Из какого исторического труда флобер берет факты положенные в основу саламбо

Обновлено: 17.05.2024

В ряду крупнейших писателей-реалистов 19 века во Франции справедливо называют имя Гюстава Флобера.

Три больших реалистических романа были созданы им за 20 лет:”Госпожа бовари”, “Саламбо”, “Воспитание чувств”.

Флобер был поистине “блудным сыном буржуазии”. Противоречивую суть его творчества можно было бы выразить в краткой формуле: он был вечным бунтарем против буржуазии и вечным пленником ее…

Этот роман, как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет — история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.

В силу,каких причин обратился он к сюжету из далекой древности, к восстанию наемных войск против карфагенской республики, разразившемуся в 3 веке до н.э.?

По-разному отвечали на этот вопрос французские критики. Побудительным толчком к созданию романа могло стать заметное во Франции увлечение археологическими разысканьями. Нет, вероятнее всего Флобера вдохновил, указывали другие, пример близких к нему литераторов. Подобные объяснения не затронули все же важнейшей причины, обусловившей рождение замысла “Саламбо”.

Существовали достаточно серьезные политические мотивы, вынудившие писателя уйти в прошлое. Еще и еще раз оказывалось справедливым излюбленное изречение Флобера: сюжеты не выбирают, их навязывает писателю жизнь…

Писатель избрал удаленный от современности сюжет, который мог бы гарантировать ему проявление творческой свободы и независимости. Но живая действительность по пятам преследовала Флобера. Задуманный как далекий от злобы дня “карфагенский роман” в ходе работы над ним стал приобретать для автора все более актуальное звучание.

С избранным сюжетом были связаны огромные трудности: ведь дело шло о том, чтобы воссоздать средствами искусства Карфаген таким, каким он был в действительности.

Был предпринят поистине гигантский труд по собиранию крупиц прямых и косвенных свидетельств о Карфагене. Понадобились и громадные усилия от Флобера-художника, чтобы использовать исторические показания.

Над романом “Саламбо” писатель работал с 1857 по 1862 г.г.

В ходе долгой и кропотливой работы над романом перед Флобером вставали двоякого рода трудности. Одна трудность была связана с изучением материальной культуры далекого прошлого. Неизмеримо сложней был вопрос о психологии столь удаленной от современности эпохи.

В “Саламбо” на первый план выдвинут вооруженный конфликт между наемниками и Карфагеном, резко подчеркнуто огромное значение опоры республики – наемной армии.

В критической литературе о “Саламбо” обычно говорят только о конфликте купцов Карфагена с наемными солдатами, Все произведение сводят к этому. В действительности же, писатель, сумел за указанным конфликтом разглядеть напластование иных противоречий. В романе намечен троякого рода конфликт.

Показ противоречий внутри самого Карфагена представляет собой наиболее интересную сюжетную линию в “Саламбо”.

Однако тема развертывающейся социальной драмы неприметно затухает к концу романа. Интерес перемещается на батальные перипетии борьбы между наемниками и Карфагеном. Сюжет раздваивается. Все более грандиозный разворот батальной темы совмещается с романтической историей любви варвара Мато и Саламбо.

Важную роль в развитии сюжета романа играет религия. Страшную силу над персонажами имеют религиозные традиции.

В сознании Флобера далекое прошлое и настоящее тесно переплеталось. В период работы над романом большую остроту во Франции и за ее пределами приобрел “религиозный вопрос”.

Для Флобера в его романе таился по-своему гуманистический смысл. Он полагал, что акт гуманности – воскресить пером людей, переставших “быть”, исчезнувших, постичь то, чем они жили, что волновало их – словом, открыть в мертвом живое. Вместе с тем, что было противоречиво, Флобер пытался усмотреть доказательство своей человечности именно в уходе от современности.

В какую же форму облек свое гуманное отношение к человечеству, Флобер?

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перед выходом “Саламбо” в свет Флобер отверг предложение издателя сопроводить роман иллюстрациями.

В романе затемняется писателем, как бы зашифровывается многое, что относится к области личных интересов и переживаний, Например, он стремится облечь образ Саламбо в неопределенную, скрадывающую конкретные детали, туманную форму. В ее портрете опущено все индивидуально неповторимое.

Уже в 20 веке некоторые буржуазные критики пробовали связать роман Флобера с империалистическими тенденциями эпохи. В наше время “Cаламбо” как роман, якобы предсказавший кровавые расовые столкновения, которые в перспективе ожидают современное человечество. Другие критики рассматривают “Саламбо” как книгу, полную романтического мистицизма, или как “роман поэта”, не роман исторический, а “чудо пластики” т.д. Эти и подобные им толкования далеки от истины.

… Одной из самых трагических фигур французской литературы прошлого встает перед нами Густав Флобер. Все его творчество свидетельствует о том, что он объявил войну буржуазии, внутренне так и не разорвав всех связей с нею. Пусть помнит читатель: как близок и как далек от нас этот человек и художник, духовная трагедия которого состояла в том, что он оказался на перепутье разных исторических дорог…

Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 6891
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Этот роман, как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет — история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви- вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.
В силу,каких причин обратился он к сюжету из далекой древности, к восстанию наемных войск против карфагенской республики, разразившемуся в 3 веке до н.э.?
По-разному отвечали на этот вопрос французские критики. Побудительным толчком к созданию романа могло стать заметное во Франции увлечение археологическими разысканьями. Нет, вероятнее всего Флобера вдохновил, указывали другие, пример близких к нему литераторов. Подобные объяснения не затронули все же важнейшей причины, обусловившей рождение замысла
“Саламбо”.
Существовали достаточно серьезные политические мотивы, вынудившие писателя уйти в прошлое. Еще и еще раз оказывалось справедливым излюбленное изречение Флобера: сюжеты не выбирают, их навязывает писателю жизнь…
Писатель избрал удаленный от современности сюжет, который мог бы гарантировать ему проявление творческой свободы и независимости. Но живая действительность по пятам преследовала Флобера. Задуманный как далекий от злобы дня “карфагенский роман” в ходе работы над ним стал приобретать для автора все более актуальное звучание.
С избранным сюжетом были связаны огромные трудности: ведь дело шло о том, чтобы воссоздать средствами искусства Карфаген таким, каким он был в действительности.
Был предпринят поистине гигантский труд по собиранию крупиц прямых и косвенных свидетельств о Карфагене. Понадобились и громадные усилия от
Флобера-художника, чтобы использовать исторические показания.
Над романом “Саламбо” писатель работал с 1857 по 1862 г.г.
В ходе долгой и кропотливой работы над романом перед Флобером вставали двоякого рода трудности. Одна трудность была связана с изучением материальной культуры далекого прошлого. Неизмеримо сложней был вопрос о психологии столь удаленной от современности эпохи.
В “Саламбо” на первый план выдвинут вооруженный конфликт между наемниками и Карфагеном, резко подчеркнуто огромное значение опоры республики – наемной армии.
В критической литературе о “Саламбо” обычно говорят только о конфликте купцов Карфагена с наемными солдатами, Все произведение сводят к этому. В действительности же, писатель, сумел за указанным конфликтом разглядеть напластование иных противоречий. В романе намечен троякого рода конфликт.
Показ противоречий внутри самого Карфагена представляет собой наиболее интересную сюжетную линию в “Саламбо”.
Однако тема развертывающейся социальной драмы неприметно затухает к концу романа. Интерес перемещается на батальные перипетии борьбы между наемниками и Карфагеном. Сюжет раздваивается. Все более грандиозный разворот батальной темы совмещается с романтической историей любви варвара Мато и
Саламбо.
Важную роль в развитии сюжета романа играет религия. Страшную силу над персонажами имеют религиозные традиции.
В сознании Флобера далекое прошлое и настоящее тесно переплеталось. В период работы над романом большую остроту во Франции и за ее пределами приобрел “религиозный вопрос”.
Для Флобера в его романе таился по-своему гуманистический смысл. Он полагал, что акт гуманности – воскресить пером людей, переставших “быть”, исчезнувших, постичь то, чем они жили, что волновало их – словом, открыть в мертвом живое. Вместе с тем, что было противоречиво, Флобер пытался усмотреть доказательство своей человечности именно в уходе от современности.
В какую же форму облек свое гуманное отношение к человечеству, Флобер?
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перед выходом “Саламбо” в свет Флобер отверг предложение издателя сопроводить роман иллюстрациями.
В романе затемняется писателем, как бы зашифровывается многое, что относится к области личных интересов и переживаний, Например, он стремится облечь образ Саламбо в неопределенную, скрадывающую конкретные детали, туманную форму. В ее портрете опущено все индивидуально неповторимое.
Уже в 20 веке некоторые буржуазные критики пробовали связать роман Флобера с империалистическими тенденциями эпохи. В наше время “Cаламбо” как роман, якобы предсказавший кровавые расовые столкновения, которые в перспективе ожидают современное человечество. Другие критики рассматривают “Саламбо” как книгу, полную романтического мистицизма, или как “роман поэта”, не роман исторический, а “чудо пластики” т.д. Эти и подобные им толкования далеки от истины.
… Одной из самых трагических фигур французской литературы прошлого встает перед нами Густав Флобер. Все его творчество свидетельствует о том, что он объявил войну буржуазии, внутренне так и не разорвав всех связей с нею.
Пусть помнит читатель: как близок и как далек от нас этот человек и художник, духовная трагедия которого состояла в том, что он оказался на перепутье разных исторических дорог…

Действие романа разворачивается в III веке до нашей эры в Карфагене. Разорительная Пуническая война привела к тому, что Совет Карфагена не смог заплатить воинам-наёмникам. Полководец Гамилькар Барка устроил в садах вокруг своего дворца роскошный пир для воинов, чтобы заставить их хотя бы на время забыть о том, что они не получили своё жалование. Однако Совет Карфагена просчитался. Под воздействием алкоголя воины стали ещё более агрессивными и продолжали требовать расплаты. Заметив в саду озеро, в котором плавали священные для рода Барки рыбки, варвары учинили над ними жестокую расправу.

Прекрасная Саламбо
Неожиданно перед опьяневшими воинами появилась дочь Гамилькара – Саламбо. Девушка звала своих рыбок и упрекала пировавших в святотатстве, которое они себе позволили. К удивлению воинов, Саламбо говорила на многих языках и наречиях. Кроме этого, она была невероятно прекрасна.

Нар Гавас, нумидийский вождь, и ливиец Мато смотрели на девушку с особенным восхищением. С этого часа между ними началось соперничество за внимание красавицы Саламбо.

Варварам было предложено покинуть Карфаген и ждать жалования в нескольких днях ходьбы от города. Воинам пришлось покориться. Нар Гавас, не будучи наёмником, прибыл в варварский лагерь и поселился среди воинов. Мато страдает из-за безответной любви к Саламбо. По совету волхвов он перепробовал множество средств, чтобы забыть дочь Гамилькара, но ему ничего не помогло.

Не дождавшись обещанного жалования, наёмники напали на Карфаген. Мато удалось пробраться в город. Он проник в храм богини Танит, покровительницы Карфагена, и похитил её покрывало, завернувшись в которое проник во дворец Гамилькара, в спальню Саламбо. Мато признаётся в любви своей избраннице, но испуганная Саламбо зовёт на помощь стражу. Однако ливиец знает, что пока на нём покрывало богини, никто не посмеет его тронуть.

Несмотря на отчаянное сопротивление наёмников, Карфаген одержал победу. Мато попал в плен. День его казни был назначен на день свадьбы Саламбо. Связанного ливийца прогнали через весь город. Каждый житель Карфагена имел право нанести ему удар. Запрещено было только ранить его в грудь или в глаза. Ливиец до последней секунды должен был оставаться в сознании и видеть свои муки. Наконец, Мато оказался перед террасой дворца, где в подвенечном платье сидела Саламбо. Ливиец, чьё тело успело превратиться в кровавое месиво, последний раз взглянул на возлюбленную и умер.

Нар Гавас, чувствуя свой триумф, обнял Саламбо и выпил из золотой чаши. Девушка тоже взяла в руки чашу, но тут же потеряла сознание. Дочь Гамилькара была мертва. Автор сообщает, что таким образом Саламбо была наказана за то, что прикоснулась к покрывалу богини, до которого никто не должен был касаться.

Характеристика персонажей

Дочь Гамилькара

Саламбо выросла вдали от суровых реалий того мира, в котором жил её отец-полководец. Девушку окружали рабы и служанки. Много времени Саламбо проводила в молитвах к Танит.

Строгое воспитание оградило юную дочь Гамилькара от страстей любви. Она не понимала поступок Мато, ворвавшегося к ней в спальню. Однако Мато было суждено стать мужчиной, благодаря которому Саламбо смогла понять смысл того чувства, которое движет многими поступками людей. Разгадав тайну любви, девушка умирает. В этом событии нетрудно заметить одну из главных идей романа: любовь – единственное, ради чего стоит жить. Человек, не познавший её, просто не имеет права умирать. Человеку, вкусившему её, ничего более и не нужно знать в этом мире.

Мато и Нар Гавас

Ливиец и нумидиец страстно влюблены в одну женщину. Но, оказавшись в одной и той же ситуации, Мато и Нар Гавас ведут себя по-разному.

Мато хочет завоевать сердце Саламбо. Для него она – богиня, подобная Танит. Даже оставшись наедине с возлюбленной, ливиец ждёт её согласия, не осмеливаясь самостоятельно предпринимать какие-либо действия. Возможно, Мато не смог бы завладеть Саламбо в её спальне.

Однако в своей палатке, где девушка была полностью беззащитна, он вполне мог бы сделать с ней всё, что захотел. Но Мато не нужно насилие. Он жаждет взаимности, пытаясь словами и осторожными поцелуями разжечь пламя любви в Саламбо.

Отзывы критиков

Гюстав Флобер - Саламбо

"Саламбо" Гюстава Флобера - одна из вершин французской прозы XIX века. Отстранясь после написания романа "Госпожа Бовари" отсовременной ему действительности с характерной для нее "гангреной нравов", писатель устремляется в загадочный древний Карфаген времен Пунических войн с его буйством красок, ароматов и чувств. Это история любви Саламбо, дочери карфагенского полководца Гамилькара Барки, история ненависти и неслыханной жестокости, порождений Молоха, бога войны и разрушения.

Лучшая рецензия на книгу

DmitriyVerkhov

Гюстав Флобер - Саламбо

9 октября 2021 г. 12:03

Мне ещё не доводилось читать произведений Гюстава Флобера – видного французского писателя XIX века, но я был наслышан о том, что Флобер очень много чего описывал в своих романах очень подробно и реалистично. Также мне было известно, что его исторический роман "Саламбо" вроде как обещает своему читателю полное погружение в античную историю, что, конечно, вызывало у меня определённый интерес. И вот, наконец, мне всё же удалось окунуться в те далекие события, очень даже реалистично описанные здесь Гюставом Флобером.

Сразу признаюсь, созданная Флобером на страницах своего романа атмосфера античности и нарисованный им образ исторической эпохи и в правду поражают. В этом плане Гюстав Флобер сильно постарался, создавая перед читателем как можно более подробную картину всех описываемых им событий…

Саламбо — Гюстав Флобер, роман

Перевод: Николай Минский

Год издания: 2011

В нормандском имении Круассе, где Флобер написал роман, в память о нём была в 1922 г. установлена привезённая из Туниса пуническая колонна, хотя сам особняк писателя к тому времени был снесён.

В попытке доказать широту своих художественных взглядов Флобер взялся за написание книги об одной из наименее изученных в то время цивилизаций древнего Средиземноморья — Карфагене. Выбор столь экзотической темы позволял ему дать волю своему воображению и в то же время с головой погрузиться в чтение трудов античников, к которым он был с юных лет неравнодушен. Как заметил в своей рецензии Сент-Бёв, археология после открытий Шампольона стала тогда входить в моду, а Теофиль Готье уже печатал роман из древнеегипетской жизни.

Работа над книгой
При отсутствии сколько-нибудь основательных научных исследований на карфагенскую тематику, особенно археологических, Флоберу для подпитки своего воображения приходилось довольствоваться трудами древних писателей, и в первую очередь Полибием. Образ героини по имени Саламбо эволюционировал из беглого упоминания Полибием безымянной дочери Гамилькара, которую тот в награду за верность намеревался выдать за нумидийского правителя Нараву.

Вы твердите, что Библия не является руководством при описании Карфагена (вопрос спорный); согласитесь, однако, что иудеи ближе к карфагенянам, чем китайцы! К тому же в каждой стране есть целый ряд вещей, существующих вечно, без изменений.

Тем не менее Флобер не был удовлетворён прочитанным, ибо оно не позволяло ему увидеть перед собой людей той далёкой цивилизации, вдохнуть в них жизнь. В декабре 1857 г. он пишет одной из своих знакомых:

Саламбо обернула змею вокруг бедер, подмышками и между колен; потом, взяв её за челюсти, приблизила маленькую треугольную пасть к краю своих зубов и, полузакрыв глаза, откинула голову под лучами луны. Белый свет обволакивал её серебристым туманом, следы её влажных ног сверкали на плитах пола, звезды дрожали в глубине воды; пифон прижимал к ней свои черные кольца в золотых пятнах. Саламбо задыхалась под чрезмерной тяжестью, ноги её подкашивались; ей казалось, что она умирает. А пифон мягко ударял её кончиком хвоста по бедрам.

Очень утомительны… эти нескончаемые описания, подробнейшее перечисление каждой приметы каждого персонажа, тщательное, детальное выписывание костюмов. От этого страдает восприятие целого. Впечатление дробится и сосредотачивается на мелочах. За одеяниями не видно человеческих лиц, пейзаж заслоняет чувства…

Читайте также: