К чему прикладывает свои трудовые усилия педагог

Обновлено: 17.05.2024

Авторитет –

общепризнанное значение, влияние

Престиж –

Приоритет –

Уникальный –

Феномен –

редкое, необычное, исключительное явление

Тезаурус –

упорядоченное множество базовых понятий учебной дисциплины

Функция –

обязанность, круг деятельности; назначение, роль

Категория –

общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т.д.)

Привилегия –

особые права, преимущества

Благородна и ответственна миссия учителя,
преподавателя, воспитателя. Никакая другая
профессия не имеет такого важного
общественного предназначения и ни к одной из них
не предъявляется таких высоких требований.
Материалы Всесоюзного съезда работников
народного образования, 1988 г.

Вступление

Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки:

Когда сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется ваша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.

Бессмертными идеями очерчен,
Пусть будет труд ваш честен до конца,
И вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.

И пронесут они, как эстафету,
Как память об учителе своем,
Стремленье – краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живем.

И вы, молодые девушки и юноши, придя в педагогическое учебное заведение, сделали свой важный выбор – вы приняли решение овладеть профессией ПЕДАГОГА. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.

Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя?

Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.

Для того чтобы стать педагогом, учителем, вам предстоит научиться делу воспитания и обучения подрастающего поколения, овладеть профессией.

(Познакомить студентов с составом профессорско-преподавательского коллектива университета.)

Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету. Поэтому следует всегда помнить, что важно четко знать определение понятий, не нарушать принципа научности, который предполагает соблюдение принципа точности (нельзя упрощать, выхолащивая смысл).

Поэтому на занятии и дома вы должны быть внимательными к научной терминологии, записывать точные определения понятий. Целесообразно в конце тетради завести словарик, куда вносить тезаурус по предмету в алфавитном порядке.

Далее охарактеризовать типы учебных занятий.

Требования к работе на занятии
  1. Аккуратно, грамотно вести записи, выделять подчеркиванием, другим цветом пасты тему, определения понятий, важные и интересные мысли, положения, выводы.
  2. Соблюдать поля.
  3. Все работы конспектировать в этой же тетради; тетрадь использовать для предметов педагогического цикла на протяжении ряда лет.
  4. Завести тетрадь для творческих работ.
  5. В полусеместрах будет проводиться аттестация по дисциплине; результаты аттестации будут влиять на допуск к сессии.
  6. Итог изучения курса – семестровый зачет.
Условия автоматического зачета

Древняя, массовая и уникальная профессия

Учитель – преподаватель, наставник (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).

Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества.

Педагог (греч. paidagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.

Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.

Что меняется в разные исторические периоды

Что постоянно (основные функции деятельности учителя)

с какой целью? (цель)

обучать и воспитывать подрастающее поколение

каким образом? (средства)

В.: Чем они вызваны и какого выпускника требует современное общество?

– Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в педагогической деятельности.

И главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению, научить самообразованию.

Новый заказ общества школе требует изменений в профессиональной подготовке учителей.

В.: Какой учитель нужен современной школе?

– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.

Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. В настоящее время только в школе работает 3 млн педагогов, в ближайшие 10 лет их число должно возрасти в 1,5 раза.

В.: О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии?

– Данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.

В.: А что можно сказать о престижности нашей профессии?

– Трудная, сложная, требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.

– Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).

– Это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.

В.: Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?

  • это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
  • стремление жить активно, в вечном движении;
  • тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
  • это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
  • и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.

– Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего.

Практикум

Чтение статьи, затем краткая формулировка и запись основных тезисов в тетрадь. При недостатке времени – самостоятельное чтение и выделение основных тезисов, а затем конспектирование статьи (домашнее задание).

В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.

Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.

Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.

5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.

6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.

Комментарии к статье

Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности

Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.

Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1

Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.

Домашнее задание

Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни.

Таким образом, в ядре призвания – высокая сформированность способностей для избранной профессии.

Доброго преподавателя любят и не слушаются, а слишком строгого — НЕ любят и боятся. Разбираемся, что же такое авторитет учителя и как найти золотую середину в отношениях с учениками, родителями и коллегами.

Как учителю завоевать авторитет в классе

Что такое авторитет учителя и зачем он нужен

С чем не стоит путать авторитет учителя

С одной стороны, приятно, конечно, было осознавать, что у нас в кармане такой замечательный козырь как молодость. А с другой — в голове четко отложилось понимание того, что установить контакт с детьми — это сделать так, чтобы они тебя полюбили. Но, как очень скоро показал опыт, одной любви слишком мало для построения полноценного учебного процесса.

Излишняя доброта, не подкрепленная строгостью и четкостью, чаще всего приводит к попустительскому отношению со стороны большинства учеников — недоделанные задания, забытые тетради, невыполненные обещания.

Что авторитет учителя значит для меня

Уже много лет находясь в сфере образования, анализируя свою работу и опыт коллег, я пришла к выводу, что авторитет учителя — это особое состояние. В первую очередь, то, как сам педагог себя воспринимает и позволяет относиться к себе другим — не только детям, но и взрослым, коллегам и родителям. Здесь важны:

  • самооценка;
  • всестороннее саморазвитие;
  • постоянная работа над собой;
  • четкое осознание своей позиции;
  • понимание, что изменения неизбежны.

Для детей авторитет учителя — это понимание того, как можно и нужно относиться к учителю. Каждый ребенок сначала интуитивно оценивает учителя: стоит ли этому человеку доверять, слушать и выполнять его требования. Ответы на эти вопросы, как правило, появляются очень быстро, и изменить отношение детей в дальнейшем практически невозможно.

Авторитет учителя — это основа для построения правильных деловых и не только отношений между всеми участниками учебного процесса, к которым относятся и дети, и педагоги, и родители. Последние играют очень важную роль. В наше время, когда родители спокойно обсуждают учителей в присутствии детей, а то и вместе с ними, их мнение оказывает большое влияние на учеников, их отношение к уроку и учителю. Поэтому педагогу, по сути, приходится каждый день заново подтверждать и отстаивать свой авторитет, доказывать детям, что дальнейшее сотрудничество выгодно. Как в бизнесе, а что делать?

С чего начать работу в новом классе

Без четких требований — никуда

Дети любого возраста любят, когда все четко, понятно, последовательно. Чем младше, тем для них это важнее.

В случае со старшеклассниками большую роль играет самодисциплина и самоорганизация. Но и для более взрослых учеников необходимы точные ориентиры.

Поэтому на первой встрече со школьниками, конечно, если это не праздник, вам нужно обозначить свои требования. Опять же — четко и понятно. Дети должны уйти с полным пониманием того, что можно и нельзя, и к каким последствиям это приведет.

Еще важнее самих правил — неукоснительное их исполнение учителем и равное отношение ко всем обучающимся.

Пообещали двойку за забытую тетрадь — ставьте хоть слабенькому, хоть отличнику, хоть своему родненькому, чье выполненное задание вчера вечером видели своими глазами.

Дополнительное задание за разговоры на уроке — значит, оно всегда должно быть под рукой на такой случай. И оценочку не забудьте.

Если большая часть хорошо напишет проверочную — два урока без домашнего. Поверьте, они будут стараться, только должны быть уверены в том, что вы их не обманете.

Не будьте равнодушны к ученикам

Но, кроме требований, не забывайте о том, что все мы люди и очень хотим внимания. Кстати, плохое поведение на уроках часто вызвано как раз недостатком этого самого внимания. А это еще один повод для размышлений.

Обязательно интересуйтесь увлечениями и достижениями детей:

  • радуйтесь их успехам;
  • отмечайте, в чем вы совпали — возможно, вы любите одни и те же компьютерные квесты или играете на одинаковых музыкальных инструментах;
  • поздравляйте с праздниками.

А для дней рождения вообще здорово придумать какой-нибудь несложный ритуал — спеть имениннику песенку или написать всем вместе пожелания и подарить их в конвертике.

Если дети поздравляют вас или делятся чем-то сокровенным, будьте искренни и внимательно выслушайте. И вообще, почаще улыбайтесь и демонстрируйте свое хорошее настроение. Вы теперь одна команда, и нужно приложить все усилия, чтобы вам было комфортно вместе.

Что можно и нельзя делать учителю, чтобы сохранить авторитет

Для того, чтобы сначала утвердить, а потом и сохранить свой авторитет, стоит учесть эти простые правила:

1. Никогда не сравнивайте детей друг с другом

Сравнивайте ученика с ним же, но вчерашним. В идеале отмечайте достижения или предлагайте варианты, как улучшить ситуацию:

2. Если приходится сказать что-то неприятное, делайте это наедине

Если хвалите — при всех:

Бывает, хвалишь ребенка, подчеркиваешь какие-то его качества, и он так удивляется. Потом приходит уточнить, не ошиблась ли я. А дальше уже наблюдаю, как он сам в себе эти качества находит и укрепляет.

3. Хвалите не человека, а его старания и результаты

Бывает, что и человеку хочется рассказать, какой он замечательный — это тоже наедине. Малышам можно при родителях. Если сделать это корректно, то всем пойдет на пользу:

Это хорошо работает с детьми из неблагополучных семей. Когда ребенок понимает, что учителю неважно, что о нем говорят и где он гулял вчера вечером, что оба готовы сосредоточиться на достижении результата здесь и сейчас, можно увидеть совершенно другого человека. И этот другой погружается в свое новое состояние и делает все возможное, чтобы вас не подвести. Нет гарантий, что все будет именно так, но попробовать стоит.

4. Вы — источник оптимизма и уверенности для ученика

Если ученик сомневается, но видит, что учитель верит в него, он способен превзойти сам себя:

Были у меня девчонки-подружки, которые устное домашнее всегда отвечали на перемене, когда никто из группы не обращает на них внимания. Я сказала, что такие красивые выступления нельзя прятать от зрителей. Думали девчонки, думали, и все-таки начали отвечать перед классом. А потом рассказали, что еще и в театральный кружок записались.

Читайте также: