Инвалидность как основание социального обеспечения курсовая работа

Обновлено: 19.04.2024

необходимостью с давних времен. На протяжении многих веков эту функцию выполняли церковь, специализированные благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие. Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения. В сложившихся социально-экономических условиях нашего государства одной из важнейших зада? современного общества является государственная поддержка и социальное обеспечение инвалидов. В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных нормативных актов. Они направлены на предоставление инвалидам наряду с другими гражданами равных возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных нрав и свобод. В Конституции Российской Федерации как Основном законе государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а считаются приравненными к правам граждан России.

Никто не хочет тратить время на написание реферата. Гораздо проще купить реферат по политике. Переходите по ссылке, заказывайте реферат и не тратьте свое время.

. Несколько лет назад Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение ежегодно 3 декабря считать Международным днем инвалидов. При этом преследовалась самая гуманная цель - привлечь внимание государства и общественности к проблемам данной группы населения, чтобы государства стало предпринимать определенные меры для их поддержки. В условиях перехода к новым экономическим отношениям, когда кризисные явления в экономике страны оказывают негативное влияние на социальную среду, инвалиды стали одной из самых социально - незащищенных категорий населения. До вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ реализация принципа равных прав инвалидов и здорового населения, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствовали, ?то в реальности затрудняло реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за не созданных государством условий передвижения в общественном транспорте, въезда в жилые здания и учебные заведения и выезда из них инвалидов- колясочников, отсутствия либо недостаточность специальных программ обучения не могли в полном объеме пользоваться объектами социальной инфраструктуры. Однако, после вступления в силу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 1996 году, в котором, с учетом мировой практики, определены понятие и критерии инвалидности, ситуация изменилась в лу?шую сторону. В законе особо указывается на нуждаемость инвалидов в социальной помощи из-за стойкого расстройства функций организма, была определена компетенция федеральных органов по социальной защите этой категории граждан, установлены основные права и льготы, предоставляемые инвалидам в России. Но главное, были поставлены вопросы, которые направлены на решение проблем, связанных с приспособлением объектов физической и информационной среды к нормальной жизнедеятельности инвалида. В настоящее время инвалидами стали признаваться не только лица, у которых снижена или утрачена трудоспособность, но и граждане, имеющие другие ограничения жизнедеятельности (самообслуживание, передвижение, общение, ориентация, контроль своего поведения, обучение). Это повлекло изменение государственной политики в отношении инвалидов: усиление и перестройку структуры и реорганизацию служб экспертизы и реабилитации инвалидов, формирование отечественного рынка технических средств реабилитации, обеспечение доступной для инвалидов среды. "Инвалид, - указано в Законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты". "Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности либо возможности осуществить самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, обучаться и заниматься трудовой деятельностью". [2, ст.1] Социальное обеспечение - система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В настоящее время в России проводится реформа государственной системы социального обеспечения в целях приведения её в соответствие с новой социально-экономической реальностью. Юридическая база реформы определена Конституцией Российской Федерации с 1993 г, Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, а также необходимостью в социальной защите их прав и гарантий на современном этапе развития общества, В Российской Федерации эти вопросы касаются свыше 9 миллионов ее граждан, признанных в установленном порядке инвалидами и состоящих на учете в органах социального обеспечения населения - по?ти каждого третьего россиянина. Наряду с ростом численности инвалидов прослеживается тенденция качественных изменений их состава. Увеличилось число инвалидов среди лиц трудоспособного возраста, за последнее десятилетие увеличивалось число детей-инвалидов. В последние годы наблюдается увеличение численности инвалидов вследствие военной травмы, дорожно-транспортных происшествий. Исходя из изложенного, рассмотрение вопроса социального обеспечения инвалидов в современном обществе является очень актуальным. Цель дипломной работы - изучение основ социального обеспечения инвалидов в нашей стране. Объектом исследования является одна из самых социально незащищенных категорий населения - инвалиды. Предмет исследования - механизмы социально-правового обеспечения. Гипотеза - повышение уровня и улу?шение качества жизни является фактором снижения социальной напряженности, укрепления социальной безопасности России. В дипломной работе поставлены следующие задачи: 1. изучить понятие инвалидности как основания для социального обечпечения; 2. определить виды социального обеспечения и социальной поддержки инвалидов 3. рассмотреть основы госудпрственной политики в отношении инвалидов; 4. выявить систему органов социального обеспечения инвалидов в Российской Федерации и нормативно-правовое регулирование социальной защиты инвалидов. Структура работы. Дипломное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют работы ведущих специалистов по социальному праву, социологии, теории социальных технологий, теории и практике социального обеспечения населения. В исследовании нами были использованы следующие методы анализ, сравнение, моделирование. В работе использованы статистические данные Госкомстата, отражающие динамику численности инвалидов, её структуру, а также данные по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Практическая значимость дипломной работы - результаты должны показать реальную обстановку, сложившуюся в нашей стране по данной конкретно рассматриваемой проблеме.

Инвалиды - это неотъемлемая часть общества и отмахнуться от неё нельзя. Создавая нормальную жизнь для инвалидов и пожилых людей, общество как бы подстраховывает всех и каждого. Помогая инвалидам сегодня, общество в будущем помогает само себе. У инвалидов разные потребности, но всех их объединяет одно. Они нуждаются в поддержке государства в разных формах и разных объемах. Инвалиды имеют огромный потенциал, который востребован обществом крайне мало. Мы сами своими действиями, отношением общества к инвалиду часто делаем его человеком с действительно ограниченными возможностями. И самим инвалидам приходится постоянно доказывать, что их возможности неограниченны. Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована на их конкретные нужды и потребности. Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится оказание этой помощи. Нет федеральных или региональных льготников. Инвалиду все равно, из какого источника финансируется его социальная поддержка. Важно, чтобы он ее получил в полном объеме и необходимого качества. Медико-социальная экспертиза - основополагающая услуга в жизни инвалида. Только после ее прохождения и установления факта инвалидности определяется объем и номенклатура предоставляемых реабилитационных услуг. В тоже время потребность в реабилитации может возникнуть у человека и до признания его инвалидом. Например, лица, не являющиеся инвалидами, при наличии соответствующих медицинских показаний к ортезированию, нуждаются в протезно-ортопедической помощи и проведении реабилитационных мероприятий. Это неотъемлемая часть комплекса мероприятий по профилактике развития инвалидности. Поэтому необходимо проработать такую организацию реабилитационного процесса, которая определялась бы не наличием инвалидности у человека, а его состоянием и потребностью в реабилитационных услугах. Предполагалось, что медико-социальная экспертиза должна стать идеальным инструментом социальной поддержки и реабилитации. Но на практике эти нововведения принесли дополнительные неудобства инвалидам. Зачастую специалисты МСЭ на местах без достаточных обоснований, опираясь на субъективные оценки, обрекают инвалидов на нищенское существование. В результате многие инвалиды вообще боятся обращаться в бюро МСЭ. И это не голословное утверждение. Инвалиды жалуются, что при прохождении освидетельствования им говорят о том, что на следующем освидетельствовании инвалидность с них будет снята. Это недопустимо. Настало время серьезного анализа деятельности учреждений МСЭ и всех документов, регламентирующих их работу по освидетельствованию инвалидов. Первоочередная задача в том, чтобы разработать объективные критерии оценки степени инвалидности. Кроме того, надо определиться, каким образом следует проводить реформирование системы медико-социальной экспертизы так, чтобы в кратчайшие сроки устранить все имеющиеся недостатки. Индивидуальные программы реабилитации. Их содержание вызывает справедливые нарекания. Подчас для того, чтобы эту программу получить, инвалиду нужно потратить не один месяц. Однако мало получить программу. Она должна быть реализована. Необходимо проводить более системную работу и по распространению передовых реабилитационных технологий. Особенно это касается создания системы непрерывной реабилитации инвалидов. Сегодня некоторые понимают этот процесс как простую передачу документов по конкретному человеку от одного специалиста к другому, от одного учреждения к другому. Это не верно. В системе непрерывной реабилитации необходимо обеспечить постоянное развитие реабилитационного потенциала инвалида. А это уже иная работа, требующая творческого подхода к каждому конкретному человеку. Обеспечение техническими средствами и оказание протезно-ортопедической помощи. В последнее время инвалиды жалуются на качество реабилитационной техники. Виноваты ли в этом российские производители, или на федеральные деньги закупаются дешевые технические средства реабилитации заведомо низкого качества. Проблемы инвалидов не ограничиваются только вопросами реабилитации. Интеграция их в общество требует создания безбарьерной среды обитания. Необходимо осуществить комплекс мер по обеспечению доступности для инвалидов жилых и производственных помещений, транспорта, учреждений здравоохранения, образования, культуры и других объектов социальной сферы. В нашем городе эту работу надо активизировать и ввести строгий административный контроль и ответственность за несоблюдение градостроительных стандартов. Крайне остро стоит проблема обучения и трудоустройства инвалидов. Здесь необходимо обеспечить условия для их независимого выхода на рынок труда. На фоне сокращения численности трудоспособного населения инвалиды не должны восприниматься как невостребованный трудовой ресурс. Необходимо переходить от абстрактных формулировок о "специально созданных условиях труда для инвалидов" на уровень решения практических задач трудоустройства. Ни для кого не секрет, что многие инвалиды готовы и хотят продолжать трудовую деятельность. И тут важно создать такие условия, чтобы они имели возможность участвовать в общественном производстве. Это и создание специализированных рабочих мест для инвалидов, и вопросы квотирования, и, самое главное, профессиональной подготовки инвалидов. Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма. Для выполнениея перечисленных задач государственными органами проводятся действия по социальной адаптации инвалидов в обществе. Государство в настоящее время начало большое внимание уделять нуждам инвалидов, делает все возможное, чтобы облегчить жизнь инвалидов, приспособить ее к условиям наравне с обыкновенными людьми. Осуществляется работа по установке пандусов в местах общего пользования (магазинах, учреждениях коммунально-бытового обслуживания). Со стороны государства усилился контроль учреждений, деятельность которых направлена на социальное обслуживание инвалидов, в целях улучшения качества оказываемых услуг, расширения спектра услуг для поддержания здоровья инвалидов. Для этого выделяются бюджетные средства, привлекаются средства инвесторов. Большое внимание со стороны государства начало уделяться приобщению инвалидов к спорту, участию их в спортивных, культурно-массовых мероприятиях наравне с другими гражданами Российской Федерации. Основное направление контроля государства – трудовая деятельность инвалидов. Проводится большая работа служб заняточти с предприятиями, организациями всех форм собственности по обеспечению занятости инвалидов, выделяются квоты для трудоустройства инвалидов. Все эти действия позволяют говорить о переориентации государства в сторону социальной защиты и помощи инвалидам в нашей стране.

Цель данного исследования: изучит инвалидность, и определить порядок установления.
Объект данного исследования является: инвалидность.
Предмет данного исследования является: порядок установления инвалидности.

Содержание

$1 – Ведение………………………………………………………………………2
$2 – Понятия инвалидность……………………………………………………..3
$3 – Виды инволидности……………………………………………………..…..4
$4 – Порядок установления инвалидности……………………………..5
$4.1 –Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу…………………………………………………………….……5
$4.2 –Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина…………………………………………………………………7
$5 – Реабилитация инвалидов……………………………. ……11
$6Заключение………………………………………………………18
$7 Список литературы…………………………………………….20

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая псо.docx

Институт Управления, Бизнеса И Права

Студент: иванов

Специальность: Юриспруденция

Группа К3Ю

Г. Донецк РФ. 2012г.

Содержание

$1 – Ведение…………………………………………………………… …………2

$2 – Понятия инвалидность……………………………………………… ……..3

$4 – Порядок установления инвалидности……………………………..5

$4.1 –Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу…………………………………………………… ……….……5

$4.2 –Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина…………………………………………………… ……………7

$5 – Реабилитация инвалидов……………………………. ……11

$6Заключение……………………………………………… ………18

$7 Список литературы…………………………………………….20

$1. Ведение

Актуальность выбранной темы такова: что на всех этапах своего развития человеческое общество не оставалось безразличным к тем, кто имел физические или психические нарушения. Эти лица требовали к себе особого внимания. Если общество не оказывало им адекватной помощи, если оно оставалось равнодушным к проблемам, то они становились тяжким бременем, большой проблемой и источником социальных проблем.

Цель данного исследования: изучит инвалидность, и определить порядок установления.

Объект данного исследования является: инвалидность.

Предмет данного исследования является: порядок установления инвалидности.

Задачи исследования:

  1. Дать понятие инвалидность.
  2. Изучить виды инвалидности.
  3. Определить порядок установления инвалидности.
  4. Рассмотреть реабилитацию инвалидов.

$2. Понятия инвалидность

Под инвалидностью понимают степень ограничения жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма. Инвалидность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры /преграды/ полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению его качества жизни.

Данные барьеры могут быть преодолены или существенно снижен их порог через реализацию социальной функции государства, устанавливающего правовые нормы, направленные на замещение или компенсацию последствий ухудшения качества жизни.

Условием признания лица инвалидом выступает совокупность наличия трех необходимых и достаточных условий:

• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

• необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

$3. Виды инвалидности

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

В РФ в зависимости от степени утраты трудоспособности инвалиды разделяются на 3 группы. 1-я группа инвалидности устанавливается для лиц с полной постоянной или длительной потерей трудоспособности, нуждающихся в постоянном уходе (помощи или надзоре), в т. ч. и тем, которые могут быть приспособлены к отдельным видам трудовой деятельности в особо организованных индивидуальных условиях (специальные цехи, работа на дому, применение рабочих приспособлений и др.). 2-я группа инвалидности дается при полной постоянной или длительной потере трудоспособности лицам, не нуждающимся в постоянной посторонней помощи, уходе или надзоре, а также в тех случаях, когда все виды труда на длительный период противопоказаны из-за возможного ухудшения течения заболевания (например, при тяжелых хронических заболеваниях, комбинированных значительных дефектах верхних и нижних конечностей и других повреждениях, значительной потере зрения). 3-я группа инвалидности устанавливается при необходимости перевода лица по состоянию здоровья на менее квалифицированную работу вследствие невозможности продолжать работу по своей прежней профессии (специальности); при необходимости по состоянию здоровья значительных изменений в условиях работы по своей профессии, приводящих к сокращению объема производственной деятельности; при значительном ограничении возможности трудового устройства лиц малой квалификации или ранее не работавших; при дефектах верхних и нижних конечностей и других, значительно затрудняющих выполнение профессионального труда.

$4. Порядок установления инвалидности.

$4.1. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.

$4.2 .Порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.


Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина.
Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.
В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее — консультанты).
Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.
Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение.

Читайте также: