Имеют ли право сотрудники овд прослушивать телефонные переговоры по просьбе граждан

Обновлено: 17.05.2024

Поиск информации в связи с расследованием преступления часто сопряжен с контролем записью телефонных переговоров. Сущность данного следственного действия состоит в том, чтобы прослушивать и фиксировать в установленном уголовно-процессуальном порядке переговоров (телефонных и иных) обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших в целях установления неких обстоятельств, которые могут иметь значения для конкретного расследуемого дела.

Прослушивание телефонных переговоров – это совокупность действий, позволяющих с помощью конспиративного слухового контроля и технических средств прослушивать переговоры, которые ведутся по линиям связи. Данные, полученные при прослушивании, фиксируются, с целью обнаружения сведений о преступной деятельности объекта заинтересованности.

Статья 186 УПК РФ устанавливает, что контроль и запись переговоров как следственное действие производится в том случае, когда имеются достаточные основания полагать, что переговоры подозреваемых или обвиняемых лиц содержат необходимую информацию о преступной деятельности.

Полученные данные от прослушивания могут использоваться для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности:

  • Установление свидетелей и потерпевших, подозреваемых
  • Определение направлений для раскрытия и расследования преступления
  • Получение данных по поводу преступного события, его участников и места их нахождения
  • Обнаружение возможных улик, мест сокрытия орудий, трупов, их частей, вещественных доказательств, а также лиц, скрывающихся в данный момент от следствия
  • Предупреждение готовящихся преступлений, раскрытие иных сопряженных с расследуемым преступлений (например, прошлых лет)

Классификация контроля и записи переговоров

Контроль и запись переговоров можно классифицировать по различным основаниям.

По процессуальному положению прослушиваемого субъекта

  • Осуществляется в отношении подозреваемого или обвиняемого
  • Осуществляется в отношении потерпевших
  • Осуществляется в отношении свидетелей

По объему контроль и прослушивание телефонных переговоров отдельных субъектов

По очередности проведения

  • Первичные
  • Повторные (применяется в случае, если первичные контроль и запись были проведены некачественно или проведение контроля и записи второй раз было рассчитано на то, что обвиняемый, успокоится после первичного прослушивания телефонных переговоров и будет вести себя более открыто, спокойно общаться по телефону с соучастниками преступления)

По количеству контролируемых и прослушиваемых субъектов

  • Единичный
  • Групповой (когда контролируются, прослушиваются и записываются не только проводные линии связи, но и радиотелефонные, сотовые, радиорелейные и другие каналы нескольких субъектов -подозреваемых, обвиняемых или лиц, связанных с ними).

Правовые основания

В ст.186 УПК РФ содержатся фактические основания и процессуальные требования к назначению данного следственного действия, устанавливаются требования об обязательности составления протокола.

Контроль и запись переговоров является следственным действием, которое производится в отдельных случаях и при совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях (ст.165 УПК РФ).

Контроль и запись телефонных переговоров допускается лишь при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.

Процессуальным основанием для проведения прослушивания и записи телефонных переговоров является судебное решение, поскольку это следственное действие ограничивает конституционные права граждан (например, естественное право человека на личную жизнь следует отнести к интересам частным, личная жизнь является частной частью жизнедеятельности человека, но публичный аспект возникает именно в обязанности государства обеспечить неприкосновенность личной жизни, невозможность вмешательства в него других лиц, о чем и говорится в ст. 23 Конституции России).

Общие положения о возможности производства контроля и записи переговоров содержатся в ст.186 УПК РФ, которая освещает процессуальные требования к проведению указанного следственного действия.

Сущность данного следственного действия заключается в прослушивании и ведении записи переговоров с использованием различных средств коммуникации. В дальнейшем, контролируемые переговоры подлежат осмотру и прослушиванию. К данному способу изъятия информации можно обращаться только в том случае, если других способов изъятия информации нет, поскольку в силу вступает конституционное право на неприкосновенность частной жизни в государстве.

Право на неприкосновенность личной жизни имеет всеобщий, универсальный характер. Указанный признак имеет несколько уровней выражения:

  1. Во-первых, все люди без какой-либо дискриминации обладают правом на неприкосновенность личной жизни. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, происхождения, расы, национальной принадлежности, места жительства, имущественного положения, отношения к религии и иных обстоятельств.
  2. Во-вторых, как указано в научной литературе, право на неприкосновенность личной жизни является универсальным с точки зрения его содержания.
  3. В-третьих, всеобщность права на личную жизнь выражена в пространственном, территориальном аспекте. Всюду, где бы человек не находился, куда не перемещался, он обладает основополагающим правом на неприкосновенность личной жизни.
  4. В-четвертых, вопросы обеспечения и охраны права человека на личную жизнь выступает объектом регулирования всех государств. Признание всеобщности и универсальности права человека на личную жизнь означает, что проблемы прав человека не является только внутренним делом данного государства.

Правовая охрана права на личную жизнь обязывает государство обеспечивать общими и равными условиями всех субъектов, это означает, прежде всего, формальную одинаковость возможностей по их стартовым показателям. Понятно, что сам процесс реализации соответствующих прав находится, так или иначе, в прямой зависимости от личных задатков, способностей человека, его фактического статуса; поэтому фактические результаты реализации стартовых показателей прав человека не могут быть одинаковыми.

То есть, при прослушивании и записи переговоров следователь обязан, прежде всего, позаботиться о том, чтобы права граждан на личную жизнь при этом не были нарушены.

Следует отметить, что ст.185 УПК РФ знает и другие следственные действия, направленные на получение информации – путем выемки почтово-телеграфной корреспонденции. К подобным способам получения информации, которые тесно связаны с правами и свободами граждан, необходимо прибегать только в том случае, когда речь идет об уголовных делах средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях.

Срок настоящего следственного действия не может быть больше шести месяцев. Если обязательность в нем отпадет, то контроль и запись прекращается по постановлению следователя, но не позже истечения срока расследования по данному уголовному делу.

Способ получения информации — прослушивание акустической информации передаваемой по каналам телефонной связи.

Указанное определение позволяет выделить признак прослушивание телефонных переговоров (далее — ПТП), отличающий его от большинства оперативно-розыскных мероприятий, а именно обязательное применение технических средств при проведении мероприятия . Дело в том, что информация в сетях телефонной связи передается и фиксируется в виде электромагнитных колебаний недоступных для восприятия человеком без помощи технических средств, преобразующих их в акустические колебания звукового диапазона. Как следствие, оперативный сотрудник вынужден применять различные технические средства.

Субъектом проведения прослушивания телефонных переговоров является только оперативный сотрудник.

Объектами ПТП в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона об ОРД могут выступать лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лица, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. .

Применительно к данному оперативно-розыскному мероприятию подозреваемый рассматривается законодателем в более широком, нежели предусмотренном ст. 46 УПК РФ, смысле. К данной категории относятся не только лица, признанные таковыми в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, но и разрабатываемые и проверяемые по делам оперативного учета. На это указывает положение ч. 5 ст. 8 Закона об ОРД, допускающей, что прослушивание телефонных переговоров возможно и до возбуждения уголовного дела. Об этом свидетельствует и оговорка относительно порядка проведения ОРМ, как основанного на нормах Закона об ОРД.

Что касается другой категории – лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях, то здесь речь идет о возможных свидетелях, очевидцах и других лицах, осведомленных о преступлениях средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлениях, фактах их совершения, участниках или иных значимых данных.

Оперативно-розыскное мероприятие ПТП проводится на основании судебного решения. Исключение составляют случаи, не терпящие отлагательства и могущие привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и деяниях, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России. В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 октября 2003 г. № 345-0 , при рассмотрении ходатайств органов, осуществляющих ОРД, связанных с ограничением права на тайну телефонных переговоров, судам необходимо тщательно проверить фактические данные, влекущие необходимость получения судебного решения, в целях недопущения сужения сферы судебного контроля. При недостаточной обоснованности ходатайства судья может затребовать дополнительные сведения.

Оперативно-розыскное мероприятие ПТП необходимо отличать от контроля и записи переговоров, как следственного действия, проводимого только по поручению следователя и только в соответствии с судебным решение на основании ст. 186 УПК РФ . Контроль телефонных разговоров осужденных, осуществляемый сотрудниками ФСИН, также не образует оперативно-розыскного мероприятия ПТП.

Проводимое ПТП может преследовать следующие основные цели:

1. Выявление и документирование преступной деятельности путем:

— выявления и документирования фактов преступной деятельности;

— выявления преступных замыслов;

— выявления и установления криминальных, коррумпированных, коммерческих, родственных и иных связей, в том числе в других регионах страны;

— выявления лиц, входящих в состав группы (сообщества), лиц, оказывающих содействие, пособников;

— установления мест концентрации членов преступной группы, используемого транспорта;

— установления сфер криминальных интересов, выявление источников поступления денежных средств;

— установления наличия и мест хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

— установления наличия и мест хранения материальных ценностей;

— установления характера отношений с другими группами (сообществами);

2. Установление местонахождения разыскиваемых лиц.

Оформление результатов ПТП. В случае проведения ПТП силами гласных оперативных сотрудников полиции результаты оформляются рапортом с приложением к нему носителя информации. В рапорте указываются: место, время и условия проведения ОРМ; лица, участвовавшие в мероприятии; полученный результат (содержание переговоров или передаваемой информации); длительность аудиозаписи (объем информации); применяемые технические средства. ПТП, проводившееся сотрудниками ПСТМ оформляется в установленном ведомственными нормативными правовыми актами порядке. К составляемым документам могут приобщаться носители полученной информации.

Результаты оперативно-розыскного мероприятия ПТП, могут быть использованы при планировании и проведении последующих оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, при принятии процессуальных решений (например, возбуждение уголовного дела, применение меры пресечения и т.п.), а также в качестве доказательств.


В данном уголовном деле оказалась масса существенных нарушений норм материального и процессуального права, на которые, впрочем, как обычно российские суды всех инстанций не обратили никакого внимания, все доводы защиты были проигнорированы и приговор устоял без изменений во всех инстанциях.

Остановлюсь на одном существенном процессуальном нарушении, явившимся предметом рассмотрения в ЕСПЧ.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Очевидно, что все эти, мягко сказать нарушения, влекут за собой незаконность самого оперативного эксперимента и недопустимость всех доказательств, добытых в ходе незаконно проведенного оперативно-розыскного мероприятия, а также незаконность возбужденного по итогам вышеуказанного оперативного эксперимента уголовного дела и следственных действий, проведенных по данному уголовному делу.

Вроде бы все понятно даже для студентов первых курсов юридических ВУЗов — сотрудники правоохранительных органов незаконно прослушивали телефонные переговоры без соответствующего судебного решения, соответственно, все их действия – незаконны, а полученные доказательства – недопустимы.

Как бы ни так: суд первой инстанции, апелляция и кассация последовательно проигнорировали все доводы защиты, в том числе и в этой части, фактически легализовав явно порочное доказательство.

Вот что у них в головах происходит… и как они это выдумывают, причем коллегиально? Что это: безразличие, некомпетентность, патологический обвинительный уклон или какой-то общий вектор принятия незаконных решений?

После безуспешного прохождения по данному уголовному делу соответствующих российских судебных инстанций мною 03.02.2017 года была подана жалоба в ЕСПЧ.

27.05.2021 г. ЕСПЧ, признав доводы жалобы обоснованными в части нарушения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно право на уважение частной и семейной жизни, и указав на то, что по данным вопросам существует устоявшаяся судебная практика, уведомил о ней правительство РФ с одновременным предложением подписать мировое соглашение между сторонами с компенсацией всех видов ущерба в сумме 7500 евро.

Пока доверитель думает над выше озвученным предложением ЕСПЧ, меня все время не покидают несколько мыслей:

Первое, почему наши суды всех инстанций закрывают глаза на очевидные, существенные и бесспорные процессуальные нарушения и не просто закрывают глаза, а умышленно игнорируют законные и обоснованные требования защиты, придумывая какие-то, мягко говоря, странные доводы своей заведомо незаконной позиции?

Второе, почему за явные и очевидные процессуальные ошибки российских судов всех инстанций должно расплачиваться государство и, по итогу, мы сами в виде заплаченных нами же налогов и сборов?

Третье, что нам со всем этим делать, если Россия всё-таки выйдет из Совета Европы и, соответственно, из-под юрисдикции ЕСПЧ, не пойдет ли наша судебная система в разнос окончательно?

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам о преступлениях средней тяжести, тяжких и особо тяжких преступлениях на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.

2. При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного решения.

3. В ходатайстве следователя о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров указываются:

1) уголовное дело, при производстве которого необходимо применение данной меры;

2) основания, по которым производится данное следственное действие;

3) фамилия, имя и отчество лица, чьи телефонные и иные переговоры подлежат контролю и записи;

4) срок осуществления контроля и записи;

5) наименование органа, которому поручается техническое осуществление контроля и записи.

4. Постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем для исполнения в соответствующий орган.

5. Производство контроля и записи телефонных и иных переговоров может быть установлено на срок до 6 месяцев. Оно прекращается по постановлению следователя, если необходимость в данной мере отпадает, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу.

6. Следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

7. О результатах осмотра и прослушивания фонограммы следователь с участием специалиста (при необходимости), а также лиц, чьи телефонные и иные переговоры записаны, составляет протокол, в котором должна быть дословно изложена та часть фонограммы, которая, по мнению следователя, имеет отношение к данному уголовному делу. Лица, участвующие в осмотре и прослушивании фонограммы, вправе в том же протоколе или отдельно изложить свои замечания к протоколу.

8. Фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании.

Комментарий к ст. 186 УПК РФ

2. В качестве специального условия данного следственного действия закон признает наличие производства по преступлению средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому (ст. 15 УК).

3. Без судебного решения данное следственное действие производится по письменному заявлению одного из участников переговоров, когда существует реальная угроза совершения насилия, вымогательства в отношении потерпевшего, свидетеля, их близких. При этом, однако, переговоры другого участника переговоров записываются без его согласия и без судебного решения. Это, на наш взгляд, противоречит Конституции РФ, которая предусматривает, что ограничение права на тайну телефонных переговоров допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23) и устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1. ст. 24).

4. Техническое осуществление контроля и записи переговоров уголовно-процессуальными нормами не регулируется. В результате фиксируются переговоры всех лиц, пользующихся определенным телефоном или находящихся в определенном помещении. В то же время процессуальный закон допускает контроль и запись переговоров в отношении определенного лица. Возникает проблема доказательственного значения зафиксированных переговоров других лиц, которые фактически были записаны без судебного решения. Например, прослушиваются переговоры адвоката, подозреваемого в даче взяток. В результате записаны переговоры его супруги по домашнему телефону, других адвокатов по рабочему телефону. Представляется, что законодателю следовало бы установить обязанность органов, осуществляющих прослушивание переговоров, немедленно устранять из записи разговоры лиц, не имеющих отношения к данному делу, а также предусмотреть в законе запрет на использование таких "лишних" записей в качестве доказательств, материалов ОРД и т.д.

Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

Прослушивание телефонных переговоров заключается в совокупности действий по конспиративному слуховому контролю переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, и, как правило, в их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств с целью обнаружить сведения о преступной деятельности лица - объекта оперативной заинтересованности, выявить его связи и получить иную информацию, способствующую решению конкретных задач ОРД.

прослушивание переговоров

В начале 90-х годов прошлого века правоохранительным органам была предоставлена законная возможность прослушивания телефонных и иных переговоров.

Прослушивание телефонных переговоров заключается в совокупности действий по конспиративному слуховому контролю переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи, и, как правило, в их фиксации с помощью звукозаписывающих технических средств с целью обнаружить сведения о преступной деятельности лица - объекта оперативной заинтересованности, выявить его связи и получить иную информацию, способствующую решению конкретных задач ОРД.

Для осуществления прослушивания телефонных переговоров необходимо соблюдение ряда условий.

Вначале прослушивание переговоров проводилось только с санкции прокурора по мотивированному постановлению руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД).

В настоящее время данное оперативно-розыскное мероприятие (далее - ОРМ), ограничивающее конституционные права граждан на тайну телефонных переговоров, производится только на основании судебного решения.

При этом проведение рассматриваемого ОРМ допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД).

В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона об ОРД прослушивание переговоров, если оно сопряжено с подключением к стационарной аппаратуре учреждений, организаций и предприятий независимо от формы собственности, юридических и физических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, проводится с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В экстренных случаях при наличии обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации, прослушивание телефонных переговоров проводится без судебного решения по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

При этом о начале проведения данного оперативно-розыскного мероприятия или об уже проведенном мероприятии суд (судья) должен быть уведомлен в течение 24 часов. Суд не позднее 48 часов проверяет законность и обоснованность проведения прослушивания телефонных переговоров. Если разрешения суда в указанный срок не получено, орган осуществляющий прослушивание телефонных переговоров, должен прекратить его проведение.

Срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении прослушивания телефонных переговоров исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении.

Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:

  • угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
  • заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров.

Полученные в ходе прослушивания телефонных переговоров данные оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения. Однако результаты могут быть оформлены и справкой (справкой-меморандумом), актом сотрудника оперативного подразделения с приложением звукозаписи (если она велась). В оперативно-служебных документах фиксируется: время и место прослушивания; средства звукозаписи (с указанием технических характеристик); содержание фонограммы и др. К рапорту могут прилагаться фонограммы переговоров и прочие технические носители информации. Фонограмма полностью (без изъятия и монтажа звукозаписи) приобщается к итоговому оперативно-служебному документу и представляется инициатору задания в опечатанном виде.

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные переговоры которого прослушиваются, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Если информация, размещенная на сайте, оказалась вам полезна, не пропускайте новые публикации - подпишитесь на наши страницы:

А если информация, размещенная на нашем сайте оказалась вам полезна, пожалуйста, поделитесь ею в социальных сетях.

Читайте также: