посвящена гл. 26 разд. VII "Гарантии и компенсации", об ученическом договоре сказано в гл. 32 разд. IX "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников". Кроме положений ТК, особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников устанавливаются также федеральными законами, к числу которых можно отнести Закон о государственной гражданской службе, Закон о муниципальной службе, Закон о прокуратуре и др.

Задайте вопрос юристу:

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Комментарий к Ст. 252 ТК РФ

1. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников по основаниям, названным в ч. 1 настоящей статьи, могут устанавливаться различными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2. Ограничения по установлению особенностей, влекущих за собой снижение уровня гарантий и ограничение прав работников, повышение их дисциплинарной ответственности, могут устанавливаться исключительно ТК либо в случаях и порядке, которые им предусмотрены.

Второй комментарий к Статье 252 Трудового кодекса

1. Наименование ст. 252 и ее содержание существенно изменены. В новой редакции этой статьи предусмотрены не случаи установления особенностей регулирования труда, как было прежде, а основания и порядок установления этих особенностей. Столь серьезное изменение ст. 252 не только оправданно, но и необходимо для определения правовых оснований установления особенностей и полномочий органов, наделяемых правами решать этот вопрос.

2. В соответствии со ст. 252 в действующей редакции особенности регулирования труда определяются и устанавливаются в связи:

1) с характером и условиями труда;

2) психофизиологическими особенностями организма;

3) природно-климатическими условиями;

4) наличием семейных обязанностей;

5) другими основаниями.

Приведенный в ст. 252 перечень возможных оснований для установления особенностей позволяет считать, что законодатель при их определении исходит из объективных обстоятельств, существенно влияющих на трудовые отношения и требующих учета при их регулировании. Следовательно, и другие основания, упомянутые в этой статье, должны обладать теми же свойствами.

3. Перечень актов, которыми могут быть установлены особенности регулирования труда, широк. В него входят:

1) трудовое законодательство;

2) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права;

3) коллективные договоры, соглашения;

4) локальные нормативные акты.

В соответствии со ст. 5 ТК России трудовое законодательство состоит из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, являются: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются работодателем в порядке, предусмотренном Кодексом (см. ст. 8, 371, 372).

Коллективные договоры и соглашения — акты социального партнерства принимаются сторонами на основе договоренности (см. ст. 40, 45 ТК РФ).

4. Особые нормы, отличающиеся от общих, распространяющихся на всех или большинство работников, меняют содержание правового статуса работников, устанавливают иные права, обязанности, гарантии, компенсации. В ряде случаев особенности выражаются в снижении уровня гарантий, установленных общими нормами. Такого рода особенности вправе устанавливать только Российская Федерация (см. ст. 6 ТК РФ). Снижение уровня прав и гарантий актами субъектов РФ, органов местного самоуправления, локальными актами, коллективными договорами и соглашениями недопустимо, иначе эти акты будут противоречить Кодексу, иным федеральным нормативным правовым актам. В подобной ситуации должны действовать акты вышестоящего уровня (см. ст. 5 ТК РФ).

В ст. 252 четко сказано, что особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Следовательно, с помощью иных актов, упомянутых в ст. 252, права и гарантии работников могут не только расширяться, может повышаться размер гарантий и компенсаций.

Анализ новаций ст. 252 позволяет сделать вывод о новом подходе законодателя к пониманию особенностей регулирования трудовых отношений, дифференциации в трудовом праве: к особенностям, по сути, отнесены любые различия, предусмотренные актами, содержащими нормы трудового права.

5. Особые условия могут содержаться в трудовых договорах. Но они входят в индивидуальное регулирование и к дифференциации правового регулирования труда не относятся.

6. Статьи 251, 252 предваряют главу об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников. Эти особенности установлены с учетом оснований (критериев), указанных в ст. 252.

Законодательство Российской Федерации закрепляет ряд ограничений использования женского труда, а также несовершеннолетних.

Основания установления особенностей регулирования труда

Основания и порядок установления особенностей регулирования труда для определенных категорий трудящихся закреплены в ст. 252 российского Трудового кодекса (ТК). Приведенный список оснований не является исчерпывающим. К ним относятся:

  • психофизиологические характеристики;
  • условия и характер труда;
  • природные условия и климат;
  • семейные обязательства и т.д.

Учитывая характер, который носит выполняемая работа, устанавливается специфика правового урегулирования труда руководства организаций, работников транспортной сферы, педработников, работников религиозных структур, спортсменов, тренерского состава и других категорий.

Психофизиологические особенности женского населения и особ, которые не достигли 18 летнего возраста, а также введение вспомогательных мер их соцзащиты, стало причиной введения ограничений относительно использования их труда. Установка особенностей урегулирования труда данных категорий, а также особ, имеющих семейные обязательства, целиком отвечает нормам, которые устанавливает международное право.

Детей и подростков следует защищать от социальной эксплуатации.

Использование их труда в жизненно опасных сферах или тех, которые пагубно повлияют на их нравственность и физическое здоровье, а также могут стать препятствием на пути к нормальному развитию несовершеннолетних, следует подвергать наказанию согласно нормам закона.

Кроме того, стоит отметить, что сегодня признается необходимость охраны и поддержки семей, особенно тех, которые должны заботиться о несовершеннолетних детях.

Порядок установления особенностей регулирования труда

В комментируемой статье определяется и порядок, согласно которому происходит установка особенностей правового урегулирования трудовых отношений для некоторых категорий трудящихся. Основания и порядок установления особенностей регулирования труда закрепляется положениями трудового законодательства и другими документами нормативно-правового характера, которые включают нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями, а также документами локального характера.

Ст. 252 подчеркивает, что специфика урегулирования труда, которая влечет понижение количества гарантий, а также ограничение прав трудящегося при росте материальной и дисциплинарной ответственности, может предопределяться ТК РФ или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены. Это положение не входит в противоречие как с международными правовыми нормами, так и с нормами российского законодательства.

Конституция России определяет, что права и свободы особы могут ограничиваться законами федерального значения только в такой степени, которая требуется, чтобы защитить конституционный строй, здоровье, нравственность, права и интересы третьих особ и т.д.

Учитывая это, особенности правового урегулирования отношений в трудовой сфере определенных категорий трудящихся, которые ограничивают использование норм трудового права общего характера, устанавливаются ТК РФ и прочими федеральными законами. Коллективные трудовые договора не могут предусматривать условий, которые накладывают ограничения на права или снижают уровень гарантий, которые предоставляются работникам согласно положениям трудового законодательства и прочих нормативно-правовых документов, которые содержат нормы трудового права.

Если такие положения встречаются в подобных документах, то они не могут применяться.

Установка такого регулирования отношений в трудовой сфере для женской половины населения и особ, которые младше 18 лет, гарантирует охрану труда для них и помогает создать благоприятные условия.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.

Комментарий к Статье 252 ТК РФ

Статья 252 установила приоритет ТК в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (ст. 5 ТК).

В раздел XII не вошли особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинских работников, творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании или исполнении произведений, профессиональных спортсменов членов кооперативов, работников ведомственной охраны, граждан, подвергшихся радиационному воздействию и др.

Особенности правового регулирования труда этих категорий работников определяются отдельными федеральными законами. А именно: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране", Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и др.

Другой комментарий к Ст. 252 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 252 конкретизирует норму ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указанием на то, что все особенности правового регулирования труда, вызванные самыми различными причинами, устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом данная статья специально подчеркивает, что те особенности регулирования труда, которые влекут какое-либо ухудшение правового положения работников, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных. Тем самым данная статья еще раз подтверждает приоритет ТК РФ в регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Несмотря на то что разд. XII ТК РФ достаточно объемен и содержит 16 отдельных глав, ими все же не исчерпываются все особенности регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. За пределами содержания этих глав данного раздела остаются особенности нормативного правового регулирования труда: лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих альтернативную гражданскую службу (см. ст. 349 ТК РФ и комментарий к ней); медицинских работников (см. ст. 350 ТК РФ и комментарий к ней); творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, профессиональных спортсменов (см. ст. 351 ТК РФ и комментарий к ней); членов кооперативов (ФЗ от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"; от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах"); работников ведомственной охраны (ФЗ от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране"); граждан, подвергшихся радиационному воздействию (см. Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"); и др.

Читайте также: