Имеет ли право педагогический работник проводить оценку индивидуального развития детей в школе

Обновлено: 25.04.2024

На основании распоряжения местной администрации от 17 ноября 2011 г. создано МКУ СРЦ, в котором К. с 11 января 2012 г. работала в должности воспитателя в отделении социальной реабилитации. Согласно условиям трудового договора от 16 марта 2011 г. К. установлен ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней и рабочее время продолжительностью 30 часов в неделю. К. указала, что в январе 2016 года работодателем ей вручено уведомление о том, что в связи с изменением действующего законодательства с 1 апреля 2016 г. изменяются определенные трудовым договором условия в части рабочего времени и времени отдыха, а именно: ежегодный основной оплачиваемый отпуск устанавливается К. продолжительностью 28 календарных дней (вместо 56 дней), сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (вместо 30 часов).

По мнению К., изменение работодателем в одностороннем порядке условий трудового договора в части сокращения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и увеличения продолжительности рабочего времени является неправомерным и нарушает ее трудовые права, поскольку организационная структура учреждения и технологические условия труда не изменились.

По этим основаниям истец просила суд признать незаконным изменение условий трудового договора, обязать ответчика сохранить прежние условия трудового договора, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением суда в удовлетворении исковых требований К. отказано.

Апелляционным определением решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Суд апелляционной инстанции признал изменение условий трудового договора, заключенного между К. и МКУ СРЦ, в части сокращения продолжительности отпуска до 28 дней и увеличения рабочей недели до 36 часов в неделю незаконными; взыскал с ответчика в пользу К. компенсацию морального вреда – 1000 руб.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело в кассационном порядке, с апелляционным определением не согласилась по следующим основаниям.

Судом по делу установлено, что К. с 15 марта 2011 г. состояла в трудовых отношениях с МУ СРЦ, работала в отделении социальной реабилитации в должности воспитателя, с ней был заключен трудовой договор, по условиям которого К. устанавливался ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней и рабочее время продолжительностью 36 часов в неделю.

В связи с изменением типа МУ СРЦ распоряжением местной администрации от 17 ноября 2011 г. с 21 декабря 2011 г. создано МКУ СРЦ.

29 декабря 2011 г. между К. и МКУ СРЦ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому К. с 11 января 2012 г. переведена в отделение социальной реабилитации на должность воспитателя с сохранением ранее установленной продолжительности ежегодного отпуска и рабочего времени.

31 октября 2012 г. с К. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, согласно которому продолжительность рабочего времени составила 30 часов в неделю.

31 декабря 2014 г. дополнительным соглашением к трудовому договору К. установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 30 часов в неделю, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

МКУ СРЦ, как установлено судом, является учреждением социального обслуживания, не имеющим лицензии на осуществление образовательной деятельности, и не осуществляет обучение находящихся в учреждении детей в соответствии с образовательными программами.

Между тем судом апелляционной инстанции не было учтено следующее.

Частями первой и второй ст. 74 ТК РФ установлено, что в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено данным кодексом.

Частью первой ст. 333 ТК РФ предусмотрено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть третья ст. 333 ТК РФ).

Согласно п. 2.6 приложения No 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. No 1601 норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, в которых созданы условия для проживания воспитанников в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций (групп), в том числе санаторных, для обучающихся (воспитанников) с туберкулезной интоксикацией, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (далее – медицинские организации и организации социального обслуживания) (за исключением воспитателей, предусмотренных в пп. 2.5 и 2.7 названного приложения).

В силу ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из приведенного выше правового регулирования следует, что педагогическим работникам, в том числе воспитателям (согласно номенклатуре должностей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. No 678), состоящим в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющим обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, устанавливается норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы, а также предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 дней.

Как установлено судом, МКУ СРЦ, в трудовых отношениях с которым состоит К. в должности воспитателя, является специализированным учреждением социального обслуживания, предназначенным для профилактики безнадзорности и беспризорности; предметом деятельности учреждения является оказание квалифицированной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении; основной вид деятельности направлен на предоставление услуг по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. МКУ СРЦ не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Ввиду того, что в силу приведенных выше нормативных положений право на предоставление удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска и сокращенную продолжительность рабочего времени имеют педагогические работники, состоящие в трудовых отношениях с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организацией социального обслуживания, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, вывод суда апелляционной инстанции о том, что такое право связано с родом деятельности работника и не зависит от наличия у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности, Судебная коллегия признала основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Квалификационные требования к педагогическим работникам — это система требований к уровню образования и стажу работы, которые определяют возможность заниматься педагогической деятельностью. По-другому их называют профстандартами.

Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.

Содержание профстандарта для педагогов

Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.

Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:

  1. Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
  2. Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
  3. Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
  4. Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.

Квалификационные требования

Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.


Квалификационные требования по должностям

Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.

Профстандарт для педагога-психолога

Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.

Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.


Профстандарт специалиста в области воспитания

Специалист в области воспитания осуществляет:

  • организацию процесса воспитания;
  • библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
  • реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.


Профстандарт педагога дополнительного образования

В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.

Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.


Квалификационные требования к работникам вузов

Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.

В документ включены требования к работнику, касающиеся:

  • преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
  • обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
  • сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
  • обеспечения мероприятий по профориентации.

Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:

  • формирование программ;
  • составление пособий для учебы.

Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.

Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.

Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.

Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.

  • повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
  • проверка у сотрудника знаний по охране труда.

При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).


Запреты и ограничения

Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.

  • наличие судимости;
  • лишение права осуществлять подобную деятельность;
  • признание человека недееспособным.

Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.

Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

В настоящее время основной закон, регулирующий обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, – Закон № 273‑ФЗ[1]. Его ст. 47 установлены права и свободы педагогических работников и гарантии реализации этих прав и свобод. В соответствии с пп. 5 п. 5 указанной статьи они имеют право на получение досрочно педагогической пенсии по старости согласно законодательству РФ. В статье подробно рассмотрим порядок назначения досрочно педагогической пенсии.

Однако в ст. 30 Закона № 400‑ФЗ названы категории работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии. В частности, это касается педагогических работников. Итак, согласно пп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Отметим, что при назначении досрочно педагогической пенсии работники должны не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в учреждениях). Это следует из ч. 2 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ.

Там же сказано, что списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Кроме этого, ст. 30 Законом № 400‑ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона:

  • засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (ч. 3);
  • могут исчисляться с применением правил исчисления, преду­смотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

А также определено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п. 19 – 21 ч. 1 данной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5).

Педагоги пенсия.

Имеют ли право на досрочную пенсию педагогические работники,

если наименование должности изменилось?

педагоги пенсия

Поскольку наименования некоторых должностей за последнее время изменились, для того, чтобы сотрудники, которые работали или работают в должностях, не поименованных в Списке, могли также воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию, были разработаны нормативные документы, которые предусматривают тождественное наименование должности:

Педагоги пенсия.

Имеют ли право на досрочную пенсию педагогические работники,

если наименование учреждения со временем изменилось?

Чтобы в этом разобраться, необходимо воспользоваться тождественными наименованиями, которые утверждены следующими нормативными документами:

б) приказами Минздравсоцразвития:

Из приведенных нормативных документов следует, что педагогические работники при изменении наименования учреждения имеют право на получение досрочно педагогической пенсии, если эти наименования тождественны наименованиям, предусмотренным Списком. Это подтверждается судебной практикой: см. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10.06.2014 № 33‑4736/2014.

Досрочно педагогическая пенсия:

порядок исчисления стажа для назначения.

Согласно п. 3 Правил № 781 в стаж засчитываются в порядке, предусмотренном данными правилами, периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, в том числе:

  • периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000, на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо
    от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за исключением случаев, определенных Правилами № 781;
  • периоды работы, выполнявшиеся с 01.09.2000, засчитываются при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами № 781.

Расскажем о нюансах включения в стаж некоторых периодов:

7) периоды работы в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитываются в стаж за период до 01.01.1992;

8) периоды работы в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа засчитываются в стаж за период до 01.11.1999;

11) периоды работы в должностях Списка в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), гимназия, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат), школа-интернат, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, техникум, колледж, училище, лицей;

12) период с 01.11.1999 в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет;

13) работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами № 781.

  • получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска (п. 5);
  • перевода работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года. Такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9);
  • испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это время включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник (п. 10);
  • начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (п. 11);
  • перевода в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов. Эта работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Также в стаж засчитываются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (п. 12);
  • оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 14).

Несмотря на Постановление № 516, на практике возникают споры с сотрудниками ПФР о включении указанных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Например, в Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 21.04.2015 № 33‑1645/2015 суд отметил, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебные отпуска подлежат включению в специальный стаж истицы, поскольку являлись периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы. В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 26.02.2015 № 33‑1639/2015 арбитры включили в специальный стаж период службы по призыву.

Периоды, которые не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии, перечислены в п. 9 Постановления № 516. Это периоды, когда сотрудник был отстранен от работы по причинам из числа следующих:

  • появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором (кроме случая, названного в абз. 2 п. 12 Постановления № 516);
  • по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
  • произошел простой (как по вине работодателя, так и по вине работника);
  • в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В заключение еще раз отметим, что право на досрочную пенсию имеют педагогические работники, у которых величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет не менее 30 и которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом при назначении досрочной пенсии данная категория работников должна не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в определенных учреждениях).

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (новая редакция)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 мая 2018 года № 298н

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266; 2016, № 21, ст. 3002; 2018, № 8, ст. 1210),

Министр М.А. Топилин

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 мая 2018 года № 298н

Содержание

I. Общие сведения

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

I. Общие сведения

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ

Специалисты по методике обучения

Преподаватели по программам дополнительного обучения

________________
1 Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:

Образование дополнительное детей и взрослых

(наименование вида экономической деятельности)

________________
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам 3

Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

Организация досуговой деятельности обучающихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы

Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания

Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Организационно-
методическое обеспечение реализации дополнительных
общеобразовательных программ

Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Организационно-
педагогическое обеспечение
реализации дополнительных общеобразовательных программ

Организация и проведение массовых досуговых мероприятий

Организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

Организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

________________
3 К дополнительным общеобразовательным программам относятся программы различной направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической.

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

Происхождение обобщенной трудовой функции

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Педагог дополнительного образования
Старший педагог дополнительного образования 4
Тренер-преподаватель 5
Старший тренер-преподаватель 6
Преподаватель 7

Требования к образованию и обучению

Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки"
или
Высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки"

Требования к опыту практической работы

Для старшего педагога дополнительного образования - не менее двух лет в должности педагога дополнительного образования, иной должности педагогического работника

Для старшего тренера-преподавателя - не менее двух лет в должности тренера-преподавателя или педагога дополнительного образования соответствующей направленности

Особые условия допуска к работе

Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации 8

Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации 9

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей экскурсий с обучающимися - прохождение инструктажа по обеспечению безопасности жизнедеятельности

При привлечении к работе с несовершеннолетними в качестве руководителей туристских походов, экспедиций, путешествий с обучающимися - прохождение обучения по дополнительным общеобразовательным программам

________________
4 Старший педагог дополнительного образования с целью обеспечения координации деятельности педагогов дополнительного образования и оказания им методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.

5 Наименование должности используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.

6 Старший тренер-преподаватель с целью обеспечения координации деятельности тренеров-преподавателей и оказания методической помощи дополнительно выполняет функции, описанные в обобщенных трудовых функциях В "Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" и С "Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ" настоящего профессионального стандарта.

7 Наименование должности используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).

8 Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.308, 2010, N 52, ст.7002, 2013, N 27, ст.3477, 2014, N 52, ст.7554, 2015, N 1, ст.42).

Читайте также: