Имеет ли право военкомат звонить на работу

Обновлено: 14.05.2024


По мнению одного из адвокатов, позиция ВС соответствует последним тенденциям судебной практики по данной категории дел: судебный орган не терпит формального подхода к вопросу ограничения прав человека, учитывая санкцию, налагаемую в такой ситуации на основании заключения призывной комиссии. Второй подчеркнул, что законодательство, регулирующее порядок призыва на военную службу и примененное в данном деле, не может быть истолковано двояко.

В августе 2016 г. отдел военного комиссариата по г. Златоусту и Кусинскому району Челябинской области получил письмо от вуза, в котором указывалось на отчисление Денисюка в связи с завершением обучения с 29 августа того же года. Отмечалось также, что он подлежит призыву на военную службу.

10 апреля 2019 г. Денисюк обратился в военкомат с заявлением о выдаче военного билета в связи с достижением 6 июня 2018 г. возраста 27 лет. По итогам заседания призывной комиссии было принято решение о признании Евгения Денисюка не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении в запас.

Молодой человек обратился в Златоустовский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением о признании заключения призывной комиссии Златоустовского городского округа Челябинской области от 9 апреля 2019 г. незаконным и возложении на нее обязанности рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении истца в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву в связи с достижением возраста 27 лет в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 28 и абз. 6 п. 1 ст. 52 Закона о воинской обязанности, а также о выдаче военного билета.

Истец пояснил, что от призыва не уклонялся, его место проживания и регистрации военкомату было известно, мероприятия по организации призыва в отношении него не осуществлялись, повесток о явке на заседание призывной комиссии он не получал. Поскольку, по мнению истца, он не прошел военную службу по призыву по независящим от него основаниям, решение призывной комиссии является незаконным и нарушает его права.

Златоустовский городской суд Челябинской области удовлетворил иск частично: признал заключение призывной комиссии незаконным и обязал ее принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Отменяя судебный акт первой инстанции в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, Челябинский областной суд исходил из того, что Денисюк, являясь призывником, действовал вопреки ст. 10 Закона о воинской обязанности и не уведомил военкомат в двухнедельный срок об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства, временного пребывания, а также не сообщил об окончании обучения в аспирантуре и соответствующем отчислении.

Кроме того, апелляционная инстанция, сочтя указание в удостоверении подлежащего призыву на военную службу гражданина о явке в военный комиссариат вызовом в орган, осуществляющий воинский учет, пришла к выводу, что Евгений Денисюк был уведомлен о необходимости явки в военкомат после прекращения срока действия отсрочки, но не явился в установленный срок для осуществления подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом, что привело к тому, что он не прошел военную службу по призыву без законных оснований. У районного суда, по мнению апелляции, также не имелось оснований для принятия в качестве надлежащего доказательства предоставленного административным ответчиком письма вуза об отчислении призывника из учебного заведения в связи с отсутствием сведений о получении данной справки военным комиссариатом. Вторая инстанция заключила, что призывной комиссией принято законное и обоснованное решение о признании Денисюка не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Седьмой кассационный суд общей юрисдикции оставил апелляционное определение в силе.

Не согласившись с решением кассации, Евгений Денисюк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой. Изучив материалы дела, ВС заметил, что установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствуют о том, что призывник не прошел военную службу по независящим от него причинам.

Кроме того, подчеркнула высшая инстанция, ошибочным является утверждение апелляционного суда о том, что первой инстанцией неправомерно принято во внимание письмо вуза об отчислении заявителя в связи с отсутствием сведений о получении данного письма военным комиссариатом, поскольку оно было представлено суду вместе с иными документами личного дела призывника самим административным ответчиком, не отрицающим факт ее получения адресатом.

Таким образом, ВС отменил судебные акты апелляции и кассации в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании заключения призывной комиссии незаконным и возложении на нее обязанности принять решение в соответствии с законодательством РФ и оставил в силе решение первой инстанции. В остальной части апелляционное и кассационное определения были оставлены без изменения.

Адвокат добавил, что такие ситуации возникают на практике довольно часто: военкоматы пытаются переложить на граждан обязанность следить за наличием оснований для отсрочки, хотя в силу требований п. 18 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663, контроль наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва возложен на военного комиссара. Судебные органы, в свою очередь, исправляют ошибки как призывных комиссий, так и нижестоящих судебных инстанций, подчеркнул эксперт.

По мнению адвоката, при принятии решений апелляционной и кассационной (первой кассацией) инстанциями на судей могло оказывать определенное давление распространенное представление о прохождении военной службы по призыву – якобы призывники сами должны являться в военкомат с требованием о призыве, в противном случае они уклоняются от военной службы.

В заключение Константин Маркин назвал случаи, подобные данному делу, единичными.

Макс Борисов

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности.

В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как вести воинский учёт

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

  • В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту. — по запросу военкомата, в течение двух недель. для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации.

До 1 января 2021 года малый бизнес освобождён от плановых проверок, поэтому в этом году точно не придут. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Вот суммы штрафов за нарушения воинского учёта:

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте

от 1000 до 5000 ₽

В срок не ответить на запрос военкомата

от 1000 до 5000 ₽

от 1000 до 5000 ₽

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат

от 1000 до 5000 ₽

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2021 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 08.02.2021

Читайте также: