Имеет ли право сотрудник полиции останавливать автомобиль в лесу

Обновлено: 19.05.2024

– Может ли полицейский остановить меня на улице без причины, проверить документы и потребовать показать содержимое сумки? Как вести себя в этом случае? Может ли он сделать это без понятых, без протокола и свидетелей?

👮 Поведение полицейского

  1. Представиться, назвать свои ФИО и должность, предъявить по требованию служебное удостоверение, сообщить причину остановки и цели обращения. Если этого не сделать, то гражданин может потребовать личные данные полицейского на основании ст. 5 Закона о полиции.
  2. Если по отношению к гражданину применяются ограничительные меры, то полицейский обязан разъяснить основания по применению указанных мер, а также возникающие по этой причине права и обязанности: например, право не давать против себя показания, право знакомиться с протоколом, право на адвоката, на один звонок и пр.

Закон о полиции разрешает полицейским остановку граждан на улице, но только по веским основаниям. То есть остановить гражданина просто так из праздного любопытства полицейские не могут. Ключевыми причинами для остановки в отношении проверки документов или осмотра являются:

  • наличие подозрений в совершении данным лицом преступления и проверка по базе розыска: например, у полицейских есть ориентировка на разыскиваемого преступника, а задержанный на него очень похож;
  • гражданин находится на территории, на которой он находиться не может: например, в охраняемой зоне без разрешения;
  • проведение проверки на предмет причастности к административному правонарушению: например, лицо распивает спиртные напитки на детской площадке, или пешеход перешел дорогу на красный цвет.

Если подозрения полицейских в совершении преступления не подтвердились, гражданина должны сразу отпустить.

Полицейские вправе проводить досмотры и осмотры:

  1. Осмотры проводят в целях безопасности, например, при массовых мероприятиях, на концертах, при попытках посещения охраняемых объектов и пр. От осмотра можно отказаться, но лицо могут не допустить на мероприятие.
  2. Досмотреть человека полиция может, если есть подозрения в совершении правонарушения, или есть основания полагать, что у гражданина имеются при себе наркотики, оружие и пр. Отказаться от досмотра при наличии оснований гражданин не вправе.

Проводить досмотр могут на улице, в метро, такси и пр. В ходе процедуры обязательно присутствуют понятые (как минимум 2 человека), составляется протокол, а проводится она сотрудником того же пола, что и досматриваемый гражданин. Протокол составляется как до досмотра, так и после. В протоколе отображаются результаты досмотра, показания свидетелей и обстоятельства происшествия.

На основании ст. 8 Закона о полиции гражданин имеет право снимать проведение осмотра или досмотра на камеру или фиксировать аудио. Никакого дополнительного разрешения получать не нужно: достаточно взять в руки камеру или диктофон и приступить к записи. Проведение досмотра или проверка документов не являются спецмероприятием или предметом государственной тайны, поэтому запрещать съемку гражданину не могут. Такая съемка в дальнейшем может выступать доказательством незаконных действий сотрудника полиции.

На что сотрудник полиции не имеет права

Полицейский не имеет права на следующие действия:

Да, пришлось как-то напомнить им о положениях закона Нет, все полицейские, с которыми мне доводилось сталкиваться, вели себя корректно Да, подавал жалобу на полицейских Никогда не имел дел с полицией

💡 Поведение досматриваемого

Досматриваемому следует придерживаться ряда правил:

  1. Записать сведения о полицейских. Это может потребоваться, если действия полиции предстоит в дальнейшем обжаловать.
  2. При столкновении с полицией не стоит хамить, кричать, оказывать физическое сопротивление. Это может быть расценено, как неповиновение законным требованиям полиции.
  3. Всегда требовать протокол и реализовывать свое право на ознакомление с документами.
  4. Не подписывать протокол нецелесообразно: это не сделает его недействительным, но указать на свое несогласие с содержимым – стоит обязательно. Если права гражданина при задержании были нарушены, то ему следует указать это в протоколе (например, неизвестна причина задержания, сотрудник не представился и пр.). При составлении протокола гражданину следует не только занести в него все, что показалось неправомерным в работе сотрудника полиции, но и не оставлять места после написанного, чтобы там не появились недостоверные сведения.
  5. Фиксировать все нарушения со стороны полиции, чтобы потом использовать это против нее.
  6. При необходимости можно напомнить полицейскому о его обязанности на вежливое общение с гражданами.
  7. Гражданин наделен конституционным правом ничего не говорить в свое оправдание и не объяснять причин случившегося или своего нахождения в данном месте.
  8. Если гражданина попросили стать понятым, то он может отказаться: это не грозит какой-либо ответственностью.

Стоит заметить, что между защитой своих прав и невыполнением требований полицейского очень тонкая грань. Иногда чрезмерно активное отстаивание своих интересов может сыграть против гражданина.

❗ Что делать, если права человека при досмотре нарушаются

Если сотрудник полиции отказался представиться и предъявить документы, гражданин вправе пожаловаться на него, позвонив по телефону 112. Дежурному следует сообщить о том, что вас на улице остановил неизвестный и попытался проверить документы.

При нарушении полицейскими регламента проведения досмотра гражданин вправе пожаловаться в прокуратуру или управление собственной безопасности полиции (на основании ст. 53 Закона о полиции). В жалобе необходимо как можно более подробно описать, какие права гражданина были нарушены в ходе досмотра: например, досмотр без составления протокола, задержание без основания, вымогательство и пр.

Гражданин как минимум может потребовать извинений за грубое обращение или раскрытие сведений о частной жизни в письменной или другой форме (на основании ч. 3 ст. 9 Закона о полиции). В отношении действий полицейского проведут проверку, ему может грозить выговор или даже увольнение.

Также гражданин вправе обратится в суд с требованием о признании действий полицейского незаконными и выплаты компенсации.

Евгений Казаков

Тоже интересно. Раз уже попадал в такую ситуацию, осматривали машину, добычи никакой не было, ружьё было в чехле. Выписали штраф

Андрей Путник

😬

Евгений, за что? За то что ружьё в чехле?

Евгений Казаков

Сказали по дорогам общего пользования пожалуйста катайся а в охотугодьях обязательно должна быть путёвка, хоть на что но должна

Евгений Казаков

Путёвки не было. Но у меня и ружьё было даже не стрелено и в чехле. И остановили то уже когда из леса выезжал

Максим Коваленко

Евгений, а вот это уже повод для работы прокуратуры, так как транспортировка разрешена в своём авто везде

Максим Коваленко

Антон Иванов

Иван Подкаменный

ДОсмотр и Осмотр не путайте, для начала. ДОсмотреть не имеет права без правоохранителей и понятых. А Осмотреть - пожалуйста! С недавних пор охотинспектора наделены полномочиями ГОСинспекторов (см. законы), т.е. ИМЕЕТ право и остановить, и Осмотреть, и, ДАЖЕ ЗАДЕРЖАТЬ, если закон нарушен. А если все происходит еще и на охраняемых территориях (нацпарки, заказники, заповедники и т.п.) он просто ОБЯЗАН это делать. Есть еще мелкие тонкости в законах на уровне субъектов РФ, но суть, т.е. сама база - одинакова ДЛЯ ВСЕХ на всей территории РФ.
P.s.
Много раз слышал, о "несправедливости" со стороны егерей и госинспекторов, однако никто из тех, кто мне об этом жаловался не сумел внятно и обоснованно доказать свою правоту. Аргумент один - "Да мы тут всегда, всю жизнь так делали. И никто ничего никогда раньше не говорил. "
Отбирают оружие, транспорт, дают "черный" билет на годы, а то и навсегда.
Мужики обижаются, как дети, а резюме если подвести. Ну что сказать - читайте законы, знайте ваши права.
Ведь прежде чем нарушать законы - ИХ НАДО ЗНАТЬ.
У меня все.

Антон Иванов

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 июня 2014 г. N 04-15-53/11397
Показать полностью.

О НАХОЖДЕНИИ В ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ С ОХОТНИЧЬИМ ОРУЖИЕМ

В связи с участившимися обращениями граждан о необоснованном привлечении к административной ответственности за нарушение Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 г. N 512, при осуществлении законной транспортировки принадлежащего им охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия Минприроды России сообщает следующее.
Частью 1 статьи 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом частью 2 данной статьи конкретизировано, что в целях указанной статьи к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Таким образом, статья 57 Закона об охоте приравнивает к охоте и подразумевает наступление ответственности за нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами только в том случае, если это сопряжено с нарушением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, например, осуществляется деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Указанные положения Закона об охоте полностью коррелируют с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КОАП РФ), применяемого должностными лицами уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности физических лиц за нахождение в охотничьих угодьях с орудиями охоты.
Так, статья 2.1 КОАП РФ определяет понятие административного правонарушения, к которому относится противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КОАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом в соответствии со статьей 2.2 КОАП РФ административное правонарушение может быть совершено как умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично, так и по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Таким образом, физическое лицо для привлечения к административной ответственности в соответствии с положениями КОАП РФ должно совершить противоправное, виновное действие (бездействие), направленное на возникновение вредных последствий, либо повлекшее за собой вредные последствия, либо невозможность предотвратить наступление вредных последствий.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Закона об охоте к охоте относится деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Соответственно нахождение в охотничьих угодьях с орудиями охоты в указанных целях правомерно приравнивается к осуществлению охоты, что не противоречит положениям КОАП РФ.
При этом транспортировка через охотничьи угодья орудий охоты, к которым, в том числе, в соответствии со статьей 1 Закона об охоте относится огнестрельное, пневматическое и холодное оружие, а также боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты, с соблюдением условий, исключающих осуществление деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой, не правомерно приравнивается к охоте.
Таким образом, при соблюдении указанных условий, граждане могут осуществлять транспортировку орудий охоты как с использованием транспортных средств (личные транспортные средства, общественный транспорт и др.), так и лично без использования указанных средств.
Кроме того, деятельность, связанная с транспортированием охотничьего длинноствольного огнестрельного оружия без использования данного оружия в целях осуществления охоты, также не является охотой и регулируется положениями раздела XIII (Транспортирование и перевозка оружия и патронов) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814.
Положениями указанных Правил установлено, что транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах, и не установлено дополнительных требований.
Если при этом действия физических лиц, осуществляющих транспортирование охотничьего оружия через охотничьи угодья в соответствии с установленными указанными Правилами требованиями, не направлены на создание вредных последствий и не влекут за собой наступление вредных последствий либо невозможность предотвратить наступление вредных последствий в отношении охотничьих ресурсов, то такие действия неправомерно рассматривать как нарушение законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
Принимая во внимание, что не основанные на нормах законодательства Российской Федерации действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охоты, вызывают социальную напряженность, обоснованное недовольство граждан, а также подрывают авторитет органов государственной власти, Минприроды России настоятельно рекомендует провести разъяснительную работу с уполномоченными должностными лицами в целях недопущения необоснованного привлечения к административной ответственности законопослушных граждан.

Заместитель Министра -
руководитель Федерального
агентства лесного хозяйства
В.А.ЛЕБЕДЕВ


✅Вас могут остановить в том случае, если инспектор смог установить визуально или зафиксировать при помощи специальных технических средств признаки нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Другими словами, если вы, к примеру, совершили обгон там, где это запрещено, то вы подвергли опасности не только себя, но и других участников движения. Соответственно увидев это, или зафиксировав при помощи камеры или радара, сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас.
✅Наличие данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что водитель или пассажир(ы) причастен к ДТП, преступлению или административному правонарушению. Такие данные могут быть представлены в виде ориентировки или информации дежурного, так же это могут быть свидетельские показания других участников дорожного движения или визуально зафиксированные обстоятельства.
✅Наличие каких-либо данных, которые могут доказывать тот факт, что автомобиль находится в угоне или в розыске. Данными являются все те же ориентировки или любая информация.
✅Так же остановка может производиться в том случае, если вы являетесь свидетелем аварии или совершенного преступления. Вас попросят дать показания, так как вы очевидец.
✅Необходимо привлечь понятого, а оно, как нам известно, должно быть незаинтересованным лицом.
Для выполнения распорядительно – регулировочных действия.
✅Необходимость предоставить свое транспортное средство врачам или сотрудникам ГИБДД.
✅Также вас могут остановить для того, чтобы вы помогли оказать помощь пострадавшим или сотрудникам полиции.
✅Проведение специальных мероприятий, которые должны исполняться на основании распорядительных актов. Делается это для проверки ваших автомобилей на наличие в них запрещенных грузов или людей, которые находятся в розыске.
✅Проверка документов

⚠Теперь сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобиль для проверки документов не только на стационарном посту⚠

Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Абзац 10 пункта 63 Приказа МВД

Если сотрудник ГИБДД остановил вас для проверки документов не озвучивая причину (нарушение ПДД, необходимость в понятом и т.д.), то вы можете отказаться предоставлять документы. Причины остановки ТС сотрудниками ДПС вне стационарного поста в 2020 году только те, что мы указали выше.
Конечно, бывают и такие сотрудники, которые под предлогом ориентировки будут просить ваши документы для проверки не на стационарном посту. Но в таком случае вы можете изначально попросить данную ориентировку для ознакомления и если он ее не предоставит, то вы имеете право не представлять документы на проверку.

Когда инспектор будет подавать вам жест для остановки, он обязан указать конкретное место, при этом данный участок дороги не должен запрещать остановку.

⚠При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Пункт 65 Приказа МВД

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. (в ред. Приказа МВД России от 13.08.2012 N 780)

⚠Пункт 66 Приказа МВД
В том случае, если ваш автомобиль потребовался сотруднику полиции, то он обязан вам сообщить цель и маршрут, при этом водителем остаетесь вы. Для погони за лицами, которые совершили какое-либо нарушение, инспектор обязан использовать свой служебный автомобиль.

При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения (за исключением случаев, когда транспортное средство необходимо для преследования лиц, совершивших преступления) и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, в случае отказа, ответственность за невыполнение данного требования.
Управление используемым транспортным средством осуществляется самим водителем при отсутствии необходимости его отстранения от управления транспортным средством (пункт 126 настоящего Административного регламента).
Сотрудник, воспользовавшийся транспортным средством, по просьбе водителя выдает ему справку или делает запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения
. (в ред. Приказа МВД России от 03.10.2014 N 857)

⚠Пункт 68 Приказа МВД

Также может быть осуществлена принудительная остановка автомобиля. Для этого применяются следующие средства:

⚠Специальные средства принудительной остановки в случае наступления опасности. Такими средствами являются дубинки, газовые баллончики, пистолеты, электрошокер и пр.
⚠Специальные сигналы (светофоры, регулировщик) для ограничения или запрета движения.
⚠Перекрытие движения при помощи патрульной машины с включенными световыми сигналами.
⚠В том случае, если грозит реальная опасность (водитель совершил преступление или в целях самообороны), то автомобиль может быть остановлен при помощи огнестрельного оружия.
Пожалуй, это все основания остановки транспортного средства сотрудниками ДПС в 2020 году, но мне очень хотелось бы рассказать вам еще об одном нюансе. Ранее было популярно скрытое патрулирование, когда автомобиль используется без специальной окраски, но при этом водитель одет в штатную форму. Отныне все изменилось. Теперь скрытое патрулирование запрещено.

Преследование осуществляется на патрульном автомобиле с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами. При этом требование об остановке подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем). В случае необходимости и при наличии возможности осуществляется (с использованием громкоговорящего устройства) информирование других участников дорожного движения о повышенной внимательности и соблюдении мер предосторожности.

Пункт 73 Приказа МВД

Напоследок хочу напомнить вам, что на основании пункта 21 Приказа МВД, инспектор обязан подходить к вам после остановки транспортного средства, исключительно со стороны водителя, если нет каких-либо объективных обстоятельств, которые могли бы помешать этому. Затем, согласно абзацу 1 пункта 20 Приказа МВД, представиться, сообщить фамилию должность и звание, а только потом причину остановки.

Могут ли ГИБДД останавливать где угодно?

Многие автомобилисты всегда считали, что ГИБДД может останавливать автомобилистов только на стационарных постах по Приказу МВД №185. Но в нем нет указаний, где инспектор может останавливать машину. Приказ лишь вводит в действие Административный регламент, на который и нужно ссылаться по этому вопросу. На момент написания обзора в 2022 году в данном приказе никаких изменений нет.

Регламент может меняться и корректироваться. Обновленный вариант начал действовать в 2017 году, и для его утверждения издан новый Приказ МВД №664. В новой версии регламента есть условие, при котором можно проверять документы у водителей вне стационарного поста. Разберемся, какие основания для этого существуют.

Основания остановки

Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС. Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.

На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.

Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.

Останавливать можно по следующим основаниям:

  1. Нарушение ПДД, которое зафиксировано техническими средствами или визуально.
  2. Получены данные ориентировки о причастности водителя или пассажиров к преступлению, ДТП.
  3. Имеются данные об угоне или розыске автомобиля.
  4. Водитель является свидетелем ДТП, преступления, остановлен для дачи показаний.
  5. Участие понятым.
  6. Сотрудникам полиции срочно потребовался автомобиль.
  7. Запрещение или ограничение движения транспортных средств.
  8. Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автомобилям спецслужб.
  9. Оказание помощи водителем другим участникам движения, либо полиции.
  10. Проведение мероприятия, исполнение по специальным распоряжениям.
  11. Плановая проверка. Проверяется автомобиль на предмет нахождения в розыске, транспортировку запрещенных веществ, людей в розыске.
  12. Угроза безопасности движения из-за поломки технических средств, дорожными работами, аварией техногенного характера, стихией, ЧС.
  13. Для проверки документов: водительского удостоверения, на транспортировку груза.
  14. Подозрения на розыск, участие водителя в преступлении.

Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.

Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки. Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.

Обязан ли инспектор ГИБДД показывать ориентировку

Сотрудник полиции не должен препятствовать водителю ознакомиться с ориентировкой или другим мероприятием. Но инспектор также не обязан иметь при себе и показывать водителю ориентировки и другие подтверждающие документы. Они могут лежать на стационарном посту, либо в подразделении ГИБДД. Сотрудники не должны препятствовать ознакомлению водителей с ориентировками.

Как можно останавливать автомобиль

Чтобы остановить автомобиль на дороге, инспектор ГИБДД подает особый жест. Требование для остановки может подаваться с помощью громкоговорителя, либо рукой. Кроме того, сотрудник ДПС может применять диск с красным светящимся сигналом, либо жезлом. Инспектор показывает место для остановки машины. В темное время суток сигнал подается световыми сигналами, если есть такая возможность.

Инспектор не имеет права останавливать автомобиль в тех местах, где по Правилам дорожного движения это запрещено. Однако существуют исключения. Например, водителя остановили для помощи в пресечении преступления, либо причинения вреда здоровью.

Права и обязанности инспектора после остановки

После того, как автомобиль остановился по требованию инспектора ГИБДД, он обязан:

  1. Без задержки подойти к водителю.
  2. Поздороваться, назвать звание, должность, фамилию, имя, отчество.
  3. При обращении к автовладельцу правую руку приложить к головному убору.
  4. Назвать причину остановки.
  5. Показать по требованию водителя служебное удостоверение. Не забудьте записать данные сотрудника по документу.
  6. Потребовать передать документы без удерживающих устройств, напомнить права и обязанности автовладельца в случае привлечения его понятым.
  7. Не затягивать время остановки.
  8. Разъяснить суть правонарушения, если оно имеет место.

Кроме обязанностей, инспектор ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из автомобиля в следующих ситуациях:

  1. У водителя выявлены признаки болезни или опьянения.
  2. Для проведения личного досмотра, осмотра автомобиля, либо груза.
  3. Для сверки номеров агрегатов автомобиля с данными в документах.
  4. При необходимости участия водителя в оказании помощи или для процессуальных действий.
  5. Для устранения поломки машины или нарушения перевозки груза.

Зная эти права и обязанности сотрудников полиции, не препятствуйте их выполнению, и не нарушайте закон.

Порядок проверки документов

Сотрудники дорожно-патрульной службы могут не только останавливать автомобили вне стационарного поста, но и проверять документы. Статья 106 Административного регламента устанавливает основания, по которым полиция имеет право проверять документы.

  1. Инспектор обнаружил нарушение водителем Правил дорожного движения.
  2. Получена ориентировка о причастности водителя или его машины к совершению аварии, правонарушения, преступления, либо розыска транспортного средства.
  3. При проведении специальных действий по предотвращению ДТП и уменьшению их последствий.

Законодательство также устанавливает, что именно может проверять сотрудник на дороге.

Согласно статьи 107 Административного регламента, основаниями для проверки документов могут быть:

  1. Обнаружение признаков нарушения ПДД, причина о возбуждении дела о правонарушении.
  2. Выявлены признаки подделки документов на груз или автомобиль.
  3. Ориентировка и подозрение человека в совершении преступления или правонарушения.
  4. Привлечение водителя понятым или свидетелем.

Также могут проверить лицензию на выполнение какой-либо деятельности по следующим основаниям:

  1. Выявление нарушения нормативов в сфере безопасности дорожного движения.
  2. Проведение спецмероприятий по недопущению аварий.
  3. Осмотр груза, автомобиля, иные случаи, связанные с исполнением обязанностей сотрудников полиции.

Во время контроля документов, номеров агрегатов, госномеров инспектор осматривает их визуально. Но при необходимости используются приборы для обнаружения подделки. Технические устройства применяются, если видны признаки внешнего изменения маркировок, подделки документов, не соответствие записей с информацией оперативных и справочных служб МВД.

Инспектор полиции может использовать в работе специальный федеральный учет, розыскные данные. При проверке груза проводятся аналогичные процедуры. Но дополнительно контролируется соответствие путевки и накладной транспортируемому грузу, лицензионной карте. В документах обнаруживают признаки подделки: изменение маркировки, повреждения, потертости, исправления.

Что проверяют у иностранцев

У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:

  1. Паспорт личности, другой аналогичный документ.
  2. Миграционные документы, иностранную визу.
  3. Водительские права.
  4. Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
  5. Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
  6. Документы для въезда, разрешения.

У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.

Заключение

Теперь мы выяснили, что сотрудники ДПС и ГИБДД вне стационарного поста имеют право останавливать транспортные средства и законно проверять документы. В старом регламенте это действие было запрещено, но теперь все изменилось. Данная корректировка закона почти ничего не изменила, раньше полицейские также могли найти повод для такой проверки на дороге.

Спокойные водители редко выражали недовольство, и сейчас при проверке вне стационарных постов не стоит переживать по данному поводу, если не нарушать закон. Кроме того, инспектор по требованию водителя обязан показать содержание ориентировки или спецмероприятия при проверке документов. Однако они не обязательно должны находиться на посту, а могут быть в подразделении ГИБДД.

На патрульном автомобиле полиции должен быть номер дежурного. Если его нет, то водитель может потребовать сообщить ему номер телефона ответственного начальника, а инспектор обязан дать водителю эти данные. У дежурного сотрудника можно узнать основания для остановки автомобиля и получить сведения о специальном мероприятии, фамилию остановившего сотрудника, правомерность его действий.

Многих водителей волнует вопрос, что теперь в новом законе не указано, что можно снимать общение с инспектором ДПС на камеру. Но съемка не запрещена по конституции, так как любой гражданин имеет право искать, получать и передавать информацию, не нарушая закон. Однако водитель не должен мешать полиции исполнению их обязанностей.

Кроме того, инспектор может потребовать от водителя пройти освидетельствование у врача, при наличии подозрений на опьянение. Если анализы будут отрицательными, то инспектор должен доставить водителя к его автомобилю.

Полномочия участкового по линии ГИБДД

В одной из ранних наших статей мы уже рассматривали, какие полномочия имеют органы ГИБДД по отношению к автолюбителям по новым введённым законам. Но среди многих водителей существует недопонимание, какие права имеет участковый сотрудник: имеет ли он право останавливать автомобили на дороге и во дворах домов, проверять документы и, главное, выписывать штрафы? Какие обязанности есть у этого должностного лица? Всё это мы по порядку выясним в этой статье.

Участковый – это сотрудник полиции?

Да. Со всеми вытекающими отсюда правами по линии деятельности органов внутренних дел. Об этом говорит Административный регламент, введённый Приказом №664 МВД. Более того, должность прямо так и носит название: "участковый уполномоченный полиции".

Таким образом, участковый – полноценный исполняющий государственную функцию полиции РФ. Отсюда вытекают его полномочия.

Имеет ли право останавливать машины?

Да. Причём, вне зависимости от конкретного места остановки – будь то дорога, жилой двор или даже уже стоящий автомобиль по части обращения к водителю или его пассажирам.

Как мы указали выше, участковый является сотрудником полиции. Административный регламент же наделяет всех сотрудников правом останавливать авто, а не только инспекторов ГИБДД.

В итоге имеем, что участковый имеет полномочия:

Общение с участковым по закону 2022 года

Аналогичная обязанность есть у водителей транспортных средств. Пункт 2.4 ПДД предписывает право остановки регулировщикам. С одной стороны, чёткое определение регулировщика дано в пункте 1.2 Правил, и здесь таким лицом является тот, кому предоставлена компетенция регулировать дорожное движение, и это может навести сомнения в наличии такого права у участкового. Тем не менее, обратите внимание, что в этих целях обязаны работать не только сотрудники ГИБДД, но могут привлекаться и иные сотрудники полиции (часть 1 статьи 10 ФЗ О полиции и пункт 10.5 Приказа №205).

Отсюда следуют и соответствующие обязанности:

  1. право остановки может появиться исключительно при наличии исчерпывающих оснований для этого:
    1. если есть основания полагать, что вы совершили нарушение или преступление,
    2. ориентировка на ваш автомобиль,
    3. достаточные основания полагать, что ваша машина причастна к ДТП,
    4. необходимость опроса свидетелей в вашем авто,
    5. вы нужны участковому как понятой,
    6. ему требуется использовать ваше транспортное средство (пункт 2.3.3 ПДД обязывает вас предоставить его по такому требованию),
    7. если в рамках регулирования нужно запретить вам проезд,
    8. и другие причины;

    Может ли проверять документы?

    И снова да. Логика официального законодательства 2022 года здесь та же – так как участковый является полноправным в этом плане сотрудником полиции, то он имеет право не только остановки машин, но и проверки документов:

    • у водителя,
    • пассажиров,
    • а также у пешеходов как участников дорожного движения.

    Об этом прямо говорит пункт 31 регламента Приказа №664. В то же время есть и свои причины для проверки документов – равно как и для сотрудников ГИБДД:

    1. если участковый выявил нарушение ПДД,
    2. спецмероприятия по предупреждению нарушений и/или ДТП,
    3. ориентировки о причастности вашей машины к ранее совершённому ДТП,
    4. ориентировки на розыск.

    Имеет ли полномочие выписывать штрафы?

    А вот данный вопрос уже несколько сложнее из-за своей двусторонности. Дело в том, что само понятие выписывания штрафа ГИБДД в том виде, в каком его называют автолюбители-обыватели, имеет под собой сразу несколько административных процедур:

    • составление протокола как возбуждение дела о правонарушении,
    • рассмотрение дела как уполномоченное лицо,
    • вынесение постановления со штрафом или определения о закрытии дела как его завершение.

    Так вот, протокол участковый имеет право составлять при всех нарушениях ПДД и других нормативных актов водителями, пассажирами автомобиля или пешеходами.

    Право участкового штрафовать и наказывать водителя

    А вот рассматривать дела уже может уже не все. В нашем случае подпункт 9 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ перечисляет статьи этого же Кодекса, при привлечении по которым участковый уполномочен рассматривать материалы дела.

    Проще, говоря, если вас за конкретное нарушение можно привлечь по одной из этих статей КоАП, то это имеет право делать участковый полиции. Вот эти статьи (мы перечислим только те, которые относятся к гражданам и водителям в частности):

    В завершение отметим полноценный документ, действующий в 2022 году на территории России и регулирующий права и обязанности участкового по прямому назначению. Это Приказ МВД №205 от 29.03.2019. В нём представлены исчерпывающие полномочия и компетенции этого должностного лица, в том числе:

    Читайте также: