Искусствовед профессия плюсы и минусы

Обновлено: 15.05.2024

Сформировать теорию искусств ученые пытались еще в эпоху античности. Эти попытки продолжали предпринимать и в течение следующих столетий. Однако в качестве такой дисциплины, как мы ее знаем, искусствоведение оформилось только в конце 19-го – начале 20 столетия. Профессия искусствоведа и вовсе трансформируется по сей день. Это вполне закономерный процесс. Ведь мир технологий сейчас переживает бурное развитие, в частности мы наблюдаем возникновение новых видов искусства, а также изменение стандартов и принципов его определения в целом. Поэтому вполне логично, что представители этой профессии сегодня востребованы.

Описание профессии

Чем занимается искусствовед? Его работа предполагает несколько векторов (можно остановиться на каком-то одном или сочетать их):

  • научный – проводит исследования и решает аналитические задачи;
  • образовательный – преподает в профильном учебном заведении;
  • культурный – работает в музее, галерее, выступает на презентациях и семинарах;
  • экспертный – консультирует по произведениям искусства и предметам антиквариата;
  • управленческий – занимает должность в органах власти, руководит музеем, галереей, образовательным учреждением;
  • коммерческий – популяризирует и продает предметы искусства.

Ученые часто дискутируют о том, кто такой искусствовед по сути: культуролог, философ или же историк. Независимо от результата этих споров главные задачи такого специалиста заключаются в понимании и оценивании произведений искусства, поиске в них аллегорий, скрытых знаков и символов.

Многие дипломированные выпускники идут заниматься наукой. Они становятся авторами статей и книг, преподавателями в вузах. Министерство культуры и другие органы государственной власти заказывают им каталогизацию объектов, имеющих художественную ценность. Работа представителей этой профессии связана с частыми командировками и участием в конференциях международного масштаба.

Те искусствоведы, которые отдают предпочтение практике, в основном заняты в организации выставок, а также в аукционах и арт-менеджменте.

Амбициозные и креативные специалисты с энтузиазмом осваивают музейную сферу, разрабатывая инновационные форматы.

Чем занимается искусствовед?

Почему ты выбрала Вышку и именно эту программу?

Выбор пал на историю искусств, потому что я хотела получить специальность, каким-либо образом связанную с моим тогдашним увлечением фотографией.

Чем занимается искусствовед?​

Какие варианты помимо искусствоведения и ВШЭ ты рассматривала?

Почти всю свою школьную жизнь я хотела поступать на лингвистику, активно учила язык, спрашивала у знакомых, учащихся на этой специальности, об особенностях образования, вузах, в которые стоит поступать. После экзаменов, кроме истории искусств в Вышке, подавала на специальности, связанные с языками в РГГУ, МГПУ и РАНХИГС, но серьезно я поступление в эти места не рассматривала, потому что была уверена, что хочу учиться только во ВШЭ.

Как проходила твоя подготовка к поступлению?

Я сдавала русский, историю и английский. Основой моей подготовки была самостоятельная работа с материалом, но я также ходила к репетиторам и на курсы. Это помогло мне в первую очередь понять структуру экзамена и привыкнуть к ней.

Пришлось ли столкнуться с какими-то трудностями?

С самой подготовкой трудностей особо не было – я любила учиться и делала это хорошо, но я ужасно уставала от постоянной учебы и поездок к репетиторам и на курсы. Психологически тоже было тяжело, конечно, – боишься, что не поступишь туда, куда хочешь, не знаешь, что ждет впереди. Но я бы сказала, что больше стресса испытываешь, уже учась на первом курсе.

Самая любимая моя (и не только моя) часть учебы – это семинары в музеях или в мастерских художников, а также выездные практики.

Мы регулярно посещаем ГМИИ им. Пушкина, Третьяковскую галерею, были на семинарах в мастерской Лазаря Гадаева, кураторской экскурсии в Музее Архитектуры, ходили в Дом Наркомфина. На практики мы ездили в Санкт-Петербург, проводили семинары в Эрмитаже, в Новгород и Псков ездили смотреть древнерусскую архитектуру, также были в Твери и Тверской области.

Чем занимается искусствовед?

Вот так выглядит практика искусствоведа

Удалось ли за время обучения постажироваться или поработать в своей области?

К сожалению, нет, так как я достаточно рано поняла, что после окончания университета я не хочу заниматься деятельностью, связанной с искусством, по крайней мере, на данный момент. Но очень многие мои однокурсницы волонтёрят или работают на выставках, кто-то делает свои, кто-то читает лекции.

Какие у тебя остались впечатления от обучения на искусствоведа? Какие ожидания оправдались, что наоборот не понравилось?

Мой путь на истории искусств был сложным и прошел много стадий от отрицания и желания уйти на другую специальность до принятия и получения удовольствия от процесса.

Впечатления остались скорее положительные – Вышка давала нам столько классных возможностей поучиться не только в стенах нашего университета, но и увидеть то, как работают искусствоведы в естественной среде.

Чем занимается искусствовед?

Однако не все так хорошо, как хотелось бы – некоторые курсы пересекались по хронологии или даже шли в совершенно сбивающей с толка последовательности, например, мы начали проходить Ренессанс раньше, чем готику, советское искусство раньше чем узнали про русское искусство конца XIX в.

Стала бы ты сейчас учиться на искусствоведа, уже имея представление об обучении и профессии в целом?

Скорее да. В течение учебы я получила очень много чрезвычайно полезных навыков – умение писать, делать хорошие презентации, правильно подавать материал. Учеба на искусствоведа очень сильно расширяет кругозор, причем не только в узкой области искусства – ты много узнаешь о религии, культуре, философии, литературе, кино, на самом деле много о чем. Еще она, конечно, прививает вкус и развивает критическое мышление.

Какие потенциальные возможности есть у искусствоведа после окончания университета?

Во-первых, это, конечно, работа в сфере искусства – в музеях и галереях в совершенно разных ролях.

Можно также быть гидом, водить частные экскурсии, читать лекции, писать об искусстве, можно стать ученым.

Но этим весь спектр возможного трудоустройства не ограничивается, как раз из-за тех навыков, которые дает искусствоведческое образование.

Чем занимается искусствовед?

Какие у тебя планы на будущее?

Что бы ты посоветовала тем, кто хочет поступать на искусствоведение?

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

  • Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.
  • Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.
  • Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.
  • Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного. Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.
  • Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.
  • Центры документации, архивы и библиотеки. Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Знания и личностные качества

Искусствовед – профессия, которая предполагает обучение в течение всей жизни. Базовые теоретические знания дает вуз. Но повышать свой уровень придется самостоятельно в процессе работы. Если вы хотите сделать карьеру, потрудитесь выучить хотя бы один (а лучше – несколько) иностранный язык.

Успешная работа невозможна без любви к искусству и стремления к его изучению. Кроме того, специалисту нужны хорошая память и широкий кругозор. Он должен обладать развитым чувством прекрасного, а также уметь делать анализ художественного произведения, безошибочно определяя мысль, которую выражает автор. Ему не обойтись без красноречия и грамотности. Они понадобятся для написания текстов лекций и научных публикаций.

Чтобы изучать произведения искусства, которые находятся за границей, искусствовед отправляется в командировки. Соответственно, он должен быть готовым к таким поездкам и знать иностранный язык, о чем мы уже говорили выше.

Что должен знать искусствовед

В число обязанностей искусствоведа следует включить:

  • проведение анализов художественных произведений для оценки подлинности или определения авторства;
  • участие в организации различных выставок или экспозиций;
  • работа со специальной учетной документацией;
  • написание и публикация различных исследований, подготовка и проведение лекций как для профильных студентов, так и для интересующихся искусством людей.

Хороший искусствовед должен в совершенстве знать:

  1. общую историю;
  2. историю искусств;
  3. стили, жанры и направления в искусстве;
  4. значимые имена различных деятелей искусства – от исследователей до художников;
  5. работу с источниками (источниковедение);
  6. методики определения тех или иных художественных произведений;
  7. язык оригинала произведения (для литературоведов).

Обучение и ЕГЭ

Если вы выбрали для себя профессию искусствоведа, где учиться – один из первых и самых важных вопросов. Конечно, потребуется высшее образование. О вузах – немного ниже. А сейчас – о дисциплинах, которые будут входить в программу обучения.

Изучать искусство в отрыве от истории нереально. Поэтому не удивляйтесь, что на этот курс отведено максимум времени. Будущие бакалавры и специалисты должны обладать знаниями мировой истории (с древних эпох до современности) и истории России. Само собой, будут и предметы, непосредственно связанные с искусствоведением и культуроведением. Студенту предстоит детально ознакомиться с историей художественной критики, методологией и историей искусства, техниками изобразительного искусства, а также восстановлением памятников живописи. Производственная практика предусматривает работу в хранилище и архиве, обучение анализу и систематизации массивов информации, обращению с каталогами и документами.

Теперь – ответ на вопрос, как стать искусствоведом. Для этого надо поступить на факультет или в институт искусствоведения. Вовсе не обязательно, что он будет называться именно так. Есть и смежные направления подготовки, которые тоже можно выбирать. Перечислим некоторые вузы, где точно могут дать подходящее высшее образование:

Российский университет дружбы народов


Российский университет дружбы народов (РУДН). Факультет гуманитарных и социальных наук.

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, обществознанию и истории. В некоторых высших учебных заведениях могут потребоваться результаты экзамена по литературе или иностранному языку.

Обучение

Чтобы стать искусствоведом, необходимо получить профильное высшее образование. Специальность представлена в таких вузах, как: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербургский государственный университет, Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

Обучение в geekbrains

Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest

Заработная плата

По информации сайтов с вакансиями, самая высокая зарплата у искусствоведов, которые работают в Ленинградской области. Они получают почти 48 тысяч рублей. На втором месте – специалисты Новосибирской области. Они зарабатывают в среднем 36 тысяч рублей. Замыкает тройку лидеров Московская область. В столице представителям этой профессии предлагают около 23 тысяч рублей.

Эти цифры относительны. Ведь на размер заработной платы искусствоведа влияет не только регион, но и конкретное место работы, стаж и уровень профессионализма.

Минусы профессии

  • Сравнительно невысокая заработная плата. В среднем искусствоведы зарабатывают до 30 тысяч рублей и то только те, кто работает в крупных музеях, выставочных залах, крупнейших издательствах.
  • Быстрый карьерный рост невозможен.
  • Обязательное наличие высшего образования, так как инструментом специалистов такого профиля являются знания, которые можно получить исключительно в вузе.
  • Недопустимость непроверенных сведений, приводящие к неисправимым ошибкам, например при оценке искусствоведом экспертом подлинности, начальной стоимости антиквариата, выставляемого затем на торги.
  • Присутствие таких качеств как отменная память, внимательность, скрупулёзность, так без них искусствовед, как специалист состояться не сможет.

Женщина-искусствовед

Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Перспективность профессии

На пике актуальности сегодня вопрос охраны архитектурных памятников. Россия испытывает острую нехватку историков архитектуры. Ведь без этих специалистов государство и городская власть не может построить грамотные взаимоотношения в сфере реставрации с представителями общественности, частными инвесторами и церковью. Кроме того, стремительно растет уровень востребованности всего, что касается антиквариата. Увеличивается количество людей, которые собирают различные произведения искусства. Отсюда и возникновение потребности в квалифицированных экспертах и арт-дилерах.

Сегодня искусствовед – модная международная профессия. Практически ни одна выставка, даже посвященная исключительно русскому искусству, не может обойтись без участия европейских (а иногда – и заокеанских) музеев.



Кадры из фильма праискуство "Западня" (1999)

Искусствоведы, как следует из названия, занимаются искусством.
Дальше уже идут нюансы, связанные с личными склонностями, способностями и избранной отраслью работы, которая может быть любой. Равно как и у врачей: очевидно, что кардиохирург в частной клинике и участковый в государственной поликлинике -- это совершенно разные люди с абсолютной разной профессией и судьбой.

И пожалуйста, не судите об искусствоведах по просмотренным кинофильмам и прочитанным книгам. Вы же понимаете, что Доктор Хаус -- это абсолютно невозможный в реальной больнице персонаж, да? А "Тайны следствия" и "Настя Каменская" -- это не срез отечественной полицейской и судебной системы, правда же? Ну вот. Дэн Браун, Пелевин, искусствоведы Татьяны Устиновой, персонажи Голливуда -- это все тоже фикшн, где взяты несколько характерных черт и акцентированы до невозможности с целью придания истории увлекательности. Причем обычно по принципу "слышал звон, да не знает, где он".


Так что вообще искусствовед -- это просто тот, кто "получил искусствоведческое образование". Больше ничего это слово в быту не характеризует -- он может быть и миллионером, и нищим, и преступником, и подвижником.

Разделим искусствоведов ориентировочно на две группы (я говорю конкретно об изобразительном искусстве):
где есть деньги, и где денег нету.

Сначала про тех, "где денег нету" (в условиях Российской Федерации). По хорошему, настоящие, тру-искусствоведы -- это вот как раз они.

Человек закончил ВУЗ по специальности искусствоведение. И остался в университете заниматься научной работой, стал историком искусства -- пишет диссертацию, научные статьи, анализирует визуально картины, копается в архивах, восстанавливает неизвестные подробности биографии авторов и картин, читает лекции студентам, создает сложные теоретические труды. Если вы представляете, чем занимается обычный, простой историк или литературовед, ученый -- так вот оно то же самое.

Какая зарплата у научного работника в РФ, если у него нет таланта сесть на гранты, надеюсь, вы примерно тоже представляете. (Если он шибко умный, то нашел постдок и свалил за границу).


Искусствоведы этой породы также водятся в музеях, где прямо у них под рукой, в хранении, находятся те произведения, которые они исследуют и публикуют в умных журналах для своих. (Внимание! Тетеньки в залах, которые говорят вам "к картинам близко не подходить!" -- искусствоведами не являются! Равно как не являются ими и гардеробщицы или уборщицы! Даже экскурсоводы, рассказывающие в залах про картины, зачастую не имеют искусствоведческого образования. Речь идет именно о научных сотрудниках).

Важная особенность: наличие специализации -- знаток искусства средневекового Китая не станет влезать в научный спор об Энди Уорхоле, а эксперту по иконописи глубоко фиолетов авангард, если только этот эксперт когда-нибудь не касался темы влияния Ф.Грека на Н.Гончарову. (Аналогичным образом не стоит спрашивать историка -- специалиста по сталинским репрессиям, про денежные потоки на Руси во времена Ивана Калиты -- принцип понятен, да?).

Если у искусствоведа в музее более активная жизненная позиция (или назойливый начальник), то его деятельность может оказаться более разнообразна: например, он участвует в организации выставок, может ездить в командировки, и вообще общаться со всякими там пришлыми людьми. Но это уже смежные арт-менеджеровские занятия.



Кадры из фильма праискуство "Афера Томаса Крауна" (1999)

Зарплаты при этом у сотрудников государственных музеев остаются бюджетными, хотя на них могут влиять различные обстоятельства, в зависимости от видов работы. Большие деньги в музеях получают директора, но это лишь потому что они начальство, чиновники -- собственно, для того, чтобы стать директором музея, увы, иметь искусствоведческое образование не обязательно.

Вообще, как и во многих других отраслях, личностные качества и определяют итоговый характер работы, приложение искусствоведческого образования. Например, кто-то, стиснув зубы, читает лишь минимальные лекции студентам в родном ВУЗе, отбрыкиваясь от сверхурочных. Кому-то, наоборот, это по кайфу, умеет и любит читать лекции, делает это своим студентам, чужим студентам, домохозяйкам, дамам с Рублевки, по телевизору и т.п. Зарабатывает он намного больше. Хочешь жить -- умей вертеться, все такое.

И тут мы плавно переходим к -- назовем их так -- "популяризаторам науки": лекторам, создателям авторских экскурсий и туристических маршрутов, авторам научно-популярных книг и путеводителей, создателям интернет-проектов, ведущим на телевидении (рассказывают, ага, что передачи про культуру бывали когда-то раньше на российском тв), и так далее. Это все люди, которые берут это свое искусствоведение и пытаются его интегрировать в реальную жизнь, хотят щедро поделиться им с другими, любопытствующими профанами. (Как вы понимаете, тру-искусствоведы к таким относятся со скепсисом, а то и с презрением, за опрощение Науки). Здесь количества хлеба с маслом зависит от таланта популяризатора популяризировать и, конечно, от отрасли, в которой он пригодился -- очевидно, что в телевизоре денег больше, чем в библиотеке.


Кстати, за книги платят мало, в несколько раз меньше, чем за отдельные статьи, потому что книгоиздательский бизнес и журналистика -- это разные отрасли. Где-то вот тут болтаюсь я, банальный журналист в области культурки, и мои гонорары зависят не от скилла моего искусствоведения, а от того, в каком состоянии сегодня в РФ журналистика -- в кризисе или на подъеме (про подъем -- это шутка).

Арт-критики -- это тоже к области журналистики, зарплату им платит издательство. (Остальные бонусы -- отдельная история, зависящая от репутации).

(Еще важное: чем бы ни занимался искусствовед, в какой бы подотрасли он ни нашел себя, вот главное, что хорошему профессионалу все время приходится делать: УЧИТЬСЯ. Читать, смотреть, думать. Все время прокачиваться, повышать свой уровень. Впрочем, а для каких профессий это правило не подходит?)


  • Реставратор, на всякий случай уточню, это человек, который "чинит" произведения искусства, приводит их в порядок (иногда просто чистит). Искусствоведческого образования он может не иметь, главное, чтобы был "ремесленный" талант. Он может работать в государственном музее, на себя по частным заказам, или в частной лавочке на зарплату или на процент. Либо все это совмещать. Все они молодцы и делают хорошее дело, кормят свою семью, спасают искусство. Тему криминала и подделок принципиально не поднимаю, откуда мне вообще знать об этой кухне.
  • Эксперт -- это образованный искусствовед, которому приносят вещи на экспертизу, и он датирует их -- на глазок, и на микроскоп, анализирует "почерк" предполагаемого автора, сверяет с документами (то, что я вот тут писала про то, что Малевича на самом деле сложно подделать). Раньше сотрудники госмузеев могли делать экспертизы с печатями, но после ряда злоупотреблений двухтысячных годов это запретили. Так что теперь за оценкой пожалуйте в Грабари, и вот еще несколько, в т.ч. государственных лабораторий.



  • кураторы (в том числе, выставок в частных музеях и галереях) -- то есть люди, которые дирижируют, собирая экспонаты на выставки;
  • члены жюри престижных конкурсов и ежегодных фестивалей, биеннале;
  • организаторы мероприятий;
  • распильщики государственных бюджетов;
  • и прочие смежные занятия.

Это, кстати, уже пошли те искусствоведы, у которых деньги есть. Страшная, коварная группа обольстителей, которая вешает лапшу на уши бедным богатеньким неискусствоведам, впаривая им всякую фигню, контемпорари-арт и прочий неликвид. (Очень люблю эти мифы: например, после некоторых постов люди мне пишут, что я ОЧЕВИДНО стригу процент с пропаганды нефигуративного искусства в рунете, и что я часть мирового заговора искусствоведов. Кстати, ау, искусствоведомасоны высокой ложи, ежели решите поделиться, то пишите в личку, я-таки хочу свою долю, яндекс-кошелек тут, если готовы анонимно).

Так вот, друзья мои, спешу вас разочаровать. Это не "искусствоведы". Чтобы стать арт-дилером, галеристом, аукционистом, антикваром или представителем другой хлебной профессии ("продажником"), обладать искусствоведческим образованием не обязательно.
Иногда это даже мешает.
Успешный бизнес в этом поле делают прирожденные коммерсанты, которые могут прийти в него из совершенно любой отрасли, просто потянувшись к прекрасному.

Именно они стригут те самые легендарные гигантские проценты, строят особняки и хранят в своих сейфах "фаберже".

Искусствоведы же, как говорит печальная статистика моих однокурсниц, работают на них научными консультантами, оценщиками, экспертами, авторами статей и каталогов, пиарщиками, а также девушками на рэсепшн.

Прикоснуться к прекрасному: все о профессии искусствоведа

Искусство ― одно из тех понятий, определение которых занимает добрый абзац и все равно зачастую не дает о нем полного понимания. Коротко говоря, под этим термином подразумевают творческую деятельность человека, которая является отражением его видения окружающего мира, собственных чувств и эмоций и воплощением его творческих способностей.

Соответственно, с этих позиций следует рассматривать профессию искусствоведа. О том, где получить образование искусствоведа и куда идти работать, поговорим в этой статье.

Прикоснуться к прекрасному: все о профессии искусствоведа

Два слова об истории

Искусство возникло десятки тысяч лет назад. Уже тогда люди умели изображать объекты доступными способами. Самая известная находка ― наскальные рисунки в пещере Ласко во Франции. Ученые считают, что этим, хоть и примитивным, но вполне различимым и понятным изображениям, около 40 000 лет. В эпоху палеолита, к которой относят эту находку, люди использовали резьбу по камню и натуральные красители. Просто чудо, что такие артефакты дошли до наших дней.

Искусство ― изобразительное, пластическое, музыкальное ― всегда было отражением того, что происходит с человеком и вокруг него. Какими бы ни были направления и течения в искусстве, это всегда некий переработанный мозгом и чувствами опыт. Некоторые произведения оставили столь глубокий след в истории и культуре человека, что мимо них нельзя пройти до сих пор.

История искусства тесно переплетается с историей общества и ее ответвлениями: социальной, религиозной, политической, экономической сферой деятельности человека. Удивительно, но некоторые шедевры, если их расположить в хронологическом порядке и правильно проанализировать, способны пересказать историю человечества лучше всякого учебника.

Эта мысль и подводит нас к профессии искусствоведа как некого проводника в мир художественных форм.

Прикоснуться к прекрасному: все о профессии искусствоведа

Знать и понимать

Прежде всего ответим себе на вопрос: а зачем вообще нужны искусствоведы? Ведь полюбоваться Моной Лизой в Лувре, оценить красоту слога Тургенева и великолепие Санта-Мария-дель-Фьоре вполне реально без теоретических изысканий.

Однако все не так просто. Размах Флорентийского собора понять гораздо легче, если знать, что это — первый подобный проект в истории человечества. До Филиппо Брунеллески никто не мог придумать, как удержать такой огромный купол. Это уникальный и самый большой кирпичный купол, который не поддерживается ничем, кроме стен собора и им самим. Его уникальность состоит в кладке кирпичей, в которой каждый следующий кирпич поддерживает предыдущий. Разгадать тайну того, как Брунеллески удалось так точно рассчитать углы кладки, ученые не могут до сих пор.

Обо всем этом и многом другом знают искусствоведы. Они изучают литературу, музыку, театр, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, кино ― словом, все виды искусств. Это направление предполагает изучение теории и истории искусств, а также художественную критику. Искусствоведение формулирует принципы искусства, помогает его пониманию и развитию.

Нельзя не отметить и такую функцию, как популяризация. Работы искусствоведов ― критические статьи, экскурсии, лекции, фильмы ― знакомят публику с произведениями искусства, помогают из понять и оценить их, формируют вкус.

Искусствоведы, как правило, специализируются не только в одном-двух видах искусства, но и на конкретной эпохе, художнике или направлении. Они часто выступают в роли экспертов по оценке предметов искусства, могут определить возраст, эпоху и авторство, основываясь на манере исполнения, контексте и других аспектах.

Где учиться на искусствоведа

Без сомнения, искусствоведы ― люди широкого кругозора и эрудиции. Образованию искусствоведа можно позавидовать. Впрочем, они учатся всю жизнь, все глубже погружаясь в предмет своего научного интереса.

Искусствоведа отличает прекрасная память, способность емко и красиво выражать свои мысли, аналитические способности, тонкий эстетический вкус.

Изучение искусства ― полноценное и длительное образование. Большая часть учебного времени отведена изучению мировой и отечественной истории, поскольку искусство не существует вне исторического контекста.

Кроме этого, студенты подробно изучают следующие предметы:

  • история художественной критики;
  • техники изобразительного искусства;
  • методология истории искусства;
  • реставрация памятников живописи.

Часть учебного процесса посвящена практике. В зависимости от направления, это может быть работа в музее, архиве, хранилище. Студентов учат анализировать и систематизировать информацию, работать с первоисточниками и каталогами.

Поступают в вуз после 11-го класса, для чего нужно сдавать следующие предметы: русский язык, историю, иностранный язык. Образование искусствоведа можно получить в рамках нескольких программ, которые предлагают российские вузы:

  • Университет им. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
  • МГАХИ им. Сурикова;
  • Художественно-промышленная академия им. Строганова;
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
  • Высшая школа экономики;
  • и многие другие.

Прикоснуться к прекрасному: все о профессии искусствоведа

Где работать искусствоведу

После окончания обучения искать работу можно в нескольких направлениях. Во-первых, это, конечно, музеи и музейные комплексы. Галереи, центры искусства ― все это потенциальное место работы специалиста по искусству. Во-вторых, это — аукционные дома и крупные компании, которые торгуют предметами искусства и антиквариата. В-третьих, профильные учебные заведения.
Много времени искусствовед посвящает и написанию собственных работ: книг, монографий, статей. С развитием интернета многие вещи можно реализовывать онлайн, развивая свой собственный блог или канал.

Зарплата искусствоведа зависит от его опыта, сферы научного интереса и места работы. В среднем зарплаты колеблются в размере от 25 000 до 70 000 рублей. Дополнительный доход приносит чтение лекций, ведение блога и написание статей.

Одним из преимуществ профессии искусствоведа является ее постоянная востребованность. Разрыв между поколениями создателей и зрителей все больше. Многое, например исторический контекст, обстоятельства жизни художника, принятые во время создания работы правила, нужно объяснять зрителю.

Без искусствоведов смысл многих произведений искусства будет утрачен. И уже никто не поймет, зачем смотреть в глаза Джоконде и что новаторского в иконописи Андрея Рублева. Кроме того, эта профессия ― возможность окружать себя поистине прекрасными вещами: интересными книгами, удивительными картинами, яркими людьми.

Искусствовед – учёный, специализирующийся на истории и исследовании художественных произведений (в первую очередь – изобразительного искусства). Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

К искусствоведению относятся литературоведение, музыковедение, театроведение, киноведение, а также искусствоведение в узком его понимании.

В узком, самом распространенном, значении искусствоведение – это наука о пластических искусствах: архитектуре, живописи, скульптуре, графике, декоративно-прикладном искусстве.

Искусствоведение (не важно, широко его понимать или узко) включает в себя: теорию искусств, их историю и художественную критику. С одной стороны, искусствоведение – это научное и критическое зеркало искусства, которое способствует его развитию, формулирует художественные принципы.

С другой стороны, искусствоведение – это популяризатор искусства. Критические статьи, научно-популярные книги и фильмы, лекции, экскурсии – всё это влияет на предпочтения публики, формирует её вкус.

Искусствоведы, специализирующиеся на определённой эпохе, художнике или художественном направлении, могут выступать в качестве экспертов по оценке картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства. Они оценивают ценность произведения (определяют возможный возраст, эпоху, авторство), учитывая художественную манеру, исторический контекст создания произведения и т.п.

Иногда для оценки подлинности произведения этого недостаточно. В этом случае привлекают специалистов научных лабораторий, исследующих физические свойства, химический состав, технологию предметов искусства.







Где учиться на искусствоведа

Искусствовед должен иметь высшее образование. Отделения и специальности, связанные с искусством, есть почти в каждом крупном гуманитарном вузе.

Вузы, академии, колледжи

Качество образования во многом зависит от преподавательского состава. Провинциальные вузы тоже могут дать хорошую базу знаний, однако если у абитуриента есть возможность учиться в Москве или Санкт-Петербурге, стоит ей воспользоваться. Будущий искусствовед сможет посещать лучшие музеи, галереи, главные исторические памятники. Такие паломничества имеют большое значение для формирования вкуса и выбора специализации.

Художественный колледж не выпускает готовых специалистов. Окончание подобного заведения – это только первый этап. Чтобы состояться в профессии, выпускники колледжа продолжают учебу в институте или академии.

Дистанционные курсы и тренинги

Дистанционные курсы, тренинги, семинары, циклы лекций – все это может быть полезным только для дипломированного специалиста – культуролога или историка. Случайные люди на таких занятиях расширяют кругозор, приобщаются к прекрасному, но профессиональными искусствоведами не становятся.

Средняя зарплата искусствоведа

В начале карьеры искусствоведы зарабатывают немного – около 15-25 тысяч рублей. В наиболее выгодном положении оказываются специалисты, проживающие в Санкт-Петербурге – культурной столице России. Именно здесь собрано огромное количество ценных достопримечательностей страны, поэтому спрос на услуги профессионалов в сфере искусства выше, чем в других регионах. Соответственно, средняя заработная плата в этом районе более конкурентоспособная.

Специалисты с хорошим опытом работы зарабатывают порядка 50 тысяч рублей. Сотрудники аукционов и оценщики антиквариата могут получать свыше 80 тысяч рублей в месяц.

Требования к искусствоведу

Основные требования, предъявляемые к специалисту:

  • высшее образование;
  • любовь к своему делу;
  • умение адаптироваться в определённых ситуациях, с применением новых предложений к решению возникшей проблемы;
  • умение качественно работать с документами;
  • способность в сжатые сроки справляться с большим объёмом работы.

Важно!
Работа в профессии невозможна без практики, особенно это касается работы искусствоведа.

Высшие учебные заведения выпускают специалистов, обеспечивая их начальными, базовыми знаниями, и только от нас зависит, станем ли мы профессионалами в своём деле или нет. Искусствовед — это человек с уникальной памятью, которая хранит в себе большое количество терминов, названий, имён, дат; человек, который способен по одному отрывку произведения определить, какому автору он принадлежит и к какому времени его относят; человек, который пишет эссе, статьи на определённые темы, посещает галереи и выставки, принимает участие в их подготовке.

Спектр обязанностей

У каждой должности, которую может занимать искусствовед, есть свой набор обязанностей. Рассмотрим некоторые.

  • Управление выставками и экскурсиями. Специалисты занимаются разработкой концепций, организацией займов из коллекций музеев либо галерей, а также вносят предложения о вариантах презентации произведений искусства. На их плечи ложится транспортировка работ, оценка их стоимости, решение страховых и юридических вопросов. Помимо этого, искусствовед осуществляет контроль за каталогами и отвечает за открытие выставки и успешное проведение экскурсии.
  • Управление искусством и культурой. Обязанности специалиста в этой сфере сводятся к работе над концепциями образовательного характера для художественных галерей и музеев. Еще он должен знакомить с коллекциями группы посетителей и учебные классы.
  • Реставрация и консервация. Работая в этой сфере, искусствовед занимается исследованием состояния памятников архитектуры и прочих произведений искусства, анализом методов, форм и мотивов их презентации. Он документирует и классифицирует их, выполняет реконструкцию объектов, восстанавливая их первоначальное состояние.
  • Художественные магазины, галереи, аукционные дома. Здесь специалисту предстоит определять, каталогизировать и продавать произведения искусства – прежде всего, современного. Чтобы достичь успеха, специалист должен пристально следить за тенденциями и событиями в сфере арт-менеджмента, принимать во внимание мнение общества и обладать широкими познаниями в современном искусстве.
  • Образование для взрослых. К обязанностям искусствоведа, который этим занимается, относят организацию и проведение лекций и семинаров на культурно-исторические темы.
  • Центры документации, архивы и библиотеки. Тут специалисты оказывают всестороннюю поддержку департаментам истории искусств. Кроме того, они ответственны за создание информационных запасов или коллекций.

Места работы

Рынок искусств достаточно быстро развивается как в России, так и во всём мире, поэтому нельзя говорить о невостребованности специалистов. Профессия необходима в таких местах работы, как:

  • музеи;
  • выставочные центры;
  • издательства;
  • научные исследования;
  • экскурсионные бюро;
  • художественные галереи;
  • аукционы;
  • журналистом в прессе, на телевидении, на радио, в интернете;
  • антикварное дело;
  • преподавание;
  • художественная критика.


Трудоустройство и карьера

Попробовать себя в деле можно еще в процессе обучения в вузе. Начинать рекомендуется со стажировки или волонтерской деятельности в музее. Так удастся определиться с кругом интересов:

  • автор в арт-журнале;
  • куратор или координатор выставок в музее, галерее либо в центре искусства любой формы собственности;
  • хранитель музейных коллекций или (если есть необходимые навыки) реставратор.

Обретя опыт, искусствовед может стать экспертом, ведущим сотрудничество с крупными галереями, магазинами антиквариата и аукционами. В научно-исследовательском институте, галерее или музее он, как правило, работает научным сотрудником или экскурсоводом. Эти должности предполагают возможность карьерного роста до руководителя отдела или целого учреждения.

Специалист, который умело определяет подлинность находящегося перед ним произведения искусства, со временем станет отличным оценщиком или даже антикваром. Причем он сможет работать как в уже существующем учреждении, так и открыть новое. Разумеется, при наличии предпринимательского таланта.

Плюсы и минусы есть у каждой должности. Поэтому идеального места работы не существует. Делать выбор следует, исходя из своего профессионального уровня, личностных качеств и амбициозности.

Чем занимаются искусствоведы?

Представители этой профессии в первую очередь изучают искусство как научный объект, исследуя его целиком или отдельными частями. Как правило, искусствоведы специализируются на каком-либо отдельном жанре или виде. Есть и более узкоспециализированные ученые, которые исследуют определенный феномен, личность, эпоху и т. д. Большинство представителей этой профессии стремятся сузить направление своих исследований как можно сильнее, став настоящими экспертами в каком-то определенном вопросе.

Профессия искусствовед дает широкие возможности для применения своих знаний на практике. Высококвалифицированные специалисты с профильным образованием являются довольно востребованными на трудовом рынке. Так чем же все-таки занимаются искусствоведы? Это интересует большинство людей, которые узнают об этой профессии.

Знания и личностные качества

Искусствовед – профессия, которая предполагает обучение в течение всей жизни. Базовые теоретические знания дает вуз. Но повышать свой уровень придется самостоятельно в процессе работы. Если вы хотите сделать карьеру, потрудитесь выучить хотя бы один (а лучше – несколько) иностранный язык.

Успешная работа невозможна без любви к искусству и стремления к его изучению. Кроме того, специалисту нужны хорошая память и широкий кругозор. Он должен обладать развитым чувством прекрасного, а также уметь делать анализ художественного произведения, безошибочно определяя мысль, которую выражает автор. Ему не обойтись без красноречия и грамотности. Они понадобятся для написания текстов лекций и научных публикаций.

Чтобы изучать произведения искусства, которые находятся за границей, искусствовед отправляется в командировки. Соответственно, он должен быть готовым к таким поездкам и знать иностранный язык, о чем мы уже говорили выше.

История возникновения

Искусствоведение (-знание) — это наука, которая зародилась в древние времена. Об этом мы можем судить по трактатам Аристотеля, Платона или Сократа, живших еще до нашей эры. В то время искусствоведение не было самостоятельным учением, и скорее носило познавательный характер, являлось частью философии и религии тех времен.

искусствовед это

Свой расцвет наука искусствознания получает во времена Цицерона (I век до н. э.), а начало нашей эры ознаменовалось художественными работами Азии. В Средние века мир искусства становится частью теологических умозаключений Августина и Фомы Аквинского. Но особым и основным временем в становлении арт-науки явилась эпоха Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Сандро Боттичелли), когда были созданы настоящие шедевры, являющиеся сейчас главными наглядными примерами для знатоков высокого искусства.

В XVIII веке искусствоведение оформляется в самостоятельную дисциплину, прародителем которой считается немецкий историк, любитель старины — Иоганн Винкельман. В это же время появляются первые эксперты в области мировых творений. А уже как профессия искусствоведение стало формироваться на рубеже XIX—XX веков. Сегодня эту специальность может освоить любой желающий, благо учреждения, воспитывающие будущих знатоков мировых шедевров и раритетов, расположены по всему миру. Лучше, конечно, выбирать вузы, находящиеся вблизи выдающихся работ, например, в Европе или России.

Читайте также: