Имеет ли право учитель не проверять работу на листочке

Обновлено: 17.06.2024

1. Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками.

2. Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.

3. Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ.

4. При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен.

Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.

5. Оценки выставляются за:

- устные ответы при индивидуальной проверке,

" за выполнение практической работы,

" за ответы в процессе беседы при изучении и закреплении нового материала.

6. Что проверять?

" Устанавливается, весь ли программный материал усвоен, всеми ли указанными в программе практическими умениями и навыками владеет.

" Проверяется объем, качество знаний, прочность, систематичность, глубина и действенность знаний, оценивается форма их выражения.

" При выполнении письменных работ проверяется не только качество ответа, но и грамотность написания

7. Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка.

8. Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чемположительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание

9. Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка.

10. При анализе ответа учитель определяет:

" все ли изложил ученик,

" сколько ошибок было, какие это были ошибки,

" какие были сделаны неточности,

" правильно ли понят учебный материал,

" знает ли ученик определение понятий,

" умеет ли объяснять связи и зависимости,

" дословно пересказывает материал или переосмыслил его,

" умеет ли выделять главное,

" оперировать знаниями, применять их для объяснения новых фактов, событий,

" логично, последовательно излагать материал.

" насколько связно, кратко и уверенно учащийся излагает материал,

" нуждается ли ученик в наводящих вопросах, подсказках.

" умеет ли выполнять действия, сознавать систему действий, устно перечислять порядок действий, практически пользоваться им

11. Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.

12. Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму

13. Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются.

14. Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал.

15. Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

16. Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ

17. Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала.

18. Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемым "Инструкцией о правилах формирования культуры устной и письменной речи" объёмом работы.

19. Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.

20. Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят.

21. Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе.

22. Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необективным отметкам за четверть, год.

23. При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи".

24. Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше.

25. Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.

26. Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.

27. Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.

28. Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.

29. Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.

П А М Я Т К А

по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Нельзя выставлять отрицательную оценку:

1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.

2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.

3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.

4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.

5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.

6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.

7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.

8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.

9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.

10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам. качественный анализ "+"

мы готовы помочь ученикам, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;

мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений ученика в сравнении с ним самим "вчерашним";

мы готовы похвалить учеников во время работы, поддержать их во время ответа;

мы не всегда сразу поставим "неуд." за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение ученика, дать ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.

всё равно иногда позволяем себе сравнить учеников по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;

не используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;

не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учеников, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;

не находим времени поговорить сученикам об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;

· Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?

· Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен [4] . Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку [5] ..

При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. [6]

Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. [7]

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени [8] лишь запутывают вопрос.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов?

В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю.

Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно.

Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю [9] .

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам [10] , средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.

2. Во время каникул - требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.

3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.

4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).

5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотруд ники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работ ники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

· Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.

· Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю [14] .

· Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

· разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя

· в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя

· предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета

· расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

К сожалению, все это меры могут действовать только на уровне конкретной школы. Махинации с рабочим временем будут продолжаться до тех пор, пока не будет издано новое постановление правительства об учете рабочего времени педагогических работников, отменяющее само нынешнее деление на нормированную и ненормированную части. Подобное Постановление для профессорско-преподавательского состава вузов уже существует [15] . Но это уже проблема общероссийская, решаемая только при наличии мощного учительского движения.

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих.

Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету.

Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

[2] Часть 1 статьи 333 ТК РФ

[4] Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

[5] Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".

[7] Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

[11] ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ

При этом в Федеральном законодательстве не определяется не только содержание и структура документов, регламентирующих процедуру осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации учащихся, но и их название и вид. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает данный вопрос.

Исходя из собственного опыта работы, представляется целесообразным, помимо внутришкольного Положения о промежуточной аттестации учащихся, разработать и Положение о проверке тетрадей. Его структура и содержание видятся автору следующим образом.

1. Общие положения:

• определяется необходимость проверки тетрадей;

• определяются требования к цвету, символам и тематике записей в тетрадях учащихся.

2. Периодичность и сроки проверки:

• определяется периодичность проверки всех видов тетрадей по всем предметам для всех параллелей.

3. Особенности проверки :

• определяются особые случаи осуществления проверки тетрадей .

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ

1. Общие положения

1.1. Проверка тетрадей является одним из возможных способов контроля знаний учащихся.

1.2. Проверка тетрадей, является обязательной для каждого учителя.

1.3. При проверке тетрадей учитель имеет право делать записи только пастой (чернилами) красного цвета.

1.4.Учитель имеет право, помимо выставления (или не выставления) оценки, делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы.

1.5.Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения учащихся.

1.7.С целью повышения качества проверки и объективности оценки уровня усвоения учащимися изученного материала учителю-предметнику необходимо ознакомить учащихся с критерием выставления оценок и вывесить его на стенде в кабинете.

1.8.Выставление неудовлетворительных оценок в первые уроки после длительного отсутствия учащихся (3-х и более уроков), сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебному предмету.

2. Периодичность и сроки проверки

2.1.Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются со следующей периодичностью.

• По русскому языку и математике:

• в 1 - 4-х классах и в первом полугодии 5 класса - после каждого урока у всех учеников;

• По иностранному языку:

• во 2 - 4-х классах - после каждого урока;

• тетради-словари проверяются у всех учащихся не реже одного раза в месяц.

По остальным предметам:

• проверка производится выборочно, но таким образом, чтобы каждая тетрадь была проверена не реже одного раза в месяц.

2.2. Тетради учащихся для лабораторных работ по всем предметам во всех классах проверяются у всех учащихся в течение недели после проведения работы.

2.3. Тетради учащихся для изложений и сочинений по русскому языку и литературе, а также для лабораторных и контрольных работ по всем предметам проверяются у всех учащихся после каждой работы,

2.4. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

• контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1 - 9-х и контрольные работы по всем предметам в 1 - 4-х классах проверяются к следующему уроку;

3. Особенности проверки

3.1. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим;

• в начальной школе:

- при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1 - 4-х классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий;

- проверив диктант, списывание, изложение, сочинение учитель подсчитывает и записывает в конце работы число орфографических (числитель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок; после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется отметка за работу;

- после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Над ошибками, как правило, учащиеся работают в тех же тетрадях, в которых выполняли соответствующие письменные работы;

4. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

4.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

4.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.

4.3. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например. 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например, десятое сентября).

4.4. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ.

4.5. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы.

4.6. Соблюдать красную строку

4.7. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой.

4.8. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией: вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Откройте, учитель. Почему родители против инспекций из школы-1200x800

Сезон учительских проверок жилищно-бытовых условий проживания школьников открыт. Об этом можно судить из возмущений родителей в соцсетях, которые против таких визитов. А ведь на самом деле возникают вопросы: почему педагогам вменили в обязанность "ходить в гости" к своим ученикам, насколько это законно и какие документы могут заполняться в ходе посещений? "Вести" попробовали разобраться.

Родители против контроля

"Учитель позвонил и сказал, что он должен заполнить социальный паспорт семьи, поэтому придет домой. Объяснил, что раз наша семья многодетная (трое детей), значит, надо проверить жилищно-бытовые условия. Конечно, мне не понравилась такая инициатива, так как у нас все дети одеты, обуты и накормлены. Поэтому я пришла в школу, и учитель заполнял акт проверки с моих слов", — рассказала "Вестям" Наталия из Лозовой.

По ее словам, вопросы в документе были в основном направлены на определение финансового положения семьи: источник дохода, кто и кем работает, какая площадь жилья.

Наталия поинтересовалась законностью таких действий. Оказалось, что, действительно, в Украине существует такой формуляр, как Акт обследования материально-бытовых условий семьи. Он предусмотрен документами, устанавливающими порядок назначения разного рода льгот. Но, как утверждает Наталия, ее семья помощи у государства не просит. Более того, акт подписывается социальным инспектором, а никак не учителем.

"Читала, что у некоторых подобный опыт уже был, но в основном люди против такого контроля со стороны школы", — говорит Наталия.

Против таких визитов и Виктория из Сум, сын которой в этом году пошел в первый класс. По ее словам, учитель сразу же всех предупредила, чтобы ждали в гости, но Виктория против.

Вот, что пишут другие родители в соцсетях.

Елена: "К нам пришли, посмотрели, есть ли у ребенка стол, стул, где он уроки делает. Бегло осмотрели дом и даже не сняли обувь. К тем, к кому на самом деле надо ходить, никто не ходит".

Лилия: "В селах никто не смотрит, из многодетной ребенок семьи или нет, все равно придут с проверкой. У нас в школе узнавали, где ребенок прописан, кто собственник жилья. Вот такой бред, и этим интересовалась школа. Вопрос, зачем?"

Марина: "Какие-то сомнительные проверки, классный руководитель не имеет на это права. Возможен визит или встреча семьи с психологом или соцработником, но для это должны быть веские основания".

По домам ходили всегда

Эксперт по защите прав ребенка Людмила Волынец убеждена: родители всегда найдут повод выразить возмущение, особенно в соцсетях, однако посещения педагогами своих учеников — это традиционный вид взаимодействия учителя и родителя. "Такая практика была в 60-х, 80-х, и сейчас у работников образования есть такая функция", — отмечает эксперт, которая считает, что учительские визиты — не проблема, а решение.

"Это всегда момент сотрудничества. Конфликт будет тогда, когда решается вопрос о лишении или ограничении родительских прав, или когда есть сомнения, что ребенок защищен. То есть государство вмешивается при определенных условиях. А если у родителей все в порядке, то непонятно, почему они против", — рассуждает Людмила Семеновна.

По ее словам, учителя вряд ли будут ходить по домам из праздного любопытства, потому что у них тоже на это нет ни желания, ни времени. Другое дело, если ребенок имеет проблемы со здоровьем и находится на дистанционном обучении, если в семье один из родителей болен или имеет инвалидность, если есть подозрения, что ребенку дома небезопасно.

"Например, трижды ребенок пришел на урок избитый, есть синяки. Учитель понимает, что, возможно, ребенка дома били. А он по закону о домашнем насилии является стороной выявления таких обстоятельств. Потому выяснить все, что происходит с учеником, он обязан", — поясняет Волынец.

Эксперт также обращает внимание на разницу функций учителей и соцработников: "Учитель не оценивает жилищные условия, это работа службы по делам детей. Учитель посещает ученика и изучает атмосферу в семье — это одна из составляющих знакомства с ребенком. Есть дети, которым как только грозит тройка или двойка, сразу впадают в истерику и говорят: "Не ставьте, меня дома убьют".

Можно избежать трагедий

Учитель должен понимать, что происходит дома у ребенка, поскольку нельзя каждую семью априори считать счастливой и благополучной, предупреждает Людмила Волынец.

"Есть огромное количество мам, у которых сожители меняются чаще, чем у детей названия классов, есть тысячи ситуаций, когда визит учителя в семью является определяющим с точки зрения того, что происходит с ребенком. Согласитесь, ни один алкоголик не признается в своей зависимости и будет уверять, что он хороший родитель", — с горечью констатирует она.

Также практику обхода педагогами учеников считает полезной и общественный деятель, директор фонда "Зростай в родині" Евгений Осипчук. "Если учителя будут обращать внимание на то, как живут дети и что с ними происходит, то ничего в этом плохого нет. Наоборот, мы сможем не допустить трагедии, которые в последнее время все чаще начали происходить, учитывая социально неблагополучную среду", — говорит он "Вестям".

Осипчук указывает, что обходы могут быть личной инициативой педагогов, однако если учитель видит, что ученик в критической ситуации, он должен сообщить в органы опеки и соцслужбы о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей или об угрозе жизни или здоровью ребенка.

"В этих случаях служба включается и делается проверка условий жизни ребенка. Просто так служба не ходит с проверками", — отмечает директор фонда.

Учитель должен работать в школе

Несмотря на очевидные плюсы учительских визитов, законодательно они не обязаны ходить по домам учеников. "По крайней мере, я такой нормативный документ не читала", — признает Людмила Волынец.

Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев также настаивает на том, что проверять жилищные условия детей — это задача социальных служб. Он называет юридически сомнительной позицию, если в должностных обязанностях классного руководителя прописывают проверку жилищных условий. По словам Горбачева, учитель должен работать в школе, и если он видит, что ребенок не в порядке, то должен информировать об этом руководителя школы.

Что касается такого документа, как социальный паспорт семьи, то Горбачев сомневается, что он на самом деле существует. Омбудсмен напоминает, что сейчас даже отменено требование вносить в журнал данные о месте работы родителей. Таким образом, заполнение социального паспорта — абсолютно не в правовом поле, и ни одного нормативного документа, который бы устанавливал его форму, омбудсмен не знает.

Откройте, полиция

Алексей Полищук, начальник службы по делам детей и семьи Днепровской РГА в городе Киеве, говорит, что составление социального паспорт семьи — не в ведении их служб, в отличие от актов обследования жилищных условий.

"Хотя, возможно, в школах тоже существует такой документ. Они руководствуются своими нормативно-правовыми актами, приказами Минобразования. Могу полагать, что они имеют на это право, потому что за буллинг в школах, в соответствии с законодательством, отвечает и само учреждение, и управление образования. В рамках предотвращения буллинга они должны искать его причины, и, скорее всего, в их нормативно-правовых актах прописан этот механизм. Поскольку если ребенок кого-то обижает в школе, возможно, в отношении него оказывается насилие в семье, и он поступает в школе так, как видит дома. Скажем, если папа поднимает руку на маму, значит, ребенок в школе будет поднимать руку на одноклассника", — поясняет Полищук в комментарии "Вестям".

Он вспоминает, что учителя всегда могли приходить домой к детям и смотреть, что происходит в семье. И сейчас, если в школе выявляют, что с ребенком неладно, информацию передают в службу по делам детей.

"В каждой школе должен быть психолог и социальный педагог, которые проводят соответствующую работу, в том числе по предупреждению буллинга. Когда мы получаем информацию, что в семье что-то происходит, тогда вместе с полицией вмешиваемся", — говорит собеседник "Вестей".

Если есть подозрения о нарушении прав ребенка в семье, нужно обратиться в полицию, в социальные службы, вторит Алексею Полищуку образовательный омбудсмен Сергей Горбачев. По его словам, есть закон о противодействии буллингу, есть приказ №1646 Минобразования, который четко определяет процедуры реагирования на случаи буллинга, но ходить по семьям — точно не обязанность учителя.

  • На подарки учителям и ремонт. В соцсетях всплеск жалоб на поборы в школах
  • Свой TikTok и никаких линеек. Как дети хотят изменить школу
  • Девять первых классов и по 43 ребенка в классе: почему не хватает школ

Материал опубликован в газете "Вести" от 5 октября №181. Полный выпуск газеты "Вести" вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.

Читайте также: