Имеет ли право стоматология работать без лицензии

Обновлено: 13.05.2024

Катерина работала стоматологом-терапевтом и ортодонтом в Казани, а в январе 2017 года открыла с партнерами стоматологическую клинику.

Через несколько месяцев начались проблемы с оборудованием, а позже — и с партнерами. В середине 2018 девушка перезапустила бизнес. Вот ее история.

Как всё начиналось

Катерина училась в Казанском государственном медицинском университете на стоматолога. Во время учебы не хватало практики, поэтому на третьем курсе девушка устроилась санитаркой в одну из местных клиник. Через 6 месяцев перешла на должность ассистента стоматолога и проработала там до выпуска в 2009 году.

Оставаться в Казани Катерина не хотела. Для ординатуры ее привлекал Центральный научно-исследовательский институт стоматологии в Москве. Целый месяц она не могла туда дозвониться, поэтому решила поехать без договоренности. Дальше вахты без записи девушку не пустили. Пришлось вернуться в Казань.

На второй год нужно было прикрепляться к клинике. В марте 2011 Катерина устроилась стоматологом-терапевтом, а через полтора года заняла место ортодонта.

Со второго по десятый класс Катерина ходила в пластинках — родители-педиатры внимательно следили за здоровьем дочери. Кабинет ортодонта был заставлен шкафами с гипсовыми слепками челюстей. К концу школы она решила, что хочет такой же шкаф

8 клиник и кабинет в аренду

Четыре года Катерина совмещала работу стоматологом-терапевтом и ортодонтом. В 2016 полностью ушла в ортодонтию, совмещая приемы в восьми маленьких клиниках.

Каждый год из двух местных вузов в Казани выпускается около 30 специалистов. Около 20% уезжают в родные города, еще 20% — в Москву и Санкт-Петербург , а 20% выходят замуж и отказываются от медицинской карьеры. В городе остается всего 10 ортодонтов — и они нарасхват.

Услуги стоят недешево: пациенты часто говорили, что готовы пойти на лечение, но за меньшие деньги. Для таких клиентов в августе 2016 Катерина арендовала стоматологический кабинет в одной из клиник за 350 рублей в час. Клиенты платили за прием в два раза меньше, но не получали официальных документов. Например, не могли оформить налоговый вычет.

За установку брекетов и полное ортодонтическое лечение такие пациенты платили около 35 тысяч рублей. Средний срок лечения составлял 1,5 года. За это время Катерина тратила на прием одного человека около 15 часов. Это позволяло ей заработать в среднем 1300 рублей с клиента ежемесячно.

Первое время такие приемы занимали у Катерины по 3—4 часа в воскресенье. Примерно через 5 месяцев — уже 7—8 часов в неделю. Постепенно она сокращала приемы в мелких клиниках и все чаще работала на себя в арендованном кабинете. Тогда же впервые столкнулась с самой большой проблемой ортодонта: что делать с пациентами клиник, которым еще много месяцев до снятия брекетов?

Далеко не каждый специалист согласится подхватить чужого клиента. Иногда Катерине не удавалось передать пациента ортодонту, который приходил в клинику ей на замену. Тогда приходилось брать таких клиентов на лечение самой.

Покупка готовой клиники

Осенью 2016 года Катерина познакомилась с терапевтом-пародонтологом и ее мужем-юристом . Втроем решили объединиться, чтобы открыть собственную клинику.

Врачи подумали купить готовый бизнес, так как не хотели заниматься лицензированием клиники сами. Пугали возможные сроки и суммы для получения лицензии — 300 тысяч рублей и 6 месяцев. При этом нужно платить за аренду помещения, а работать и зарабатывать без лицензии нельзя. Значит, потребовались бы дополнительные накопления.

Катерина попросила знакомого юриста проверить сделку. Он убедился, что баланс чистый, а гарантийных, долговых обязательств и базы пациентов у клиники нет.

Клиника находится на стыке двух районов, рядом со станцией метро. Вдоль дороги пока еще не запрещена парковка

Помещение клиники — бывшая двухкомнатная квартира в пятиэтажной хрущевке, оформленная в коммерческую недвижимость. С соседями повезло. Прошлой зимой каждое утро бабушка-соседка в качестве зарядки по своей инициативе расчищала снег перед входом

Деньги на покупку и первые траты Катерина заняла у друга — 625 тысяч без процентов на 2 года. Партнеры тоже взяли недостающую сумму в долг.

Что вошло в стоимость клиники:

Пришлось докупать инструмент для партнера Катерины — для лечения кариеса, каналов и чистки зубов. Набор ортоинструментов у нашей героини уже был.

Ремонт в клинике был бюджетным: самый дешевый линолеум, плинтуса, натяжной потолок и сантехника. Через полгода Катерина перекрасила часть стен из бежевого в сиреневый

Расходы на открытие клиники в январе 2017 года — 1 725 900 Р

Ежемесячные затраты на соблюдение закона

Поиск сотрудников

Параллельно Катерина занялась поиском сотрудников.

Администраторами стали две девушки, знакомые с прошлых мест работы. Они оформлялись на график 2 через 2 за 140 рублей в час. В их задачи входило отвечать на звонки, принимать оплату, напоминать клиентам о записи, оформлять медицинские карты и справки для налоговой.

Для уборки наняли санитарку, которая жила в соседнем доме. За 8 тысяч рублей в месяц она наводила в помещении чистоту и раз в 7 дней делала генеральную уборку.

Для ведения финансовой отчетности и работы в 1С Катерина пригласила свою двоюродную тетю, которая была опытным бухгалтером. За эти задачи ей предложили 6,5 тысячи рублей в месяц. Работа в основном удаленная, в клинике достаточно появляться раз в неделю на 20 минут, чтобы передать или подписать документы.

Самым сложным оказалось найти хороших ассистентов. Обычно это выпускники медицинского колледжа или студенты ординатуры, которые набивают руку. Некоторые не умели общаться с пациентами или работали слишком медленно. Но в основном задерживались недолго, потому что быстро переходили на должность врача.

На два кабинета Катерине с партнерами требовались 3 ассистента. Снова помогли знакомства с прошлых мест работы. Зарплата ассистентов составляла 120—180 рублей в час.

Всем сотрудникам сразу предложили скидку на стоматологическое лечение от 50%.

Неожиданные издержки

Уже через несколько месяцев после запуска столкнулись с неожиданными проблемами с оборудованием.

Стерилизатор создавал огромную влажность в помещении, в нем нельзя было выбрать температурный режим и стерилизовать пластиковые инструменты. Пришлось купить новый за 84 тысячи

Для работы стоматологической установки необходима дистиллированная вода, но дистиллятора не оказалось, а новые хозяйки этого не заметили. В день обычно уходит 5—7 л воды, а сам дистиллятор стоил 15 тысяч

Дополнительные 30 тысяч рублей заплатили и за проект рентген-кабинета. Еще 27 тысяч — за специальную дверь в кабинет. Во время покупки клиники на отсутствие всего этого просто не обратили внимания. Но дело довести до конца не удалось из-за разрыва партнерства.

стоила дверь со свинцовой вставкой для рентген-кабинета

Уход партнеров

Непонимание между партнерами началось уже через полгода совместной работы.

Второй момент был связан с финансовой непрозрачностью. Документы хранились дома у партнеров, через них же шли все денежные потоки.

В феврале 2018 Катерина предложила партнерам делить выручку, которая до этого смешивалась. За два следующих месяца она заработала на 120 тысяч рублей больше, чем прежде, хотя количество приемов было обычным. Разница в цифрах усилила недоверие и заставила задуматься о более кардинальном решении — выходе из партнерства.

Распределение партнерской ответственности при открытии клиники

Задачи Доля Схема оплаты приема
Катерина Пациенты по ортодонтии, график, взаимоотношения с персоналом 50% 35% минус стоимость брекет-системы от клиента
Партнер-стоматолог Клиенты терапии и пародонтологии, заказы расходников 40% 25% от клиента
Партнер-юрист Финансы, орг. задачи, должность директора 10% Оклад 10 000 Р

В июне Катерина предложила партнерам выкупить ее долю, но те отказались. Выяснилось, что их тоже перестала устраивать совместная работа: они предложили продать бизнес за 1,2 миллиона конкретному клиенту. Это было на почти 500 тысяч меньше, чем вложения на открытие, поэтому теперь отказалась Катерина.

В итоге договорились о том, что Катерина выкупает доли партнеров. В счет этой суммы они забрали часть оборудования на 200 тысяч рублей. Оставшиеся 225 тысяч девушка взяла из своих сбережений, а еще на 200 тысяч оформила кредит.

Разрыв партнерства оказался неприятным. Например, расходники договорились поделить пополам, но вместо этого бывшие партнеры увезли гораздо больше.

Расходы на клинику после ухода партнеров в 2018 году — 96 000 Р

Пациенты, услуги и маркетинг

Большинство пациентов клиники — молодые люди от 20 до 30, часто студенты. Обычно они обращаются за исправлением прикуса с помощью брекет-систем.

80% показаний к коррекции зубов и прикуса — эстетика. Сроки лечения — от 8 месяцев до 3,5 лет. Стоимость — от 70 до 115 тысяч рублей.

Почти все пациенты берут рассрочку. Первый платеж — полная оплата брекет-системы, последующий ежемесячный платеж — процедуры по ведению этой системы.

Например, полная стоимость коррекции прикуса с помощью керамико-металлических брекетов — 72 тысячи рублей. На первом приеме пациент оплачивает стоимость брекетов и их установки — 20,5 тысячи. Остальные работы вроде смены дуг или подтяжки обходятся ежемесячно в 2250 рублей.

В день Катерина принимает от 5 до 22 человек. На установку или снятие брекетов требуется 2—3 часа , на ежемесячный осмотр пациента с подтяжкой брекетов — 20 минут.

Во время приема используется одноразовый комплект инструментов. Это перчатки, нагрудная салфетка, стакан, салфетки, стерильные инструменты в упаковке. Себестоимость набора — 10—15 рублей плюс затраты на стерилизацию инструментов

Когда пациенту нужно сделать рентген для ортодонтии, Катерина направляет его в специализированные рентген-центры. Если нужен ортопед, то рекомендует проверенных друзей-коллег . Это взаимоуслуга — коллеги рекомендуют ее как ортодонта. Для лечения каналов она тоже отправляет к другому специалисту. Два раза в месяц в клинике принимает детский врач.

Почти все пациенты приходят по рекомендации. За все время случайно в клинике оказались только 2—3 клиента . Маркетингом Катерина не занимается, потому что пациентов и так хватает: сейчас их 150. С июня 2019 даже пришлось выходить в клинику по воскресеньям.

Основной способ показать качество работы ортодонта — это фотографировать зубы пациентов до и после. Катерина делает это нерегулярно, так как публикацию необходимо согласовывать с пациентом и пока нет места, где это всё публиковать. У Катерины есть личный аккаунт в Инстаграме, но явной привязки к клинике и плана публикаций нет

Чтобы клиент не имел завышенных ожиданий, на входе Катерина спрашивает, что он хочет, и просит показать фотографию. Бывает такое, что девушки с мелкими зубами представляют, что после брекетов у них появятся голливудские улыбки. Но такие зубы обычно располагаются с большими промежутками — в таких случаях недостаточно коррекции брекет-системы. Сами зубы необходимо наращивать, например, винирами.

Если после серьезной беседы проблема с соблюдением графика повторяется, то Катерина предлагает искать ортодонта поближе к дому. Так пришлось отпустить трех пациентов.

Еще одна сложная категория — недисциплинированные подростки, которые тоже регулярно пропускают приемы. Не так давно на прием вместе с мамой пришел десятиклассник: он оторвал два брекета и вытащил часть дуги. По договору дополнительные брекеты оплачивает пациент, но мама отказалась это делать. Чтобы не разжигать конфликт, Катерина пошла навстречу и взяла с нее только стоимость расходных материалов в 1500 рублей.

Самые веселые пациенты — это дети, которые еще носят корректирующие пластины. Каждая вторая девочка брендирует аппарат наклейками любимых мультгероев

Лицензия — это разрешение заниматься определенной работой. Она нужна детективам, страховщикам, детским центрам, владельцам телекомпаний и атомных станций. Полный список есть в законе о лицензировании.

Заниматься работами из этого списка без лицензии незаконно, но наказания сильно разнятся: за работу с опасными грузами можно получить 50 000 рублей штрафа, а за отопление домов — условный срок.

Еще о лицензиях

Елена Теленова

Административное и уголовное наказание

Есть две статьи, в которых прописаны наказания за работу без лицензии — одна в административном кодексе и одна в уголовном. Какая статья достанется, решает суд: он оценивает доход, ущерб и наличие сообщников.

Административная статья. Штраф назначают, если компания не принесла особого ущерба или не получила крупный доход. Крупный доход начинается от 2,25 миллиона рублей, поэтому до этого можно отделаться штрафом. Для физлиц он максимум 2500 рублей, для организаций доходит до 50 000 рублей, еще могут забрать оборудование и сырье.

Уголовная статья. Уголовное наказание за работу без лицензии — это штрафы и лишение свободы:

  • если получили доход или нанесли ущерб в размере от 2,25 млн рублей — штраф до 300 000 рублей, обязательные работы до 480 часов или арест до шести месяцев. Ущербом может быть, например вред здоровью или добыча ископаемых из недр;
  • если получили доход в размере от 9 млн рублей или работали организованной группой — штраф 100 000—500 000 рублей, принудительные работы до пяти лет или лишение свободы до пяти лет со штрафом до 80 000 рублей.

Еще суд может решить вообще не наказывать за отсутствие лицензии или назначить условный срок. Примеры дальше.

Штраф 150 000 ₽ за криптографическое шифрование

Для работ, связанных с шифрованием, нужна лицензия ФСБ. Это, например, создание сервисов для электронных платежей или продажа программ для безопасного обмена информацией. Вот реальное судебное дело одного банка.

А. Шевченко исполнял обязанности председателя правления в банке N. Он запустил сервис электронных платежей с криптографическим шифрованием, и банк начал продавать его клиентам. Лицензию на криптографическое шифрование не получали.

Пока банк использовал шифрование, он получил прибыль в крупном размере. В судебном деле нет точных цифр, но в законе крупными считаются суммы от 2 250 000 рублей до 8 999 999 рублей.

Шевченко как единоличному исполнительному органу банка суд назначил штраф — 150 000 рублей.

Год условно за отопление и горячую воду

В суде Е. говорил о том, что он не мог остановить поставку горячей воды и оставить людей зимой без отопления, что его котельни не относятся к опасным производствам, а значит, не требуют лицензии и что он не вел предпринимательскую деятельность.

Суд его доводы не принял и назначил наказание — лишение свободы на год условно.

Штраф 50 000 ₽ за разгрузку химикатов

Махов был директором в компании, которая занималась перевозками, хранением и торговлей рудой, металлами, топливом и химическими веществами. Химические вещества считаются опасными грузами, поэтому их перевозка требует лицензии.

Пока у компании не было лицензии, она заработала 6,2 млн рублей — это доход в крупном размере. Но суд выбрал самое мягкое наказание — штраф 50 000 рублей, потому что Махов нарушил закон впервые, раскаялся и признал свою вину.

Ничего за разовую медицинскую консультацию без лицензии

У Барановой когда-то было ИП, она занималась врачебной практикой, потом решила закрыть ИП. Через какое-то время после этого Баранова проконсультировала клиентку, а та пожаловалась на нее в налоговую за незаконную предпринимательскую деятельность.

Инспектор налоговой обратился в суд, но суд решил, что одна консультация — это не предпринимательская деятельность, потому что нет систематичности, а значит, наказывать Баранову не за что.

Шпак Роман

Нередко стоматологические клиники предпочитают сдавать в аренду стоматологические кабинеты, не задумываясь о юридических последствиях в случае нанесения вреда здоровью пациента оказанием некачественных медицинских услуг. На практике возникают также вопросы распределения ответственности врачей при заключении гражданско-правового или трудового договора.

Причинение вреда здоровью пациента: правовые аспекты

Помимо прочих основные начала для защиты прав граждан на социальные блага, в том числе на здоровье, содержатся в Конституции РФ, в соответствии с которой права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции). Кроме того, специальная правовая база определяет права граждан на охрану здоровья и последствия их нарушения. В числе способов защиты прав, установленных ст. 12 ГК РФ, предусмотрена компенсация морального вреда. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), суд может возложить на нарушителя обязанность его денежной компенсации (ст. 151 Кодекса).

По общему правилу, установленному п. 1 и 2 ст. 1064 ГК, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. В случаях, специально предусмотренных законом, вред возмещается независимо от вины причинителя (п. 1 ст. 1070, ст. 1079, п. 1 ст. 1095, ст. 1100 ГК). Обязанность возмещения вреда может быть возложена на лиц, не являющихся его причинителями (ст. 1069, 1070, 1073, 1074, 1079 и 1095 Кодекса).

Установленная ст. 1064 ГК презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен предъявить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер вреда, а также того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным возместить вред в силу закона.

В объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются (ст. 1085 ГК):

  • утраченный потерпевшим заработок (доход), под которым следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после получения вреда здоровью;
  • расходы на лечение и иные дополнительные расходы (дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п.).

Судам следует учитывать, что расходы на лечение и иные дополнительные расходы подлежат возмещению причинителем вреда, если будет установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. Однако если потерпевший имеет право на их бесплатное получение, но фактически был лишен возможности получить такую помощь качественно и своевременно, суд вправе удовлетворить требования о взыскании с ответчика фактически понесенных истцом расходов.

В отличие от утраченного заработка (дохода), размер дополнительных расходов не подлежит уменьшению и при грубой неосторожности потерпевшего, поскольку при их возмещении вина потерпевшего в силу п. 2 ст. 1083 ГК не учитывается (п. 27 Постановления Пленума ВС № 1).

Кто несет ответственность за некачественное лечение: врач или клиника?

Рассмотрим несколько видов правоотношений между врачами и стоматологическими клиниками.

Норма ст. 406.1 ГК позволяет включить в договор обязанность одной стороны возместить имущественные потери другой, возникшие в случае наступления определенных в договоре обстоятельств, не связанных с нарушением обязательств из договора. Такое перераспределение ответственности, если арендатор оказывает платные медицинские услуги в арендованном стоматологическом кабинете, представляется справедливым, поскольку за любые нарушения прав пациента, включая информационные, к ответственности привлекается медучреждение и (или) предприниматель, оказывающий медицинские услуги.

Если стоматологическая клиника сдает в аренду кабинеты, не предъявляя к арендатору указанных требований и не регулируя должным образом отношения между ними, то с высокой вероятностью она не сможет предъявить какие-либо регрессные требования к врачу-арендатору.

Отношения сторон по договору возмездного оказания услуг регулируются гл. 39 ГК, а если заказчиком является гражданин, заказывающий услугу для удовлетворения бытовых или других личных потребностей, – также Законом о защите прав потребителей.

Таким образом, поскольку договор возмездного оказания услуг заключается между потребителем и организацией, оказывающей стоматологические услуги (а не с врачом), именно организация возвращает потребителю деньги за некачественную услугу.

Аналогичный порядок установлен для ситуаций, когда в процессе оказания медицинских услуг причинен вред жизни или здоровью гражданина. Так, в соответствии с ч. 2, 3 ст. 98 Закона об основах охраны здоровья медучреждения, а также медицинские и фармацевтические работники несут ответственность за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медпомощи. Такой вред возмещается медучреждениями в объеме и порядке, установленных законодательством РФ. Ответственность за причинение вреда здоровью или жизни пациента медучреждения несут на основании ст. 1084 и 1095 ГК.

Соответственно, если пациент арендатора заключал договор со стоматологической клиникой, оплата производилась также через клинику, то она и будет нести ответственность.

В подобных случаях стоматологической клинике, на мой взгляд, будет сложно взыскать убытки с арендатора.

Международная практика

Тема персональной ответственности врачей неоднократно обсуждалась в разных источниках. Мне знакомо израильское законодательство, поскольку в этой стране я учился и практиковал.

Министерство здравоохранения Израиля соответствующими законами и инструкциями полностью обеспечивает законодательную базу профессиональной деятельности врачей.

В Израиле медицина – страховая. Поскольку в этой стране установлена личная ответственность за результат профессиональной деятельности, все практикующие врачи застрахованы. Страховые компании страхуют только ту профессиональную часть работы, по которой данный врач прошел специализацию. Это привело к тому, что, хотя закон не ограничивает врача в направлениях его деятельности, израильские медики в основном заняты только в той области, по которой прошли специализацию.

В России постепенно приходят к имплементации зарубежного опыта.

Принцип вины является одним из фундаментальных правовых принципов ответственности современного гражданского права. Начиная с Французского гражданского кодекса 1804 г. он был заложен в основу гражданских кодексов почти всех стран.

При обращении к бремени доказывания виновности нельзя не упомянуть российское право, которое исходит из презумпции виновности причинителя вреда. Согласно п. 2 ст. 1064 ГК причинитель вреда должен доказать отсутствие своей вины. Такая особенность российского деликтного права существенно усиливает ответственность. В связи с этим можно сказать, что ГК устанавливает ответственность, которая по правовому характеру значительно приближена к безвиновной. Неслучайно в российском праве суды нередко смягчают виновную ответственность. Вполне возможно, с этим же стремлением связана частота непризнания судом в России причинной связи и размера убытков в исках о возмещении вреда, что выглядит непривычно, поскольку зарубежные суды стремятся усилить, а не смягчить виновную ответственность. Это хорошо иллюстрирует тот факт, что исходные точки в российском и зарубежном праве находятся на противоположных концах спектра ответственности 2 .

Другая модель взаимоотношений между врачом и клиникой – оказание услуг по гражданско-правовому договору. В этом случае клиника также будет нести ответственность.

Согласно ч. 8 ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, но это не влияет на ответственность в случае оказания врачом некачественных услуг.

В соответствии с положениями ст. 1068 ГК юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Рассмотрим подробнее трудовые отношения между врачом и стоматологической клиникой, поскольку именно эта модель позволяет клинике возместить убытки в порядке регресса.

Варианты трудовых отношений между врачом и клиникой, как правило, следующие:

  • работник клиники – на основании трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК);
  • совместитель – в соответствии с ч. 1 ст. 60.1 ТК работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого (внешнее совместительство).

Предъявление регрессных требований к работнику

Порядок привлечения сторон трудового договора к материальной ответственности определяется положениями ТК. Так, согласно ст. 233 Кодекса материальная ответственность стороны наступает за ущерб, причиненный другой стороне в результате виновного противоправного поведения (действий или бездействия) первой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В соответствии с ч. 1 ст. 238 ТК работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом (ч. 1 ст. 238 ТК) понимаются:

  • реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если он отвечает за сохранность этого имущества);
  • необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества;
  • необходимость для работодателя произвести затраты на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

При предъявлении регрессных требований к работнику важно соблюдать сроки обращения в суд. В силу ч. 3 ст. 392 ТК работодатель вправе предъявить к работнику иск о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение года с момента выплаты работодателем данных сумм. Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам. При этом за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК или иным федеральным законом (ст. 241 ТК)

Хочу обратить внимание на еще один момент: если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что работник обязан возместить ущерб, суд в соответствии с ч. 1 ст. 250 ТК может с учетом степени и формы вины, материального положения работника, а также других обстоятельств дела снизить размер взыскания, но не вправе полностью освободить работника от такой обязанности. Таким образом, взыскать с работника причиненный ущерб в регрессном порядке непросто.

Как быть, если врач-работник уволился и другим врачам стоматологической клиники приходится переделывать выполненные им работы, порой весьма дорогостоящие? Как клиника в этом случае может взыскать ущерб, если трудовые отношения давно закончились? Как вариант она может заключить с врачом соглашение о возмещении ущерба во время его увольнения. Следует отметить, что в странах общего права такие соглашения между работодателем и работниками практикуются.

Что касается стран ближнего зарубежья, практика там примерно соответствует российской. Например, по законодательству Республики Беларусь работник обязан бережно относиться к имуществу нанимателя, принимать меры к предотвращению ущерба (п. 6 ч. 1 ст. 53 ТК РБ). Случаи и порядок возмещения такого ущерба, основания наступления материальной ответственности работника перед нанимателем установлены ГК РБ, ТК РБ и иными нормативными правовыми актами.

Материальная ответственность работника наступает в случаях:

  • причинения прямого действительного ущерба;
  • вины работника в причинении ущерба;
  • противоправности деяния (действия или бездействия) работника;
  • прямой причинной связи между виновным деянием работника и ущербом (работник обязан возмещать в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причиненный по его вине нанимателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях, а также третьим лицам).

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 937 ГК РБ). При этом наниматель не несет ответственности, если работник причинил вред третьему лицу не при исполнении трудовых обязанностей.

Участие работника в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, при рассмотрении в суде дела об определении размера материальной ответственности работодателя освобождает последнего в дальнейшем от доказывания правильности определения им суммы затрат на возмещение ущерба, причиненного работником третьему лицу, так как в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела с участием тех же лиц. Если вопрос о сумме возмещения потерпевшему был решен без участия работника, он может оспаривать размер его материальной ответственности, ссылаясь на неправильное определение размера причиненного им ущерба.

В заключение отмечу, что независимо от способа возмещения ущерба работодателем материальная ответственность работника должна рассчитываться вновь (на основе размера затрат работодателя). При этом способ возмещения ущерба работником не определяется формой возмещения ущерба работодателем. Таким образом, установление материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный работником, значительно повышает гарантии восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

1 Подробнее об этом см.: Louisell D.W., Williams H. Res Ipsa Loquitur – Its Future in Medical Malpractice Cases // California Law Review. Vol. 48. Issue 2. 1960.

2 См. об этом: Чжеву Ли. Соотношение виновной и безвиновной ответственности в деликтных обязательствах // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. № 4, апрель 2013 г.

При некачественном оказании стоматологических услуг потребитель вправе, в частности, обратиться с требованием к медицинской организации и (или) с иском в суд о безвозмездном устранении недостатков, соразмерном уменьшении цены за оказанные услуги, возврате уплаченных средств, полном возмещении причиненных убытков, а также о компенсации морального вреда.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 98 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).
На практике споры о некачественном оказании стоматологических услуг встречаются довольно часто.

Проверка качества оказанных стоматологических услуг
Некачественное оказание стоматологических услуг, как правило, подтверждается результатами независимой экспертизы, так как разрешение данного вопроса требует специальных знаний.
Если потребитель принял решение о проведении независимой экспертизы качества оказанных стоматологических услуг после обращения в платную стоматологическую клинику, то ему следует уведомить представителя медицинской организации, оказавшей ему стоматологические услуги, о времени и месте ее проведения, направив телеграмму, телефонограмму либо передав уведомление под расписку в саму медицинскую организацию или ее сотрудникам.
Если в результате проведенной экспертизы будет выявлено, что недостатки возникли в связи с некачественно оказанными стоматологическими услугами, то расходы на проведение экспертизы несет медицинская организация. В иных случаях экспертизу оплачивает та сторона, которая потребовала ее проведения, либо расходы могут быть поделены поровну между потребителем и медицинской организацией, если экспертиза назначена по соглашению сторон (п. 5 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).
Экспертиза качества оказанных медицинских услуг также может быть проведена после обращения за оказанием стоматологической помощи в рамках обязательного медицинского страхования (см. также: Что предпринять в случае врачебной ошибки?).

Права потребителя при некачественном оказании стоматологических услуг
В случае некачественного оказания стоматологических услуг, в том числе в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, права потребителя подлежат защите в соответствии с законодательством о защите прав потребителей (абз. 1 преамбулы Закона от 07.02.1992 N 2300-1; ч. 8 ст. 84 Закона N 323-ФЗ; п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).
Так, если стоматологические услуги оказаны некачественно, потребитель вправе по своему выбору потребовать от медицинской организации (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):
безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
соответствующего уменьшения цены (в случае платного оказания стоматологических услуг);
повторного выполнения работы;
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему вещь (например, при некачественном изготовлении зубных имплантов или протезов);
возмещения понесенных им расходов на устранение недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами (например, если потребитель обратился для исправления недостатков медицинских услуг в другую медицинскую организацию).
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном оказании услуги не освобождает медицинскую организацию от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания оказания услуги.
Такой срок может быть установлен правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг. За нарушение данного срока установлена ответственность. В частности, медицинская организация обязана будет выплатить потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены оказания услуги, а если цена оказания услуги договором об оказании услуг не определена — общей цены заказа (п. 1 ст. 27, п. п. 1, 5 ст. 28 Закона N 2300-1).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании стоматологических услуг и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной стоматологической услуги не устранены медицинской организацией. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании стоматологической услуги, если обнаружит существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной стоматологической услуги и нарушением сроков ее оказания (п. 1 ст. 28, п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
При нарушении прав потребителя предусмотрено также взыскание компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (ст. 151 ГК РФ; ст. 15 Закона N 2300-1).
Кроме того, при удовлетворении требований потребителя в суде, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

Сроки предъявления требований при некачественном оказании стоматологических услуг
Требования, связанные с недостатками оказанной стоматологической услуги, могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги или в ходе оказания услуги либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии, в течение гарантийного срока, а при его отсутствии — в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (п. 3 ст. 29 Закона N 2300-1).
Когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и ненадлежащее качество стоматологической услуги обнаружено по его истечении, но в пределах двух лет, для предъявления требования потребителю нужно доказать, что недостатки возникли до принятия им результата стоматологической услуги или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 29 Закона N 2300-1).
Такая же обязанность по доказыванию возлагается на потребителя (п. п. 3, 4, 6 ст. 29 Закона N 2300-1):
при предъявлении требования по недостаткам стоматологической услуги, на которую не установлен гарантийный срок. С претензией к исполнителю необходимо обратиться в разумный срок в пределах двух лет со дня принятия услуги;
при выявлении существенных недостатков стоматологической услуги и предъявлении требования о безвозмездном их устранении. Такое требование можно заявить при обнаружении недостатков по истечении двух лет со дня принятия результата стоматологической услуги, но в пределах установленного на него срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата стоматологической услуги потребителем, если срок службы не установлен.

Справка. Существенный недостаток услуги
Существенный недостаток услуги — это неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. При этом наличие возможности устранить недостаток само по себе не означает, что он не является существенным (абз. 9 преамбулы Закона N 2300-1).

Предъявление требований к исполнителю при оказании некачественных стоматологических услуг
При оказании некачественных стоматологических услуг законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Однако на практике рекомендовано обратиться к медицинской организации, оказавшей стоматологические услуги, так как в случае добровольного исполнения требования потребитель может избежать дополнительных финансовых и временных затрат. Для этого потребителю следует представить в медицинскую организацию соответствующую письменную претензию.
Претензия составляется в свободной форме. В ней следует указать данные медицинской организации (наименование, место нахождения, иную контактную информацию); данные потребителя (Ф.И.О., паспортные данные, адрес и телефон); обстоятельства заключения договора; информацию об оплате; в чем, по мнению потребителя, заключается некачественное оказание стоматологических услуг и требования потребителя.
К претензии следует приложить документы, подтверждающие требования потребителя.
Претензия направляется по почте (заказным письмом или ценным письмом с описью вложения). Также претензия может быть вручена непосредственно работнику медицинской организации, при этом необходимо получить отметку о вручении на своем экземпляре.

Сроки удовлетворения требований потребителя при некачественном оказании стоматологических услуг
Требования потребителя об уменьшении цены за оказанную стоматологическую услугу, о возмещении расходов по устранению недостатков оказанной услуги, а также о возврате уплаченной за стоматологическую услугу денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.
Требования о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном оказании стоматологической услуги подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного оказания стоматологической услуги, а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором об оказании стоматологической услуги, который был ненадлежаще исполнен (п. п. 1, 2 ст. 31 Закона N 2300-1).
За нарушение указанных сроков медицинская организация уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены оказанной услуги. Если такая цена договором об оказании стоматологических услуг не определена — в размере 3% общей цены заказа (п. 5 ст. 28, абз. 4 ст. 30, п. 3 ст. 31 Закона N 2300-1).

Обращение с иском в суд при оказании некачественных стоматологических услуг
Если в удовлетворении требования отказано или в установленный срок оно не было удовлетворено, потребитель может обратиться с иском в суд к медицинской организации (ст. 1068 ГК РФ).
Отметим, что в зависимости от обстоятельств дела по вашему ходатайству суд может также назначить экспертизу (ч. 1 ст. 79 ГПК РФ; ч. 1, 2 ст. 58 Закона N 323-ФЗ).
Истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ; п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).
Если в связи с рассмотрением дела судом вы понесете судебные расходы (расходы на проведение экспертизы, расходы на проезд и проживание, почтовые и иные расходы) и расходы на оплату услуг представителя, суд также может взыскать их с ответчика (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?


Салоны красоты оказывают клиентам разные услуги. На медицинские процедуры и учебные курсы нужна лицензия. На простые косметические услуги — нет. Теперь обо всем подробно.

Штраф за работу без лицензии

Если лицензия нужна, но салон работает без нее, владельца оштрафуют по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Штрафы такие:

Для физлиц Для ИП Для ООО
От 2 000 до 2 500 ₽ От 4 000 до 5 000 ₽ От 40 000 до 50 000 ₽

Малый бизнес может обойтись предупреждением, если поймали впервые. Но решать вопрос с дальнейшем оказанием услуг все равно придется. За продолжение работы без лицензии — закрывают.

Салоны красоты проверяют прокуратура и полиция. Обычно с проверкой приходят по жалобе клиента, которому, например, не выдали чек. Или конкурентов: на один салон заявление в полицию написала ассоциация лазерных косметологов. Проверяющие смотрят прейскурант, рекламу в соцсетях, договоры с клиентами и опрашивают мастеров. Если есть косметологическое оборудование — заберут как вещдок. Точку в деле ставит арбитражный суд.

На медицинские услуги нужна лицензия

Государство следит, чтобы услуги не вредили здоровью людей. Если безопасность и качество процедуры зависят от образования мастера, помещения по санпинам и спецоборудования, предприниматели должны получить лицензию.

Виды деятельности, на которые нужна лицензия, прописаны в статье 12 Закона о лицензировании. Среди них есть медицина.

К медицинским услугам относится косметология, медицинский массаж, диетология и гигиена в стоматологии. Главная черта медицинской услуги — вмешательство в организм человека. То есть когда мастер, что-то колет, надрезает, надавливает или назначает препараты — это медицина. На такое у салона должна быть медицинская лицензия. У Минздрава есть перечень медицинских вмешательств — если нужно разобраться с услугой салона, смотрят в него.

На деле вот какие услуги посчитают медицинскими и спросят лицензию:

Иногда юристы говорят, что перманентный татуаж — это не косметология, а обычная бытовая услуга парикмахера. Но на деле владельцев салонов штрафуют за микроблейдинг и рисование стрелок на глазах без лицензии.

Удаление волос аппаратом — медицинская услуга. Салоны без лицензии штрафуют.

Нужна медицинская лицензия на уколы ботокса, диспорта, гиалуроновой кислоты и другие косметологические препараты. Пример штрафа.

🥼 Консультации по питанию и диетам.

Медицинскую лицензию обязан получить салон — конкретный ИП или ООО, а не мастер, который оказывает услугу клиенту. Отвечать перед госорганами будет тоже салон. За медицинской лицензией обращаются в Росздравнадзор в своем городе. Лицензия бессрочная.

На учебные курсы при салоне нужна образовательная лицензия

Образование — это деятельность, для которой нужна лицензия по п. 40 ст. 12 Закона о лицензировании.

Обучить нового колориста — не образование. Мастер-класс для коллег по ламинированию ресниц — тоже нет. А вот если салон разработал программу уроков, обучает по ней мастеров, экзаменует и по итогу выдает сертификат — это образование. На такие учебные курсы получают лицензию. За ней обращаются в местный Минобр.

На бытовые услуги лицензия не нужна

Без лицензии салоны оказывают бытовые (косметические) услуги. Что относится к бытовым услугам парикмахерских, прописано в ГОСТе Р 51142-2019 . Такие услуги салоны могут предлагать клиентам без опасений.

Косметические процедуры делают для гигиены, коррекции недостатков внешности. Используют декоративную и уходовую косметику. Это так называемый поверхностный уход, без нарушения кожного покрова. Медицинский контроль тут не нужен.

Бытовые услуги это:

🔵 Стрижка волос, усов, бороды,

🔵 Окрашивание волос, бровей, ресниц,

🔵 Прически, плетение кос,

🔵 Маникюр и педикюр,

🔵 Ламинирование волос и ресниц,

🔵 Создание постижерных изделий,

🔵 Косметический пирсинг без прокола,

🔵 Шугаринг, восковая депиляция. По мнению Минздрава, эти виды депиляции не относятся к медицинским услугам.

Однако раз в год мастера салона должны посещать врачей, сдавать анализы на инфекции и обновлять медкнижку — совместный приказ Минтруда N 988н и Минздрава N 1420н .

Статья актуальна на 03.02.2021

Читайте также: