Имеет ли право сотрудник овд заниматься оплачиваемой деятельностью помимо государственной службы

Обновлено: 15.05.2024

Трудовое законодательство о работе по совместительству: статьей 282 ТК РФ установлено, что совместительство - это выполнение сотрудником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Более подробно труд совместителей регламентирован гл. 44 ТК РФ. Основными признаками совместительства является то, что:
- работник имеет основное место работы (то есть уже состоит в трудовых правоотношениях с тем же или иным работодателем);
- работа выполняется в свободное от основной работы время;
- работа выполняется на условиях отдельного трудового договора.
Трудовое законодательство исходит из того, что работа по совместительству не может быть единственной для работника, то есть обязательно должно быть основное место работы. Вместе с тем законодательством РФ не предусмотрена ответственность работодателя за оформление работника по совместительству при отсутствии у последнего основного места работы.
В ст. 60.1 ТК РФ определено два вида совместительства:
- внутреннее (работа в той же организации в свободное от работы время);
- внешнее (работа по трудовому договору, заключенному с другим работодателем).
Трудовой кодекс содержит запрет для некоторых категорий сотрудников на работу по совместительству, к коим до принятия Закона "О службе в органах внутренних дел" относились и сотрудники полиции.
Раньше ТК РФ устанавливал продолжительность работы по совместительству не более 16 часов в неделю. В настоящее время длительность рабочего времени совместителя увеличилась до 20 часов в неделю (не более 4-х часов в день) (ст. 284 ТК РФ). Законодатель допускает, что в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день или смену. Если по основному месту работы сотрудник приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ч. 2 ст. 142 ТК РФ) или отстранен от работы на определенный срок (ч. 2, 4 ст. 73 ТК РФ), необходимо контролировать количество часов, которое он отрабатывает. В любом случае продолжительность работы по совместительству ограничена половиной месячной нормы рабочего времени за месяц или другой учетный период.
Работа совместителя оплачивается по существующим расценкам (тарифам, ставкам, окладам) в зависимости от отработанного времени либо выработки. При этом учитываются все причитающиеся коэффициенты и надбавки. При установлении совместителям с повременной оплатой труда нормированных заданий оплата производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ (ст. 285 ТК РФ). Если условия труда, работы по совместительству являются особыми, отклоняющимися от нормальных, то оплата труда производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ).
Отдельные нормативные акты устанавливают правила о выплате совместителям, работающим в бюджетных учреждениях, процентных надбавок за непрерывный стаж работы. Все условия оплаты работ, выполняемых в порядке совместительства, должны быть указаны в трудовом договоре.
Практически все гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, распространяются на совместителя.
Совместителю полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, который предоставляется одновременно с отпуском по основной работе (ст. 286 ТК РФ).
Если в порядке совместительства работник занимает должность (выполняет работу), по которой законом предусмотрен удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, то ему должен предоставляться такой же удлиненный отпуск.
Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем по основному месту работы, организация обязана предоставить по письменному заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность такого отпуска равна разнице между отпуском по основному месту работы и отпуском по месту работы по совместительству.
Трудовой договор с совместителем расторгается по тем же основаниям, что и с основными работниками (ст. ст. 77, 81 ТК РФ). Но ст. 288 ТК РФ устанавливает дополнительное основание расторжения трудового договора: прием работника, для которого эта работа будет являться основной. Специалист кадровой службы учреждения в этом случае должен предупредить сотрудника в письменной форме не позднее чем за 2 недели до расторжения трудового договора или служебного контракта.
Отличие совместительства от совмещения.
Нередко путаются два понятия - "совместительство" и "совмещение". Понятие совмещения дано в ст. 60.2 ТК РФ - выполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) наряду с работой, определенной трудовым договором. Такая работа выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) и только с письменного согласия работника. Оплата ее осуществляется дополнительно.
В соответствии с ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, устанавливается с его письменного согласия работодателем.
Основное различие между совместительством и совмещением - то, что при совместительстве выполняемая работа осуществляется помимо основной, а при совмещении - наряду с основной работой в течение продолжительности рабочего дня (смены).
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 34 "Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел. Совместительство" устанавливает правила совместительства в органах внутренних дел. Законодатель впервые узаконил совместительство в органах внутренних дел:
1. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел имеет право выполнять обязанности по иной должности в органах внутренних дел (совмещать обязанности).
2. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел допускается при условии, что это не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел и не приводит к возникновению конфликта интересов.

Наличие трудового договора

Обязательно заключение трудового договора

Достаточно оформить дополнения в имеющийся трудовой договор

Запись в трудовой книжке

По желанию работника по основному месту работы (ст. 66 ТК РФ)

Устанавливается по соглашению сторон

Регулируется ст. 285 ТК РФ. Осуществляется в зависимости от отработанного времени или выработки

Производится в виде доплаты к оплате по основной работе. Размер доплаты устанавливается соглашением сторон (ст. 151 ТК РФ). Районный коэффициент и надбавки к заработной плате для совмещения законодательством не устанавливаются

Устанавливается по общим правилам гл. 22 ТК РФ

Согласно ст. 286 ТК РФ предоставляется одновременно с отпуском по основной работе

Не предоставляется. Оплата отпуска производится с учетом доплат за совмещение профессий

Гарантии и компенсации

Все гарантии, кроме гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу и обучение

Устанавливаются дополнительно в локальных нормативных актах организации и в трудовом договоре

Статьей 282 ТК РФ введены такие ограничения: возраст, вредные условия труда, государственные служащие, отдельные категории работников (педагогические, медицинские и фармацевтические работники, работники культуры), а также ст. 276 ТК РФ установлены ограничения на работу по совместительству руководителя организации - только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации

Может осуществляться как по месту основной работы, так и в других организациях

Осуществляется в той организации, которая является основным местом работы

Конфликт интересов в органах внутренних дел в соответствии со статьей 71 Закона о службе в ОВД - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника органов внутренних дел влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
3. Порядок и условия совмещения обязанностей на службе в органах внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника) (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
В последней редакции Закона преподавательская деятельность заменена на педагогическую, что позволяет несколько расширить диапазон видов деятельности, возможных при совместительстве.
Возвращаясь к пункту 3 статьи 34 Закона о службе в ОВД можно констатировать, что порядок и условия совмещения обязанностей на службе в органах внутренних дел устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 621 "Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
Положение устанавливает порядок и условия выполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации наряду с выполнением служебных обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации обязанностей по иной должности в органах внутренних дел.
Совмещение обязанностей допускается в пределах подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательного учреждения, научно-исследовательской, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, окружного управления материально-технического снабжения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иной организации и подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Совмещение обязанностей допускается по равнозначной или нижестоящей должности в органах внутренних дел (далее - должность), по которой установлены обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой сотрудником должности, либо по иной должности при условии, что сотрудник соответствует квалификационным требованиям по совмещаемой должности.
Совмещение обязанностей допускается по вакантным и невакантным должностям.
Совмещение обязанностей по невакантной должности допускается в случаях временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке, обучения с отрывом от выполнения служебных обязанностей, временного отстранения от выполнения служебных обязанностей сотрудника, замещающего эту должность.
Не допускается совмещение обязанностей:
а) сотрудниками, замещающими должности высшего начальствующего состава;
б) руководителями (начальниками) и их заместителями всех уровней;
в) по должностям, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает содержание, охрану и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
г) по должностям, предусматривающим проведение уголовно-процессуальных действий, сотрудниками, не обладающими полномочиями по проведению уголовно-процессуальных действий по основной должности;
д) по должностям, предусматривающим проведение оперативно-розыскных мероприятий, сотрудниками, не обладающими полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий по основной должности.
Совмещение обязанностей может осуществляться по инициативе сотрудника или руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность, с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме. Совмещение обязанностей оформляется приказом руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность. В приказе о совмещении обязанностей указываются объем и содержание обязанностей, возлагаемых на сотрудника по совмещаемой должности, срок (период), на который устанавливается совмещение обязанностей, а также размер дополнительной выплаты за совмещение обязанностей.
Общий размер дополнительной выплаты за совмещение обязанностей в течение полного календарного месяца не может превышать месячный оклад в соответствии с совмещаемой должностью, в том числе при совмещении обязанностей двумя и более сотрудниками.
Сотрудник вправе отказаться от совмещения обязанностей, предупредив об этом руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность, в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня до даты предполагаемого прекращения совмещения обязанностей.
Руководитель (начальник), имеющий право назначения на должность, вправе отменить приказ о совмещении обязанностей, предупредив об этом сотрудника в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня до принятия соответствующего решения.
Руководитель (начальник), имеющий право назначения на должность, обязан в установленном порядке освободить сотрудника от совмещения обязанностей в случае:
а) если совмещение обязанностей повлекло за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности или привело к возникновению конфликта интересов;
б) замещения вакантной должности, по которой сотрудник совмещает обязанности, другим сотрудником;
в) прекращения обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 Положения;
г) отказа сотрудника от совмещения обязанностей в порядке, установленном пунктом 11 Положения.
Решение о прекращении совмещения обязанностей оформляется приказом руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность.
Делая выводы, отметим, что совместительство допускается в пределах подразделения центрального аппарата, территориального органа МВД России, организации или подразделения системы Министерства. Совмещение возможно по равнозначной или нижестоящей должности. Условие - обязанности по совмещаемой должности аналогичны тем, что сотрудник выполняет по основной, либо он соответствует квалификационным требованиям по совмещаемой должности. Совмещение допускается по вакантным должностям, а в ряде случаев - и по невакантным (при временном отсутствии занимающего эту должность сотрудника из-за болезни, отпуска, командировки, направления на учебу, отстранения).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Приказом МВД РФ от 31.03.2021 № 181[1] утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел РФ (далее – Порядок № 181). Соответственно, прежний приказ[2] признан утратившим силу (с 09.05.2021). В статье приведены основные положения нового документа.

Состав денежного довольствия.

Денежное довольствие сотрудника ОВД включает (п. 1 Порядка № 181):

1) оклад денежного содержания, в том числе:

месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад);

месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию);

2) ежемесячные выплаты;

3) иные дополнительные выплаты.

Обеспечение сотрудников денежным довольствием и предоставление им и членам их семей отдельных выплат должны организовывать:

министр МВД, первый заместитель министра МВД, статс-секретарь – заместитель министра МВД, заместитель министра – начальник Следственного департамента МВД, заместитель министра МВД (далее – министр, заместитель министра);

руководители (начальники) подразделений центрального аппарата МВД, территориальных органов МВД, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (далее – органы, организации, подразделения МВД);

руководители (начальники) самостоятельных подразделений, входящих в состав территориальных органов МВД на окружном и региональном уровнях, в составе которых имеются кадровые подразделения (далее – самостоятельные подразделения).

Основным документом, в соответствии с которым устанавливаются и изменяются должностные оклады, оклады по специальному званию и дополнительные выплаты сотруднику, является приказ министра, заместителя министра, руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД, заместителя начальника ГУ МВД по г. Москве, начальника самостоятельного подразделения, наделенного правом назначения сотрудника на должность (далее – руководитель) (п. 3 Порядка № 181).

Сроки выплаты денежного довольствия.

Выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15-го по 25-е число каждого месяца (раньше – с 20-го по 25-е число) (п. 4 Порядка № 181).

Как и прежде, ранее установленного периода денежное довольствие выплачивается:

1) сотруднику, убывающему в отпуск (за исключением отпуска по личным обстоятельствам) (не позднее трех дней до убытия, без учета выходных и нерабочих праздничных дней);

2) сотруднику, убывающему к новому месту службы;

3) сотруднику, направленному в служебную командировку (за текущий месяц, если в период выплаты денежного довольствия за текущий месяц он не может прибыть к постоянному месту службы);

4) увольняемому сотруднику (в последний день службы).

Денежное довольствие не выплачивается за период отсутствия сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени (п. 10 Порядка № 181).

Пунктом 11 названного порядка предусмотрено, что денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.

Должностные оклады и оклады по специальным званиям.

Должностные оклады по нетиповым должностям выплачиваются в размерах, установленных применительно к размерам окладов по типовым должностям (п. 13 Порядка № 181).

Как и прежде, сотруднику, переведенному на нижестоящую должность в органах внутренних дел, сохраняется должностной оклад в размере, установленном по последней должности, которую он замещал до назначения на нижестоящую должность, если перевод осуществлен по одному из следующих оснований (п. 14 Порядка № 181):

1) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;

2) в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности;

3) в связи с восстановлением сотрудника в должности, которую он замещал ранее, в случае, если эту должность замещает другой сотрудник и отсутствует равнозначная должность.

Ежемесячные дополнительные выплаты.

Надбавка за стаж. Размер ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) устанавливается в зависимости от стажа службы (выслуги лет) (п. 16 Порядка № 181):

от 2 до 5 лет – 10 %;

от 5 до 10 лет – 15 %;

от 10 до 15 лет – 20 %;

от 15 до 20 лет – 25 %;

от 20 до 25 лет – 30 %;

Надбавка за квалификационное звание. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание устанавливается в следующих размерах (п. 18 Порядка № 181):

за квалификационное звание специалиста третьего класса – 5 %;

за квалификационное звание специалиста второго класса – 10 %;

за квалификационное звание специалиста первого класса – 20 %;

за квалификационное звание мастера (высшее квалификационное звание) – 30 %.

Надбавка за особые условия службы. На основании п. 20 Порядка № 181 ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 % должностного оклада в соответствии с Перечнем особых условий службы сотрудников органов внутренних дел РФ, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальные звания полиции, и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы[3].

Надбавка за особые условия службы выплачивается согласно перечню должностей и в размерах, определенных Приказом МВД РФ № 522[4].

Надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, сотруднику, допущенному к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в размере до 65 % должностного оклада в зависимости от степени секретности сведений, к которым он имеет документально подтвержденный доступ на законных основаниях (п. 23 Порядка № 181).

Надбавка за риск выплачивается в соответствии с перечнем должностей и в размерах, определенных Приказом МВД РФ № 126[5].

Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Сотруднику выплачивается премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год (п. 28 Порядка № 181).

ежемесячно из расчета 25 % оклада денежного содержания, установленного сотруднику на 1-е число месяца, за который производится выплата;

пропорционально времени выполнения сотрудником служебных обязанностей в соответствующем календарном месяце.

Размер премии за каждый календарный день службы определяется путем деления полной суммы премии за месяц на количество календарных дней в этом месяце (п. 32 названного порядка).

В расчетный период для выплаты премии сотруднику включается время его обучения с сохранением штатной должности, отпусков с сохранением денежного довольствия, освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью, нахождения в служебной командировке (п. 31 Порядка № 181).

Премия не выплачивается за период (п. 34 Порядка № 181):

временного отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей;

отстранения сотрудника от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На основании приказа руководителя премия за один месяц не выплачивается сотруднику, имеющему дисциплинарное взыскание, взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и за невыполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции: строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел (п. 35 названного порядка).

Согласно приказу премия в месяце увольнения не выплачивается при увольнении сотрудника по основаниям, предусмотренным п. 6, 7, 14, 15 и 20 ч. 2, п. 5, 7, 9, 10 и 13 ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ[6] (п. 36 Порядка № 181).

Сотрудникам из числа курсантов и слушателей (обучающихся по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры) образовательных организаций МВД премия выплачивается ежемесячно в размере, зависящем от результатов прошедшей промежуточной или итоговой государственной аттестации (в процентах от оклада денежного содержания) (п. 37 Порядка № 181).

Сотрудникам из числа курсантов первых курсов образовательных организаций МВД в период с начала учебного года до окончания первой промежуточной аттестации премия выплачивается из расчета 25 % оклада денежного содержания (п. 38 названного порядка).

Разовая премия. Согласно п. 40 Порядка № 181 в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотруднику, успешно выполняющему особо сложные и важные задачи, в соответствии с приказом руководителя может быть дополнительно выплачена разовая премия (кроме сотрудника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме).

Разовая премия выплачивается сотрудникам дифференцированно в зависимости от результатов службы (п. 41 Порядка № 181).

Коэффициенты и надбавки за службу в северных районах.

Денежное довольствие выплачивается сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, с учетом коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, определенных Постановлением Правительства РФ № 1237[7] (п. 46 Порядка № 181).

Для применения коэффициентов и процентных надбавок в составе денежного довольствия учитываются:

1) должностной оклад;

2) оклад по специальному званию;

3) ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);

4) ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;

5) надбавка за особые условия службы;

6) ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Другие дополнительные выплаты.

Юридическая надбавка. Сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 % должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов (п. 48 Порядка № 181).

Надбавка за работу в подразделениях по защите гостайны. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны устанавливается и выплачивается (п. 49 Порядка № 181):

1) с учетом документально подтвержденного стажа службы (военной службы, работы) в названных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти (органе местного самоуправления, организации, воинской части) проходил службу (проходил военную службу, работал) сотрудник;

2) на основании приказа руководителя с указанием стажа работы в названных подразделениях;

3) в процентах от должностного оклада. Так, размер надбавки составляет при стаже работы:

от 1 года до 5 лет – 10 %;

от 5 до 10 лет – 15 %;

Надбавка за шифровальную работу. Пунктом 50 Порядка № 181 установлено, что сотрудникам, замещающим должности сотрудников шифровальной службы, либо осуществляющим в структурных подразделениях органов внутренних дел работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению руководителей подразделений на основании утвержденных ими перечней должностей сотрудников шифровальной службы, а также руководящему, преподавательскому и учебно-вспомогательному составу курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников шифровальных служб, занятому на работе с шифрами, выплачивается ежемесячная процентная надбавка за шифровальную работу:

1) в процентах к должностному окладу в зависимости от общего стажа шифровальной работы в следующих размерах:

Общий стаж
шифровальной работы

Надбавка за работу в сетях шифрованной связи
1-го класса

Надбавка за работу в сетях шифрованной связи
2-го класса

Густова Лидия Вячеславовна, аспирант кафедры таможенного, административного и финансового права Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

В статье рассматриваются некоторые установленные в отношении сотрудников полиции запреты, носящие в первую очередь антикоррупционный характер. Автор отмечает, что формулировка не всех из них является удачной, и предлагает для решения этой проблемы обратиться к опыту таких стран, как Великобритания и США.

Ключевые слова: полиция, противодействие коррупции, запреты, предпринимательская деятельность, совместительство, получение подарков.

Anti-corruption prohibitions established with regard to police officials

Gustova Lidiya Vyacheslavovna, graduate student of the Chair of Customs, Administrative and Financial Law of N.G. Cherny'shevskij Saratov State University.

The article concerns some prohibitions of anti-corruption character established for police officials. The author notes that formulation of some of them is not sufficient and proposes to apply the experience of Great Britain and the USA for solution of this problem.

Key words: police, fighting corruption, prohibitions, entrepreneurial activities, secondary employment, taking gifts.

К специальным административно-правовым средствам противодействия коррупции в органах полиции можно отнести закрепление в законодательстве распространяющихся на них запретов. В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции" на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.

Анализ законодательства показывает, что многие из этих запретов и ограничений носят очевидно антикоррупционный характер, т.е. преследуют цель противодействия коррупции в органах полиции. В рамках данной статьи остановимся на некоторых, наиболее важных из них.

Так, для большинства стран мира характерен запрет на занятие полицейскими предпринимательской деятельностью. В Российской Федерации он сформулирован в п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и распространяется на сотрудников полиции в силу ч. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции".

Аналогичные запреты существуют и для полицейских других стран. Так, А.В. Губанов, анализируя меры, принимаемые в зарубежных странах по противодействию коррупции, отмечает, что общим принципом является запрет для полицейских совмещать службу с каким-либо трудом, связанным с извлечением дохода. "По существу, участие в предпринимательской деятельности не может не создавать повышенной угрозы подкупа со стороны преступных элементов. Поэтому организация и эффективный контроль с целью исключения злоупотреблений со стороны блюстителей порядка, наделенных правом заниматься бизнесом, являются одним из непременных условий защиты от коррупции .

Губанов А.В. Полиция зарубежных государств. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика, кадровое обеспечение деятельности, международное полицейское сотрудничество. М., 2001. С. 137.

В то же время в некоторых государствах рассматриваемый запрет сформулирован еще строже, чем в Российской Федерации. Так, например, в Великобритании он распространяется не только на самого полицейского, но отчасти и на членов его семьи. В частности, в соответствии с Законом Соединенного Королевства о реформе полиции 2002 г. служащему, или его супругу, или любому родственнику в семье, проживающему с ним, запрещено держать лицензию на продажу алкоголя, лицензии и разрешения, связанные с букмекерской деятельностью или развлекательными центрами, либо иметь доли собственности в любой такой лицензии или разрешении, что может повлечь имущественную выгоду. Это связано с тем, что полицейским или членам их семьи нежелательно нести ответственность за деятельность букмекерских контор, пабов, ночных клубов и танцевальных залов. Они относятся к тем видам учреждений, в которых нарушения закона, вероятно, будут время от времени иметь место, и недопустимо, чтобы полицейский был непосредственно связан с ними .

Однако и иными видами предпринимательской деятельности члены семьи полицейского могут заниматься только в другом районе и при наличии специального разрешения .

Ежевский Д.О. Муниципальная полиция: опыт Великобритании // Административное и муниципальное право. 2008. N 11.

Иная ситуация имеет место с ограничением прав сотрудников полиции в различных странах заниматься другой оплачиваемой деятельностью (не предпринимательской). В Российской Федерации ст. 34 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается, что сотрудники органов внутренних дел могут работать по совместительству и в других, помимо ОВД, организациях, если эта деятельность:

  • будет являться педагогической, научной и иной творческой;
  • не приводит к возникновению конфликта интересов;
  • не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел; не финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как видно, в данном случае законодатель максимально осложнил возможность сотрудников органов внутренних дел работать по совместительству за пределами системы ОВД. Для сравнения напомним, что государственные гражданские служащие и муниципальные служащие могут заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью, если при этом не возникает конфликт интересов и не нарушаются установленные федеральным законодательством запреты (ч. 2 ст. 14, ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; ч. 2 ст. 11, ст. 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Возникает вопрос: а почему, собственно, права сотрудников российской полиции в этой сфере так сужены? Вполне понятно, что в определенных ситуациях совмещение ими своей основной деятельности с иной оплачиваемой может повлечь злоупотребление своим должностным положением, и примеры такие нередки. Однако на предотвращение подобных ситуаций направлен институт конфликта интересов, который как раз и должен исключать возможность указанных злоупотреблений. Конечно, конфликт интересов может быть не выявлен (или выявлен не сразу), если сотрудник полиции будет скрывать факт своих "подработок" от руководства. Однако такое сокрытие может иметь место и при действующей редакции рассматриваемого ограничения.

Между тем - для сравнения - режим совместительства полицейских США достаточно разнообразен. Так, в штате Миссури существуют три категории сотрудников полиции, работающих по совместительству в свободное от служебной деятельности время:

  • полицейские, осуществляющие по совместительству работы, непосредственно связанные с деятельностью полиции (во время работы по совместительству они носят униформу, оплата их деятельности производится из местного бюджета);
  • полицейские, выполняющие работу по обеспечению безопасности, в частности по охране магазинов и т.п.;
  • полицейские, занимающиеся трудовой деятельностью, не связанной со службой в полиции, например осуществляют техническое обслуживание автомобилей, делают ремонт квартир и др. .

Несмотря на в целом либеральное отношение законодательства США к регламентации совместительства сотрудников полиции, правовое регулирование данных отношений в отдельных штатах имеет свою специфику. Так, в некоторых штатах сотрудники полиции не имеют права осуществлять совместительство за пределами своего города, работать водителями такси, заниматься охранной деятельностью, торговать спиртными напитками .

Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 78.

В других штатах, в частности в штате Нью-Мексико, полицейским разрешается работать охранниками в коммерческих организациях, существует даже специальная программа "Дополнительная работа для полицейских". В отношении сотрудников криминальной полиции действуют ограничения, запрещающие работать им в кредитно-финансовых учреждениях, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Необходимо сказать, что запреты на занятие дополнительной работой весьма дифференцированы и зависят от подразделения, в котором полицейский проходит службу, занимаемой должности, стажа службы, квалификации и др. Во всех случаях работы полицейского по совместительству в свободное от основной службы время распространяются требования быть постоянно готовым к выполнению своих основных служебных обязанностей. Кроме того, выполнять работу по совместительству полицейский должен так же добросовестно, как и свою основную работу. Недобросовестная работа полицейского по совместительству может рассматриваться как дисциплинарный проступок. Нарушение режима совместительства ведет к запрету осуществлять совместительство, а также увольнению из органов полиции .

Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств: Монография / Под общ. ред. М.В. Костенникова. Домодедово, 2007. С. 80.

Нам представляется, что в законодательстве Российской Федерации также может быть использован этот путь. Вместо общего и, на наш взгляд, малоцелесообразного запрета сотрудникам полиции работать по совместительству следует предоставить им право на такую работу, если при этом не возникает конфликт интересов, сформулировав вместе с тем перечень видов деятельности, которыми они заниматься не могут в силу специфики осуществляемой ими правоохранительной функции.

Еще одним запретом, характерным для службы в полиции всех рассматриваемых государств, является запрет принимать вознаграждения от физических и юридических лиц. В отечественном законодательстве о гражданской службе - напомним, распространяющемся и на сотрудников полиции - он сформулирован следующим образом: служащему запрещено получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Формулировка этой нормы, на наш взгляд, является крайне неудачной, поскольку она запрещает получение вознаграждений именно в связи с исполнением должностных обязанностей. Однако на практике доказать тот факт, что вознаграждение получено в связи с исполнением должностных обязанностей, крайне затруднительно, поскольку при передаче его чиновнику дарители, естественно, не указывают данную связь. Напротив, подарки, даже передаваемые служащим, действительно оказавшим какую-либо помощь дарителям в рамках служебных полномочий, последние стараются представить как сделанные в рамках чисто личных отношений, приурочивают их к различным дням рождения, праздникам, юбилеям и т.п. При этом сам служащий всегда может объяснить происхождение у него дорогостоящего подарка исключительно личными отношениями. Вполне естественно, что данный запрет на практике почти не работает .

Показательным в этом плане является пример с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д. Козаком, пресс-служба которого на запрос СМИ о происхождении носимых им наручных часов Ulysse Nardin стоимостью $15 900, дала официальный ответ, что это подарок друга, полученный им не в связи с исполнением должностных полномочий. См.: Губский А., Резник И., Говорун Ю. Крупным планом: Часовые родины // Ведомости. 26.10.2009.

В этом плане полезным в России в плане противодействия коррупции мог бы оказаться опыт Великобритании и США, в которых сотрудникам полиции запрещается принимать любые вознаграждения и подарки (без указания на связь с выполнением должностных обязанностей) от каких-либо организаций, кроме государственной и региональной администрации и полицейского руководства. Им также категорически запрещено получать вознаграждения и подарки от подозреваемых, арестованных, заключенных, лиц с сомнительной репутацией (картежников, проституток и др.) . Лишь в некоторых штатах США на востоке страны, в частности в г. Нью-Йорке, сотрудники полиции могут принять бесплатный кофе или обед за половину цены во время несения службы .

Губанов А.В. Полиция зарубежных государств. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика, кадровое обеспечение деятельности, международное полицейское сотрудничество. М., 2001. С. 137.
Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. N 3. С. 81.

В Великобритании сотрудники полиции, признанные виновными в получении подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность, присуждаются к тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или вознаграждения, полученных им. Дополнительно они лишаются права быть избранными или назначенными на какую-либо публичную должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может быть приговорен к лишению служебных прав навсегда, а также к лишению права на какую-либо компенсацию или пенсию, на которые он рассчитывал бы в качестве должностного лица .

Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 9.

Завершая рассмотрение антикоррупционных запретов, установленных в отношении сотрудников полиции в Российской Федерации, отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции" ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", распространяются на сотрудников полиции, за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Таким образом, по замыслу законодателя, на сотрудников полиции ограничения, запреты и обязанности, установленные антикоррупционным законодательством, должны распространяться не в полном объеме. Само по себе это может быть оправданным, поскольку обусловлено спецификой осуществляемой органами полиции правоохранительной функции. Однако, хотя с момента принятия Федерального закона "О полиции" прошло больше двух лет, МВД России так и не утвердило порядок определения этих случаев-исключений. В результате могут возникать проблемы, связанные со сложностью решения вопроса о распространении на конкретного сотрудника полиции конкретных ограничений, запретов и обязанностей. Данная проблема, на наш взгляд, должна быть урегулирована как можно скорее.

Список литературы

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Алексей Сергеев

Артём, это неверный ответ. Например, при преподавательской деятельности в свободное время сотрудник может получать деньги. Однако такая дополнительная работа должна быть официально оформлена.

Артём Запевалов


Артём Запевалов ответил Алексею

Алексей, сталкивался я с этим, соглашусь, никаких претензий со стороны начальства не было, хоть я и тренировал детей.

Артём Запевалов


Артём Запевалов ответил Алексею

Николай Русаков

Алексей Сергеев

Артём Запевалов


Артём Запевалов ответил Алексею

Артём Запевалов


Артём Запевалов ответил Николаю

Дмитрий Сергеев

Артём, не каждая фотография творчество, но проще доказать, Что фотография творчество, чем доказать обратное. Это с точки зрения авторского права.

Николай Русаков

Евгений Дульцев

Если Вы эти фотографии будете размещать бесплатно в интернете или по выставкам, то почему нет. Если же это свадьбы, семейные фото (то есть – коммерческая съемка) то нет.
По-поводу выставок тоже есть нюансы: мало того, что они могут быть только российскими, так они ещё и не должны спонсироваться, организовываться и проводится иностранными лицами, компаниями и государствами.

Ярослав Яров


Ярослав Яров

Лев Карманов

Анастасия Михайлова


Анастасия Михайлова ответила Льву

Лев,

Богдан Сундуков

Сергей Никитин

Андрей Никитин

Иван, в смысле, без мигалок?

😄

Андрей, ну а куда деваться. Мешуру если только на крышу нацепить.

Андрей Никитин

Иван, пффф. вот еще! А патрулька на что?)) До кучи можно еще и фотосессии проводить на соответствующую тематику

Таточка Сочнева

Сергей, нет не можете. У нас уволили сотрудника по статье, как раз за фотографирование. При этом доказанный факт был ещё только на основании его личных показаний и до перехода в полицию. Суд не восстановил.

Avkosmos Avkosmos

На любую творческую деятельность рапорт руководству сначала пишется. Напишите и узнаете о себе сразу много новых слов.

Дмитрий Сергеев

Пока подняли вопрос.
Подскажите можно ли сотруднику полиции и сотруднику мвд заниматься иной оплачиваемой деятельностью - не предпринимательской и не творческой, научной, педагогической.

Avkosmos Avkosmos

Дмитрий, с разрешения руководства. Выше написал. А то ляпните ученикам не то чего нибудь, или книжонку неправильную напишите. А их потом ругать будут. А они Вас пользовать потом без вазилина.

Дмитрий Сергеев

Avkosmos, тогда еще вопрос, вытекающий из Вашего ответа.
Чем-то нормативного закреплено необходимость получения разрешения нанимателя?
Вижу только уведомление в законе о ггс и службе в органах вд.
Вообще законодатель как-то непоследовательно к этому подошел.

Avkosmos Avkosmos

Дмитрий, не отвечу. Но сам этот вопрос вентилировал с руководством. Хотел книжонку тиснуть. Ну, первым делом песня про секретность, и в конце , типа, не умничай. Но по доброму. Без новых слов в свой адрес. Друг вот тоже из ССП сначала уволился, а потом только книжку издал. Через 3 года, хотя готова была давно. Попробуйте, чем чёрт не шутит))

Дмитрий Сергеев

Avkosmos, Да у меня вопрос сугубо теоретический.
В моем законе написано по другому, там без вариантов)

Татьяна Петрова


Татьяна Петрова

Слышала, что какой-то человек раньше работал в полиции и создал паблик по защите прав полицейских, так вот он потом уволился. К чему я это сама не знаю. Но сейчас у него больше 350 тысяч подписчиков.

Павел Кузнецов

Иван Сухогузов

Виталий Вячеславович

Павел Кузнецов

Марина Абакумова

Иван Петров

Так если я в гараже у себя тачки чиню,я тоже творю. Творческая деятеььность. Или кастомные мото собираю.

Андрей Лебедев

😀

Святозар, вы можете в гараже и мефедрон варить , но не значит , что это законно и замполиту проще отписываться за вас будет всего шесть слов : прошу уволить меня по соб. жел.

Никита Орлов

Автор, учись снимать предметную съемку на удалении, и никто ничего не узнаёт. Лайтбокс и две лампочки Ильича тебе в помощь. Все остальное, всегда найдутся знакомые знакомых и все у тебя поплывет.

DELETED

😅

Могу ли я иметь свободное от работы время, ну пожалуйста

Александр Кобец

Рина Красовская

Михаил Вольф

Вадим Чистяков

я несколько лет (2007-2014) преподавательской деятельностью занимался - никаких проблем не возникало. уведомляешь руководителя и в справке о доходах указываешь. всего делов. фотография это тоже вид творческой деятельности. главное - уведомить руководство.

Роман Богданов

Вадим, фотография природы и тп, и последующая продажа таких фотографий может быть.
Фотографирование конкретных обьектов по заказу и за оплату это не творческая деятельность как бы вам не хотелось

Вадим Чистяков

Роман, в целом - фотография есть творчество. как написание картин или исполнение песен. если в каком-то законе прописано, что считать творчеством, а что предпринимательской деятельностью - тогда вопросов нет. если нигде не прописано - значит заниматься можно любым её видом. от красивых пейзажей до портретов. главное - доказать, что это именно творчество.

Роман Богданов

Вадим, разгадка очень проста
Предпринимательская деятельность это деятельность направленная на извлечение прибыли, если вы занимаетесь
фотографией и потом продаете их, потому что они уникальны и тому подобное, то это творчество
А если у вас фотографирование направлено на извлечение прибыли от фотографируемых лиц или др обьектов до начала процесса фотографирования это уже не творческая , а предпринимательская деятельность
Грубо говоря надо смотреть что первично, а что вторично

Вадим Чистяков

Роман, это где-то написано или это ваше мнение? вот я занимался преподавательской деятельностью. ради прибыли. это тоже предпринимательство?

Роман Богданов

Вадим, это преподавательская деятельность)
А вот если возьмете еще двух преподавателей и за их преподавательство будут платить через вас и вы из этого извлекать прибыль
Вот это предпринимательство)

Алексей Сергеев

Господа и дамы, этот вопрос уже разобран в закрытой группе Омбудсмена. Если деятельность можно отнести к преподавательской, творческой или научной, то и деньги получать можете. Порядок прописан.

Avkosmos Avkosmos

Алексей, на каждый порядочек есть мудак начальничек. Частенько. У нас неплохое законодательство. На бумаге.

Алексей Сергеев

Avkosmos Avkosmos

Александр Пьянков

Григорий Кот

Вот чувак тоже фотосеесией занимался, красивые дома фотографировал . . это ещё повезло , что два года назад творчеством занимался, сейчас бы лет на пять уехал, красивыми закатами Заполярья любоваться.

Роман Мосунов

Сергей Семенов

Я слышал, что если делать фото, где твой начальник вместе с любовницей или любовником, то это считается творчеством и очень хорошо оплачивается

Даниил Сердюков

Точно имеешь право фотографировать доставленных в дежурной части, иногда очень интересные персонажи попадаются.

Сергей Пучков

Александр Петров

А может ли сотрудник полиции по совместительству работать в автошколе мастером производственного обучения вождению?

Валентин Пиронен


Валентин Пиронен

Xxx Makar

творческой деятельностью заниматься можно. коммерческой нет! фотографировать можно выставлять можно деньги получать нельзя за это!!

Sergei Veroton

Xxx, не совсем так . можно и доход получать от творческой деятельности . Но , есть разграничения что считается творческой деятельностью , а что считается предпринимательской. Нельзя оказывать услуги по фотосъемке причём любой . Услуги по Интерьерной, предметной, портретной, фотосессии, студийная , свадьбы, похороны, рождения котика, собачки, ребёнка и тд за которые изначально предусматривается получение дохода . А вот если ты участвуешь в выставке или конкурсе , и получен доход. То это не считается предпринимательством . Другими словами , снял ты своего котика, отправил на конкурс фотографий , фотография заняла призовое место . Перечислили тебе призовое вознаграждение , это будет считаться доходом от творческой деятельности.

Рафаэль Сушинин

Sergei Veroton

Если будешь фотографировать не по заказу , участвовать в выставках за которые тебе будет идти доход или твою фотку котика решат купить, то это не считается предпринимательством . ( у знакомого коллеги , Apple выкупила его фотку отправленную им на конкурс от данной компании) А вот если ты по заказу занимаешься предметной , интерьерной съемкой, снимаешь фотосессии , свадьбы, похороны и тд , другими словами - оказываешь услугу по фотосъемке , это расценивается как предпринимательская деятельность . Данный вопрос уже прорабавался и был разъяснен в УРЛС . А так же рекомендую обратиться в ОРЛС с вопросом оформления данного занятия , там есть определенный порядок оформления данного вида деятельности. Просто так , на словах сказать начальнику не прокатит .

Читайте также: